Виталий Правдивцев Эти загадочные
зеркала...
Волшебное зеркало воды
Вода бесконечные лики вмещает
В безмерность своей глубины...
Константин Бальмонт
Вообще говоря, человек мало изобрел того, чего не придумала
до него Природа. Он только учится на её гениальных подсказках да пытается
подражать ей. Так произошло и с зеркалами. Природа подарила их людям
задолго до того, как они научились выплавлять металлы и варить стекло.
Зеркало всегда было рядом с человеком: достаточно было взглянуть в спокойную
гладь озера, колодец или просто чашу с водой. Отражение влекло к себе,
заставляло всматриваться, завораживало, будоражило воображение... А
порой пугало и вызывало мистический трепет: в глубине воды вдруг возникало
нечто неожиданное, чего совсем не было рядом... С тех далеких времен,
видимо, и идут корни многих народных поверий. Например, такого: всматриваясь
в водную гладь, можно увидеть свой смертный час. В этом были убеждены
древние индийцы, греки, славяне...
Известный русский этнограф, собиратель народных преданий и сказок А.Н.
Афанасьев (1826—1871) в своих работах приводит немало подобных сведений.
Вот лишь два из них. «Марку-королевичу вила [у западных славян — ведьма,
колдунья.— В.П.] предвозвестила его смертный час и в подтверждение слов
своих послала его к горному источнику, заглянув в который королевич
тотчас же прочитал на своем лице близкую кончину. <...> Чехи до
сих пор убеждены, что, глядясь в колодцы на „щедрый" вечер, можно
увидеть свое будущее» [АА8].
Исторические изыскания утверждают: и не только своё...
Э.
Берн-Джонс. Голова Горгоны
В руке её — стакан воды
Это произошло в 1707 году, во время царствования «Короля-Солнца»
— Людовика XIV, и об этом событии сохранились документальные свидетельства.
В тот день в доме фаворитки герцога Орлеанского состоялось необычное
представление. Посреди зала в окружении знатных господ стояла робкая
восьмилетняя девчушка, дочь слуги. В руке её был стакан с водой, поданный
герцогом, — он хотел убедиться в необычных способностях малышки, о которых
ему сообщила хозяйка дома.
— Скажи, дитя мое, правду ли говорят, что ты можешь предсказывать будущее
с помощью стакана воды? Если это так, то опиши нам сцену смерти короля
Людовика XIV. Кого ты видишь в тот момент в его спальне? Можешь ты нам
об этом сказать?
Все примолкли, и в зале наступила тишина. Напряженно всмотревшись в
воду в стакане, девочка начала тихо говорить. Сначала она подробно описала
какую-то комнату. И тут присутствующие переглянулись: это явно была
спальня короля Людовика XIV. Описала умирающего короля и всех окружавших
его: как выглядят, во что одеты, где стоят...
— А ты не видишь других лиц? Например, вот этих? — взволнованный вельможа
указал на присутствовавших при гадании герцога Бургундского и герцога
Бери. Девочка внимательно посмотрела на гостей и снова устремила свой
взор в стакан.
— Нет, — покачала она головой, — я их не вижу, потому что их там нет.
Герцог Орлеанский и другие гости были явно озадачены. С одной стороны,
девочка явно не фантазировала: она с абсолютной точностью описала королевскую
спальню, в которой не была ни разу в жизни. А с другой стороны, их —
особо приближенных к королю — не было рядом с ним в его последний час.
Что это значило?..
Смятение вельмож не помешало им тут же записать услышанное предсказание
и скрепить документ своими подписями. Копии его сохранились до наших
дней... А спустя восемь лет король Людовик XIV скончался, и сцена его
смерти в точности соответствовала описанию маленькой провидицы. И никого
из тех, кто присутствовал на необычном сеансе, у смертного одра на самом
деле не было. Они умерли раньше своего короля...
Этрусская
чаша для гадания
Чары для чародейства
Судя по всему, гадание с помощью воды было известно еще
в древности. «Пристальным вглядывани-ем» в её зеркальную гладь вызывали
духов сибирские шаманы и таоистские пророки в Китае, африканские колдуны
и индейцы Северной Америки.
