Н. Гудрик-Кларк Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию.


Глава 12 СВЯЩЕННЫЕ РУНЫ И ОБЩЕСТВО ЭДДЫ

В 1918 году старый вильгельмовский мир Германии был уничтожен окончательно. Война, на которую ушло четыре года, теперь казалась бесполезным жертвованием жизней, близких людей, юношеских надежд и стремлений и просто денег. Шок военного поражения был особенно неожиданен ввиду недавних успехов на Западном фронте и поражения России. Внезапное заключение мира подтверждало ле генду об "ударе в спину" и о заговоре социалистов и евреев, предавших армии, находящиеся на фронтах. Тя желые условия Версальского мира тяжелым бременем легли на истощенную и измученную страну: пришлось уступить бывшие территории Третьего Рейха, вы плачивать значительные репарации деньгами и промыш ленной продукцией; присутствие иностранных войск в стране довершило унижение нации. Кайзер и правящие принцы отреклись, их место заняли неизвестные политики, приступившие к созданию парламентской де мократии; все относились к ним как к ставленникам победителей и прочих врагов. Между 1918 и 1923 годами Германию потрясали местные восстания и гражданская война, попытки отдельных переворотов и перестрелки на границах с Польшей, разрушительная внутренняя инфляция. Хаос новой Республики контрастировал с имперским великолепием и пышностью предвоенной эры. Германия страдала от политических и культурных травм, мучительно пытаясь приспособиться к своим новым обстоятельствам.

Эта плачевная ситуация естественным образом спо собствовала возникновению идеологий, связанных с рес таврацией безмятежного прошлого или по меньшей мере с устранением условий, ответственных за глубину падения Германии. Незначительное меньшинство мо нархистов прилагало усилия к возвращению изгнанного Кайзера, но большинство новых правых склонялось к радикальному разрыву со Вторым Рейхом. Апокалиптиче ская поэзия националистов возлагала надежды на возникающие повсюду Союзы и vцlkisch группы, готовые развязать борьбу против евреев, коммунистов и франк масонов. Националистические революционеры, объятые романтическим духом флибустьеров вступали в Свобод ные Корпуса, и независимые армии, сражавшиеся в Балтийских государствах, против поляков и против ком мунистов в самой Германии. Другие неоконсерваторы размышляли над необходимостью нового феодального порядка, корпоративного государства или Третьего Рейха. Молодежное движение также было затронуто этим про цессом. Молодые люди собирались в группы, объединявшие их чувством исключительного мужского сообщества, их атлетического совершенства и романтиче ского национализма.

Новую поддержку на визионерских окраинах после военного vцlkisch движения получили оккультно националистические идеи Гвидо фон Листа. В основном это было делом старых его сторонников, нашедших для себя новые аудитории. Эллегаард Эллербек, страстный поклонник Листа, начал резкую антиреспубликанскую кампанию, характеризующуюся поразительным разнооб разием гностических, теософских и антисемитских идей: он поносил Союзников, осуждал материализм и превоз носил немцев до божественного статуса. В своих Versailler Visionen (1919) он описывает тонкую ауру, сопутствую щую каждой из европейских наций и выступающую функцией ее духовного характера; работа завершается страстным "оккультно-арманистским" призывом, обращен ным к согражданам: "Да знаете ли вы, что вы - боги?" В следующем году он издает роман, озаглавленный Sonne Sonnings Sцhne auf Sonnensee) (1920), в котором символы солнечных религий смешались с vцlkisch утопиями и в приложении к которому были опубликованы четыре письма от Гвидо фон Листа. Эллербек читал лекции по всей Германии, провозглашая немцев наследниками крови древних языческих богов и писал антисемитские статьи с мистическим оттенком для газеты Дитриха Эккарта Auf gut deutsh. В этот революционный период его воображение было одновременно апокалиптично и катастрофично. Однажды он заявил, что фриз дома Валь тера Ратенау, министра иностранных дел новой Рес публики, изображает казнь всех ныне правящих властителей, и тем обратил на себя внимание публики, поскольку еврейский политический деятель действитель но был убит вскоре после этого. Об Эллербеке вспоминал даже Альфред Розенберг в своем тюремном дневнике, когда ждал исполнения приговора в Нюрнберге, в 1946.

