Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.


ЗАМОК ДРАКУЛЫ

Первая часть романа Брэма Стокера «Дракула» касается поездки Джонатана Харкера в замок Дракулы и его приключений после прибытия В течение последних лет было установлено, что персонаж Стокера -Дракула - основывался отчасти на реальном человеке - Владе-Проты-кателе- В связи с этим может быть задан вопрос: -«Мог быть замок Дракулы реальным местом?». Начались поиски замка Дракулы. Они шли по двум направлениям: поиск замка, который был домом для Влада-Протыкателя. и поиск замка, который был фактически использован Брэ-мом Стокером как основа для описания замка в своем романе.
Как сказано в романе, этот замок находился недалеко от перевала Бор-го. В него можно было попасть из Пэсул Тнутса, местечка, находящегося неподалеку от перепутья дорог, если следовать на юг вдоль горной тропы, ведущей высоко в горы — туда, где находился замок. Путешествие Харке-ра от перевала до замка происходило ночью, и он добрался до места в экипаже, запряженном лошадью, так что еще оставалось время и пообедать, и нанести первый визит Дракуле еще до рассвета. По приезде он обратил внимание на большой внутренний двор. Он вышел: перед ним — огромная дверь, расположенная в проеме каменной стены. Даже при вечернем сумеречном свете на стене были видны отметины времени и старости. Днем он обнаружил, что замок расположен на огромной скале, возвышающейся над окружающим лесом, который разрезали несколько рек.
Замок был построен таким образом, что был практически неприступен при нападении. Большие окна находились на таком уровне, куда не могли долететь стрелы и другие метательные снаряды (по крайней мере, те. которые предшествовали современному оружию). К западу лежала просторная долина, окаймленная горной грядой.
Войдя в замок, он увидел огромную витую лестницу и длинный коридор. В конце коридора была комната, в которой его ждал ужин. Комнаты, в которых Харкеру предстояло провести большую часто своего времени, примыкали к восьмиугольной зале, расположенной между гостиной и спальней, предоставленными в его распоряжение. Спальня выходила окнами во двор, который предстал его взгляду по прибытии. Дверь в комнату напротив его спальни была закрыта, а другая, открытая, вела в библиотеку, ломившуюся от английских книг.
Он исследовал одно запретное крыло замка в юго западном углу на нижнем уровне н обнаружил там заброшенную, покрытую пылью, но очень добротную мебель. Окна представляли собой мозаику из разноцветных ограненных алмазной крошкой стеклышек. Тут у него произойдет встреча с тремя невестами вампира, которые жили в замке Дракулы
Харкер выбрался через окно на южной степе, чтобы перейти к окну на восточной стороне, которое находилось под его спальней, и в которое как он видел, входил Дракула. Пробравшись в эту комнату, Харкер обнаружил кучу золота, тоже покрытую пылью. Он проследовал по лестнице вниз в туннель и по изгибам туннеля вышел в часовню, которую использовали как место погребения. Тут он обнаружил ящики с землей, готовые к отправке в Англию, в одном из которых лежал Дракула в состоянии, похожем на сон. Здесь же спали три женщины. И часовне также была одна большая могила, которую Харкер не заметил. Па ней было обозначено единственное слово — Дракула. Позже эту могилу особенным образом обработал Абрахам Вам Хельсипг.
Поиски замка Дракулы. В связи с тем, что прототипом главного персонажа романа Стокера была реальная личность — Влад-Протыкатель, правитель той земли, что является современной Румынией, и последние десятилетия возникла мысль, что где-то в этой местности, нозможно, есть настоящий замок Дракулы. Точность, с которой в романе Стокера описываются многие аспекты трансильванского ландшафта, казалось, позволяет искать настоящий замок Дракулы прежде всего около перевала Борго. И действительно, около Быстрины (также произносится Быстрин) были обнаружены два замка и дороги, ведущие на перевал Борго. Перший был построен в тринадцатом веке в пяти километрах севернее города — в Деалу Сетатий. Он был заброшен и находился и плачевном состоянии уже к XV веку, так как жители города использовали камни замка для строительства укреплений в Быстрине.
Замок Быстрица был отстроен в 40-х годах пятнадцатого столетия Ионом Ханияди (умер в 1456), современником Влада-Протыкателя. Хапияди был правителем Венгрии — той территории, которая охватывает сейчас большую часть Трансильвании. Эти двое, чьи земли примыкали друг к другу, часто находились в состоянии соперничества, а иногда выступали союзниками. Ханияди погиб при осаде Белграда, хотя, в конечном итоге, христиане выиграли сражение и отбили атаку турок и попытке захватить город. Можно допустить, что Влад-Протыкатель некоторое время, находясь в Венгрии, жил в замке Быстрица, но, тем не менее, это не дает права называть его замком Дракулы. Сегодня не осталось и следа от замка Быстрица. В конце XV века в знак неповиновения бывшему венгерскому правителю немецкое население, состав лявшее основную массу жителей, разрушило замок.


