Ведьмы
"Постоянными курьерами шабаша являются женщины, они
летят и торопятся, растрепанные как фурии. Они там обнажены, то смазаны
жиром, то нет. Они прибывают туда или удаляются, сидя верхом на палке
или метле, или оседлав козла или другое животное, причем черт или ими
верховодит или погоняет их кнутом". Так описывает ученый XVII века шабаш
ведьм. Он сообщает также о больших котлах, наполненных жабами, гадюками
и сердцами некрещенных детей. Это наглядное описание не является, конечно,
"правдой о ведьмах", а тем. что люди тогда думали о них.
Многие из этих подробностей
получены от женщин, обвиненных как ведьмы под жестокими пытками. Но нет
сомнений, что шабаши ведьм на самом деле происходили. Слово "шабаш" —
еврейского происхождения: евреи в средневековые преследовались как враги
Христа. Были местные шабаши, на которые собирались небольшие группы ведьм.
В определенные дни года (2 февраля, 23 июня, 21 августа и 21 декабря)
происходили шабаши ведьм крупного масштаба. Самыми значительными были
большие шабаши 30 апреля (Вальпургиева ночь) и 31 октября (канун 1 ноября).
В Германии в Вальпургиеву ночь ведьмы собирались на
горе Броккен в Гарце. называемом также Блоксберг. И во Франции, и в Швеции
были такие места: Пуй-де-Дом и Блакулла. О шабашах сообщалось, что черт
являлся в образах чернобородого большого мужчины или черного козла. Он
восседал на троне из слоновой кости или стоял на алтаре, вокруг которого
собирались ведьмы. Говорят, что вначале зачитывался список присутствующих.
Затем все выстраивались, чтобы присягнуть черту на верность; они целовали
его в зад — это было известно как "позорный поцелуй",
Насколько эти сообщения являлись плодом воображения
тогдашних людей, остается открытым вопросом. На многих шабашах наверняка
устраивался пир, на котором дико танцевали по кругу против хода часовой
стрелки,
Вообще говорили, что шабаш кончался безудержной сексуальной
оргией. Крик петуха перед рассветом прекращал шабаш и, по всей видимости,
обессиленные ведьмы возвращались в свои жилища.
Культ ведьм
Ведьмы явно хорошо относились
к природе. Они встречались ночью в темных лесах, которых боялось большинство
людей. Они поклонялись дьяволу в форме дерева или какого-то животного.
Вначале ведьмы не видели противоречий между своим культом и христианской
верой: без конфликтов с совестью ночью они посещали шабаш, а в воскресенье
— церковь.
Сексуальность играла существенную роль во всех празднествах
ведьм. Охотники за ведьмами настаивали на том. чтобы раскрыть каждую
деталь такого действия. Кровосмешение (половые связи между родственниками).
скотоложество и зверство появлялись почти в каждом сообщении, чтобы
удовлетворить ожидания охотников за ведьмами.
Дьявольские ухаживания
Верили также, что черт разрешал
некоторым из своих демонов вступать в половые отношения с ведьмами.
К одной ведьме он направил демона по имени Инкуб. а к одному ведьмаку
— демона по имени Суккуб. Один и тот же демон мог при необходимости
превращаться в женские особи с такими же именами: Инкуб или Суккуб.
Семя, которое он, пребывая в образе женщины, получал от ведьмака. он
мог уже в виде мужчины оставить у ведьмы и таким образом ее оплодотворить.
Говорят, что черт сам, принимая всевозможные облики, вступал в половую
связь с ведьмами. Часто его половой член описывался то холодным. то
горячим или имеющим крючок.
Этот русский рисунок XIX века изображает демона-мужчину при попытке
вступить в половую связь с ведьмой. Часто женщины заявляли об изнасиловании
их Инкубом, скрывая истинных виновников их беременности. Если
им не верили, то они подвергались опасности быть объявленными ведьмами
и сожженными на костре.
