Дьявол
 

    Туман стлался над могилами, когда ранним утром на кладбище маленького и похожего на деревню городка появились могильщики. Озадаченно наблюдали бывшие в это время на погосте прохожие, первые выбросы лопатами земли. Медленно, лопата за лопатой, грудилась земля рядом с могилой. Затем на дневной свет был поднят гроб: едва открыли его мощную деревянную крышку, как молодой мужчина упал бездыханно.

    Слухи о том. что произошло на кладбище, определили появление в городке могильщиков. "Дьявол",—утверждали старые люди. В этот день на пергаментных календарях записывали число: 5 декабря 1291 г.

Святой Кадо и дьявол
 
    Это было время, которое заставляет нас оглянуться назад, в историю. Авторитет дьявола был тогда особенно силен. Он отнюдь не был Никем, который как бы хотел уверить людей, что он вообще не существует. Сатана представлялся людям XIII века как осязаемая фигура с человеческими помыслами. К тому же он был в высшей степени неприятен. Когда он исчезал с места своего появления, как в нашем случае — с кладбища этого городка, после себя оставлял запах серы и дьявольского, бьющего в нос разложения.
    Дьявол был в этом отношении противоположностью добра, так как "святые люди" испускали вошедший в поговорку аромат святости. Внешнее проявление сатаны было в высшей степени отвратительным.
    Изображение страшного суда в соборе французского города Бурже знакомит нас с другим образом дьявола. Толпы "работников ада" вызывают страх и воспринимаются как реально существующие. Они изображены в виде изуродованных мужских и женских существ, чьи головы находятся в их животах, чьи крылья расположены на бедрах; показаны и другие уродства.
    Чрезвычайно различным предстает дьявол в своем поведении: он принимает образы зверей, например, лошадей или кошек: предстает в образе аккуратно одетого мужчины, солдата в парадной форме, прекрасной девушки.   Будучи жителями преисподней, черти имеют больше опыта в земных делах, чем добрые ангелы, которые больше озабочены духовными, чем материальными вещами. И пугливым людям средних веков поэтому едва ли было суждено узнать дьявола прежде всего из-за его схожести с людьми и его осведомленности. Ведь он хорошо разбирался как раз в том, что люди делали, чего они хотели, как работали.
 
Священник, шут и дьявол.
 

    В 1130 г. дьявол якобы посетил город Хильдесхайм. Он надолго задержался бы 8 нем. если бы злые поступки людей не вызвали в нем по-настоящему чертовский гнев.
    Дьявол обеспечил себе доступ в епископский дворец и завоевал доверие его обитателей своим поварским искусством.
    Даже епископ с удовольствием ел приготовленное дьяволом жаркое. Только непослушный поваренок злил повара-черта. оскорблял его. иногда бил его. Дьявол ужасно отомстил. убив шестерых работников кухни, и исчез.
    Как покровитель путешествующих предстал дьявол одчажды перед пожилым мужчиной, который находился на пути в Гренаду. Черный всадник пригласил путешественника занять место в его шикарной карете. С быстротой молнии мужчина был доставлен к цели своего путешествия, и при том черт ничего плохого с ним не сделал.
    "Тот, кого я увидел, может быть дьяволом. Он умеет маскироваться в привлекательные образы". Так пишет знаменитый Шекспир в "Гамлете".
    Мы тоже хотим подчеркнуть, что дьявол средневековья. как тогда его воспринимали люди. мог принимать лю6ой образ. Это мнение до сих пор разделяют многие исследователи. Другие ученые стаоались ограничить дьяволa и его подручных совершенно определенным набором средств маскировки и признаков: рога, копыта, хвосты и т.д. Или же они приписывали обитателям ада только человеческий образ.

    Иоханнес Вир придерживался в XVI веке этого же мнения. Вир много путешествовал, и когда он прибывал в новую для него страну, то сначала требовал сведений о ее дьяволах. Таким образом, он составил обширную классифицированную информацию о чертях своего времени, какими они тогда виделись людям.
    Бааль — самый великий царь преисподней, сообщает Вир. и его земли лежат на Востоке. У него три головы: одна — черепашья, вторая — человечья и третья — кошачья. Его голос — свирепый и хриплый. Он разбирается в чеканке монет, а его любимое занятие — фехтование. Кроме того, он способен делать людей невидимыми. По описаниям Вира. известный гравер на меди Луи Бретон изобразил все эти качества Бааля в своих работах.
Богатство дьявола


Черт, указывающий на спрятанное сокровище.
 
