Вампиры.
Распространение в мире
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
И ВАМПИРЫ
Великобритания состоит из Англии,
Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Ни одна из этих стран не является
родиной вампиров, но они внесли значительный вклад в развитие литературного
вампира. Наследие вампира в Англии в основном ограничено сообщениями,
содержащимися в двух трудах, которые были написаны в конце XII века
и описывали вампирические существа. Например, среди нескольких записей
в работе Уолтера Мэпа «De Nagis Curialium» (1190 г. н.э.) была история
о рыцаре и его жене. Она родила сына, по на следующее утро после рождения
ребенок был найден мертвым с перерезанным горлом. Точно такая же судьба
ждала и второго и третьего ребенка, несмотря на все предосторожности.
Когда родился четвертый ребенок был собран весь дом, чтобы охранять
его. В доме был и чужеземец, который тоже принимал участие в бдении.
С приближением ночи он заметил, что псе обитатели дома уснули, а к колыбели
подошла женщина солидного вида и наклонилась над ней. Он схватил ее
прежде, чем она смогла причинить ребенку вред (женщина оказалась состоятельной
горожанкой). Эта горожанка была вызвана в суд и было видно, что женщина,
схваченная у колыбели, приняла ее вид. Та, которую поймали, была объявлена
демоном. Вырвавшись из рук своей стражи, она улетала с громким криком.
Вильям из Ньюбурга завершил свои «Хроники» в 1196 году.
В его пятой книге среди рассказов, был, например, один «О чрезвычайном
происшествии, когда мертвый человек бродил вокруг своей могилы». Несколькими
годами ранее, в Бэкингэмшире, на следующий день после своих похорон
муж появился в спальне своей жены. После того, как он вернулся и на
вторую ночь, она рассказала о его визитах соседям. На третью ночь несколько
человек остались с ней, и когда он появился, они отогнали его. Затем
он возвращался к своим братьям, а после того, как его прогнали, начал
беспокоить животных. Город был перепуган его внезапными появлениями
в различное время дня и ночи. Жители посоветовались с местным священником,
который сообщил о происходящем епископу Лондона. Епископ сначала решил
сжечь тело, но, подумав еще, посоветовал эксгумировать тело и наложить
на него «картлярию епископского прощения». После этого тело вновь должно
было быть предано земле. Жители выполнили эти указания. Тело было в
том же состоянии, что и в день погребения. Однако, начиная с этого дня,
он больше никого не беспокоил. Вильям из Ньюбурга также сообщал и о
более знаменитых делах: о вампирах из аббатства Мелроуз и замка Алнвик.
Оба рассказа, и Мэпа и Вильяма Ньюбургского (приведенные
полностью в работах как Монтегю Саммерса, так и Дональда Глата), содержали
множество элементов классических рассказов о вампирах из Восточной Европы,
но в каждом из них отсутствовал важный элемент - упоминание о питье
крови. Однако их достаточно, чтобы проиллюстрировать, каким образом
сказки о вампирах переростали в нечто большее - во взаимодействие с
вновь вернувшимися — и то, как люди из разных частей Европы использовали
одни и те же приемы, чтобы справиться с этой проблемой.
В Шотландии можно найти несколько других традиционных вампирических
фигур. Баоббан сит, например, как известно, обычно появлялся как ворон
или ворона, но чаще в образе молодой девушки, одетой в зеленые одежды,
скрывавшие ее оленьи копыта. Катерин Бриггс рассказывала одну из самых
знаменитых историй о баоббан сите (впервые опубликованная К. М. Робертсоном)
— о его встрече с четырьмя незадачливыми мужчинами. Четыре охотника
стали лагерем на ночь. Они развлекались, танцевали и пели. Когда они
танцевали, к ним присоединились четыре девушки, привлеченные звуками
музыки. Один из мужчин пел, а трое других танцевали. Певец обратил внимание,
что у всех его приятелей кровь на шеях и на рубашках. Перепуганный,
он бросился бежать в лес, а за ним побежала одна из женщин. Наконец,
он нашел убежище среди лошадей, к которым, по какой-то причине, женщина
не подошла. На следующее утро он нашел своих товарищей - охотников мертвыми
и без капли крови.
Красный колпак (редкэп) был злобным духом, который селился
в заброшенных замках и других местах, где было совершено насилие. Если
кто-то засыпал в том месте, где обитал красный колпак, то тот пытался
намочить свой колпак в человеческой крови. Он не был настолько зловещим,
как другие, и его можно было отогнать при помощи слова Библии или креста.
