Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.


ЮЖНАЯ АМЕРИКА И ВАМПИРЫ

Южная Америка не была областью, богатой знанием о вампирах, однако тот факт, что летучие мыши-вампиры родом с этого континента, предполагает, что некоторое признание вампиризма будет присутствовать в фольклоре. Так оно и есть на самом деле.
Асема. Среди вампиров Южной Америки был, например, асема из Суринама. Асема во многом был наподобие лугару с Гаити и сукуяна из Тринидада — все три произошли от вампира-ведьмы Западной Африки. Асема принимал вид старика или старухи, которые днем нормально жили в обществе, но с наступлением темноты вели совершенно другое тайное существование. По ночам они могли превращаться в вампира. Они делали это следующим образом: снимали кожу и становились шаром голубого цвета. Говорят, что в таком виде асема летал в воздухе, входил в дома в деревне и пил кровь у своих жертв. Если ему нравилась кровь, то он продолжал брать ее до тех пор, пока человек не умирал. Так же, как и в случае с лугару, чеснок был наилучшим средством против асема. Можно было принимать травы, чтобы сделать кровь горькой и чтобы она не нравилась асема. Такая практика отмечалась как на Гаити, так и в Африке. Дальнейшая защита состояла из разбрасывания семян риса или кунжута за дверями дома. Семена могли перемешиваться с когтями земляной совы. Асема должен был подбирать семена, прежде чем войти, но из-за когтей он постоянно бросал их. Если он продолжал заниматься этим до рассвета, то солнце убивало его.
Те, кто подозревался в том, что они асема, оказывались под наблюдением. Их природу можно было установить, наблюдая за тем, как они снимают кожу. Тогда кожу посыпали солью или перцем, чтобы она сжалась, и вампир не мог снова вернуться в нее.
Лобишомен. Из Бразилии дошли записи о лобишомене, который описывался как маленькое, коренастое, горбатое, обезьяноподобное существо. У него было желтое лицо, бескровные губы, черные зубы, кустистая борода и покрытые шерстью стопы. Он нападал на женщин и вызывал в них нимфоманию. Когда он напивался крови, то становился уязвимым и его было легче поймать. Затем его можно было распять на дереве. Однако лобишомены не были вампирами, а, скорее, видом португальских оборотней. Они создавались при помощи колдовства или рождались от родителей в результате инцеста. Природа оборотня проявлялась в момент полового созревания, когда он покидал дом и впервые принимал вид какого-нибудь животного. Начиная с этого времени, обычно по вторникам и четвергам, он превращался в животное. В человеческой форме его можно было распознать по желтоватому оттенку кожи и волдырях на руках после возвращения из леса. Убить лобишомена можно было только, если зарезать его стальным предметом. Однако нельзя было дотрагиваться до крови оборотня, так как это было смертельно. Факт его превращения в различных животных связывал оборотня с бруксой — португальской ведьмой, которая была более вампироподобным существом согласно мифологии Португалии.
Вампир кинематографа. Вампир периодически появлялся в фильмах в Южной Америке, в основном в Аргентине и Бразилии. Первым южноамериканским фильмом о вампире был «Черный вампир» (1953), поставленный Романом Виноли. Он был основан на реальном деле Петера Кюртена, вампира Дюссельдорфа. Прошло почти два десятилетия, прежде чем появился второй фильм «El Vampiro Archecha» совместного производства Аргентины и Мексики. Этот фильм был примечателен включением в состав актеров Германа Робле.
Бразилия поставила свой первый фильм о вампире в 1969/70 году. Фильм назывался «Um Sonho de Vampiros» (по-английски «Сон вампира») — комедия о докторе, которому пришлось выбирать между смертью и вампиризмом. Другие фильмы этого десятилетия включали: «О Ма-cabro Dr Scivano» (1971), «Quern tern Medo de Lobishomem» (1974) и «A Deusa de Marmore — Escrava do Diabo» (1978). «Quern tern Medo de Lobishomem» обычно считается фильмом о вампире из-за неправильного представления о том, что лобишомен был вампиром, а не оборотнем. С этого времени был выпущен только один бразильский фильм о вампире A sete Vampiros» (по-английски «Семь вампиров»).

ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ И ВАМПИРЫ СРЕДИ НИХ

Регион, состоящий из бывшей Югославии и Албании, теперь охватывает семь стран с различной религиозной, этнической и лингвистической основой. Хотя в некоторых отношениях эти отличия значительны, эти семь стран имеют общее народное наследие, которое становится очевидным при изучении сообщений о вампирах и вере в вампиров в этом регионе. Таким образом, удобно рассматривать вампиров и вампиризм в этих странах как единое явление.
Основа. История Албании уходит к древней Иллирии — римской провинции, которая простиралась к северу от современной Албании и на восток через границу с Хорватией до Румынии. Начиная с IV века нашей эры, ее последовательно завоевывали и оккупировали готы, булгары, славяне и норманны. Албанцы, во многом как и румыны, отстаивали свои римские связи. В XII веке Албания была завоевана Оттоманской империей и была в ее составе до окончания Первой мировой войны. В качестве наследия ушедшие оттоманские правители оставили ислам, который стал религией основной части населения. Албания, получившая некоторую независимость после Первой мировой войны, была оккупирована Италией во время Второй мировой войны. После войны она стала независимым государством. Это было независимое коммунистическое государство с репрессивным правительством под управлением диктатора Энвера Ходжа, которое официально было атеистическим и враждебным к религии. После смерти Ходжа страна обрела некоторую долю свободы.
Сегодня большинство этнических албанцев живут за пределами границ их родины. Существует небольшое, но весомое албанское сообщество в США, многие живут в Италии. Наибольшее количество албанцев, живущих за пределами Албании, проживают в Сербии и составляют более 90% населения автономного района Космет (Косово-Метохия).
Югославия была создана в 1918 году после Первой мировой войны. Как централизованное государство, объединяющее бывшие независимые государства — Сербию, Боснию и Герцеговину, Хорватию и Черногорию. К этим странам присоединилась и часть Македонии, которая ранее была частью Оттоманской империи, а также Словения, бывшая частью Австрийской империи (Габсбургов). Славянские племена впервые прибыли на Балканский полуостров в шестом веке, и к восьмому веку они установили свое господствующее влияние в этом регионе. Некоторое единство было принесено обширной Булгарской империей в начале X века, которая контролировала большую часть современной Сербии, Македонии и Боснии-Герцеговины.
Христианство стало полноценной религией на Балканах в IX веке. После раскола христианства в 1054 году нашей эры Сербия, Черногория и Македония стали в основном православными странами, в то время, как Хорватия и Словения были под влиянием римского католицизма. Босния-Герцеговина раскололась на две группы христиан со значительным мусульманским меньшинством. Мусульмане Боснии произошли в основном от оставшихся богомилов, которые жили во время турецкого завоевания и предпочли ислам и православию, и католицизму.
В 1389 году турки разбили объединенные силы славян в битве при Косово, после чего Оттоманская империя утвердилась на всей территории южных Балкан. Только Словения, под управлением германского королевства (а после XIII века — Австрии), оставалась вне управления Оттоманской империи. Во времена господства мусульман новообраще-ние наиболее сильно происходило в Боснии и Хорватии. В конце XVII века Габсбурги продвинулись на юг через Хорватию к реке Сава, которая впадает в Дунай у Белграда. Эта территория была формально отдана Австрии в 1699 году. В течение двух последующих веков граница между Оттоманской империей и империей Габсбургов продолжала колебаться. Сербы начали утверждать свою политическую независимость, которая им была формально гарантирована в 1878 году.
