Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.


«НАЙТЛОР»

«Найтлор» - ежеквартальный любительский журнал, посвященный исследованию всех аспектов легенды о вампире. Он печатает небочьшие художественные произведения, поэзию и работы художников Первый выпуск был опубликован в начале 1994 года и был составлен редактором Тревором Элмором и художественным директором Мэри Элмор. Дня получения информации о подписке пишите в «Найтлор»: РО Box 81482 Mobile, AL 366889.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА И ВАМПИРЫ

Когда миф о вампире развился и прошел через процесс рационализации и секуляризации, тогда различные авторы выдвинули альтернативные, несверхъестественные теории происхождения вампиров - начиная с болезни до изменения химического состава крови. В конце концов при наивысшем интересе к летающим тарелкам в 50-е годы стала неизбежной идея о вампирах неземного происхождения. У такой идеи был ряд предвестников. В 1894 году Г. Г. Уэллс в своем рассказе «Цветение странной орхидеи» не следовал возможность захвата человеческого тела неземным существом для того, чтобы жить за счет его жизненной энергии. Эта тема была подхвачена расхожими журналами в таких историях, как «Вампиры космоса» Сьюэлла Райта и «Черная жажда» С. Л. Моора. Первый пришелец, испытывающий кровавую жажду, появился в 1942 году в истории «Приют» А- Э. Ван Вогта. Злодеи Ван Вогта — это пара пришельцев, которые прибы-чч на землю в космическом корабле. Они жили тысячи лет, питаясь живыми Формами на разных планетах. На земле они встретили репортера Вильяма Дрига, который в конце концов смог приостановить их вторжение.
К середине 50-х годов интерес к летающим тарелкам был на подъеме, и ручная фантастика процветала. Ричард Матесон, который писал как проведения ужасов, так и научную фантастику, в течение многих лет был первым, кто исследовал традиционную тему вампира в научной фантастике. Матесон, написавший несколько историй о вампирах, воссоздал ситуацию конца света, когда герой Роберт Невилль оказался единственным оставшимся в живых человек»». Другие - или же были убиты, или превратитось в вампиров. Во время борьбы с вампирами Невиллю Приходилось вспоминать части древнего мифа о вампире - те, что были точными а следовательно, могли подсказать - какое оружие в конечном итоге будет работать против вампиров.
Поспе Матесона иногда смешивали научную фантастику и вампиров и в основном в коротких рассказах. Среди нескольких романов на т. тему наиболее примечательными были: «Космические вампиры» (1976) Koлин Виссон. «Сабелла, или кровавый камень» (1980) Танит 1„ «Нерожденный Дракула» (1991) Брайана Алдисса и «Синдром Маклен-нона» Роберта Фрезза. Были опубликованы два романа о «звездном переселении» с темой вампира, но ни один не был переделан хотя бы в односерийный телевизионный фильм. Тем не менее значительное присутствие неземных вампиров ощущается в кинофильмах.
Космический вампир в кино. К 1954 году внимание студии «Юни-вёреэл Пикчерз» к классическим монстрам, которые сделали ее знаменитой в 30-е годы, пошло на убыль, они появились в последних сценах. сыгранных в «Эббот и Кастелло знакомятся с доктором Джекиллом и мистером Хайдом», где Дракула появляется с тем, чтобы расстаться Однако множество других компаний также использовали классических монстров, включая вампира, в контексте научно-фантастического фильма. Были новые моменты, которые стояли на повестке дня, особенно для компаний, специализирующихся на фильмах категории «В». Вопросы, которые они предлагали своей молодежной аудитории, включали такие: Что, если вампиры реальны и являются космическими пришельцами? Что, если землю захватят космические пришельцы, которые прибыли, чтобы забрать кровь или нашу жизненную силу, или то и другое? Как мы должны реагировать на неземного вампира?
Первым научно-фантастическим фильмом, который изучал эти вопросы, была постановка от «Ар-Кей-Оу Рэдио Пикчерз» — «Нечто из другого мира» (переделанная в 1982 году в «Нечто»). В главной роли снимался Джеймс Арнесс, как неземное существо (фактически это было восьмифутовый овощ), которому была необходима кровь, чтобы воспроизводиться. Это нечто было обнаружено в арктических снегах исследовательской командой, а чтобы остановить его в конце концов пришлось прибегнуть к помощи военных. Спустя шесть лет, Роджер Корман поставил и снял фильм «Не с этой Земли» (переделанный в 1988 году), который рассказывал о гуманоиде с умирающей планеты Даванна, который поселился в маленьком городке, чтобы разузнать о жизнеспособности человеческой крови в качестве замены для своего собственного народа.
