ЛИДБИТЕР Астральный план


Б. НЕ ЛЮДИ

Хотя даже для поверхностного наблюдателя достаточно очевидно, что вещи земной природы не созданы исключительно для наших потребностей и выгод, но было естественно, что человечество, в младенчестве, считало себя центром мира и воображало, что все существует ради него.
Пора было бы бросить эти детские иллюзии и понять свое настоящее место и присущие ему обязанности. Но тысячи фактов современной жизни доказывают, что большинство из нас недозрело до этого. Примером тому может служить жестокое обращение с животными даже людей, почитающих себя цивилизованными.
Человек, только начинающий изучение оккультных наук, знает, что жизнь всякого существа священна и что нельзя ожидать успеха в эволюции, не имея безграничного сострадания. Но только подвинувшись далее в изучении этих наук, он узнает, до чего сложна эволюция и какое, сравнительно скромное, место занимает человечество в природе.
Он убеждается, что, подобно тому, как воздух, земля и вода питают мириады физических форм, невидимых невооруженному глазу, —так точно высшие, сравнительно с нашей Землей, планеты обитаемы самым густым населением, о котором мы ничего не знаем. По мере совершенствования становится достовернее, что все средства, могущие способствовать эволюции, применены, и когда мы думаем, что находим бесполезные силы или неиспользованные случаи, то это происходит вследствие нашего непонимания ее системы и целей.
Нет необходимости для описания обитателей астрального плана, не принадлежащих человечеству, говорить об этих формах мировой жизни, разбивающихся непонятным для нас способом, последовательно заключаясь в атомах, молекулах и клетках. Даже если мы начнем с низшего элементального царства, то узнаем, что в этой группе находится великое множество обитателей астрального плана.
Чтобы удобнее классифицировать нечеловеческие существа, их придется разбить на четыре группы, представляющие, сравнительно, не какие-либо малые подразделения, но обширные царства природы. Некоторые из этих групп стоят гораздо ниже человечества, другие равны ему, а иногда превосходят нас в могуществе и совершенстве. Имеются такие, которые проходят то же развитие, как и мы, т. е. которые были или будут люДьми, подобными нам. Иные развиваются в совершенно ином направлении.
Ранее, чем приступить к изложению дальнейшего, я должен оговориться, во избежание упрека в туманности изложения, что в этом отделе сочинения имеются два пробела. Не будет упомянуто о редких посещениях великих адептов других планет и об еще более возвышенных посетителях, являющихся из мест, гораздо более отдаленных. Сверх того, невероятно, хотя теоретически возможно, чтобы такие возвышенные индивидуальности проявлялись в таком низменном плане-, как астрал. Если бы у них явилось к тому желание, то они облеклись бы во временное тело, заимствованное из вещества этого плана, как это делают Нирманакайи.
Кроме того, и вне наших четырех групп и без всякого к ним отношения, существуют совместно с ними две другие крупные эволюции, развивающиеся наравне с человечеством на нашей планете. Но в настоящее время не разрешается что-либо говорить о них, так как не соответствует общему плану, чтобы человек знал о них, а они — о человеке. Если бы нам довелось с нами встретиться, то это произошло бы, скорее, на плане физическом, так как их сношения с планом астральным очень незначительны. И такое столкновение могло бы произойти лишь, при некоторых магических операциях, которые, к счастью, на практике умеют проводить лишь немногие колдуны. Однако такая, хотя и маловероятная, случайность один раз произошла. Она может повториться и в будущем, так что, без вышеупомянутого запрещения, — мы должны были бы сообщить о них некоторые данные.
14) Элементальная эссенция, присущая нашей эволюции.
Подобно тому, как термин «элементер» употребляется безразлично некоторыми писателями для определения всевозможных состояний человека после смерти, так точно название «элементал» прилагалось в различные времена к различным разрядам духов нечеловеческих, начиная от высших — божественных « Д эва» — до бесформенной эссенции, распространенной в низшем царстве минералов, переходя всё видоизменения духа в природе. Таким образом, после изучения нескольких книг, не знаешь, чего придерживаться, вследствие большого количества противоречивых сведений. Поэтому надо помнить, что название «элементальная эссенция» будет применяться, в дальнейшем изложении, к «эссенции мона-дической», проходящей различные стадии своей эволюции.
Монадическая эссенция может, в свою очередь, быть определена как эманация (излучение, выделение) божественной силы, божественного духа, внедренного в материю.
Известно, что эта эманация, не достигая степени индивидуализации, которая оживляет человека, — прошла и уже оживила шесть низших степеней развития, царства: животное, растительное, минералов и три царства элементалов. В продолжение своего развития она проявилась в нескольких из этих царств, где ее называли: монада
животная, монада растительная, монада минеральная, но это может ввести в заблуждение, так как задолго, до достижения перечисленных выше царств, — это была уже не одна, а несколько монад. Такое выражение было принято, чтобы дать понять, что, несмотря на происшедшие различия в существе монады, она еще не достигла индивидуальности. Когда эта монадическая эссенция циркулирует в трех больших царствах элементалов, предшествующих царству минеральному, ее называют «эссенция первоначальная». Но ранее, чем говорить о ее природе и роде деятельности, надо разъяснить, каким образом дух облекается материей, когда в нее входит.