    Сельское население более длительное время придеркивалось своих старых представлений о дьяволе. У него чepт не преподает философию, как это иногда встречается у Вира.
    Там. в сельской местности, дьявол дает практические советы. и вместо сокровищ мудрости он дает деньги. Крестьянину он представляется в звероподобном облике с рогами и копытами и взъерошенным хвостом. Таким черт изображен и в так называемых "черных книгах" прошлого века. где он предстает иногда в одежде, расшитой бахромой, желая не отставать от моды.
    Черт постоянно носит при себе деньги. За счет этого он пользуется у многих большой популярностью. Итак. в образах и фигурах дьявола мы находим не только устрашающий момент. К сожалению, чертовские деньги не были долговечными, и дукаты превращались через некоторое время в лошадиный навоз или пепел. Так сказать, "горячие деньги".
    Ну, а теперь снова назад к нашему кладбищу в маленьком городке. Естественно, мы хотим дать объяснение странному происшествию. Лучше предоставим слово самим жителям его. Они еще долгое время распространяли слухи, что черт проникся расположением к одному крестьянину по имени Арманд Шультхайс и продолжительное время давал ему деньги. Крестьянин, хотя и брал их охотно, не хотел однако исполнять свои обязанности перед дьяволом.
 

Богатство дьявола.
 
    По праву тот возмутился и подсыпал в образе кошки Шультхайсу яд в его утренний суп — крестьянин умер мучительной смертью.
    При похоронах крестьянина, как это и полагалось, одели в самый дорогой сюртук, в который Шультхайс, по всей видимости, засунул раньше один из самых дорогих золотых дукатов черта. И как раз этот редкий экземпляр черт потребовал у него обратно. Для того. чтобы предостеречь местных жителей от наглого поступка крестьянина, черт схватил несколько молодых парней и заставил их — переодетых как могильщики — выкопать крестьянина из могилы. Когда крышка гроба была открыта, черт принялся дико копаться в одежде мертвеца и исчез в бесовском шуме и смраде. Один из парней окаменел от страха и упал мертвый.
    Различие между сельским и городским чертом заметил уже Франсуа Барре, профессор химии и натурфилософии.
    Барре в 1801 г. опубликовал свою известную книгу "Магия". В ней он попытался вернуть властителям ада их первоначальный облик, что является характерным для того времени, в котором довольно ясно просматривались исторически обусловленные изменения. Так, Барре снял с дьявола все те украшения, которые черт и его сотоварищи получили от людей в процессе времени.
    В то время, как другие, как и прежде, остались неизменными в описании черта так, каким воспринимали его крестьяне, в художественных произведениях сатана всегда предстает перед нами в сочетании с фантазией и реальными событиями.
    Дьявол — вечная ослепительная фигура!
 
Вампиры

    Особенно захватывающими становились истории о чертях тогда, когда к ним еще добавлялась кровь. То есть истории о вампирах, этих ненасытных кровососах, которые кидаются на нас с киноэкранов. Но все-таки за
этим стоит нечто большее, чем голая фантазия. Тесные связи между жизнью и чарами крови имеют длинную историю.
    Вампиры — это живые мертвецы, души которых восстают против смерти.
    Истории о духах, вампирах, чудовищах и чертях всегда существовали. Уже пранароды на берегах Ефрата и Тигра знали их. И еще в XX веке люди видят дьявола за работой, когда речь идет о катастрофах, о нужде, о войнах. Люди называют дьяволами других людей. Так. американский президент Р.Рейган охарактеризовал коммунистический Советский Союз как "империю зла". Кажется, дьявол всегда должен расплачиваться за других, если люди уже не знают, что делать дальше.
    Ведь и за личное несчастье вину кладут на дьявола. Даже "прошедший огонь и воду", технический XX век, век полетов на Луну и компьютеров, нуждается в черте. Вдруг даже компьютеры, в конце концов, как в мрачных видениях о "государстве контроля" предчувствуют многие люди, являются лишь "чертовщиной"?


Используются технологии uCoz