Сделка с дьяволом и злая колдовская сила
К дьявольским ухаживаниям
относилась и сделка с дьяволом. Она рассматривалась как предпосылка
каждого злого колдовства. Взамен за свою душу ведьма получала от дьявола
сверхъестественную силу, которая позволяла ей причинять своим колдовством
вред другим людям. На шабаше ведьмы отрекались от церкви и таинств.
В церкви они старались не проглатывать причастие, чтобы не изменить
своей дьявольской вере: они задвигали его под язык и затем незаметно
прятали в носовой платок.
Заклинания погоды
Искусство заклинания погоды являлось
важнейшей частью колдовского искусства, приписывавшегося ведьмам.
"Они делают погоду, несвоевременный и неумеренный
дождь, ветер, гром, град. снег, иней и мороз, гусениц, жуков и других
вредных насекомых, чтобы погубить зерно, вино, желуди и другие плоды
на полях и в лесах". Так писал один ученый XVI столетия.
За присягу служить черту ведьмы получали взамен магическую силу.
Эта резьба по дереву XV века изображает ведьму, которая прострелила
ногу крестьянина заколдованной стрелой. Нога распухла, но ведьма только
тогда намерена излечить ее, когда крестьянин отдаст ей свой кошелек.
Если под пыткой ведьма говорила,
что она хотела. наворожив погоду, погубить урожай, то смертный приговор
ей был обеспечен. Не запрещено было, однако, предотвращать злое влияние
ведьмы собственной магической формулой. Если три раза сказать: "Во имя
слов Евангелия - отступи эта гроза". — то гроза сразу же прекращается.
Магическое заклинание дождя в средние века.
Считалось, что якобы во власти ведьм управлять погодой: напустить бури,
дождь или град, которые были способны погубить урожай или потопить корабли
в море. Для этого ритуала ведьмы использовали котел на огне, петуха и
змею.
Искусство летать
Сообщается, что ведьмы обмазывали
свое тело волшебной мазью, что позволяло им летать в воздухе . Врач
Йохан Вайер из Нидерландов. один из немногих разумных голосов, которые
выступали в XVI веке против охоты на ведьм, называл несколько рецептов
"летательных мазей". Дополнительно к таким компонентам, как кровь летучей
мыши. жир младенца и сажа, они содержали аконит, красавку или другие
растения, приводящие человека в состояние опьянения.
Вайер считал возможным, что под действием этих растительных
средств ведьмам только казалось, что они летают. Даже некоторые охотники
за ведьмами соглашались с этим — хотя воображение они так же порицали,
как и действие,
Но многочисленные рассказы свидетельствуют о том,
что ведьмы летали по воздуху на животном. Это животное считалось доверенным
ведьмы и принималось за демона. Многие ведьмы имели "близкого друга"
— часто собаку. кошку или кролика, зачастую и менее привлекательное
животное, как, например, насекомое или жабу. Согласно рассказам, "близкий
друг" за свою работу вознаграждался кормом — в основном небольшим количеством
крови, высосанной из тела ведьмы. То место на теле ведьмы, откуда ее
"друг" сосал кровь, было известно как "ведьмина отметина". Оба — и отметка,
и наличие пусть даже маленького животного рассматривались как доказательства
принадлежности к ведьмам.
Отличительные признаки ведьмы
Что еще считалось доказательством
того, что женщина являлась ведьмой? Почти все! Каждое слово, каждое
случайное происшествие могло послужить косвенной уликой причастности
того или иного человека к "чертовщине".
Приведем только некоторые из улик, которые охотник
за ведьмами из Кельна признавал достаточными для ареста. а, следовательно,
и пыток, и сожжения на костре: "Если родители были колдунами. Если соседи
не приглашают в гости. Если в доме найдены кости или причастия..."
Одним из наиболее часто упоминаемых признаков был
тот факт, что непосредственно перед началом или во время грозы ведьма
находилась не в доме, а на улице. Чрезмерная набожность могла послужить
такой же уликой, как и бросающаяся в глаза небрежность в посещении церкви
или при получении таинств.