На протяжении веков эти верования постепенно умирали, Если
бы подобные верования, широко распространенные в XII веке, дожили до
наших дней, то можно было бы ожидать каких-то упоминаний о них, например,
в записях множества процессов против ведьм, но таких записей нет. В
XVII веке из Восточной Европы были получены первые сообщения о вампирах.
Создавалось впечатление, что речь идет о каком-то новом явлении, характерном
только для континента. В то же время, когда известие о славянском вампире
дошло до Англии, стали известны и два значительных дела о нападении
вампиров. Первый — вампир Кроглин Грейнджа. О нем впервые было сообщено
в 90-е годы прошлого века. А более позднее сообщение — о вампире со
знаменитого кладбища Хайгейт в Лондоне — относится к 60—70-м годам нашего
столетия.
Современный вампир. Термин «вампир», оказывается,
начал вводиться в английский язык в 1741 году. Он оказался в примечании
к книге с названием «Наблюдения о революции 1688 года», которая хотя
и была написана в 1688 году, но была опубликована лишь спустя 60 лет.
Интересно, что в этой книге термин «вампир» не относился к кровососущему
существу — в этой книге он использовался метафорически, в политическом
смысле, безо всяких объяснений, как будто этот термин был прекрасно
известен. Автор писал:
Действительно, наши купцы приносят стране деньги, но надо
сказать, что есть среди нас и другая Категория Людей, которая обладает
великой Ловкостью рассылать их в иностранные государства безо всякого
возврата, что подрывает Прилежание Торговца. Они, эти люди, - Вампиры
Общества и Расточители Королевства.
Фактически несколькими годами ранее, в 1679 году, книга
Поля Рикаута (или Райкаута) «Греческое государство и армянские церкви»
описывала существование...
... притворившегося демона, который получает наслаждение
от питья человеческой крови и который оживляет тела мертвых, и которые,
когда их выкапывают, говорят, полны крови и неувядши.
Более важное упоминание вампиров, которое не только использовало
этот термин, но и очень подробно описывало встречу с ними, появилось
в публикации 1810 года «Путешествия трех английских джентльменов от
Венеции до Гамбурга, которое является великим путешествием по Германии
в году 1734». Автор — герцог из Оксфорда - предложил первое серьезное
объяснение термина на английском. В то время, когда эта книга была написана,
Германия была охвачена великими дебатами о вампире, которые были следствием
вампирических эпидемий, охвативших всю Венгерскую империю. Хотя книга
«Путешествия трех английских джентльменов» была написана в 1734 году,
она оставалась неопубликованной в течение многих десятилетий. Тем временем
трактат Дома Августина Кальме 1746 года о появлении демонов и вампиров
был переведен на английский язык и опубликован в 1759 году. Как книга
Кальме, так и герцога из Оксфорда сообщили о развитии литературного
вампира в Англии.
Вампир в английской литературе. Современные представления
о вампирах в Англии сложились не столько из народных традиций, сколько
из литературы XIX века на эту тему. Хотя происхождение «литсратуриого
вампира» следует искать в Германии, британские поэты быстро освоили
эту тему. Сэмюэль Тейлор Колридж, Роберт Саути и Джон Стэгг были среди
тех писателей, которые оказались под влиянием таких популярных переводов,
сделанных сэром Вальтером Скоттом, как, например, «Ленора» Готфрида
Августа Бюргера. То1да, в 1819 году, Джон Полидори из-за своих противоречивых
отношений с Байроном начал легенду о вампире своим крошечным рассказом
«Вампир». Рассказ Полидори об аристократическом вампире, который охотился
за женщинами Европы, был основан па коротком сюжете, написанном лордом
Байроном в 1816 году, хогя, надо отметить, что история Полидори развила
этот cюжет d совершенно. другом направлении. Более важным, чем вклад
Байрона в сюжет рассказа, было то, что первая публикация была под ее
именем. Из-за привязанности к имени, рассказ был высоко оценен, как
великая работа, и сгал основой для создания целого поколения драматических
постановок в Париже и немецкой оперы о вампире. В 1820 году он был поставлен
на лондонской сцене Джеймсом Робинсоном Планши
