Папюс Магия и гипноз


МАГИЯ И ГИПНОЗ

Разъяснение аккультизма

ПРЕДИСЛОВИЕ

Роль оккультизма более филосовская, чем экспериментальная. Опыты служат для подтверждения действительности теории эзотерического знания и не имеют другой цели. Вот почему, до сих пор, мы не хотели опубликовывать собрание фактов, предоставляя этот труд ученым,выбравшим экспериментальную часть оккультизма.
И вот все, кто проследил оккультные явления шаг за шагом,констатируют истину оккультных приложений, касающихся астрального тела, остальных образов экстериоризации нервной силы, и скоро действие элементеров и элементалов будет так же ясно, как действие других принципов, изучаемых оккультизмом.
Оккультизм, действительно, прежде всего научен и доводит до настоящего значения часть сентиментализма, который заставляет делать такие грубые
ошибки, если дело касается чистой науки.
Не нужно также удивляться, видя традиционные оккультные термины: астральное тело, астральный план, астральный образ, принятые всеми добросовестными исследователями, которые интересуются этими феноменами.
Наши читатели уже давно стремились к изданию, содержащему очень большое количество фактов и мало теории, наряду с другими нашими трудами, заключавшими много теории и мало фактов. Отсюда настоящая работа, в которой наш личный труд очень невелик, но которая будет, мы в этом убеждены, очень полезна всем, кто желает отдать себе отчет, каким образом Гипноз и Телепатия связаны с оккультизмом и Магией.

Март 1896 г. Папюс.

ВВЕДЕНИЕ

Полные веры в свою миссию, современные ученые хотели низвергнуть все античные памятники философии и преданий, говоря: "Довольно метафизических теорий, только критика и факты".
Кропотливо, с непрерывным трудом, ш рода в род, они вопрошали Природу, во всех ее областях. Материя им открывала секреты жизни, которую она поддерживает, как пружина в часах указывает па эластичность, составляющую их душу. В свою очередь, жизнь открывала им свой секрет двигателя, свои принципы и конец: Бога вечно живого и вечно любящею в природе и Бессмертного духа, пребывающего в воплощенном человеке.
Тогда между учеными академии возник большой разлад.
Одни, очень редкие, имели смелость изучать действия Духа, как изучали явления природы.
Другие, ослепленные гордостью и тщеславием, хотели провести границу возможного в природе, подразделять действия на достойные их наблюдения— серьезные и недостойные наблюдения, которыми можно пренебречь. Как будто в Истине есть что-нибудь достойное пренебрежения.
И вот предполагали, что эти старинные идеи, касающиеся Магии, духовных Существ, невидимых психических атмосфер, действия на растоянии, идеи, изученные в течении более тридцати веков в святилищах Египта, никто никогда их не услышит, и надеялись, что они навсегда исчезли вместе с Оккультными науками.
Открытие гипнотизма, казалось, должно было навсегда привести в уныние защитников невидимого мира. Относя все необъяснимые факты к auto, altero, pseudo внушениям, которые объясняют скептикам всех поколений одновременно и чудеса, и героев, и даже святых.
Но увы, Гипнотизм и внушение открывают во всю ширину двери для опытов экстериоризации чувствительности, а отсюда Магии, во всех ее отраслях: стоило ли прилагать столько труда, чтобы научно обосновать отрицание Бессмертного духа и Бога. Их снова найдут на повороте дороги и, хотя Их оскорбляют и отрицают еще ради рисовки, но не пройдет и двадцати лет, как они отвоюют свои права гражданства. Тогда увидят, что Предвечный имел своих лучших жрецов среди ученых, которые .Его вопрошали, полагая обойтись без Него, и отнимали у Него заслугу в Его творениях, надеясь изобрести непреложные законы бесконечности. Если эти исследования закончатся примирением Науки сердца с Наукой ума, то этот век займет не последнее место в истории. Когда духовенство сбросит свой сектантский клерикализм, чтобы стать столь же ученым, как и религиозным, когда академики прозреют, сохраняя все, что касается мира Духов и души, и станут столь же религиозными центрами, как учеными, когда человек, достойный этого имени, откроет, через страдание и смирение, этот прямой путь в середину Китайской философии, так удаленной от Вольтера и Лоелы, но завоевывающей и никого не оскорбляющей, тогда брак Спасителя и Духа станет близким, человечество выйдет торжествующим со своей страдной дороги, и мудрецы в молчании будут раздавать наиболее желаемое из всех богатств, единственное, которое переживет все недуги: душевный покой.

