Вебер Э. Руническое искусство


Предисловие

По словам шведского рейхс-антиквара конца XVII в. Олава Верелия, руническое письмо заслуживает «первого места в замечательном наследии наших предков». Не случайно слова эти произнес швед, ибо именно на его родине уже за сто лет до этого возникло научное занятие рунами, которое было связано с существующими в Швеции многочисленными камнями с руническими надписями, а также с живущими в народе воспоминаниями о последних ветвях рунического письма. В Германии, напротив, руны были полностью преданы забвению из-за культурного разрыва, который был обусловлен введением монастырского школьного образования после победы римско-католического христианства и заботой о латино-франкской смешанной культуре при императоре Карле I и его последователях в VIII и IX вв.

--------------------
Имеется в виду Карл Великий (768—814), ставший в 800 г. императором франков. Его правление, как и правление его потомков, сопровождал весьма ощутимый всплеск культуры, выражавшийся в синтезе германской и римской традиции, подъеме архитектуры, определенном росте образованности и появлении своего рода интеллектуальной прослойки при императорском дворе. Вошедший в историю под названием «Каролингского возрождения», этот культурный период представляет собой наиболее значительное явление раннего Средневековья на территории континентальной Европы.

Дело в том, что руны были настолько глубоко связаны с древнегерман-ской партиархальной традицией, что римское духовенство в империи франков старалось искоренить любое воспоминание о них.
Из Швеции и Дании в XVII в. исходил импульс, заставивший немцев вновь вспомнить о.рунах. Интерес к давно забытому национальному наследию охватил не только научные круги, но и широкие слои общества. Но, в то время как ученые в тиши кабинетов старались разгадать многочисленные загадки, связанные с рунами, а результаты их исследований до захвата власти национал-социалистическим движением становились достоянием широкой публики исключительно через посредство тесного круга специалистов, осознание немецким народом своих корней и собственных достижений вело все большее число немцев, чувствующих себя единым народом, к попыткам пробудить руны к новой жизни. Так, например, такие общественные организации, как «Перелетные птицы», дали толчок изготовлению украшений, в которых использовались германские священные знаки и руны. Там, где такое использование отрабатывалось стилистически точно, его следовало бы только приветствовать как выражение стремления вновь обрести древнее отеческое наследие.
Отрадным результатом такого обращения к рунам является то, что СС и Гитлерюгенд в качестве отличительного знака избрали себе старшую руну Солнца как символ всепобеждающей силы; что древняя Odals-pyna выбрана символом верности до смерти; что аптеки используют раннюю Май-руну, и что эта руна во всевозрастающем объеме употребляется в качестве символа человеческой жизни при регистрации рождения, как и ее перевернутое изображение — при регистрации смерти.

---------------------
Руны действительно стали органической составляющей жизни Германии в период фашистского правления. Разумеется, они занимали существенное место в различных сферах делопроизводства, однако рекордсменом оставались войска СС, где, по непосредственному указанию их шефа, Генриха Гиммлера, применялись 14 рун старшего футарка (ровно половина общего числа его знаков), с помощью которых обозначались все основные параметры продвижения по службе и личных характеристик членов организации.

Чем глубже немецкий народ проникается интересом к рунам, тем больше становится число тех, кто причастен к вопросам, связанным с научной рунологией. Хотелось бы, чтобы этой потребности послужило предлагаемое маленькое исследование орунах.

Берлин-Шпандау, в Остермонде 1941 г. Эдмунд Вебер

Используются технологии uCoz