Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.


«ЦАРСТВО ВАМПИРА»

«Царство вампира» является организацией, воспевающей существование образа вампира в кино и литературе. Она возникла в Новом Орлеане в 1985 году из периодического издания, озаглавленного «Журнал вампира» и основанного Шаридой Риззуто («журнал» слился на время с другой группой поклонников вампиров «Дракула и компания», которая после роспуска в 1992 году, была преобразована в «Царство вампира»). «Царство» публикует информационный бюллетень и большой журнал на сто страниц, которые выходят два раза в год. Журнал уделяет большое внимание беллетристике и поэзии о вампирах, делает обзоры фильмов и книг о вампирах. «Царство вампира» также спонсирует собрания и специальные мероприятия в Новом Орлеане. Среди издателей «Царства вампира» — Энн Хойт и романист Франса Нордэн, автор-метафизик Лейла Венделл, руководящая «Вестгейт Хаус», Галереей смерти в Новом Орлеане, является консультантом по специальным вопросам.
С 1983 года Риззуто была вовлечена в публикацию широкого спектра новелл, книг и периодики. Ее творческие интересы включали в себя Шерлока Холмса, черную магию, Старый Запад. В 1983 году она основала общество «Друзей "темных теней"» и начала публиковать два журнала — «Записи Коллинзпорта» (по существу — «Темные тени» изнутри) и «Коллинзвуд Джорнал». «Друзья "темных теней"» и эти два журнала перестали существовать в 1987 году, и она начала передавать материалы «Темных теней» в «Журнал вампира». В 1990 году болезнь заставила ее остановить публикации, но в 1992 году Хойт и Нордэн продолжили начатую ею линию в журнале. Совместно с Риззуто они выпустили первый журнал «Царство вампира» и информационный бюллетень. В 1993 году Риззуто возобновила свою издательскую деятельность и вместе с Хойт и Нордэном оповестила об учреждении нескольких новых, выходящих раз в два года периодических изданий, включающих «Царство тьмы», (посвященный готике, смерти, темам о вампирах) и «Ночную тень» (журнал, посвященный тем же темам в художественной литературе). «Царство вампира» также выпустил «Справочник вампира», который выдвигает на первый план организации, посвященные вампирам, публицистов, производителей одежды с символикой и атрибуты. Также было объявлено, что несколько журналов по неготическим темам выйдут в 1994 году.
С «Царством вампира» можно связаться по адресу РО Box 517 Metairie, LA 70004-0517.

«ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ВАМПИРА»

