Н. Гудрик-Кларк Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию.


Глава 2 ОККУЛЬТНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1880-1910

Оккультизм берет начало в религиозном типе мыш ления, корни которого уходят в античность и которое обычно характеризуется как западная эзотерическая традиция. Ее необходимые составляющие - гностицизм, герметические трактаты по алхимии и магии, неопла тонизм и Каббала - возникли на востоке Средиземно морья в первые пять веков нашей эры. Собственно гностицизм связан с верованиями некоторых еретических сект в эпоху раннего христианства, они требовали обла дания гнозисом или специальным эзотерическим знанием о духовных предметах. Хотя отдельные доктрины во многих аспектах отличались друг от друга, существовали две общие гностические темы: во-первых, восточный (персидский) дуализм, в соответствии с которым два мира Добра и Зла, Света и Тьмы, порядка и хаоса рассматриваются как независимые враждующие силы; и, во-вторых, убеждение в том, что материальный мир подвержен злу, так что человек может спастись только достигая знания о высших сферах. Гностические секты исчезли в IV веке, но их идеи воодушевили дуалистиче скую манихейскую религию (II век) и герметическое движение. Греческие тексты были собраны в Египте меж ду III и V веками, здесь был завершен синтез гностических идей, неоплатонизма и каббалистической теософии. Поскольку эти мистические доктрины возникали на подвижной социальной и культурной почве, очевидна связь между разрастанием сект и распадом стабильного сельскохозяйственного порядка поздней Римской империи.

XV веке новые научные открытия и гео графические удачи уничтожили условия средневекового мира, гностические и герметические идеи пережили крат кое возрождение. Выдающиеся гуманисты и ученые маги в период Ренессанса опубликовали старые классические тексты и тем самым заново создали корпус оккультных наук. Но после триумфа эмпиризма в научной революции XVII столетия подобные идеи сохранились лишь среди немногих любителей древности и мистиков. В XVIII веке эти неканонические религиозные и философские теории были определены как "оккультные", поскольку распола гались на крайней периферии общепринятых форм знания. Впрочем, реакция на рационалистическое Прос вещение приняла форму живого романтического интереса к Средним векам, стремления к тайне и способствовала оживлению оккультизма в Европе около 1770 г.

Германия гордилась своими известными учеными ма гами времен Ренессанса, а также сетью розенкрейцерских общин; теософия и алхимия процветали здесь между XVII и XIX веками. Однако, позыв к неоромантическому оккультному возрождению возник не в Германии. Его скорее следует связать с реакцией на засилье ма териалистических, рационалистических и позитивистских идей в практических и промышленных культурах Америки и Англии. Немецкое оккультное возрождение многим обязано популярности теософии в англо-саксон ском мире в 1880-е годы. Здесь она имела выход на международное движение тайных обществ, связанное с именем Елены Петровны Блаватской (1831-1891), рус ской искательницы приключений и оккультистки. Ее удивительная, полная событий и путешествий (1850 1860) жизнь, ее способности к ясновидению и страсть к сверхъестественным феноменам, интерес к американско му спиритизму в 1870-е гг. повлекли за собой основание в Нью-Йорке, в 1875 году Теософского общества, с пос ледующим перенесением его деятельности в Индию меж ду 1879 и 1885 гг.; все эти события подробно описаны несколькими биографами. В основных моментах теософия как доктрина сформировалась здесь и в таком виде проникла в Центральную Европу.

Первая книга мадам Блаватской, "Разоблаченная Изида" (1877), мало напоминала очерк новой религии, но представляла собой бессвязные страстные тирады против рационализма и материализма современной за падной цивилизации. Ее обращение к традиционным эзо терическим источникам имело целью дискредитацию со временных верований и делало очевидным преимущество древних религиозных истин перед мощной современной наукой и агностицизмом. В этом предприятии она руко водствовалась также множеством вторичных источников, посвященных языческой мифологии, тайным религиям, гностицизму, герметизму, заповедным знаниям ренес сансных ученых, розенкрейцеров и прочих тайных братств. В. Е. Коулмэн указывал на то, что ее работы часто являются компиляцией сотен современных текстов, посвященных древним и экзотическим религиям, демо нологии, франкмасонству и явлениям спиритизма. Но за всем этим многообразием традиций мадам Блаватская различала уникальный источник вдохновения: тайные знания древнего Египта. Ее очарованность Египтом, убеждение в том, что именно там содержится ключ ко всякой мудрости возникли благодаря ее увлечению английским автором - сэром Эдвардом Бульвер-Литто ном. Его роман "Последние дни Помпеи" (1834) был задуман как повествование о культе Изиды в Риме пер вого века нашей эры. Более поздние работы, Занони (1842), Странная история (1862), Грядущая раса (1871), также были посвящены оккультным знаниям, эзо терическим обрядам, тайным братствам; все это производило неотразимое впечатление на романтическую душу XIX века. Ирония ситуации в том и состоит, что ранняя теософия воодушевлена главным образом английской литературой, отчасти художественной, отчасти популярной и факт этот с очевидностью доказан сравнительными исследованиями Лильегрена.