После Второй мировой войны Югославией правил волевой человек Иосиф Броз Тито до самой своей смерти в 1980 году. Десять лет ослабленного центрального управления привели к развалу страны в конце этого десятилетия. В начале 90-х годов возникли шесть отдельных стран. (Насколько это освещается в печати — центральный регион бывшей Югославии остается в состоянии войны и точная конфигурация новых национальных границ остается под сомнением. Отделение или разделение Боснии для многих до сих пор остается привлекательным вариантом.)
Вампир южных славян. Вампир южных славян был разновидностью славянского вампира, а верования и обычаи, имеющие к атому отнош? нпс, испытали на себе влияние соседей.
Страны бывшей Югославии упоминают, как место наиболее вероятного происхождения славянского вампира. Ян Л. Перковски предполагал что определенная форма, принятая вампиром, произошла от смешения языческой и богомильской вер (религиозные течения, господствовавшие в этом регионе в конце X века), которые были вытеснены христианством, хотя его гипотезы нашли мало сторонников. Во всяком случае, на протяжении веков христианские лидеры пытались разрушить веру в вампиров, но часто им приходилось подстраиваться под нее, так как она оставалась сильной среди народа. Ислам оказался довольно удобной религией для веры в вампиров.
Перковски также проследил происхождение современного слова «вампир» к старославянской форме обырби, или обирби. Среди различных славянских групп и их соседей возникли разные формы этого слова. Господствующим в этом регионе в современную эпоху было сербохорватское слово «упирина». Существовало слово «вампир» с добавлением звука <<м», а в Боснии использовалось лампир. Присутствовал также вукод-лак (хорватское) или вурвулак (албанское), слова, подобные греческому обозначению вампира — вриколакос. Вукодлак часто сокращалось до куд-лак. В конце XIX века в Истрии, около границы с Италией, верили, что у каждого клана есть кудлак. Он считался злобным существом, которое нападает на людей по ночам. Ему противостояло другое существо креник, которое часто прерывало нападение кудлака и боролось с ним.
•В дополнение к повсеместно распространенным словам был обнаружен термин тенац в Черногории. Он был взаимозаменяем с лампиром — местным вариантом вампира. Слово означало тело умершего человека, захваченного злыми духами. Тенац ходил по ночам и пил кровь спящих. Он превращался в мышь, чтобы вновь вернуться в место погребения. Главным средством обнаружения вампира в Черногории было — привести лошадь на кладбище. Лошадь бы отшатнулась от могилы вампира и отказалась бы переходить через нее. Когда тело обнаруживали, его выкапывали и, если после дальнейшего рассмотрения, охотники на вампиров считали, что это вампир, то его протыкали колом или сжигали.
В Хорватии также были найдены термины козак, прикозак, тенъяк и лупи манари — все для обозначения вампира. Стригон (словенский) и стригиа (албанский, македонский) — кровососущие ведьмы, родственные румынскому слову стригои. Во время исследовательской работы в Черногории в начале этого века Эдит Дурхэм обнаружила, что люди больше ие верят во вьештицу, но хранят обширное знание об этом существе. Вьештицами были пожилые женщины, которые испытывали враждебность к мужчинам, другим женщинам и детям. Охваченная злым духом душа спящей ведьмы разгуливала по ночам и вселялась или в бабочку, или в муху. Используя этих летающих насекомых, ведьма проникала в дом соседей и пила кровь у своих жертв. Жертва через некоторое время становилась бледной, у нее развивалась лихорадка, и она умирала. Ведьмы были особенно сильны в первую неделю марта и против них применялись предупредительные меры. Защитная церемония исполнялась в первый день марта и включала помешивание пепла в домашнем очаге при помощи двух рогов, которые затем втыкали в кучу золы. Чеснок также использовался как обычное защитное средство.
Вампир был восставшим из могилы телом с некоторым подобием жизни. Некоторые верили, что это тело, населенное злыми духами. Верили, что через несколько дней станут вампирами те, кто умер внезапной, неожиданной или же насильственной смертью или в результате несчастного случая, от истощающей болезни или покончил жизнь самоубийством — это были главные случаи. Например, М. Эдит Дурхэм записала в Боснии истории об эпидемии вампиризма, которая ассоциировалась с эпидемией тифа. До того, как появились профессиональные погребальные конторы, вампиризм также ассоциировался с потребностью следовать предписанной процедуре подготовки тела умершего и его последующим похоронам. Отклонения в этом процессе могли привести к тому, что умерший становился вампиром. В частности, было необходимо следить, чтобы животные, в особенности кошки, не перепрыгнули через тело покойного до погребения. В Македонии, если кошка прыгала через тело, то тело протыкалось двумя булавками. Считалось, что вампиризм заразен, и нападение вампира приводит к вампиризму.
Штригиа и вьештица были кровососущими ведьмами. Хотя они не были вновь вернувшимися, считалось, что ведьмы жили в сообществе тайно. Албанскую стригию можно было обнаружить, расположив над входом в церковь, когда в ней было полно людей, свиные кости в виде креста. Ведьма не смогла бы покинуть церковь и бегала бы по церкви, пытаясь найти безопасный выход. Штригиа ходила по ночам, часто в образе животного, нападала на людей и пила их кровь. Если штригиа была замечена, за ней можно было последовать и, возможно, установить ее, потому что она должна была остановиться и вырвать кровь, которую она выпила. Эту кровь можно было использовать как амулет, чтобы защититься от колдовства и вампиризма.
Стригон в Словении также был кровососущей ведьмой. Этот термин произошел от латинского стрига (ведьма), который в свою очередь произошел от стрикса, изначально — кричащая сова, которую воспринимали как демона, который нападал на детей ночью. Этот термин также использовался для более общего описания вампира.
Словенский историк барон Ян Вайкарт Валвасор (1641 — 1693) рассказывал об убийстве стригона в Истрии (западная Словения). Лицо, которое было подозреваемым вампиром, недавно умерло, а его видели несколько человек разгуливающим по городу. О его вампиризме сказала его жена, после того, как он вернулся домой и имел с ней половую связь. Стригон был убит боярышниковым колом, который всадили ему в живот, в то время, как священник производил изгнание нечистой силы. Затем труп был обезглавлен. Все это время, тело реагировало так, как будто оно живое, оно отпрянуло, когда всаживался кол, кричало, когда производилось изгнание нечистой силы и когда отрубалась голова. После обезглавливания обильно текла кровь.
Вампиры нападали на людей, к которым испытывали сильные эмоциональные привязанности, как положительные (семья и друзья), так и отрицательные (с теми, с кем они ссорились в жизни), и пили их кровь. Верным признаком присутствия вампира было начало разного рода заразных заболеваний. Люди, которые заболевали и умирали от неизвестных в те времена причин, считались жертвами активности вампира. Вампир мог точно так же нападать и на деревенский скот.
Южнославянский вампир, как и вампир цыган, обладал способностью вступать в половую связь со своей супругой или возлюбленной. Дурхэм пересказала историю одной девушки из Черногории, которую заставили выйти замуж за человека, выбранного ее родителями и которого она не побила. Ее возлюбленный покинул в отчаянии страну и там умер. Он возвращался из могилы как вампир и посещал эту девушку, которая в конце концов от него забеременела. По внешности ребенок очень напоминая умершего человека. Сельчане были в растерянности, так как этот че-товек умер за границей, и они не могли уничтожить его. У тел мужчин, извлечённых из могил в поисках вампира, часто наблюдалась эрекция.