Общее введение.

Глава I.

Астральный человек.

§1. Невидимое тело человека.

Почти невозможно понять связь Магии и Гипноза, если не знаешь, по крайней мере, общего вида, теорий оккультизма относительно строения человека. Наши постоянные читатели знают уже традиционные наставления по этому вопросу, но необходимо напомнить известные, важные пункты, чтобы позволить каждому читателю понять характер опытов. которые' мы сейчас и $ложим.
Есть непосредственно сметное различие между трупом и живым человеком, такое же ошутительное различие между кретином из Адыт и человеком в полном владении всех интелктуальных способностей Актуальность учит из века в век, что человеческое существо создано из трех принципов: I) физическое тело или труп, 2) жизнь или пластический посредник — (астральное тело), который оживляет каждую клетку тела физического, и, наконец, 3) бессмертный разум, проявляющийся в уме и воле.
Здесь нам нужно еще раз вернуться к первоначальному вопросу:
Нужно ли считать существование промежуточного принципа—между бессмертным разумом и телом физическим истиной, или это философская гипотеза.
Философы и метафизики в главе "Пластический посредник" их толкования. важно возвешают, что признавать существование промежуточного прин_ ципа между душой и телом—значит усложнить вопpoc. но не разрешить его.
В этом только - небольшое счастье. Существуют "определенные физические органы" для поддержания жизни. Этой поддержкой сознание занимается
меньше всего в мире и самые утонченные
отголоски философии никогда не достинут разрушения функции боль-шого симпатического нерва. Когда я сплю, "моя душа" не властвует надо мною и не проявляется в моем сознании, и, однако же, это не мешает моему сердцу биться и желудку варить. Нужно ли соглашаться с известными философами, что мой бессмертный разум сам предастся сладости производства opгaнических испражнений? Если бы какой- нибудь болтун захотел поддержать такой абсурд, анатомии и физике пришлось бы обратиться к логике, показать ему, что во-первых, существуют мускулы, с гладкими жилками, и, во-вторых, что функция вегетальной жизни почти совсем не зависит от сознания.
Как дать себе отчет в гипнотических феноменах, если не владеешь никакими данными элементарной психологии? И вот эти данные, которые мы по мере сил развивали в нашем "Элементарном трактате практической магии", мы сейчас прорезюмируем по возможности кратко на нескольких страницах.
Оставим в стороне функции отправления физического, тела над которым властвует это бессознательное, астральное тело, этот пластический посредник, называйте как хотите, мы сейчас займемся единовременно психологическими функциями.
Впечатления, которые мы получаем из внешнего мира, сопровождаются желаниями, побуждениями и страстями, исходящими из нас самих. Мы можем предоставить себя этим побуждениям или воспрепятствовать им, согласно нашей свободе.
В нас находится страстное импульсивное существо. которое, если иметь желание и т.п., возбуждает весь организм к удовлетворению его, и есть существо разумное, свободное, которое может остановить эги побуждения или пре-доставпть их самим себе.
Фабр Д'Оливе, которого мы рассматриваем, как самого выдающегося из современных психологов, представляет эти побуждения в виде звеньев, зацепленных одно за другое.
Последуем по этой дороге и представим себе это животное, это бессознательное существо, как звено, зацепленное за другие маленькие звенья, которые увлекают руки и ноги. Мы имеем, таким образом, поразительную картину действительных фактов. Центральное колесо, приведенное раз в движение, благодаря желанию, увлечет члены к удовлетворению этого желания.
Как мы представляем в таком случае свободную волю человека? В виде уздечки, действующей на это колесо, могущей остановить его или предоставить вращаться.
Две руки, держащие колесо на одном и том же месте, совершенно представляют эту уздечку.
Этот образ, чрезвычайно простой, укажет ясно, что мы хотим сказать. Теперь своевременно возвратиться к научным рассуждениям. Поищем некоторые подробности относительно возможного действия безмерного разума на физическое тело посредством этого посредника, о котором мы сейчас говорили.
Физическое тело—орудие, над которым может производить опыты ум. Но он не прямо действует на клеточки организма, которые хочет привести в движение, он пользуется для этого специальной силон—нервной. Остановимся, прежде чем идти дальше, и укажем на несколько примеров, чтобы хорошо заставить понять наши утверждение.