Замок Дракулы, Kyрте де Арге, Румыния

У Ханияди был второй, более важный замок, расположенный в Хандоаре - в 100 милях на юго-запад от Борго-Пасс. Это впечатляющее сооружение XIII века все еще существует. Оно было отреставрировано и открыто для посещений. Влад Дракула, как считают, посещал этот замок, но крайней мере, один раз, еще в молодости. В 1452 году, но время непрочного союза с Ханияди, Влад с почестями был принят и этом замке. Однако через 10 лет он вернулся сюда как пленник сына Ханияди Матиуша Корвииуеа, и начались 12 лет его заключения в Пеште и Вышеграде. Несмотря на факты, подтверждающие присутствие В л ада в замке Хандоара, это, все-таки, не был замок Дракулы Дракула был фактически принцем (правителем) Валахии. Его территория простиралась к югу от Трансильвании, на другой стороне Карпат. В горах, смотря тих на реку Дамбовита, около города Кампуланга, был замок Бран, защищавший перевал Бран (дорогу, ведущую к горам Бусеги). Он был построен в XIII веке рыцарями Тевтонского ордена. В XIV веке Тевтонский орден был изгнан. Замок перешел к немецким купцам из Бра-сова, которые использовали его как форпост и таможню. Брасов находится на территории Заальпья, которая охватывает Карпаты и область, примыкающую к горам с юга и севера. И хотя эта местность официально считалась частью венгерской территории, принц Валахии был военачальником нескольких герцогств в Трансильвании. Большую часть времени замок был вне контроля как Венгрии, так и Валахии, а находился в руках независимых немецких купцов.
Замок Бран часто обозначался, в особенности туристическими румынскими организациями, как настоящий замок Дракулы. За то.время что замок находился под контролем немцев из Брасова возможно Влад Дракула навешал его по случаю в начале 50-х годов XIX века _ Он был официальным воеводой заальпийской области. Историки Раду Флорсхку и Раймонд Т Макнелли отмечали, что атмосфера этого замка напоминает tv которую Стокер пытался передать, описывая замок Дракулы. "Ана;ю.'ии между мифическим замком Дракулы Стокера и настоящим замком Дракулы слишком точны, чтобы быть ^просто совпадениями». У него есть внутренний двор и тайный подземный ход. Винтовая лестница может вывести к потайному выходу, спрятанному глубоко в горе Хотя Флореску и Макнелли могли кое-что и преувеличить, вполне допустимо, что Дракула при строительстве собственной горной крепости почерпнул нечто из известного ему замка Бран.