Положим в основание, что для духа спуститься с какого-нибудь плана (скажем, например, с плана № 1) на план, непосредственно, низший (план № 2), все равно, что облечься в материю, принадлежащую этому, последнему плану, то есть окутаться покрывалом из материи №
2. Точно также, если он продолжает спускаться на план №
3. он должен, сверх того, облечься Материей № 3 и, в таком случае, его низшее одеяние будет состоять из материи № 3.
Действующая сила — в общем, душа этого атома — не представляет уже более того же состояния, как на плане № 1, потому что, сверх божественной силы, имеет еще материальное покрывало № 2. Перейдя на план № 4, атом становится еще более сложным, так как он облекается телом № 4, будучи уже облеченным № 2 и № 3.
Понятно, что этот процесс повторяется на каждом подплане солнечного мира, и когда первоначальная сила вступает в наш физический мир, она бывает так окутана, что часто становится невозможно распознать дух.
Предположим, что монадическая эссенция продолжала бы облекаться таким образом до атомического уровня ментального плана и, вместо того, чтобы пройти различные подразделения этого плана, — упала бы прямо в астральный план, формируя вокруг себя тело из атомическо-астральной материи. Ясно, что получится элементальная эссенция астрального плана, принадлежащая к третьему, великому царству стихий, непосредственно предшествующему минеральному царству. В продолжение своих 2401 обособлений на астральном плане, она извлекает из этих подразделений многочисленные и разнообразные сочетания. Но все они скоропроходящи и принадлежат одному царству, обыкновенное свойство которого заключается в том, что оно состоит из низшей (инволюционной) эссенции (монадической), достигающей только до границы, где начинаются атомы ментального плана и, наконец, проявляющейся при посредстве материи атомов астрального плана.
Два высших царства стихий существуют, взаимно влияя на высшую и низшую части ментального плана, но ими мы не предполагаем заниматься.
Астральное царство представляет обширное хранилище элементальной эссенции, удивительно чувствитель- . ной к самым мимолетным человеческим мыслям, отзывающейся на малейшие человеческие желания, даже бессознательные, с поразительной быстротой и верностью. Но с момента, когда, под влиянием мысли или желания, известная часть элементальной эссенции должна принять образ живой силы того, что называется элементалом,+
(Читатель далее увидит, что это название давалось различным существам, включая стихийных духов, которых даже весьма сведующие авторы смешивали с проявлениями элементальной эссенции).
+ она перестает принадлежать к разряду, который мы изучаем, чтобы перейти к группе искусственных существ.
Это отдельное существование является очень недолговременным. Понудительная сила вскоре истощается, и злементал возвращается к общей массе необособленной эссенции того разряда, из которого он был выделен.
Было бы утомительно перечислять все категории эле-менталов. Такой список был бы даже непонятен, за исключением лиц, знакомых с ними по опыту и умеющих их вызывать и сравнивать. Между тем, можно без особого труда составить себе представление об их классификации.
Существует большой отдел, давший свое имя элемен-талам, который их обособляет по стихиям физического мира, где они пребывают.
Как и всюду, мы встречаемся здесь с септенером нашей эволюции, так как существуют семь главных групп, соответствующих семи состояниям физической материи: земле, воде, воздуху, огню или по символической терминологии средних веков, — состояния: твердое, жидкое, газообразное.и четыре Подразделения эфирной материи.
Давно уже существует обычай говорить с пренебрежением и сожалением о невежестве средневековых алхимиков, так как они именовали названиями элементов субстанции, которые новейшая химия знает, как вещест-, ва сложные. Но это — большая несправедливость, потому что они, в этой области, были сведущи более нас. Они составили список 50 или 60 простых тел, считающихся теперь элементами, но они никогда не присваивали им этого имени, так как теория оккультизма учит, что существует только один элемент, а все формы материи суть только его видоизменения, истина, которую начинают осознавать только величайшие химики нашего^времени.
Несомненно, что исследования этих презренных предков заходили гораздо далее наших. Они знали эфир и умели производить над ним наблюдения, тогда как для современной науки это только постулат, необходимый для ее теорий. Они знали, что он состоит из физической материи и отчетливо разделяется на четыре отдела или состояния материи, более тонкой, чем газообразное состояние, факт, еще неизвестный современной науке.
Они знали, что все физические предметы состоят из того или другого из семи состояний материи, которые входят и в состав органических тел. Отсюда их «влага водянистая или огненная» и их «стихии», представляющиеся нам такими смешными.
Очевидно, что они употребляли этот последний термин только как синоним «составныхчастей», не предполагая придавать ему смысл «простого тела».
Они знали также, что каждое из этих состояний материи представляет основу проявления большого отдела монадической эссенции в потоке эволюции и назвали эту эссенцию «элементалом».
