Н. Гудрик-Кларк Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию.


Глава 8 ЙОРГ ЛАНЦ ФОН ЛИБЕНФЕЛЬС И ТЕОЗООЛОГИЯ

О младшем современнике Листа Иорге Ланце фон Либенфельсе речь уже шла; он был наиболее молодым из сторонников старого гуру, сошедшихся в 1893 в Gars am Kamp для встречи с Ванеками. Ланц также был озабочен утраченным первоначальным арийским миром, но его теории были лишены той атмосферы с ее восх валениями древних тевтонцев и их обычаев, которая характеризовала Листа. Вместо этого его мысль опиралась на радикальную теологию, историческую избирательность и глубокомысленные научные построения. Ланц пытался оживить странный мир арийских сверхчеловеков, конт ролирующих средневековую Европу через аристок ратические религиозные и военные ордена; это был визионерский образ, насыщенный расистскими рыцарями, мистиками и святыми. Центром его арио-христианской доктрины служила дуалистическая ересь, которая описы вала враждующие силы добра и зла, представленные лучшими арийцами и их спасителем Frauja - готское имя для Иисуса, который требовал священной войны против ложных арийцев, выродившихся арийцев и всех расовых меньшинств. Терминология Ланца отвечала все му разнообразию современных дисциплин, гуманитарных и естественных наук, включая антропологию, физику и зоологию; вместе с тем очевидна общая политическая направленность его мифологии и vцlkisch идей Листа. Ланц стал героем двух аналитических исследований и занял свое место как один из предвоенных учителей Гитлера в Вене, как об этом свидетельствуют классические биографии фюрера.

Человек, который называл себя Иорг Ланц фон Либенфельс, утверждавший, что он родился в Мессине 1 мая 1872 года от барона Иоганна Ланца фон Либен фельса и его жены Катарины, урожденной Скала, в действительности родился 19 июля 1874 года в пригороде Вены. Его отец, Иоганн Ланц, был учителем, мать действительно звали Катарина, урожденная Гоффенрайх. При крещении ребенок получил имя Адольф Йозеф. В полной противоположности его зрелым фантазиям об аристократическом и сицилианском происхождении, его родители принадлежали среднему классу и по отцу он был наследником длинной ветви венских бюргеров, изве стных с самого начала восемнадцатого столетия. В де тстве Ланц горячо интересовался средневековым прошлым и религиозными орденами, к которым он относился как к духовной элите. Сам он рассказывал, что его особенно воодушевлял военный орден Рыцарей Храма (тамплиеров), и что он с головой ушел в их историю и легенды. Эти впечатления вполне могли определить его решение принять цистерцианское послушничество в аб батстве Heiligen Kreuz недалеко от Вены. Несмотря на возражения семьи, он вступил в орден как брат Георг 31 июля 1893 года.

Аббатство Heiligen Kreuz оказало серьезное влияние на жизнь Ланца. Белый камень церковных нефов, белые плиты, строгий романский стиль, уединенный мона стырский сад, мозаика цветных стекол и могилы двенад цатого века герцогов Бабенбергов, - все это глубоко сов падало с атмосферой средневекового рыцарского романа. Ланц был истовым послушником и сделал серьезные успехи, 12 сентября 1897 он постригся в монахи, а с 19 сентября 1898 приступил к преподаванию в духовной семинарии.

Жизнь в монастыре удовлетворяла его сентименталь ным стремлениям отождествить себя со священной элитой древности, кроме того, годы в Heiligen Kreuz дали ему исключительную возможность расширить свое образо вание под руководством его учителя, Ниварда Шлегля, специалиста по Ветхому Завету и восточным языкам. Зрелые труды Ланца несут на себе ясный отпечаток глубокого знания Библии, редких апокрифов и гностических текстов, а также религиозных традиций и языков Ближнего Востока. Он также прилежно изучал историю аббатства и опубликовал свои исследования в нескольких научных журналах.

Особенно важна самая первая из опубликованных им работ, поскольку она является наиболее ранним свиде тельством его зарождающейся ереси и специфического мировидения (Weltanschauung). Это был комментарий к отпечатку на могильном камне, извлеченном из-под мо настырских плит в мае 1894. Отпечаток изображал дво рянина, ошибочно идентифицированного как Бертольд фон Трейн (умер в 1254), топчущего неизвестное живот ное. Ланц интерпретировал эту сцену как аллегорическое изображение вечной борьбы между силами добра и зла, соответственно представленными дворянином и странным чудовищем. Ланц был особенно увлечен бестиальной интерпретацией зла. Размышления над буквальными смыслами этой аллегории убедили его в том, что корень всякого зла в мире заложен в приближенной к человеку, но животной природе. Для того, чтобы найти решение этой проблеме, он начал заниматься зоологией. Изучая священное писание, апокрифы, современную археологию и антропологию, Лист объединил существующие расистские идеи в дуалистическую религию. Голубые глаза и светлые волосы, свойственные арийской расе (как это доказали современные социал-дарвинистские авторы Карл Пенка, Людвиг Вольтман и Людвиг Вильзер) окон чательно отождествлялись для него с добрым началом, тогда как различные темные отклонения - негроиды, монголоиды, жители Средиземноморья - он связал с принципом зла. Собственным вкладом Листа в расистскую идеологию стала адаптация научных взглядов применительно к гностической доктрине, представляю щей светлые и темные силы в качестве космических сущностей, ответственных за порядок и хаос в мире.

