Виталий Правдивцев Эти загадочные зеркала...


Волшебное зеркало воды

Вода бесконечные лики вмещает
В безмерность своей глубины...

Константин Бальмонт

Вообще говоря, человек мало изобрел того, чего не придумала до него Природа. Он только учится на её гениальных подсказках да пытается подражать ей. Так произошло и с зеркалами. Природа подарила их людям задолго до того, как они научились выплавлять металлы и варить стекло.
Зеркало всегда было рядом с человеком: достаточно было взглянуть в спокойную гладь озера, колодец или просто чашу с водой. Отражение влекло к себе, заставляло всматриваться, завораживало, будоражило воображение... А порой пугало и вызывало мистический трепет: в глубине воды вдруг возникало нечто неожиданное, чего совсем не было рядом... С тех далеких времен, видимо, и идут корни многих народных поверий. Например, такого: всматриваясь в водную гладь, можно увидеть свой смертный час. В этом были убеждены древние индийцы, греки, славяне...
Известный русский этнограф, собиратель народных преданий и сказок А.Н. Афанасьев (1826—1871) в своих работах приводит немало подобных сведений. Вот лишь два из них. «Марку-королевичу вила [у западных славян — ведьма, колдунья.— В.П.] предвозвестила его смертный час и в подтверждение слов своих послала его к горному источнику, заглянув в который королевич тотчас же прочитал на своем лице близкую кончину. <...> Чехи до сих пор убеждены, что, глядясь в колодцы на „щедрый" вечер, можно увидеть свое будущее» [АА8].
Исторические изыскания утверждают: и не только своё...

Э. Берн-Джонс. Голова Горгоны

В руке её — стакан воды

Это произошло в 1707 году, во время царствования «Короля-Солнца» — Людовика XIV, и об этом событии сохранились документальные свидетельства. В тот день в доме фаворитки герцога Орлеанского состоялось необычное представление. Посреди зала в окружении знатных господ стояла робкая восьмилетняя девчушка, дочь слуги. В руке её был стакан с водой, поданный герцогом, — он хотел убедиться в необычных способностях малышки, о которых ему сообщила хозяйка дома.
— Скажи, дитя мое, правду ли говорят, что ты можешь предсказывать будущее с помощью стакана воды? Если это так, то опиши нам сцену смерти короля Людовика XIV. Кого ты видишь в тот момент в его спальне? Можешь ты нам об этом сказать?
Все примолкли, и в зале наступила тишина. Напряженно всмотревшись в воду в стакане, девочка начала тихо говорить. Сначала она подробно описала какую-то комнату. И тут присутствующие переглянулись: это явно была спальня короля Людовика XIV. Описала умирающего короля и всех окружавших его: как выглядят, во что одеты, где стоят...
— А ты не видишь других лиц? Например, вот этих? — взволнованный вельможа указал на присутствовавших при гадании герцога Бургундского и герцога Бери. Девочка внимательно посмотрела на гостей и снова устремила свой взор в стакан.
— Нет, — покачала она головой, — я их не вижу, потому что их там нет.
Герцог Орлеанский и другие гости были явно озадачены. С одной стороны, девочка явно не фантазировала: она с абсолютной точностью описала королевскую спальню, в которой не была ни разу в жизни. А с другой стороны, их — особо приближенных к королю — не было рядом с ним в его последний час. Что это значило?..
Смятение вельмож не помешало им тут же записать услышанное предсказание и скрепить документ своими подписями. Копии его сохранились до наших дней... А спустя восемь лет король Людовик XIV скончался, и сцена его смерти в точности соответствовала описанию маленькой провидицы. И никого из тех, кто присутствовал на необычном сеансе, у смертного одра на самом деле не было. Они умерли раньше своего короля...