Но важнейшей уликой было заявление осужденной на
смерть, что та или иная женщина является ведьмой. Высказанный ведьмой
донос считался полноценным свидетельским показанием. Часто обвиняемой
обещали освобождение от пыток, если она называла достаточное количество
сообщниц.
На многих процессах свидетелями или доносчиками выступали
дети. При известном сожжении ведьм в Мора (Швеция) по показаниям четырехлетних
детей на смерть были осуждены 72 женщины. В этой общине несколько детей
почти одновременно были поражены необъяснимой болезнью, которая выражалась
в судорогах, обмороках и галлюцинациях.
Все они единодушно сообщили о месте, называемом на
языке ведьм Блакула, куда якобы ведьмы брали их с
собой. Когда стали известны первые имена этих ведьм и этих женщин арестовали,
в близлежащих провинциях также начала распространяться настоящая истерия
по охоте за ведьмами.
Древняя проверка "божьим судом": "плавание" ведьмы.
Связанную по рукам и ногам
подозреваемую бросали в пруд или реку. Если она тонула — причем в большинстве
случаев со смертельным исходом — ее невиновность была доказана. Если
же она оставалась на поверхности воды, то этим без сомнения доказывала
свою причастность к нечистой силе и выживала только для того. чтобы
позже принять более ужасную смерть.
Испытания ведьмы
Многие изощренные методы,
вроде испытания огнем могли быть применены к обвиняемой для получения
признаний. Часто использовалось испытание водой: по теории ведьма должна
удерживаться на поверхности воды. если ее бросить в пруд или реку. Кто
тонул — был невиновен. хотя к сожалению, уже мертв.
В большинстве случаев испытуемые были связаны крестообразно
— большой палец правой руки с большим пальцем правой ноги. И в таком
положении удивительно значительное число обвиняемых удерживалось на
поверхности воды.
Предпочтительной проверкой были также поиски ведьминой
или дьявольской "отметины". Ведьминой "отметиной" было то место, которым,
по предположениям, ведьма кормила кровью своего "друга". Дьявольской
"отметиной" могло быть все: родинка, шрам. родимое пятно...
В переполненном судебном зале женщины ставились на
помост, а затем на их теле искали предательские "отметины". Для распознания
дьявольской "отметины" была придумана проверка под названием "укол".
Считалось, что укол иглой в эти "отметины" не вызывает
ни боли. ни кровотечения.
Коварным сыщиком ведьм в Англии был Мэтью Хопкинс.
который жил там в середине XVI) века. Он прославился тем. что отдал
под суд сотни людей. Проверка на воде и "укол" были его излюбленными
методами. Он прибегал также к таким пыткам, как лишение сна и пищи.
При этом в Англии было казнено в сравнении с европейским континентом
относительно мало ведьм. В пиковые периоды охоты на ведьм многие люди
подозревали других в "чертовщине". также часто поступали жалобы от злонамеренных
соседей или оплачиваемых доносчиков по совершенно другим мотивам.
Размах преследования ведьм
Палачи и охотники за ведьмами
могли чрезвычайно обогатиться на своем деле. Особенно успешно они поработали
в окрестностях Трира. где в некоторых деревнях осталось только по одной
представительнице женского пола.
Города Бамберг и Вюрцбург славились изощренными пытками.
В 1602 году епископами обоих городов стали люди чрезвычайно фанатичные
и жестокие. За восемь лет епископ Вюрцбурга сжег более девятисот мнимых
ведьм и ведьмаков — граждан разных сословий и возрастов - купцов, священников,
дворян, адвокатов, ремесленников и их жен. Эпидемия охоты на ведьм в
Европе в период с 1450 по 1750 гг. уничтожила свыше одного миллиона
человек. В Германии это безумие достигло наивысшего уровня. Существовало
мнение, что между сатаной и ведьмами существует заговор для свержения
христианства. Как могло до этого дойти?
Пыткой водой официальные сыщики хотели добиться
от подозреваемых в "чертовщине" признания. При этом желудок жертвы принудительно
наполнялся водой, пока он не растягивался. Если и тогда не наступало
признание, то наносились удары по телу подозреваемого.