Когда я хочу тронуть клавишу пианино, мой мозг—хозяин этого желания и, однако, не он исполняет назначенное действие. Рука, послушная импульсу мозга, поднимется и тронет нужную клавишу. В этом случае мозг изображает ум, и пианино—изображение тела физического. Между мозгом и пианино находится рука, также как между умом и телом физическим—нервная сила. В обоих случаях рука и нервная сила суть орудия действия.
Если моя рука парализована, иначе, если нервная сила не соединяет больше руку с мозгом, разве это указывает, что воля, действующая на пианино, разрушена? Нет, это не то.
Итак, если по какой-нибудь причине ум не имеет больше н своем распоряжении нервной силы, не может действовать больше на физическое тело, укачивает ли это, что разум не существует? Никто это не предполагает, и, однако, это один из главных аргументов, вызванных материалистами, чтобы отвергнуть существование бессмертного Разума. Смешивают оператора и его орудие, и приписывают оператору происшедшие случаи единственно из-за ею инструментов.
Хотите другую картину другого рода? Телеграфист, посылающий депешу, представляет ум, аппарат, получающий ее,—тело физическое и электрическая сила, соединяющая приемник с телеграфистом представляет пластический посредник или астральное тело.
В постоянном смешивании телеграфиста с электричеством, материалисты ищут доказательство. Мы пола-ыем, что бесполезно более настаивать. Наши читатели поймут важность и действие этой нервной силы—психологического посредника между умом и телом. Известные авторы именуют эту силу "'душой", говоря, что человек составлен из Ума, Души и Тела (Spiritus, anima et corpus—-св.Павла).
Эта нервная сипа имеет значительную важность, так как она заставляет двигаться весь организм, и, действуя на нее, разум останавливает порывы Импульсивного Существа, животного, находящеюся в каждом из нас.
Но для этого необходимы упражнение, нужна привычка изучить свои страсти, сопротивляться им, и много людей, совершенно потеряв эту привычку, разорвали свою связь их ума с импульсивным существом, и пассивно подчинились импульсам, которые они усвоили и которым никогда не будут уже сопротивляться. Это только не больше как наполовину люди и часто только по имени.
Но не нужно думать, что действии Разума ограничиваются единственно остановкой увлечений импульсивного существа. Наравне с этой функцией чисто пассивной, разум имеет массу других более важных. Эта способность приводить в исполнение идеи организма или, скорее, принуждать организм исполнить мысль, твердо решенную. Это проводится, как всегда, нервной силой.
Например, мой ум создал образ треугольника и хочет реализовать это изображение в физическом плане, иначе, передать материи идеал, каков он есть.
Тотчас же мой ум передаст этот образ астральному телу, нервные силы приходят в движение и заставляют сейчас же ручные клеточки, посредством карандаша, воспроизвести образ, который находится в мозгу.
В этом случае ум, сам по себе, привел в движение члены, чтобы реализоватьь одну из своих идей. Организм, будучи голодным, "протягивает" руку к выставке хлебопекарни. Но ум, зная, что сейчас должна произойти кража, "останавливает" движение руки. Эти два примера, нам кажется, достаточно ясно освещают оба случая. Мы не будем далее входить в анализ этого феномена, который возбуждает важные вспомогательные вопросы (мораль, ответственность и т.д.).
Идея имеет совершенно специальное действие на импульсивное существо и может его приводить в движение так же хорошо, как ошу-щение; ум не всегда вмешивается в реализацию идей: импульсивное существо, "выдрессированное привычкой, как дрессируют животное", имеет возможность механически приводить в движение члены для реализации какой-либо идеи. Нужен ли пример между сотнями?
Хозяйка, которая вяжет, поддерживая болтовню со своими соседками, отвечает данному случаю. Что управляет пальцами? Кто заставляет их повиноваться фигурному узору через вязальные петли? Ум ли это? Меньше всего в мире, так как он занят болтовней с соседками. Что же это такое тогда? Это то, что современные философы называют "бессознательным", то, что мы называем "существом импульсивным" или "астральным телом", и то, что в медицине называется "рефлексивными движениями". Этому можно дать тьму названий, но тем не менее безусловно это существует и существует положительно, и это—не ум, не труп. После этого называйте его как угодно, если только достаточно ястно поняли его действия.
Это импульсивное существо имеет личную способность, которая позволяет ему создать материальное изображение с модели данной идеи. И здесь физиология сейчас представляет нам ценное указание.