На протяжении XIX века были написаны самые знаменитые и
влиятельные истории о вампире. Используя идеи, введенные Полидори, Джеймс
Малькольм Раимер написал «Варни-вампира» — одну из наиболее успешных
публикаций, которые выходили глава за главой как недельный сериал Этот
очень успешный рассказ содержал 220 глав и соперничал с рассказом Полидори
до конца столетия
За «Варни-вампиром» последовал ряд небольших художественных
произведений Собранные в один том, они бы могли составить весьма внушительную
работу по литературе о вампирах и включали бы работу Уильяма Гилберта
«Последние хозяева Гордонала» (1867), весьма влиятельную работу Шеридана
Ле фэию «Кармилла» (1872), два рассказа Филиппа Робинсона — «Дсрево-людоед»
(1881) и «Последний из вампиров» (1892), Анны Кроуфорд «Тайна Кампашы»
(1887), Г. Д Уэллса «Цветение странной орхидеи» (1894) и Мэри-Элизабет
Брэддон «Добрая леди Дукейн» (1896). Все эти работы стоят за одной самой
влиятельной и знаменитой литературной работой о вампире всех времен
-
романом Брэма Стокера «Дракула», напечатанном в Лондоне в 1897 году
Более чем какая-либо другая работа, «Дракула» создал современный
образ вампира и подарил это понятие англо-говорящей аудитории по всему
миру. Персонаж Дракулы стал синонимом вампира во многих oтношениях и
можно говорить о современных вампирах как, в основном, о вариантах персонажа
Стокера. Он положил начало концепции вампира, как до некоторой сгепени
прирученного монстра, способного тайно проникнуть в человеческое общество
Вдохновленные Стокером писатели художественной литературы в течение
века будут развивать бесчисленные вампирические идеи в тех направлениях,
на коюрые Стокер только намекнул. Дракула теперь стоит рядом с Шерлоком
Холмсом, как отдельный, наиболее популярный персонаж в английской литературе
и на экране.
Дракула был привнесен на сцену в 1924 году Гамильтоном
Дином Пьеса пользовалась огромным успехом при жизни Дина, но редко ставилась
в последние годы. Более важно то, чю пьеса Дина была сильно пересмотрена
Джоном Л. Балдерстоном для показа на американской сцене в 1927 году.
Переделанная версия Балдерстопа была опубликована издательским домом
Американской драмы и часто ставилась в течение многих лет. Она была
основой для трех постановок «Юниверсэл Пикчсрз» - «Дракула» (1931) с
Бела Лугоши, испанская версия (также снята в 1931 году) и версия 1979
года с франком Лапгелла в главной роли Версия Лапгелла стала результатом
возрождения на Бродвее пьесы Балдсрстона в 1977 году Англия была родиной
«Хаммер Филмз», которая в течение 20 лет, начиная с середины 50-х годов,
поставила множество фильмом ужасов в целом, и о вампире в частности,
которые определили всю эпоху производства фильмов ужасов. Оригинальные
постановки «Хаммер» о вампирах начались с «Проклятия Франкенштейна»
(1957) и «Ужаса Дракугы» (1958) и были знамениты своими показами в цвете,
а также введением персонажа вампира с клыками, который кусал свои жертвы
прямо на экране Эти постановки «Ханмер» сделали звездами Кристофера
Ли, который последовал за Бела Лугоши и Джоном Каррадайном, как один
из самых запоминающихся Дракул, и Питера Кашиига, как вечно прису1С1вующую
«немезиду» Дракулы — Абрахама Ван Хельсиша. Они дали толчок новой волне
вампиричсских фильмов в Европе и Америке. С кончиной «Хаммер» в середине
70-х годов британское лидерство в постановке фильмов о вампирах перешло
к США.
Современный английский вампир. Великобритания явилась
неотъемлемой частью нынешнего возрождения интереса к вампирам. Здесь
сейчас появился целый ряд обществ поклонников вампиров. «Общество Дракулы»,
созданное в 1973 году — одно из старейших, а «Общество вампира», возглавляемое
Каролой Боханнан, возможно, самое крупное. Существуют также — «Общество
вампира» (Гиттенс) и «Гильдия вампира» Самым оригинальным является «Общество
исследования вампира», возглавляемое Сином Манчестером, презрительно
относящееся к вампирам
Британские авторы внесли свою лепту в новую литературу
о вампире. Наиболее значительный вклад сделали Брайан Лимли, Барбара
Хамбли, Танит Ли и Ким Ньюман. В Великобритании также зародилась готическая
музыка, которую теперь поддерживает «Готическое общество».
|