Н. Гудрик-Кларк Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию.


Заключение

СОВРЕМЕННЫЙ МИФ ОККУЛЬТНОГО НАЦИЗМА

В этой книге мы рассмотрели идеи и историю ариософии в связи с ее предполагаемым влиянием на нацистское движение Германии. Впрочем, существует идея, на стойчиво муссируемая в литературе, склонной к сен сациям, что нацизм был спровоцирован и непосредственно руководился оккультными силами с 1920 по 1945 годы. Происхождение этого мифа никак не связано с ариософией, но скорее с послевоенным ажиотажем вокруг нацизма. Такой ажиотаж, конечно, во многом объясня ется иррациональностью и мрачной яростью политики нацистов, недолгим континентальным господством Треть его Рейха. Маленькая фанатическая партия сумела за хватить власть в европейской стране и распространить свое влияние на огромной территории от Атлантического побережья до Кавказских гор, рассматривая при этом уничтожение евреев в качестве своей основной задачи. Масштабность этих событий выделяет национал социализм среди других сюжетов современной истории. Неизменное внимание к нацизму подтверждается еже годными томами новых книг, посвященных Гитлеру, высшим нацистским лидерам, Второй Мировой войне, СС, концентрационным лагерям и системам тотального уничтожения. Поражение Третьего Рейха, самоубийства и казнь крупнейших фигур движения еще больше мистифицировали нацизм. Молодым наблюдателям национал-социализма часто кажется сверхъестественным эпизодом современной истории.

Таинственный образ движения поддерживается различными популярными романами, изображающими преступления военных преступников, тайные послевоен ные нацистские организации, появление Гитлера спустя много лет после его недоказанной смерти. Пафос этой сенсационной литературы - в предположении тайного ордена, одновременно зловещего и запрещенного, стоя щего за хорошо знакомым миром либеральных институ тов. Воображение мрачных аспектов нацизма здесь не знает границ. Вследствие чего психопаты и садисты кол лекционируют знаки отличия и сувениры Третьего Рейха, а крайне правые группы и причудливые секты заимствуют форму нацистов и их церемониал. Литература о тайных обществах, посвящениях, влиянии злых сил ограничивает собой сферу спекулятивной истории, основывающейся на скудных доказательствах и произвольных ассоциациях; именно в этих пределах и существует утверждение о том, что национал-социализм был прямо связан с оккультизмом.

Начиная с 1960 года популярные книги представляют нацистский феномен как результат сверхъестественных и демонических влияний. Прежде всего история возникновения нацизма рассматривается с этой точки зрения. В соответствии с этой мифологемой, нацизм не мог быть порожден только социально-экономическими факторами. Ни эмпирические, ни чисто социологические условия не могли дать объяснения этим злобным проектам и непрерывному успеху. Оккультная историография объяснила нацистский феномен при помощи идеи тайных сил, которые поддерживали и контролировали Гитлера и его окружение. Эти тайные силы могли характеризо ваться как дурные воплощения ("черные силы", "невидимые иерархии", "неизвестные владыки"), или как магическая элита, удаленная во времени или простран стве, нацисты как будто бы находились с ними в контакте. Вновь появились идеи, связывающие нацизм с тайными мастерами Востока; Общество Туле и другие оккультные ложи рассматривались как каналы черного посвящения. Все представители такого жанра создавали фантастиче скую историю, поскольку конечным пунктом их объяс нений всегда был агент невидимый и недоступный для других исследователей национал-социализма.