Существование вампира могло быть обнаружено различными средствами. Например, в Черногории на кладбище приводили черную лошадь (в Албании использовалась белая лошадь), у могилы вампира она должна была отпрянуть. Лошадь обычно вел мальчик или девочка, которые еще не достигли половой зрелости. В Хорватии были сообщения о странных животных звуках, которые шли из чьей-то могилы — так был позже определен вампир. Тело выкапывали, и если оно было перевернуто лицом вниз или раздувшимся до такой степени, что кожа была натянута как барабан, то это указывало, что тело было выбрано правильно. Если же в могиле находили только кости, то значит это был не вампир. Сербы и боснийцы разделяли веру цыган в дампира — сына вампира. Считалось, что потомок вампира обладал способностью как видеть, так и уничтожать своего отца и других вампиров. В Македонии существовала вера в силу людей, рожденных в субботу. Такие саббатариане, как их называли, считалось, имеют огромное влияние на вампиров, включая способность заманивать их в ловушки, где их можно было уничтожить. По субботам, саббатариане могли увидеть и убить вампиров. Обыкновенные люди обеспечивали защиту своего дома от вампиров тем, что возводили заграждения из колючих кустарников (старое средство от ведьм).
Однажды обнаруженный вампир мог быть приведен в безвредное состояние или же уничтожен традиционными способами: при помощи кола или же обезглавливанием. В самых крайних случаях тело могли расчленить и сжечь. Обычно приглашался священник, чтобы заново повторить погребальные молитвы над лицом, которое умирало во второй раз. (Как часть усилий для того, чтобы остановить надругательство над мертвыми телами, церковь Сербии и Черногории угрожала каждому священнику, занимающемуся такой деятельностью, отлучением от церкви.) Как в Черногории, так и в Албании, верили, что вампира можно остановить, искалечив тело. Г. Ф. Эббот сообщал о наблюдениях способов разрушения вампира, когда его обливали крутым кипятком и вбивали длинный гвоздь в пупок. Тело возвращали в землю, а могилы посыпали семенами проса, и если вампир не был уничтожен, то ему придется тратить свое время на пересчитывание проса до самого рассвета. В Хорватии считали, что кол, воткнутый в землю над могилой, не дает вампиру подняться. В Сербии кол из боярышника или другие острые предметы могли втыкаться в землю над вампиром или же над шеей тела помещалась коса, когда оно перезахоронялось.
Было обычным среди южных славян (как и среди греков) выкапывать тела через несколько лет после похорон, чтобы почистить кости и перезахоронить уже в постоянном месте. Было важно, чтобы все мягкие ткани полностью разложились к этому времени, задержки в разложении вызывали озабоченность и вели к предположениям о вампиризме.
Вампирические эпидемии 1727—1732. Вера и традиции южных славян относительно вампиров попали в поле зрения Западной Европы в основном из-за показательных случаев, которые были опубликованы благодаря официальным расследованиям австрийских властей. Оба случая произошли в районе Сербии, расположенном к северу от Белграда, занятому австрийцами после турок в конце XVII века, а впоследствии присоединенному к венгерской провинции. Первый случай начался с внезапной смерти Петера Плогойовитца. Семья видела его в течение нескольких ночей после смерти. Вскоре после этого Плогойовитц являлся нескольким людям во сне. Через неделю умерло 9 человек по неизвестным причинам. Когда прибыл командующий местной армией для расследования, тело Плогойовитца было выкопано из могилы. Оно оказалось таким же свежим, как и в момент погребения. Глаза были открыты, а цвет лица розовый. Рот был выпачкан свежей кровью. Под старой кожей появилась новая кожа, казалось, он прослезился, а волосы и ногти выросли. Было сделано заключение, что он вампир. Тело Плогойовитца было проткнуто колом и сожжено.
Более знаменитым, чем случай с Плогойовитцем, было дело Арнольда Пауля. Пауль жил в деревне Медвежия (пишется по-разному в различных источниках), в Сербии, к северу от Парачина. Он рассказал своим соседям, что когда он служил в армии в Турции, его укусил вампир. Спустя неделю он умер. Через несколько недель после его смерти, люди начали сообщать, что видели его, и четверо из этих людей умерло. На 40-й день после его похорон могила была открыта, а он был обнаружен в состоянии, напоминавшем о присутствии жизни. Когда тело разрезали, из него обильно потекла кровь. Когда его проткнули колом, как позже сообщали, он издал громкий стон. Он и еще четверо людей, которых он предположительно превратил в вампиров, были обезглавлены, а их тела сожжены. Дело Арнольда Пауля должно было быть закончено вместе с его погребальным костром. Однако в 1731 году около 17 человек из этой деревни умерли по неизвестной причине. Предположили вампиризм. Слух о необычных делах достиг Вены, и император приказал провести официальное расследование. После прибытия Йохан-неса Флакингера в Медвежие было выкопано тело нового подозреваемого вампира. Оно также было найдено в отличном состоянии. После дальнейшего расследования было обнаружено, что Пауль укусил несколько коров. Те, кто ели мясо этих коров, были заражены вампиризмом. Тела недавно умерших были выкопаны, проткнуты колами и сожжены.
Флакингер вернулся в Вену и представил императору полный отчет. В 1732 году этот отчет и несколько журналистских версий его стали бестселлерами по всей Европе. Эти два дела стали основой для жарких дебатов в университетах Германии, и после десяти лет спора его участники пришли к заключению, что вампиры не существуют. Однако эти дебаты подстегнули интерес Дома Августина Кальме, французского библиоведа, который в 1746 году завершил самый важный трактат по данному предмету, опубликованный в Англии под названием «Мир призрака».
Слава Плогойовитца и Пауля должна была привлечь внимание к Сербии и южным славянским странам. Вместо этого, исключительно по причине географического невежества, многие вовлеченные приписали место действия Венгрии, и, таким образом, Венгрия, которая имела самую неразвитую мифологию о вампире из всей Восточной Европы, стала известной в связи с вампиризмом. В результате пристальное рассмотрение верований в вампиров было связано не с Сербией и ее южнославянскими соседями. Неправильное направление, в котором изучалось явление вампиризма, связанное с работой Кальме, было усилено работами Монтегю Саммерса и рядом писателей о вампирах, которые по сути копировали его.
У вампира была длинная и интересная история в стране, которая сейчас является независимой Словенией. В основном римско-католическая, >та страна существовала в течение многих веков как провинция Австрии, однако словенцы на землях к югу реки Драва, особенно в сельских районах, сопротивлялись германизации и сохранили свой собственный язык и фольклор. Одна из самых ранних книг, имеющих отношение к вампиру, принадлежавшая перу графа Валвалора «Честь герцогства Крайн» (1689), рассказывала историю Грандо, крестьянина из района Крань. Тихий человек при жизни, Грандо начал нападать на своих соседей после смерти, и было приказано выкопать его тело. Тело отличалось розовым цветом лица, и на лице была улыбка. Священник призвал вампира обратиться к своему спасителю Иисусу Христу, при этом у тела возникло печальное выражение лица, а из глаз потекли слезы. После этого тело было обезглавлено и вновь захоронено. Более общее представление о вампирах в этом районе было дано в знаменитом романе о путешествиях 1734 года — «Путешествия трех английских джентльменов».