Настоящий замок Дракулы. Единственный замок, который может считаться настоящим замком Дракулы (учитывая, что, по Стокеру, подобное имя носил единственный замок), был построен и являлся резиденцией Влада - Протыкателя в те годы, когда он был принцем Валахии. Этот замок смотрит на реку Аргу, около города Поенари у подножия трансильванских Альп. Он находится приблизительно в 20 милях к северу от Курти де Арге — исконной столицы Валахии, в течение многих лет бывшей центром Румынской православной церкви. Когда Влад взошел на трон в 1456 году, в этом месте на противоположных берегах реки, в мили друг от друга, стояли две крепости. Крепость Поенари — замок на левом берегу реки — казалось, была построена на месте более старой крепости, стоявшей на реке Арге в те времена, когда эта земля была центром страны, называвшейся Дакией. Заброшенный, он был перестроен в XIII веке румынами, которые пытались не допустить проникновения венгерских и/или тевтонских солдат с севера. В 1455 году он был частично разрушен в ходе сражений с армиями завоевателей, но все еще обитаем.
На правом берегу стоял замок Арге, построенный за век до воцарения Влада. Некоторые историки утверждали, что он существовал и ранее в качестве тевтонского форпоста, связанного с замком Фагарасе, который лежал как раз к северу через горы. Макнелли и Флореску доказывали, что он не имел отношения к тевтонцам, а был построен по византийскому образцу ранними правителями Валахии.
В конце XIV века в эту область пришли татары. Остатки армии Валахии (а также элитная верхушка страны) нашли укрытие в замке Арге. Татары осадили замок и, не встретив особенного сопротивления, вскоре захватили его. Однако все, кто был в замке, ушли по тайному подземному ходу. В отместку татары практически разрушили замок.
Из двух замков, которые основал Дракула, замок Арге имел лучшую стратегическую позицию. Возможно, именно поэтому был перестроен именно он, а не другой, в Поенари. Он располагался на краю пропасти, нависающей над рекой Аргой, и господствовал над тем местом, где Арга сужалась, а предгорья Карпат превращались в горы.
Процессу перестройки обязан своим существованием один из самых знаменитых рассказов о Владе. Это один из ранних примеров тех деяний, которыми Влад снискал себе прозвище «Протыкатель». Он обнаружил, что бояре, правящая элита Валахии, были повинны в смерти его отца, пытках и убийстве его старшего брата. Он решил одним махом справиться с двумя задачами - отомстить боярам и построить замок. Во время празднования Пасхи, состоявшегося уже в столице Тырговиште, он арестовал всех бояр (мужчин, женщин, детей). И одетыми в лучшие праздничные наряды, они по его приказу двинулись ,в Поенари - "еРе" страивать замок. Строительный материал из Поеиари доставлялся через реку для строительства новой резиденции, выходящей на Аргу.
Бояр принуждали работать, одежда изорвалась и сползла с их спин, и они продолжали работать голыми.