Миф о связи нацистов с Востоком имеет сложную родословную теософского происхождения. О тайных свя щенных центрах Востока впервые сообщила Блаватская в "Тайной доктрине", ссылаясь при этом на "Стансы Дзэн" - текст, который она будто бы прочитала у лам в Гималаях. Блаватская утверждала, что существует мно жество подобных центров эзотерического обучения и пос вящения; великолепные библиотеки и сказочные мона стыри скрываются в горных пещерах и подземных лабиринтах в отдаленных областях Центральной Азии. Среди выдающихся примеров таких центров был назван подземный город Агади, расположенный на месте Вавилонии, и светлый оазис Шамбала в пустыне Гоби, где божественные наставники арийской расы сохраняли свое священное знание. Эта система мифов была раз вернута французским автором Иосифом Сент-Ивом д'Альвейдра (1842-1909), описавшим тайный город Агарта как теократию, руководящую ходом мировой истории. Телепатические сообщения, которые он получал от далай-ламы из Тибета, указывали на то, что город находился где-то под Гималаями. Фердинанд Оссен довски, путешествовавший по Сибири и Монголии, обес печил известными кредитами эти фантазии, рассказывая о местных буддийских верованиях, также отсылавших к подземному королевству Агарта, в котором правил ко роль мира. Утопическое королевство обладало сверхъе стественным могуществом и могло в любой момент уничтожить человечество и преобразить поверхность зем ного шара.

Идеи о тайной теократии Востока сопровождались сообщением о силах Vril. В своем романе "Грядущая раса" (1871) Сэр Эдвард Булвер-Литтон приписал эту способность подземной расе людей, Vril-ya, далеко продвинувшейся психически по сравнению с челове ческими видами. Способности Vril состояли в телепатии и телекинезе. Это вымышленное понятие впоследствии использовалось Луисом Жаколио, французским консулом в Калькутте во времена Второй Империи, в его иссле дованиях о восточных верованиях и сектах; сама Бла ватская пользовалась его трудами, когда работала над "Изидой без покрывал" (1877). Vril был понят как значительный резервуар (источник) энергии в человече ском организме, недоступный непосвященным. Счита лось, что овладевший силами Vril, подобно расе Vril-ya у Булвер-Литона, приобретает власть над всем миром. Вилли Лей, эмигрировавший в Соединенные Штаты в 1935, после краткой карьеры инженера по ракетной технике в Германии, написал краткое изложение своих псевдонаучных идей, которое встретило известное одоб рение в Третьем Рейхе. Помимо Теории Мирового Льда и Доктрины Полой Земли, уже известных нацистским патронам, Лей сообщил о берлинской секте, занимав шейся медитативными практиками, направленными на освоение секретов Vril.

Луис Пауэллс и Жак Бергьер цитировали эту статью в своем "Утре магов" (1960), вторая часть которого посвящена Третьему Рейху и имеет впечатляющий за головок "Несколько лет абсолютно иного". Они преу величили значение берлинской секты для того, чтобы доказать, что нацистские лидеры были вынуждены ус тановить контакт с всемогущей подземной теократией и потому пытались больше узнать о их власти. Предпола галось, что эта власть могла позволить Германии заво евать весь мир и устроить человеческую жизнь в соот ветствии с собственным милленаристским видением.

Мы должны заключить союз с Мастером Мира или Королем Ужаса, который правит тайным городом где-то на Востоке. Те, кто подпишут этот пакт, смогут преобразить Землю, человеческая жизнь приобретет новый смысл на тысячи лет... Мир изменится: Боги встанут из центра Земли. Если мы не войдем в союз с ними и сами не станем Богами, мы найдем себя среди рабов, в навозной куче, которая будет питать корни повсюду возникающих новых городов.

Пауэллс и Бергьер утверждают, что Гитлер и его окру жение верили в такие идеи. В их обзоре берлинская секта известна как Общество Vril или Luminous Ложа (может быть, искаженное Lumenclub в Вене) и обладает статусом важной нацистской организации. Они цитируют некоего французского психиатра о том, что "реальной целью Гитлера было осуществление акта творения, бо жественной операции... биологическая мутация, которая в результате могла бы бесконечно возвысить человече скую расу и породить "призрак новой расы героев полубогов, полулюдей". Таким образом, предполагалось, что расизм был связан с оккультной мифологией Вос точных теократий и силами Vril, что определил тысяче летний образ нацистского будущего.

