Уоллис Бадж Амулеты и суеверия


Глава XXXVI Разное

1. Металлы, связываемые с планетами: золото — с Солнцем, серебро — с Луной, железо — с Марсом, олово — с Юпитером, ртуть — с Меркурием, медь — с Венерой, свинец — с Сатурном.

2. Цвета, связываемые с планетами: золотистый — с Солнцем, серебристый, или цвет, который меняется (переливчатый) — с Луной, зеленый — с Венерой, красный — с Марсом, синий — с Юпитером, черный — с Сатурном.

3. Цвета, связываемые со знаками Зодиака: огненный — с Овном, темно-зеленый — с Тельцом, каштановый — с Близнецами, серебристый — с Раком, золотистый — со Львом, пестрый — с Девой, водянисто-зеленый — с Весами, алый — со Скорпионом, небесно-голубой — со Стрельцом, черный — с Козерогом, серый — с Водолеем, синий (цвета морской волны) — с Рыбами.

4. Благоприятные цвета. Фиолетовый символизирует ум и знания; синий — целомудренную любовь; зеленый — надежду и уверенность; розовый — мягкость характера; белый — чистоту, истину и радость; красный — пылкость, здоровье и силу; пурпурный — постоянство и верность; сиреневый — свежесть и первородность; фиолетовый, зеленый и желтый — триумф.

5. Неблагоприятные цвета. Белый и черный символизируют горе и смерть; черный — печаль и горе; оранжевый — роскошь; желтый — фальшь, предательство, честолюбие и алчность; коричневый — раскаяние и горе; пурпурный — гордость и напыщенность; цвет опавших листьев — горе, упадок и крах.

6. Принадлежности мага. Одна из историй Весткарского папируса (Berlin, p. 3033) рассказывает, что египетский магУбанер хранил используемые им в магии материалы в ларце, сделанном из черного дерева и белого золота. Одним из таких материалов был воск Однажды, когда слуга принес ему этот ларец, он вынул из него воск и вылепил фигуру крокодила длиной в семь локтей. Затем он прочитал над ней заклинания, которые наделяли ее способностью превратиться в живое существо.

Жезл Нингишзиды

После этого его слуга бросил эту восковую фигуру в реку, и она превратилась в чудовищного и ужасного крокодила, проглотившего любовника жены мага, когда тот на рассвете пришел купаться. Египетский царь Нектабен лепил из воска фигурки людей и модели кораблей и помещал их в бассейн с водой. Затем, взяв в руки жезл из черного дерева, он произносил определенные магические формулы во имя Амона Ливийского и тогда модели его собственных кораблей и фигурки людей приходили в движение, они атаковали и топили модели кораблей его врагов. Магический жезл Моисея, уничтоживший жезлы египетских магов и принесший победу израильтянам, слишком хорошо известен, чтобы нуждаться в описании. Ему была присуща и указывающая воду сила "волшебной лозы", ибо когда Моисей ударил им по камню, хлынула вода. Врачующие маги во время сеансов лечения также пользовались жезлами. У их бога тоже был жезл, рисунок которого представлен слева. Этот рисунок скопирован с вазы, находящейся сейчас в Париже. Примерно в 2350 г. до н.э. Гудеа, царь Вавилонии, поднес ее шумерскому богу Нин-гишзиде, великому врачевателю, сыну Ниназу. На этом жезле, вероятно, были вырезаны две змеи, или, возможно, фигурки двух бронзовых змей обвивали его. Во всяком случае, в настоящее время он служит символом гильдии врачей Англии. Змея ежегодно меняет свою кожу, что наводило древних на мысль о продлении жизни и бессмертии.

7. Магические растения. — Многие древние собиратели трав знали, что соки некоторых растений обладают специфическими свойствами и при попадании в тело человека оказывают удивительное воздействие. Одни из трав использовались как средства, усиливающие половое влечение, другие — как наркотики, третьи — как возбуждающие. Маги, ознакомившись с ними, естественно, стали использовать их в своих зельях и снадобьях для оказания как благотворного, так и пагубного воздействия. Некоторые растения связывались с планетами и предположительно дополняли или усиливали влияние семи астрологических звезд, но скорее всего они были более полезны врачу, чем астрологу.