«Центр исследований вампира» был основан в 1972 году Стивеном Кап-ланом.
В 1971 году Каплан также основал институт парапсихологии Америки, а с 1974 года является популярным лектором по парапсихологии в Нью-Йоркском центре образования, в Форест Хиллз, отделения для взрослых. Он заслужил определенную славу в середине 70-х годов, когда расследовал дело с домом с привидением на Лонг-Айленде в Эмитивил-ле, Нью-Йорк. Хотя о привидении Эмитивилле сообщалось в нескольких книгах и фильмах, Каплан был первый, кто отверг все это как розыгрыш - взгляд, который не был единодушно принят в кругах парапсихологов. Дальнейшие сообщения о его парапсихологических попытках можно найти в нескольких томах «Правдивых рассказов о неизвестном» и в ряде других описательных работ по исследованиям психологии.
В первой книге Каплана «Стремление ранних богов и современных вампиров», которая вышла в 1976 году, он относится к вампирологии как к направлению парапсихологии — той ветви психологии, которая имеет дело с паранормальными проявлениями. Он начал с той идеи, что за каждым мифом или легендой может лежать реальность, в данном случае — вампиры.
Хотя он читал лекции по всей стране и появлялся во многих ток-шоу в течение предыдущего десятилетия, многие люди впервые услышали о Каплане в 1984 году одновременно с выходом его второй книги «Вампиры есть». Книга описывает десятилетие поисковой работы в отношении людей, которые определяли себя как настоящих вампиров. После получения списка телефонов «Центра исследования вампира», Каплан начал получать телефонные звонки от людей, которые заявляли, что они вампиры, а позже он брал интервью у некоторых из них лично. Подобным образом он смог построить отношения, и это переросло в целую рабочую сеть людей со схожими интересами по всему миру. Эти контакты драматически возросли после упоминания в статье журнала «Плэйбой» в 1977 году. Ему начали звонить и говорить о вампирах люди, утверждавшие, что стали жертвами их нападения.
Исследование Каплана привело к тому, что он переформулировал свою концепцию о вампирах, отказываясь от общего понятия, что они «не-упокоившиеся» и вернулись, чтобы пить кровь у живущих. Вампиры, которых он обнаружил были во всем нормальными, живыми людьми, которые испытывали потребность пить ежедневно кровь и которые становились раздражительными, агрессивными или же неистовыми, если им не удавалось получить свою дневную норму. В основе этого лежала их сильная вера, что кровь помогает им сохранять молодость и продлевает жизнь. Если поступление крови прекращалось, они считали, что стареют или даже умирают. Количество вампиров, проинтервьюированных Капла-ном и отвечающих этому описанию, было очень мало. Он сообщил о нстрече менее чем с 10 к тому моменту, когда появилась книга в 1984 гаду, а на сегодня большинство людей, которые заявили о себе, в центре как о вампирах или же сообщили о других вампирах, подходили скорее к более крупной категории «вампироподобных» людей. Вампироподобные люди - это индивидуумы, которые приняли привычки, ассоциирующие-ся с вампиром (например, они спят в гробу, носят черную одежду, работают ночью и иногда пьют кровь) в надежде, что они, возможно, станут вампирами. Их сексуально возбуждает кровь и сама идея о ее питье.
В 1981 году Каплан провел первую официальную перепись вампиров. Из 480 распространенных вопросников, 31 был возвращен, а 12 отвечали описанию истинного вампира. В дополнение было получено 9 писем без этого вопросника от людей, которые считали себя настоящими вампирами. Таким образом, по этой переписи был зарегистрирован 21 вампир. Каплан сделал вывод, что, вероятно, их намного больше. В то же время, отдельно от официальной переписи, он связался по телефону и по почте с людьми, которых он отмечал как вампиров. Последующее изучение 1983 года обнаружило дополнительно 35 вампиров. Данное число он смог получить через свою перепись и другие контакты. По его оценке в Северной Америке было от 150 до 200 настоящих вампиров. В 1992 году он предполагал, что возможное число вампиров во всем мире было около 850, из которых 40 проживали в Калифорнии.
В результате некоторых отрицательных откликов на свою книгу Каплан в основном отстранился от организаций с ориентацией на вампира. В соответствии со своей карьерой в области образования и работой с государственным университетом Нью-Йорка, он посвятил себя исследованию, и таким образом у него стало мало времени для поклонников вампиров. «Центр исследования вампира» в настоящее время возглавляется Капла-ном и его женой Роксаной Салч Каплан — помощником директора. Связаться с ними можно по адресу: Box 252, Elmhurst, NY 11373.