Мифологический образ воображаемых намерений нацистов подтверждается красочными рассказами об Обществе Туле и некоторых его членах. Пауэлл и Бергьер особенно выделяли двух персонажей, ссылаясь на них как на оккультных наставников Гитлера в Мюнхене в начале 1920-х. Дитрих Эккарт (1868-1923) - vцlkisch сценарист и журналист крайне антисемитических взгля дов, был выдающейся фигурой в националистических кругах Мюнхена. Известно также, что он посещал соб рания Общества Туле. Исследователи соглашаются в том, что Эккарт не только придал силу и направление возника ющему антисемитизму Гитлера после войны, но также ввел молодого партийного лидера в финансовые и другие влиятельные социальные круги. Вторым персонажем был Карл Хаузхофер (1869-1946), который служил военным атташе в Японии и всю жизнь восхищался восточной культурой. После Первой Мировой войны Хаузхофер начал свою академическую карьеру в сфере политической географии, занял кафедру геополитики в Университете Мюнхена, где Рудольф Гесс был его ассистентом. На Гитлера произвели глубокое впечатление идеи Хаузхо фера, переданные ему сэром Хальфордом Маккиндером; смысл их состоял в том, что земли Восточной Европы и России должны распространить свое влияние на весь мир.

В соответствии с Пауэллом и Бергьером влияние двух этих людей на Гитлера связывалось, главным образом, в передаче тайного знания, полученного ими от неизве стных сил через контакт с Обществом Туле и другими группами. Роль Эккарта как оккультного советника прямо отсылает к "невидимым иерархиям".

Туле мыслилась как магический центр исчезнувшей цивилизации. Эккарт и его друзья были уверены, что не все тайны Туле погибли. Существовало про межуточное звено между человеком и разумными трансцендентными существами, к нему имели до ступ посвященные (т. е. члены Общества Туле), оно представляло собой источник сил, которые могли позволить Германии овладеть миром... лиде ры Туле должны были быть людьми, знающими все, черпающими из основного источника энергии и ведомыми Великими Древнего Мира. Таковы были мифы, на которые опирались доктрины Эккарта и Розенберга и при помощи которых эти пророки разогревали медиумический ум Гитлера. Общество Туле вскоре стало инструментом изменения самой природы реальности... под влиянием Карла Хауз хофера группа приобрела свой подлинный характер как сообщество посвященных, сотрудничающих с Невидимым и стала магическим центром нацистско го движения.

В этом изобретательном отчете утверждалось также, что Хаузхофер был членом Светящейся Ложи, тайного буддистского общества в Японии и Общества Туле. Отнюдь не как геополитик, но как ученик Восточных мистерий Хаузхофер провозглашал необходимость "воз вращения к истокам" человеческой расы в Центральной Азии. Он отстаивал нацистскую колонизацию этой области для того, чтобы Германия могла достигнуть тай ных центров власти на Востоке. Следствием этой связи с "неизвестными владыками" выступало утверждение, что Общество Туле являлось тайным агентом, воздейст вующим на Третий Рейх. Это утверждение и все соп ровождающие его детали абсолютно ложны. Общество Туле распалось около 1925 года, когда его перестали поддерживать. Тогда как Эккарт и Розенберг никогда не были чем-то большим, чем просто гостями Туле в ее лучшие дни и нет никаких доказательств связи Хаузхо фера с этой группой.

Образ Общества Туле в дальнейшем был искажен Дитрихом Брондером в его книге Bevor Hitler Kam (1964). Брондер сообщает, что Хаузхофер встречался с Георгием Ивановичем Гурджиевым, кавказским магом и вол шебником, по меньшей мере три раза между 1903 и 1908 гг. на Тибете. Общество Туле, якобы, возобновило контакты с тайными монастырскими орденами Тибета через маленькую колонию тибетских буддистов, возникшую в Берлине в 1928; Экспедиция СС должна была отправиться на Тибет для того, чтобы проложить прямую радиосвязь между Третьим Рейхом и ламами в 1939.