Современные вампиры среди южных славян. Вера в вампиров перешла и в XX век, несмотря на несколько поколений враждебного отношения со стороны правительства, которое отрицало как религию, так и предрассудки. У фольклористов не было трудностей с нахождением историй о вампирах. Глубина и стойкость веры в вампиров была живо проиллюстрирована в самой неожиданной манере в начале 1993 года в самой неспокойной обстановке, которая имела место в Сербии после распада бывшей Югославии. В течение года на телевидении, находящемся под контролем сербов, в момент наивысшей точки конфликта появлялся человек. Он со всей серьезностью доказывал, что в тот момент, когда окончательное уничтожение станет угрожать сербской нации, целые полчища вампиров поднимутся с кладбищ, чтобы разбить сербских врагов. В преддверии этого события он советовал телезрителям держать под рукой запас чеснока, чтобы вампиры не напали на них по ошибке.

ЮМОР И ВАМПИРЫ

Для некоторых образ сценического вампира был особенно юмористичен, и даже Гамильтон Дин отчасти побаивался насмешек прессы, колебался прежде чем привезти в Лондон пьесу «Дракула», которая была довольно успешна в сельской Англии. Комедийная версия пьесы Дина «Дракула, комедия вампира» появилась повсеместно в Англии в 30-е годы. Хорошо зная театр, Дин ожидал, что на основе его пьесы будет создана некая комедийная интерпретация. Веком ранее Шарль Нодье принес вампира на парижскую сцену. В течение нескольких месяцев в конкурирующих парижских театрах прошло несколько других вампирических пьес, которые можно охарактеризовать как фарсы по мотивам его пьесы.
Вампиры как объекты юмора впервые появились на сцене, чуть позже в романах и совсем недавно в кино. И все же, юмористические оттенки в литературе о вампирах довольно редки. А в кинопостановках тем временем постепенно создавался стереотипный вампир. Чем более популярен становился образ вампира на сцене и экране, тем больше возникало соблазнов высмеять его. Вампирическая литература была привязана к вампиру Лугонга в значительно меньшей степени, хотя даже самые оригинальные новинки использовали стереотипный образ Дракулы.
Толчком к распространению массового юмора о вампире стало создание повсеместно признанного стереотипного кинематографического вампира, каким в 30-е годы стал вампир Бела Лугоши. Первой крупной попыткой использовать юмористические возможности Дракулы-Лугоши стал фильм 1948 года «Эббот и Костелло знакомятся с Франкенштейном». Сюжет фильма вращался вокруг попытки Дракулы украсть мозги комедианта Лу Костелло и поместить их в голову монстра Франкенштейна. Лугоши вернулся к роли Дракулы в пародии, которая впоследствии получила высокую оценку. Говорили, что фильм намного превосходит «Эббот и Костелло знакомятся с доктором Джекиллом и мистером Хайдом» (1953), в котором в роли Дракулы мимолетно появился безымянный актер.
50-е годы. Основное направление юмора о вампире в 50-е годы было ограничено двумя фильмами и одной пьесой. В начале этого десятилетия Лугоши поехал в Англию для исполнения роли другого вампира — графа фон Хаузена — в одной из серий комедии «Старая матушка Рай-ли». «Матушка Райли знакомится с вампиром» (1952) (или «Мой сын — вампир») — один из его малоизвестных фильмов. Лугоши оказался заперт в рамках амплуа актера ужасов, что крайне ограничило возможности сыграть нечто новое, и в 1954 году, в сценической постановке в Лас-Вегасе «Ревю Бела Лугоши» он изо всех сил пытался спародировать эту роль, которая сделала его знаменитым. Вторым комедийным фильмом о вампире был вышедший в 50-е годы «Ребята Боури знакомятся с монстрами». Вампир в его сюжете имел второстепенное значение, а главным героем был один из парней Боури (Хантц Халл), превращенный в оборотня. Гораздо большее значение, чем эти два фильма, имела вышедшая позже пьеса о вампире. «Я был Дракулой подростком» — мистерия в трех актах Джин Донован стала предвестником около 40 последовавших пьес о Дракуле для старших классов школы и других любительских постановок, подавляющее большинство которых были комедиями.
60-е годы. 60-е принесли одну из лучших комедий о вампире, когда-либо созданных — «Бесстрашные убийцы вампиров, или Извините меня, но ваши зубы впились мне в шею» (1967) Романа Полански.
Фильм Полански (изначально названный «Танец вампиров») повествовал о приключениях двух охотников на вампиров — профессора Абро-сиуса и его помощника (играл Полански) - когда они выслеживали злодея графа фон Кролока (Ферди Мейн). Среди наиболее запоминающихся сцен был причудливый танец, который и дал первое название фильму.
Однако по-настоящему комический вампир обрел свой дом в двух телевизионных сериалах «Семья Аддамсов» и «Манстеры». В обоих сериалах классические «монстры», включая несколько вампироподобных существ, были помещены в окружение обычного, «нормального», среднего американского класса. Оба шоу шли в сезоны 1964-1965, 1965-1966 годы. Они вдохновили на создание ранних комедийных книг. Па основе «Манстеров», героем которых был вампир, очень ^близкий к образу Дракулы, был создан фильм «Манстер, убирайся домой!» (1966).
Готическая мыльная опера «Темные тени» стала шоу-хитом дневного показа на Эи-би-си в последние годы этого десятилетия. Под влиянием этого шоу было создано множество литературных и кинематографических новинок в т. ч. и первая шуточная книга о вампире «Барнабас Коллин.ч п весе том расположении», созданная в 1969 году. Вторая шуточная книга по «Темным теням» - «Смех» - появилась в 1981 году. Ее составили Барбара Фистер-Литц и Кати Реш.
Комедийные постановки о трансильванском графе появлялись в 1965 и 1966 'годах и назывались просто - «Дракула».
70-е годы. 70-е годы открылись новой пьесой о вампире «Извините, Fro моста нет и вам придется заночевать» — музыкальной комедией с песнями Шелдона Олмана и Боба Пикетта. Олман выпустил пластинку под названием «Пойте с Драком», которая включала такие незабываемые песий, как «День детей в морге» и «Клыки на память». Пикетт был голосом Дракулы в альбоме 1962 года «Мешанина монстров», который включал не только песню, давшую название альбому, но и «Блюзы банка крови» и «Трансильванский твист». Премьера пародии состоялась в Лос-Анджелесе 28 апреля 1970 года в театре Коронет. В ней было занято несколько классических монстров «Юнивёрсэл», а также поедатель насекомых Р. Н. Ренфильд из «Дракулы», у которого был сольный номер с песней под названием «Мухи».