Впрочем, приемы гадания были не везде одинаковы. Например, древние греки,
занимавшиеся гидромантией — предсказаниями по воде, для того чтобы вызвать
изображения богов, иногда бросали в воду геммы .
------------------------------------
Гемма — резной камень с выпуклыми или углубленными изображениями. В
древности геммы служили печатями, знаками собственности, амулетами,
украшениями.
А где-то использовали хрустальные сосуды. Так, в жизнеописании
Исидора — главы афинской школы неоплатоников (VI век) — рассказывается
о его встрече с благочестивой женщиной, обладавшей божественным даром
предсказывать будущее. Делала она это с помощью хрустальной чаши, в
которую наливала чистую воду, — оставалось только описать то, что она
видела в ней.
Известный исследователь древних верований и обычаев Дж. Фрэзер рассказывает,
что когда жители Траллеса пожелали узнать, чем окончится митридатская
война, «они обратились к одному мальчику, который, глядя в воду, уверял,
что видит в ней изображение Меркурия, и, вдохновленный видом божества,
воспел грядущие события в ста шестидесяти стихах» [ФД2/2].
Особо искусны в гадании на воде были персы. Существует даже предположение,
что искусство это было занесено на Запад именно из Персии.
Бытовал подобный способ ясновидения
и у славянских народов. Среди археологических находок, сделанных в По-днеп-ровье,
немало больших глубоких сосудов (чар), относящихся еще к так называемым
траяновым векам (II — IV века).
Древнеславянская
новогодняя гадательная чара. IV век
По мнению крупнейшего историка, академика Б.А. Рыбакова,
эти чаши (чары) служили для традиционных крещенских гаданий — чародейства.
Да и в более поздние времена подобные сосуды широко использовались в
быту для гаданий: и для «аграрных», и для предсказания судьбы. Может,
с тех пор и повелось у нас говорить: «Как в воду глядел» — о тех, кто
предвидел что-то, будто узнал заранее. И кто знает, может быть, такие
известные на Руси еще с XI века слова, как «чары» (завораживающая, пленяющая
сила), «чародейство» (волшебство, колдовство) и «чара» (чаша, кубок),
имеют не только похожие корни, но и связаны глубинным смыслом?
Обряды, сходные с гаданием на воде, сохранялись на Руси и в более поздние
времена. К примеру, в секте хлыстов, возникшей в XVII веке среди крестьян
Нечерноземья, на протяжении нескольких столетий в почете было следующее
действо. Во время ритуальных «радений» в молитвенных домах ставили посреди
комнаты чан с водою, освещенный восковыми свечами. «Когда в ходе „радений"
вода в чане заколеблется, то все, став на колени, видят над чаном туман,
а в тумане младенца (Иисуса), которому и поклоняются» (Энциклопедия
Брокгауза и Ефрона. СПб., 1903. Т. 73. С. 407).
Вообще говоря, сосуды с жидкостью применялись для ясновидения повсеместно.
Так, согласно манускрипту XII века, лохань с медовым вином для этих
целей использовал король Британии Ллуд. Эта легенда (а может, и реальная
история) даже вдохновила Вильяма Шекспира (1564— 1616) на описание в
трагедии «Макбет» магического обряда вызывания призраков из котла с
колдовской жидкостью.
Диагноз из чайника
Впрочем, не только у великого Шекспира можно найти подобные
откровения. Член ордена баварских иллюминатов, «посвященный» высокого
ранга, носивший тайное имя Абарис, ученый, чьи изобретения в области
оптики опережали современную ему науку на века и были долгое время засекречены,
в весьма своеобразной форме приоткрыл нам то, в чем, судя по всему,
не сомневался. В своем «Фаусте» Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832) (а
этим человеком был именно он) рассказал, как, пристально всматриваясь
в стакан с весенней водой, можно не только вызвать духов или найти вора,
но и узнать диагноз болезни.
Член
ордена баварских иллюминатов, «посвященный» высокого ранга Иоганн Вольфганг
Гете был не только поэтом и драматургом, но и одним из самых крупных
в истории специалистов в области оптики.
