Н. Гудрик-Кларк Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию.


Глава 4 ВОТАНИЗМ И НЕМЕЦКАЯ ТЕОСОФИЯ

По мнению Листа, древние тевтонцы обладали гностической религией, позволявшей людям проникать в тайны природы. Вотан занимает место главного бога в немецком пантеоне. Основными источниками для древней религии служили руны и Эдда. Старая северная поэзия Исландии рисует красочную мифологию язычников, ко торых Лист рассматривал как приверженцев Вотана, вы нужденных бежать из Германии, спасаясь от христианских преследований на заре средневековья. Эдда, таким образом представляет собой запись мифов и ве рований древних германцев. В Эдде Вотан почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он также считался магом и некромантом. "Хавамал" и "Во люспа" описывают как Вотан предавался ритуальному самоистязанию, чтобы овладеть магическим ведением тайн природы. Если верить ученым XIX века, эти действия являются формой шаманизма. Ценою боли исполнитель ритуалов приобретает магическую и физиче скую силу. В "Хавамал" Вотан ранен копьем и, без защитный, привязан к дереву на девять ночей без воды и питья. На вершине страданий к нему внезапно приходит понимание рун. Спустившись с дерева, он со ставляет восемнадцать рунических заклинаний, заклю чающих в себе тайну бессмертия, способность к враче ванию себя, искусство побеждать врага в бою, власть над любовными страстями. В "Волюспе" Вотан предлагает Мимиру собственный глаз в обмен на пророческое ведение будущего. Весьма вероятно, что этот миф напоминал Листу его собственные оккультные откровения в период слепоты 1902 года.

Руны общеизвестны как форма древнего северного письма - выразительные, отделенные друг от друга знаки - написанные или вырезанные в дереве, металле, камне; но они также высоко ценились за их магические свойства, способность служить амулетами заклинаниями. Каждая руна имела имя и собственную символику, выходящую за пределы ее фонетики и бук вального смысла. Необходимо признать, что Лист вы ступил пионером оккультного чтения рун, поскольку он первым связал рунический алфавит с руническим заклинаниями Вотана в "Хавамал". Лист сопроводил каж дый стих Вотана особой руной, присовокупив также ее оккультный смысл и окончательную формулу заклинания. Предполагалось, что эти оккультные смыслы и формулы составляют основное содержание вновь откры той религии вотанизма. Ее классические максимы был таковы: "Познав себя, ты познаешь мир!"; "Заключи в себе мир и ты станешь творцом универсума!"; "Не бойся смерти, она не может убить тебя!"; "Твоя жизнь в руках Бога, доверься ему!"; "Брак - корень арийской расы!" "Человек одно с Богом!". Ударение в этих максима неизменно падало на внутреннюю силу человеческого духа и его единство с Богом, открывающее гностическую природу вотанизма.

Но вотанизм также подчеркивает мистическое единство человека с миром и его магическую власть над ним. Мир здесь описывается как непрерывная черед превращений, как путь через "рождение", "бытие", "смерть" и "возрождение". Вращение планет, смена вре мен года, процветание и упадок всего живого подтвер ждают истинность простой циклической космологи За этой цепью перемен и превращений Лист видел "первичные законы природы". Законы говорили о сокро венном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист представлял себе как проявления духовной силы. Человек оказывался неотъемлемой частью единого космоса и пото му был выужден следовать простому этическому правилу жить в согласии с природой. Все напряжения и против речия должны были изживаться в таинственном единении человека и космоса. Расовая чистота выглядела естест венным следствием верности природе.

Двойственные идеи магической самости и мистичес кого единства в листовской версии гностической религии Вотана отражают духовные противоречия романтизма XIX веке, который, в свою очередь, являлся реакцией на более общие культурные и социальные сдвиги, произо шедшие в Европе того времени. Георг Л. Мосс, исследуя мотивы романтизма, в связи с этим писал: "Запутавшиеся и прижатые к стенке, люди пытались быть собой. Но по скольку размах индустриальных преобразований, их причины и следствия ускользали от разума, многие рациональному решению проблем предпочли собственные эмоциональные глубины. Желание найти самого себя сопровождалось противоречивым стремлением принадле жать чему-то большему, нежели индивидуальная душа... поскольку социальные условия выглядели лишенными ясности и угрожающими, романтики искали такого все объемлющего единства, которое не имело бы отношения к преобладающим экономическим и политическим обсто ятельствам".