Следует, однако, заметить, что во всех частицах твердой материи пребывает, покуда она остается в таком состоянии, «земляной элементал» (употребляя выразительную терминологию средних веков), так сказать, известное количество присущей ей жизненной элементальной
эссенции, точно так же, как известного рода элементалы неотделимы от частиц жидких, газообразных или эфирных.
Эти семь разрядов элементальной астральной эссенции, или «эссенции первоначальной», различаются между собой степенью материальности и легко понять, что рассматриваемый с этой точки зрения каждый из них подразделяется, в свою очередь, на семь подразрядов, потому что существуют разные степени плотности между телами твердыми, жидкими, газообразными и эфирными.
Утверждают, сверх того, что существует деление совершенно другого характера, поддающееся гораздо труднее определению, в особенности ввиду крайней скрытности, соблюдаемой оккультистами по отношению некоторых фактов, требующих детального разъяснения. Но все же, мы можем сказать, что в каждом разряде и его подразделении первого рода находятся семь особых типов элементалов, различающихся не по степени материальности, но ввиду особенности их природы, что можно бы называть характером и свойствами. Каждый из этих типов воздействует на другие таким образом, что, помимо влияния от обмена эссенцией, в каждом типе находятся семь подразделений, различно окрашенных, благодаря 'влиянию, которому они легче всего подчиняются. Из изложенного ясно, что это деление совершенно другого свойства, гораздо более существенное и прочное, чем нервное, так как, ввиду законов своей эволюции, все царство элементалов должно медленно и последовательно проходить все классы и подклассы, тогда как типы и подтипы остаются навсегда неизменными. Не надо забывать, что эволюция элементальной эссенции в настоящее время находится на нисходящей половине эволюцион^ "ной дуги, то есть направляется к полной материализации, которую мы наблюдаем в минеральном мире, вместо того, чтобы от нее удаляться, подобно всём эволюциям, доступным более или менее нашим чувствам.
Таким образом, для царства элементалов, прогресс — это есть нисхождение в материю, вместо восхождения к высшим планам, что нам кажется аномалией, благодаря непониманию ее цели. Мы приглашаем читателей обратить на это особое внимание, во избежание могущих встретиться затруднений.
Все многочисленные подразделения этой удивительной жизненной эссенции имеют, общие свойства, но настолько отличные от наблюдаемых нами на физическом плане, что весьма трудно объяснить их тому, кто не способен их видеть в действительности.
Предположим, первоначально, что часть этой эссенции временно ограждена от всякого наружного влияния, что, впрочем, почти невозможно, — она не будет иметь тогда никакого внешнего облика и будет проявляться лишь непрерывно быстрым движением. Но малейшее воздействие, происходящее от влияния мысли, преобразует ее, мгновенно представляя ряд изменяющихся форм, появляющихся и исчезающих, подобно пузырькам кипящей воды.
Хотя эти мимолетные проявления имеют подобие человеческих и других форм живых созданий, но это не более существа, чем облака, принимающие, под влиянием ветра, всевозможные формы. Они, по-видимому, являются простым противодействием напора обширных хранилищ астрального света, но вообще, в них находят некоторое соотношение с мыслью, их вызвавшей, хотя, почти всегда, в искаженном виде, пугающем и поражающим ужасом.
Естественно, является вопрос, каков характер того (разума, который зависит от формы или ее искажения! Так как здесь речь идет не об устойчивом и мощном элемен-тале, созданном сильной и определенной мыслью, но о результате, производимом потоком мыслей пустых, бессознательных, невольных, проходящих в мозгу большинства людей, — то, по-видимому, они принадлежат как бы рассеянному мыслителю, не обладающему интеллектуальностью. Их нельзя также приписать элементальной эссенции, более, чем минерал, удаленной от индивидуальности и проявления свойств мысли. Однако, она обладает замечательной приспособляемостью, которая в ней, по-видимому, приближается к разумности и которая побудила меня наименовать элементалы «полуразумными существами астрального света» в одном из моих первых сочинений. Доказательства этих способностей будут приведены в отделе об искусственных существах.
Когда встречается суждение об элементале как о дурном или хорошем, это указывает на существо искусственное или на одного из многочисленных духов природы, так как царству элементалов не присуще представление о добре и зле. Однако, почти все из указанных нами подразделений имеют враждебные стремления относительно человека. Все начинающие это знают, так как первые впечатления об астральном мире — присутствие огромной толпы привидений, появляющихся с угрожающим видом, но исчезающих, если им не поддаться. Этим враждебным стремлениям надлежит приписать уродливые фигуры, о которых мы выше упоминали, и писатели средних веков утверждают, что человек сам в этом виноват.
