Персонажи славянской мифологии Сост.: А.А.Кононенко, С.А. Кононенко; Художник В.А.Кононенко


САВА

Сава (Савва) — персонаж южнославянской мифологии, связанный с возвышенными местами. По преданиям он оживляет мёртвых, исцеляет слепых, превращает людей в животных, иссекает воду из камня. Сава создаёт кошку для борьбы с мышами, отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град. Образ Саввы восходит к реальному историческому лицу, жившему в 12 — 13 в.в. и канонизированному православной церковью.

... Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в частности, представление о тучах как о скоте Савы. В пост на день святого Савы, называвшийся савицей, не едят мяса четвероногих животных, чтобы уберечь их от волков. Роль Савы как покровителя животных позволяет связать его с общеславянским оогом скота Белесом.

В.В. ИВАНОВ, В.Н. ТОПОРОВ


САРАЙНИК

Сарайник — дух, местом жительства которого является сараи. Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Такоп же помощник Дворового, как Овпннпк, Клет-ннк, Огуменник, Хлевнпк п такой же, как они, проказник п колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

Тот факт, что большинство людей верит в божество и в будущую жизнь, основан не на религиозном инстинкте, а объясняется влиянием воспитания и внушения... Страх перед бабой-ягой, лешими, домовыми, перед приветствием через порог или перед подаванием соли и прочее развивается вследствии рассказов о причиняемых ими ужасах, помимо всякого инстинкта.

И.И. МЕЧНИКОВ


САТАНАИЛ

Сатанаил (Сатана) — в славянских сказаниях злой дух. Противник бога-демиурга (творца, создателя). По преданиям южных славян бог спускается на первичный безбрежный океан и видит сатанаила, который плавает в облике гоголя. Сатанаил называет себя богом, но признает над собой истинного бога. Бог и сатанаил соперничают в сотворении мира, о чем есть много легенд. К примеру: бог создал человека, а сатана, пытаясь подражать ему, волка; бог — корову, сатана — козу; бог — овес, сатана — сорняки и т.п. Смысл этих легенд в том, что в соперничестве света (бог) и тьмы (сатана) был создан мир. Позже сатана — одно из названий чёрта.

...волхвы поведали о том, как бог мылся в бане, вспотел и отерся «ветошкой», которую сбросил с небес на землю. Сатана стал спорить с богом, кому из неё сотворить человека (сам он сотворил тело, бог вложил душу). С тех пор тело остаётся в земле, после смерти отправляется к богу.

Один из первых мифов о боге и сатане.
изложенный в «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»


СВАРОГ

Сварог — бог небесного огня, отец Дажьбога. Бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Сварог разбивал лучами— стрелами небесный покров, открывал небо и солнце, посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружие ни украшения; разжигал искрами вдохновение в сердцах и душах мастеров. Сварог — капризный бог, он редко кому открывал свои тайны. Представляется в облике молодого плечистого кузнеца, молчалив и строг; покровительствует кузнецам, коих называют его внуками — сварожичами.

...сего ради прозваша и богъ Сварог... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же нари-чють Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Лажьбогъ.

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. 1114 г.


Святовид

Святовнд (Свантовит) — бог воины, солнца, победы у западных славян. Он изображался че-тырехголовым. Рог, седло, меч — символы этого бога. По ночам Святовид ездит на белом коне и борется с нечистой сплои. Боится его нечисть, потому как победить не может. Если уж она и насядет, собравшись в большом количестве д\я казалось бы решающей битвы, достанет Свято-впд рог и трубит зарю, кличет дневных богов. А сам Святовид становится днём невидимым, почивает, готовится к новым сражениям.

Расписными парусами
Море синее покрыто
Развилось по ветру знамя
Из божницы Святовита.

А.К. ТОЛСТОЙ «Боривой»


СЕМАРГЛ

Семаргл (Симаргл) — бог семян, ростков, корней растений, охранитель растений и зелени. Представляется крылатым псом, который сторожит посевы, под его опекой происходит прорастание. Еще он обладает благой и демонической натурой, посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Имеет способность исцелять, ибо он принес с неба на землю побег древа жизни. Бог пантеона князя Владимира, его день — суббота.