За фильмом «Не с этой Земли» вскоре последовал от «Юнайтед Артисте» - «Это! Страх из космоса» (1958). «Это!» начинается с того. что полковник Каррутерс. единственный, кто выжил из космическом экспедиции на Марс, арестован командиром спасательного корабля, так как тот подозревает его в том, что он съел всю команду, чтобы выжить. По пути домой, с Каррутерсом под замком, начинают таинственно погибать члены экипажа, убитые «этим». Командир, наконец, осознает свою ошибку и изолирует вампирического пришельца в грузовом отсеке. Все оставшиеся в живых одевают космические скафандры, а из корабля выпускается весь кислород и таким образом удается убить это существо. «Это! Страх из космоса» вдохновил на создание классическом космитческого фильма ужасов 1979 года - «Пришелец» (который опустил изначальную тему вампира). Последний из фильмов 50-х годов о „езсмиом вампире стал самым знаменитым и успешным в финансовом „тношенин. «План 9 из открытого космоса» (1959) начинался с того, чГ0 Бела Лугоши покидал могилу своей недавно умершей жены, которую играла главная героиня телевизионного фильма ужасов, - вампира 'пуч из космоса оживляет вампира, которая нападает на рабочих, уже готовых завершить погребение ее тела. Затем она убивает полицейского инспектора, прибывшего, чтобы обследовать тела могильщиков. Эта сцена затем сменяется сценой вторжения летающих тарелок в небо над Лос-Анджелесом. Эрос и Танна, которые руководили вторжением, объявляют «План», целью которого является оживление всех мертвых на земле и использование их как инструмента для захвата планеты. Силы добра противостоят вторжению, и в конце космические люди вытеснены с планеты.
«План 9 из открытого космоса» стал знаменитым после того, как возглавил несколько списков самых плохих фильмов мирового кино. Результат работы режиссера Эдварда Д. Вуда-младшего, знаменитого быстрой постановкой дешевых фильмов, этот фильм нашумел своими ошибками в постановке. Например, в сцене на кладбище картонные могильные плиты качались, когда до них случайно дотрагивались, был заметен цементный пол под травой на кладбище и был заметен матрац (положен для смягчения падения). «План 9» был примечателен как последний фильм Бела, Лугоши. Вуд, кажется, вмонтировал несколько кадров с Лугоши, которые изначально были сняты для другого фильма. Краткие куски сцен, где играл Лугоши были показаны по нескольку раз. Лугоши умер до того, как был закончен «План 9», и вместо него играла безликая замена. В последних частях фильма эта «подставка» под накидкой Лугоши зловеще разгуливала перед кинокамерой, прикрывая руками лицо.
За фильмами с летающими тарелками «Это!» и «План 9» вскоре последовал ряд фильмов, тематически связанных друг с другом ранними исследованиями космоса. В фильме «Первый человек в космосе» (1959) телом астронавта овладело космическое существо. По возвращении на землю этому вампирическому существу потребовалась кровь, и оно начало убивать, чтобы получить ее. Оно врывается в банк крови, но в конечном итоге его загоняют в декомпрессионную камеру и убивают.
Тема неземного вампира продолжалась в 60-е годы, начиная в фильма Марио Бава «Планета вампиров» (изначально названного по-итальянски «Теггоге nello Spazio»). Эта история была о космическом корабле под командованием капитана Марка Маркари (Бэрри Салливан), вынужденного сделать посадку на планете Аура. Тут Маркари обнаружил другой корабль, команда которого была мертва. Мертвые поднялись, их тела заняли бестелесные жители Ауры, которые превратили их в вампиров, и они напали на команду Маркари. Когда Маркари обнаружил, что происходит, он и два члена его команды бежали. Затем он понял, что эти два члена экипажа Уже превращены в вампиров и придут на беззащитную Землю. Фильм заканчивается прежде, чем он решил, что ему следует сделать.
В следующем году за «Планетой вампиров» последовал один из лучших фильмов о космическом вампире - «Королева крови» с довольно представительным составом — Джоном Саксоном, Бэзилом Ратбоуном и юной Л'чишс Хоппер. История была создана из русского фильма, кинопленка которого была приобретена Роджером Кормаиом. Звездой была прекрасная женщина, которую звали королева Марса и которую пригласили обрат,,,, на Зсм пю члены команды космического корабля США. На обратом пу™ капитан обнаружил, что она вампир и убивает членов команды одного 1а другим. Однако она была больна гемофилией и, порезавшись во время борьбы с одним из членов экипажа, она истекает кровью и умирает.