"Стансы Дзэн" должны были использоваться ими в качестве кода для передачи сообщений между Берлином и Лхаса во время войны. Брондер завершил свое описание в той же мере неподлинным списком членов Туле, куда входили: Зеботтендорф, Гвидо фон Лист, Ланц фон Либенфельс, Муссолини, Гитлер, Гесс, Геринг, Гиммлер, Франк и Хаузхофер. В целом история Брондера настаива ла на существовании сверхъестественной диаволической связи между нацистской партией и теософами Тибета. Следует отметить, что эта работа была первой шифро ванной историей, обратившейся к ариософам. Подобные описания нацистского сатанизма, чудес Общества Vril, злоупотреблений Хаузхофера вскоре повторились у Вер нера Герсона, Le nazisrne, societe seerfete (1969), Элиза бет Антеби, Ave Lucifer (1970), Жан-Клода Фрер, Nazisrne etsociete secrfete (1974), Бреннана, Oceult Reich (1974).

Изложенные мистификации могут быть связаны с теософскими идеями, но существовали и другие мифологические источники для этой псевдо-истории. Тре вор Равенскрофт, например, связывает нацизм с антро пософией. Несколько лет спустя после Второй Мировой войны Равенскрофт встретил Вальтера Йоханнеса Штай на (1891-1957), австрийского еврея, в 1933 году эмигрировавшего из Германии в Британию. Незадолго до установления Третьего Рейха Штайн учился в валь дорфской школе в Штутгарте, организованной в соот ветствии с антропософскими принципами Рудольфа Штайнера. Во время своего пребывания там Штайн написал любопытную и грамотную книгу, Weltgeschichte im Lichte des Heiigen Gral (1928), которая опиралась на антропософскую интерпретацию средневековой литера туры и истории. Штайн доказывал, что роман о Чаше Вольфрама фон Эшенбаха "Парсифаль" (1200) написан по реальным историческим событиям девятого века и что вымышленные характеры соответствуют реальным лю дям, жившим в империи Каролингов. Например, король Грааля Анфортас был известен как король Карл Лысый, внук Шарлеманя; Кундри, колдунья и посланница Грааля носила имя Рисильды Злой; самим Парсифалем был Luitward of Vercelli канцлер при дворе франков; Клингзор, злой волшебник и владелец Замка Чудес был тем же лицом, что и Ландульф II из Капуи, человек дурной репутации, которую он заслужил своими связями с тем ными исламскими силами на оккупированной арабами Сицилии. Бой между христианскими рыцарями и их противниками должен был быть понят как аллегория продолжающейся борьбы за обладание Священным Копь ем, предположительно протыкавшим Христа на распятии.

Равенскрофт свою оккультную версию нацизма осно вывал на работе Штайна. В "Копье судьбы" (1972) он рассказывает о том, как молодой студент Штайн разыскал в оккультной книжной лавке старого квартала Вены экземпляр "Парсифаля" (1912). Эта книга содержала в себе многочисленные пометки и комментарии к тексту, интерпретирующие эпическую поэму как испытание пос вященных, открывающее им путь к достижению транс цендентных вершин сознания. Интерпретация сопровож далась множеством цитат из восточных религий, алхимию, астрологию и мистицизм. Штайн также отметил, что через весь комментарий проходит тема расовой ненависти и пангерманского фанатизма. Имя, написанное на внутренней стороне книжной обложки, указывало на то, что ее прежним владельцем был Адольф Гитлер. Любопытство Штайна было сильно возбуждено и он вернулся в лавку для того, чтобы расспросить ее хозяина о человеке по имени Гитлер. Эрнст Прецше сообщил Штайну, что Гитлер прилежно занимается изу чением оккультных наук и дал ему его адрес. Штайн разыскал Гитлера. В ходе их частых встреч в конце 1912 и начале 1913 Штайн понял, что Гитлер верит в то, что Священное Копье наделяет его обладателя неограничен ной властью, способной и к хорошему, и к дурному. Его предшествующими владельцами были Константин Великий, Карл Смелый, Генри Птицелов, Отто Великий, император Гогенштауфен. Как собственность габсбург ской династии Копье хранится в Хофбурге, в Вене. Гитлер также стремился к обладанию Копьем для того, чтобы поддержать свои претензии на мировое господство. Равенскрофт также включил в свою сенсационную историю сообщение о том, что Гитлер ускорял свое оккультное развитие употреблением галлюциногенной пейоты, с которой его познакомил Прецше, работавший до 1892 помощником аптекаря в немецкой колонии в Мехико.