Общество Листа продолжало существовать на новых штабквартирах в Берлине, под энергичным руководством Филиппа Штауффа, первого немецкого ученика старого мастера. Из своего дома на Мольткештрассе 46а в Берлин Лихтерфельде Штауфф выпускал новые издания Арио Германских исследований Листа (1920-1922). 17 июля 1923 он совершил самоубийство и его вдова Берта Шта уфф взяла на себя управление издательством; Общество продолжало служить местом встреч и общения вступивших в него перед войной, членов Gennanennorden и новичков, появившихся в 1920-е. Тарнхари бывал в доме Штауффа, как свидетельствует об этом Гюнтер Киршхоф, оккультист, занимающийся генеалогией. Эбер хардфон Брокхузен, Великий Мастер Germanennorden, работал как Президент Общества вплоть до своей смерти в марте 1939. Политическое влияние Общества Листа было весьма ограниченным, оно служило в основном для общения между кругом Штауффа и их Vцlkisch со ратниками в Берлине. Тем более очевиден значительный вклад в контрреволюционное движение (послевоенный Мюнхен) со стороны Germanennorden и Общества Туле.

В то время как названные персонажи занимались распространением традиционного арманизма Листа, Ру дольф Йохан Горслебен (1883-1930) положил начало новому арийскому оккультному движению. На основании рун, оккультных наук и Эдды Горслебен создал оригинальную расистскую религию-мистерию, которая вновь возвращалась к магическому наследству арийцев и оправдывала их духовное и политическое превосход ство. Родившись 16 марта 1883 в Метце, Горслебен воспитывался в Эльзас-Лоррэне. В 1871 эту французскую провинцию аннексировал Немецкий Рейх, после победы во Франко-Прусской войне. Жители этой области го ворили на немецком диалекте и колебались в политическом выборе между Берлином и Парижем, что подтверждает рост пангерманизма в 1890-е гг. В этой пограничной полосе Горслебен очень рано познакомился с национализмом; будучи подлинным немецким патриотом, он чрезвычайно гордился своей родословной, восходящей к аристократической фамилии XIV века из Тюрингии. О его юности известно немного, за исключением того, что перед Первой Мировой войной он бывал в Мюнхене. Сначала он готовил себя к театральной карьере, пос кольку его пьеса, под названием Der Rastaquдr (1913) имела одно время успех в городе. Но затем обратился к журналистике и начал издавать журнал, посвященный пангерманистским и националистическим идеям Allgemeine Flugtlдtter-Deutscher Nation. Когда началась война, Горслебен поступил в Баварский полк и два года сражался на Западном фронте. Затем был переведен в Германский союз и воевал против турецкой армии в Аравии, дрался с племенами бедуинов и их британскими сторонниками в Палестине. Он заслужил звание лейте нанта и двенадцать военных наград. Во время войны он вел дневник, выдержки из которого, посвященные аравийской кампании, позже были опубликованы. Но и в этом раннем творчестве отразился его сильный интерес к мифологии и роли немецкой расы в историческом развитии.

В конце войны Горслебен вернулся в Мюнхен. Рево люция еще более политизировала его и он вступил в Общество Туле. В апреле 1919 он был арестован ком мунистами вместе с Дитрихом Эккартом. Только на ходчивость Эккарта, проявленная на допросе, избавила обоих от судьбы других заложников Туле. 18 декабря 1920 Горслебен прочел для Туле лекцию под названием "Арийский человек". В своем дневнике, описывающем собрания Общества, Иоханнес Геринг писал об оккуль тных тенденциях сознания Горслебена и о позднейшем расцвете их в зрелой доктрине арийского мистицизма. Спустя два года Горслебен вновь принимал активное участие в революционной деятельности правых. В июле 1921 он стал гауляйтером южно-баварского отделения радикального антисемитского Deutschvцlkischer Schuts und Trutzbund, впоследствии конкурировавшего с только что возникшей нацистской партией. В декабре 1921 Гор слебен решил порвать с центром лиги в Гамбурге и создал новый союз с Юлиусом Штрайхером - впос ледствии этот человек издавал Des Stьrmer под надзором нацистов - заручившись поддержкой в Регенсбурге и Нюрнберге. Горслебен также тесно сотрудничал с Лорен цом Мешем, шефом Germanennorden в Регенсбурге, чьи подопечные Шульц и Тилессен осуществили убийство Эрцбергера. Впрочем, после бурного периода внутрипартийной борьбы, Горслебен ушел от vцlkisch политиков и посвятил все свое время литературным за нятиям. Он приступил к грандиозному переводу Эдды, которую рассматривал как наиболее чистую форму древ ней арийской религии.

