Виталий Правдивцев Эти загадочные зеркала...


Диалог с преданием

Сказка—ложь, да в ней намёк! А.С. Пушкин.
Прекрасная книга, которую вы держите в руках, для меня по-своему знаковая. Так и хочется поставить на обложке гриф «XXI век». Конечно, основные факты, изложенные в ней, были известны и ранее. Но они были разбросаны по сотням и тысячам малодоступных изданий, а главное — их комбинаторика, интерпретация, осмысление выглядели совершенно иначе и сводились обычно к жёсткой, как прокрустово ложе, альтернативе «или — или», разумеется, в «пользу» научного подхода и в ущерб наивным и старомодным народным «иллюзиям».
Сегодня, когда человечество одной ногой шагнуло в информационную эпоху, прежний его взгляд на мир и на себя в нём претерпевает серьёзную коррекцию, превосходящую по масштабам и последствиям все прежние интеллектуальные революции.
Фантомная тоска по совсем недавнему восприятию окружающего мира, привычному и удобному, как разношенная обувь, расшифровка генома, невольно напомнившая атомизм Демокрита, не могут заслонить того, что на арену познания выходят психология виртуальных реальностей, логика нелинейных процессов, философия нестабильных состояний, «гибридные» построения и «композитные» научные дисциплины. В области естественных и связанных с ними абстрактных наук происходит активное становление новой «философии невидимого».
То, что, казалось, должно было рассеяться при сближении со «скальпелем» бесстрастных научных аргументов, стало неожиданно сливаться с ними воедино, образуя «гремучую смесь» нового сознания информационной цивилизации. Однобоко задранное «коромысло» известного афоризма Гераклита Эфесского вдруг стало на глазах выравниваться. Вырванная из авторского контекста первая часть ключевой фразы его диалектики «всё течёт, всё изменяется» обрела изначальную авторскую законченность: «но, изменяясь, остаётся прежним»! Подлинная, глубинная диалектика вместо мнимой, верхушечной! Словом, рубеж столетий совпал с поистине тектоническими сдвигами в пространстве мировосприятия: западного и восточного, идущего от прошлого и забегающего в будущее с явным уклоном в сторону «синтетических» форм.
Надо отдать должное творческой дерзости В. Правдивцева, необычная работа которого находится в русле нарастающих тенденций. В своей книге он многократно и убедительно показывает, что «дологическое» или «прало-гическое» мышление тех, кого ещё недавно даже лучшие умы Европы презрительно и высокомерно нарекали дикарями, вполне сопоставимо с суперсовременными — «постлогическими» — когнитивными концепциями.
Автора этой увлекательной книги с полным основанием можно отнести к представителям так называемой девиантной науки — «отклоняющейся» от общепринятых ортодоксальных критериев и взглядов. Вступая в кажущееся противоречие с устоявшимися представлениями, эта область науки играет в целом весьма позитивную роль. Она не только выявляет недостатки существующих теоретических моделей, но и предлагает собственные концепции и познавательные стратегии. «Русская школа» всегда отличалась таким научным инакомыслием. Не являлся исключением и ушедший XX век. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать имена таких мыслителей, как К.Э. Циолковский («космическая философия»), А.Л. Чижевский (гелиобиология и влияние Солнца на исторические процессы), Д.Л. Андреев (метаистория), Л.Н. Гумилев (теория пас-сионарности)... А ещё я вспоминаю Николая Ивановича Вавилова. Будучи уже немолодым человеком, он отыскивал в горных Андах первозданный картофель, дикий, мелкий, малоурожайный, горьковатый, но зато обладающий мощным адаптационным потенциалом, естественный, природный, чей генофонд не был засорен беспорядочным и подчас бестолковым вмешательством человека. Именно «дикарь» должен стать основой «цивилизованного» картофеля будущего.
Можно с уверенностью сказать, что, как и многие сегодняшние русские ученые, изучающие связи между природным и человеческим, Виталий Правдивцев продолжает эту традицию. Тема, которую он исследует в этой книге, весьма неожиданна: она касается взаимодействия человека с казалось бы банальным предметом — зеркалом.
Практически вся книга посвящена феноменам, в классической науке объяснения пока не получившим. Обладая широким горизонтом ума и завидной эрудицией, автор пытается восполнить этот пробел. Он рассматривает феномен зеркал как бы сверху и обнаруживает его связи с явлениями, на первый взгляд далеко от него отстоящими. При выдвижении своих гипотез ученый смело, но, как мне видится, весьма корректно привлекает знания из самых разных областей: космологии и философии, психологии и истории, оптики и кристаллографии, геофизики и кибернетики, генетики и биологии...