Так, импульсивное существо заставляет двигаться пальцы хозяйки, чтобы дать ей собрать шерсть по рисунку, когда-то указанному и внушенному духом; импульсивное существо это также исправляет организм с типичной формой, установленной раньше без участия духа.
Я себе оцарапал конец пальца и разрушил множество характерных строений сустава. И разве мой дух сейчас займется восстановлением их? Хорошо известно, что нет. Мое импульсивное существо, мое астральное тело сейчас молчаливо примется за восстановление одной за другой этих маленьких строений по "их первоначальному типу". Оно восстанавливает также каждую часть меня самого с типичной модели, которую природа предоставила ему однажды. Этим объясняется, каким образом мы сохраняем, почти ту же внешность, когда меньше чем в шесть лет наши клеточки были разрушены и восстановлены несколько раз.
"Астральное тело" это то, что исполняет без шума свою терпеливую работу и моделируют физическое тело с типа, определенного природой. Мы уже посвятили несколько глав нашего "Элементарного Трактата Практической Магии" этому вопросу и не вернемся к нему более. Пусть помнят только, что астральное тело пассивно исполняет "идею". Таким образом видно двойное изображение, под которым представляется нам астральное тело.
1) Здесь в своих отношениях к телу физическому, оно становится его маленькой кухней, преобразовывает пишу и вносит желудочный сок в кровь, присутствует при окислении кровяных шариков в воздухе, при их электризации через солнечный флюид, затем заботливо обратно уносит в кровь, утаивает материю и силу для клеточек, которые нуждаются в них. Сохраняет в них лимфатические узелки неиспользованной материи, симпатическке узелки неиспользованной силы, чтобы предоставить эту драгоценную нервную силу в распоряжение духа. Если организм подвергается нападению, опять оно, защищает его изо всех сил, приводя на место разрушения резервы эмбриональных клеточек взамен уничтоженных микробами. Наконец, внутренняя работа женщины, в которой дух не принимает участия, астральное же тело облегчает ее по мере сил. Вот для начала.
2) Но это же астральное тело имеет связь с членами и органами из струйчатых фибр, которые—прямое достояние духа. Там астральное тело было хозяином, здесь же оно сделалось служителем. Если оно нуждается в пище и заставляет руки и ноги идти и искать ее и, если ум решает, что время еще не настало, все побуждение останавливается посредством сухого удара, принесенного нервной силой, благодаря воле ума, совершенно свободного, даже в известном случае, когда он сам себя убивает, заставляя умереть от голода. Астральное тело настойчиво требует пищи, ум не дает ее, потому что он имеет возможность сопротивляться всем побуждениям импульсивного существа, когда этого хочет.
С другой стороны, ум только формулирует приказания через фиксирование идеи, которую он хочет реализовать, и тотчас же астральное тело приходит в движение, посвящая свои усилия, по мере своих средств, послушанию могущественного хозяина. Но, еще раз, чтобы все это произошло, необходимо, чтобы дух имел в полном своем распоряжении нервную силу, иначе говоря, чтобы все происходило "физиологически".
Посмотрим, что произойдет в тех случаях, когда будет недостаточно одного из факторов гармонии, в случае "патологического" хода.
Я вынес длинную болезнь, я на пути выздоровления. Что делает мое астральное тело? Оно заготовляет двойные приемы, употребляет всю материю и всю силу, находящуюся в его распоряжении, на приготовление новых клеточек для замены тех, которые болезнь унесла или испортила. В этом случае оно превращается в нервную силу, чтобы позволить уму активно действовать, так как мои интеллектуальные способности слабы не потому, что душа не существует (аргу-мент материалистов), но лишь потому, что мой ум не имеет в своем распоряжении нервной силы, необходимой, чтобы передать свои идеи физическому телу. Это электрический ток, это не бессильный телеграфист.
Другой пример. Я много работал весь день. Я подвергал мозг и всю мою нервную систему значительному труду. Что произойдет? В конце дня мои ум не будет иметь достаточно нервной силы. Он прерывает понемногу свои сношения с моим телом, и я чуствую усталость и засыпаю, иначе говоря, мой ум предоставляет свободное место для астрального тела. Это последнее пользуется сном, быстро восстанавливает расслабленную нервную силу, восстанавливает разрушенные нервные клеточки и, когда нервная сила будет в достаточном количестве, мой ум снова входит в соединение с моим телом, "я снова вступаю в свои права", пробуждаюсь свежим и расположенным к новой издержке этой силы. Поймите это хорошо и вы увидите, какими смешными и бедными покажутся вам физиологические аргументы материалистов.