В золотой век, предшествовавший нашему времени, элементалы были благообразнее, потому что люди были менее эгоистичны и более умны. Теперь они (элементалы) враждебны, вследствие нашего равнодушия и недостатка симпатий к другим живым существам. Глядя на пунктуальность, с которой элементальная эссенция отвечает малейшим проявлениям нашей мысли и желания, можно понять, что это царство, во всем своем составе, есть приблизительно то, чем его делает коллективная мысль человечества. Кто пожелал бы взвесить, как мало благородства в этой коллективной мысли, не удивился бы таким последствиям, видя, как элементальная эссенция бессознательно принимает и отражает все, что ей передают, почему и оказывается так малоприветливой. Мы пожинаем то, что посеяли. Несомненно, что когда человечество, во всем своем составе, расах или отдельных обществах, — достигнет высшего уровня, царство элементалов, под постоянным влиянием улучшения человеческой мысли, из враждебного сделается кротким и услужливым, как это предсказано для царства животных. Каково бы ни было прошедшее, но очевидно, что мы можем надеяться на улучшение в будущем, если наступит время, когда большинство людей сделается великодушным и благожелательным, а через это, уверенным в общем благоволении сил природы.
Так как мы имеем такое сильное влияние на царство элементалов, то ответственны в способе их утилизации. И действительно, когда вглядишься в условия их сущест-
вования, становится ясно, что результат, произведенный на них мыслями и желаниями разумных существ, живущих на той же планете, был предусмотрен в общем плане как двигатель их эволюции. Несмотря на единогласное предостережение всех великих религий, большая часть людей нисколько не заботится о своей ответственности в мире мысли. Человек, считающий себя невинным в речах и делах, полагает себя исполнившим две свои обязанности. Он и не подозревает даже, что в течение многих лет имел вредное и унизительное влияние на умы близких к нему лиц и населял окружающее пространство отвратительными созданиями низкой души.
Вопрос нам покажется еще более важным в отношении искусственных существ, так как установлено, что мы имеем силу ускорить или задержать их эволюцию, соответственно своим сознательным и бессознательным поступкам и мыслям.
Объем этого сочинения не позволяет нам объяснить употребление, которое человек, умеющий руководить присущими ему силами, может сделать, пользуясь изменчивостью элементальной эссенции.
Большая часть магических операций заключается почти исключительно в управлении ею, выражающемся или в непосредственном применении воли или через посредство какого-нибудь астрального существа, вызванного магом для этой цели.
Посредством элементальной эссенции производятся почти все физические феномены на спиритических сеансах, а также шум, стуки, звонки, бросания и передвигания предметов, в так называемых неспокойных домах, зависящие от неудачных усилий какого-нибудь умершего, еще слишком привязанного к земле и желающего привлечь на себя внимание живущих, но иногда это — просто проказы мелких духов, принадлежащих к третьему разряду установленной нами классификации.
Элементал, сам по себе, инертен, — это скрытая сила, которой необходим внешний импульс, чтобы привести ее в движение. .
Надо заметить, что хотя всем разрядам эссенции присуще свойство астрального света, как было сказано ранее, но некоторые из них воспринимают один род впечатлений легче, чем другие и, по-видимому, имеют излюбленные формы, появляющиеся в каждом случае, если только не бывают абсолютно вынуждены принять на себя другие формы, причем, первые являются всегда более устойчивыми.
Ранее, чем закончить этот отдел, надлежит предостеречь читателя от смешения понятий об эссенции элементальной, которую мы только что изучали, с эссенцией монадической — проявляющейся в минеральном царстве.
Эссенция монадическая, в своем поступательном движении к человечеству, проявляется сначала в царстве элементальном, а затем уже, гораздо позже, в царстве минеральном. И, таким образом, две различные массы монадической эссенции, находящейся на двух различных ступенях развития, проявляются одновременно, причем одно из этих проявлений — земляной элементал — займет то же пространство одновременно с другим ее проявлением, например, в скале, что не будет служить препятствием для эволюции ни той, ни другой из этих масс, не вовлекая их, к тому же, ни в какие взаимные сношения.
Помимо того, скала еще напитана свойственным ей видоизменением вездесущего принципа жизни, опять-таки, совершенно отличного от двух вышеупомянутых эссенций.
15) Астральные тела животных.
Разряд чрезвычайно обширный, но не имеющий важного значения на астральном плане, так как его члены очень недолговечны. Животные, в большинстве, не имеют постоянной индивидуальности и, когда одно из них умирает, монадическая эссенция, оживляющая его тело, возвращается в первоначальную среду, унося с собой весь приобретенный опыт животного. Этого, однако, нельзя сделать непосредственно, потому что астральное тело животного, как и астральное тело человека, переходит формы и сохраняет на астральном плане жизнь очень непродолжительную и видоизменяющуюся, согласно умственному развитию существа. В общем, эта жизнь, некоторым образом, подобна пробуждению, скорее бессознательному, но очень счастливому.
Что касается немногих домашних животных, получивших индивидуальность, которые, следовательно, не могут возвратиться в наш мир под видом животных, — их астральная жизнь гораздо более продолжительная и деятельная, чем их собратий, менее продвинувшихся в эволюции. Они, под конец, постепенно впадают в субъективное состояние, которое должно длиться очень продолжительное время. Признаки антропоидности (человекопо-добия), о чем поднят вопрос в первом томе «Секретной доктрины» г-жи Блаватской, представляют интересную особенность этвго отдела. Они уже индивидуализированы и близки к перевоплощению в человечестве в следующем цикле, а может быть и ранее для некоторых из них.