О том, что вглядывание в блестящие поверхности использовалось
для каких-то целей древними врачами, туманно сообщают и старинные медицинские
сборники. С какой целью это делалось, можно только догадываться. Не
исключено, что с той же, которую преследовал доктор Фауст или современные
шаманы экваториальной Африки. А последние, вглядываясь в банальный чайник
с водой, ставят медицинские диагнозы, поражая их точностью «цивилизованных»
путешественников и туристов.
Доктор
Фауст. С гравюры Рембрандта
Практика созерцания в «зеркальных жидкостях» не исчезла
и наше время. Так, южноафриканские зулусы сегодня успешно предсказывают
будущее, вглядываясь в сосуды с водой. А современные египтяне делают
то же самое, наливая в блюдце чернила.
«Фокусы» великого мага
Загадочный граф Калиостро для предсказания бу-'дущего
тоже часто использовал сосуды с водой,
о чем осталось немало свидетельств. В том числе и у
нас в России.
— Хотите, я докажу вам, что вы можете видеть, не стесняясь пространством,
можете, оставаясь здесь, среди нас, видеть то, что происходит далеко,
где угодно, в каком хотите месте земного шара?
С такими словами граф обратился к гостям во время торжественного обеда
у видного петербургского аристократа писателя И.П. Елагина (1725—1794).
Собравшаяся «на великого мага» публика пришла в крайнее возбуждение.
А Калиостро, пробежав взглядом по собравшимся, выбрал юную девушку.
Едва он подошел к ней, как в голове её «появился туман, мысли запутались»,
и она без малейших колебаний повиновалась чародею. Он же усадил её в
кресло перед низеньким столиком и попросил пристально вглядеться в воду,
налитую в графин. Прошла минута, другая...
Африканский
деревянный сосуд для гаданий. Западный Судан
— Что вы видите?
— Дорога... экипаж... карета шестериком мчится... в карете мужчина...
я его знаю... это князь Потемкин... он едет сюда... он близко карета
поворачивает... въезжает... вот князь выходит... вышел...
Тут двери в зал распахнулись и дворецкий громко объявил: «Его светлость
князь Григорий Александрович Потемкин».
Собравшиеся были в шоковом состоянии, но хозяин дома Елагин, быстро
придя в себя, поспешил к дверям. И как раз вовремя: на пороге появилась
величественная, могучая фигура Потемкина.
— Не думал у тебя сегодня быть, Иван Перфильевич... Часа три как приехал
из Царского, думал отдохнуть, да скучно стало, вспомнил, что у тебя
сегодня представление какое-то... фокусы, что ли... ну и поехал. Что
же такое у тебя происходит?..
Это была первая встреча Потемкина с «шельмой» Калиостро. Понадобилось
время, чтобы скептически настроенный всесильный царедворец поверил в
способности этого удивительного человека...
Известный
петербургский аристократ XVIII века писатель И.П. Елагин устраивал в
своем доме сеансы ясновидения с помощью сосудов с водой.
Сохранились сведения и о довольно курьезных случаях.
Например, о том, что знаменитый маг показал игроку Костичу будущий расклад
карт... в бокале с пуншем. Игрок поверил Калиостро, рискнул и... выиграл
огромную по тем временам сумму — более ста тысяч рублей!
О том, что Калиостро для своих предсказаний пользовался водой, сохранились
свидетельства и в других странах. Одно из них, к примеру, относится
к сеансу ясновидения, который он провел в Страсбурге еще до Великой
французской революции. При свете свечи в графине с водой Калиостро показал
одной молодой дофине гильотину - орудие казни, которое в то время еще
не было изобретено.
Князь
Г.А. Потемкин, первоначально настроенный к "чудесам Калиостро скептически,
через некоторое время был вынужден признать их реальность.