В середине 70-х годов оккультный автор Колин Вильсон попробовал себя в теме вампира в своем романе «Космические вампиры» (1976) Книга изначально продавалась как научно-фантастический роман. Этот роман также вписывался в тему психического вампиризма, так как cv-щества, скорее, забирали у своих жертв «жизненную силу» (как у переносчика жизненной энергии), а не кровь. Действие романа происходило в 2080 году. Космический корабль встретил другой таинственный корабль с несколькими телами, подающими признаки жизни, - они оказались живыми и были вампирами.
В начале 80-х годов Тоб Хупер разглядел возможности романа Вильсона для экранизации и начал обработку, которая вышла в США как фильм «Жизненная сила» в 1985 году. Время действия было изменено на 1986 год, чтобы оно совпадало с возвращением кометы Галлея. В фильме действие развивается вокруг отношений между командиром корабля Карлсоном, который обнаружил космических вампиров, и единственной женщиной-вампиром. Хупер также добавил типичную деталь, убив вампира колом, воткнутым в энергетический центр (характеристика, отсутствовавшая в романе).
Вампиры научной фантастики в комиксах. Несколько космических вампиров, которые появились на экране в 60-е годы поблекли перед самым знаменитым — Вампиреллой. Она появилась не на экране, а как персонаж комикса, созданного Форестом Д. Аккерманом и Джеймсом Уорреном, владельцем компании «Уоррен Паблишинг». Аккерман пошел дальше и стал автором «Вампиреллы» - самого успешного комикса о вампире во все времена. Вампирелла отличалась тем, что была первым космическим вампиром, который был скорее героем, нежели злодеем. Она прилетела с умирающей планеты Дракулон на Землю, где было достаточно крови. Она пыталась не убивать, добывая кровь, и чувствовала угрызения совести, когда ей приходилось отнимать жизнь, чтобы выжить. Вампирелла частично была создана под вдохновением от главного персонажа фильма Марио Бава «Барбарелла». Она была едва одетой, сексуальной молодой женщиной. По мере развития сюжета в 70-е годы было обнаружено, что даже Дракула был в прошлом жителем Дракулона и покинул его ради Земли много веков назад. Вампирелла на страницах комиксов дожила до начала 80-х годов, а недавно была вновь оживлена.
Одновременно с романом Колина Вильсона в мир комиксов ненадолго пришла и научно-фантастическая история с темой вампира - в короткой серии «Планета вампиров». Это была история об исследователях космоса, которым предстояло вернуться на Землю после длительного пребывания на Марсе. Они обнаружили, что после опустошительной ядерной войны люди разделились на две фракции. Одна фракция располагалась вокруг Нью-Йорка, а другая - в сельской местности. Горожане нашли укрытие под куполом. Он защищал их до некоторой степени, но у них не было иммунитета против болезней, которые развились в результате войны. Те, кто был вне его, развили естественный иммунитет.
Жители города захватывали негорожан, чтобы взять у них кровь и использовать ее для приготовления вакцины. Вампирами были машины, созданные жителями города, чтобы насильно забирать кровь у постороннего, которого удастся поймать
«Планета вампиров», опубликованная «Атлас Комикс" продлилась только в трех выпусках. Ее «кончина" оставила Вампиреллу в одиночестве на страницах комиксов, как тему с космическим вампиром. Когда Вампирелла перестала выходить, космические вампиры в основном исчезли, осталась только «Жизненная сила»
С новой волной комиксов о вампирах в 90-е годы был оживлен и космический пришелец-вампир. В основном, в переработке фильмов для комиксов. В 1990 году компанией «Малибу Комикс» был переработан лля одного выпуска «План 9 из открытого космоса». На следующий год появился в трех выпусках «Я - легенда» (который экранизировался дважды в 1964 и 1971 году), и продолжение «Плана 9 из открытого космоса» также продлилось в трех выпусках, хотя вампирическнн элемент был изъят из сюжета. «Вампирелла» возродилась в 1991 году (вместе с перепечаткой историй 70-х годов), и начался новый сериал с новыми историями в 1992 году. «Вампирелла» была единственным космическим вампиром среди новой волны комиксов о вампирах в начале 90-х годов.