В 1920 Горслебен приобрел обанкротившуюся мюн хенскую еженедельную газету Die Ripublic, снабдил ее новым названием Deutsche Freiheit и начал издавать в vцlkisch духе. Его помощниками были: Фридрих Виктль, австрийский теоретик мирового заговора масонов и Ганс Ф. К. Гюнтср, расистский антрополог. Между 1920 и 1925 гг. газета приобрела выраженный национали стический характер, ссылаясь по разным поводам на оккультные свойства арийской расы. С конца 1926 этот наднациональный мистический расизм начал преобладать в журнале - Горслебен приступил к изложению собст венной версии арийского оккультизма. В нескольких отношениях его доктрина была связана с современным оккультизмом и теософией: метафизическими осно ваниями для нее также служили астрология, каббализм и магия; конечной целью было создание расово чистого человечества и духовный приоритет арийцев; условием первенства было оживление скрытых сил, присущих каж дому арийцу, позволяющих ему иметь власть над есте ственным миром; любая механистическая и ма териалистическая концепция реальности категорически отвергалась им; и, наконец, она пропагандировала на ступление нового века, в котором арийцы вернут свое былое великолепие и власть над миром. В поздних рабо тах Горслебена эта доктрина представлена как древняя мудрость арийцев. Его журнал с этого времени имеет подзаголовок "Monatsschrift fьr arische Gottes-und Weltez Kenntnis" и с 1927 носит новое название Arische freiheit.

Расизм Горслебена опирается на социал-дарвинизм и похвалы арийскому типу. Слово "раса" он производит от rata, старый северный термин, означающий "корень" для того, чтобы доказать, что Бог и раса совпадают. Он утверждал, что арийцы были "сыновьями солнца, сы новьями богов, высшим проявлением жизни" и описывал их взгляд на мир как героический, поскольку арийцы пожертвовали личной выгодой ради блага мира. Действительно, их призванием было завоевание всего мира. Горслебен яростно обрушивался на грубый, убогий и жалкий-современный мир - печальный результат расо вых смешений и льстил чистым (относительно) немцам такими фразами как "Помните, что ваше тело есть храм Божий. Бог пребывает внутри вас". Он утверждал, что расовое смешение губительно для партнера, высшего по расе, поскольку эта чистота будет снижена в его потом ках; он повторял общее место vцlkisch авторов о том, что женщина может "зачать" во время полового акта, даже если оплодотворение как таковое и не произошло, так что ее последующие отпрыски будут нести на себе черты ее первого любовника. В условиях растущего вы рождения наследников арийской расы, только очень стро гая практика сегрегации и евгенические мероприятия могли остановить неизбежный расовый хаос мира.

Но практические проблемы размножения не были главными для Горслебена; он настаивал главным образом на духовном возрождении и оккультном образовании арийцев. Эзотерический смысл рун был центральной точ кой в его попытках представить магический арийский взгляд на мир и эти идеи резко отличали его от прочих vцlkisch авторов. Издавна считалось, что символическая ценность рун превышает их фонетическую значимость и роль как знаков письма: они использовались в практике пророчеств, предсказаний судьбы, магических заклинаниях и приготовлении амулетов. Горслебен пытался восстановить науку о рунах и их магическом использовании. В первую очередь, он рассматривал руны как проводники тонких энергий, одушевляющих универ сум и потому как инструмент, при помощи которого можно влиять на материальный мир и ход событий. Руны были звеном, связывающим макрокосм и микрокосм арийского человека, обнаружением Бога в мире. "Руны возникли из первоначального отношения между челове ческой душой сыновей Бога и мировым духом и они могли бы привести ищущего истину назад, на его космическую родину, к мистическому единству с Богом". Горслебен иллюстрировал эти неогностические понятия многочисленными диаграммами, изображающими индивидуальные руны внутри других, священных; например, он отмечал присутствие hagall руны (<f11.gif>) в таких символах и фигурах как гексаграммы, ге ральдические лилии, магические квадраты и пирамиды Хеопса в Египте. Он также разработал оккультное учение о кристаллах; в соответствии с ним душу любого человека можно было медиумически ощутить через особый тип кристалла. Кристаллические типы указывали на способ ности и судьбу того или иного субъекта. Горслебен пола гал, что кристаллы были ничем иным как пространст венной геометрической проекцией рун, что лишний раз доказывало их космическое значение.