Для подкрепления своих позиций автор нередко обращается к новейшим научным теориям и гипотезам, которые выходят за рамки сложившейся научной парадигмы и не являются общепризнанными. Несмотря на это, такой подход видится вполне оправданным — хотя бы наличием серьезных теоретических обоснований и экспериментальных подтверждений.
Виталий Правдивцев относится к числу тех ученых, для кого мир не ограничен видимой реальностью. Но при этом, несмотря на многочисленные соблазны, автор занимает достаточно взвешенную позицию. «Лезвие бритвы», на котором он искусно балансирует, лежит между двумя вечными крайностями — древним эмпирическим опытом, нередко «закутанным» в психологические одежды мистики и эзотерики, с одной стороны, и наукой как специализированной отраслью человеческой деятельности, с другой. Автор одинаково далек и от бездумного принятия за истину любых небылиц, и от пренебрежительного отношения к народному опыту. К последнему он относится с особым, я бы сказал, бережным вниманием. Для него легенды и предания — далеко не пустые и глупые суеверия. Он убежден, что многие укоренившиеся в народе поверья, хотя и не являются «научным» знанием, тем не менее несут в себе зерна истины, отпечаток какого-то необычного опыта или многократных наблюдений.
Во время чтения мне вдруг с какой-то новой, можно сказать, геопсихологической стороны открылся мощнейший пласт человеческих знаний, родившийся из эмпирического опыта тысяч поколений наших наблюдательных предков, пристально вглядывавшихся в окружающую природу и в самих себя. Всё явственнее становится, что эти знания замысловато закодированы в преданиях и легендах, привычках и обычаях, народных верованиях и эмпирических наблюдениях, уходящих корнями своими в дописьменную эпоху.
Любая книга — это диалог с читателем или с теми, кто уже когда-то высказал свои суждения о предмете разговора. Диалог, развернувшийся на страницах этой книги, — особый. Это — диалог с преданием. Это — восстановление прерванных культурных ценностей.
Каких бы вопросов ни касался автор — будь то физические или информационные свойства зеркал, загадки человеческой психики или тайны Вселенной, — всегда в рассмотрение проблемы он включает разные пласты знаний. Народные традиции и интуитивные прозрения древних мудрецов, загадочные случаи наших дней и свидетельства авторитетных лиц сопоставляются с достижениями философской мысли и современного естествознания. Автор на фактах демонстрирует, что в наше время необычные явления, связанные с зеркалами, обнаруживают ученые самых разных областей знаний — физики, биологи, генетики, психологи... Все эти разрозненные пласты информации автор соединяет в единый «пирог» — гармоничное целое. Логично увязывая все уровни знаний, он совершает восхождение от нижних уровней к более высоким, вплоть до философских обобщений, при этом самому себе отводит роль «следователя», который постоянно разрешает возникающие загадки. Путь, выбранный В. Правдивцевым, — трудный, но благодарный. Исследователь пытается с позиций науки, продвинутой за пределы привычной «классики», осмыслить те или иные поверья, легенды, высказывания людей прошлого. Он ищет и, похоже, находит в сказках, «бессмысленных» приметах и «нелепых» метафорических древних рекомендациях глубинный и, как это ни парадоксально, в чём-то авангардный по отношению к классической западной науке смысл.
Читая книгу о взаимоотношении человека и зеркала, я вдруг вспомнил афоризм сэра Киплинга, автора бесподобной «Книги джунглей»: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда». И тут же на ум пришло гораздо более современное поучение: «Никогда не говори „никогда"!»
При чтении этой книги у меня то и дело возникало впечатление, будто я опять очутился в Тропической Африке, которая так много мне дала в плане мировоззренческих образов и образцов, что подчас ощущаю себя «белокожим чернокожим». Позиция автора мне близка и понятна. Дело в том, что стиль мышления Виталия Правдивцева близок по духу к мышлению восточных и африканских народов. Африканец мыслит не по привычной европейцу модели «перебора» вариантов и исключения противоположности в духе «или — или», а по традиционно-ритуальному принципу оценки прежнего опыта: «как..., так и...». Это позволяет ему воспринимать реальность в ее целостности. Сознание африканца пронизано священным трепетом чувства, искренней верой, утонченной интуицией. Оно подобно объятию, соприкосновению с объектом, реализуется через сопричастность к нему.