Только после того, как в 1879 мадам Блаватская и ее последователи отправились в Индию, теософия приобрела более систематическую форму. В новой штаб квартире Теософского общества в Мадрасе она написала "Тайную доктрину" (1888). Эта работа подтвердила ее склонность к компиляциям, но на этот раз в качестве источников ею были использованы современные труды по индуизму и последние достижения науки. Ее новая книга выглядела как комментарий к сакральному тексту под названием "Строфы Дзиан", который автор имела случай видеть в подземном гималайском монастыре. Этот новый интерес к Индии свидетельствует о ее высокой восприимчивости к переменам в научном мире: только что Франц Бопп и Макс Мюллер подчеркнули огромное значение санскрита в качестве основы для сравнительного изучения так называемых арийских языков. Источник мудрости сместился от Египта на Восток. Позднее кон цепция теософии обнаружит еще большее сходство с принципами индуизма.

В "Тайной доктрине" содержалось описание Божест венной деятельности от начала периода сотворения мира до его конца, процесс этот был признан циклическим, повторяющимся через неопределенные промежутки вре мени снова и снова. Это история о том, как возник настоящий мир, откуда, какие силы образовали его и придали форму, куда он идет и что все это значит. Первый том (Космогенез) охватывал собой общий план, в соответствии с которым первоначальное единство не явленного божества дифференцирует себя в многообразие сознательно развивающихся существ, которые постепенно наполняют мир. Божество обнаруживает себя впервые через эманацию и три следующих друг за другом формы Разума: три космические фазы создают время, простран ство и материю и они символизируются в серии священных знаков индуизма <f1.gif>. Все последующие творения происходят в строгом подчинении божественному плану, проходя через семь кругов или эволюционных циклов. В первом круге мир определяется властью огня, во вто ром - воздуха, в третьем - воды, в четвертом - земли, и в прочих - эфиром. Этот порядок отражает постепенное отпадение мира от божественной милости в первых четырех кругах и его искупление в следующих трех; это должно произойти прежде чем все вернется к точке первоначального единства, для того, чтобы начать новый большой круг. Мадам Блаватская иллюстрирует стадии космического цикла разнообразными эзотерическими символами, включая треугольники, трискелионы и свастики. Этот последний восточный знак удачи и пло дородия был так популярен, что она включила его в проект печати Теософского общества. Исполнительное начало всего космического процесса получило имя Fohat, "универсальный посредник Детей Бога, призванный со здавать и поддерживать наш мир". Обнаружениями этой силы, в соответствии с Блаватской, следует считать электричество и солнечную энергию, "объективированные мысли Бога". Эта электро-спиритуальная сила на ходилась, впрочем, в полном согласии со взглядами со временной науки, по преимуществу, виталистической.

Второй том (Антропогенез) пытается связать человека с грандиозной картиной космоса. Но только представ ление о человеке уходит здесь далеко за пределы античности, гораздо дальше, чем привыкла к этому на ука; Блаватская пытается внедрить человека непосред ственно в схему космического, физического и духовного развития. Ее теории здесь частично имеют отношение к палеонтологии конца XIX века, приспособленной однов ременно к расовой теории эволюции. Она сопровождает свою циклическую концепцию утверждением о том, что каждому кругу сопутствует падение и возвышение семи последовательных корневых рас, в первом - четвертом круге они испытывают упадок духовного развития, все более отдаваясь во власть материальному миру (явное заимствование гностического представления об отпадении от Света во Тьму), в пятом-седьмом кругах высшие корневые расы поднимаются к свету. В соответствии с Блаватской настоящая человечность может быть создана только пятой корневой расой на планете, которая прошла через четвертый космический круг, так что биологические виды на ней стоят перед возможностью духовного развития. Пятой корневой расой была названа арийская, ей предшествовала раса жителей Атлантиды, ушедшей под воду при затоплении Атлантического континента. Атланты были наделены неизвестными нам психическими силами, их гигантизм позволял им создавать циклопические строения, они владели развитыми техно логиями, поскольку могли успешно использовать Fohat. Три ранние расы настоящего планетного цикла были протогуманоидами. Первая, астральная раса, возникла в невидимой и вечной священной земле; вторая, гипербо рейцы, жили на исчезнувшем полярном континенте. Третья, лемурианцы, процветала на острове, затерянном в Индийском океане. Этой расе соответствовал самый низкий духовный уровень в эволюционном расовом цикле. Блаватская обвиняла лемурианцев в смешанных браках, размножении уродов, и в других формах падения.