Нахтцерер см.: Германия и вампиры

НЕВЕСТЫ ВАМПИРА

«Невесты вампира» — это популярный термин, который относится к гарему, окружающему вампира, который, согласно поверьям, состоял из самого вампира (мужчины) и его жертв (группы молодых женщин). Эта идея пришла из романа Брэма Стокера «Дракула». В первых главах романа Дракула проживает в удаленном замке с тремя женщинами. Автор применяет к ним эпитеты: «молодые женщины», «странные сестры» и «призрачные женщины». В конце романа Абрахам Ван Хсльсинг приходит в замок Дракулы, чтобы убить этих женщин, которых он звал «сестры».
Сама идея называть их «невестами», возможно, возникает, когда, после смерти Люси Вестеиры, жених Люси, Артур Хольмвуд, предположил, что обмен кровью создает между людьми связь сродни той, что существует между мужем и женой, и которая теперь возникла между ним и его умершей невестой. Эта идея получила распространение в различных фильмах, которые изображали мужчину-вампира, состоящего в отношениях с несколькими лицами противоположного пола. Большинство вампиров были мужчинами, а большинство жертв, с которыми они развивали тесные связи - были женщинами.. Часто на их отношения не существовало фактической ссылки, просто подразумевалось, что они развиваются по известному образу ближневосточного гарема. Очень часто атч женщины были одеты в пестрые одежды, предназначенные для сна. « то время как мужчины были одеты в официальные костюмы. Этот образ «невест вампира» присутствовал в двух картинах: «Граф Иорг» и «Проститутки вампира» (Джон Каррадайн, 1979).
Идея «невест вампиров» усиливала акцент на сексуальной природе oтношенений между вампиром и его жертвами. Вампир нападал (насиловал) на свои жертвы, а затем привязывал к себе так, как привязывают рабов. Любовь играет в этом малую роль, или не играет вообще. В «Дракуле" три женщины обвиняют его в том что не любили никогда а он и сейчас никого не любит.

НЕКРОМАНТИЯ

Абрахам Ван Хельсинг, мудрый знаток вампиров в романе Брэма г кера «Дракула», отмечал, что вампиры «...все еще имеют в кач Т° помощника некромантию, которая, как предполагает и этимология °ТВе ворожба на мертвых, и все мертвые, которые поблизости, могут пере"ТЬ под его управление». Некромантия была формой гадания на будутеИТИ использованием мертвых тел. Некромантия была проклята еврейской Библией (Второзаконие, 18:11), хотя из упоминаний не совсем ясно, какая ее форма практиковалась. Вероятнее всего, мертвое тело вскрывали, и по физическому состоянию внутренних органов происходило считывание, подобным же способом как и по внутренностям животных или же другим, более земным предметам, таким как чайные листья Это происходило на протяжении веков.
Однако во времена Стокера, термин «некромантия» стал применяться как описание действий, вызывающих мертвых из могил с целью получить от них недостающие сведения, особенно о будущем. Начиная со средних веков и по настоящее время, художники создавали картины о подобных некромантических действиях. Некромантия также рассматривалась и как связь, общение с духом/душой умершего, которая появлялась перед магом в призрачной, но телесной форме, которую теософы называли астральным телом.
В середине XIX века США, Англию и большинство стран континентальной Европы охватило движение, называющееся спиритизмом. Спиритизм основывался на использовании медиума — посредника в общении с духами мертвых. Спиритизм на несколько шагов отошел от традиционной некромантии, хотя занимающихся им многие религиозные критики называли некромантами. Отождествление спиритизма и некромантии было обычным для времен Стокера.

Непал и вампиры см.: Тибет и вампиры

«НЕФЕРИОС» (ГНУСНЫЙ, ЖУТКИЙ)

«Нефериос» — любительский журнал для поклонников вампиров впервые был выпущен в январе 1993 года. Издается он его основателе!» Розей Леттич, которая интересуется вампирами с самого детства. Каждый выпуск содержит работы художников, поэзию, рассказы и статьи вампирах. На журнал можно подписаться через Розей Леттич: Academy St., Summer, WA 98390.

Нитоп см.: Польша и вампиры

НОВАЯ АНГЛИЯ, «ОБЩЕСТВО "ТЕМНЫХ ТЕНЕЙ"»

Общество "Темных теней" Новой Англии» было основано в начале
о0 х годов Роном Джеником, который возглавляет его и в настоящее
ремя. Общество проводит ежемесячные собрания, на которых показы-
¦дотся видеозаписи «Темных теней» и проводятся дискуссии. В про-
-рамме общества - ежегодное посещение Сивыо Террас в Ныопорте, Род-
\йтенд. Этот дом был использован для съемки внешнего плана Кол-
¦шнзвуда - дома семьи Коллинзов в телевизионном сериале 1966—1972
¦одов Общество публикует любительский журнал под названием «Ви-
. nv3 Хипл Квотерли». С обществом можно связаться по адресу: РО
Box 6023, Boston, MA 02209.