И поставил он (князь Владимир) кумиров на холме, позади терема: Перуна... и Хорса, и Дажбо-га, и Стриоога, и Симаргла, и Макошь.
Повесть временных лет
Сгмаргл — Симаирьгла, Симаергла, Семиергла, Семиярило... Вогняне Сонце лгтньогр сонцестояння купальсько1 ноч1 — Семиярило (змшене лшописне
,1маргла1...

О.П. ЗНОЙКО «М1фи КиУвськоТ земл! та поди стародавн!»


СИРИН

Сирин — баснословная райская птица, имеющая человеческий облик; птица радости, удачи, славы. Пленяет людей своим пением. Райское пение Спрнна служит образцом божественного слова, пленяющего человека. Прекрасное пение этой птицы вызывает у человека хорошее настроение, радость; в то же время, только счастливый, радостный человек может слышать прекрасное пение этой птицы. Не всякому человеку удается видеть Сприна, ибо улетает эта птица так же быстро, как слава и удача.

Птица глаголемая сиринес человекообразна, суща близ святаго рая... ея же нарицають райскую птицу сладости ради песен ея.

ДРЕВНЕРУССКИЕ АЗБУКОВНИКИ (XVII в.)


СМЕРТЬ

Смерть — персонаж, который присущ не только славянам, но мифологии практически всех народов. Страшная старуха, бестелесная, одни кости, с косой, приходит из пекла на землю, чтобы выбрать очередную жертву и лишить её жизни. Во многих преданиях и сказках герой вступает в единоборство со смертью, зачастую обводит её вокруг пальца и оказывается победителем.

... Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается. Загородила она ему дорогу, а солдат не стерпел этого, выдернул тесак да и закричал:
— Что тебе надо от меня, старая? Хочешь, тебе голову раскрою?
Смерть (это была она) и говорит:
— Я послана господом взять у тебя душу!

СОЛДАТ И СМЕРТЬ.
Русская народная сборника Е.В.
сказка из БАРСОВА


СНЕГУРОЧКА

Снегурочка — дочь Мороза, по иным преданиям — внучка. Добрая, не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом живёт у людей и помогает им. Когда по лесу ходит — белки, зайцы и другие лесные малыши у нее защиты ищут. Сердце у Снегурочки холодное и если кому-то удается разжечь в нем огонь любви, Снегурочка тает. Тает она и от лучей любвеобильного Ярилы-Солнца. Под Новый год вместе с Морозом, своим дедушкой, Снегурочка приходит к детям и дарит им подарки.

Весна — Красна ... стала
Заигрывать с Морозом, старым, дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого...
Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка — Снегурочка.
В глухих лесных трущооах,
В нетающих лединах возращает
Старик свое дитя.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «Снегурочка»
Персонажи славянской мифологии


СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Соловей-разбойник — в восточнославянской мифологии и былинном эпосе чудовищный персонаж сверхестественных способностей, противник положительного персонажа, поражающий все живое страшным свистом. Сродни персонажам Змеям. Сидит в гнезде на двенадцати дубах, преграждает дорогу. Поединок героя (Ильи Муромца) с Соловьем напоминает миф о поединке громовержца Перуна со змеевидным противником — богом Волосом.

... Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.
Что тут сделалось!
Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК.
Русская былина


СПОРЫШ

Спорыш — божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы у восточных славян, живущий в двойном колосе, воплощение плодородия. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Царь-колос. Из таких двойных колосьев наши предки плели венок. Считалось, что этот венок сплел сам Спорыш и подстраивали, чтобы венок нашла самая красивая девушка. Колосья в венке с зерном. Сопровождаемая песнями, девушка относила венок в амбар.