Повседневная жизнь в средневековье
в меньшей степени предопределялась христианскими ценностями, чем это
представляется сегодня. Люди начала той эпохи имели более прямое отношение
к телу. нежели это предпочитала церковь: спали они в обнаженном виде,
зачастую помногу в одном помещении, и их сексуальные отношения были
относительно свободны. На многочисленных празднествах они поклонялись,
как и ранее, языческим божествам, и прежде всего богам плодородия. Церковь
пыталась воспринять эту традицию (например, посредством введения праздника
урожая). Но она и запретила многие из древних ритуалов, как. например,
танец вокруг огня.
В основном сохраняли магический культ и исполняли
его женщины. На празднествах и в танце они нарушали навязанную им сдержанность.
В Средиземноморье существовали, например, тайные союзы, которые жестоко
преследовались церковью. Упреки в отношении их культов были те же, что
и поздние обвинения ведьмам: ведущая роль женщин, сексуальная распущенность,
колдовство и убийство.
В IV столетии в Европе начались преследования танцоров.
Но, несмотря на это. они смогли сохранить свои традиции до конца средних
веков. На народных празднествах они развлекали людей: утверждалось также,
что своими танцами они могли изгонять демонов и отпугивать болезни.
Особенно во времена, когда свирепствовала чума, танцоры пользовались
большой популярностью.
Направленные в то время законы против "чертовщины"
были по существу законами против колдовства. В XIV веке Ватикан запретил
ритуальную магию, т.е. заклинание демонов.
Деревенские жители часто хватали мужчин, а чаще всего
женщин, подозреваемых в колдовстве. Может, они считали их виновными
в поздних заморозках, которые губили урожай. Бывали случаи, что они
сжигали их или побивали камнями. Но, без сомнения, прежде всего преследование
еретиков явилась началом большой кампании охоты на ведьм.
Инквизиция
В XIII веке на юге Франции
инквизиция приступила к истреблению двух религиозных сект - альбигойцев
и вальденсов, которые не желали подчиниться папской власти. Следующим
был разбит орден тамплиеров - и его богатства перешли к инквизиторам.
Члены этого братства обвинялись в тех же действиях, что и позднее ведьмы:
поклонение дьяволу и оскорблении священных предметов.
Парижская гадалка ля Вонзен на костре. Она
часто снабжала своих клиентов из французской аристократии ядами и проводила
черные мессы, призывая в помощь дьявола.
Колдовство, которое до этого
не считалось слишком серьезным проступком, было запрещено под угрозой
смерти. Инквизиторы старались обвинить прежде всего аристократов и богатых
граждан — только процессы в отношении них были выгодны с финансовой
точки зрения.
Во Франции в середине XV века появилось сочинение
под названием "Бич еретиков". В нем был перекинут мостик от ереси к
"чертовщине". Еретикам в качестве основной вины вменяли уже не отказ
от церкви, а злое колдовство, причиняющее вред людям. Если же кто-либо
публично заявлял, что не верит в колдовство, то он объявлялся причастным
к нечистой силе и подвергался казни. "Бич еретиков" замышлялся как инструкция
для судей по делам о "чертовщине" и инквизиторам. Используя его, в Appace
(Франция) осудили очень многих. Впервые здесь людей истязали до тех
пор. пока те не называли имена других мнимых ведьм. Папа Иннокентий
VIII подписал в 1484 г. буллу, вошедшую в историю как "Булла о ведьмах".
В ней перечислены все преступления, в которых обвинялись ведьмы, только
полеты ведьм и их шабаши пока еще не упоминаются, но вскоре и они пополнили
список преступных действий. Это началось с появления книги под названием
"Молот ведьм".