Внутри замка Дракулы, Курте де Арге, Румыния

Замок Влада был небольшим по сравнению с замком Бран или Хан-доара. Его размеры - 100 футов на 120 футов. Находился он на краю пропасти, которая смотрела на реку Аргу. К северу располагались горы, которые разделяли Трансильванию и Валахию, а с юга открывался абсолютный обзор прилегающей местности. В замке были три башни и стены, достаточно толстые для того, чтобы противостоять огню турецких пушек. Он был построен таким образом, что мог вместить 200 человек. Согласно легенде потайная лестница вела в гору, в туннель, который, в свою очередь, вел в грот и выходил на берег реки ниже замка. Реальных доказательств наличия тайного хода не обнаружено
В 1462 году турки атаковали и захватили замок. Влад бежал на север через горы а замок был серьезно поврежден завоевателями. Позже один из преемников Влада использовал его как горное убежище. Однако постепенно он приходил в заброшенное состояние и остался на разрушение времени и погоде. Построенный исключительно в оборонительных целях, он лежал далеко за пределами торговых путей, которые являлись основными жизненными артериями региона.
В 1912 году башни замка все еще стояли. Однако 13 января 1913 года произошло землетрясение, которое сбросило главную башню в реку. Второе землетрясение в 1940 году еще больше повредило замок. Затем, в 70-х годах государственный комитет Румынии по развитию туризма в рамках поднятия интереса к местам связанным с Дракулой, провел неточную реконструкцию и проложил и горах дорогу до самого замка. Сегодня к замку Дракулы можно на машине добраться за час, если двигаться в северном направлении от города Питешти. Сам подъем по горе до входа в замок займет -15 минут.
Проблема замка Дракулы. Поиски замка Дракулы высветили проблему соотнесения вымышленного Дракулы Стокера с реальным историческим лицом - проблему, возникшую благодаря попытке Стокера сделать свой вымышленный мир максимально близким к реальности. Сюжет книги развивается в Трансильвании. Влад- Протыкатсль был принцем Валахии. Хотя он родился в Трансильвании, ио большую часть взрослой жизни провел в Валахии, за исключением периода заключения в Венгрии. Трудно соединить географию романа и жизнь Влада. Этот факт был ясно продемонстрирован в фильме «Дракула Брдма Стокера», когда режиссер Фрэнсис Форд Коппола совершил почти комическую попытку поместить Дракулу в замок Арге и, в то же время, около перевала Борго.
Фактически ни один замок не носил названия замка Дракулы, разве, то небольшой замок, построенный Владом-Протыкателем. И хотя этот замок Влада-Протыкателя занимает значительное место в румынской истории, Стокер о нем не знал и, потому он не мог служить моделью для замка Дракулы. Возможно, что вообще ни один из замков Восточной Европы не служил Стокеру моделью, и поиски должны быть натравлены ближе к дому. Таким образом, некоторые предполагают, что гой самой моделью послужил замок Круден Бей в Шотландии, где Стокер ктанавливался, когда писал Дракулу. Однако теперь из рукописей Стокера стало известно, что та часть романа, где описан замок, была написана прежде, чем Стокер совершил поездку в Круден Бей, и что именно эта часть романа не подверглась изменениям во время публикации. Может оказаться, что замок Стокера был просто чистым вымыслом, замком, сооруженным по образу романтических замков европейских сказок и фольклора.

ЗАЩИТА ОТ ВАМПИРОВ

Одновременно с появлением веры в вампиров возникли и способы защиты от них. На Западе вампир сначала представлял угрозу для детей и матерей во время родов и лучшей доступной защитой было использование магии. Самыми первыми известными преградами, которые использовались против нападений вампиров были магические слова и действия, которые сохранились и в совсем свежих молитвах, и в библейских цитатах. В первом веке Овидий оставил список древних ритуалов, предназначенных для защиты ребенка, которые включали прикосновение к двери комнаты ребенка связкой растений, окропление входа в дом водой и убийство свиньи, которую предлагали стриксу (вампиру) и качестве альтернативной еды. Слова, которые произносились во время ритуала, включали и такие:

«Птицы ночи (т.е. стриксы), пощадите внутренности этого маль чипа, так как приносится небольшая жертва (свинья). Возьмите серд це за сердце, внутренности за внутренности. Эту жизнь мы отдаем вам вместо лучшей".