Несколько других пьес о вампире появились в 70-е годы. «Граф Дракула, или Музыкальная мания по Трансильвании» и «Суп из монстров, или Та штука на моей шее — зуб» были поставлены в 1974 году. Позже к ним добавилась «Невеста вампира, или Опасности для Золушки» (1979). В конце десятилетия вышел фильм, который считается лучшей из множества комедий о вампире, — «Любовь с первого укуса» (1979). Джордж Гамильтон играл современного Дракулу, попавшего в дореволюционную Румынию. В начале фильма Дракула играет на пианино. Вой волков становится все громче и громче, и он выкрикивает слегка измененную знаменитую фразу Бела Лугоши: «Заткнитесь, дети ночи!». Вытесненный из своего замка коммунистическим правительством, он использует возможность разыскать нью-йоркскую модель (Сюзан Сейнт Джеймс), в которую влюбился лишь взглянув на фотографию. Там он встречает психиатра "ейнт Джеймса, потомка Абрахама Ван Хельсинга (Ричард Бенджамин). Фильм был приятным смешением веселых высказываний и юмористических ситуаций, например, таких, как та, в которой Дракула просыпается посреди погребальной церемонии в афро-американской церкви.
Вторым по популярности, уступив лишь «Любви с первого укуса», был юмористический фильм «Дракула Энди Уорхола» (или «Кровь для Дракулы» — итальянская постановка, в которой Дракула предпринимает путешествие в Италию в поисках крови «девственниц»). В фильме множество юмористических комментариев по поводу современного общества и невозможности найти добродетельную (сексуально «чистую») молодую женщину — факт, наглядно продемонстрированный, когда его рвет каждый раз, когда он получает кровь якобы без сомнения добродетельной девушки.
В 1977 году на экраны вернулась первая в своем роде «семья» из комедийного телевизионного сериала ужасов «Семья Аддамсов». Это произошло в полнометражной картине «Хеллоуин с семьей Аддамсов», но отклик на нее был разочаровывающим. Сексуальная комедия для взрослых «Дракула навевает прохладу» (1979) была создана в западной Германии и дублирована на английский для американской аудитории.
В 1974 году Фил Хирш и Пол Лейкин составили новую коллекцию юмора о вампире «Шутки и карикатуры о вампире».
70-е годы также ознаменовались появлением литературы о вампире, специально предназначенной для детей и подростков. В подавляющем большинстве детских книг подход к вампиру варьировался - от легкого (использование вампира, чтобы учить детей терпимости к тем, кто от них отличается) до комедийного. Одним из наиболее комичных и приятных вампирических персонажей для детей был Банникула (1979) — кропик-вампир, который спал днем и нападал на овощи, чтобы высасывать из них сок по ночам. Этот кролик был предзнаменованием «Графа Дакулы», появившегося в конце 80-х годов.
80-е и 90-е годы. В 80-е годы вампирический юмор победно шествовал, прокладывая дорогу в кино. Безусловно, лучшим комедийным фильмом (возвращаясь к фильму Энди Уорхола) можно назвать появившийся в это время «Однажды укушенный», в котором женщина-вампир (Лорен Хаттои) в поисках девственника отправилась в Голливуд. В отличие от вампира Уорхола, Хаттон быстро нашла неискушенного Марка Кендалла (Джим Кэрри) и начала превращать его в вампира. На протяжении фильма он сначала пытался понять, что же с ним происходит, а затем освободиться из тисков вампира, что давало массу поводов для веселья. Другие комедийные фильмы о вампире этого десятилетия включали: «Я женился на вампире» (1984), «Кто боится Дракулу?» (1985), «Трансильвания 6-5000» (1985) и «Трансильванский твист» (1989).
В 80-е годы на национальный экран вырвалась Эльвира, хозяйка вам-пирического телевизионного шоу ужасов, как комедийная личность, которая сочетала черты вамп и тупости а-ля Мэрилин Монро. Эльвира привлекла преданных поклонников и создала собственный клуб любителей. Под ее именем вышла серия косметики, а по ее образу был создан костюм для Хеллоуина и комикса. В 1988 году она снялась в первом полнометражном художественном фильме «Эльвира, возлюбленная тьмы».

Поздравительные открытки к Хеллоуину, основанные на вампиричвеком юморе

В 80-х происходило становление, а в 90-х — выделение в отдельное направление искусства создания поздравительных открыток к Хеллоуину с использованием вамиирических образов. Когда Хеллоуин стал одним из самых грандиозных праздников городской Америки, он утратил свою первоначальную роль праздника урожая и стал массовым развлекательным мероприятием для подростков. Вампиры и летучие мыши ста-пи постоянными персонажами Хеллоуина. В ответ индустрия по производству поздравительных открыток произвела сотни открыток с изображением вампиров. Текстовки этих открыток представляли собой какое-нибудь высказывание вампира, которое можно было направить друзьям на Хеллоуин. Открытки сопровождались и карикатурами. Эти товары для Хеллоуина наглядно показывали жесткий стереотип образа вампира. Вампиров можно было быстро узнать (и отличить от ведьм, привидений или других монстров) по клыкам, накидке, зачесу волос и окружавшим его летучим мышам.
80-е годы также увидели расцвет вампирический литературы для детей и юношества. Более чем 50 вышедших наименований были юмористическими, хотя и весьма значительными, историями ужасов для подростков. Типичными для комедийной литературы были многие произведения Виктора Г. Амбруса. Амбрус писал для самых маленьких и создал комического Дракулу (к нему были мультипликационные иллюстрации), :оторый в своем первом появлении в «Считай, Дракула» (1980) учил детей считать. «Книга ночных рассказов Дракулы» (1981) с легкостью вышла в британские бестселлеры. Ее героями были монстр Франкенштейн, доктор Джекилл и мистер Хайд и Шерлок Холмс. Серия новых названий появилась и в 90-е годы. Для детей постарше, кроме дальнейших приключений Банникулы, появились и такие названия как «Вампир по имени Мюррей» Джуди Миллер, рассказ о вампире из «Вулга-рии», который поселился в семье Кауфман. У Мюррея была аллергия на человеческую кровь, но зато он любил сок V-8 (и мог размяться овощным супом). Дети полюбили Мюррея. Но соседи считали, что он слишком непохож на обычных людей, и хотели, чтобы он покинул город. Закончились 80-е и начались 90-е. Интерес к вампиру достиг небывалого размаха. С 1980 по 1993 количество романов о вампирах удвоилось, а количество рассказов и комиксов увеличилось в несколько раз. Таким образом, вполне естественно, что этот период завершился увеличением количества шуточных книг о вампире. В 1986 году Чарльз Келлер завершил составление «Посчитайте Дракуляции: загадки монстров», затем в 1991 году последовала книга Гордона Хилла «Шуточная книга о вампирах», 64 страницы загадок. «Почему Дракула стал вегетарианцем? Потому, что он не переносил колья», — эта шутка Келлера и Хилла стала крылатой. В следующем году Джин Янгсон, президент «Клуба поклонников графа Дракулы», составила книгу «Лучшие шутки о вампире со всего света». Среди них были такие: «Почему вампиры испытывают такие грудные времена? Потому что некоторые люди никогда не дадут паразиту равных шансов» или «Что ты получаешь, когда обматываешь шерстяной шарф вместе с вампиром? Очень теплую боль в шее». Джеймс Хоу последовал за Хиллом и Янгсои и в 1993 году выпустил «Развлекательную книгу Баиникулы» (1993) - сборник шуток для детей.
Интерес к юмору о вампире неотделим от популярности Дракулы и его вампирических собратьев. Повышенное внимание к вамнирическим произведениям позволяет предположить, что здоровый юмор о вампирах будет популярен и в 90-х годах, и в следующем веке.

«ЮНИВЁРСЭЛ ПИКЧЕРЗ»

«Юнивёрсэл пикчерз» со своей постановкой «Дракулы» (1931) стала цервой студией, которая начала тему вампира в звуковом кино и подняла волну интереса к фильмам ужасов. Студия была основана Карло Лапммле, который вошел в киноиндустрию в 1906 году.
