Вампиры.
Распространение в мире
МАЛАЙЗИЯ
И ЕЕ ВАМПИРЫ
Западные наблюдатели, которые начали
приглядываться к религиозномистическому миру малазийцев в XIX веке,
обнаружили элементы веры в несколько вампироподобных существ, в некотором
роде аналогов ламии в греческой мифологии. Эти верования живы и по сей
день, несмотря на наложение индусской и исламской мысли, которая стала
доминировать в религиозной жизни полуострова. Вампиры все еще населяют
весь поднебесный мир среднего малазийца.
Вампиры в фольклоре Малайзии. Очень похожими
на греческих ламий были лангсуяр и понтианак. Последний был описан как
летающий демон, вроде банши. Первый лангсуяр был женщиной чрезвычайной
красоты, которая родила мертвого ребенка Когда ей сказали о состоянии
ребенка, она в шоке отпрянула, а затем вдруг внезапно хлопнула руками
и взлетела на близ стоящее дерево. Ее видели время от времени и узнавали
по зеленому платью, длинным ногтям (которые считались признаком красоты
в малазийском обществе) и длинным, до лодыжек, черным юлосам. Ее волосы
скрывали дыру на шее, через которую она пила кровь у детей Первая лангсуяр
уступила место целой группе вампирических сущее гв. Поздние лангсуяры
были уже поедателями плоти с особым пристрастием к рыбе (основным продуктом
малазийцев).
Если женщина умирала во время родов или же в течение
40 дней спустя (в течение этого времени она считалась нечистой), считали,
что она может стать лангсуяром. Чтобы этого не произошло, семья клала
ей в рот сгеклянные бусы (которые останавливали любые крики банщи),
а чтобы не дать возможности ей летать — под руки укладывали яйца и «гыкали
иголки в ладонь каждой руки. Однако лангсуяра можно было лриручигь,
поймав ее, отрезав волосы и ногти и затолкав все в отверстие на шее.
В этом случае лангсуяр становилась совершенно домашней и вполне могла
нормально существовать в человеческом обществе. Были юбраны сообщения,
которые говорили о том, что лангсуяры приходили в деревни, выходили
замуж и рожали детей. Однако их новая жизнь : обычно кончалась на каком-нибудь
празднике в деревне, когда они начинали танцевать. Внезапно они возвращались
к своей призрачной форие и улетали в джунгли, оставив детей и мужа.
Происхождение понтианака связано непосредственно
с происхождением лангсуяра Это существо было мертворожденным ребенком
Верили, что он принимает вид ночной совы Чтобы не дать умершему
ребенку j стать понтианаком, к нему применялись те же методы, что и
к матери - бусы, яйца и иголки Как и в случае с лангсуяром, при
похоронах потенциального понтианака использовались специальные заклинания.
Уолтер Вильям Скит («Малайская магия», 1900, 1966),
главный авторитет по малазийской мифологии, отмечал некоторое смешение
между лангсуяром и понтианаком. Оба могли появиться в виде ночной совы,
к обоим адресовалось заклинание, как будто они были одним и тем же существом,
и ребенок и мать подвергались одним и тем же процедурам, чтобы не допустить
их превращения в вампиров после смерти. Эта путаница может быть прояснена,
если принять во внимание, что в некоторых частях Малайзии и почти повсеместно
в Индонезии понгианаком зовется то существо, которое Скит описал как
лангсуяра — женщину-вампира.
Птанггалан - третье вампироподобное существо в малазийском
фольклоре Согласно мифу, оно произошло от женщины, в разгар исполнения
j ею церемонии дудок бертам — церемонии раскаяния. Она сидела в огромном
деревянном чане, который использовался для хранения уксуса, получаемого
из сока пальмового дерева. В этот момент подошел мужчина и спросил,
что она 'гут делает. Напуганная, она рванулась и побежала с такой силой,
что се голова отделилась от тела, а ее внутренности потянулись за ней,
и так она взлетела на ближайшее дерево. Эта отделенная голоиа со свисающими
внутренностями стала злым духом. Она появляется на верхушках крыш в
момент рождения ребенка, издает высокие резкие звуки и пытается подобраться
к ребенку, чтобы высосать его кровь.
В работах начала девятнадцатого века П. Д. Бегби
описал пенанггалана как злого духа, который овладел женщиной и превратил
ее и колдунью. Когда он желает путешествовать, он отделяет голову вместе
с внутренностями, которые болтаются внизу, и улетает в поисках нищи,
которой является кровь, как живых, так и мертвых. Он также рассказал
историю о человеке, у которого было две жены, одна темнокожая, а другая
светлокожая. Кму сказали, что они обе ненанггаланы. Человек пс поверил,
и чтобы проверить, устроил ночью наблюдение, и увидел, как они отправились
за пищей. Тогда он поменял их тела. Когда они вернулись, то головы пристали
каждая нс к своему телу. Когда королю было представлено неопровержимое
доказательство их злой природы, они обе были казнены.
Другая версия этой истории говорит о том, что пенанггалан
произошел от женщины, которая .чанималась магией и, в конечном счете,
научилась летать. В это время ее голова и шея отделились от тела вместе
со свисающими внутренностями, и в таком виде она нашла пристанище на
дерене. Отсюда она перелетала от дома к дому, чтобы пить кровь не только
детей, но и матерей во время родов. Чтобы защитить место, где происходят
роды, но дому развешивались листья джсруджу (вид чертополоха), а в любую
пролившуюся кровь втыкали шипы. Считалось, что если вдруг кровь или
иная жидкость со свисающих внутренностей упадет на кого-то, то он немедленно
заболеет.