Вот и Лист сформировал свою религию из архаических материалов в пику современности. Его учение опиралось на мощь и незыблемость индивидуального духа в царстве природы. Как подлинный опыт древних германцев, эта религия должна была воскреснуть в вере и моральном единении нового движения пангерманистов.

Для воссоздания древнего знания Лист использовал понятия современной теософии. В этом ему послужили два различных источника. Первым стало творчество Мак са Фердинанда Зебальдта фон Верта (1859-1916). Зе бальдт начал свою литературную карьеру как издатель журнала "Практическое христианство" (1891) при со трудничестве Морица фон Эгиди, выдающегося пред ставителя Lebensreform в Германии. Много писал о путе шествиях и чужих странах. В 1897 начал публиковать толстые тома по сексологии. Его "Ванидис" (1897) и D. I. S. "Сексуальные религии" (1897) описывают сек суальные религии арийцев, священные евгенические практики, предназначенные для укрепления чистоты расы. Обе работы опубликованы Вильгельмом Фридрихом в Лейпциге, известным своими теософскими изданиями и проилллюстрированы магическими кривыми свастики; рисунки делал теософский художник Фидус. Затем Зе бальдт опубликовал "Генезис" (1898-1903) в пяти томах, где исследовал эротизм, либидо, манию в контексте сек сологии и расизма.

Берлинский автор с очевидностью предвосхитил ариософию, соединив расовые доктрины с оккультными идеями и сопроводив это сочетание причудливым истол кованием тевтонских мифов. Содержание "Ванидиса" указывает на его склонность к выявлению метафизиче ского смысла символики немецкого пантеона. По Зе бальдту древняя арийская космология определялась твор ческим актом бога Мундельфори (Mundelfцri), который создал мир из первоначального огненного хаоса. После чего определилась двойственность полярных начал ма терии и духа, мужского и женского. Он настаивал на значении евгенических мероприятий для арийского пре восходства, поскольку только соединение "чистых противоположностей" могло бы освободить первоначаль ную энергию, заложенную в этой двойственности и тем самым способствовать рождению отличного потомства. Схожие идеи в последующие годы появились и в труда Листа.

Первое указание на то, что Лист знаком с творчество Зебальдта содержится в его анонимной статье "Germanischer Lichtdienst", опубликованной в "Des Scherer", сатирическом тирольском ежемесячном журна ле, сотрудничавшем с австрийскими пaнгepмaниcтaми. Обсуждая религиозное значение языческих солнечных феерий. Лист высказывал предположение, что этот риту ал символизирует первоначальное рождение солнца. Он также утверждал, что свастика является священным арийским символом, поскольку происходит Feuerquirl - огненной метелки (венчика), вращением ко торой Мундельфори приводил космос к бытию. В сен тябре 1903 венский оккультный журнал "Гнозис" опубликовал статью Листа, также отсылающую к 3е бальдту. В ней исследуется "древнеарийская сексуальная религия" и мистическая космогония, фазы которой иллюстрируются иероглифами <f2.gif>. Здесь Лист также впервые упоминает о бессмертии, перевоплощении и кармической предопределенности. Он различает мeжду экзотерической (вотанизм) и эзотерической (арманизм) формами религиозного учения и пишет о неограниченной власти, которую посвященные имели над обычными людьми в древней Германии. Тевтонские боги, Вотан, Донар и Локи понимаются им как символы эзотерйческих, космологических идей, что является зембальдтианским штампом, очевидным для современников. Этой статьей Листа отмечен первый этап в истолковании германской оккультной религии, главной заботой этого этапа высту пала расовая чистота.