В известном смысле Восток выступает историческим «зеркалом» Запада, в котором его прогрессивные интеллектуалы, включая учёных Римского Клуба, впервые увидели не только своё прошлое, от которого Европа стыдливо отворачивалась в течение тысячелетий, но и черты модели будущего планетарного мироустройства. Сегодня даже величайший прагматик XX века Билл Гейтс в нашумевшей книге «Бизнес со скоростью мысли» вынужден признать, что тезаурус Интернета останется ущербным, если его не удастся вывести на информационный потенциал восточных цивилизаций.
И ещё одна пробужденная книгой В. Правдивцева ассоциация, от которой никак не удаётся отделаться. Авторский подход по-своему намечает прорыв между визуально-энергетическим и виртуально-информационным состояниями сознания. Дело в том, что, общаясь с отражательными поверхностями физически, человек уже в процессе своего выделения из остального животного мира формировал психологическое «зеркало» внутри себя. Зеркальные поверхности позволяют ему как бы со стороны увидеть одновременно себя и не себя (разворот изображения по оси правое—левое), что упорно перекликается с информационно-психологической, зеркалоподобной рефлексией. Последняя предполагает моделирование себя «в других» и других «в себе» или, употребляя библейский алгоритм, сопоставление «образов и подобий» окружающих с собой, а себя — с матрицами должного поведения.
Постепенно раскрывая свое видение феномена зеркал, автор вместе с читателем размышляет, сомневается, ищет. И тот, кто последует за ходом его мысли, имеет шанс совершить вслед за Алисой не менее увлекательное путешествие в страну манящих и загадочных зеркал. С логикой такого подхода трудно спорить, и потому незаметно для себя оказываешься в плену авторской аргументации. В то же время, осознавая, что в исследовании необычных свойств зеркал наука находится лишь в начале пути, В. Правдивцев выдвигает гипотезы и формулирует свои прогнозы достаточно осторожно. Сознательно избегая роли учителя, он предоставляет читателю возможность самому принять ту или иную точку зрения. Такая позиция, несомненно, заслуживает уважения.
Хотелось бы подчеркнуть еще одно достоинство книги. Несмотря на то, что она посвящена зеркалам, проблематика ее намного шире. Фактически в центре интересов автора — человек, его сознание, его необычные возможности. Обо всём этом ученый — специалист в области искусственного интеллекта — говорит компетентно, с глубинным пониманием проблем.
История научного познания — арена смелых предположений и их перманентных опровержений. Открывая перед читателем новые горизонты науки, автор незаметно вовлекает его в процесс со-творчества, со-познания, побуждает к пересмотру устоявшихся взглядов. И не только на проблему человека, но и на его место в мироздании. Психологическое воздействие книги усиливается тем, что по ходу повествования автор то и дело затрагивает серьезные проблемы мировоззренческого характера. Это особенно актуально сегодня, когда перед человечеством стоит проблема выживания, во многом связанная с настоятельной потребностью неотложной выработки новой парадигмы бытия, сознания и деятельности.
Тщательность ученого удачно сочетается у Правдивцева с большим опытом журналистской работы, с уважением к читателю и пониманием его интересов. Он не отпугивает читающую публику научной и тем более псевдонаучной терминологией. Эта книга — не кабинетное мудрствование, а живое и внятное изложение собственных, иногда неожиданных взглядов. Четкая постановка вопросов и нетривиальность мышления прекрасно сочетаются с умением автора рассказать о сложных вещах доступно и ясно. Наряду с интереснейшими гипотезами, в книге собран богатейший фактический материал и содержатся ценные практические советы, которыми может воспользоваться тот, кто её прочтёт.
И еще одно хочется отметить. Несмотря на то, что автор стоит на иных мировоззренческих позициях, чтение его книги доставит удовольствие даже убежденным материалистам. Хотя бы игрой ума — быть может, самой увлекательной из игр, придуманных человечеством...