После произнесения этого заклинания, дом защищали ветками шипами, развешанными у окна.
Эта древняя запись отражения атаки вампира содержит один из „ скольких общих элементов, которые служили для защиты людей от вампиров. - шипы. Наиболее часто употреблялся боярышник, вероятно, отчасти потому, что ассоциировался с историей смерти Иисуса Другие растения с шипами использовались как магические преграды как против вампиров, так и против ведьм. Те очевидные проблемы, которые представлял колючий куст для человека, а также те ценные его свойства которыми обладали его колючки при правильном применении - все это как предполагали, должно возыметь действие на область сверхъестественного. И действительно, зафиксировано, что колючее растение использовали как щит против ведьм и вампиров не только в Европе, но и в Азии, и в обеих Америках.
Возможно, еще более часто, чем колючие кустарники, как средство защиты от ведьм и вампиров использовался едкий чеснок, который применяли и как медицинское средство, и как пищевую добавку. Чеснок можно было найти в любой части света, особенно в странах с теплым климатом, и повсюду он входил в список антивампирических атрибутов. Ценность чеснока как лекарства в сочетании с сильным отпугивающим запахом позволяли предположить наличие способности отгонять силы зла.
Другим защитным и повсеместно распространенным способом защиты от вампиров были семена. Повсюду в мире люди разбрасывали семена на пути между собой и подозреваемым вампиром в качестве барьера. Вампиры, как полагали, будут увлечены подсчитыванием семян, будь то семена горчицы, проса, травы, льна, моркови, мака или риса. Семена могли рассыпаться в гробу, над могилой, на дороге от кладбища к деревне или же вокруг дома, в который мог войти вампир. Вампир или же очень медленно считал семена (по одному в год), или же ему приходилось собирать их все и пересчитывать, и он был не в состоянии закончить эту работу до наступления рассвета.
В Европе, особенно со средневековья, эффективным средством защиты считались предметы, священные для христианства. Наиболее часто это были — распятие, просвира и святая вода. Вампиры отождествлялись с царством дьявола, а Сатана и его подчиненные не могли существовать в присутствии чего-то святого. Простые священники сами по себе не имели такой способности, ибо как люди были грешны, в то время как крест или гостия были символами присутствия Бога. В Латинской Америке святые предметы пришивались к детскому постельному белью. В странах Восточного православия икона имела такую же ценность святыни, как и распятие. По всему миру отмечалось еще несколько святых предметов, но они не были распространены в нехристианских обществах. Здесь вампиры не рассматривались в таких поляризованных категориях, как это было в христианском мире.
Использование святых предметов, которые изгоняли нечистую силу, также привело к возникновению различных очищающих средств. Самым универсальным был огонь. Огонь, хотя и разрушал, очищал. Он был главным средством разрушения вампира, но применялся и для того, чтобы его изгнать.
Из записей, собранных по всему миру, видно, что, для того, чтобы отогнать вампира использовалось множество предметов. Некоторые были просто защитными, формирующими барьер между вампиром и потенциальной жертвой. Другие создавали ауру или атмосферу, которой сторонился вампир. Лишь некоторые имели наступательный характер и действительно могли причинить вампиру вред. Типичными защитными оборонительными средствами были различные предметы, которые можно было поместить в спальне: туфли, развернутые носками в другую сторону, зеркало, расположенное у двери и метла за дверью - все это в одной или нескольких культурах служило барьером дли вампира.
Предметы со свечением или запахом, такие, как свечи или чсснок чучше всего создавали защитную атмосферу. Металл, обычно кусочек железа, размещенный иод или рядом с колыбелью младенца, как ц,, пагали в различных культурах, не давал вампиру подойти. Железо, когда оно использовалось как строительный материал, могло сформировать сильный физический барьер, так как вампиры его избегали, Реже, но и серебро использовалось подобным же образом. Иголки, ножи и ножницы также раскладывались около кровати, чтобы использовать против, вампира при атаке.
Защита против современного вампира. В конце XX века, когда миф о вампире стал более светским, большая часть средств традиционной защиты была утрачена. На современных вампиров мало действовали святые предметы, шипы или семена. Чеснок, единственный, оставался почти что универсальным предметом, который, как считалось, вампиры избегали, но лишь меньшинство современных жителей Запада использовали чеснок с некоторой регулярностью. Современные рома ны оставили жертвы с незначительным количеством средств защиты от нападения вампира. Даже огонь, которого повсеместно нес еще избегают вампиры, редко появляется в современном обществе в форме, пригодной для предотвращения попыток вампира добраться до своей жертиы. овременные вампиры обычно имеют чрезвычайную силу, но их может победить группа людей.
В недавних романах и фильмах у жертвы не было почти ничего, чем можно было бы защититься от нападения вампира. Единственными силами, держащими вампира в узде, были: возможное моральное обязательство — не убивать или рациональное размышление о том, что можно дискредитировать себя, — и это сдерживало вампира от того, чтобы оставлять за собой обескровленные тела, которые могут быть найдены официальными органами и, следовательно, приведут к разоблачению вампира.