Так и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте.
— А ты не пугайся: он венок вьёт. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


СПРЫЙЯ

Спрыйя (Прытка) — дух прыткости, сноровки, который рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним, или же переходит к другому. Каков дух у того или иного человека — так он и в жизни успевает. Этот дух помогает, выручает. Если же спрыйя переходит к другому человеку — это видно, говорят «к нему пришла вторая молодость».

«... Маленькая была — все мать мне говорила про спрыйю. Да я не понимала, ан и не видела его никогда. Да и девкой иной раз думала, думала — придумать не могла. Когда мать умерла, поняла, с/га, поняла. У матери этот дух, спрыйя, был шустрый... И у меня... Видать, от матери...»

Записано в Московской области С.А. КОНОНЕНКО


СТРАФИЛЬ-ПТИЦА

Страфиль-птица — всем птицам мать, прародительница птиц. Живет Страфиль-птица посреди моря, и когда она встрепенётся — на море буря бывает. По другим преданиям Страфиль-птица укрощает бури, а на ночь прячет под свое крыло солнце, чтобы утром опять подарить свет. Или же прячет под крылом землю, спасая её от бед вселенских. Происходит от греческого названия птицы страус. Поутру, после того как Страфиль-птица «вострепещется», по всей земле начинают петь петухи.

И куда-то улетела Страфиль-птица. Страфиль-птица — мать птицам. — свет забыла. А когда-то любила свой свет: когда нашла грозная сила, и мир содрогнулся, Страфиль-птица победила силу, схоронила свет свой под правое крыла.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


СТРАХ

Страх (Pax) — мифологический персонаж восточных славян, упоминаемый в русских заговорах, демон страха. Появляется он вместе с ветром-суховеем в самом центре огненного вихря, поэтому видеть его никто не видел, но присуствие его чувствует каждый. Если он рядом, вызывает такое чувство страха, устоять против которого никто не может. Страх есть воплощение огненного ветра-суховея.

... Вдруг поднялся сильный вихорь, какого не видано, не слыхано, людьми старыми не запомнено; закрутило, завертело, глядь — подхватил вихорь царевну, понеслась она по воздуху! Мамки вскрикнули, ахнули, бегут, оступаются, во все стороны мечутся, но только и увидели, как помчал её вихорь!

СКАЗКА О ВАСИЛИСЕ, ЗОЛОТОЙ КОСЕ,
НЕПОКРЫТОЙ КРАСЕ, И ОБ ИВАНЕ ГОРОХЕ.
Русская народная сказка из книги Б.БРОННИЦИНА


СТРИБОГ

Стрибог — бог воздушных стихий, древнее верховное божество неба и Вселенной. Дышит ровно и шумно , гуляет по морским просторам. А если прогневается — загудит, закрутит, завоет, облака соберёт, волну поднимет, корабли разбросает, а то и потопит. Представляется в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе — сагайдак со стрелами. Стрибог — преодолевающий преграды, ветры — его внуки, день его — воскресенье. Один из богов пантеона Киевского князя Владимира.

О, Русская земля, когда бы только за холмами — ты!..
Не ветры ль, Стрибожьи внуки, шумят с моря стрелами на храбрые полки Игоревы?!
Земля стонет! Реки мутно текут! Не бором ли тёмным степь накрылась?!

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».Перевод А. ЮГОВА


СУД

Суд (Усуд) .— в славянской мифологии божество судьбы. Суд управляет судьбой человека от его рождения. В дни, когда Суд рассыпает в своем дворце золото; рождаются те, кому суждено быть богатым; когда же он рассыпает в хижине черепки — рождаются.бедняки. После Суда важнейшие вехи в жизни человека определяли сестры-суденицы.

... Нет, вовсе не бог создал человека по своему образу и подобию, а человек создал, образ бога по своему подобию. Человек вложил в него свой разум, приписал ему свои склонности, наделил его своими суждениями... Когда же человек с изумлением обнаружил в этой самим им созданной смеси противоречия собственным принципам, он лицемерно притворился покорным и смиренным, признал свой разум немощным и бессильным, а свои собственные абсурдные выдумки назвал тайнами бога.