Сначала «Юнивёрсэл» открыла две студии в Лос-Анджелесе. Затем в 1915 году перенесла свою штаб-квартиру в «Юнивёрсэл сити», на место бывшего ранчо Тейлора в Сан-Фериаидо Велли (теперь это самая старая работающая студия в Америке). После многих лет выпуска немых фильмов «Юнивёрсэл» сделала свою первую звуковую картину в 1930 году — «Король джаза». В том же самом году студия решила получить права на пьесу Гамильтона Дина/Джона Л. Балдерстона «Дракула», которая затем с успехом прошла по стране после завершения длительного показа на Бродвее. Звезда «Вест Коуст Продакшн», Бела Лугоши, работал со студией над получением прав на звуковой фильм у Флоранс Стокер — вдовы Брэма Стокера. Тод Браунинг был выбран для постановки этого фильма.
Когда люди начали осознавать планы «Юнивёрсэл» о постановке «Дракулы», Поль Кохнер — ответственный исполнитель за постановки на иностранном языке, предположил, что «Дракула» будет прекрасным кандидатом для испанской версии. Он уже подумывал о Лупите Тойар (будущая жена Кохнера) как о ведущем женском персонаже. Таким образом, когда была снята версия «Дракулы» на английском языке, одновременно с использованием тех же декораций, но другого актерского состава, была поставлена испанская версия.
«Дракула» (испанская версия 1931) имел успех на тогдашнем относительно небольшом рынке. Однако английская версия с Бела Лугоши в главной роли, после относительно медленного старта стала самым доходным фильмом «Юнивёрсэл» и позволила не закрывать студию, когда она два года терпела убытки. Этот успех привел к созданию серии фильмов ужасов: «Франкенштейн» (1932), «Мумия» (1932), «Человек-невидимка» (1933), «Черный кот» (1934) и «Невеста Франкенштейна» (1935). За почти два десятилетия «Юнивёрсэл» стала известна своими фильмами ужасов, однако интересно то, что это произошло до 1936 года, когда был выпущен второй фильм о вампире «Дочь Дракулы». Поклонники вампира ждали до 1943 года, когда вышел третий фильм под названием «Сын Дракулы».
В 1936 году Лайммле передал управление «Юнивёрсэл» Чарльзу Роджерсу и Д. Чиверу Каудииу. В течение последующих нескольких десятилетий компания выпустила большое количество недорогих фильмов, включая множество фильмов ужасов и картин о вампирах. В 1948 году она слилась в «Интернэшнл Пикчерз». За исключением комедии «Эббот и Костелло знакомятся с Франкенштейном», «Юнивёрсэл-Интернэшнл» не поставила ни одного фильма, где основной темой был бы вампир — направление, стоящее в то время особняком от фильмов ужасов.
Спустя много лет, «Юпивёрсэл» выпустила новый фильм о вампире - «Кровь Дракулы» - в 1957 году. Фильм был рассчитан на молодежную аудиторию, а включение женщины-вампира сделало его более интересным. Успехом этого фильма можно объяснить появление нескольких других фильмов о вампире в последующие несколько лет, но после выпуска в 1959 году «Проклятия неупокоиншегося» студия вычеркнула фильмы о вампире из своего плана, более чем на десять лет. Нежелание возвращаться к выпуску фильмон о вампирах и, таким образом, делать слишком большой акцент на жанре ужасов было явно продемонстрировано в 1958 году, когда «Юниверсэл» объявила, что разрабатывает договор с неожиданно появившейся британской компанией «Хаммер Фнлмз». «Хаммер» приобрела у «Юнивёрслл» все авторские нрава иа ее классические фильмы ужасов, включая «Дракулу». «Юнивёрсэл» в основном забросила жаир ужасов почти что на десятилетие.
В 1978 году «Юнпверсэл» получила кинематографические права па переработку пьесы Гамильтона Дина,' Джона Л. Балдерстопа, которая с успехом была возрождена на Бродвее и привела свою звезду Фрэнка Лангелла в Голливуд для съемок в фильме но мотивам этого спектакля. Лангелла в роли Дракулы (1979) наиболее ярко выразил сексуально-чувственный элемент, сосуществующий с темой насилия в мифе о Дра-куле/вампире. Со времени «Дракулы» 1979 года «Юниверсэл» вообще отошла от темы вампира. Однако ее всегда будут помнить за то, что она подарила Дракулу американскому зрителю.

ЮНОШЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Художественная литература о вампирах была ориентирована исключительно на взрослых до тех пор, пока в 40-х годах не появились комиксы ужасов. После ухода вампиров со страниц комиксов, последовавшего за жаркими дебатами 50-х годов по поводу их отрицательного влияния на
юлодое поколение, в юношеской литературе наметился определенный вакуум. В силу того, что для его заполнения не было оказано никакой поддержки, публика вновь обратилась к вампирам.
Запрет на вампиров в комиксах смягчился в конце 60-х годов, ознаменовавшихся появлением «Темных теней» и «Вампиреллы», и окончательно был снят в 1971 году. В том же год}' был опубликован первый вампирический роман, специально написанный для молодых людей. Он вышел под названием «Опасность на тропе вампира» в А°50 очень популярной серии мистических книг «Крутые парни». Юные детективы выслеживают воров кредитных карточек, на след которых они нападают в отдаленном местечке с названием «Тропа вампира». Незадолго до того, это место было переименовано после сообщения о нападении летучих
мышей, а при исследовании этой тропы ребята обнаруживают мертвую летучую мышь — вампира. Загадка в том, что описанная в романе местность весьма далека от естественных мест обитания мышей-вампиров. Однако к концу фильма они находят вампиров, а мышь, как оказывается, была завезена из Центральной Америки и подброшена для того, чтобы отпугнуть местных жителей от убежища воров.
70-е годы. Фактическое же знакомство юной аудитории с этой темой произошло в 1973 году с опубликованием работы Нэнси Гарден «Вампиры». Основанная на двух книгах — Монтегю Саммерса и исследовании Раду Флореску и Раймонда Т. Макнелли - книга Гарден представляла широкий обзор знаний о вампирах, литературном и кинематографическом, и о настоящем Дракуле Владе-Протыкателе. Очевидная популярность вампира в это десятилетие послужила толчком к появлению еще двух публицистических книг Томаса Айлесворта и Ронанов.
В том же году появляется первый роман о вампире для юношества .Тайна .чамка вампира» Вика Крума — романизированное изложение фн'иьма Уолта Диснея под таким же названием. Его героем был 12-лет-linii режиссер-любитель Алфи Буте, который решает провести лето, снимая фильм о Дракуле. В процессе этого занятия Элфи и его брат натыкаются на нескольких воров драгоценностей. Это внезапное расследование и их поимка весьма драматичны.
