Вампиры.
Распространение в мире
ЧЕШСКАЯ
РЕСПУБЛИКА, СЛОВАКИЯ И ВАМПИРЫ
Первое историческое государство
на территории, котирую сейчас занимают Чешская республика и Словакия
было основано племенами, которые поселились в горном районе к северу
от сегодняшних Австрии и Венгрии. Государство, основанное в VII веке,
двумя веками позже вошло в состав Великой Моравской империи, которая
в 863 году н. э. приняла Кирилла и Мефодия, христианских миссионеров,
на своей земле. Находясь среди чехов и словаков, они читали проповеди
и обучали людей на их родном славянском языке. Однако римский католицизм,
а не восточное православие, доминировали в церковной жизни, и латинский,
а не старый древнеславянский, стал языком молитв. Моравская империя
распалась в начале десятого века, и Словакия стала частью Венгрии. После
периода нахождения под германским управлением, Чешское государство вновь
появилось как Чешское королевство (Богемия). Как и Польша, Чехия и Словакия
стали римско-католическими.
Богемское королевство существовало на протяжении
средних веков, но в XVI веке постепенно перешло под австрийское управление
и в следующем иске вошло в состав империи Габсбургов. В конце XVIII
века возрождение чешской культуры привело и к возрождению чешского национализма.
Наконец, в 1918 году, в конце Первой мировой войны Чехословакия была
создана как независимое государство. В таком виде
государство просуществовало почти весь XX век, хотя тысяча лет раздельного
политического существования вбили существенный клин между чехами и словаками.
После Второй мировой войны коммунистическое правление заменило демократическое
правительство, которое существовало с 1918 года. Коммунистическая система
была отменена в 1989 году, и вскоре после этого Богемия и Моравия разделились
со Словакией. 1 января 1993 года появились два отдельных независимых
государства — Чешская республика и Словакия.
Вампиры в Чешской республике и Словакии. Вампир
в Чехии и Словакии зовется упырь, и реже нелапси, - это разновидность
словацкого вампира. Верили, что упырь имеет два сердца и, таким образом,
две души. Присутствие второй души можно было обнаружить по гибкости
тела, открытым глазам, двум локонам волос и розовому цвету лица. Самый
ранний рассказ о чешском вампире был записан Генри Мором в 1653 году.
События имели место в конце 1500 года и касались торговца Йоханнеса
Кантиуса (или Кунца), который беспокоил семью и соседей сразу же после
своей безвременной смерти. Кантиус жил в городе Пенщ (в настоящее время
Хории Бенссов). Сын его жил в Ягердорфе (теперь Крнов), в той части
Моравии, где господствовали лютеранские протестанты.
Дом Августин Кальме включил сообщения о вампирах
из Богемии и Моравии в свой знаменитый трактат 1746 года. Он отмечал,
что в 1706 году трактат о вампирах «Magia Posthuma» был опубликован
в Ольмутце (Моравия) Чарльзом Фердинандом Шерцом. tMagia Poslhuma» отражала
ряд происшествий с вампирами, которые здесь появились как приносящие
несчастье духи, нападавшие па своих бывших соседей и деревенский скот.
Некоторые сообщения были из разряда классических кошмарных нападений,
сопровождавшихся болью и чувством удушья и сдавленностью в области шеи.
Те, на кого нападали таким образом, бледнели и слабели. Другие истории
были об эффекте полтергейста, о предметах, которые кто-то разбрасывал
по дому, и о вещах умершего человека, которые двигались таинственным
образом. Один из самых ранних и эффектных случаев рассказывал о человеке,
жившем в XIV веке в богемской деревне Блоу (Блау). Как вампир он заходил
к своим соседям, и после его посещений они умирали в течение 8 дней.