16) Стихийные духи всех категорий.
Этот разряд содержит такие разнообразные и многочисленные подразделения, что для составления обстоятельного описания их потребовался бы целый том, поэтому достаточно будет указать здесь лишь некоторые присущие им свойства.
Между тем, надо отметить, что мы теперь имеем дело с существами, значительно отличающимися от ранее изученных. Хотя элементальную эссенцию и астральные тела животных не следовало бы относить к разряду человеческих, однако оживляющая их монадическая эссенция должна, со временем, достигнуть границы, где она может проявиться в человечестве, подобном нашему. Таким образом, если бы мы были в состоянии проследить путь, пройденный нашей собственной эволюцией в прошедших мировых циклах, мы узнали бы, что теперешнее человечество проходило постепенно те же самые ступени.
В обширном царстве стихийных духов происходит совершенно другое. Они никогда не были и никогда не будут человечеством, они развиваются на совершенно другом плане, и единственный пункт нашего соприкосновения заключается в том, что мы, временно, занимаем ту же планету и потому должны поддерживать с ними добрососедские отношения, но не можем ничем быть полезными один другому.
Многие ученые причисляют этих духов к элементалам и, в сущности, правильно — они и есть элементалы или животные высших ступеней развития. Гораздо более
развитые, чем наша элементальная эссенция, — они имеют с ней некоторые общие свойства. Например, деление на семь разрядов, занимающих, соответственно, семь состояний физической материи, проникнутых разнородной эссенцией. Итак, чтобы выразиться яснее, скажем, что существуют духи земли, воды, воздуха, огня (или эфира) — все население астрала, довольно определенное и разумное, пребывающее и действующее в своей среде.
Является вопрос, каким образом могут какие-либо создания существовать в твердом веществе камня или земной коры? — Это происходит потому, что стихийные духи состоят из астральной материи, и вещество утеса не может быть препятствием ни для их движений, ни для зрения и, даже более, только в твердой физической материи они находятся в своей среде, что называется, дома.
То же можно сказать и о тех из них, которые живут в воде, воздухе и различных родах эфира.
В средние века духов земли называли гномами, духов воздуха — сильфами и сильфидами, а духов эфира или огня — саламандрами. В простонародьи их именовали различно: феи, пигмеи, пери, джинны, тролли, сатиры, фавны, кобольть^ имисы, гюниады и пр. Одни иэ этих имен принадлежат разновидностям, другие — целым разрядам. Они имеют различные изменчивые фор'мы, но являются, чаще всего, под видом человека, то большего, то меньшего размера.
Как все обитатели астрального мира, они могут по желанию изменять эти формы, но, без сомнения, они имеют присущую каждому разряду форму, или ту, которую предпочитают принимать, когда не имеют основания являться в другой.
Обыкновенно они невидимы для чисто физического зрения, но могут сделаться для нас видимыми, когда этого пожелают, при помощи материализации.
Они разделяются на расы, а особи этих рас различны по характеру и уму, как люди. Большинство из них, по-видимому, избегают сношений с людьми, привычки и эманации которых им противны и которые своими беспрерывными и неопределенными желаниями приводят в движение астральный тон, чем причиняют им помеху и беспокойство.
Однако, есть много примеров, когда стихийные духи входили с людьми в дружественные сношения и помогали им, чем могли. Таковы бровны, в хорошо всем известных шотландских сказках, и феи-зажигательницы огня, упоминаемые в литературе спиритов.
(Одна из наиболее поэтических легенд о феях, это сказание о Мелюзине. Мелюзина была одною из трех дочерей-близнецов феи Прессины и короля Албании Элинаса. Желание взглянуть на новорожденных побудило его нарушить свое обещание жене — не входить к ней в спальню, пока она не встанет с постели. За это Прессина покинула его, захватив с собой и дочерей. С одной высокой горы, которыми изобилует эта страна, — она показала детям Албанию, где они могли бы царствовать, если бы не поступок отца. Сестры, чтобы отомстить за потерянное положение, заключили отца в гору Брудлуа. Но, любившая еще мужа, Прессина так рассердилась на них за это, что каждой придумала довольно суровое наказание, заключавшееся для Мелюзины в том, чтобы в субботу ночью она должна была превращаться в полуженщину-полуз-мею до дня страшного суда, если не найдется мужчина, который, женившись на ней, никогда не увидит ее змеей.