ЗЕРКАЛА

Популярная в настоящее время идея о том, что вампиры не отражаются в зеркале (и часто испытывают сильное отвращение к зеркалам), кажется, впервые была выдвинута в романе Брэма Стокера «Дракула». Вскоре после приезда Джонатана Харкера в замок Дракулы он заметил, что в здании не хватает зеркал. Когда Дракула молча вошел в комнату Харкера, где тот брился, Харкер обратил внимание, что Дракула, который стоит позади него, не отражается и зеркале. Дракула заявил, что зеркала - это предметы человеческого тщеславия и, схвати» зеркал", разбил его. Когда роман вышел на сцепу, эпизод, произошедший и зам ке Дракулы, был опущен.
Эпизод с зеркалом, кажется, не имеет прецедента ни в фольклоре о вампирах, ни в ранних рассказах и драмах - Стокер об этом знал, леркала рассматривались как нечто, открывающее двойную суть души.
Видя себя отраженным в зеркале, индивидуумы получали подтверждение, что душа присутствует, а следовательно - жизнь продолжается. Они также обнаруживают в отражении новый источник беспокойства, так как зеркало может быть использовано и в отрицательном смысле, чтобы повлиять на душу. Понятие того, что образ в зеркале - это и есть до некоторой степени душа, заключен в предрассудке, что если разбить зеркало, то в течение семи лет будут преследовать неудачи. Это также наносит вред душе.
Таким образом, можно прийти к выводу, что если у вампира нет души, то нечему и отражаться в зеркале. Зеркало заставило вампира встать перед лицом своей природы, — природы неупокоенного, то есть не живого и не мертвого. Иногда, как в литературе, так и в кино, отсутствие отражательной способности вампира было обозначено и в применении к фотографии — вампир не появлялся на фотографиях после проявления пленки
В своем изложении мифа о вампире Анна Райе опустила условность Брэма Стокера. Она доказывала, что хотя вампиры и обладают некоторыми «сверхъестественными» свойствами, они существуют в том же физическом мире, что и смертные, и им приходится подчиняться физическим законам, включая и законы оптики. Так, в «Интервью с вампиром» и в «Вампире Лестате» Луис и Лестат де Лионкорт видели себя в зеркале и ощущали момент самопознания своего нового вампирического образа. (Следует заметить, вампиры Райе не следовали всем физическим законам: например, у них была способность летать.)

ЗРЕНИЕ

Согласно Абрахаму Ван Хельсингу, авторитетному голосу относительно всего, что касается вампиров в «Дракуле», вампир может видеть в темноте. Хотя об этом нет упоминаний в фольклорной литературе — это было логическим выводом из того, что вампир является ночным существом, которое свободно передвигается в темноте в ночное время. Некоторые способности вампиру приписывались по ассоциации с летучей мышью. Например, летучие мыши, имеют радиолокационную систему, которая позволяет им хорошо ориентироваться ночью. По описаниям Дракула регулярно покидал свой замок каждый вечер для того, чтобы питаться самому и добывать пищу для своих вампирических невест. Он также использовал свое острое зрение для нападений на Люси Вестенру и Мину Мюррей. Современные писатели о вампирах описывали ночное видение как одну из положительных характеристик вампирического существования, которая позволяла вампирам чувствовать себя как дома в ночном мире. Ночное зрение компенсировало ослепляющий эффект прямого солнечного света.

Используются технологии uCoz