Чудесный графин Слепого Барина
Историй, связанных с необычными свойствами сосудов с водой,
немало. Вот, к примеру, о чем поведал А. Ордынский в своем рассказе
«Ясновидящий из Тобольска», опубликованном в журнале «Свет» более ста
лет назад — в 1893 году. «Жил в середине XIX века в Тобольске удивительный
человек, по прозвищу Слепой Барин, Дмитрий Павлович Давыдов. Прославился
среди жителей Тобольска он тем, что умел угадывать судьбу. Выглядело
это так. В шарообразный графин он наливал воду... Потом сажал жаждущего
узнать что-либо о своей жизни перед этим графином и просил его, сосредоточившись
и отогнав от себя всякие отвлекающие мысли, смотреть на поверхность
воды. Его правая рука в это время лежала на голове посетителя. Этим
способом многие открывали похищенные вещи и деньги, причем иногда видели
всю сцену воровства и даже убийства».
А вот описание магического сеанса ясновидения, принадлежащее профессору
магии, доктору Жерару Энкосу, более известному под именем Папюса (дано
в сокращении): «Самое простое магическое зеркало — это хрустальная (но
не стеклянная) чаша, наполненная до краев водою, которая ставится на
покрытый чистою белою скатертью стол. Сзади чаши ставятся две свечи
— и вот все необходимое для сеанса. Через несколько минут (если опыт
должен произойти) субъект увидит, что вода начинает бурлить, потом появляются
цвета спектра и, наконец, — видение, как ответ на мысленно заданный
вопрос».
«Хотите, чтобы это кольцо было у вас?»
Не знаю, ведал ли профессор магии о других фантастических
возможностях сосудов с водой, но колдуны в российских деревнях проделывали
с ними нечто совершенно уникальное. И если бы об этом рассказывали не
авторитетные и уважаемые люди, то подобные истории можно бы вполне списать
на безудержную народную фантазию. Однако...
Вот что рассказала русская писательница девятнадцатого столетия Т.П.
Пассек.
-------------------------
Пассек Татьяна Петровна (1810—1889), урожденная Кучина, жена известного
русского историка, этнографа и писателя Вадима Пассека и тетка А.И.
Герцена, опубликовала свой рассказ в историческом журнале «Русская старина»
( СПб., 1876. Т. 16, № 7_8. С. 511).
Ни образование, ни общественное и семейное положение Татьяны
Петровны не позволяют допустить даже мысли о мистификации или каком-нибудь
искажении фактов.
При гадании посредством сосуда с водой [в России. — В.П.] поступают
таким образом: под стакан с водою кладут лист белой бумаги или тарелку
с тонким слоем золы или сажи. Садятся близко к источнику света,
наклоняются к стакану и накрывают голову не особенно плотной белой
тканью. После нескольких минут наблюдения, продолжительность которого
зависит от сенситивности, экспериментатор может увидеть как неподвижные
картины, так и движущиеся фигуры. При гадании «на суженого» на дно
стакана опускают чье-нибудь обручальное кольцо [СП1/4]. |
Свой рассказ она предваряет сообщением, что слышала его
от дяди, А П. Кучина, славившегося своей правдивостью, — боевого товарища
прославленного генерала Алексея Петровича Ермолова (1777— 1861). Именно
этот военный и государственный деятель, герой войны 1812 года, и поведал
своему другу о случившемся с ним происшествии. Вот этот странный рассказ.
«Алексей Петрович Ермолов, будучи только что произведенным в офицеры,
взял отпуск и поехал в деревню к матери. Это было зимою. Ночью, не доезжая
нескольких верст до своего имения, он был застигнут такой сильной метелью,
что принужден был остановиться в небольшой деревушке. В крайней избе
светил огонек. Они к ней подъехали и постучали в окно, просясь переночевать.
Спустя несколько минут им отворили ворота, и путники въехали в крытый
двор. Хозяин ввел их в избу. Изба была просторна и чиста. Перед широкими
новыми лавками стоял липовый стол; в правом углу — перед образами в
посеребренных венцах — теплилась лампадка, на столе горела сальная свеча
в железном подсвечнике.
Перед ним стоял высокий бодрый старик с окладистой бородой и величавым
видом. В голубых глазах светился ум, и была какая-то влекущая сила.