НОГТИ

Когда Джонатан Харкер впервые встретился с Дракулой в начале романа Брэма Стокера, ногти Дракулы «были длинными и прекрасными, подстриженными таким образом, что образовывали острые концы». Тогда это лишь подчеркивало животные черты Дракулы. Функциональными эти ногти станут позже, в главе 21, когда он воспользуется ими для вскрытия раны на своей груди, из которой будет пить кровь Мина Мюррей. Тот факт, что на ногтях заостряется внимание, быть может, уходит корнями в широко известные отчеты о вампирах, дошедшие из Восточной Европы. Среди характерных черт, которые искали охотники за вампирами в выкопанных телах, были ногти, которые, оказывалось, росли после погребения человека. Свежие ногти или иногда их полное отсутствие были обычным моментом, о котором упоминали отчеты из Германии, а также из земель северных и южных славян.
После Дракулы акцент на ногти у большинства вампиров не делался. Граф Орлок, весьма своеобразный Дракула в фильме «Носферату, симфония Гаруна» (1922), имел длинные пальцы с продолговатыми ногтями, которые были дополнением к его внешности, напоминавшей грызуна. Однако ни руки, ни ногти Дракулы Лугоши, вошедшего в каждый британский дом, не выглядели ненормальными ни в коей мере. Правда, порой он выбрасывал перед собой руки, как животное, которое собирается внезапно броситься на жертву. После Лугоши лишь несколько вампиров, стоящих ближе к демонической форме, имели когтеподобные изменения на своих руках.

НОДЬЕ, ЖАН ШАРЛЬ ЭММАНУЭЛЬ (1780-1844)

Жан Шарль Эммануэль Нодье, драматург, который вывел тему вампира на французскую сцену, родился 29 апреля 1780 года в Безансоне, Франция. Еще молодым человеком он начал свою писательскую деятельность, одновременно занимаясь политикой. В 1818 году Нодье поселился в Париже, где и прожил до конца своей жизни. В том же году был опубликован его первый роман «Жан Сбогар». В Париже его имя связывалось с именами нескольких авторов, которые разрабатывали тему того, что в постфрейдистском мире будет известно как подсознание. Его тературные работы начали исследовать мир снов и обращали некотов внимание на кошмары. В широком масштабе это течение стало известно как Романтическое движение и рассматривалось как определенная реа ция на ограничения рационализма, выраженные Вольтером и его посл дователями в предыдущем поколении. Нодье поселился в Париже Ког да в апреле 1819 года в «Нью Мансли Мэгэзин» появилась история Джона Полидори «Вампир». Рассказ привлек большое внимание, otL ти из-за того, что авторство было приписано лорду Байрону. НоДь попросили написать отзыв о рассказе. В этой истории он увидел вырае жение широко распространенной потребности своего поколения найти какую-то разрядку через испытание чего-то необыкновенного и фантастического. В своем отзыве Нодье первым определил характер отношений с вампиром — любовь-ненависть. Хотя, казалось, Нодье был очарован им, все же, являясь энергичным лидером парижских литературных и интеллектуальных кругов, он пытался показать и некоторое презрение к вампиру. Да, он признавал его важность и назвал легенду о вампире «самой важной из всех предрассудков». В статье 1819 года он привлек внимание своих читателей к рассказам людей, которые признавались, что были вампирами и совершали ужасные вещи во время сна.
В 1820 году Киприен Бернард, коллега Нодье, анонимно опубликовал продолжение «Вампира» в двух томах «Lord Ruthven ou Les Vampires». И эта работа содержала вступительную статью Нодье. Тогда многие подумали, что Нодье и написал оба рассказа о лорде Рутвене. После некоторого расследования было установлено авторство Бернарда. Тем временем Нодье работал над собственным вампирическим произведением — сценической мелодрамой под названием «Вампир» (над ней же в сотрудничестве работали Пьер Франсуа Кармуш и Ашиль де Жуффрей). В «Вампире» Нодье представил собственную интерпретацию образа лорда Рутвена - главного персонажа рассказа Полидори.
Рутвен был представлен как герой, спасший жизнь сэра Обри. Обри считал, что тот умер, но Рутвен появился вновь, чтобы жениться на Мальвине, сестре Обри, и его бурно приветствовали. Но Рутвен был застрелен во время посещения свадебного празднества Луветты и Эдгара, после того, как Эдгар рассердился на попытки Рутвена соблазнить его будущую жену. Снова Обри посчитал, что Рутвен умирает, и поклялся не говорить Мальвине о его делах. Когда Обри был почти готов рассказать Мальвине о смерти ее жениха, внезапно появляется Рутвен и напоминает Обри о его клятве. На мгновение Обри теряется, не зная, как поступить, разрываясь между долгом и клятвой, а Рутвен направляется к церкви со своей невестой Мальвиной. Планы Рутвена были расстроены в самый последний момент, когда Обри опомнился и прервал службу.
Показ «Вампира» состоялся 13 июня 1819 года в театре Де ля Порт Сен-Мартэн. Несмотря на неоднозначные отзывы, и оппозицию его политических врагов, драма Нодье имела незамедлительный успех. Вскоре был опубликован текст пьесы, который также нашел свою аудиторию-После бурного отклика публики в конкурирующих театрах тут же появились две пьесы о вампире, а также несколько комических и сатирических спектаклей, высмеивавших его. У «Вампира» была долгая и успешная жизнь. В 1823 году его показ был возобновлен, и он д время находился в репертуаре. В главных ролях были заняты звезды М. Филиппе и Мадам Дорваль. Александр Дюма присутствовал на этом возобновленном показе. В свои воспоминания он включил пространную запись об этом спектакле, а позже, потрясенный пьесой, написал собственную драму о вампире (50-е годы прошлого века).
Нодье вернулся к кошмарам и вампирам в рассказе, написанном под воздействием опиума: «Смарра, или Демоны ночи». Как он полагал, опиум открывает доступ в другой мир — царство снов и кошмаров. В Смарре передавалась история Лоренцо, имевшего встречу с вампиром. Однако вампиром был не лорд Рутвен — почти что человеческое существо, которое полностью смешалось с обществом и получало удовольствие от разрушения людских судеб, а скорее, духоподобное существо из мира снов.
Среди парижских знакомых Нодье в начале 20-х годов был молодой человек - Виктор Гюго, который напечатал свой первый роман, готическую историю ужасов под названием «Ганс из Исландии» в 1823 году. «Ганс из Исландии» повествовал о герое, который употреблял кровь своих жертв. Он собирал кровь в череп н пил ее, что было актом мести. Хотя Нодье пытался сделать область фантастических ужасов приемлемой для исследования новообращенными писателями, Гюго открыто осудил «Вампира» в отзыве на открытие пьесы. У Нодье была возможность написать отзыв о «Гансе из Исландии», и он дал этому роману положительную оценку, призвав обратить внимание на скрытый талант Гюго.
В 1824 году, в знак признания его заслуг (особенно, в вампирическом жанре), Нодье был назначен хранителем Библиотеки де Ларсенал, одной из выдающихся библиотек Парижа. Позже он организовал салон, где собирались представители литературного мира, и написал ряд работ, лучшими из которых были многочисленные рассказы, которые исследовали мир снов, как хороших, так и плохих. 13 томов собрания сочинений были опубликованы в период с 1832 по 1841 годы. В 1833 году он был избран во Французскую Академию. Умер Нодье 27 января 1844 года.
На протяжении XIX века многие из писателей вдохновились фантас тическими рассказами Нодье, и в конечном итоге он нашел новую аудиторию в лице французских сюрреалистов. Недавно «Вампир» и другие драматические работы Нодье были изданы вновь в серии «Textes Litte-raires Francais» («Французские литературные чтения»).