Другим важным теософическим убеждением была ве ра в реинкарнацию (перевоплощение) и карму, также заимствованная из индуизма. Человеческий индивид рас сматривался как незначительная часть божественного су щества. Идея реинкарнации обязывала всякого пуститься в космическое путешествие по кругам и корневым расам, которое привело бы его к окончательному воссоединению с богом, от которого он был оторван. Этот путь бесчислен ных возрождений пишет историю постепенного искуп ления: за первоначальной никчемностью лежит путь вос хождения к точке, где индивид и Бог совпадают. Процесс реинкарнации исполняется в соответствии с пpинципaми кармы: кто совершал добрые поступки - перевоплощается удачно, кто был зол - перевоплощается в еще более низкие формы. Эта вера предполагала не только скитание каждого по фантастическим мирам бесконечно далекой истории, но также заставляла задуматься о спасении, грядущем воплощении в высших расах, которые будут представлять наиболее высокие ступени духовной эво люции: лмы, люди, в будущем должны занять наше место в небесах как Боги планет. Регенты галактик, властители Огненного Тумана (Fohat)". Этот хилиастический образ дополняла психологическая потребность принадлежать необозримому космическому порядку.

Помимо расовых акцентов, теософия также под черкивала принципы элитаризма и иерархии. Блаватская утверждала, что сама она получила рукоположение от двух просветленных матахм или мастеров, по имени Мория и Куут Хууми, живших где-то в удаленном тайном монастыре в Индии. Адепты эти сами не были богами, скорее продвинутыми членами нашей эво люционной группы, которые решили передать свою муд рость остальному арийскому человечеству через избран ную ими представительницу, мадам Блаватскую. Подобно ее учителям, она претендовала на безусловный авторитет поскольку он основан на ее месте в оккультной иерархии. В своих рассмотрениях предыстории она также часто ссылалась на выдающуюся роль элитарных священников корневых рас прошлого. Так, когда лемурианцы погрязли во зле и пороке, только иерархия избранных осталась чиста духом. Эти немногие составили лемуро-атлантиче скую династию королей-священников, обитающую в ле гендарной стране Шамбала в пустыне Гоби. Они были связаны и с учителями Блаватской, которые должны были послужить наставниками пятой арийской корневой расы.

Несмотря на запутанную аргументацию и частые противоречия, возникающие по причине множества псев до-научных ссылок, содержание лТайной доктрины" все же можно сформулировать в трех основных принципах. Первым таким принципом является признание сущест вования Бога, который вездесущ, вечен, безграничен и неизменен. Действующим началом Бога, его инструмен том является Fohat, полуэлектрическая-полудуховная сила, которая проводит божественный план в космосе, воплощающийся в лзаконах природы". Вторым принципом служит правило периодичности, всякое тво рение немедленно включается в череду бесчисленных распадов и возрождений. Эти круги всегда заканчиваются духовным приближением к первоначальной точке. в-третьих, всегда существует фундаментальное единство между индивидуальными душами и божеством, между микро- и макрокосмом. Но едва ли эта простая теология обеспечила теософии такое количество сторонников. Только смутное обещание оккультного посвящения, про свечивающее через бесчисленные заимствования из древних верований, цитаты из утраченных апокрифов, традиционных гностических и герметических источников может объяснить успех ее доктрины и количество ее сторонников среди образованных классов в нескольких странах.

Но с чем связан такой энтузиазм по отношению к идеям Блаватской среди американцев и европейцев, начиная с 1880-х гг.? Теософия предложила привлека тельную смесь из древних религиозных идей и новых научных концепций, синкретическую веру для тех, чьи привычные взгляды были опрокинуты дискредитацией ортодоксальной религии, прогрессом науки, разрывами в социальной и экономической жизни конца XIX столетия. Георг Л. Мосс писал, что теософия является типичным выражением антипозитивизма, наводнившего Европу в конце века, и отмечал то обстоятельство, что ее понятия из всех европейских стран наибольшее впечатление производят на немцев.