Трудно сказать, насколько этими идеями Ланц обязан своему послушничеству в монастыре. Его учитель Шлегль презирал евреев Ветхого Завета как самонадеянное и надменное сообщество и его переводы Библии попали в список книг, запрещенных церковью за антисемитизм. Расистские тенденции в мышлении Ланца вполне могли сформироваться под влиянием Шлегля. Впрочем, его не ортодоксальные убеждения, по-видимому, вызывали серь езные трения между ним и его наставниками. Стремление же Ланца к свободе, интеллектуальной и физической, стало причиной разочарований и личного несчастья, в связи с чем он отказался от обета и покинул Heiligen Kreuz 27 апреля 1899 года. Его отъезд по-разному был воспринят главами аббатства. Настоятель обратился к нему с призывом "отвергнуть соблазны мира и плотской любви". Но Ланц дерзко обосновал свое отступничество утверждением о том, что цистерцианский орден предал свои подлинные принципы (т. е. расистские) и что теперь ему удобнее было бы извне заняться его реформой. Три его антиклерикальные книги, вышедшие сразу после того, как он покинул аббатство подтверждают это намерение. Некоторые признаки свидетельствуют о том, что он присоединился к движению Шонерера и обратился в протестантство. Говорят также о его намерении жениться; такой поступок также вынуждал его к отказу от обета и мог бы объяснить загадочные упоминания о "плотской любви".

С этого времени Ланц был свободен в выборе путей для развития своих религиозных идей, и период с 1900 по 1905 был отмечен высокой активностью и сверхъ естественной скоростью его интеллектуальной эволюции. В это время он был зарегистрирован как член, по мень шей мере, двух научных обществ, где он имел возмож ность встретиться с выдающимися историками и учеными. Он получил патент на три изобретения, среди них некое техническое приспособление и мотор. Он также начал писать для таких vцlkisch и социал-дарвинистских журналов как "Hammer" Теодора Фрича и "Политико антропологический обзор" Людвига Вольтмана. Одна из статей Ланца содержала более ста ссылок на сугубо научные исследования, что подтверждало глубину его недавних занятий антропологией, палеонтологией и мифологией. Таким образом, первые работы Ланца имели научную направленность. Поскольку в 1902 году он по лучил докторскую степень, видимо, он защитил и диссер тацию на одну из тем в рамках этой доисторической сферы.

В 1903 году Ланц опубликовал статью в журнале, посвященном изучению Библии. Она называлась "Anthropozoon biblicum" и представляла собой исследо вание прошлого при помощи его ранних теологических и научных гипотез. Он начал с анализа тайных культов, описанных такими древними авторами как Геродот, Плу тарх, Страбон и Плиний. Он пришел к выводу, что древние античные цивилизации хранили в тайне все, связанное с сексуальностью, поскольку все, что происходило в этой области - происходило в рамках оргиастических ритуалов. Он также убедился в том, что принципиальная локализация этих культов связана с Ближним Востоком. Обдумывая эти результаты, Ланц развил свои исследования в свете недавних архео логических находок в Ассирии. Два отчетливых отпечатка с клиновидными надписями, дающими ключ к загадке этих культов: отпечаток Ашурназирпала II (883-859 до н. э.) и черный обелиск Салманасара III (858-824 до н. э.). Оба эти артефакта были найдены в Нимруде в 1848 британским ориенталистом сэром Остеном Генри Лайярдом.

Оба отпечатка изображали ассирийцев, ведущих рядом с собой странных животных неизвестных видов как прирученных и домашних. Сопутствующая клиновидная надпись на первом рельефе сообщает, что король Мюсри (территория, лежащая к востоку от пролива Agnaba) послал этих маленьких животных (pagatu) Ашурназирпалу II в качестве дани. Подобные животные были получены также от короля патинеан и короля египтян. Надпись содержала информацию о том, что Ашурназирпал разводил этих животных в своем зоологическом саду в Calah. Надпись на втором рельефе говорила о двух других видах (baziati и udumi), которые также поступали как дань из Мюсри. Сумбур фило логических версий и косвенные свидетельства, почерп нутые из антропологии и этнологии позволили Ланцу выдвинуть серию гипотез касательно изображений на отпечатках.