В конце концов, жители деревни выкопали тело этого человека и воткнули
в него кол. Однако этот человек посмеялся над ними и поблагодарил за
то, что они дали ему палку, которой можно отгонять собак. В эту же ночь
он вынул палку из своего тела и вновь начал являться к людям. После
еще нескольких случаев смерти, его тело было сожжено. Только тогда его
визиты прекратились.
Юриста Шерца более всего интересовали поступки жителей
деревни, которые, учиняя самосуд, расчленяли и сжигали тела. Он доказывал,
что в случаях экстраординарных, прежде чем расчленить тело, необходимо
соблюсти всю процедуру закона. В этот процесс должно было входить обследование
тела любого, кто подозревался в вампиризме врачами и богословами. Разрушение
вампира путем сжигания должно проводиться как официальный акт общественным
исполнителем.
Монтегю Саммерс не был впечатлен доказательствами
обвинения в случае вампиризма, подробно изложенном графом де Кадрерасом,
который в начале 20-х годов XVIII века австрийским императором был назначен
наблюдать за событиями в Хайдаме - городе, расположенном
около венгерской границы. Граф расследовал ряд случаев с людьми, которые
умерли много лет назад (в одном случае 30 лет, а в другом 16) и о которых
говорили, что они возвращаются, чтобы нападать на своих родственников.
Когда их откопали, каждый из них демонстрировал все признаки запоздалого
разложения, включая и поток «свежей?- крови при разрезании тела. С согласия
графа каждое тело было обезглавлено (или же в череп были вбиты гвозди),
а затем сожжено. Сохранились пространные документы, сообщающие об этих
случаях императору, а также длинное повествование, приложенное графом
для официального органа университета Фрибурга.
Вряд ли когда-либо будет возможным установить этот
город - Хайдам. Пи одно место не было зафиксировано под таким названием.
Более убедительно звучит предположение, что это название произошло от
слова «хайдамак» (гайдамак) — украинского слова, означающего отверженный»,
или "грабитель". «Гайдамак» произошло от славянского "гайдук" и относилось
к неимущему классу людей, которые организовы-
вались в свободно формирующиеся группы и жили за счет грабежа.
В конечном итоге, австрийские правители Габсбурги
наняли их для охраны особенно удаленных границ. Этот самый Хайдам, возможно,
имел отношение к земле гайдамака, а вовсе не к определенному городу
с таким названием.
Недавно, в середине XX века, собиратель фольклора
Ян Мьяртан сообщил, что вера в вампиров все еще жива в Словакии. Считали,
что вампир может сосать кровь у своих жертв (люди или скот) и душит
их. Верили, что вампир способен убивать просто взглядом (злой глаз),
и жертвами этого злого глаза называли целые деревни. Путем укладывания
различных предметов в гроб (монеты, христианские символы, различные
травы и вещи умершего) люди пытались предотвратить воскрешение человека,
подозреваемого в иамниризме. В отверстия тела клали семена мака или
просо и прибивали гвоздями одежду и волосы к гробу. В конце концов,
голова или сердце могли быть проткнуты железным или дубовым колом, шляпной
булавкой или каким-нибудь шипом, например, боярышника. Тело выносилось
вперед головой к могиле, вокруг которой были разбросаны семена проса
или мака. Семена также рассыпали на дороге к дому, а по возвращении
домой проводили различные ритуалы, при этом обязательно нужно было обмыть
руки, а затем подержать над печкой. Если эти процедуры с первого раза
не давали эффекта, то семья умершего повторяла их снова.
Современное знание о вампире. Как и в других
славянских странах, вера в вампира отошла к сельским районам Чешской
республики и Словакии в XX веке. Она эпизодически проявилась в период
чешского культурного возрождения в XIX веке в форме знаменитого рассказа
«Вампир» Яна Неруды (1934—1891). В последние десятилетия стал известен
еще один писатель художественных произведений ужасов - это чешский психиатр
Йозеф Несвадба. Сборник его рассказов на английском языке был опубликован
в 1982 году под названием «Вампиры Лимитед».
|