Да, несмотря на немыслимое смешение египетской веры в перевоплощения, американского спиритизма и индийских верований, теософия действительно была крайне популярна в Австрии и Германии. Ее появление лучше всего может быть понято в контексте неоро мантического движения протеста в кайзеровской Гер мании, известного под названием Lebensreform (реформы жизни). Это движение, опирающееся по преимуществу на средние классы, представляло собой попытку сгладить противоречия современной жизни, вызванные ростом про мышленности и городов. Множество альтернативных Форм жизни Ч включая естественную медицину и тра волечение, вегетарианство, нудизм, автономные сельские коммуны Ч исповедовали небольшие группы людей, наде явшихся вернуться к природной жизни. Политическая атмосфера движения была отчетливо либеральной, за трагивала левое крыло с его заинтересованностью в зе мельной реформе, но вместе с тем пересекалась и с народническим движением. Марксистские критики оценивали его как наиболее последовательную форму буржуазного уклонения от последствий капитализма. Теософия вполне соответствовала настроении Lebensreform, обеспечивая их при этом и какими-то философскими принципами.

В июле 1884 возникло первое Немецкое Теософское Общество под председательством Вильгельма Губбе Шлейдена (1846-1916) в Эльберфельде, где находились Блаватская и ее основной сотрудник Генри Олькотт, с ними были их теософские друзья Гебхарды. В это время Губбе-Шлейден служил старшим чиновником в Ко лониальной Конторе в Гамбурге. Он много путешество вал, некогда управлял имением в западной Африке, был выдающейся фигурой в политическом лобби в пользу распространения Немецкой империи за океан. Олькотт и Губбе-Шлейден ездили в Мюнхен и Дрезден, уста навливали там контакты с отдельными теософами и такт образом заложили фундамент немецкой организации. По лагают, что поспешность в создании немецкого движения вызвана потребностью Блаватской в новом центре после скандала, разыгравшегося в Мадраса, в начале 1884 Теософам предъявили тогда обвинение в шарлатанстве Методы, применяемые Блаватской при работе с оккульт ными феноменами, сообщения, которые она передавала от своих учителей, вызвали подозрение в ее окружении что привело в результате к расследованию и крайне неблагоприятному отчету о ее деятельности, составлен ному лондонским Обществом Психических Исследований К несчастью для Губбе-Шлейдена, его председательство прервалось в связи с распадом немецкой организации скандал же приобрел еще более публичный характер связи с исходом теософов из Индии в апреле 1885. С этих пор Блаватская жила в Лондоне и находила новых страждущих среди правящих классов викторианской Англии.

В 1886 Губбе-Шлейден более серьезно занялся оккультизмом в Германии, он приступил к публикация ежемесячного журнала "Сфинкс", в котором спиритизм и паранормальные явления обсуждались с научной точи зрения. Его основными участниками были выдающиеся психологи, философы и историки. Здесь Макс Дессуар излагал гипнотизм. Эдуард фон Гартман развивал философию индивидуализма, в соответствии с которой "Я" преодолевает смерть как неполноценную сущность, отталкиваясь от Канта, христианской теологии и спириту алистических спекуляций. Здесь работали Карл дю Прель, исследователь психики, и его коллега Лазарь фон Гелленбах, проводившие в Вене сеансы с известным американским медиумом Генри Слэйдом, оба писали эссе примерно в одном духе. Другим значительным членом кружка "Сфинкса" был Карл Кизеветтер, чьи исследо вания истории пост-Ренессансной эзотерической традиции очень многое смогли сообщить широкой аудитории об ученых магах, первых алхимиках Нового времени, о современном оккультизме. Еще не вполне теософический, сборник Губбе-Шлейдена был мощным элементом оккультного возрождения в Германии, пока в 1895 его публикация не прекратилась.