Однажды Раймон де Люзиньян, владелец Пуату, во Франции, встретил Мелюзину в лесу и страстно в нее влюбился. Она согласилась выйти за него замуж, под непременным условием, что он не приблизится к ней никогда после заката, в субботу, и до солнечного восхода в воскресенье, и что он не станет добиваться узнать, что она делает в эту ночь. Раймон принужден был в этом поклясться, и Мелюзина поднесла ему, в виде свадебного подарка, замок, который лесные духи, ее служители, построили и наполнили чудесами. Супруги счастливо прожили несколько лет. Мелюзина сохранила за собой высокую башню на углу замка, в которую уединялась каждую субботу. Раймон надеялся, что она откроет ему, рано или поздно, свой секрет, но, не будучи в этом удовлетворен, он стал ревновать и возымел подозрение в верности своей супруги-феи. По совету друга, которому он поверил свою печаль, он решил проникнуть в тайну, окружавшую Мелюзину, и стал стучать в двери ее комнаты, несмотря на свое клятвенное обещание. Не получая ответа, но услышав, как ему показалось, незнакомый голос, слов которого не мог разобрать, он сЧел себя обманутым и разломал топором двери. Но тут он был приведен в изумление, увидев Мелюзину в виде полузмеи, такою, как изображает нам древняя мифология сирен. За плечами она имела крылья летучей мыши и улетела в окно с воплем: «Ты меня потерял навсегда!» Раймон, в отчаянии, покинул страну и, после паломничества в святую землю, заключил себя в пещеру вблизи Рима, где и кончил жизнь подвижником.
Легенда добавляет, что за три дня до какого-либо грустного события — перемены владельца или смерти одного из членов семьи — Мелюзина показывалась в полночь на башне замка и испускала вопли. Перед тем, как прекрасный Лузиньянский замок был конфискован королем, по обвинению владельца в заговоре, Мелюзина оплакивала его 12 ночей и затем бесследно исчезла.
В Бельгии Мелюзину считают покровительницей дома Гавр и полагают, что она никогда не покинет замка д-Ангием.
По другому преданию, Мелюзин, Мерлин или Мер Лузин (мать Лузиньяна) была весьма могущественная и суровая правительница, и когда она посылала письмо или приказ, скрепленный печатью с изображением сирены, приходилось только неотлагательно исполнять ее волю. Отсюда, вероятно, и происходит слава колдуньи, принимавшей образ сирены).
Эти примеры, однако, бывают сравнительно редко, обыкновенно же, стихийные духи, находящиеся в сношениях с людьми, относятся к ним безразлично, или наоборот, находятудовольствие их обманывать или зло подшучивать. Мы находим подтверждение изложенного в рассказах крестьян глухих горных местностей. Тот, кто посещал спиритические сеансы с физическими явлениями, знает, подчас, глупые, хотя и добродушные шутки, выдающие присутствие какого-либо из низших стихийных духов.
В это им помогает замечательная способность очаровывать лиц, поддающихся их влиянию до такой степени, что их временная жертва видит и слышит все, ими желаемое, подобно тому, как загипнотизированный субъект видит, слышит и полагает все, что захочет гипнотизер. Но, однако, стихийные духи не могут, как гипнотизер,
управлять волей человека, исключая те случаи, когда он совершенно бесхарактерен или когда его воля парализована ужасом. Они могут производить только иллюзию, но в этом искусстве они большие мастера, и не было примера, чтобы они упустили случай одурачить зараз целую компанию.
Прибегая к их помощи, индусские факиры производят свои наиболее замечательные фокусы, и все присутствующие бывают жертвой коллективной галлюцинации, воображая, что слышат и видят вещи, которых, однако, никогда не было.
(Индусские факиры отличаются от обыкновенных фокусников силами, которые они вызывают для совершения своих чудес. Они представляют доходную статью для воспитавшего их храма, так как, будучи связаны обетом аскетизма и нищенства, вносят все получаемое, целиком, в кассу храма.
Знатоки физиогномики — жрецы Индии, подобно древнефессалийским, выбирают из детей окрестного населения мальчиков, способных, по своей тонкой организации, к совершенствованию духовных свойств, и воспитывают их по известным правилам. Жестокая дисциплина, более суровая, чем некогда спартанская, обращает все внимание на развитие психических свойств (Раджа-йога), закаляя, в то же время, физический организм (Хатха-йога) и оставляя умственные способности почти нетронутыми, исключая выдающихся личностей, предназначенных для других целей.
Обучение разбивается на несколько правил: 1) Иама
— непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и неприятие подарков; 2) Ни-Иама — чистота, довольство, укрощение страстей, размышление и предание себя на волю Божию; 3) Асана — положение тела; 4) Прана-аяма — управление дыханием; 5) Дхарана
— сосредоточение; 6) Пратья-Хара — подчинение чувств и направление сознания внутрь тела; 7) Дхиана — созерцание. Благодаря этим упражнениям вырабатывается Самадхи—сверхсознание, экстаз, освобождается душа и подчиняется природа.
Таким образом воспитанный факир производит много замысловатых фокусов. Часть из них описана путешественниками и встречается в различных журналах...)