ЦЫГАНЕ И ВАМПИРЫ

В первых главах романа Брэма Стокера «Дракула» Джонатан Харкер обнаружил, что он пленен в замке Дракулы, но у него появилась надежда, когда он увидел группу цыган:
Группа цыган подошла к замку и стала табором во дворе. В моей книге есть заметки о них. В этой части света они особенные, хотя родственны всем цыганам мира. Их тысячи в Венгрии и Трансильва-нии, и они почти вне закона. Они подчиняются какому-нибудь знатному человеку или барону и называют себя его именем. Они бесстрашны, и у них нет религии, кроме предрассудков, и они говорят на своих собственных наречиях многих языков.
Он вскоре обнаружил, что цыгане были союзниками графа. Письма, которые он пытался послать через цыган, возвращались Дракуле. Цыгане следили за приготовлением ящиков с родной землей, которые Дракула взял в Англию. Затем цыгане снова появились в конце романа, сопровождая убегающего в замок Дракулу. В конце они отходят в сторону и позволяют Абрахаму Ван Хельсингу и его помощникам убить их хозяина.
Возникновение цыган. Начиная с XIV века цыгане сформировали отдельную группу этнического меньшинства в балканских государствах. В течение последующих двух веков их можно было найти уже по всей Европе. Согласно ранней гипотезе, они произошли из Египта, и это отразилось в названии этого народа. Позже было доказано, что они вышли из Индии и родственны кочевым племенам, которые до сих пор сохранились в северной Индии. В одно время, где-то в 1000 году нашей эры некоторые из этих племен двинулись в западном направлении. Большая группа их поселилась в Турции, вследствие чего их характерный румынский язык пополнился большим количеством турецких заимствований. Пересекая Босфор, цыгане проложили путь к Сербии, и в XIV веке пошли дальше на север до Богемии. Отмечалось, что они были на Крите в 1322 году. В следующем веке, незадолго до появления В чада Дракулы и Влада-Протыкателя, правителей Валахии, они при-Ш1И в земли, которые сейчас являются Румынией и Венгрией. В следующем — цыгане рассеялись по Европе. Они были и в России, и в Польше, в конечном счете, добрались до Франции и Великобритании. В Румынии и Венгрии цыган порабощали и преследовали. Их кочевая, не имеющая письменности, культура делала их уязвимыми для обвинений. Они стали известны не только как бродячие циркачи, но и как жулики, шулера и воры детей. Это последнее обвинение очень часто выдвигалось против презираемых меньшинств в Европе. Во время Второй мировой войны, одновременно с атаками на евреев, нацисты пытались уничтожить цыган.
Цыгане и сверхъестественное. Цыгане развили утонченный и сложный сверхъестественный религиозный взгляд на мир, который очень трудно описать из-за многообразия различий и из-за скрытности цыган. Только лишь самые старательные и настойчивые попытки небольшой группы ученых способствовали формированию картины общего взгляда цыган на мир. Но это мировоззрение отличается от одной страны к другой. Цыганская теология утверждала существование О-Дела (буквально, Бога), который однажды появился на Земле (Земля является вечно существующим, а не созданным миром). Кроме О-Дела, выразителя добра, был О-Бенх, или зло. О-Дел и О-Бенх соревновались в создании человечества. О-Бенх сделал две статуэтки из земли, а О-Дел вдохнул в них жизнь. И снова, в условиях отсутствия письменного текста, это понятие получило разную интерпретацию у различных племен. Мир цыган был полон сил добра и зла, соперничающих друг с другом во всей природе. Мудрые цыгане научились читать знаки и символы, чтобы заставить эти силы работать на них и чтобы не позволять злым силам причинять вред.
Цыгане поддерживали живую связь с мертвыми (некоторые называли это культом мертвых), к которым относились с большой преданностью. Цыгане регулярно оставляли пищу, обычно молоко, чтобы задобрить мертвых, а мертвые должны были выполнять функцию защиты по отношению к живущим членам семьи. Э. Б. Тригг в работе «Цыганские демоны и божества: магическая и сверхъестественная практика цыган» описывал эту практику как форму почитания вампирических богов, которую он сравнил с поклонением индийцев вампирическим фигурам индийской мифологии.
Что происходило с мертвыми? Среди цыган на Балканах была вера, что душа попадает в мир, который очень похож на этот, только там нет смерти. Боснийские цыгане, под влиянием ислама, верили в буквальный рай — страну молока и меда. Однако другие верили, что душа парит вокруг могилы и проживает в теле. А раз так, то душа может стать беспокойной и тело может захотеть вернуться в этот мир. Чтобы тело было довольным, погребальные обряды были сложными, а члены семьи ежегодно навещали места погребения. В этом огромном мире было достаточно места для возвращающихся мертвых, или вампиров. Эта вера была обнаружена среди цыган по всей Европе, но была особенно выражена, как и можно было ожидать, в Венгрии, Румынии и славянских странах.
Задавались вопросы относительно происхождения цыганских верований в вампира. В Индии — стране происхождения цыган, имело место разнообразие вампирических существ. Например, бхута, обнаруженный в 'чападной Индии, как считалось, был душой человека, который умер несвоевременно (несчастный случай или самоубийство). Бхута бродил по ночам и среди его характеристик была способность оживлять мертвые тела, которые, в свою очередь, нападали на живущих, как вурдалаки В северной Индии, откуда, возможно, цыгане начали свое путешествие на Запад, верили в вампироподобное существо брахмапаруша, которое изображалось как существо с головой, обмотанной внутренностями и черепом, наполненным выпитой им кровью. Цыгане также верили в Сэру — Черную Деву, фигуру, которая произошла от кровожадной богини Кали. Таким образом, вполне допустимо, что веру в вампиров или, по крайней мере, предрасположенность к этой вере на Балканский полуостров принесли цыгане. В этом регионе, что уже бесспорно, цыгане взаимодействовали с местным населением и способствовали формированию особой разновидности славянского вампира.