Кроме научной струи оккультизма, в 1890-х возникло более широкое немецкое теософское движение, на этот раз оно было связано с популяризаторскими усилиями Франца Гартмана (1838-1912). Гартман родился в Donauworth и воспитывался в Кэмптене, где его отец состоял на службе королевским доктором. По завершении военной службы в Баварском артиллерийском полку (1859) приступил к изучению медицины в Мюнхенском университете. Во время каникул во Франции, в 1865, поступил корабельным доктором на судно, идущее в Соединенные Штаты, где и провел последующие 18 лет своей жизни. Закончив обучение в Сент-Луисе, открыл глазную клинику и практиковал до 1870. Затем путе шествовал вокруг Мексики, ненадолго обосновался в Но вом Орлеане, в 1873 уехал в Техас, в 1878 перебрался в Джорджтаун, штат Колорадо, где в 1882 работал ко ронером. Помимо медицинской практики горячо интере совался добычей золота и серебра. В начале 1870-х ув лекся американским спиритизмом, посещал сеансы таких лидеров движения как мистрисс Раис Холме и Кэйт Вентворт, в это же время был поглощен чтением Юдж Эдмонс и Эндрю Джексона Дэвиса. Впрочем, следующее его открытие, "Разоблаченная Изида", ставит на место спиритизма теософию. Он решает посетить теософов в Мадрасе, отправляется туда из Калифорнии, по дороге заехав в Японию и Юго-Восточную Азию (конец 1883). Когда в 1884 Блаватская и Олькотт отправляются с визитом в Европу, Гартмана назначают действующим президентом Общества на время их отсутствия. Он оста ется в штаб-квартире теософов до момента, когда пос ледние в апреле 1885 окончательно покидают Индию.

Работы Гартмана первоначально посвящены розен крейцерам, Парацельсу, Якобу Беме и другим аспектам западной эзотерической традиции; они публикуются в Америке и Англии между 1884 и 1891 гг. Но побывав однажды директором санатория Lebensrefonn в Галлейне, недалеко от Страсбурга, после возвращения в Европу в 1885 году, Гартман начинает распространять новую муд рость Востока среди своих сограждан. В 1889 он организу ет, вместе с Альфредо Пиода и графиней Констанцией Вахтмейстер, близкой подругой Блаватской, теософский светский монастырь в Асконе - место, заметим, многих анархических экспериментов. С 1892 печатает переводы индийских священных текстов и переводы Блаватской в своем журнале "Цветы лотоса" (1892-1900). Это первое немецкое издание, титул которого украшен теософичес кой свастикой. Во второй половине десятилетия теософ ская издательская деятельность в Германии впервые достигает первого пика. Вильгельм Фридрих из Лейпцига, издатель гартмановского журнала, выпускает двенад цатитомную книжную серию "Библиотека эзотерических трудов" (1898-1900), в то время как Гуго Геринг, теософ из Веймара, издает тридцатитомную серию "Теософские труды" (1894-1896). Обе серии состоят из немецких переводов последователей Блаватской в Англии, Анни Безант, Чарльза Лидбитера, также там можно найти оригинальные исследования Гартмана и Губбе-Шлейдена. Основное содержание этих маленьких книжек - глубо комысленная космология, карма, спиритизм, повество вание о деятельности тайных махатм. Помимо этой про дукции должны быть упомянуты гартмановские переводы Бхагавад Гиты, Дао-Дэ-Цзин и Таттва Бодха, наряду с его собственными монографиями о буддизме, христиан ском мистицизме и Парацельсе.

Пример Гартмана ускорил рождение другого важного журнала. В 1896 Пауль Цильман приступил к изданию ежемесячного журнала "Метафизический обзор", который включал в себя не только разнообразные аспекты эзо терической традиции, но и новые парапсихологические исследования; в этом он шел по следам "Сфинкса". Цильман, живший в Гросс-Лихерфельде, близ Берлина, был членом исполнительного комитета нового Немецкого Теософского Общества, основанного в августе 1896, в Берлине под председательством Гартмана. Это было в тот момент, когда американские теософы Кэтрин Тингли, Е. Т. Харгроув и Вригг путешествовали по Европе в поисках поддержки своего движения. Собственные иссле дования Цильмана и статьи в его журнале выдавали известную эклектичность: там шла речь о йоге, френо логии, астрологии, животном магнетизме и гипнотизме: здесь же можно было найти репринты средневековых немецких мистиков, алхимические трактаты конца XVIII века и работы современного французского оккультиста Жерара Энкосса (Папюс) Гартман постоянно снабжал его беллетризованной историей о своем открытии тайного монастыря розенкрейцеров в Баварских Альпах, ее с нетерпением ждали читатели, задетые романтической идеей суровых адептов в центре современной Европы. Цильман в свою очередь был так воодушевлен Eckhartshausen (начало XIX века) и идеями школы иллюминатов, что в начале 1897 сам основал оккультную ложу. Лесная Ложа была организована тремя квазима сонскими ступенями посвящения. В окружении Цильмана там работали Фердинанд Маак, изучавший только что открытые рентгеновские лучи в контексте собственной "динамософической" науки и издававший классические тексты розенкрейцеров, астролог Альберт Книпф, индийские теософисты и авторы американского движения христианской науки и новой мысли. В качестве издателя Пауль Цильман был важным звеном между немецкими оккультными группами и ариософами Вены, чьи работы он издавал под своей обложкой между 1906 и 1908 гг.