§2. Гипноз. Внушение.

Наиболее замечательно то, что астральное тело будет всегда повиноваться идее, какое бы ни было реальное происхождение этой идеи. Вот то, что древние знали хорошо, и то, что изучает часть Магии, то, что современники только что открыли, благодаря гипнотическим феноменам. Рассмотрим эти феномены.
Я беру "чувствительного" человека, иначе у которого нервная сила одарена большой способностью перемещения через какой бы го ни было процесс (гипнотический), я внезапно прерываю связь между нервной силой и умом. Тотчас же глаза закрываются и взгляд делается пристальным Ум не имеет больше - сношении с фи зическим телом,
и я заявляю, что мой субъект загипнотизирован.
Если, через особый процесс, я заставляю его говорить со мной, или слышать меня, это только импульсивное существо, способность астрального тела, которое передо мной, лишь колесо импульсов, без уздечки рассудка. Зто машина, а не человек, тогда- то я делаюсь умом итого субъекта, и его астральное тело реализует мои идеи и исполняет мои приказания так же пассивно, как оно реализовывало мысли и сполняло приказания ума, которое управляет его собственным телом. Вот ключ, который называют внушением.
Не будем на этом слишком настаивать, мне кажутся необходимыми примеры. Я уподобляю укачанное человеческое существо экипажу, кучер которою представляет ум, лошадь астральное тело и повозка—тело физическое. Лошадь будет повиноваться тому, кто держит вожжи, и если свяжут руки кучера и кто-нибудь другой возьмется управлять, этот другой будет направлять повозку, как ему покажется лучше, без всякой ответственности кучера. Вот обрач изменений, производимых внушением.
Идея, полученная снаружи, действует тем сильней, чем разум меньше влияет на импульсивное существо и меньше сдерживает его горячность. Также все тe, которые хотят увеличить могущество чувствительности ощущений или идей, полученных снаружи, прерывают понемногу сношения между разумом и телом физическим, развивая свою нервную силу. Алкоголь, опиум и его разновидности, гашиш ломают гак же, как гипноз, психическую гармонию и предрасполагают к этому развеиванию нервные силы или для добра, или для зла. Магическое увлечение, напротив, имеет целью увеличение до максимума могущество контроля духа над импульсивным существом.
Загипнотизированный субъект разваливает свою нервную cилy. Здесь опять-таки отдел доктрины известной древним, и который недавно экспериментально был найден M.de Rocha таким, как мы его видим впоследствии.
Внушение, произведенное во время сна, может проявиться после пробуждения субъекта, но тогда это внушение побуждает к движению импульсивное существо, движению, происхождение которого не известно разуму, но которое он может остановить, если имеет к этому привычку. Лица, привыкшие пассивно следовать их импульсам, не будут искать опоры для сопротивления гипнотическому импульсу какого-нибудь желания в состоянии бодрствования. Но лица с волей, привыкшие доминировать над своими крайностями, будут совершенно сопротивляться импульсу гипноза и потеряют сознание раньше, чем исполнят внушение, которое не нравится их совести. Мы имеем несколько удивительных примеров в нашей медицинской практике.
Хотя вообще загипнотизированный субъект есть очень ценный предмет для исследования, однако, мы возьмемся зa исследование области магии или только некоторых частей ее. Мы не имеем другой цели, кроме постановки вопросов для решения и формулировки гипотез. Затем мы обождем с доверием суждений времени, чтобы оправдать если не наши опыты, то, по крайне мере, непреложные теории предания, которые они имеют притязания осветить.