Теории Горсбелена сопровождались большим разно образием геометрических, нумерологических и этимо логических конструкций. Куб был "размонтирован", что бы продемонстрировать скрывающийся внутри него христианский крест, hagall - руна - превращена в различные солнечные символы, слово "кристалл" произведено от Krist-all, что указывало на атлантическое и арийское происхождение древней религии Krist, впос ледствии замещенной новой проповедью Иисуса. В ка честве доказательств существования этой доисторической религии Krist. Горслебен приводил множество примеров разнообразных крестов античных цивилизаций рассеян ных по всему миру и даже связывал монограмму Христа (<f12.gif>) с различными формами hagall - руны (<f13.gif>). О вы соко эзотерической природе учения Горслебена свиде тельствует обложка Deutsche Freiheit в декабре 1926, это был второй специальный выпуск, посвященный ар манистской мудрости: тема "От Hag-All к Krist-AII" графически была представлена обычной hagall - руной, соединенной с гексаграммой и гексагоном и ее вариантом, наложенным на несколько концентрических кругов. Ниже этих оккультных символов располагались слова "Ask" и "Embia", формулы 3х3 и 7+9, а также загадочный вопрос "человеческая жертва?". В центре страницы был расположен традиционный символ журнала: две свастики внутри гексаграммы, составленной из двух треуголь ников, и девиз "Подобное познается подобным".

Такая эзотерическая версия древней арийской муд рости имела структурное сходство с идеями Гвидо фон Листа, которого Горслебен часто цитировал с уважением. Свой взгляд на арийскую религию Горслебен развивал на материале впечатляющих Примеров и иллюстраций, которые он заимствовал из научных трудов по архео логии, этнологии и истории искусства. Работа всей его жизни "Зенит человечества" (1930) описывает былую славу арийского мира и содержит множество фотографий, схем, диаграмм и карт. Утраченные цивилизации Атлантлды, мегалиты Европы, археологические находки, орнаменты и барельефы, рунические алфавиты, астро логия и математические теоремы, - все это было нужно ему для того, чтобы доказать факт высокой цивилизации арийцев. Для него эта мудрость жила во всем разнооб разии культурных форм, рунической структуре домов, в гербах, символах и словах и даже в картине "Мелан холия" Альбрехта Дюрера.

Древнюю литературу Исландии, а в особенности Эдду, Горслебен рассматривал как один из "самых богатых источников арийской интеллектуальной истории". 29 но ября 1925 года он основал арийскую группу под на званием Общество Эдды; оно было создано в его собст венном доме в Dinkelsbuhl - романтический средневеко вый город Франконии. Члены Общества были по преимуществу писателями и они приняли участие в эк лектической реконструкции арийской религии. Вернер фон Бюлов (1870-1947). Великий Мастер Общества, ушедший на покой чиновник из Западной Пруссии владел отелем Karwendel в Миттенвальде в Верхней Баварии. Он создал "мировые рунические часы", которые показы вали зависимости восемнадцати рун от цветов, зодиакаль ных знаков, богов месяцев, чисел, скальдических имен и листовского триединства "рождения", "бытия" и "смерти". Аналогичные идеи он выразил и в своей ко роткой работе Der Ewigkeitsgehalt der eddischen Runen und Zahleg (1925). Казначеем Общества был Фридрих Шэфер из Mьhlhausen, его жена принимала в доме и другую vцlkisch - оккультную группу, центром которой был Карл Мария Вилигут в начале 1930-х. Другие члены Общества Эдды, Мартин Брюкер и Альберт Марк - автор эзотерической книги о германском национализме - рабо тали над понятием прото-языка и принципом параллакса. Также туда входили Карл Нус (Nьse), известный частный учитель; Отто Зигфрид Рейтер, лидер Немецкого Религиозного Товарищества и автор многих книг по ас трологии, языческой религии и Текстов об Эдде; Карл Рейнгольд Петтер, президент панарийской лиги в Данциге; и Матильда фон Кемниц, плодовитая vцlkisch писательница, возглавившая движение Ludendorff после того как в сентябре 1926 вышла замуж за генерала. Горслебен был Канцлером Общества и его журнал Deutsche Freiheit, а затем Arische Freiheit служил официальным органом Общества. После смерти Горсле бена, наступившей 23 августа 1930 после длительной сердечной болезни, Бюлов возглавил издательство, жур нал был переименован в Hag All All Hag, затем просто в Hagal и издавался в таком виде вплоть до 1939 года.