Немецкое Теософское Общество было учреждено в августе 1896 как национальная ветвь Интернациональ ного Теософского Братства, основанного американскими теософами круга Виллиан Юдж и Кэтрин Тингли. Но теософия осталась ограниченным феноменом в Германии, представленным маленькими и часто враждующими ме стными группами. В конце 1900 издатель Neue Metaphysische Rundschau получил ежегодные отчеты от обществ Берлина, Дрездена, Граца, Эссена, Лейпцига что дало ему повод сожалеть о явном недостатке взаимно го дружелюбия в движении. Впрочем, в 1902, наметилось тяготение к двум основным центрам, Берлину и Лейпцигу, их поддерживало более десяти теософских обществ и около тридцати маленьких кружков по всей Германии и Австрии. Пауль Раатц, издатель журнала Теософская жизнь, открыл теософский центр в столице, тогда как в Лейпциге в это время существовал другой центр, связанный с именами Артура Бебера, Германа Рудольфа, Эдвина Беме. Вебер издавал свой журнал "Теософский указатель", а из только что организованной Теософской Центральной Книжной Лавки получал "Оккультные лекции", в которых авторами многих статей были Рудольф и Беме.

Поскольку вся эта деятельность контролировалась по преимуществу Францем Гартманом и Паулем Цильма ном, нужно упомянуть о другой теософской тенденции в Германии. В 1902 году Рудольф Штайнер, молодой ученый, прежде обучавшийся в Вене, а затем приехавший в Веймар для работы над научным наследием Гете, стал генеральным секретарем Немецкого Теософского Обще ства в Берлине, основанного лондонскими теософами. С 1903 по 1908 Штайнер издавал в Берлине журнал "Люцифер". Но его мистические христианские интересы отдалили его от прочих теософов индуистской ориентации, сторонников Анни Безант, в результате он окончательно порвал с ними и учредил собственное Антропософское общество в 1912 году. Может быть же лание противостоять влиянию Штайнера побудило Гар тмана содействовать изданию новых журналов. В 1906 го ду, руководимый юным протеже Гартмана, Гуго Воль раттом, возникает Теософский Дом Печати - Лейпциг. Под этим флагом на арену выходят сразу несколько оккультных журналов: "Странник" (1906-1908) издается Артуром Вебером; "Прана" (1909-1919), издается сна чала Карлом Врандлер-Прахтом, а затем Иоханнесом Бальзли, секретарем Лейпцигского Теософского общест ва; "Теософия" (1910) издается Гуго Вольраттом. Астро логические журналы и книжные серии, Астрологический обзор и Астрологическая библиотека начинают выходить здесь с 1910 года. Прежний журнал Гартмана вновь оживает в 1908 под названием "Новые цветы лотоса" в издательстве Джэггер, которое одновременно приступает к изданию Книги Озириса, длинной серии, которая зна комит немецкую публику с новыми оккультистами.

Тем временем на арену выходят другие издатели. Карл Ром, посетивший английских теософистов в Лондоне в конце 1890-х открывает фирму в Вюртемберге. Его публикации включают репринтные издания Беме, Гама на, Юнга-Стиллинга, Альфреда Мартина Оппеля (А. М. О.) и романы сэра Эдварда Бульвер-Литтона, труды современных оккультистов. Издательский дом Иоханнеса Баума "Новая мысль" основан в 1912 году, в 1919 переезжает в Пфуллинген. Занятая первоначально переводом американского материала, эта фирма сыграет важную роль, издавая немецкую эзотерику в 20-е годы.

С теософами Лейпцига спорит фирма Макса Альтма на, он начинает свою деятельность в 1905 году. В июне 1907 Альтман начинает выпускать популярный Zentralblatt fur Okkultismus, редактируемый д. Georgeewitz-Weitzer,) известным своими работами о современных розенкрейцерах, алхимии и оккультной медицине, которые он подписывает псевдонимом G. W. Surya. Лейпцигский книготорговец Генрих Тран кер издает оккультную серию между 1910-1912, в ко торую включены работы Карла Гельмута и Карла Хейзе. С 1913 Антониус ван дер Линден начинает пре тенциозную серию "Тайные науки" (1913-1920), состоящую из репринтов эзотерических текстов ренес сансного ученого Агриппы, розенкрейцеров, алхимиков XVIII века совместно с комментариями и оригинальными текстами современных оккультистов. Этот краткий обзор позволяет заключить, что оккультное издательское дело в Германии между 1906 и 1912 годами достигло в своей активности второго пика.