Игорь Андреев,
доктор философских наук,
профессор, главный
научный сотрудник
Института человека
Российской академии наук
1 ноября 2001 г.

Зеркала и феномены Зазеркалья: иерархия гипотез

Невидимое мы узрели
И неделимое разъяли.
Но так же дождь стучит в апреле,
Как при Софокле и Дедале. <...>

Еще мы смертны, слава Богу,
Еще смеемся мы и плачем.
А то, что кажется Итогом,
Лишь только правило к задаче...

Эти строки из стихов Вадима Шефнера как нельзя лучше отражают мои впечатления от книги Виталия Правдивцева. Признаться, когда читаешь эпиграф , в котором автор, следуя за Монтенем, отводит себе скромную роль собирателя фактов и легенд («букета цветов»), ожидаешь, что эта книга будет представлять очередную подборку рассказов о таинственных явлениях, каковых сегодня печатается немало. Однако по мере того как продвигаешься в глубь книги, начинаешь понимать, что это впечатление обманчиво и что роль автора куда значительнее.
Тема зеркал всегда вызывала интерес у самых разных людей. И тем не менее многое здесь пока лежит вне поля зрения науки. Добавим и то, что до сих пор ни у нас, ни за рубежом не было книги, в которой эта тема рассматривалась бы широко и одновременно глубоко. Этот трудно объяснимый пробел восполняет книга Виталия Правдивцева — добросовестная попытка разобраться с довольно сложным и одновременно захватывающим феноменом, который периодически озадачивает не только простых обывателей, но и ученых.
Эта книга — большой и достойный уважения кропотливый труд, в котором, может быть впервые, сведен воедино интереснейший и разнообразный материал о необычных свойствах зеркал и кристаллов. Ее автор — не фантаст и беспочвенный мечтатель, а хорошо подготовленный жизнью и научными исследованиями человек, который в своем научном развитии прошел школу от радиотехника до специалиста по искусственному интеллекту, участника создания сложнейших систем космического назначения. И хотя тема книги напрямую не связана с его профессиональной деятельностью, однако именно профессионализм автора в совокупности с его развитой интуицией во многом способствовали созданию этого фундаментального труда, потребовавшего энциклопедических знаний в области науки и эзотерики.
Этот феномен впервые рассмотрен одновременно с самых разных точек зрения — от мировоззренческой до бытовой. Некоторые затронутые автором вопросы до сих пор в отечественной литературе вообще не освещались.
В своей оригинальной работе Виталий Правдивцев выступает вовсе не как компилятор чужих идей и мнений, но как самостоятельно мыслящий исследователь. Он размышляет, анализирует, выдвигает собственные, порой весьма неожиданные гипотезы. В свете этих гипотез находят объяснения многие «зеркальные» феномены.
Кратко перечислю некоторые из этих нетривиальных идей. Довольно обоснованной мне кажется мысль автора о том, что зеркала облегчают вхождение человека в так называемые измененные состояния сознания, причем не только как объект концентрации внимания, но и как активно действующая сила: зеркало воздействует на психику человека независимо от его воли.
Весьма убедительно звучит и гипотеза о роли в этом поляризованного света, который, по мнению автора, способствует вводу молекул и биополей ДНК в суперкогерентный режим, что, в свою очередь, стимулирует прием мыслеобразов извне — в частности, из информационных полей «тонкого мира».

---------------------
Под тонким миром в восточной философии и в ряде современных научных исследований понимают непроявленный (духовный) мир, где хранится информация и сценарий эволюции проявленного (вещественного) мира.