§3. Как производят гипноз?
(Состояния внимания)

Всякое анормальное возбуждение одного из импульсных центров производит нарушение связей, которые соединяют импульсивное существо с волей человека.
Отсюда существование известных психических состояний, которые проявляются в человеке, а также в животных, состояний, известных пол общим именем Гипнотизма и Магнетизма.
Магнетизм, который пользуется флготическими силами, выходящими и.5 человека, есть одна из отраслей экепе-риментальной Магии, как это хорошо видел барон дю- Пле; но это не вся Магия, как изучение слишком поверхностно, могло бы утверждать, потому что напрасно будут искать в этой "открытой Магии" серьезного описания небесных светил и практического определения их влияния.
Гипнотизм производит, как это было хорошо разобрано Г-м де-Роша, ряд переходов между состояниями бодрствования и состояниями магнити-ческими. определенными вышеупомянутым экспериментатором под именем "Глубокие состояния гипноза".
Итак, оставив в стороне все теоретические споры, мы сейчас увидим, какими различными способами можно пользоваться, чтобы определить гипноз у человека. Мы расположим их следующим образом:
1) Определение состояния субъекта, воспринимающего гипнотические впечатления.
2) Гипноз субъекта
3) Определит: фаз и глубоких состояний гипноза.
4) Различные процессы пробуждения субъекта.

Урок первый.

С остояиис восприятия впечатлений.
Вопреки уверениям известных медицинских школ, можно сказать, что не каждый индивидуум может быть загип-нотизированным Пропорция, достигнутая в гипнотерапевтнческой лаборатории Charite, указывает 40% для мужчин и от 60 до 70% для женшин.
Между многочисленными процессами, употребляемыми для этого действия, мы выберем следующие:
1) Притяжение сзади (процесс Мутена)
2) Притяжение маленького пальна.
3) Внушениевсостоянии бодрствования.
4) Влияние блестящего шарика или точки.
5) В/шяние вращающегося зеркала.
6) Влияние магического зеркала. Мы сейчас коротко опишем каждый
из этих процессов.
Притяжение сзади. Поместите субъекта стоя, обе ноги вместе. Положите затем, находясь сзади него, обе руки плашмя к нему на плечи и отводите руки осторожно до конца на некоторое расстояние. Если вы имеете дело с лицом чрезвычайно чувствительным, его плечи будут следовать движению ваших рук и он, вопреки ему самому, отклонится назад. Г.Мутен описывает этот процесс ь своей книге "Новый гипнотизм".
Притяжение маленького пальца. Возьмите у субъекта, доверяющею вам правую руку без перчатки. Поместите затем руку ладонью вниз и жмите осторожно вашей леьой рукой пальцы. оставляя свободным мизинец. Этим вы привлечете к себе через маленькие горизонтальные медленные пассы мизинец и повторяйте эти пассы до тех пор, пока он (субъект) не последует притяжению. Тогда вы сможете словесно внушить субъекту, что его маленький палец остаетсе отделенным от других, вопреки всему, пока вам не будет угодно прекратить феномен. После процесса необходимо хорошо освободить маленький палец, кисть и руку, посредством холодного дуновения.
Внушение во время бодрствования. Внушение во время бодрствования получается при сильной фиксации субъекта в глаза, повелевая ему уверенным голосом с авторитетным видом сделать ту или другую вещь (закрыть глаза и не мочь более открыть их, не мочь более открыть рта и т.д.). Чувствительные субъекты наиболее отзывчивы на этот процесс.
Влияние блестящего шарика, вращающегося зеркала. Если заставить субъекта фиксировать блестящий шарик неподвижный или находящийся в движении, то субъекта почувствует в конце некоторого промежутка тяжесть в веках, непреодолимое желание уснуть; с таким субъектом можно безбоязненно идти вплоть до гипнотических фазисов.
Влияние магического зеркала. Лица, поддающиеся гипнозу или нет, помещенные перед магическим зеркалом, видящие цвета или формы, суть одинаково способны сделаться превосходно " чувстивительными ".
Итак, нужно будет оставить в стороне субъектов, непослушных этим различным процессам, и воспользоваться, напротив, другими лицами, более "чувствующими" для дальнейших опытов.

Урок второй.