«Нокс»

«Нокс», подзаголовок «Журнал ночи», — это периодическое издание которое исследует «темные» реалии человеческого существования. Он был основан в 1993 году Лореттой М. Аккардо. Хотя он и не ориентн рован исключительно на вампиров, они все-таки находятся среди доминирующих тем в работах художников, поэтов и статьях, включенных в каждый выпуск. «Нокс» также содержит обзоры книг о вампирах, новых постановках и музыкальных группах.
С «Ноксом» можно связаться: РО Box 2467, Grand Central Station, New York, NY 10163-2467.

Нора см.: Венгрия и вампиры

Норвегия и ее вампиры см.: Скандинавия и вампиры

НОСФЕРАТУ

Носферату- современное слово, которое произошло от старославянского «носуфур-ату», заимствованного от греческого «нософорос», «разносящие чуму» Вампиры в общественном сознании ассоциировались с распростра пением болезни (такой как туберкулез, причина которой была неизвестна) передававшейся через укус. Хотя в Румынии это слово употребЛя тось в течение нескольких веков, оно не содержалось в румынских словарях. Это был какой-то специальный термин, пришедший из староСла. вянского языка и просочившийся в обыденную речь. Его иронично применяли в значении «неупокоившийся», а иногда употребляли для ссылки на Дьявола.
Оказалось, что этот термин стал известен благодаря популярному ро. ману о путешествиях Эмилии Жерар «Страна за лесом» (1885), где есть такая фраза: «Несомненно, что зло - это носферату, или вампир, в которого верит каждый румынский крестьянин, так как он действует на небе или в аду». Стокер использовал этот термин в «Дракуле». В своей знаменитой речи о вампире в 18-й главе Абрахам Ван Хельсинг говорил: «Носферату не умирает как пчела, однажды ужалив. Он делается лишь сильнее и еще сильнее для того, чтобы иметь больше мощи для своей злой работы». Этот термин, хотя и использован Стокером, не был широко употребим.
Термин впервые приобрел реальную известность, когда был использован Фридрихом Вильгельмом Мурнау при попытке создать замаскированную версию «Дракулы» для экрана. Фильм Мурнау «Носферату, симфония Гаруна» сделал этот термин частью популярного «вампири-ческого» языка, особенно после второго открытия этой работы в 60-е годы и повторного выпуска в 1972 году. За несколько последних десятилетий этот термин появлялся в романах и фильмах как синоним вампира. В своих двух книгах о вампирах Леонард Вольф, полагаясь на Жерар, повторил ее ошибки, а затем сделал и собственную, написав в работе «Дракула с аннотациями», что носферату — это румынское слово, которое означает «неумерший».

«НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ ГАРУНА»

Самым ранним сохранившимся фильмом на основе «Дракулы» является «Носферату, симфония Гаруна» - пиратская обработка 1922 года романа Брэма Стокера немецкой кинокомпанией «Прана-Филмз», основанной в 1921 году. Этот фильм был единственным законченным продуктом этой компании. Один из директоров компании, Альбин Грау, был спиритом н высоко ценил «Дракулу». Он видел возможности представления книги в форме грандиозной картины. Грау нанял Фридриха Вильгельма Мурнау в качестве режиссера, а Хенрик Галин был сценаристом.
Мурнау и Галин сделали очень вольную обработку «Дракулы». Название было изменено на «Носферату» (термин «носферату» произошел от старославянского слова «носуфур-ату», в свою очередь заимствованного от греческого и связанного с понятием распространения чумы). Место действия последней части фильма было перенесено в Бремен, Германия, в 18.58 год - тот самый год, когда в этом городе действительно разразилась эпидемия чумы. Внешность персонажа Дракулы была изменена - он напоминал грызуна, а и фигуре было что-то крысонодобнос. В момент его приезда в 15ремен крысы собрались п великом множестве.
В киносценарии Мурнау сделал много дополнительных изменений, включая изменение имен всех ведущих персонажей. Дракула был превращен в графа Орлока, играл его Макс Шрек. Орлок был чудовищной фигурой с гротескными чертами — лысой головой, ногтями, подобными когтям. Пара вампирических клыков были не продолговатыми клыками, а выступали вперед прямо изо рта, наподобие крысиных зубов. Он ходил тяжелой, натруженной походкой. Он был ближе к вампиру из фольклора Восточной Европы, чем к Дракуле Стокера, но его вполне определенная внешность подразумевала, что он не в состоянии нормально жить среди людей, как это делал Дракула. Таким образом, Орлок стал до некоторой степени совершенно другим персонажем.
В «Носферату» Джонатан Харкер (переименован в Вальдемара Хатте-ра, играл его Густав фон Вангенхайм) оставил свою жену Мину Мюр-рей (переименована в Эллен Хаттер, роль исполняла Грета Шродер Матрей) из-за путешествия в Трансильванию, чтобы осуществить продажу дома, который находился рядом с его домом. Хаттера довозят до моста и там оставляют. После перехода через мост, он как бы входит в новый мир. Дилижанс с таинственным возницей подобрал его, чтобы отвезти в замок Орлока. В спальне замка Орлока на Хаттера напал сам Орлок, и в это время в Бремене Эллен выкрикивает имя Хаттера. На следующий день Хаттер обнаруживает гроб Орлока, но слишком поздно — граф находится на пути в Германию.
Пока Орлок едет в Германию, основные персонажи (вскоре они соберутся в Бремене) действуют независимо друг от друга. Сначала Хаттер бежит, но попадает в больницу. Начальник Хаттера Р. Н. Ренфильд (переименован в Кнока, роль исполняет Александр Гранах) сходит с ума, и его определяют в приют для душевнобольных. Профессор Абрахам Ван Хельсинг (переименован в Булвара, играет Джон Готтоу) проводит в своей лаборатории эксперименты с растениями, питающимися мясом. Орлок убил всю команду корабля, который вез его в Бремен. С приездом графа в Бремен там разражается чума, разносчиками которой являются управляемые Орлоком крысы. Вскоре приезжает Хаттер. В замке он украл книгу, из которой узнал, что поражения вампира можно достичь через самопожертвование какой-нибудь добродетельной женщины, которая позволит вампиру остаться с ней до рассвета. В конце концов, Орлок припадает к шее Эллен и остается с ней до тех пор, пока солнечный свет его не убивает. Эллен умерла, принеся себя в жертву, и прекращается эпидемия чумы.
Последовавший спор. Премьера «Носферату, симфония Гаруна» состоялась в «Мраморных садах» берлинского зоологического парка в марте 1922 года. Сначала фильм получил хорошие отзывы. Однако «Прана-Филмз» была финансово нестабильна, и кредиторы, которым не было уплачено, заявили о себе. Спустя несколько недель, Флоранс Стокер, вдова Брэма Стокера, получила копию объявления о премьере фильма. Она немедленно вступила в Британское Объединенное Общество Авторов и обратилась за помощью. Поскольку «Прана-Филмз» пренебрегла разрешением на использование последней книги ее мужа и не заплатила за ее использование, Общество передало дело своему немецкому адвокату. К июню компания оказалась в положении банкрота, и стало ясно, что никаких денег от продолжения разбирательства получить не удастся.