В последующие несколько лет работы Листа приобрели откровенно теософский характер. Его заметки и ссылки постоянно указывают на "Тайную доктрину Блаватской, опубликованную в немецком переводе Вильгельмом Фридрихом, и на немецкое издание "Ут раченной Лемурии" Вильяма Скотта Эллиота с описанием сказочного континента и исчезнувших цивилизаций. Лист больше не употребляет привычное "немцы" и "народ", но пользуется словами "ариогерман цы" и "раса", как будто подчеркивая совпадение с пятой корневой расой в этнологической схеме Блаватской. Жре цы Вотана, вопрос о которых Лист впервые поднял в 1890-х годах, теперь превратились в просветленную гностическую элиту посвященных (Armanenschaft), что соответствовало иерофантам "Тайной доктрины". в "Таинствах ариогерманцев" (1908) основные элементы теософской космогонии в их предполагаемом отношении к арийской вере хлынули потоком. Скрытые и явные божества, рождение мира божественным дыханием, первичный огонь как источник силы, напоминающей Fohat, постепенная эволюция космоса в соответствии с подчинением этой силы "законам природы", - все это получило здесь детальную проработку. Заголовки разде лов сопровождались теософскими надписями и знаками <f3.gif>. В синтезе теософии и немецкой мифологии за кладывался фундамент мировидения (weltanschaung) Листа. Тогда как в первых трех "исследовательских отче тах" слово "теософия" применительно к воображаемому миру тевтонских верований встречалось только случайно.

Лист обнаружил глубокое знание теософических де талей. Жизнь у него развивалась в соответствии с "раз мерностью", ее усиление предполагало прогрессивное вос хождение через круги. Он также упоминал о дирижаблях и циклопических постройках атлантов. "Религия ариогер манцев" (1910) содержала долгое обсуждение индуистских космических циклов, воодушевленное гипотезой Блаватской. Лист был глубоко захвачен количественным соответствием между арифметическими загадками "Гримнизмал" в Эдде и числом лет в Калиюге, самой короткой и наиболее упадочной из индуистских эпох. Источником своих размышлений он считал "Тай ную доктрину" Блаватской. Астрологические анализы в его книгах появились в 1910 году, в том же году Тео софский Издательский Дом выпустил первый популярный немецкий астрологический журнал.

В "Die Bilderschrift der Arro-Germenen (1910) тео софская космогония описана следующим образом: изу чение того, как божество обнаруживает себя, ведет к трем формам Логоса и соответствующим кругам огня, воздуха, воды и земли. Лист изображает эти этапы при помощи индуистских знаков Блаватской <f4.gif> и связывает первые четыре круга с мифологическими тев тонскими царствами Муспильхайм, Асгард, Ваненхайм и Мидгард, в которых правили соответственно драконы огня, боги воздуха, титаны воды и люди. В его адаптаци семи корневых рас для каждого круга тоже сказывается влияние Блаватской. Лист полагал, что ариогерманцы представляли пятую действующую расу в нынешнем кру ге, а имена мифических тевтонских гигантов приписывал четырем предшествующим расам. Дилювиальные атланты были признаны родственными титану Бергельмиру, пережившему потоп в северной мифологии, а треть раса - титану Трудгельмиру. Соглашаясь с Блаватской Лист полагал, что третья раса (ее лемурианцы) первой перешла к половому размножению. Две первые расы родственные Имиру и Оргельмиру, были андрогинами соответствовали астральной и гиперборейской расам схеме Блаватской.