Гипнотизирование субъекта. Личность, раз признанная чувствительной, может быть загипнотизирована. Для этого может быть употреблено несколько средств, между которыми мы опишем следующие:
1) Простое внушение.
2) Блестящий шарик.
3) Вращающееся зеркало.
4) Взгляд.
5) Пассы.
Простое внушение. Осторожно фиксируют субъекта в глаза и, не беспокоя его, приказывают ему закрыть их, затем ему приказывают, всегда осторожно, терять чувствительность кожи, и с этого момента уверяют его, всегда без грубости, что он чувствует сонливость, погружается в нее все более и более: с натурой несколько чувствительной это удается в несколько мгновений.
Блестящий шарик. Этот процесс наиболее известен. Необходимо заставить субъекта фиксировать шарик (как, например, никелевая пуговичка, лезвие ланцета, маленькое зеркало и т.д.), помещенное на уровень лба между глазами. Такое положение заставляет субъекта сосредотачивать свой взглад вверху и посредине и оканчивает гипнотизацию очень быстро.
Вращающееся зеркало. Употребление вращающегося зеркала D.Luys, по нашему мнению, есть лучшее средство из всех, как безопасное и быстрое, Мы советуем, в особенности, зеркало с одной верхушкой и покрытое никелированной медью. Изобретатель его г. M.Robillard, живущий в Париже, (ул. Notre Dame de Nazareth, 25). Это зеркало помещают на вышине глаз субъекта, почти на 50 см. от него, удостоверясь, что лучи света хорошо проходят в глаза. Субъект лично помещается в кресло прислоненной головой. Сон наступает вообще от 20 до 30 м. с начала опыта.
Взгляд. Употребление взгляда, как средства гипнотизации, черезвычайно утомительно, но при большой энергии позволяет получить хорошие результаты, когда все остальные неудачны. Вот как можно гипнотизировать. Сажают субъекта напротив себя, спиной к свету. Затем берут обе его руки и обхватывают рукою большие его пальцы. После этого пристально смотрят в зрачок правого глаза. Сон появится еще скорее, если прибавить к этому процессу внушение. Пассы. Начинают, как в предыдущем случае, но только большие пальцы гипнотизируемого соединены в левой руке магнатизера, который в продолжении пяти или шести минут делает продольные пассы сверху вниз, с головы до уровня жедудка. Таким образом достигнутый сон совсем другого порядка, чем сон, вызванный гипнотическими процессами. Впрочем, мы расскажем о нем, когда будем говорить о глубоких состояниях.

Урок третий.
Определение фаз.

I. В первой из этих гипнотических фаз субъект имеет все члены слабыми: если взять его за руку и выпустить ее, рука упадет без сопротивления субъекта, который тогда уже глубоко заснул и может казаться мертвецки пьяным. Дыхание с этого момента глубоко и правильно. Это фаза—летаргия.
II. Если, в этом состоянии, вы силой откроете глаза субъекта, или воздействуете на него каким-нибудь другим образом, наступит вторая фаза.
Члены окрепнут и сохранят установку, которую вы им дадите, какая бы она ни была. Глаза у него неподвижны (запомните это хорошо) и взгляд устремлен перед собой или на то место, куда вы его направите. Он вас не слышит, как бы вы громко ни говорили. Он вполне закрыт для внешнего мира. Он в фазе каталепсии.
Это состояние, в котором его можно положить головой на один стул, и ногами на другой, так, чтобы между стульями висело туловище. В этом состоянии еще получается экстаз.
III. Если вы теперь дунете между глазами субъекта, или проведете пассы, или потрете ему слегка лоб, состояние изменится. Субъект говорит и действует абсолютно как бодрствующий: он естественно с вами разговаривает, но не сознает окружающей среды и не дает себе отчета о месте, где он находится.
Тогда он в третьей фазе, comhom6улизме. В этом состоянии есть несколько характерных особенностей, всю важность которых надо хорошо понимать.
Прежде всего он способен к Енуше-нию. Ему можно приказать видеть или сделать ту или иную вещь, не только во время сна, но еще раз, когда он будет совершенно разбужен; это явление будет исполнено не только через день, но даже через месяцы и даже год после отданного приказания. В момент, когда он исполняет внушение, он становится бессознательным и повинуется импульсу, без разбора и, что важно заметить, он внезапно теряет чувствительность, чтобы получить ее после исполнения внушения. Субъект увидит все, что ему прикажут, исполнит все, что ему прикажут исполнить, кроме исключений которые мы не можем здесь изучать).

--------------------
Я пришел к убеждению, что свободная воля субъекта всегда твердо устаивает и может прийти действие в данный момент, чтобы сопротивляться преступному внушению.