Он предположил, что pagatu u baziati в действитель ности были пигмеями, описанными в некоторых научных исследованиях; но важнее была его уверенность, что арийская раса предавалась преступному соитию с этими низшими видами, произошедшими из очень ранней и совершенно особой ветви в животной эволюции. Тексты древних, данные современной археологии и антропологии, соответствующие главы Ветхого Завета вполне могли служить подтверждением версии об ужасающей практике кровосмешения. Целые главы статьи Ланца были посвя щены тщательному истолкованию книг Моисея, Иова, Еноха и пророков с точки зрения выдвинутой гипотезы. Статья, таким образом, завершала первоначальную фазу в развитии неогностической религии Ланца. Уже на этом этапе он определился относительно природы зла в мире и установил аутентический смысл священного Писания. В соответствии с его теологией, грехопадение означало просто расовый компромисс арийцев, случившийся бла годаря их безнравственному скрещиванию с низшей поро дой животных. Следствием этих устойчивых пороков, позже институционализировавшихся как сатанинские культы, стало возникновение нескольких смешанных рас, угрожавших подлинной и священной власти арийцев во всем мире, особенно в Германии, где эта раса была особенно многочисленна. Помимо интерпретации греха, такой тип мышления предлагал объяснение невыносимым для человека условиям, сложившимся в Центральной Европе, которые для Ланца были личной проблемой.

В том же, 1903 году, Ланц опубликовал основной корпус своей доктрины. Само ее название (Тео-зоология или Гримасы Содома и Электрон Богов) свидетельствует о гностической природе мысли Ланца. Этот текст являлся странным соединением религиозных идей, заимствован ных из традиционных иудейско-христианских источников, но переработанных в свете данных совре менных наук о жизни: отсюда тео-зоология. Книга вос производила основную гипотезу ранней статьи в пределах развернутой схемы библейской интерпретации, охваты вающей оба завета. Целью первой главы была попытка понять природу и происхождение пигмеев. Четыре главы, под названиями Gaia (земля), Pegu (вода), Руг (огонь), и Aither (воздух) описывали сатаническое царство, рас сказывали историю первого пигмея по имени Адам, ко торый породил расу человеко-зверей (Anthropozoa). Ланц использовал загадочный принцип перевода; согласно ему слова "земля", "камень", "дерево", "хлеб", "золото", "во да", "огонь" и "воздух" все означали получеловека, а глаголы "называть", "видеть", "знать" и "скрывать" озна чали "совокупляться с" и так дальше, с целью создания мономаниакального взгляда на древний мир. В соот ветствии с Ланцем, основным сюжетом древней жизни был поиск и воспитание любовников-пигмеев (Buhlzwerge) для извращенных сексуальных развлечений. Поэтому основная цель Ветхого Завета выглядела как предупреждение избранных людей (арийцев!) о пос ледствиях этой скотской практики.

Рассмотрение Ланцем божественного принципа пред полагало использование современных научных ма териалов. Уже было показано как органично употребил Ланц данные археологии и антропологии для своей доктрины: не менее чувствителен он оказался и к открытиям в сфере электроники и радиологии. Одно из первых открытий, воодушевивших Ланца, касалось теп ловой эмиссии электронов от горячих тел; ее наблюдал Бондлот и назвал в 1887 году N-лучами. Спустя не сколько лет Вильгельм Рентген открыл Х-лучи, за что был награжден Нобелевской премией в 1901 году. К ука занным формам электромагнитных излучений следует добавить открытие радиоактивности, совершенное супру гами Кюри в 1898. Они последовательно помещали в изолированный источник элементы полония и радия, за что также незамедлительно получили Нобелевскую премию. Поразительные открытия захватили вообра жение народа, и их влияние еще усилилось попытками использования радиосвязи между 1898 и 1904 годами, последовавшими за работами Маркони и Герца.

Ланц в полной мере оценил общечеловеческое зна чение этих форм энергии будущего и включил представ ление о них в свое описание богов. Он начал с утвер ждения, что поколение богов существовало как наиболее ранняя и высшая форма жизни (Theozoa), совершенно отличная от Anthropozoa, родоначальником которых стал Адам. Следуя указаниям Вильгельма Больше, (1861 1939), популярного писателя-зоолога, у которого он чер пал вдохновение на теософические темы, Ланц предпо ложил, что эти божественные существа обладали нео бычными чувственными органами, предназначенными для восприятия и передачи электрических сигналов. По добные органы наделяли их обладателей мощной способ ностью к телепатии и всемогуществом, но позже они атрофировались в рудиментарные гипофизарную и шишковидную железы, как можно видеть у современного человека; и это произошло благодаря скрещиванию бо жественного племени со звероподобным. Впрочем, Ланц допускал, что всеобщая программа сегрегации могла бы вернуть эти способности арийцам, как ближайшим на следникам божественного племени.