Этрусская чаша для гадания

Чары для чародейства

Судя по всему, гадание с помощью воды было известно еще в древности. «Пристальным вглядывани-ем» в её зеркальную гладь вызывали духов сибирские шаманы и таоистские пророки в Китае, африканские колдуны и индейцы Северной Америки.
Впрочем, приемы гадания были не везде одинаковы. Например, древние греки, занимавшиеся гидромантией — предсказаниями по воде, для того чтобы вызвать изображения богов, иногда бросали в воду геммы .

------------------------------------
Гемма — резной камень с выпуклыми или углубленными изображениями. В древности геммы служили печатями, знаками собственности, амулетами, украшениями.

А где-то использовали хрустальные сосуды. Так, в жизнеописании Исидора — главы афинской школы неоплатоников (VI век) — рассказывается о его встрече с благочестивой женщиной, обладавшей божественным даром предсказывать будущее. Делала она это с помощью хрустальной чаши, в которую наливала чистую воду, — оставалось только описать то, что она видела в ней.
Известный исследователь древних верований и обычаев Дж. Фрэзер рассказывает, что когда жители Траллеса пожелали узнать, чем окончится митридатская война, «они обратились к одному мальчику, который, глядя в воду, уверял, что видит в ней изображение Меркурия, и, вдохновленный видом божества, воспел грядущие события в ста шестидесяти стихах» [ФД2/2].
Особо искусны в гадании на воде были персы. Существует даже предположение, что искусство это было занесено на Запад именно из Персии.
Бытовал подобный способ ясновидения
и у славянских народов. Среди археологических находок, сделанных в По-днеп-ровье, немало больших глубоких сосудов (чар), относящихся еще к так называемым траяновым векам (II — IV века).

Древнеславянская новогодняя гадательная чара. IV век

По мнению крупнейшего историка, академика Б.А. Рыбакова, эти чаши (чары) служили для традиционных крещенских гаданий — чародейства. Да и в более поздние времена подобные сосуды широко использовались в быту для гаданий: и для «аграрных», и для предсказания судьбы. Может, с тех пор и повелось у нас говорить: «Как в воду глядел» — о тех, кто предвидел что-то, будто узнал заранее. И кто знает, может быть, такие известные на Руси еще с XI века слова, как «чары» (завораживающая, пленяющая сила), «чародейство» (волшебство, колдовство) и «чара» (чаша, кубок), имеют не только похожие корни, но и связаны глубинным смыслом?
Обряды, сходные с гаданием на воде, сохранялись на Руси и в более поздние времена. К примеру, в секте хлыстов, возникшей в XVII веке среди крестьян Нечерноземья, на протяжении нескольких столетий в почете было следующее действо. Во время ритуальных «радений» в молитвенных домах ставили посреди комнаты чан с водою, освещенный восковыми свечами. «Когда в ходе „радений" вода в чане заколеблется, то все, став на колени, видят над чаном туман, а в тумане младенца (Иисуса), которому и поклоняются» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПб., 1903. Т. 73. С. 407).
Вообще говоря, сосуды с жидкостью применялись для ясновидения повсеместно. Так, согласно манускрипту XII века, лохань с медовым вином для этих целей использовал король Британии Ллуд. Эта легенда (а может, и реальная история) даже вдохновила Вильяма Шекспира (1564— 1616) на описание в трагедии «Макбет» магического обряда вызывания призраков из котла с колдовской жидкостью.

Диагноз из чайника

Впрочем, не только у великого Шекспира можно найти подобные откровения. Член ордена баварских иллюминатов, «посвященный» высокого ранга, носивший тайное имя Абарис, ученый, чьи изобретения в области оптики опережали современную ему науку на века и были долгое время засекречены, в весьма своеобразной форме приоткрыл нам то, в чем, судя по всему, не сомневался. В своем «Фаусте» Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832) (а этим человеком был именно он) рассказал, как, пристально всматриваясь в стакан с весенней водой, можно не только вызвать духов или найти вора, но и узнать диагноз болезни.

Член ордена баварских иллюминатов, «посвященный» высокого ранга Иоганн Вольфганг Гете был не только поэтом и драматургом, но и одним из самых крупных в истории специалистов в области оптики.