Равенскрофт воссоздает в той же мере фантастиче скую социальную сеть людей, занимавшихся оккульт ными науками в Мюнхене. Дитрих Эккарт описан им как оккультист, отправившийся в Сицилию в поисках Замка Ландульфа II в Кальтабеллотее, где предпола гаемый прообраз Клингзора исполнял сатанические ритуалы арабской астрологической магии, - они должны были изгнать христиан из Южной Европы. Ландульф вызывал духов тьмы, посредством пыток и принесения в жертву людей; Равенскрофт предполагал, что Обще ство Туле под руководством Эккарта исполняло ана логичные ритуалы над евреями и коммунистами, ко торые необъяснимо исчезали в Мюнхене в первые годы Республики. Равенскрофт пополнил перечень персона жей нацизма такой фигурой как Алистер Кроули (1875-1947), английский волшебник, учредивший свое странное аббатство Телема в Целафу в 1921. Кроули также якобы охотился за ключами Кальтабеллотты, а Эккарт в это время изучал гностическую секс-магию Кроули и ее символические взаимосвязи с са таническими опытами Ландульфа. Эта путаница связей между оккультизмом XX века и Сицилией IX увен чалась утверждением, что Гитлер считал себя вопло щением Клингзора-Ландульфа (реинкарнацией). Равен скрофт приходит к выводу, что Эккарт и Хаузхофер посвятили Гитлера в черные ритуалы для того, чтобы войти в контакт со злыми силами:

Дитрих Эккарт решил развить в астральном теле Гитлера центры, ответственные за выход в макро косм и контакт с силами тьмы... используя его воспоминания о прошлом воплощении в качестве Ландульфа из Капуи в IX веке... посредством "Тай ной доктрины" Хаузхофер намеревался расширить временное сознание Гитлера и заставить его осоз нать законы Царства Люцифера, действующие в нем потому, что он принадлежал его власти и должен был стать машиной осуществления злых намерений в двадцатом веке.

Центры астрального тела, выход в макрокосм, Царство Люцифера и его проявления в антихристе, - все это концепты, пришедшие из антропософии. Здесь ясно видно как Равенскрофт при помощи доктрин Рудольфа Штай нера и Вальтера Иоханнеса Штайна пытается создать мифологию оккультного нацизма. Он также прибегал к спиритизму в своих неправдоподобных отчетах о дея тельности Общества Туле. Он рассказывает о непристой ных сеансах с обнаженными медиумами, на которых присутствовали Эккарт, Розенберг и Зеботтендорф и при помощи которых они пытались войти в контакт с душами убитых заложников Туле. Принц фон Терн-и-Таксис и Хейла фон Вестарп сообщали из могилы, что следующим претендентом на обладание Священным Копьем должен быть Гитлер, он должен возглавить Германию в решительной борьбе за мировое господство.

Не так давно криптоисторики открыли для себя ариософию. Ее тайная иерархия и оккультный гнозис удовлетворили всем необходимым критериям магической модели национал-социализма. После того как Брондер включил Листа в Общество Туле, Равенскрофт начал эксплуатировать его как оккультного наставника Гитлера. Штайн рассказывает о том, что в полутемном помещении книжной лавки Прецше он видел групповую фотографию, на которой рядом с Прецше стоял Гвидо фон Лист. В соответствии со Штайном, Гвидо фон Лист был неизвестным основателем тайной ложи, изобличенной венской прессой как "кровавое братство" за их ритуалы, включающие в себя сексуальные извращения и процедуры средневековой черной магии. Будучи изобличен в 1909, Лист вынужден был бежать из Вены, поскольку опасался суда разъяренных католиков. Равенскрофт предполагал, что и Прецше, и Адольф Гитлер были связаны с ложей Листа "Если верить Гитлеру, Прецше присутствовал при попытках Листа материализовать Инкуба в ритуальных процедурах создания ёребенка Луны"".