А настоящий вампир, сосущий кровь, появился не ранее второй половины 70-х. Среди книг, ориентированных на старшеклассников, злобные вампиры обнажили свои зубы в романе Стивена Отфиноски «Деревня вампиров» (1978). Герой романа доктор Джои Лоренс, его дочь Сэнди и помощник Поль Росс совершили путешествие в деревню Тааксакола, Мексика. Там они столкнулись со странным заболеванием коров. Несколькими годами ранее Лоренс уже побывал в этой деревне и вводил вакцину скоту, который тогда подвергся нападению летучих мышей-вампиров. Теперь же, по возвращении, он обнаружил, что вся деревня превратилась в вампиров. И задачей группы Лоренса становится убить их традиционным способом (воткнуть кол в сердце). В конце мужчинам приходится спасать Сэнди, которая была уже на грани трансформации в вампира. В комическом романс Кипа Платта «Дракула, иди домой!» старшеклассник Ларри Картер работает в отеле своей тети во время летних каникул. Он зарегистрировал постояльца из Белграда господина А. Л. Р. Клода. Человек был бледен и носил черный костюм и большую шляпу. Он попросил номер 13. Ларрн уверен, что этот человек — вампир, и начинает искать подтверждения. В конце концов он обнаруживает, что тот не вампир, а вор драгоценностей, который вернулся в город, чтобы забрать украденное.
Для еще более молодой аудитории (начальной школы) был выдуман более благодушный вампир, который разгуливает по страницам множества книг. В 1979 году Дебора Хоу и ее муж Джеймс Хоу ввели, пожалуй, самого приятного вампира-вегетарианца — кролика Банннкулу. Он был любимчиком Пита и Тоби Монро. Кролик был третьим животным в их доме вслед за собакой Гарольдом и котом Честером. Банникула был странным кроликом. Он спал весь день, а вместо двух передних заячьих резцов у него было два клыка. Честер был первым, кто заметил, что кролик покидает свою клетку по ночам и совершает рейды к холодильнику. На следующее утро Монро обнаруживают белый помидор, из которого был высосан весь сок и цвет (и жизнь). Именно всезнающий Честер, который проводил все свое свободное время за чтением книг, первым определил, что Банникула — вампир. Сделав такое открытие, Честер преграждает Банникуле путь на кухню чесноком. Баи-пикула голодает до rex пор, пока Гарольд, сделав вывод, что Банникула не может причинить никакого вреда, не вмешивается и не затаскивает его тайком на кухню. Банникула доказал, что он настолько же популярен, насколько и приятен. По этому роману ставится телефильм для детей. На протяжении 80-х годов он превращается в серию рассказов, начинающихся с книги 1982 года «Стебли сельдерея в полночь».
Для самых маленьких литература о вампирах развилась из популярного телевизионного шоу «Улица Сезам» - одного из самых разрекламированных шоу сети общественного вещания. Главным направлением шоу было приобщение дошкольников к обществу, социальная адаптация, а также обучение их азам счета и чтения. Обучение цифрам стало функцией Каунте фон Каунта - кукольной версии вампира, подобного Бела Лугоши, чем образ довершали волна волос и клыки. В течение 70 годоп Каунт («граф» и «счет» по-английски звучат и пишутся очинив но- Прим. переводчика) фигурировал в серии «Каунт считает» (197 ) и стал персонажем нескольких книг, включая «Книгу счета» (1971) «Поэму Каунта» (1976), «День, в который Каунт перестал считать» (1977) и «Парад чисел Каунта» (1977).
80-е годы. Эти годы были отмечены развитием литературы о намни pax для всех возрастных групп детей и юношества. Литература для самых маленьких детей была продолжена книгами Каунте фон Каунта с улицы Сезам. Это десятилетие началось со «Счетной книги Каунта» (1980). Когда обложка книги открывалась, на читателя выскакивал сам Каунт н говорил: «Ага! Еще один прекрасный денек, па который можно рассчитывать». Затем он считал различные вещи в окружающем его мире В 1981 году он появился в произведении «Каунт считает свиту» и продолжал появляться на протяжении всего десятилетия.
В ряд с «Банникулой» стали и несколько других популярных серий о вампирах, рассчитанных на детей начальной школы. В 1982 году появился первый том серии Анны Джаигмэн, рассказывающей о Владе Драке — еще одном вампире-вегетарианце. В том же году в Германии Анжелп Соммер-Боденбург публикует первую из четырех своих книг о молодом вампире Рудольфе Саквиль-Баге, сестре Рудольфа Анне и их друге из числа людей Тони Нудльмане. Эти книги были быстро переведены на английский и опубликованы в США как «Мой друг вампир», «Вампир идет», «Вампир на ферме» и «Вампир путешествует». Типичным для детской литературы было изображение вампира в виде симпатичного персонажа. Самым худшим вариантом был вампир вроде непослушного мальчишки, а начальные элементы ужаса создавали фон. Например, в книге «Вампир идет» сюжет фокусируется на том, что Рудольф проникает в ящик для хранения овощей в подвале дома, где живет семья Тони. Он был изгнан из собственной семьи за то, что стал водить дружбу с людьми. Центром сюжета становятся проблемы, возникающие из-за присутствия вампира, и не последней из них является ужасный запах, который начинает исходить от гроба вампира, да и само присутствие незахороненного существа.
Третью серию открывал Мел Гилден, изобразивший «пятый класс монстров». В первой книге "М — для монстра» Денни Киган начинает новый учебный год в пятом классе. Его основной проблемой становится задира Стиви Бриквальд. Однако, прийдя в школу, он обнаруживает в классе четырех новых учеников. У одного из них огромная грива волос и слегка заостренные уши. Его имя — Ноувн Вольфнер. Брат и сестра Эльзи и Фрэнки Штейн имеют по металлическому стержню, свисающему с шей. И наконец, там был коротышка с клыками и зачесанными назад черными волосами. Он одевался в черный костюм с белым галстуком-бабочкой и блестящую накидку. Его звали С. Д. Битески, а семья его происходила из Трансильвании. С. Д. носил с собой термос, из которого часто глотками отпивал красную жидкость, которую называл «водой жизни». Также у него была любимица летучая мышь по имени Спаик.
После первого колебания Денни подружился с такими разными, но тем не менее замечательными людьми, и в течение нескольких лет его приключения наполнили собой 15 томов и, похоже, будут продолжаться. С. Д-был центральным героем тома 10 - «Как стать вампиром в течение одного простого урока» (1990), в котором настойчивый Стинн Бриквальд пытается познакомиться с «монстрами» и просит С. Д. сделать его вампиром. Сначала С. Д. приглашает его к себе домой, где родители начинают препо-чавать Стиви румынскую историю. Нетерпеливый Стиви узнает, что он допжен встретить графа, патриархального дядюшку С. Д., который живет в подвале местного театра, подходяще названном Карфакс-палас. Когда на следуюший день Стиви появляется в школе, одетый в мятый смокинг, посте своих частных уроков с графом, он объявляет, что стал «внештатным вампиром первого класса». Однако Стиви желает использовать свою только что обретенную «силу» для того, чтобы не ходить в школу, но в конце концов учитель и директор убеждают его, что он не вампир.
Последние серии, ориентированные на учеников начальной школы, появились в 80-е годы. Их автором была Анна Ходгман. Ее первая книга «В моем пакете для завтрака крыло летучей мыши» была напечатана в издательстве «Эйвон» в 1988 году.
Хотя вампир для юношества был скопирован с традиционного персонажа литературы ужасов, до определенной степени он (а это был практически только мужчина) держал свои клыки втянутыми. Он был добрым персонажем, определенно, не зловещей фигурой романов и фильмов для взрослых. В книгах о вампирах для юношества отсутствовал какой-либо намек на ужас, какой-либо фактор, который мог бы вызвать у юного читателя ночные кошмары. Он никогда не изображался кусающим кого-то, хотя встречались косвенные ссылки. Но, безусловно, никакого вреда такой вегетарианец, как Банникула, который кусал растения, причинить не мог. Помещенные в контекст мира молодых людей вампиры стали их любимцами, комическими персонажами или же, чаще всего, неординарными героями, которые могли стать, несмотря на их отличие, хорошими друзьями.