К.Ф. ВОЛЬНЕЙ


СУДЕНИЦЫ

Суденицы — духи судьбы у славян, существа женского пола, которые определяют судьбу человека при его рождении. Три сестры, всегда вместе, бессмертны, приходят в полночь на третий день после рождения ребенка и нарекают ему судьбу. Как нарекут — так и будет, никто предсказание изменить не может. Одна из сестёр предлагает смерть, другая — физические недостатки, а третья говорит сколько жить, когда к венцу идти, с чем в жизни столкнуться доведется. Её предсказание обычно исполняется.

Посмотри, вон растерзанный лежень лежит, — это наша бездольная, наша убогая Русь, е довзыскала Судина, добралась до голов: там, отчаявшись, на разбой идут, там много граблено, там хочешь жить, как тебе любо, а сам лезешь в петлю.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану


СУСЕДКО

Суседко — дух, который живет в доме у огня на шестке (шесток — место перед устьем печи) и зовется так за своё охот-лнвое жительство с людьми. Он очень маленький и его обычно не видно. Одет в свитку и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове п на бороде у него длинные, свалявшиеся. В праздники его подкармливают. Зла он не делает, а напротив, старается предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности. В большинстве мест суседко то же, что и домовой, но есть местности, где их различают.

— А соседушко?
— ...кикиморин муж — такой старой... Оброс весь... маленькой, ровно кужель отрепей... и в избе они живут, на дворе у скотины... везде ходят... К лошадям... Ежели которых, лошадей любит — сена подкладывает ... да расчесывает, гладит... И соседушко видела ночью... никого не было в избе... Тихо так. И слышу, на голбце коло печки ровно шарготит что-то. Благослови, Христос... думаю... А сама на полатях лежала... Как повернула голову-ту... а с брусу ровно кошак серый на пол-от легко скок...

Е. ЧЕСТНЯКОВ «Бывалыцина»


СЫРА-ЗЕМЛЯ МАТЬ

Сыра-Земля Мать — богиня земли. Гром будит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. Именины её отмечаются на Симона Зилота (23 мая). Очень часто образ этот используется в устном народном творчестве, в сказках, былинах, сказаниях.

Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: «Ох ты гой ecu, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...»
Первый оратай любимый сын Матери Сырой Земли Микула Селянович.

П.И.МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»


ТРИГЛАВ

Триглав — треглавый мифический персонаж балтийских славян. Символизировал власть над тремя царствами — небом, землёй и преисподней. В Щецине треглавый идол Триглава стоял на главном из трех холмов (священных), имел на глазах повязку из золота, что связано с причастностью этого божества к гаданиям и предсказанием будущего.

При гаданиях вороного коня Триглава трижды водили через девять копий, положенных на землю. В южнославянской и, возможно, восточнославянской традициях треглавый персонаж — Троян.

В.Я. ПЕТРУХИН


ТРОЯН

Троян — божество луны, ночи и строительства, одно из наиболее почитаемых у восточных славян; владыка трех стихий: неба, земли и подземелья, он управляет пространством и временем.
У южных славян Троян — ночной демон, изображался с козлиными ушами и ногами, иногда треглавым. В сербских сказках одна голова Трояна пожирает людей, другая — животных, третья — рыб, что символизирует связь его с тремя царствами.

Миновали времена Трояна,
Годы Ярослава далеки,
Где Олег, который неустанно
Снаряжал в поход свои полки?
... Встала Дева-обида у древнего края Трояна,
Лебединые крылья над морем подняв из тумана.
Плеском крыльев она времена золотые прогнала,
уж князья на врагов сообща не идут, как бывало.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н. РЫЛЕНКОВА


ТУГАРИН

Тугарин (Змей Тугарин, Тугарин Змеевич) — демон зла в русских былинах и сказках в образе существа змеиной породы. Вокруг Тугарина сплетаются змеи огненные, сам он свистит по-змеиному, конь его ржёт по-звериному. Тугарин, как и родственные ему персонажи (Змей Горынич, Огненный Змей), связан со стихией огня: дым, пламя, искры, вылетающие из его пасти — его главное оружие. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками Тугарин стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности.