Цыганский вампир назывался муло (или мулло, множественное число — муле), и буквально это означает «тот, который умер». Смерть сама по себе для цыган была неестественной. В их понимании смерть вызывали злые силы, нападавшие на отдельного человека. Таким образом, любой человек, и особенно тот, кто умирал преждевременно (самоубийство или несчастный случай), мог стать вампиром и искать того человека или людей, которые привели его к смерти. При клановой иерархии жизни цыган, этими людьми были скорее всего близкие покойника. Первыми кандидатами для нападения были родственники, которые не уничтожили вещи покойного (согласно обычаю цыган), а взяли их себе. Вампир также мог иметь вражду к тем, кто не соблюдал надлежащим образом погребальные обряды.
Вампир обычно появлялся самым обыкновенным образом, но его можно было распознать по некоторым физическим признакам. Например, у этого существа мог отсутствовать палец или же имели место конечности животного. Легко распознавался вампир, у которого была ужасная внешность. Это были отдельные личности, которых можно было увидеть только при определенных обстоятельствах. Вампиров можно было увидеть в любое время дня и ночи, хотя некоторые верили, что они строго ночные существа. Другие думали, что вампиры могут появляться только в полдень, когда они не отбрасывают тени. Славянские и немецкие цыгане верили, что у вампиров нет костей внутри тела. Эта вера возникла вследствие наблюдения вырытых могил, в которых часто оставались кости. Цыгане верили, что по возвращении из мертвых вампир творит зло. Он нападает на родственников и пытается высосать их кровь. Он разрушает собственность и становится причиной неудобств, разбрасывая вокруг вещи и производя по ночам шум. Вампиры-мужчины были известны непомерным сексуальным аппетитом и возвращались из мертвых, чтобы иметь связь в женой, подругой или другими женщинами. Женщины-вампиры, как считалось, могли вернуться из мертвых и начать жить нормальной жизнью, даже снова выйти замуж, а ее муж истощался в попытках удовлетворить ее сексуальные требования.
Цыгане верили, что животные, а иногда и растения, становятся вампирами. Мертвые змеи, цыплята, собаки, кошки и овцы, как сообщалось, возвращались в качестве вампиров, особенно в Боснии. В славянских странах думали, что если такое животное, как кошка, перепрыгнет через тело до похорон, то это тело станет вампиром. Растения, такие, как тыква и арбуз, если их держать в доме слишком долго, могли начать беспокоиться, шуметь и оставлять следы крови. Затем они могли вызвать неприятности как для людей, так и для скота. В самых крайних случаях вампирами могли стать орудия труда в семье. Деревянный сук на ярме или деревянные прутья для связывания снопов пшеницы могли стать вампирами, если оставались без дела более трех лет.
Цыгане верили, что существует определенный ряд действий, которые препятствуют возвращению мертвого в качестве вампира. Первым делом, жертва вампира вызывала дампира, сына вампира. Цыгане верили, что в результате связи вампира и его вдовы мог родиться ребенок мужского пола. Этот ребенок развивал необыкновенные способности по обнаружению вампира и его нанимали в случаях нападения вампиров. Цыгане что считали, что у дампира желеобразное тело (в силу того, что у его отца — вампира — нет костей) и, следовательно, жизнь их будет скоротечна.
Многие цыганские общности считали, что железо обладает особенными свойствами, способными удерживать силы зла. Чтобы отогнать вампира, во время похорон в сердце вставлялась стальная спица, а в рот, над ушами и носом, между пальцами клали кусочки железа. В носок туфли могли класть боярышник или же его шипом могли протыкать ногу. Если пo деревне бродил вампир, то защиту искали в различных амулетах, таких как ожерелья с железным гвоздем. Вокруг жилых помещений выкладывали кольцо из шипов. Цыгане - христиане использовали распятие. У славянских цыган спасителями почитались двое близнецов, мальчик и девочка, которые родились в воскресенье и носили нижнее белье наизнанку. От таких вампир бежал немедленно. Место погребения имело важное значение в избавлении от вампира. Известно, что цыгане втыкали в могилы колья ясеня или боярышника или же лили кипяток на это место. В особенно трудных случаях открывали гробы и осматривали тело на предмет того, не сдвинулось ли оно в гробу и насколько оно разложилось. Если же тело признавалось вампиром, цыгане применяли практику своих соседей: молясь за мертвого, они протыкали живот, либо сердце, либо голову колом, обезглавливали тело и/или, в крайних случаях, сжигали. Некоторые общности верили, что срок жизни вампира — не более 40 лет, и потому нет необходимости его уничтожать. Но, в то же время, к тем, кому была дарована длинная жизнь, требовалось применять особенные средства уничтожения. Втыкания железной спицы в живот обычно хватало. В странах восточного православия, например, в Румынии, на вампира лили святую воду. Если это не помогало, цыгане могли обратиться к более традиционному оружию. При поимке вампира следовало пригвоздить кусочком дерева. По возможности призывался дампир, чтобы провести уничтожение. Считалось, что на вампиров нападают черные собаки и волки. Некоторые румынские цыгане думали, что волки собираются вокруг мест погребения, чтобы нападать на вампиров, и что без их вмешательства весь мир был бы наводнен вампирами.
Было собрано много свидетельств о муло. Они показали значительное разнообразие этой веры среди географически разделенных групп цыган. Существовало предположение, что их верования в вампиров произошли из Индии, откуда, по-видимому, произошли и сами цыгане, и где присутствовало богатое знание о вампирах. Эти верования стали различаться от страны к стране после того, как цыгане рассеялись по Европе и Северной Америке и ассимилировались с различными местными культурами.
Заключение. Вера в вампиров сохранилась среди цыган, но как и все ВДронания в сверхъестественное, она имеет тенденцию к исчезновению. Светское образование, современные похороны и враждебность правительств к обрядовой стороне подобной веры (расчленение тел) сильно повлияли на силу этой веры.

Используются технологии uCoz