Следующие четыре главы книги, озаглавленные Pater, Pnevma, Hyios, и Ekklesia посвящены рассмотрению Но вого Завета; внимание здесь сосредотачивается на пришествии Христа и возрождении им сексуально расистского гнозиса, необходимого для того, чтобы спасти избранных людей, а именно арийскую расу. Чудеса Христа, его магические способности и, наконец, само Преображение, - все это рассматривалось как верное до казательство его электронной природы. Ланц подтверждал эту гипотезу обильными цитатами из апокрифических материалов, служивших предметом изучения для совре менного немецкого научного сообщества. Страсти Христа Ланц интерпретировал как попытку насилия, искажения природы, предпринятую пигмеями, сторонниками са танических бестиальных культов, стремящихся к скрещиванию.

Зачастую неприличные и всегда радикальные интер претации Священного Писания логическим образом включали в себя и уже знакомые иудео-христианские идеи линейности времени и апокалипсиса. На месте древних, четко отличавшихся друг от друга божественных и демонических видов, возникли несколько смешанных рас, из которых арийская была наименее тронута чужой кровью. На протяжении всей истории низшие расы своим беспорядочным скрещиванием тиранизировали арийцев, пытаясь совлечь их вниз, в основание эволюционной лестницы. История религии описывает эту ситуацию как борьбу между эндогамным и бестиальным культами. Финалом этой неоманихейской временной схемы высту пало обещание окончательного искупления и Второго Пришествия. Концепция золотого века Ланца выглядит целиком проникнутой культурным пессимизмом. Он рас сматривает современный мир как принадлежащий совер шенному злу:

Время пришло! Порода Содома выродилась и ничто жествует по всему Средиземноморью и Среднему Востоку... Наши тела покрыты порчей, их не спасет никакое мыло, они удумизированы, пагатизированы, базиатизированы (эти термины порчи произошли от имен ассирийских пигмеев). Жизнь человека никог да не была так убога как сегодня, несмотря на технические достижения. Демоны наступают на нас, миллионы людей гибнут в убийственной войне, раз вязанной ради личных целей. Дикость звероподоб ных людей рушит основы культуры... Почему вы ищете ад в другом месте? Не это ли ад, где мы живем, где мы горим; не ужасно ли то, что бесчинствует внутри нас (стигмы испорченной крови)?

"Мессианские муки" Ланца отражают его отношение к распространившемуся по всей Европе социо-культурному хаосу. Они должны предвещать собой золотой век в форме сексуально-расистской религии возрождения среди арийцев. Время действительно пришло. Восходящее движение низших рас во всей Европе и ее колониях должно быть обращено вспять. В этом пункте Ланц обна руживал всю свою нетерпимость, пангерманские и мо нархические чувства, лежащие в основе его целостной теозоологической доктрины. Низшие классы общества он смешал с потомством низших рас и обвинил их в упадке немецкого величия и господства над миром; в соот ветствии с логикой западного апокалипсиса они должны были быть искоренены. Ланц обрушился на лживую христианскую традицию сострадания к слабым и несча стным и потребовал, чтобы нация совершенно беспристра стно осудила не имеющих привилегий. Социализм, де мократия и феминизм по причине их эмансипирующей силы, служили особенно важной мишенью для его бес пощадной миссии. Женщины рассматривались как специальная проблема, поскольку считалось, что они гораздо более склонны к бестиальным влечениям, нежели мужчины. Только строгое подчинение их арийским мужь ям могло гарантировать успех расового очищения и обо жествления арийской расы. Этот процесс мог быть ус корен гуманным искоренением низших рас при помощи стерилизации и кастрации.

Сходство между предложениями Ланца и поздними гиммлеровскими материнскими организациями SS Lebensborn, а также нацистскими планами по обезв реживанию евреев и использованию порабощенных сла вянских народов на Востоке, указывают на возрождение через поколение всех тех же ментальных рефлексов. Ланц защищал матерей-производителей, которые должны жить в евгенических монастырях и обслуживаться чисто кровными арийскими мужчинами; и эта точка зрения служила предвосхищением тезиса Гиммлера о полигамии для СС, его заботы о незамужних матерях в домах материнства СС, его планов образования и супружества для Избранных Женщин. Особые рекомендации Ланца относительно обезвреживания расовых меньшинств были довольно разнообразны и включали в себя: высылку на Мадагаскар; обращение в рабство; кремацию как свя щенную жертву Богу; использование в качестве вьючных животных. Таким образом, мрачные размышления Ланца уже заключали в себе психопатологию нацистской страсти к уничтожению и подчинению неарийцев на Востоке.