Писатель Мел Гилбен написал серию книг о «Монстрах пятого класса», которые включали сериал о вампирах

Наряду с увеличением числа книг, предназначенных для начальной школы, росло и число изданий для старших школьников. Среди них рассказ об Адаме Максвелле — учащемся подготовительной школы в Блэре. У Адама была проблема - он плохо адаптировался в обществе. Он совершенно не мог приспособиться к элитарности и снобизму, который так явно сквозил среди его одноклассников и студентов соседнего аббатства - женской школы, похожей на ту, которая была в Блэре. Обе эти школы были основаны четой из Трапсильвании — Исадорой и Белла Эс-терхаусами. Вскоре Адам встречает в аббатстве своего двойника - Лорен Винтере. Спустя четыре дня после приезда в школу, в одном из закрывающихся шкафов Адам обнаруживает тело. Лорен была свидетельницей того, как одна из ее подруг покидала территорию школы с человеком, о котором на следующий день сообщили как об умершем. Вместе Лорен и Адам пытаются разгадать ситуацию, в которую попали. Эти поиски приводят их на вступительную церемонию, которая происходит каждые две недели во время объединения школ. Избранные ученики приглашаются is юдвальное помещение для того, чтобы вступить в «серьезную организацию». С завязанными глазами попарно мальчик с девочкой они спускаются в подвал, где подвергаются нападению в полной темноте. Единственное, что при этом можно расслышать — какой-то «хлюпающий шум».
В 70-е годы вампир пережил новое возрождение, потому что возникла волна интереса к классическому ужасу и готической литературе внутри ученого сообщества. Этот интерес и уважение выразились во включении подобных произведений в программу начальной и старшей школ. К 80-м одам «Дракула» Брэма Стокера был признай классическим произведением литературы ужасов, а пересмотренная версия «Дракулы», предназначенная для юношества стала выходить в свет. В 70-е годы появилась первая адаптированная для юношества черно-белая комическая версия «Дракулы» (1973). Версия для детей была опубликована в 1976 году под названием «Нарисуй те историю о Дракуле». В начале следующего десятилетия «Де.такот Пресс» выпустила цветные комиксы Элис и Джоел Шиксов — версию Дракулы. Спустя несколько лет Стефани Сииинер и художник Джим Спепс подготовили упрощенную версию, которую часто перепечатывали для младших школьников. Кроме того, в 1986 году в Англии появилась версия оригинальной истории о вампире Джона Полндори «Вампир».
90-е годы. На протяжении 80-х годов число публикаций новых произведений для юношества с вампирами постоянно возрастало. Этот рост не прекратился и в начале 90-х годов. В 80-е было напечатано около 50 произведений. На протяжении трех лет, с 1990 по 1992 год, появилось около 35 новых названий. Серия для старшеклассников, начатая в 80-е Мелом Гилденом, Анной Ходгмап и Джеймсом Хоу, была продолжена. В романе Л. Д. Смита «Дневники вампира» исследовался классический треугольник: два брата-вампира, Дэмон и Стэфан, добивались любви девушки Елены. Для самых маленьких поклонников вампиров в виде книжки-раскладушки вышла версия «Дракулы» издательства «Гзллерн букс» (1990). Дошкольники могли начать свой процесс обучения с книги Алана Бенджамина «Давай, Дракула, посчитаем» (1991).
В течение 80-х в серию «Выбери свое приключение» были включены две истории о вампирах. Под номером 118 в 1991 году в серии вышла третья книга о вампире — «Вампиры-завоеватели» Эдварда Паккарда. Помимо вампирических ужасов вышло несколько общих серий ужасов для юношества. Например, «Озеро кошмаров» Карла Леймана появилось под номером 11 » серии «Сумерки» издательства «Делл». Берт Элиот и его сестра Сэмми во время летних каникул на острове обнаруживают скилет, после чего их собака вытаскивает палку, которая была продета сквозь грудную клетку скелета. Дети сообщают о своей находке в полицию, но по возвращении на остров видят, что скелет исчез. Тайна еще боче'е сгущается, когда в каноэ обнаруживают два тела. У одного была кровавая рана па шее и, как позже было установлено, этот человек умер от потери крови. А второй человек пришел в себя в состоянии, близком к истерии, и жаловался на нападение летучей мыши. Противоборство между теми, кто верит в вампиров, и скептиками служит фоном истории, разрешающейся обнаружением среди героев настоящего вампира.
Среди наиболее значительных поздних романов была работа Аниет Кертис Клос «Серебряный поцелуй», которая повествовала о жизни Зои, молодом девушки, у которой была смертельно больная мать и эмоционально далекий от нее отец, который пытался защитить дочь от реальности смерти. Одиночество толкает ее на завязывание отношений с Симоном, вампиром. Симон рос в Англии Кромвеля. Деловой знакомый его отца принес вампиризм в семью и выбрал старшего брата Симона Кристофера своей первой жертвой. Кристофер исчез на много лет, по однажды вернулся, чтобы напасть на Симона и превратить его в вампира. Симой также узнал, что Кристофер убил их мать. Симон ставит перед собой цель выследить и уничтожить брата. Эта погоня и приводит его в Америку 30-х годов. Тем временем, находясь между своим бессмертным другом, готовым к последней встрече с братом, и умирающей матерью, Зоя преодолевает попытки отца защитить ее от реальности смерти и приходит к некоторому пониманию роли смерти в процессе жизни.
Более легкой по своей сути была работа Джейн Харвей «Великий дядя Дракула» — современная притча для детей, которые ощущают себя непохожими на окружающих. Это была история Эмили Норман, третьеклассницы, которая переехала вместе с отцом и братом из Пленнвилля в Трансильваниго, США, чтобы жить вместе со своим дядей. Сразу же после первого дня в школе она понимает, что Трансильвания — плохое место: все девочки одеты в черное и заявляют, что они ведьмы, любимцами в классе являются тарантулы, имя ее классной наставницы миссис Вампира, а директор школы — Франк Эн. Штейн. Эмили просто не вписывается в это окружение. Она всегда была прилежной ученицей. Однако на школьном вечере она заводит друзей. Но вечер превращается в несчастье — во время игры но втыканию булавки в крысиный хвост Эмили падает на праздничный торт. В конце концов Эмили получает свой шанс в соревновании па самое искривленное лицо. Она страшно рассержена из-за того, что ее обзывают, и выигрывает это соревнование просто громко выкрикнув: «Я - не чудачка». Она получает приз за то, что смогла показать самое искаженное лицо, которое когда-либо видела Трансильвания.
Другие выдающиеся романы о вампирах для молодежи включали «Неселын босс» и «Возвращение вампира» Карелии Б. Купи, а также «Вампир» и «Убийца вампиров» Ричи Тэнкерсли Кыоспка (последняя мни а оыла романизацией фильма под тем же названием). К середине 90-x годов литература о вампирах для юношества находится в середине своего здоровою роста. И в ближайшем будущем можно будет увидеть новые работы о вампирах для детей и юношества.

Используются технологии uCoz