В 1930-е гг. Бюлов руководил Обществом Эдды в соответствии с его первоначальными принципами. Хотя в 1933 в новом меморандуме Общество объявило официально о своей верности национал-социализму, темы его исследований оставались прежними. Журнал Hag All All Hag занимался в основном анализом стихов Эдды, мифологии и древних памятников: в нем постоянно иссле довались руны, действующие как истолковательные машины благодаря своему фонетическому и нумеричес кому смыслу, Бюлова особенно интересовали мифы, ка сающиеся Одина, Брунгильды, Кудруны, Хеймдаля, другие авторы занимались более специальными исследо ваниями символизма специфических структур и местных особенностей. Время от времени в журнале всплывали политические вопросы. Там можно было прочесть о том, что нацистская революция в Германии произошла в со ответствии с высшими космическими закономи, в связи с чем личные интересы необходимо подчинить интересам большинства. Некоторые статьи комментировали Anschless Австрии и захват Богемии и Моравии. В 1934 Hagal посвятил три номера родовым воспоминаниям и фамильной традиции Карла Марии Вилигута, старейшего vцlkisch пророка, принятого в СС за свои пророческие откровения о древнем германском прошлом. В эти и последующие годы Бюлов настаивал на том, что такие фамильные традиции являются наилучшим ключом к пониманию древних арийских верований. Гюнтер Киршхоф, член Общества Листа после войны и коррес пондент Вилигута, написал несколько статей о ге ральдике, астрологии и местной истории. Другими значительными авторами журнала были Ида Шульце, Карл Нус, Рихард Андерс и Йозеф Гейнш, основной представитель немецкой школы геомантики и сакральной географии.

Помимо Горслебена, Бюлова и Общества Эдды были и другие, кто занимался рунами между 1920 и 1930 годами. Но они культивировали практическое искусство обращения с рунами и меньше внимания обращали на арийский расистский контекст их существования. Фридрих Бернхард Марби (1882-1966) основал мистиче скую школу оккультизма рун, которая подчеркивала их полезные, излечивающие свойства; руны можно было использовать как заклинания и как особую гимнастику: положения тела должны были повторять их форму. Родившись 10 мая 1882 в Аурихе в Северном Фрисланде, Марби поступил учеником в типографию и оставался там до 1915 года. Все эти годы он работал над своей теорией рун, которая возникла во многом как результат чтения Гвидо фон Листа. В 1917 году он переехал в Штутгарт, работал там издателем местной газеты и глу боко интересовался астрологией, чьи законы пытался соединить с руническими закономерностями. В 1924 году начал издавать собственную газету Der eigene Weg и опубликовал несколько небольших монографий о рунах, о их использовании в практике медитации и в заботе о здоровье; это была специальная книжная серия Marbu Runen-Bьcherei, выходившая с 1931 года. Между 1928 и 1930 занимался изучением своей родословной в Швеции и Дании. В 1936 был осужден Третьим Рейхом как антинацистский оккультист и отправлен в концент рационный лагерь Вельзхайм. После более чем восьми лет заключения во Флоссенбурге и Дахау, был наконец освобожден армиями союзников в апреле 1945. После войны Марби продолжил свои оккультные исследования, писал новые книги, издавал журнал Forschung und Erfahrung вплоть до своей смерти 3 декабря 1966.