Интересной выглядит гипотеза автора о том, что в ряде случаев зеркало выступает не только как отражающая поверхность, но и как своеобразный преобразователь энергоинформации и некий «пси-лазерный» усилитель, который позволяет слабые внутренние (возникшие в мозгу человека) мыслеобразы сделать более четкими и различимыми.
Объясняют многие феномены и другие весьма аргументированные гипотезы автора: о памяти зеркал и кристаллов, о влиянии их на пространственно-временной континуум, о возникновении в зеркалах голографических образов, об энергоинформационных свойствах трещин и пр.
Конечно, сегодня еще трудно оценить справедливость и перспективность выдвинутых автором гипотез. Однако мою задачу в немалой степени облегчает наличие целого ряда серьезных работ отечественных ученых А. Акимова, В. Бехтерева, Л. Васильева, П. Гаряева, В. Казначеева, В. Налимова и др., в которых не только дается теоретическое обоснование, но и приводятся практические результаты, прямо или косвенно подтверждающие идеи, выдвинутые автором.
Свои гипотезы автор старается излагать последовательно, одна как бы вытекает из другой. Благодаря этому на глазах читателя возникает своего рода иерархия гипотез, каждая из которых представляет собой некоторый научный и практический интерес. Важно и то, что гипотезы существенно не противоречат друг другу. Более того, они выстраиваются в довольно стройную концепцию, в которой, как «нитью» Монтеня, оказываются увязанными между собой самые разные области знаний.
Эта нить, стержневая идея всей книги — реальность тонкого мира. Именно феномены «Зазеркалья» помогают нам утвердиться вмысли о существовании миров Вселенского Сознания, или Вселенского Духа. Сегодня это чрезвычайно важно. Мыслящему человечеству становится всё более ясно, что выход из эколого-этического кризиса современной цивилизации возможен только при условии принятия наукой непротиворечивости с ней идей тонкого мира и Творца. А это, в свою очередь, влечет необходимость духовно-интеллектуального сотрудничества науки и религии. Только образованное общество, проникнутое нравственной наукой, способно преодолеть экстремизм религиозных фанатиков, процветающих на ниве борьбы конфессий. «Черный вторник» 11 сентября 2001 года, ознаменованный трагедией Нью-Йорка, а вернее, трагедией всего цивилизованного мира, наглядно продемонстрировал всем нам, что духовное здоровье человечества, его психосферы важнее любых технических достижений.
Надо сказать, в своем исследовании автор книги занимает довольно взвешенную позицию. С одной стороны, он не боится говорить о вещах, которые принято относить к разряду мистических. А с другой — говорит о них с позиций широко мыслящего ученого, которому в полной мере присущи и скептицизм, и корректность. Вспоминаются слова автора книги «Великие посвященные» Эдуарда Шюре: «Смотреть на мир с точки зрения физической или духовной не значит рассматривать различные объекты; это значит смотреть на мир с двух противоположных сторон». Можно по-разному относиться к гипотезам В. Правдивцева, но уверен: огромный объем собранного материала, усердие и научная честность автора в его обработке и осмыслении делают книгу привлекательной как для людей, интересующихся мистическими концепциями, так и равнодушных к ним.
В своей книге Виталий Правдивцев знакомит читателя не только с малоизвестными исследованиями, о которых он нередко имеет сведения из первых рук, но и высказывает ряд собственных, по моему мнению, весьма перспективных идей, которые могут воплотиться в будущем: о возможности использования пси-лазерного эффекта, о создании «омолаживающих зеркал», о необычном применении поляризованного света, об использовании зеркал и кристаллов для информационного программирования в медицине, в качестве нетрадиционного средства связи, инструментария для творцов, в экологических целях, и даже как нового инструмента познания Мира... Эти идеи, на мой взгляд, достаточно «безумны», чтобы привлечь внимание ученых, работающих в разных областях, в том числе и в области новых технологий.
В заключение хотелось бы отметить, что книга написана человеком явно романтичным и увлеченным. И мне кажется, автору удалось передать эту увлеченность читателю. Книга может читаться и как богато иллюстрированное художественное произведение, и как научно-популярный труд. Ее, без сомнения, с живым интересом прочтут и школьник, и ученый, человек любого возраста и любой профессии. А у кого-то, возможно, она вызовет желание глубже постичь удивительный мир зеркал и всерьез заняться изучением их необычных свойств. Ну что ж, как говорил А.С. Пушкин, «Бог в помощь вам, друзья мои!»

Владимир Волченко,
доктор технических наук,
профессорМГТУ'им. Н.Э. Баумана,
академик Российской акадекмии
естественных наук
16 ноября 2001 г.

От автора

... Я сделал лишь букет цветов и ничего не прибавил своего, кроме нити, которая связывает их.

Мишель де Монтень (1533—1592)

