Вампиры.
Распространение в мире
РИМ.
ВАМПИРЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Древний Рим не имел столь развитой
мифологии вампиризма, как Греция, хотя, безусловно, само это понятие
существовало. Оно означало не вернувшегося мертвого, а живущих ведьм.
Понятие вампироподобного существа явно пришло от потребности объяснить
неожиданную смерть младенцев — потребности, которая породила ламии
в Древней Греции. Римляне говорили о стриксе — ночном демоне,который
нападал на детей и пил их кровь. Стрикса отождествляли с кричащей совой.
Этот термин сохранился в Греции как стригес, ц Румынии как строгой,
а в Италии как стрега.
Римский поэт первого века нашей эры Овидий описывал
ведьму в четвертой книге совей работы «Фасты»:
Они летают в ночи и ищут детей, оставленных няньками,
хватают их из колыбелей и разрывают их тела. Говорят, что они терзают
внутренности младенцев своими клювами, и они наполняют свои горла кровью,
которую выпили. Они зовутся стригес.
Он также передал ритуал, исполняемый как заклинание
(призыв) древнего божества Карна — богини плоти, чтобы защитить детей
от
стрикса:
Незамедлительно она (Карна) дотрагивается до дверей
соком арбутуса (земляничного дерева), трижды она метит порог этим соком.
Она окропляет вход водой (и в воде содержится снадобье). Она держит
окровавленные внутренности свиньи, которой два месяца от роду, и так
говорит: Птицы ночи, пощадите внутренности мальчика. За миленького мальчика
пала маленькая жертва. Возьмите сердце за сердце, я молю: внутренности
за внутренности. Эту жизнь мы отдаем вам вместо той, лучшей».
Проводящий ритуал завершал его тем, что клал ветвь
боярышника на окно дома. Тогда ребенок находился в безопасности.
От стрикса возникло понятие стреги — ведьмы, обычно
женщины, которая, как считали, обладала способностью превращаться и
летала вокруг по ночам в виде птицы. Она также сосала человеческую кровь
и обладала ядовитым дыханием. Петроний в своем «Сатириконе поведал
одну историю о встрече со стрегами. Хозяин званного обеда рассказал
своим гостям, что когда он был в доме совей знакомой, утешая ее, так
как у нее умер сын, несколько ведьм собрались рядом с домом и устроили
страшный шум и беспорядок. Все это время в ее доме был сильный молодой
человек, который вызвался успокоить ведьм. Он вышел с мечом в руке.
Спустя некоторое время он вернулся и упал на кровать. Он
был весь черно-синий, а ведьмы исчезли. Остальные вернулись утешать
мать. Однако, когда женщина пошла посмотреть на своего сына, все что
она нашла там — так это кучу соломы. Ведьмы унесли мальчика, а молодой
человек, который сражался с ведьмами, так никогда и не поправился.
Стрега была частью популярной культуры и распространилась
по всей Римской империи. В IX веке Карл Великий, который основал Святую
Римскую империю, ввел указом смертную казнь для всякого, кто считал,
что какое-то другое лицо являлось стриксом и из-за этого подверглось
нападению, было сожжено или съедено. Оказывается именно так обходились
с людьми, которых считали ведьмами. К концу XV века ведьма подверглась
демонизации и была превращена инквизицией в сатаниста. В Италии на протяжении
веков охоты на ведьм люди, которые считались стрегами, арестовывались,
судились и предавались казни. Во время допросов подозреваемых ведьм
инквизиторы заставляли их сознаваться в совершении дел, приписываемых
стрегам, включая питье крови у детей. Между 1460 и 1525 годами было
опубликовано 10 книг по колдовству, написанных итальянцами. Среди них
была и небольшая книга •8Стрикс», написанная Пико делла Мирандолой,
которая была опубликована в Болонье в 1523 году. Эта книга описывала
несколько недавних процессов по обвинению в колдовстве, которые имели
место в Бреции в 1518 году и в Сондрио в 1523 году. Портрет стреги,
представленный Мирандолой, был более полным (он основывался на общих
верованиях относительно ведьм), чем какое-либо из признаний, сделанных
на последних судах. Обвиняемые в Бреции и Соадрио, например, не признались
в том, что они нападали на младенцев и пили их кровь, хотя Мирандола
был озабочен тем, что стреги такие преступления совершали.
Верования, переданные Мирандолой, были обычными для
эпохи Возрождения и оставались доминирующими среди лидеров церкви и
интеллектуальных кругов в течение последующих нескольких веков. К XVIII
веку итальянцы вслед за всей Европой стали сомневаться относительно
существования такого сверхъестественного зла, которое предположительно
совершалось ведьмами и вампирами. Остатки веры в стрегу, кажется, все
еще сохраняются и до наших дней. Обрывки веры и традиций, как сообщали,
были вновь обнаружены С. Г. Леландом в XIX веке, а потом через него
перешли в современный ренессанс.
Примечание. О современном литературном и кинематографическом
вампире смотри раздел о вампирах в Италии.
|