Выражаясь научным жаргоном начала XX века, Марби считал человека чувствительным при°мником и передатчиком космических волн и лучей, чья специфиче ская природа и действие зависели от влияния планет, земного магнетизма и свойств ландшафта. В рамках этой макро-, микрокосмической модели Марби рассматривал руны как схемы телодвижений, которые должен со вершить человек для того, чтобы улучшить восприятие этих космических влияний. Поэтому он разработал осо бую систему гимнастики: упражнения повторяли форму рун. Повторение при этом звуков рун в качестве заклинания или мантры также очень поощрялось. Обе практики указывают на связь с йогой, которая была хорошо известна эзотерикам Германии благодаря ее те ософской популяризации после Первой Мировой войны. Древние арийские и германские священные центры Марби представлял себе как особые очаги рунического воспитания, расположенные преимущественно в крате рах, на горах или холмах и недалеко от воды: вода известна своими магнетическим и отражающами свойст вами. После войны Марби посвятил себя астрологической практике и занимался такими вещами как влияние планет на форму башен и шпилей церквей.

Зигфрид Адольф Куммер (род. в 1899) также пред почитал практическую сторону рунического оккультизма. В 1927 году он основал школу "Руна" в Дрездене и сотрудничал с ариософской летней школой братьев Рихте ров в Баренштайне в 1932 году. Опираясь на традиции ритуальной магии, Куммер учил своих учеников чертить на полу магический круг с вписанным в него именами немецких богов, пользоваться канделябром, кадилом и aspersorium при исполнении рунических процедур и заклинаний. Дополнительные практики включали в себя руническое пение йодлем, и особое руническое пожатие, при котором рука и пальцы складывалось в руну, необ ходимую для процесса медитации. Работы Куммера со держали в себе множество ссылок на Листа и Горслебена и сопровождались изображениями Грааля и "нордических" храмов. Виллигут, будучи советником Гиммлера по магическим и религиозным вопросам, осудил и Куммера и Марби за дискредитацию и осмеяние свя щенного Арийского Наследства, каковая критика и приве ла Марби к тем жестоким испытаниям, которые он пре терпел от Третьего Рейха.

В vцlkisch традиции существовал еще один оккультист - Георг Ломмер (1877-1957), но его кон цепции были скорее связаны с астрологией, чем с руническим оккультизмом. Он родился 12 сентября 1877 в местечке Лустен близ Визмара, получил образование врача, после Первой Мировой войны присоединился к теософскому движению Германии. Его ранние работы касались критики христианства, а работы между 1920 и 1925 годами посвящены альтернативным формам медицинской диагностики и лечения, опирающимся на истолкование сновидений, самовнушение и хиромантию. До этого времени его астрологические интересы не были очевидны. В 1925 он принял участие в составлении ас трологического и графологического приложения к изве стному теософскому журналу Zum Licht вместе с изве стным астрологом Эльсбет Эбертин. В 1929 сам возглавил журнал Asgard в Ганновере, который имел подзаголовок "газета борьбы за богов родины". Его возникающее вле чение к языческому взгляду на мир обнаружило себя в Hakenkreuz und Sowjetstern (1925) - коротком трактате, в котором он размышлял над глубоким смыслом этих символов и в Die Gцtter der Heimat (1927) - работе, соединяющей новую немецкую религию с астро логическими идеями. Наряду с другими послевоенными арийскими оккультистами, Ломер постоянно обращался к оккультным материалам, освещающим забытое арийское наследство. Сотрудниками Asgard были: Марби, Эрнст Вахлер, член Общества Листа и создатель vцlkisch театра под открытым небом и Грегор Шварц-Бостунич, мистический антикоммунист и теоретик заговоров.

Широкий диапазон и смущающее разнообразие расистского оккультизма в годы Республики и Третьего Рейха могут заставить забыть о других причудливых образованиях, возникающих в этом контексте - в немец ком обществе, в тот же печальный период истории. Поскольку невозможно отрицать, что все эти астрологи, рунические маги и мистики Эдды были оккультистами, невозможно закрыть эту тему, не выяснив основных идеологических и политических мотивов этих особых типов оккультизма. Всех их, конечно, объединяла глу бокая неприязнь к современному миру. В Немецкой рес публике они видели символ поражения. От разочарований настоящего они обращали взор к образам высокой арийской культуры далекого прошлого. Астрология, мифы Эдды и руны могли служить волшебным звеном, связы вающим их с золотым веком. Это также были и входные билеты в новую эру, воскрешающую все те же магические образы для истинных германцев.

Используются технологии uCoz