Но если немецкий оккультизм неплохо развивался перед Первой Мировой войной, то и Вене было о чем вспомнить. История оккультной традиции здесь тесно связана с именем Фридриха Экштейна (1861-1939). Личный секретарь композитора Антона Брукнера, этот блестящий знаток всех наук имел обширные знакомства среди ведущих мыслителей, писателей и музыкантов Ве ны. Его склонность к оккультизму впервые обнаружилась, когда будучи членом группы Lebensreform, он практико вал вегетарианство и дискутировал о доктринах Пифагора и неоплатоников в конце 1870-х. Затем его интересы распространились на немецкую и испанскую мистику, легенды, окружающие тамплиеров, франкмасонов, на ваг нерианскую мифологию и восточные религии. В 1880 он подружился с венским математиком Оскаром Симони, который, в свою очередь, находился под впечатлением метафизических теорий профессора Фридриха Цольнера из Лейпцига. Цольнер выдвигал гипотезу о том, что спиритические феномены подтверждают существование четвертого измерения. Экштейн и Симони были также связаны с австрийским психиатром Лазарем фон Геллен оахом, который проводил научные эксперименты с медиумами в состоянии транса и печатался в "Сфинксе". После весьма теплой встречи с Блаватской в 1886 году, Экштейн собрал кружок теософов в Вене. В конце 1880-х Франц Гартман и молодой Рудольф Штайнер были ча стыми посетителями (pabitues) этого кружка. Экштейн был также знаком с мистическим кружком, существо вавшим вокруг неграмотного христианского пиетиста Алоиса Меландера (1844-1905), который был зна менитостью для многих теософистов сначала в Кэмптене, а потом в Дармштадте, включая Гартмана и Губбе-Шлей дена. Экштейн состоял в переписке с Густавом Майринком, основателем теософской ложи "Голубая звез да" в Праге 1901 и перед Первой Мировой войной приобретшим славу оккультного романиста. В 1887 в Вене возникло Теософское Общество, президентом его был Экштейн, секретарем - граф Karl Zuleiningen Billingheim.

На рубеже веков в Вене возникали все новые оккульт ные кружки. Существовала Ассоциация оккультизма, устроившая библиотеку с выдачей книг на дом, ее члены всегда могли справиться о чем-либо в работах Цольнера, Гелленбаха и дю Преля. Ассоциации был близок Филипп Машлюфски, который с 1903 года начал издавать эзо терический журнал "Гнозис". Газета, систематически получаемая берлинскими теософистами, печатала из "Люцифера" Рудольфа Штайнера. В декабре 1907 возникла аналогичная оккультная организация Клуб Чтения Сфинкс, ее создал Франц Герндль, автор двух оккультных романов и один из основных членов Общества Листа. Астрология и другие оккультные науки также были представлены в австрийской столице. После воз вращения из Соединенных Штатов в родной город, Карл Брандлер-Прахт организовал Первое Венское Астро логическое Общество (1907). Судя по юности Гитлера, с описанием которой нас знакомит Иозеф Грайнер перед войной в столице различные митинги и лекции, посвя щенные астрологии, гипнотизму и различным формам предсказания будущего, были общим местом. Опираясь на эту среду, можно лучше понять причины и почву движений, сложившихся вокруг Гвидо фон Листа и Ланца фон Либенфельса, чье расистское творчество после 1906 столь многим обязано современному оккультному воз рождению в Центральной Европе.

Хотя современный оккультизм был представлен очень разными формами, у него была одна задача. За системами астрологии, френологии и хиромантии в той же мере, как и за доктринами теософии, за квазинаучными кон цепциями "динамософии", животного магнетизма и гипнотизма, за архаическими текстами розенкрейцеров, каббалистов и алхимиков стояло отчетливое желание примирить результаты современных естественных наук с религиозным взглядом на мир, что могло бы вернуть человеку его достоинство и центральное место в универ суме. Оккультные науки имели целью подчеркнуть интимную и глубоко осмысленную связь человека с кос мосом в терминах обнаруженных соответствий между макро и микрокосмом, нанести удар материалистической науке с ее пафосом измеримых и воспринимаемых фено менов и пренебрежением к невидимым качествам духа и эмоций. Эти новые "метафизические" науки давали людям целостный взгляд на себя и мир, в котором они жили. Он наделял их одновременно чувством участия в полноте осмысленного мироустройства и через предска зания, вручал средства устроения собственных дел в соответствии с этим порядком.