Другие существа, пьющие кровь, — полот и пелесит
— также были частью культуры Малайзии. Первый появлялся в виде очень
маленькой женщины (ростом около дюйма), а второй — как домашний сверчок.
Полонг действовал как ведьма традиционной западной мифологии. Его можно
было привлечь кровью убитой жертвы, которая собиралась в бутылку и через
семь дней (некоторые говорят через 14) над ней совершался ритуал. Затем
ждали звука чириканья молодых птиц - это было знаком того, что полопг
поселился в бутылке. Полонга можно было покормить, порезав палец, просунув
его в бутылку и позволив ему пососать кровь. (На Западе говорили, что
подобная ведьма кормится из спрятанного выступа на теле ведьмы — ведьминого
соска). В благодарность за то, что его покормили кровью, полонг мог
выполнять различные задания, включая и нападение на врагов.
Если на кого-то нападал полонг, что проявлялось в
различного рода бредовых состояниях, призывали мудреца, который устанавливал,
кто же послал его мучить свою жертву, и изгонял полонга. Смерть тоже
иногда приписывалась нападению полонга.
Пелесит обычно сопровождал полонга в его путешествии
и прибывал даже раньше его. Если полонга направляли для нападения на
кого-то, то прежде в тело жертвы пытался войти пелесит для того, чтобы
подготовить путь полонгу.
Уолтер Вильям Скит сообщал о довольно-таки ужасном
методе создания пелесита. Потенциальный собственник нелесита выкапывал
недавно умершего ребенка и относил его на муравейник. Через некоторое
время ребенок должен был заплакать, и в этот момент владелец откусывал
его язык. Затем язык погружался в специально приготовленное кокосовое
масло и хоронился на три ночи. На третью ночь язык превращался в пелесита.
Многим народностям, населяющим Малайзию, были знакомы
чевонги. У каждого народа была собственная мифология, в которой имело
место множество духов, которых собирательно называли басы. Существовали
различные виды басов, некоторые из которых при различных обстоятельствах
нападали на людей. Обычной нищей басов была руваи, приблизительный перевод
— душа или жизнь, или жизненная способность. Их излюбленной жертвой
была дикая свинья, и бас устанавливал невидимые ловушки, чтобы захватить
руваи свиньи. Иногда в ловушку попадала человеческая руваи, и бас съедал
человеческую душу, или дух. Бас также мог повстречать человеческую руваи
ночью, когда она путешествовала во время сна человека. Обычно басы не
нападали на человека и не приближались к местам проживания человека.
Они знали, чти огонь — это знак человеческого присутствия, и в лесу
человек, которому повстречался бас, мог развести костер, и бас уходил.
Свидетельства о нападении баса па человека очень
редки. Они нападали на людей разными способами, хотя большинство из
них искали голько руваи. Например, энг банка дух умершей
собаки, который проживал в болотистой местности, воровал руваи. Если
руваи не было возвращено, то через несколько дней жертва умирала. Если
кто-то внезапно заболевал и умирал через несколько дней, то он считался
жертвой энг банка. Совершенно иным был манеден, который жил на
диком растении пандана. Он нападал на людей, которые срезали это растение,
кусал их и пил их кровь. Он прикреплялся к локтям мужчин или же к соскам
женщин. Чтобы прекратить нападение, надо было что-то дать ему взамен,
что-то вроде масляного ореха с орехового дерева ходж. Таким образом,
нападение янг банка было разновидностью физического вампиризма, как,
впрочем, и манедена.
Современные малазийские вампиры. Киноиндустрия (всегда
под строгим британским контролем) начала развиваться нс ранее, чем завершилась
Вторая мировая война. «Шоу Бразерс» — фирма, находящаяся в Гонконге,
учредила в 1947 году «Мэлсй Фили Продакшнз». Вскоре к ней добавилась
«Катей-Кериз Продакшнз». В конкурентной гонке с западными фильмами,
господствовавшими на рынке, малазийские компании для своих фильмов избирали,
в основном, малазийские темы и Малайзию как место действия. Таким образом,
в мир кино вошли малазийские вампиры. Одним из таких фильмов был «Понтианак»
1956 года. В этом фильме Мария Менадо играла молодую горбатую женщину,
которая превращается в красавицу при помощи магии. После того, как ее
мужа укусила змея, а она, пытаясь предотвратить его отравление, сосала
кровь, она превращается в вампира-понтианака.
В малазийских фильмах о вампирах вампир всегда изображается
в виде молодой прекрасной женщины. И довольно часто называется понтианаком.
Истории, передаваемые а фильмах, зритель воспринимает как вполне достоверные,
так как они подтверждаются многочисленными сообщениями от малазийцев,
уверяющих, что знают вампира, который живет более или менее нормальной
жизнью как жена и мать. В конце 50-х и в 60-е годы «Катей-Кериз» создает
серию из 6 фильмов о понтианаке. Очень мало малазийских фильмов о вампирах
получили доступ в западный кинопрокат, но теперь некоторые из них доступны
на видео.
|