На стихийных духов можно было бы смотреть как на породу астральных людей, если бы хоть один из них, даже из наивысших, обладал прочной индивидуальностью, дающей ему возможность перевоплощения. В этом и заключается различие их эволюции от нашей, так как доля разумности, развитая ими до постоянной индивидуализации, будет гораздо большей.Но мы знаем очень немного о том, что они прошли и чего им остается достигнуть. Продолжительность их жизни очень разнообразна — то короче, то длиннее нашей. Условия их существования, в общем, настолько отличны от наших, что мы не в состоянии их понимать. Их жизнь нам представляется простой, приятной, беззаботной, подобно счастливому детству, в наиболее благоприятной обстановке.
Проказники и путники, они редко бывают злонамере-ны, если их к этому не побудить. К человеку они относятся недоверчиво и смотрят неблагосклонно на новичков ясновидящих, так что, первое знакомство с ними, бывает неприятно и иногда порождает ужас. Если же им не удается напугать, то они принимают его как неизбежное зло и перестают им заниматься. Некоторые из. них делаются даже любезными и при встрече изъявляют удовольствие.
В многочисленных подразделениях этого разряда находятся особы довольно серьезного характера, и из них выделяются наиболее уважаемые, как божества лесов, деревень и т. п.
Такие личности очень отзывчивы на почести и готовы, в свою очередь, оказать мелкие услуги, от них зависящие. (Дух-покровитель деревни часто бывает существо, искусственно созданное, но об этом будет речь впереди).
Адепты умеют пользоваться услугами стихийных духов, когда является в них надобность. Но обыкновенный маг может добиться их помощи только при вызываниях и заклинаниях, то есть умоляя их, заключая с ними договор и употребляя приемы, могущие на них повлиять. Оба эти средства не совсем приятны, а второе даже опасно тем, что вызывающий может возбудить их неудовольствие, имеющее иногда роковые последствия.
Бесполезно прибавлять, что тем, кто изучает оккультизм у знающего руководителя, не разрешается прибегать к этим средствам.
17)Дэвы.
Высший разряд существ, находящихся в сношениях с . нашей землей, насколько нам известно, по терминологии индусов, называются «Дэвы», а у других народов — ангелами, сынами Божьими и т. д.
Их можно считать царством, непосредственно высшим над царством человеческим, как высшим над животным царством будет царство человеческое, но с тою, значительной, разницей, что для животного нет возможности развития вне человечества, тогда как человек, достигший известного уровня, видит перед собой различные пути совершенствования, одним из которых будет путь великого совершенствования дэвов.
В сравнении с высшим самоотречением Нирмана-кайя, к такому выбору эволюции можно применить выражение: «Уступить искушению сделаться богом». Однако, такое изречение употреблено здесь не в смысле порица-ния. Хотя это будет не самый короткий» но зато самый лучший путь, и если сильно развитая интуиция влечет человека в эту сторону, то, следовательно, он более подходит его свойствам. Не надо забывать, что крутой подъем на вершины, как духовные, так и физические, доступен не всем. Многие могли бы достигнуть этих вершин по более легкому пути, и мы были бы недостойные последователи великих наставников, если бы допустили, благодаря своему незнанию, малейшую тень презрения относительно тех, выбор которых отличается от нашего. Вопреки уверенности, которую дает непонимание предстоящих затруднений, мы не можем еще знать, что будем способны выполнить, когда после усилий многочисленных воплощений достигнем права выбора пути и из фактов вскоре увидим, что «уступившие искушению сделаться богами» имеют блестящую будущность. Чтобы избегнуть причины каких бы то ни было затруднений, прибавим, что некоторые авторы придают совершенно иной, весьма некрасивый смысл выражению «сделаться богом». Но дело в том, что принять его в таком значении нельзя, потому что у совершенного человека «искушение» проявиться не может, и, во всяком случае, этот вопрос не имеет ничего общего с предметом, нас занимающим. .
В индусской литературе слово «дэва» часто употребляется в общем смысле, чтобы означить какое бы то ни было нечеловеческое существо, начиная от великих святых до стихийных духов и искусственных существ. Мы будем относить это название только к членам высшей эволюции, о которых упоминали.
В своих сношениях Дэвы не ограничены пределами только нашей Земли. Для них группа нашей цепи из семи планет представляет то же, что для нас одна планета, потому что в своей эволюции они должны пройти эту великую систему цепи. До сих пор их состав пополнялся, главным образом, человечеством других планет солнечной системы, из которых одни более, а другие менее , нашего продвинулись на пути развития, и из этих последних только очень малая часть людей достигла такого высокого уровня, чтобы войти в их среду. Причем некоторые из этого многочисленного разряда в своем развитии, как кажется, не проходили ни одного человечества, подобного нашему. Мы не в состоянии понять многого в их эволюции, стоящей, по-видимому, выше нашей, то есть в то время, как цель развития человечества заключается в усовершенствовании его членов, плохо подвигающихся в оккультном развитии к концу седьмого цикла, — личности, принадлежащие к разряду дэвов, развили, в соответствующее время, свои высшие качества до несравненно более высокого уровня. Для них, как>и для нас, открывается более короткий, но и более трудный путь к высотам очень величественным, хотя относительно их мы можем делать только некоторые предположения.