Сцена из фильма «Носферату, симфония Гаруна»

Однако Общество продолжало продвигать дело, чтобы заручиться гарантией на будущее.
Дело с незаконными прокатчиками фильма — «Немецко-американским киносоюзом» — тянулось несколько лет. Флоранс Стокер потребовала уничтожения всех копий фильма. Наконец, в июле 1925 года дело было улажено, копии, принадлежавшие немецким распространителям, были уничтожены. Однако в октябре того же года к Стокер обратилась новая английская организация. «Кинообщество» ходатайствовало о ее поддержке своей частной коллекции «классических» фильмов. Первым в списке стоял «Носферату» Мурнау. Стокер завязала с обществом спор, но те отказались прекратить показ фильма или сказать ей, откуда они раздобыли копию фильма. В 1928 году «Юнивёрсэл Пикчерз» купила права на экранизацию «Дракулы». Как собственники постановочных прав, они тогда предоставили «Кинообществу» привилегию показа «Носферату».
Флоранс Стокер протестовала, и в 1929 году «Кинообщество» передало ей свою копию для уничтожения. Позже, в том же году, копии появились в США, в Нью-Йорке и Детройте под названием «Носферату-вампир». В 1930 году эти копии были переданы «Юнивёрсэл» для уничтожения.
После смерти Флоранс Стокер в 1937 году открылась дорога различным версиям этого фильма, хотя спрос на них был невелик. В 60-е годы на телевидении появился коллаж из немых фильмов, показанных в сжатом виде. Он шел в рамках рубрики «Тишина, пожалуйста!». В этой версии персонажам вернули имена, фигурировавшие в романе Стокера, а сам фильм был назван «Дракула». Затем эта версия была выпущена компанией «Интертеймент Филмз» под названием «Страх Дракулы». В 1972 году «Блэкхоук Филмз» выпускают на рынок коллекционеров оригинальный фильм под названием «Носферату-вампир» и «Тишина, пожалуйста!» под названием «Дракула». Несмотря на уничтожение большинства копий изначального «Носферату», одна копия все-таки сохранилась, и восстановленная версия фильма, наконец-то, была показана в 1984 году на Берлинском кинофестивале, став с тех пор общедоступной.
В 1979 году был выпущен римейк «Носферату». «Носферату-вампир» представлял Клауса Кински в главной роли. Новый фильм был профинансирован и отснят Вернером Херцогом. Он же создал сценарий. Хотя в нем сохранились отдельные моменты оригинального сюжета, он более походил на основной вариант «Дракулы», хотя бы потому, что использовал те же имена персонажей, что и Стокер.
«Носферату-вампир» был одним из трех значительных фильмов о вампирах, выпущенных в 1979 году. Двумя другими были «Любовь с первого укуса», пародия на «Дракулу» с Джорджем Гамильтоном, и версия Фрэнка Лангелла «Дракула» (1979). Этот фильм вдохновил на создание романа и выпуск фонографической записи звукового оформления фильма.

«НОЧНОЙ СТАЛКЕР»

Даррен Макгэвин в роли ночного сталкера

«Ночной сталкер» был необыкновенно успешным телевизионным фильмом о вампире. Его создал Дэн Куртис после не менее удачной мыльной оперы «Темные тени». История вращалась вокруг неудачливого репортера Карла Колчаку (Даррен Макгэвин), который повстречал вампира по имени Янос Скорцени (Бэрри Атвотер), убивающего девушек из шоу в Лас-Вегасе. Он пытается убедить своего босса-редактора и полицию в том, что природа убийств вампирическая, но из-за их неверия Карл остается один на один с кровопийцей. Показ фильма получил самый высокий рейтинг среди телевизионных фильмов того времени и послужил толчком к созданию телевизионного сериала «Ночной сталкер», в котором Колчак выслеживает множество ночных существ. Сценарий для шоу, которое вышло 11 января 1972 года на Эй-би-си, написал Ричард Матесон.
Оригинальный роман Джеффа Раиса, на котором основывается фильм, был опубликован в 1974 году.

Используются технологии uCoz