Золотой век открывался волшебным пейзажем Гер мании, одновременно утопическим и аристократическим. Ланц утверждал, что следы священного электронного могущества еще присутствуют в старых княжеских династиях Германии. При условии подлинности их родос ловной, эти семьи можно было считать ближайшими живыми наследниками древнего божественного племени. Ланц подчеркивал, что эти князья всегда культивировали искусство и талант в своих замках и дворцах, признавая их за единственный исторический инструмент прогресса. И напротив, всегда существовал мертвый груз низших каст, подвергавший развитие нации опасности сентимен тальными и вульгарными требованиями раздела власти, совершенно не учитывавшими при этом собственную расовую и гностическую неспособность к делу управ ления. В сфере иностранных дел Ланц настаивал на абсолютной правоте ариогерманцев и необходимости рас пространить их истину за рубежом, и в мировом масштабе отстоять их право первородства. Германия уже не могла себе позволить "лишиться золотого руна мира", поскольку вся планета была ее естественной колонией с фермой для каждого смелого солдата, и, в соответствии с принципом расовой чистоты, поместьем для каждого офицера.

Апокалиптическая битва должна была разразиться над упорствующим в заблуждениях миром. Слова Ланца предвосхищали пророчества о Первой Мировой войне самого Листа: "Под ликующие возгласы освобожденных божественных героев мы могли бы завоевать всю пла нету... испепелив врага огнем наших пушек и батарей... установив порядок среди драчливых банд Udumu". Же ланный порядок виделся пангерманистским и расистским иерархическим раем, предназначенным для гностических иерофантов и новой касты воинов; по сути дела, это был образ мировой революции, которая должна была за вершиться вечным мировым господством.

Но хаос не будет длиться долго, потому что в земле электрона и Священной Чаши уже рождается новое священство... Великие принцы, доблестные воины, одержимые священники, красноречивые барды, ясновидящие святые древней Германии уже идут, чтобы заковать в цепи обезьян Содома, учредить церковь святого духа и превратить землю в "Острова блаженства".

Апокалиптическое видение смешивало в образе нового отечества несколько немецких интеллектуальных традиций. Барды и святые раннего романтизма шли в религиозный рай рука об руку с принцами и воинами доиндустриального консерватизма, объединенные такими неогностическими символами как Священная Чаша, элек трон и церковь святого духа. Достижение рая обус ловливалось тотальным подчинением низших. Теозоо логия, таким образом, представляла собой экстраордина рное сочетание теологических и научных идей в пользу безусловной аристократической власти в царстве пангер манизма.

Весной 1905 года Ланц сотрудничал с несколькими выдающимися теологами в целях подготовки научного издания ранних еврейских текстов. Эта публикация была предпринята издательской комиссией, представляющей точки зрения иудаизма, католицизма и протестантизма: Мориц Альтшулер, ученый-раббинист, был членом Обще ства Листа и издавал Vierteljahrsschrift fьr Bibelkunde; Вильгельм А. Нейман, профессор теологии и каноник аббатства Heiligen Kreuz; и Август Вюнше, профессор ориенталист. Издательский анонс предстоящей серии, озаглавленной Monumenta Judaica, обнаруживал често любивую природу их намерений. В первой части, "Bibliotheca Targuminica", предполагалось издать ранние арамейские источники Пятлкнижия; последующие ее раз делы должны были быть отведены самарийским, сирийским, готским и арабским их интерпретациям. Вто рую часть "Bibliotheca Talmudica" предполагалось пос вятить влиянию вавилонских и ассирийских идей на еврейскую религиозную традицию. Ланц был выбран католическим издателем вместо Нейманна, а его титулы, "доктор философии и теологии, профессор и пресвитер ордена Цистерцианцев" свидетельствовали о значитель ной его известности среди теологов, и о примирении между ним и аббатством Heiligen Kreuz. Его пригласили к сотрудничеству благодаря его глубоким знаниям текстов Септуагинты и Вульгаты и готской библии Вульфилы. Задуманные серии не были осуществлены полностью, к 1908 году вышли только первые пять томов под наз ванием Orbis antiquitatum. Ланц отвечал за издание книги Бытия на основе текстов Септуагинты и Вульгаты.