8. Магические зеркала. — В качестве таких зеркал использовали сосуды с чистой речной или колодезной водой. Иногда в качестве магического зеркала служила сложенная лодочкой и заполненная чернилами ладонь заглядывающего в будущее человека, который должен был в это время сидеть. Маг, повторяя заклинания, несколько раз обходил вокруг него и время от времени просил пристально всмотреться в чернила. По истечении нескольких минут на поверхности чернил появлялась рябь, и, когда она утихала, возникала требуемая картина. Каббалисты использовали семь металлических зеркал, каждое из которых носило название одной из планет. Зеркало Солнца было изготовлено из золота, т.е. солнечного металла и было эффективным при обращении к нему только в воскресенье, т.е. день Солнца. Зеркало Луны было из серебра и давало предсказания только при обращении к нему в понедельник, и так далее в том, что касается оставшихся зеркал и дней недели. Остальными пятью металлами были железо (вторник), ртуть (среда), олово (четверг), медь (пятница) и свинец (суббота).

9. Корни мандрагоры (яблоки любви). — Они упоминаются в Библии (Быт., XXX, 14). Нет никакого сомнения в том, что древние применяли отвары этого растения и в качестве средства, усиливающего половое влечение, и как наркотик Его корни имеют необычную форму и вид и часто напоминают ноги мужчин и женщин, а также фаллос. Маги использовали это растение главным образом для приготовления своих приворотных зелий. В Каире современные аптекари дают его молодым парам, которые собираются сочетаться браком и желают иметь много сыновей в семье. Раньше небольшие фигурки, вырезанные из корней мандрагоры, можно было купить в Багдаде, где они пользовались большим спросом и применялись как амулеты. Считалось, что эти амулеты повышают половую потенцию и плодородие, а также приносят своим владельцам процветание.

-------------------------
Замечательная коллекция рисунков корней мандрагоры представлена в статье г-на С. Singer о "Juliana Anicia Codex" в Journal of Hellenie Studies, vol. XLVII, p. 4f.

Само растение обладает зловонным и несколько тошнотворным запахом.

10. Прорицание с помощью умерших. — Вероятно, древнейший пример прорицания с помощью умерших представлен в эпосе о Гильгамеше, правителе Ура, единственной целью в жизни которого было раскрытие тайны бессмертия. Ему не удалось разгадать ее на земле, и он попытался достичь этого в царстве мертвых. Гильгамеш обратился к жрецам, но никто из них не смог помочь ему. Тогда он решил, что если ему удастся поговорить со своим любимым другом Энкиду, то он сможет узнать желаемое. Гильгамеш воззвал к Белу и Сину и попросил их послать к нему наверх дух Энкиду, но боги отказали в его просьбе. Тогда он обратился к Эа. Эа приказал Нергалу, богу войны, вызвать дух Энкиду. Нергал отворил проход в земле и через него дух Энкиду, "подобно дуновению ветра", поднялся в этот мир. Гильгамеш начал расспрашивать его, но узнал мало и был разочарован. Что собой представлял дух Энкиду, мы никогда не узнаем, но Гильгамеш, должно быть, что-то видел, иначе он не стал бы задавать свои вопросы. Жрец Нергала, скорее всего, был медиумом, который посредством внушения или гипноза заставил Гильгамеша увидеть какую-то фигуру в дыме курящегося фимиама. Ведьма из Endor также, вероятно, была медиумом и прибегла к тем же средствам, что и жрец Нергала, чтобы показать Саулу фигуру Самуила в дыме фимиама. Нечто подобное практикуется сейчас в некоторых районах северо-восточной Африки, где оказавшиеся в затруднительном положении мужчины и женщины обращаются за советом к своим умершим родственникам. Возможно, аналогичный метод использовали такие некроманты, как Кекроп, Аполлоний Тианский, Ямвлих, Порфирий и другие прорицатели, обращавшиеся с этой целью к умершим.

11. Гадание по руке. — Искусство чтения будущего по ладони руки имеет долгую историю, а его современная форма, практикуемая в настоящее время в странах Ближнего Востока и Европы, основывается на системах, которые были разработаны в Китае и Индии.