О том, что вглядывание в блестящие поверхности использовалось для каких-то целей древними врачами, туманно сообщают и старинные медицинские сборники. С какой целью это делалось, можно только догадываться. Не исключено, что с той же, которую преследовал доктор Фауст или современные шаманы экваториальной Африки. А последние, вглядываясь в банальный чайник с водой, ставят медицинские диагнозы, поражая их точностью «цивилизованных» путешественников и туристов.

Доктор Фауст. С гравюры Рембрандта

Практика созерцания в «зеркальных жидкостях» не исчезла и наше время. Так, южноафриканские зулусы сегодня успешно предсказывают будущее, вглядываясь в сосуды с водой. А современные египтяне делают то же самое, наливая в блюдце чернила.

«Фокусы» великого мага

Загадочный граф Калиостро для предсказания бу-'дущего тоже часто использовал сосуды с водой,
о чем осталось немало свидетельств. В том числе и у
нас в России.
— Хотите, я докажу вам, что вы можете видеть, не стесняясь пространством, можете, оставаясь здесь, среди нас, видеть то, что происходит далеко, где угодно, в каком хотите месте земного шара?
С такими словами граф обратился к гостям во время торжественного обеда у видного петербургского аристократа писателя И.П. Елагина (1725—1794). Собравшаяся «на великого мага» публика пришла в крайнее возбуждение. А Калиостро, пробежав взглядом по собравшимся, выбрал юную девушку. Едва он подошел к ней, как в голове её «появился туман, мысли запутались», и она без малейших колебаний повиновалась чародею. Он же усадил её в кресло перед низеньким столиком и попросил пристально вглядеться в воду, налитую в графин. Прошла минута, другая...

Африканский деревянный сосуд для гаданий. Западный Судан

— Что вы видите?
— Дорога... экипаж... карета шестериком мчится... в карете мужчина... я его знаю... это князь Потемкин... он едет сюда... он близко карета поворачивает... въезжает... вот князь выходит... вышел...
Тут двери в зал распахнулись и дворецкий громко объявил: «Его светлость князь Григорий Александрович Потемкин».
Собравшиеся были в шоковом состоянии, но хозяин дома Елагин, быстро придя в себя, поспешил к дверям. И как раз вовремя: на пороге появилась величественная, могучая фигура Потемкина.
— Не думал у тебя сегодня быть, Иван Перфильевич... Часа три как приехал из Царского, думал отдохнуть, да скучно стало, вспомнил, что у тебя сегодня представление какое-то... фокусы, что ли... ну и поехал. Что же такое у тебя происходит?..
Это была первая встреча Потемкина с «шельмой» Калиостро. Понадобилось время, чтобы скептически настроенный всесильный царедворец поверил в способности этого удивительного человека...

Известный петербургский аристократ XVIII века писатель И.П. Елагин устраивал в своем доме сеансы ясновидения с помощью сосудов с водой.

Сохранились сведения и о довольно курьезных случаях. Например, о том, что знаменитый маг показал игроку Костичу будущий расклад карт... в бокале с пуншем. Игрок поверил Калиостро, рискнул и... выиграл огромную по тем временам сумму — более ста тысяч рублей!
О том, что Калиостро для своих предсказаний пользовался водой, сохранились свидетельства и в других странах. Одно из них, к примеру, относится к сеансу ясновидения, который он провел в Страсбурге еще до Великой французской революции. При свете свечи в графине с водой Калиостро показал одной молодой дофине гильотину - орудие казни, которое в то время еще не было изобретено.

Князь Г.А. Потемкин, первоначально настроенный к "чудесам Калиостро скептически, через некоторое время был вынужден признать их реальность.