Журналистика вскоре увлекла Ланца, отвлекая его от погружения в теологические исследования, кроме того его растущие связи с vцlkisch и антисемитскими партиями после 1905 года сильно препятствовали участию в иудаической программе. Его сотрудничество с Фричем, издателем первого антисемитского журнала "Hammer", и основание собственного органа Ostara в конце 1905 года возможно послужили причиной прекращения Monumenta Judaica за крайней амбициозностыо проекта. Ostara (на звание повторяет имя языческой богини весны) возникла как журнал, посвященный политическим и эко номическим проблемам габсбургской империи, рас сматриваемым с позиций нетерпимых и пангерманских. Каждый выпуск писался преимущественно одним авто ром. Здесь работали Адольф Гарпф, Людвиг фон Вернут, Адольф Вармунд, Харальд Гравелл ван Йостенооде, не говоря о Ланце, который принял участие в первых двад цати пяти номерах. Некоторые из участников журнала были известны как сторонники Общества Листа. Манифест журнала информировал читателей о том, что Ostara - первый и единственный расово-экономический журнал, который намерен практически использовать ан тропологические данные для того, чтобы научным обра зом сломить восстание низших рас и защитить благо родство расы европейской. Публикация "теозоо логических" идей вызвала широкий отклик в читатель ской аудитории, от журнала потребовали, чтобы расизм в нем обсуждался в связи со всеми аспектами социальной жизни, включая науку, политику, технологию, искусство и литературу. С июля 1908 года и до конца Первой Мировой войны, Ланц самолично выпустил не менее чем семьдесят один номер журнала. Основными их темами были расовая соматология, антифеминизм, антипарла ментаризм, духовные различия между черными и белыми расами в сферах сексуального поведения, искусства, философии, коммерции, политики и войны, а также кастовый закон, заимствованный из индуистских кодексов Ману. Первая Мировая война рассматривалась в журнале как эсхатологическая фаза в манихейской борьбе между белыми и черными.

За годы между 1908 и 1918 связь Ланца с vцlkisch публицистами значительно возросла. Ostara была верна провозглашенным намерениям и тщательно отслеживала отрицательные социокультурные и экономические пос ледствия эмансипации низших рас во всех сферах обще ственной жизни. Эти анализы сопровождались эмпирическим материалом, полученным от журналистов. Темы анализов легко могли быть установлены по на званиям серий. Среди номеров с 26 по 89 семь были тесно связаны с классификацией расовых типов (1909), восемнадцать - посвящены вопросам пола; женщинам и проституции (особенно между 1909 и 1913), двадцать девять - духовным и физическим различиям белых и черных, девять - религиозным и оккультным предметам, обычно составлявшим философский фундамент расового манихейства. Здесь можно еще раз остановиться на связи Ланца с теософскими и оккультными субкультурами.

Основным теософским знакомством Ланца, не считая Гвидо Листа, был Гаральд Гравелл ван Йостенооде (1856-1932), живший в Гейдельберге. К 1908 году этот ариософ написал несколько vцlkisch текстов, насыщенных смешанными мотивами христианской и буддистской веры, очень теософскую работу Aryavarta (1905) и кроме этого участвовал в различных националистических и тео софских журналах. Он продолжил издание журнала Франца Гартмана под названием "Новые цветы лотоса" в 1913 после смерти последнего. В июле 1906 Гравелл написал номер Ostara, в котором потребовал возвращения немецкому Рейху бриллиантов габсбургской короны. Это требование символизировало собой силу милленаристских надежд современных австрийских пангерманистов. Веком раньше, 6 августа 1806, когда священная Римская империя формально распалась, последние императоры обосновались в Вене, там же хранились и их имперские регалии. Второй Рейх, установленный Бисмарком в 1871 году и исключивший Австрию, для пангерманистов многонациональной габсбургской империи служил точкой растущей национальной удачи. Возвращение регалий но вой имперской столице означало бы, по их мнению, реставрацию неокаролингианской Великой Германской Империи под знаком Гогенцоллернов и она включала бы в себя исторические немецкие земли Австрии, Богемии и Моравии. Двенадцать положений, питающихся расистскими, националистическими, антикапиталистиче скими и антифеминистскими чувствами вместе с проек том национальной Церкви завершали гравелловский план пангерманской империи, которая в итоге должна была включить Бельгию, Голландию и Скандинавию.

Следующий эпизод теософских отклонений в Ostara был связан со вторым вмешательством Гравелла в июле 1908 года. На этот раз он сформулировал целиком тео софскую концепцию расы и план реставрации арийской власти во всем мире. Цитируемыми оккультными источниками для него послужили тексты Анни Безант, унаследовавшей Блаватской в качестве лидера междуна родного теософского общества в Лондоне и Рудольфа Штейнера, генерального секретаря немецкого филиала общества в Берлине. За работой Гравелла последовала Bibeldocumente (1907-1908) Ланца, вышедшая в изда тельстве Цильмана. Новое теософское направление в мысли Ланца определялось участием Гравелла в его соб ственном журнале; это совершенно ясно.