------------------------
См. работу профессора НА Giles, "Palmistry in China" в Nineteenth Century, 1904.

Известны две формы этого искусства. Одна из них называется "хирогномия", а другая — "хиромантия", причем в последней ладонь толкуется с астрологической точки зрения. Некоторые пытались показать, что данное искусство имеет божественное происхождение, основываясь при этом на словах из Библии (Иов, XXXVII, 7): "Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его". Многие из старых хиромантов уделяли особое значение форме ладони и различали около семидесяти ее разновидностей. Их толкования значительно отличались от результатов гадания по линиям и выпуклостям внутренней части ладони. Существует единое мнение, что большой палец является самой важной частью ладони, его первая фаланга символизирует силу воли, а вторая — логическое мышление; подушечка большого пальца называется бугорком Венеры. Линия, идущая вокруг большого пальца, — это линия жизни. Каждая фаланга остальных четырех пальцев также символизирует некое качество, физическое или духовное. У основания указательного пальца расположен бугорок Юпитера, символизирующий надменность, высокомерие, гордость и тому подобное. У основания среднего пальца (digitus infamis у римлян) расположен бугорок Сатурна, символизирующий рок, судьбу. У основания безымянного пальца находится бугорок Аполлона, символизирующий живопись, музыку, легкую жизнь и т.д. У основания мизинца расположен бугорок Меркурия, указывающий на ученость. В основании ладони размещаются бугорки Марса и Луны, символизирующие неистовство и легкомыслие соответственно. Под указательным пальцем сходятся линия основания ладони и линия жизни; параллельно ему идет линия сердца; по центру ладони расположена линия судьбы, а параллельно ей, ближе к основанию ладони, идет линия удачи. Кривая линия, начинающаяся под мизинцем и идущая к основанию указательного пальца, называется "поясом Венеры". Для гадания хироманты обычно выбирают левую руку. Однако в том, что касается линий и выпуклостей, не существует людей с одинаковыми левой и правой ладонями. Опытные хироманты уделяют большое значение маленьким крестикам, треугольникам и другим особым отметинам, встречающимся на многих ладонях, а также линиям на фалангах четырех пальцев. Очень немногие из них сходятся во мнении относительно представляемых ими качеств. Многие считают, что линии и выпуклости на тыльной стороне руки свидетельствуют о характере и нраве человека, а некоторые выводят большое количество информации из линий на запястье. Средневековые авторы основывали свои труды на работе Hartlieb, Die Kunst Ciromantia, Augsburg (XV столетие), но современные, такие как: Дебароль, д'Арпантиньи, Фрит и Аллен — похоже, в большей мере обращались к разделу по хиромантии книги Корнелия Агриппы. Свежий толчок изучению хиромантии был дан г-ном Cheiro, прочитавшим множество лекций и издавшим недорогую популярную книгу на эту тему.

12. Счастливые камни двенадцати месяцев года. — Январь — гранат, февраль — аметист, март — гелиотроп, апрель — алмаз, май — изумруд, июнь — агат, июль — бирюза, август — карнеол, сентябрь — хризолит, октябрь — берилл, ноябрь — топаз, декабрь — рубин. Камнями, специально оправленными в амулеты для двенадцати месяцев являются: январь — оникс, февраль — яшма, март — рубин, апрель — топаз, май — карнеол, июнь — изумруд, июль — сапфир, август — бриллиант, сентябрь — гелиотроп, октябрь — агат, ноябрь — аметист, декабрь — берилл. Но известно также несколько других перечней.

---------------------
См. Villiers et Pachinger, Amulette, pp. 92,93.

13- Амулеты из частей человеческого тела. — С этой целью использовали фаллос, pudenda muliebris ( Женские наружные половые органы. (Буквальный перевод с латыни — срамные части.) — Прим.ред.), ладонь, мизинец правой руки и еще один какой-либо другой палец. Костную пыль применяли в медицине и добавляли в пищу, а костную золу смешивали с водой и пили. Человеческий жир использовали в черной магии как мазь, а черепа служили сосудами для питья. Человеческую кожу прибивали в местах отправления правосудия. В одно время в Париже можно было купить сделанные из человеческой кожи портсигары.

Используются технологии uCoz