Эта германизация теософии представлена трем таблицами в приложении. Первая из них иллюстрируя эволюционные ступени одного полного циклического перехода от единства к множественности и до возвра щения к единству. Теософские понятия неявного и явного божества, трех форм Логоса, пяти первоначальных сфер (включая эфир) и появление человечества Лист сопро водил германизованными мифологическими эквивален тами. Так, божество Аллватер раскрывалось у него трех формах Логоса, каковы Вотан, Вили и Ви. Серии направленных против часовой стрелки трискелионов свастик, перевернутые треугольники, символизировал этапы космической эволюции нисходящего цикл (движение от единства к множественности), в то время как движение по часовой стрелке и линии, обращенных вверх, свидетельствовали об обратном пути к богу. Взаимное наложение "падающих" и "восходящих" линий образовывало знак сложной структуры, похожий на гек саграмму и Мальтийский Крест <f5.gif>. Лист утверждал, что эти последние знаки особенно священны, поскольку они соединяют противостоящие силы творения: на вершине цикла они указывают на ариогерманского богочеловека высшую форму, которой только может достичь жизнь в универсуме. Две другие таблицы содержат каббалистиче скую схему "соответствий" между растениями, деревьями птицами и божествами классического и немецкого пан теонов. Франц Гартман комментировал эту работу, сравнивая ее с "Разоблаченной Изидой" Блаватской и хвалил Листа за раскрытую им связь германских и индуистских учений.

В 1914 году Лист опубликовал шестой и последний из своих "исследовательских отчетов", "Протоязык ариогерманцев", в котором вводились все новые тео софские понятия применительно к национальному прош лому. Для корневых рас лемурианцев и атлантов он предназначил земли затонувших континентов, о которых он прочитал у Вильяма Скотта-Эллиота, чью карту и зоспроизводил. Лист думал, что доисторические мегалиты и огромные обломки скал Нижней Австрии указывают на сохранившиеся Атлантические "островки" в центре современного европейского континента. На карте, прила гаемой к работе. Лист пытался соединить геологические периоды Земли, по данным современной палеогеографии с фазами последнего теософического круга 4 320 000 000 лет или кальпа по индуистской хронологии.

Почему же теософия стала такой важной частью исследований Листа? Один из ответов на этот вопрос может связываться с чрезвычайной модой на теософию и с тем фактом, что многие участники Общества Листа глубоко интересовались оккультизмом. Фридрих Ванек, например, был рьяным спиритуалистом и верным учеником теософских махатм, Мория и Куут Хууми; полковник Блазиус фон Шемуя (1856-1920) был связан с мистической школой Алоиса Мэландера в Дармштадте, с 1890, среди последователей которого были также Франц Гартман и Вильгельм Губбе-Шлейден. Шемуя был вы дающимся теософом и другом Деметера Джоржвитца Витцера (1873-1949), издававшим Zentralblatt fьr Okkultismus и писавшим различные оккультные труды под псевдонимом G. W. Surya; Макс Зелинг написал статью о Мэландере и другие книги по спиритизму и оккультизму; Фридрих Швиккерт (1857-1930) изучал труды сэра Эдварда Бульвер-Литтона и написал иссле дование об эликсире жизни. Он же стал одиним из ве дущих астрологов в Веймарской Германии; Карл Хейзе оыл участником культа Mazdarnan и вместе со своим оратом Генрихом основал коммуну под названием "Ариана" близ Цюриха; Владимир фон Эглоффштейн увлекался хронологическими построениями, касательно циклов и написал эзотерическую историю церкви. На конец, и сам Ланц фон Либенфельс со своим мощным направлением расистского оккультизма многим был обя зан теософии. Лист заимствовал некоторые идеи у своего

молодого друга: об оккультном значении тамплиеров, о манихейской борьбе между расой господ (ариогерманцы) и расой рабов (не-арийцы); о первоначальной родины арийцев, исчезнувшем полярном континенте под на званием Arktogдa.

Теософия предлагала этим людям целостный взгляд на мир, возможность видеть настоящее через призму прошлого. Воображаемое прошлое оправдывало множе ство самых разных социальных, политических и куль турных идеалов, таких как расизм, магия, иере фантический элитаризм, единодушно отвергавших со ременный мир. Будучи вполне мифологическим, это оправдание все же включало в себя современные научные достижения, представления об обществе и истории ссылки на сверхъестественное. И это было спасением для тех, кого не устраивала современная жизнь. В лучшем случае, оккультные предрассудки могли усилить и на полнить смыслом сопротивление происходящим социаль ным процессам. В худшем случае, они позволяли уйти в мир фантазии, где обладатели истинного знания могли чувствовать себя удобно и издалека сетовать на беды мира действительного.

Используются технологии uCoz