... Увидал нищий странник молодцов, загородил им путь:
— Ой вы, молодцы удалые, вы не ездите за Сафат-реку. Стал там станом злой враг Тугарин, Змея сын. вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь — как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит. Не езжайте туда, молодцы!

АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ.
Русская былина


УПЫРЬ

Упыри (вампиры, вурдалаки) — проклятые и колдуны, которые после смерти по ночам встают из могил и пьют у людей кровь. Они появляются либо в своем обличье (в обычном виде), либо с синими лицами, закутанные в черный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Чтобы прекратить деятельность упыря — следует вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри — враги берегинь. Лекарством от укушения упыря служит земля, взятая из его могилы.

Упырь, — дело другое; он всегда зол; он родится от черта и ведьмы, — или от ведьмы и вовкулака. Живет он злым человеком.
Упыри не гниют в гробах, они по ночам выходят и из спящих высасывая кровь засасывают их до смерти.

Н.А. МАРКЕВИЧ «Обычаи, поверья, кухня и напиткималороссиян»


УСЛАД

Услад (Ослад) — славянское божество роскошей и пиршества, веселий п праздников, отправляемых по ночам, покровитель и завсегдатай винных погребов. Представлялся молодым человеком, но зачастую в женских одеждах. От бессонья и чрезмерного питья лицо у этого бога покрасневшее, весь он обрюзгший. Кто усердно жертвовал Усладу, тот сам становился похожим на пьяного болвана. Да и сегодня дружба с этим божеством к добру не приводит.

...сколько ни было в то время университетов, то ни одного из оных студента не отвела Лада в царство Чернобогово, а провожал туда беспрестанно Услад.
...лучше, оставя Услада, жертвовать разумно и осторожно Ладе, которая нередко составляет счастие молодых ученых, а Услад — никогда, повергая притом их в презрение и в вечную бедность.

М.Д. ЧУЯ КОВ «Пересмешник, или славенские сказки»


УСЫНЯ

Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус) — персонаж русских сказок, сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно является переносом названия плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут», «сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

... Мужик одним усом мельницу держит, которая на двенадцати камнях лежит, другим тучи подпирает...

ХВЕДОР НАБЫЛКИН БАБОГАТЫРЬ. Белорусская народная сказка


ФАРАОНКИ

Фараонки — фантастические полурыбы-полудевы, персонажи русского фольклора. Название фараонки связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием библейских мифов. Согласно русской легенде, известной с XVI века, египтяне, изгонявшие евреев из Египта, в воде Чёрного моря превратились в полу-людей-полурыб, а их лошади — в полуконей-полурыб.

Фараонки, в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персонажами мужского пола — «фараонами», воспринимались как представители египетского воинства, преследовавшего уходивших из Египта евреев и чудесно потопленного в водах Чёрного моря.

А.Н.АФАНАСЬЕВ


ФИНИСТ
ясный сокол

Финист ясный сокол — персонаж русских сказок, чудесный супруг в облике сокола. Имя Финист представляет собой искажённое греческое феникс (др.рус. «финике») — волшебная птица, возрождающаяся из пепла. В русском свадебном фольклоре часто встречается образ сокола-жениха. Днём Финист превращается в перо, а ночью в прекрасного царевича. Зависть и козни родственников его возлюбленной приводят к тому, что Финист улетает в тридевятое царство, где, после долгих странствий и тяжёлых испытаний невесты, влюблённые встречаются.

... «Ладно, — думают сестры, — посмотрим, как будет дальше». .
Натыкали они в рому острых ножей, а сами притаились, смотрят.
Вот летит ясный сокол. Долетел до окна и не может попасть в комнату Марьюшки. Бился-бился, всю грудь изрезал, а Марьюшка спит и не слышит. И сказал тогда сокол:
— Кому я нужен, тот меня найдёт. Но это будет нелегко. Тогда меня найдёшь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных.порвёшь.