Зеркало... Казалось бы, что может быть загадочного в этой заурядной вещи. Плоское стекло, амальгама... — ну что тут таинственного? И всё же...
Если на минутку отрешиться от привычности этого предмета и взглянуть на него свежим взглядом, то неожиданно обнаруживается, что ничего более загадочного в наших домах просто нет! Прежде всего зеркало поражает своей непостижимой двойственностью. Можно смело утверждать, что оно — настоящий символ двойственности мира. Судите сами.
С одной стороны, это совершенно конкретный материальный предмет, который в любой момент можно потрогать, перевесить, наконец, просто разбить. А с другой — отражение, возникающее в нем, — нематериально, неосязаемо и неподвластно человеку. Это фантом, который можно наблюдать, но нельзя пощупать.
Бесцветное и пустое зеркало — вовсе не картина. Но поразительно — оно всегда заполнено цветными изображениями.
Плоское, всегда ограниченное размерами, оно умудряется вобрать в себя практически неограниченную глубину.
Равнодушное и нейтральное по своему предназначению, зеркало в то же время обладает поистине гипнотической-властью над человеком. Редко кто пройдет мимо зеркала, не взглянув на свое отражение.
Казалось бы, оно абсолютно правдиво отражает мир, ничего не прибавляя и не отнимая от него. И в то же время — парадокс! — это «честное и объективное» зеркало нас то и дело обманывает. Его фантастические иллюзии способны ввести в заблуждение кого угодно, заставляя разум входить в неразрешимое противоречие с чувствами.
Источник невероятных фокусов, зеркало умеет многое. Например, превратить заднее в переднее, сделать зримой бесконечность, умножить количество предметов, находящихся перед ним. Оно буквально наизнанку выворачивает реальность, позволяя нам увидеть вещи с невидимой, недоступной в данный момент нашему глазу стороны. Да что там «позволяет»! Если вдуматься, то зеркала только тем и занимаются, что показывают нам невидимое. И только невидимое! Причем в прямом и переносном смысле...
Работая совсем над другими темами, я то и дело натыкался на странные свидетельства. На разные лады они говорили об одном и том же: мол, человек, смотрящий в зеркало, иногда наблюдает в нем какие-то загадочные видения. Сообщения эти носят поистине глобальный характер: они принадлежат самым разным эпохам и культурам, поступают с самых разных континентов. От людей вполне вменяемых и заслуживающих полного доверия. Более того, в этих свидетельствах совпадают такие мелочи и детали, которые человеку, специально не занимавшемуся этим вопросом, придумать было бы трудно.
Короче, количество сообщений постепенно перерастало в новое качество: «А что, если..?» К тому же в уме прочно сидело шопенгауэровское: «Совпадение множества независимых свидетельств есть доказательство их истинности».
В общем, я в очередной раз начал ощущать себя «ёжиком в тумане». Меня разбирало любопытство: а как оно на самом деле? Есть всё это или нет? И еще. Неужто никто не пытался объяснить эти свидетельства или хотя бы разоблачить их как выдумки?
Зная, что различным таинственным феноменам посвящены сотни книг и статей, я в первую очередь полез в литературу. И с удивлением обнаружил, что «серьезных» работ, которые бы с точки зрения науки пытались объяснить феномен зеркал, — нет! Во всяком случае, найти мне их не удалось...
Это еще больше подогрело мой интерес, и я решил исследовать проблему сам. А что еще оставалось делать? За несколько лет я «перелопатил» кучу литературы: средневековые трактаты алхимиков и современные учебники по оптике, советы знахарей и откровения мистиков, свидетельства авторитетных лиц и сомнительные байки из бульварной прессы... Познакомился я и с учеными (физиками, биологами, психологами...), которые в своих исследованиях сталкивались со странными свойствами зеркал. Ко всему этому постоянно добавлялись рассказы моих знакомых и письма читателей, реагировавших на мои публикации. Естественно, кое-что проверил и на себе...
Попутно пытался выяснить отношение к «зеркальным аномалиям» и у других людей. Оно отличалось порой кардинально. Обнаружилось, что независимо от образования и возраста мои собеседники делились на три основные категории. Одни уверенно заявляли, что всё это — народные сказки и относиться к ним надо соответственно — как к мифотворчеству. А что касается «сумасшедших оккультистов», то на их «бред» нечего и время тратить. Другие были не столь категоричны, но требовали достоверных фактов и неопровержимых доказательств. При этом настойчиво интересовались: а как к этой проблеме относятся ученые? А заодно, как бы между прочим, спрашивали, правильно ли в их доме висят зеркала и не стоит ли их повесить иначе.