Второй вариант этих серий, "Теософия и ассирийские ёчеловеко-звери"", продемонстрировал как Ланц может использовать материалы современной теософии, как это уже было в случае с археологией и антропологией, для того, чтобы реально воплотить собственную неогностиче скую религию. Он начал с избирательной интерпретации основного текста Блаватской "Тайная доктрина" (1897 1901), сравнивая ее оккультную антропогению с резуль татами современной палеонтологии. Он разделял ее веру в исчезнувшие континенты Лемурии и Атлантиды, и воспроизвел палеогеографическое картирование мира для сравнения с картой Лемурии, исполненной английским теософом Вильямом Скотт-Эллиотом. Он сравнивал ее рассуждения об утраченном третьем глазе с рассуж дениями Больше и Клаатца, вместе с тем соглашаясь с ней в вопросе о классификации доисторических монстров: pagatu, lidumi и bariati. Последнее и наиболее важное обстоятельство состояло в том, что Ланц нашел поразительное теософское подтверждение своей бестиаль ной концепции грехопадения. В восьмой строфе Дзиан, стихи 30-2, рассказывалось как ранние лемурианцы впервые разделились на два пола и как они утратили божественное благоволение, смешиваясь с привлекатель ными, но низшими видами и производя при этом уродов. "Они брали к себе животных женского вида, женщины животные были прекрасны, но дочери их не имели ни души, ни разума. Монстров они брали к себе, злых демонов". Свою благосклонную оценку "Тайной доктрины" Ланц завершил сравнением схемы пяти кор невых рас с антропогенической теорией палеонтолога Штратца, опубликованной в Naturegeschichte der Menschen в 1904 году. В соответствии с Ланцем четвертая корневая раса атлантов разделилась на чистые и бестиаль ные подвиды, соотносимые с ранними антропоидами и антропоморфными обезьянами. Роковой ошибкой на следников первого подвида, пятой корневой расы арийцев или horno sapiens, стало упорное скрещивание с на следниками второго подвида.

Присвоение Ланцем теософии для своей сексуально расистской идеи произошло в контексте близкого зна комства с квазинаучными идеями современной Монистической Лиги, существовавшей в Германии. Пер вым свидетельством такой известности может служить номер Ostara за 1910 год. Здесь Ланц обсуждал такие философские концепции как монизм Эрнста Геккеля и Вильгельма Оствальда, неовитализм немецких плагиато ров Бергеона. Хотя Геккель считал себя материалистом, его романтическая натурфилософия и панпсихизм (вера в мировую душу и ее обнаружения в качестве энергии во всякой материи) были очень далеки от обычного механического материализма. Ланц, участвовавший в монистическом журнале Das freie Wort присоединялся к подобным идеям и ставил панпсихическую традицию в связь с творчеством средневековых и других мистиков, таких как Альберт Великий, Комениус, Беме и Ангелус Силезиус. Он утверждал, что "идеалистический монизм" является последовательным продолжением прогрессивной точки зрения героической арийской расы, тогда как ма териализм - это приземленное и пессимистическое мировоззрение, свойственное низшим темным расам. Эзо терические потребности Ланца отнюдь не препятствовали развитию его связей с современным монистическим движением.

Таким образом, этот "идеализм", который может быть возведен к романтизму начала девятнадцатого века и более поздним философиям воли и жизни, наряду с элементами монизма и современного оккультизма сформировали интеллектуальную базу для теологического сексуально-расистского гнозиса Ланца. Ланц был убеж ден, что доктрина энергии лежит в самом сердце вооб ражаемой традиции арио-христианской мистики; что пер воначально она культивировалась кланом богов, а затем сохранялась усилиями монастырей. Первым в этом ряду стояли библейские тексты, затем организации святого Бенедикта, святого Бернарда из Клерво и святого Бруно, затем ряд продолжали апостолы арио-христианской мистики, такие как Мейстер Экхарт, Парацельс, Иоганн Георг Гаманн, Юнг-Стиллинг, Карл дю Прель. Этот широкий регистр исторических носителей тайного знания указывает на то, как хорошо использовал Ланц отдельные западные традиции монастырской жизни, средневековой мистики, ренессансного герметизма в целях представ ления их как единой традиции теозоологического знания. Необходимость мифологических оснований для его расистских взглядов также обнаруживает сходство с иде ями Листа, несмотря на все различие их теологических и культурных предпочтений. Подобно Листу, Ланц воз водил хранителей и приверженцев тайной традиции в статус элиты.