Привлекательность такого взгляда на мир уже отме чалась в начале главы. Впервые расцвет оккультизма совпал с распадом Римской империи, затем обнаружил себя на исходе Средних веков. Теперь его голос услышали те, кто нашел мир не в порядке, для кого социальные и идеологические перемены конца XIX века оказались разрушительными. Те, кого чувства и образование делали восприимчивыми к идеалистической и романтической перспективе, приняли участие в оккультном возрож дении, чтобы найти смысл миропорядка, исчезнувший с распадом прежних убеждений.

Поскольку ариософия родилась в Вене в ответ на проблемы немецкой национальности и столичной жизни, ее можно рассматривать как особую разновидность теософии, приспособленную ариософами к народническим (volkisch) идеям. Теософский кружок действовал в городе примерно в 1887 году, но его участники были более склонны к традиции религиозного самосозерцания и сос редоточения на внутреннем мире, под руководством Мари Ланж. Рудольф Штайнер был членом этого кружка и круг его интересов указывает на то, как мало симпатии существовало между "подлинной" буддистской теософией Франца Гартмана, который также бывал здесь, и реф лексивными наклонностями остальных членов кружка. В 1890-х гг. венская теософия отражает влечение образо ванных классов к благочестию, субъективизму и культу переживаний - настроение, соответствующее современ ной моде на feuilleton и импрессионизму в искусстве. Шорске пытался связать этот культ внутреннего с социальным положением венской буржуазии конца века. Он полагал, что посредством возведения храма искусства этот класс намеревался слиться с аристократией, но в результате нашел в нем убежище и от крушения либе рализма и от варварских массовых движений. Возникно вение венской теософии в этом контексте выглядит впол не убедительно.

Когда теософские труды стали более широко публико ваться благодаря немецким издательствам на рубеже ве ков, их идеи стали достоянием публики. К этому времени теософия уже представляла собой детально разработан ный корпус учений, изложенный в новом переводе основ ного труда Блаватской ("Тайная доктрина", 1897-1901) и бесчисленных переложениях и комментариях, выпол ненных Францем Гартманом, Германом Рудольфом, Эдвином Беме и другими. Но если ранние формы тео софского движения в Австрии ограничивались в основном мистическим христианством и личным гностицизмом сос редоточенных на себе индивидов, то поздние его прояв ления связаны с разочарованием в католицизме и рас пространением мифологии, фольклора и альтернативных религий. Толчок пришел из Германии, ведь и Лист и Ланц вынесли свои знания о теософии из немецких источников. Лист многим был обязан берлинскому теософу Максу Фердинанду фон Зебальдту и его со ратникам Францу Гартману, Гуго Герингу, Раулю Цильману. Цильман был первым, кто опубликовал статьи Листа и Ланца на эзотерические темы. Венская теософия после 1990 выглядела околоинтеллектуальной сектант ской религиозной доктриной, вывезенной из Германии, она была популярна среди людей, разочаровавшихся в религиозной ортодоксии, но все еще ищущих себя в горизонтах веры.

Теософия привлекала Листа, Ланца и его сторонников своей одинаковой терпимостью к экзотическим религиям, мифологии и эзотерическим знаниям, что открывало универсальную и вместе с тем нехристианскую перс пективу для понимания природы, происхождения чело века; сюда можно было поместить источники тевтонских верований и обрядов, что вполне отвечало спекулятивным построениям (volkisch) народнического движения. В ус ловиях антипатии к католицизму среди народных

националистов и пангерманистов в Австрии, теософия предлагала себя как схему религиозных убеждений, исключавших христианство в пользу смеси мифических традиций и псевдонаучных гипотез, согласных с данными современной антропологии, этимологии и истории древних культур. В дальнейшем сама структура теософ cкой мысли была легко усвоена народническим движением. Подспудный элитаризм махатм с их сверх человеческой мудростью вполне отвечал жажде жесткого иерархического порядка, опирающегося на расовую
мистику народа (Volk). Понятие оккультного знания в
теософии, осложненного наслоениями других религий,
принадлежащего немногим избранным, также соответст вовало попытке приписать народническому национализму длинную родословную, он особенно нуждался в этом в связи со своим в действительности недавним происхож дением. В контексте роста немецкого национализма в Австрии с 1866 года, мы можем наблюдать как теософия, едва связанная с народнической мыслью понятиями расы и расового развития, осложнила религиозной мистикой и универсальными обоснованиями политические взгляды незначительного меньшинства.

Используются технологии uCoz