Однако были среди «опрашиваемых» и такие (их оказалось не так уж мало), которые твердо убеждены: «В зеркалах что-то есть!» — ив доказательство приводили примеры из собственной жизни или рассказы своих близких. Процентное соотношение «скептиков», «сомневающихся» и «верующих» я, конечно, не высчитывал, но у меня создалось впечатление, что большинство людей всё-таки верит в загадочные свойства зеркал.
Оказалось, что многих, как и меня, интересуют в общем-то одни и те же вопросы.
Существуют ли зеркальные видения на самом деле или это — досужие вымыслы? А если они действительно возникают, то что это такое — реальность или плод воображения, галлюцинации?
Несут ли зеркальные видения сколько-нибудь достоверную информацию? И если да, то откуда она берется? И какова в этом роль зеркала?
Если зеркало действительно обладает уникальными свойствами, то в чем его секрет?
Откуда эти народные суеверия насчет разбитых и треснутых зеркал? Зачем завешивают зеркала в доме покойного? Всё ли равно, где висит зеркало? Есть ли у зеркала «память»? А правда ли, что долго смотреться в зеркало — вредно? Не опасно ли гадать на зеркалах?...
Вопросам не было конца... Пытаясь ответить на них, я собирал и систематизировал факты, старался осмыслить их с точки зрения современной науки, а заодно отделить «зерна» от «плевел».
Так родилась книга, которую вы сейчас держите в руках.
Нет, это — не книга всезнайки, который хочет просветить читателя. Я не ставил перед собой цель дать ответы на все вопросы, связанные с зеркалами (хотя в меру своих сил и старался). Эта книга — поиск и размышления. Кое-что уже вырисовывается, и ряд своих гипотез по этой проблеме я в книге изложил. С удовлетворением и даже, признаться, с некоторой гордостью отмечаю, что некоторые из них уже экспериментально подтверждены учеными. Но многое и до сих пор остается для меня загадкой. И я буду искать дальше. Потому что теперь уверен: особые свойства зеркал — реальность, и изучение их через некоторое время станет задачей исключительно актуальной. Решение ее напрямую соприкоснется со многими проблемами физики, биологии, медицины и особенно — психологии. Ведь загадки зеркал самым тесным образом связаны с одной из самых великих тайн Природы — с тайной человеческого сознания.
Я глубоко признателен всем, кто своими советами или сведениями помог мне в написании этой книги. Хотелось бы искренне поблагодарить ученых, которые проявили интерес к этой теме и помогли мне своими консультациями: А.Е. Акимова, П.П. Гаряева, Г.Г. Тертышного, Г.И. Шилова, космонавта-испытателя С.В. Кричевского. За помощь в подборе литературы и иллюстративного материала я от души благодарен библиотечным работникам: Е.В. Николаевой, Л.Ф. Ходневой, Ф.Е. Ященко; главному редактору журнала «Материнство» Е.В. Любаровой, главному редактору журнала «Чудеса и приключения» Г.В. Смирнову, научному редактору журнала «Свет» («Природа и человек») Г.Р. Арутюнову. Огромное спасибо хочется сказать заведующей библиотекой музея-усадьбы «Архангельское» Элеоноре Зиновьевне Головановой, которая не только предоставила мне возможность поработать с богатым фондом библиотеки, но дала очень ценный совет, которым я не преминул воспользоваться. Не могу не упомянуть с благодарностью и моих друзей — художника Сергея Кузнецова, чьи графические работы придали обложке и страницам, предваряющим каждую из частей книги, особую выразительность; Александра Савенкова за Интернет-поддержку и его сына Сергея за консультации по оптике; Владимира Сычева за организационную помощь, а также друга нашей семьи Леночку Юрченко, с легкой руки которой в приложении появились художественные произведения. И конечно же, я особо признателен за помощь своей жене Ольге Николаевне. Её участие в работе над книгой было столь большим и разнообразным, что без него книга получилась бы совсем другой.
Я продолжаю работать над этой темой и буду благодарен читателям за любые новые свидетельства, идеи, гипотезы, мысли, предложения...
Со мной можно связаться по E-mail: pravd@investmed.org
И в заключение хотел бы привести слова замечательного ясновидца Якоба Бёме (1575—1624), которые мне встретились в его работе «Аврора, или Утренняя заря в восхождении». Они как нельзя точно выражают мои собственные мысли, и потому именно ими я хотел бы предварить последующее изложение:
*Что в одном месте опишу я недостаточно об этой великой тайне, то ты найдешь в другом: чего я не смогу описать в этой книге из-за пространности предмета и моей невразумительности, то ты найдешь в следующей. Ибо книга эта есть лишь первый отпрыск той веточки, который зеленеет в своей матери; подобный ребенку, который учится ходить и не может быстро побежать».

Ноябрь 2001 г.
Виталий Правдивцев

Используются технологии uCoz