Казнь ведьм в Англии
Молот ведьм
Это "Руководство для охотников
на ведьм" было впервые опубликовано в 1486 году. В нем в деталях описаны
якобы вредные действия ведьм и даны указания, как добиться признания
от них. Оба автора — Хенрих Крамер и Яков Шпренгер — монахи. Х.Крамер,
называемый также "уполномоченным", был инквизитором Тироля, т.е. в его
компетенции было преследование местных еретиков. Его жестокость была
известна всем: он, например, прятал женщину в печи и говорил, что там
дьявол. Голос этой женщины доносил на многих людей, которых Крамер затем
пытал.
Из-за своей жестокости Крамер нажил себе много врагов,
но папа Иннокентий VIII предоставил ему аудиенцию. В своей "Булле о
ведьмах" папа призвал всех граждан содействовать охотникам за ведьмами
и еретиками. Папская булла была напечатана как часть "Молота ведьм"
и придавала этим книгам большой авторитет.
В первом разделе книги изложены советы по составлению
проповедей против ведьм, и он предназначался в первую очередь для священников.
Второй раздел рассматривал способности ведьм и излагал методы религиозного
противостояния и исцеления от злых чар. Третья часть предназначалась
для судей, излагались способы суда над ведьмами. Описывалось, как их
задерживать, раздевать, брить и осматривать на предмет ведьминой "отметины",
как их допрашивать, пытать и сжигать.
Происхождение веры в колдовство
Вера в то, что существуют
женщины, способные напустить болезни с помощью колдовства, существовала
уже среди римлян. Наряду со злыми колдуньями римляне знали ясновидиц
и жриц. которые пользовались большим авторитетом. Считалось, что женщины
ближе к высшим силам, так как они более тесно связаны с природой — например,
своей способностью рожать детей. Эта вера является пережитком тех времен,
когда в обществе господствовал матриархат. т.е. мужчины еще не имели
власти над женщинами. Тогда поклонялись женским божествам. Несмотря
на то, что христианство обьявило языческим и запретило колдовство женщин,
но эту веру не удалось полностью искоренить. Ведьмы сохранили многие
языческие традиции и знания. которые были опасны для церкви.
По мнению демонолога Франческо-Мариа Гуаццо.
ведьмы "привязывали себя к дьяволу" сложным ритуалом. Некоторые стадии
этого процесса Гуаццо изобразил в своей резьбе по дереву.
Вверху слева: начинающий ведьмак отрекается словесно
от христианства.
Вверху в центре: он просит дьявола убрать его
имя из "мудрой белой книги жизни" и вписать его в "черную книгу смерти".
Вверху справа: стоя в очерченном на земле круге,
он присягает дьяволу на верность.
Внизу слева: от своего собственного имени дьявол
крестит новоявленных ведьм и ведьмаков.
Внизу в центре: дьявол дотрагивается до ведьм,
оставляя на их телах "дьявольскую отметину" — знак странной формы на
коже.
Внизу справа: заключительным актом самоуничтожения
является "позорный поцелуй". которым ведьма "одаривает" дьявола.
В начале средних веков ведьмы почитались как "мудрые
женщины". Если кто-то заболевал или попадал в трудную ситуацию, к ним
шли за советом. Но если совет женщины не помогал, то ее называли ведьмой
и всячески поносили. Но обычно "мудрые женщины" пользовались уважением
и их называли еще "хорошие" или "прекрасные женщины".
Эти женщины знали многое о природных силах. Они разбирались
в лечебных травах и их действиях. Они знали, что многие ядовитые травы
в малых дозах действуют исцеляюще, кроме того, они знали о наркотических
свойствах некоторых растений, из которых они готовили мази. Для церкви
самыми нежелательными были их знания о противозачаточных микстурах и
абортивных средствах.
Ведьмы и повивальные бабки — понятия, которые сродни
одно другому. Повивальные бабки, из-за постоянного обращения с женским
телом и знаний, как можно безболезненно родить ребенка, попадали в конфликт
с церковью. Они действовали наперекор библии, так как там было написано:
"... и будешь ты в муках рожать детей своих".
Для дискредитации повивальных бабок в "Молоте ведьм"
сообщалось о том, чго ведьмы для изготовления колдовских мазей используют
ребенка.