Чудесный графин Слепого Барина

Историй, связанных с необычными свойствами сосудов с водой, немало. Вот, к примеру, о чем поведал А. Ордынский в своем рассказе «Ясновидящий из Тобольска», опубликованном в журнале «Свет» более ста лет назад — в 1893 году. «Жил в середине XIX века в Тобольске удивительный человек, по прозвищу Слепой Барин, Дмитрий Павлович Давыдов. Прославился среди жителей Тобольска он тем, что умел угадывать судьбу. Выглядело это так. В шарообразный графин он наливал воду... Потом сажал жаждущего узнать что-либо о своей жизни перед этим графином и просил его, сосредоточившись и отогнав от себя всякие отвлекающие мысли, смотреть на поверхность воды. Его правая рука в это время лежала на голове посетителя. Этим способом многие открывали похищенные вещи и деньги, причем иногда видели всю сцену воровства и даже убийства».
А вот описание магического сеанса ясновидения, принадлежащее профессору магии, доктору Жерару Энкосу, более известному под именем Папюса (дано в сокращении): «Самое простое магическое зеркало — это хрустальная (но не стеклянная) чаша, наполненная до краев водою, которая ставится на покрытый чистою белою скатертью стол. Сзади чаши ставятся две свечи — и вот все необходимое для сеанса. Через несколько минут (если опыт должен произойти) субъект увидит, что вода начинает бурлить, потом появляются цвета спектра и, наконец, — видение, как ответ на мысленно заданный вопрос».

«Хотите, чтобы это кольцо было у вас?»

Не знаю, ведал ли профессор магии о других фантастических возможностях сосудов с водой, но колдуны в российских деревнях проделывали с ними нечто совершенно уникальное. И если бы об этом рассказывали не авторитетные и уважаемые люди, то подобные истории можно бы вполне списать на безудержную народную фантазию. Однако...
Вот что рассказала русская писательница девятнадцатого столетия Т.П. Пассек.

-------------------------
Пассек Татьяна Петровна (1810—1889), урожденная Кучина, жена известного русского историка, этнографа и писателя Вадима Пассека и тетка А.И. Герцена, опубликовала свой рассказ в историческом журнале «Русская старина» ( СПб., 1876. Т. 16, № 7_8. С. 511).

Ни образование, ни общественное и семейное положение Татьяны Петровны не позволяют допустить даже мысли о мистификации или каком-нибудь искажении фактов.

При гадании посредством сосуда с водой [в России. — В.П.] поступают таким образом: под стакан с водою кладут лист белой бумаги или тарелку с тонким слоем золы или сажи. Садятся близко к источнику света, наклоняются к стакану и накрывают голову не особенно плотной белой тканью. После нескольких минут наблюдения, продолжительность которого зависит от сенситивности, экспериментатор может увидеть как неподвижные картины, так и движущиеся фигуры. При гадании «на суженого» на дно стакана опускают чье-нибудь обручальное кольцо [СП1/4].