Идеологические связи Ланца с оккультизмом еще усилились, когда он обратился к современной астро логической жизни Германии; это было нужно ему в целях прояснения обстоятельств апокалиптической побе ды Основных Сил в Первой Мировой войне. Поскольку астрологическая жизнь в Германии происходила почти исключительно в теософском контексте, большинство из только что появившихся астрологических трудов (Карла Брандлера-Прахта, Отто Полльнера, Эрнста Тьеде и Альберта Книпфа) вышли в Лейпциге под обложкой Теософского Издательского Дома после 1910. В январе 1915 Лист составил обзор астрологического творчества Полльнера и Тьеде. Первая работа Полльнера "Мировая астрология" (1914) заложила основы политической аст рологии, поскольку в ней были представлены гороскопы государств, людей и городов с целью определения их будущей судьбы; во второй его работе "Судьба и звезды" (1914) прослеживалась карьера и жизненный путь членов европейских королевских семей в связи с расположением звезд при их рождении. Тьеде анализировал гороскопы государственных лидеров всех воюющих сторон и утвер ждал, что шанс на победу для Основных Сил составлял два к одному. Весной Ланц, опубликовал другие обзоры астрологической и профетической литературы, исследуя таких авторов как Артур Гробе-Вутишки, Брандлер Прахт и Альберт Книпф, пытавшихся применить пред сказания французского пророка Нострадамуса (1503 1566) к современному европейскому конфликту.

В августе 1915 Ланц счел, что достаточно усвоил новые астрологические и пророческие идеи для того, чтобы осуществить собственную милленаристскую интер претацию войны. Следуя теориям Полльнера и датского астролога, пишущего под псевдонимом С. Libra, Ланц присвоил каждой большой стране планету и зодиакальный знак, астрологические свойства которых соответствовали культуре и духу их расы; распределение происходило по правилам арио-христианской доктрины. Затем эта "расо во-метафизическая" астрология была спроецирована на межнациональную вражду. Рассмотрев события 1914 и 1915 годов в свете своего неогностического-апокалипсиса, Ланц обратился к собственно пророчеству. По его мнению, настоящая война свидетельствовала о мессиан ском "исполнении времен". Растущий расовый беспоря док, военный и культурный хаос должны были за вершиться новым монгольским нашествием на Европу в период от 1960 по 1988 годы, доведя "мессианские муки" до мыслимого апогея и предав землю во власть демониче ского господства. Страшный суд предвещал золотой век, когда возникнет новая Церковь Святого Духа и породит Арийское государство, власть в котором будет отдана вечному священству, посвященному в таинства древнего сексуально-расистского гнозиса. Географическим местом рождения расистского золотого века была названа Вена; в новом политико-религиозном устройстве ей отводилась главная роль.

В конце 1920-х Ланц вернулся к астрологической схеме, при помощи которой он интерпретировал ход западной политики и религиозное развитие. В качестве основной хронологической единицы он принял плато новский год, длящийся 26,280 земных лет, "космический месяц", длящийся 2,190 земных лет, он разделил на три "космических недели", каждая из которых длилась приблизительно 730 лет и определяла собой особенную культурную эпоху. Одна такая "космическая неделя" началась предположительно в 480 году нашей эры, в этом году родился святой Бенедикт, широко известный как основатель средневековой западной монастырской традиции. В период с 480 по 1210 годы жизнь общества руководилась "рыцарствующим духовенством орденов" (бенедиктинцы, цистерцианцы, тамплиеры, тевтонские рыцари), потому что Марс все это время находился в созвездии Рыб. И наоборот, власть грубого большинства характеризовала период 1210-1920, поскольку в это время Луна находилась в созвездии Рыб: тюрки и евреи ослабили европейскую политику, рост городов, капитализма, возникновение идеологий демократии и национализма, поддерживаемое растущим влиянием про летариата и расовых меньшинств. Ланц предсказывал, что следующий период 1920-2640 будет временем воз рождения иерархий, потому что в созвездие Рыб перейдет Юпитер. ("Парламенты больше не будут определять судь бу людей. Вместо них к власти придут короли-свя щенники, подлинные аристократы, проникнутые мудро стью ариософской мистики и руководители тайных орде нов"). Ланц приветствовал Испанию, Италию и Венгрию как "страны Юпитера", предшественники надвигающихся глобальных перемен - в этих странах в 20-х годах у власти была крайне правая диктатура.

Основные черты идеологии Ланца перед 1918 годом включали в себя представление о тайном знании и подав лении его в ходе истории в качестве официальной религии разного рода сатаническими уловками; но вместе с тем и его непрерывное воскрешение с целью создания универ сального мира арийской элиты, с которой Ланц, понятно, идентифицировал себя. Природа этой элиты послужит темой для следующей главы. Но революционные проекты Ланца обладали также и специфически австрийским ка чеством. Его призыв "Austria erit in orbe ultima", девиз дома Габсбургов в XV и XVI веках, напоминали барочные образы католического мира, которые так отличали Южную Европу. Глубокая юношеская привязанность Ланца к церковным ритуалам, церемониям и духовной культуре указывает, по-видимому, на то, что образ нового мирового порядка, как и особое чувство миссии, связанное с домом Габсбургов, "страсть к завоеваниям планетного масштаба, к империи, в которой никогда не заходит солнце", во многом воодушевлялся величием и универ сальностью католицизма в Австрии.

Используются технологии uCoz