ФИНИСТ — ЯСНЫЙ. СОКОЛ. Русская народная сказка -из сборника А.Н.КОРОЛЬКОВОЙ


ХАЛА

Хала — персонаж мифологии южных славян, огромный многоголовый змей, толстый и длинный, с крыльями под коленями и лошадиными глазами. Голова его на земле, а хвост в облаках (или наоборот). Иногда превращается в орла. Хала может пасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствуя созреванию хлеба. Она обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует чёрными тучами, градоносными облаками, уничтожает посевы и гады.

Хала могут нападать на солнце и луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала — бледнеет и сияет). Хала могут, чаще всего в канун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимется вихрь. Человек, захваченный таким вихрем, может сойти с ума.

Н.И. ТОЛСТОЙ


ХАПУН

Хапун (хлоптун, хватун, похититель) — неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян. Обязательно в течении года хапун уносит одного человека. Куда уносит и что он с ним делает — никто не знает. Человек этот никак не мечен, а потому бояться хапуна должны все. Наиболее вероятный его облик — бродяга, нищий, солдат, монах.

Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что его унёс Хапун, явившийся в виде солдата.

О.М. СОМОВ «Сказки о кладах»


ХЛЕБНИК

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за порядком, ухаживает за скотом. Если поссорится с хозяином — выбирает себе-в жертву домашнее животное и мучит его. Устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корма. А то — путает гриву, обрезает хвост или ощипывает шерсть. Чтобы избавиться от злого хлевника, знающий хозяин на потолке хлева вешает убитую сороку, дух ненавидит эту сплетницу-птицу. Новорожденных животных — овец, телят — раньше уносили из хлева и поселяли в избе вместе с ребятами, чтобы хлевник не задушил..

Если боги народов были порождены посреди тревог, то точно так же посреди страданий каждый отдельный человек сотворил для себя самого некую неведомую силу.

П. ГОЛЬБАХ


ХОВАЛА

Ховала (ховало) — дух с двенадцатью глазами, которые светятся ночью и освещают ему путь, олицетворение зарниц, может раскалять небо докрасна, особенно перед закатом. Когда засуха, солнце светит и выжигает всё на огороде — это ховала сердится. Живёт ховала там, где спрятаны сокровища, где зарыт клад, и если кто слишком настырно пытается нечесным путём взять этот клад — ховала может ослепить.

Поднялся Ховала из тёплой риги, поднял тяжёлые веки и ныряя в тяжёлых склонённых колосьях, засветил свои двенадцать каменных глаз, и полыхал.
И полыхал Ховала, раскаляя душное небо.
Казалось, там — пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


ХОРС

Хоре :— бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый бог, который всем отдаёт своё тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя; поднимается он выше всех на небе. Представляется молодым красивым юношей. На пдолах бога Хорса были изображены солнечные знаки. Хоре — бог пантеона Киевского князя Владимира, его день — вторник.

«Даже попове и книжницы» веруют в Перуна и Хорса, «подкладывают им требы и куры им режут», жалуется поучение неизвестного автора XIII века, а в XIV веке какой-то монах, устами летописи, называет людей, не обинуясь, даждьбожьими внуками.

Н.М. НИКОЛЬСКИЙ «История русском церкви»


ЧЕРНОБОГ

Чернобог — злое божество, противник Белобога. Бог зимы, тёмных туч, ужасов ночи. Чернобог управляет эпидемиями, голодом, имеет облик льва. Ему приносили кровавые жертвы и при этом произносили ужасные заклинания, чтобы отвратить его гнев. Местом жительства Чернобога есть ад. Вечно сражаются Чернобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь — олицетворение этих божеств. Гнев Чернобога могут укротить только волхвы.

...истукан Чернобогов был пустой и когда надобно было давать ответы, то первосвященник входил в оный и там запирался и говорил устами Чернобога; а после как он из него выходил весьма осторожно, то наполняли истукан нарочно приготовленным к тому под престолом пламенем весьма в скорое время выходе жреческом, чтобы тем доказать, будто бы никого в истукане не было.