Денщик внес самовар, погребец с чаем и ромом; Алексей Петрович, раскутавшись,
расположился на лавке, и когда самовар был готов, пригласил хозяина
напиться вместе чаю. Разговаривая с хозяином, Ермолов дивился его здравому
уму и чарующему взгляду.
Когда разговор коснулся таинственных явлений, Алексей Петрович сказал,
что ничему такому не верит и что все можно объяснить просто; тогда хозяин
предложил ему показать одно явление, которое он едва ли объяснит себе.
Алексей Петрович согласился. Старик принес ведро воды, вылил её в котелок,
зажег по его краям три восковые свечки, проговорил над водою какие-то
слова и велел Ермолову смотреть на воду, думая о том, что желает видеть,
сам же стал спрашивать, что ему представляется. „Вода мутится, — отвечал
Алексей Петрович, — точно облака ходят по ней; теперь вижу наш деревенский
дом, комнату матери, мать лежит на кровати, на столике горит свеча,
перед матерью стоит горничная, по-видимому, принимает приказ; горничная
вышла, мать снимает с руки кольцо, кладет на столик".
— Хотите, чтобы это кольцо было у вас? — спросил старик.
— Хочу.
Старик опустил руку в котелок, вода закипела — смутилась. Алексей Петрович
почувствовал легкую дурноту. Старик подал ему кольцо, на котором было
вырезано имя его отца, год и число брака.
На другой день Ермолов был уже дома; он нашел мать нездоровой и огорченной
потерею своего венчального кольца. „Вчера вечером, — говорила она, —
я велела подать себе воды вымыть руки, сняла кольцо и положила на столик,
как почувствовала дурноту, и позабыла о нем. Когда хватилась, его уже
не было, и нигде не могли найти". Спустя несколько часов Алексей
Петрович отдал кольцо матери, говоря, что нашел его в спальной; о случившемся
никогда ей не говорил» [РЮ1 /8].
Алексей
Петрович Ермолов (1820-е годы). В молодости этот прославленный генерал
столкнулся с загадкой, которую наука объяснить не может до сих пор.
Юрий Росциус, обнаруживший в архивах этот рассказ, считает,
что «долгая многотрудная и многогранная успешная военная и государственная
деятельность генерала Ермолова не дает повода заподозрить его в неспособности
к наблюдению, анализу, оценке, а также в неадекватной реакции на происходящее.
Это был человек обязатель-
Пользуясь довольно простыми приемами, мы получали очень интересные результаты.
Так, например, желая убедить одного скептика, заставили дочь его, маленькую
девочку, смотреть пристально в центр стакана, держа правую руку на ее
голове. Маленькая ясновидящая немедленно начала описывать сцену, происходившую
в отдаленной местности. Проверка подтвердила сообщение. Пользуясь этими
приемами, которыми мы обязаны Калиостро, нам удавалось быстро получать
убедительные и интересные результаты с особами, совершенно не поддающимися
гипнозу [СП1/4].
ный, правдивый, временами резкий, принципиальный, не запятнавший себя
ложью даже в малом».
Как объяснить происшедшее? Конечно, можно было бы предположить какую-то
ошибку в восприятии — мало ли что почудится в зеркале воды. Но как быть
с обручальным кольцом матери, которое будущий герои Бородинского сражения
получил из рук старика? Гипноз? Но ведь кольцо было доставлено в имение
и огорченная утерей матушка опознала семейную реликвию. Остается только
одно: эта история выдумана. Но ни один из тех, кто мог её выдумать,
не годится на такую неблаговидную роль. Нет, судя по всему, мы имеем
дело с объективным свидетельством.
Другое дело, что оно абсолютно не вписывается в привычные нам рамки.
Во время этого загадочного события, кроме «бурлений» и видений в воде,
уже знакомых нам по другим свидетельствам, зафиксировано очень странное
и необъяснимое явление — телепортация небольшого материального предмета
на расстояние в несколько километров. И сопровождалось оно необычно
— «дурнотой», охватившей одновременно по меньшей мере двух человек,
причем находящихся на удалении нескольких верст друг от друга, — Ермолова
и его мать...
|