Ничего удивительного, что повивальные бабки сразу
же попали в число подозреваемых. Более интенсивно, нежели в деревне,
церковь боролась с языческой народной медициной в городе.
Повивальные бабки были обязаны крестить младенцев
еще во чреве матери. Для этого специальный жестяной шприц со святой
водой вводился в матку женщины, часто это кончалось смертью матери и
ребенка. Если повивальная бабка отказывалась проводить крещение, она
обвинялась в намерении посвятить ребенка дьяволу, в принадлежности к
ведьмам.
Познания "мудрых женщин" и повивальных бабок были
как бельмо на глазу не только для церкви, но и для государства. Например,
сведения о противозачаточных средствах к началу нового времени, когда
началась индустриализация и понадобилась рабочая сила. были для государства
совершенно лишними. Многие из этих тогдашних медицинских знаний "мудрых
женщин" из-за их систематического искоренения при преследовании ведьм
не сохранились до наших дней.
Мужчины-врачи в городе считали повивальных бабок
своими конкурентами. При этом в начале средневековья даже среди студентов-врачей
было много женщин. Женщиной-врачом написана самая интересная книга о
средневековой медицине. Это была Хильдегард фон Винген. В своей книге
она еще широко ссылается на методы народной медицины "мудрых женщин".
Но уже в начале нового времени изучение медицины в университетах для
женщин было запрещено.
Во времена всего средневековья праздниками считались
конец послеродового периода и крещение ребенка, на которых присутствовали
только женщины. На этих праздниках пели и танцевали. Это тревожило правящие
круги, и они запретили впредь отмечать эти праздники. "Мудрые женщины"
не поддерживали также церковной и государственной непримиримости к сексу.
Они варили, например, из разных трав любовные напитки. При лечении приступов
судорог повивальные бабки пытались добиться успокоения пациенток, рекомендуя
при схватках прибегать к половому самоудовлетворению.
Существуют ли сегодня ведьмы?
И в наше время всплывают
иногда сообщения о тайных союзах, занимающихся колдовством. В нашем
столетии эта традиция существует, прежде всего в Англии и Америке.
В 1921 году появилась книга Маргарет Маррей. на основе
которой стали возникать некоторые тайные союзы с 13-ю членами. Но нет
доказательств того. что ведьмы в средние века обьединялись по 13 вместе.
Эти тайные союзы практикуют по сегодняшний день ритуалы, описанные в
книге "Молот ведьм" и других книгах о ведьмах. Они не обращают внимания
на то, что эти средневековые сведения получены под пыткой от обвиняемых
женщин, т.е. в большинстве случаев в них нет ничего общего с действительными
ритуалами. Как раз в последние годы тема ведьм вновь стала интересной
— особенно для молодежи. Так, демонстрации в Риме против запрета на
аборты сотни тысяч женщин скандировали: "Радость, радость родиться женщиной,
а стать ведьмой?" На многих демонстрациях женщин участницы переодеваются,
как ведьмы. Женские клубы носят такие названия, как "Блоксберг", книги
— как "Шепот ведьмы". В этих книгах описываются знания "мудрых женщин",
которые дошли до наших дней.
Традиции врачевания (знание о лечебных свойствах
многих трав) получают новый импульс. Многие женщины отказываются от
употребления химических лекарств, которые им прописывает врач, при рождении
их детей они придают значение тому, чтобы это происходило более почеловечески
— на основе знаний, передававшихся из поколения в поколение ("мягкие
роды").
То, что женщины — участницы женского движения - ссылаются
на традиции ведьм и "мудрых женщин", можно объяснить и политическими
причинами. Уже те, первые ведьмы не хотели покоряться мужчинам, главенствовавшим
в обществе: так же и сегодня многие женщины не хотят, чтобы мужчины
оттесняли их к "дому и кухне". Как и тогдашние ведьмы, они мечтают о
матриархате. Но не таком, где женщины господствуют над мужчинами, а
таком, где в совместной жизни нет господствующих сторон.
|