Свой рассказ она предваряет сообщением, что слышала его от дяди, А П. Кучина, славившегося своей правдивостью, — боевого товарища прославленного генерала Алексея Петровича Ермолова (1777— 1861). Именно этот военный и государственный деятель, герой войны 1812 года, и поведал своему другу о случившемся с ним происшествии. Вот этот странный рассказ.
«Алексей Петрович Ермолов, будучи только что произведенным в офицеры, взял отпуск и поехал в деревню к матери. Это было зимою. Ночью, не доезжая нескольких верст до своего имения, он был застигнут такой сильной метелью, что принужден был остановиться в небольшой деревушке. В крайней избе светил огонек. Они к ней подъехали и постучали в окно, просясь переночевать. Спустя несколько минут им отворили ворота, и путники въехали в крытый двор. Хозяин ввел их в избу. Изба была просторна и чиста. Перед широкими новыми лавками стоял липовый стол; в правом углу — перед образами в посеребренных венцах — теплилась лампадка, на столе горела сальная свеча в железном подсвечнике.
Перед ним стоял высокий бодрый старик с окладистой бородой и величавым видом. В голубых глазах светился ум, и была какая-то влекущая сила. Денщик внес самовар, погребец с чаем и ромом; Алексей Петрович, раскутавшись, расположился на лавке, и когда самовар был готов, пригласил хозяина напиться вместе чаю. Разговаривая с хозяином, Ермолов дивился его здравому уму и чарующему взгляду.
Когда разговор коснулся таинственных явлений, Алексей Петрович сказал, что ничему такому не верит и что все можно объяснить просто; тогда хозяин предложил ему показать одно явление, которое он едва ли объяснит себе. Алексей Петрович согласился. Старик принес ведро воды, вылил её в котелок, зажег по его краям три восковые свечки, проговорил над водою какие-то слова и велел Ермолову смотреть на воду, думая о том, что желает видеть, сам же стал спрашивать, что ему представляется. „Вода мутится, — отвечал Алексей Петрович, — точно облака ходят по ней; теперь вижу наш деревенский дом, комнату матери, мать лежит на кровати, на столике горит свеча, перед матерью стоит горничная, по-видимому, принимает приказ; горничная вышла, мать снимает с руки кольцо, кладет на столик".
— Хотите, чтобы это кольцо было у вас? — спросил старик.
— Хочу.
Старик опустил руку в котелок, вода закипела — смутилась. Алексей Петрович почувствовал легкую дурноту. Старик подал ему кольцо, на котором было вырезано имя его отца, год и число брака.
На другой день Ермолов был уже дома; он нашел мать нездоровой и огорченной потерею своего венчального кольца. „Вчера вечером, — говорила она, — я велела подать себе воды вымыть руки, сняла кольцо и положила на столик, как почувствовала дурноту, и позабыла о нем. Когда хватилась, его уже не было, и нигде не могли найти". Спустя несколько часов Алексей Петрович отдал кольцо матери, говоря, что нашел его в спальной; о случившемся никогда ей не говорил» [РЮ1 /8].

Алексей Петрович Ермолов (1820-е годы). В молодости этот прославленный генерал столкнулся с загадкой, которую наука объяснить не может до сих пор.

Юрий Росциус, обнаруживший в архивах этот рассказ, считает, что «долгая многотрудная и многогранная успешная военная и государственная деятельность генерала Ермолова не дает повода заподозрить его в неспособности к наблюдению, анализу, оценке, а также в неадекватной реакции на происходящее. Это был человек обязатель-
Пользуясь довольно простыми приемами, мы получали очень интересные результаты. Так, например, желая убедить одного скептика, заставили дочь его, маленькую девочку, смотреть пристально в центр стакана, держа правую руку на ее голове. Маленькая ясновидящая немедленно начала описывать сцену, происходившую в отдаленной местности. Проверка подтвердила сообщение. Пользуясь этими приемами, которыми мы обязаны Калиостро, нам удавалось быстро получать убедительные и интересные результаты с особами, совершенно не поддающимися гипнозу [СП1/4].
ный, правдивый, временами резкий, принципиальный, не запятнавший себя ложью даже в малом».
Как объяснить происшедшее? Конечно, можно было бы предположить какую-то ошибку в восприятии — мало ли что почудится в зеркале воды. Но как быть с обручальным кольцом матери, которое будущий герои Бородинского сражения получил из рук старика? Гипноз? Но ведь кольцо было доставлено в имение и огорченная утерей матушка опознала семейную реликвию. Остается только одно: эта история выдумана. Но ни один из тех, кто мог её выдумать, не годится на такую неблаговидную роль. Нет, судя по всему, мы имеем дело с объективным свидетельством.
Другое дело, что оно абсолютно не вписывается в привычные нам рамки. Во время этого загадочного события, кроме «бурлений» и видений в воде, уже знакомых нам по другим свидетельствам, зафиксировано очень странное и необъяснимое явление — телепортация небольшого материального предмета на расстояние в несколько километров. И сопровождалось оно необычно — «дурнотой», охватившей одновременно по меньшей мере двух человек, причем находящихся на удалении нескольких верст друг от друга, — Ермолова и его мать...

Используются технологии uCoz