М.Д. ЧУЛКОВ «Пересмешник, или славянские сказки»


ЧЕРТИ

Черти — злые существа, бесы. Имеют облик людей, с рогами, копытами, хвостами и свиными рылами. Чёрт живёт обычно в болоте, в берлоге или под землёй. Заключает с человеком договор, который подписывается кровью, на покупку души человека. Творит пакости из-под тишка. Во многих сказках, произведениях художественной литературы чёрт и человек вступают в противоборство, но человек всегда выходит победителем. Черти бывают молодые и старые. Ведьма — любовница чёрта.

...узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. ...у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешные мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт...

Н.В. ГОГОЛЬ «Ночь перед Рождеством»


ЧИСЛОБОГ

Числобог — богиня луны. Она держит в руке луну, по которой в древности исчисляли время, ей присущи спокойствие, размеренность, бесстрастность. Её период — с ранних сумерек до зари, но несмотря на это, она равнодушна к тёмным силам зла. Созерцая действительность, невозмутимо отсчитывает и секунды и столетия. Любит в долгие зимние ночи гулять по снежным просторам, а в короткие летние — купаться в тёплой воде.

И в сновиденьях ещё представлялося людям, что боги
Много великих чудес совершают без всяких усилий.
Видели, кроме того, что вращение неба и смена
Года различных времён совершаются в строгом порядке,
Но не могли распознать, почему это так происходит,
И прибегали к тому, что богам поручали всё это,
Предполагая, что всё направляется их мановеньем.

ЛУКРЕЦИЙ КАР


ЧУДИНКО

Чудинко (пуганко) — то же, что и кикимора, воплощение злого начала. Верили, что плохие люди закладывали его в виде маленькой тряпичной или деревянной куклы под бревно дома во время строительства. Чудинко пугал по ночам живущих в доме стуком и треском. Особенной силы достигает он в заброшенных домах. Избавиться от злого духа можно только уничтожив куколку. Крестьяне, которым надоедали проказы чудинка, кололи вилами в нижние брёвна избы с приговором: «Вот тебе, вот тебе, за то-то и вот это».

Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится затем для нас новым узлом, ещё труднее распутываемым, чем первый.

ДИДРО


ЧУДЬ

Чудь — по преданиям дикий древний народ, великаны и людоеды, жившие грабежом («белоглазые племена»). Преследуемые другими народами, (руса-ми), прятались в лесах в глубоких ямах, постепенно вымирая. Последние из чуди похоронили умерших сородичей вместе с сокровищами, насыпали холмы и курганы («Чудские могилы»), закляли эти места, а сами ушли в горы и там пропали. Чудью ещё славяне называли северные народы (финнов).

...четвертий син Мономаха — Юрт, званий Суздольським, бо князював далеко на твноч1, у Micmi Суздал1. Называли його «Довгорукий» бо cnpasgi мав чомусь-то довгг руки. Юрш отворив там на твночг свою окрему державу. Населяли ту державу фшни з племен* чудь, а до них вт спровадив з твночг Украти ще багато украшщв.

А.Л. ЛОТОЦЬКИЙ «1стор1я УкраТни для д!тей»


ЧУР

Чур (Цур) — древний бог очага, оберегающий границы земельных владений. Очаг и тёплая изба — место обитания чура. К нему взывают во время гаданий, игр и т.д. («Чур меня!»). Чур освящает право собственности («Чур моё!»). Он же определяет количество и качество необходимой работы («Через чур!»). Чурка — деревянное изображение чура.

Прислушиваясь к ночным звукам, он узнавал за дверями шаги домового, у которого, как известно, козлиные копыта, на ветвях деревьев плакали, как малые дети, навы, на крыше хохотали дивы, а под огнищем в землянке шевелились чуры — души предков.