В настоящем сочинении об астральном плане нас могут интересовать только низшие степени этого разряда. Три первых подразделения, которые называются: «Кама-дэва», «Рупа-дэва» и «Арупа-дэва».
Так же как самое грубое тело у человека есть его физическое тело, грубейшее тело Кама-дэвы будет его тело астральное, таким образом, они находятся почти в том же положении, какое займет человечество на планете С. Пребывая, обыкновенно, в астральном теле, они, однако, могут его временно покидать, достигая высших областей, облеченные в ментальное тело, — как человек, посещая высшие области, оставляет временное свое физическое тело, оставаясь облеченным в тело астральное. Им даже нетрудно, достигнув известного развития, перейти в ко-зальное тело, как для нас, при тех же условиях, может служить тело ментальное.
Подобно этому, для Рупа-дэвы обычным телом будет ментальное тело, так как они занимают четыре ментальных подплана (Рупа-Лока).Тогда как Арупа-дэвам присущи три высших подплана (Арупа-Лока) и они не обладают более материальным телом, чем козальное. Но Рупа- и Арупа-дэвы не появляются, обыкновенно, на астральном плане чаще, чем астральные существа на физическом. Следовательно, мы сказали о них достаточно.
Ошибочно было бы предположить, что все члены подразделения Кама-дэва стоят гораздо выше нас, потому что некоторые из них происходят от человечества, относительно менее продвинувшегося по эволюционной дуге, чем наше. В среднем, они, конечно, гораздо более возвышенны, так как зло, в желании или на деле, было у них давно искоренено. Природа их очень различна, и человек действительно благородный, альтруистичный и духовно развитый может быть поставленвыше, чем они.
Их внимание можно привлечь магическим вызыванием, но только воля высших адептов может оказывать воздействие на ихжелания. По-видимому, они едва замечают наше присутствие на физическом плане, но иногда бывает, что один из них, видя человека в затруднительном положении, помогает ему, вроде того, как мы это делаем - для животного. Но они прекрасно знают, что в настоящем их посредничество для нас более опасно, чем полезно.
Над Арупа-дэва находятся четыре остальные большие подразделения, а над царством дэвов пребывают планетные духи существа славные, которых не должно рассматривать в сочинении об астральном плане.
Здесь может быть более всего упомянуть о четырех Дэва-рая, хотя эти существа, настолько же чудесные, насколько значительные, не входят в наши четыре разряда. Слово «дэва», составляющее часть их названия, здесь не имеет значения, которое мы ему придавали, так как эти четыре короля царствуют не в мире дэвов, но в четырех стихиях: воде, земле, воздухе и огне, включая стихийных духов и населяемые Ими эссенции. Мы не знаем, каким образом они достигли такой высоты могущества и мудрости, но мы уверены, что они никогда не проходили ничего, что соответствует состоянию человечества.
Ихчасто называют «Правителями земли» или «Ангелами четырех сторон света». В индусских книгах — это четыре Магараджи: Дритараштра, Вирудхака, Вирупакша, Вайшравана. Полчища подвластных им элементалов носят названия: Гхандарвы, Кумбханды, Наги и Якши, соответственно принадлежности востоку, югу, западу и северу. Их символические цвета: белый, синий, красный и золотой.
«Тайное Учение» г-жи Блаватской описывает-ангелов сторон света как «Крылатые шары» и «Колеса огня», что соответствует изображению их пророком Иезекиилем в Библии.
В символизме всех религий мы встречаем изображения этих четырех лиц, и их всегда чествовали с особой почтительностью, как покровителей человеческого рода. Это установители Кармы в продолжении земной жизни человека, и они, таким образом, играют большую роль в нашей судьбе.
Величайшие кармические божества Космоса именуются в «Тайном Учении» — «Л иниками». Они взвешивают дела каждого в конце астральной жизни, при окончательном разделении начал и определяют, до известной степени, состав эфирного двойника, точно приноравливая его для образования физического тела, при следующем воплощении. Тогда как Дэва-рая, повелители стихий, из которых формируется этот двойник, соединяют части таким образом, чтобы в точности выполнить предначертания Лнников.
Они, кроме того, смотрят за тем, чтобы противодействовать переменам, которые свободная воля человека и его окружающих всю жизнь, беспрерывно, вносят в его положение, — чтобы устранить несправедливость и чтобы карма могла быть исчерпана в том или ином виде.
На стр. 87 и 88, части 1 «ТайногоУчения» мы находим научное изыскание относительно этих чудных существ. По желанию, они могут принять человеческий облик, и мы знаем несколько таких примеров.
Все наиболее возвышенные стихийные духи и легионы искусственных элементалов суть ангелы, выполняющие удивительную работу: они держат в руках все кили и на них лежит вся ответственность. Они не часто появляются в астральном мире, и тогда они окружены наиболее замечательными жителями астрала.
Оккультист легко поймет, что, как имеется семь разрядов стихийных духов и элементалов, так же должно быть не четыре, а семь Дэва-рая, но вне посвящения, известно очень немногое о трех первых из них и еще менее разрешается о них сообщать.

Используются технологии uCoz