Но не существует ни малейших доказательств действительного проведения этих ритуалов. Лист не стоял перед необходимостью бежать из Вены, а, напротив, поль зовался покровительством известных в Вене людей. Риту алы, описанные Равенскрофтом, особенно порождение "ребенка Луны", спровоцированы воображением Алистера Кроули. Следует также добавить, что человек по имени Прецше нигде не числится как живший в Вене между 1890 и 1920, это имя также не присутствует в списке чле нов Общества Листа. Вымышленная природа всего эпизо да вокруг аннотированной копии "Парсифаля" подтверж дается также подозрительным сходством книжной лавки Прецше с аналогичной лавкой, описанной в романе сэра Эдварда Булвер-Литтона "Занони" (1842), который воз можно и послужил Равенскрофту литературной моделью.

Дебют Ланца фон Либенфельса в этой мифологиче ской истории состоялся благодаря работе Мишель-Жан Анжеберт, Les mystiques du soleil (1971). В ней предпо лагается, что в 1898 молодой Гитлер подвергся влиянию послушника из Хейлигенкрейц. Происхождение этой идеи связано с хоровой школой при монастыре Ламбаха, куда Гитлер ходил учиться пению с июля 1897 по январь 1899. В 1898 в монастырь Ламбаха прибыл Ланц и провел несколько недель в частной библиотеке Теодериха Хагна, бывшего аббата. Причина его интереса к этим книгам в характере увлечений аббата; он глубоко изучал аст рологию и оккультные науки. Между 1856 и 1868 ездил на Средний Восток и Кавказ в поисках тайного знания. Анжеберт также приписывает Хагну выбор свастики в качестве символа, указывающего на восточные источники вдохновения. Геральдическая свастика, действительно, была выбита над воротами монастыря. Фрер повторил эту историю, настаивая на том, что Ланц долгие месяцы оставался в библиотеке, "лишь изредка выходя для скуд ной пищи, ни с кем не разговаривал и выглядел крайне возбужденным, производя впечатление человека, нахо дящегося во власти поразительного открытия". Возможная встреча между Ланцем и Гитлером осталась недоказан ной.

Этот эпизод также принадлежит воображению автора. Во-первых, Хагн не совершал путешествий, а его герб традиционно использовался его семьей и происходил от имени: Haken означает "крюк" и эмблема свастики в данном случае была просто искривленным крестом. Тем не менее миф о свастике Ламбаха ходил уже в Третьем Рейхе. Расхожие художники изображали безвкусные пастиши на известную картину о Св. Франциске, принимающем мучения; на этих картинках юный Адольф изображался стоящим на коленях перед воротами аббат ства и простирающим руки к геральдической свастике над ними, от свастики исходили лучи. Эта картинка широко ходила, распечатанная по типу маленьких икон. Идеи, касающиеся ранней встречи между Ланцем и Гитлером и полагаемого его детского преклонения перед свастикой служат доказательством особого рвения, с ко торым криптоисторики пытаются установить связи с оккультным миром для ранней жизни будущего фюрера.

Книги, написанные об оккультном нацизме между 1960 и 1975 по большей части сенсационны и необосно ванны. Большинство авторов совершенно невежественны

относительно первичных источников неточности и дикие заявления повторяются каждым новым неофитом этого жанра; появляются все новые "факты" и подробности деятельности могущественного Общества Туле, связей нацизма с Востоком и оккультного посвящения Гитлера. Но иногда, несмотря на приблизительность и абсурд, современная мифология нацистского оккультизма вы ходит за пределы только развлечения. Серьезные авторы проникают в эту возбуждающую сферу интеллектуальной истории: Эллик Хау, Дети Урании (1967, переизданная как Астрология и Третий Рейх, 1984) рассказывает историю личного астролога Гитлера; Джеймс Вебб посвящает главу "Магам Севера" в своих "Основаниях оккультизма" (1976). Сосредотачиваясь на практической роли оккультизма в политическом иррационализме, Вебб поднимает изучение нацистского оккультизма на высоту истории идей.

Используются технологии uCoz