С.Д. СКЛЯРЕНКО «Святослав»


ШЕРСТНАТЫЙ

Шерстнатый — ночной демон, давящий спящего человека. Можно предположить, что шер-стнатым называют домового. Он мохнатый, обросший мягкой шерстью, руки такие как у человека, гладкие с острыми длинными ногтями, лысый, имеет хвост. Шерстнатый своеобразный шутник, проказник, беззаботно и беспричинно резвится. Часто поглаживает сонных, щекочет, наваливается косматой грудью на молодых шутки ради. Сердить его нельзя — может задушить.

... Всей косматой грудью лягу ей на грудь И не дам ни разу наливной вздохнуть, Защемлю ей сердце в крепкие тиски: Скажут, что зачахла с горя и тоски.

Лев МЕЙ «Хозяин»


ШИШ

Шиш — нечистая сила, живущая обычно в овинах, играющая свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. К «шишам» посылают в гневе докучных или неприятных людей, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чёртиков). Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый, что очень удачно подмечено людьми — трудно найти человека, который ни разу в жизни не изображал или не «поймал шиша» от других.

Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого. Изба большая, — на первом венце пирог, на втором. — потолок, окна и двери буравчиком провёрнуты. Сидеть в избе нельзя, да глядеть на ей гоже! Шиш в эдако окошечко глаз впялит и любуется.
Именья у Шиша — штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла.

Б.ШЕРГИН «Шишовы напасти»


ШИШИГА

Шишига — маленькое горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоёмы. Днём отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, к тому же напоминает его мелочностью пакостей. Если рассуждать здраво, как может маленький шишига утащить взрослого человека? Скорее всего он путает.

Ну как же тут не смутиться — комета ещё что! — хуже бывала философия, вот хотя бы о том же шишигином хвосте: будто закроет тебя шишига хвостом и ты пропадёшь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не найдёшь...

A.M. РЕМИЗОВ «Неуёмный бубен»


ШУЛИКУНЫ

Шуликуны (шиликуны, шулю-куны, шликуны) — у северных славян сезонные демоны (др. слав, шуй — «левый, плохой, нечистый»), связанные со стихией воды. Появляются в Сочельник из трубы и уходят назад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или с железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить человека, либо ездят на конях, на ступах или же на «калёных» печах. Ростом с кулачок, имеют конские ноги, изо рта у них пылает огонь, носят самотканые кафтаны, кушаки и остроконечные шапки.

... Шуликуны на Святки толкутся на перекрёстках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. По вологодским представлениям Шуликунамистановятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут Шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу, и тогда их выгнать трудно, на русском севере Шуликуны также название святочных ряженыых. Они родственны другим славянским демонам — караконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири.

Н.И. ТОЛСТОЙ


ЯРИЛО

Ярило (Яр) — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Это молодой, красивый человек на белом коне и в белой мантии с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли «ярил-ки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. 4 июня — Ярилин деньин

Купава

... Когда его встречаем., жизни сила, Огонь любви горит у нас в очах. Любовь и жизнь — дары Ярилы-Солнца.

Общий хор

Свет и сила, Бог Ярило.
Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «Снегурочка»


ЯРОВИТ

Яровит (Геровит) — бог войны у балтийских славян. Его атрибутами были золотой щит и шлем. У бедных почитался как защитник обездоленных и слабых. К врагам жалости не имел, и воины считали, что лучшей жертвой Яровиту будет поверженный противник. Ещё Яровит был связан с культом весеннего плодородия. Крестьяне считали, что этот бог охраняет посевы, цвет на деревьях. Если Яровит будет добрым, примет жертву, услышит обращение людей — осенью урожай будет хорошим.

Человеческие жертвы, приносившиеся для умилостивления грозные и всегда разгневанных сил природы, являются, очевидно, зловещим воспоминанием о неравной мучительной борьбе, перенесённой теми поколениями, среди которых медленно, с напряжением и болью вырабатывались... первые очерки религиозных представлений.

Д.И. ПИСАРЕВ

Используются технологии uCoz