В сомнамбулическом состоянии начинается другое яатсние, это возможность замещения личности. Вы говорите субъекту: ты больше не ты, ты депутат, ты произносишь речь в Палате. Тогда вы увидите, что субъект как бы переходит в личность, о которой вы ему только что сказали, и принимает все особенности роли, которую вы заставили его играть. Таким образом, вы можете, по своему желанию, несколько раз устраивать такую перемену личности.
В этом же сое гояни и приобретается зрение нарасстоянии с известными зaмагнитизированнымисубъектами. Итак, чтобы прорезюмироватьвее, что мы говорили.вот характеристика трех состояний:
1) Летаргия—глубокий сон.
2) Каталепсия—пристальный взгляд. Члены эластичны.
3) Сомнамбулизм—способность к внушению. Замена личности, зрение на расстоянии.
Здесь мы описали главные фазы. Без сомнения, существует большое число промежуточных состояний и комбинаций этих фаз между ними, но бесполезно усложнять вопрос.
Для окончания заметим, что, как указывают гипнотизеры, эти фазы проявляются всегда в следующем порядке;
1) Пробуждение.
2) Летаргия.
3) Каталепсия.
4) Сомнабулизм.
5) Пробуждение.
6) Летаргия.
7) Каталепсия.
8) Сомнабулизм.
9) Пробуждение и т.д. и т.д.

Урок четвертый.
Пробуждение субъекта.

Никогда не нужно упражняться в усыплениисубъекта,еслипрактическине пройдены различные процессы пробуждения. В самом деле,здесьнаходится обратная сторона, наполненная неожиданностями, которые легко заставляют утрачивать начинающихили экспериментаторов их хладнокровие. Пробудить субъекта можно множеством процессов,
между которыми мы опишем особенно следующие:
1) Пробуждение через простое внушение или приказание.
2) Пробуждение через дуновение.
3) Пробуждение пассами.
4) Пробуждение без внушения, через взгляд.
5) Пробуждение через комбинацию каких-нибудь из этих различных способов.
Пробуждение по приказанию. Субъекту, находящемуся в сомнамбулической фазе, приказывают совершенно проснуться, ровно через минуту. И еще можно ему приказать проснуться, когда его три раза ударят в руки или посредством всевозможных вариаций внушения. Этот процесс должен быть употребляеемым преимущественно в сомнамбулической фазе, но удается также довольно часто с субъектом, находящимся в летаргии, хотя с меньшей быстротой.
Пробуждение дуновением. Сильно дуя между глаз субъекта, пробуждает и освобождают его в то же время.
Пробуждение пассами. Один из лучших способов, особенно при глубоких состояниях, когда он должен быть всегда употребляемым. Делают горизонтальные пассы, и повторяют их двумя руками сначала наравне с грудью, затем в уровень с головой субъекта. Пробуждение таким образом долго достигается, но можно быть уверенным в избежании всех случайностей: субъект совершенно освобождается от сна.
Пробуждение взглядом. Пробуждение взглядом употребляется, когда лицо по той или другой причине, сопротивляется внушению. В этом случае пристально смотрят субъекту между глаз на вышине середины лба и видят, как вскоре проявляется пробуждение совершенно полное, без малейшего слова.
Комбинированное пробуждение. Наилучшие результаты достигаются при пробуждении субъекта следующим процессом, полученным через смешение большей части других способов:
1) В фазе сомнабулизма подвергают внушению, только когда дунут между глазами: полное пробуждение появляется тотчас же.
2) Производят дуновение в указанное место, быстро освобождая в то же время лоб посредством пассов.
3) Оканчивают, дуя в последний раз, когда субъект хорошо разбужен.
Когда приходится иметь дело с трудным случаем, когда субъект в глубокой летаргии и отказывается повиноваться внушению, тотчас же стараются достигнуть какую-нибудь гипнотическую фазу или каталепсии, или сонамбулизма и отдают ему приказание на срок (полчаса или час), предшествуя этому приказанию дуновением и пассами.

§4. Явления, происходящие в гипнотических состояниях.

Прежде всего займемся феноменами, интересующими мага, и которые могут быть произведены над лицами в простом гипнотическом состоянии.
Наиболее интересные явления следующие:
Действие магнитов. Из северного полюса магнита проистекает голубое сияние, очень приятное и укрепляющее субъекта, находящегося в сомнамбулическом состоянии).

----------------------
Луис, Анналы психиатрии, А.Роща. Экстериоризация чувствительности.

Из южного полюса проистекает красное сияние, неприятное для субъекта. Северный полюс притягивает, а южный отталкивает его.
Действие магнитных венков. Магнитный венок, помещенный на голову больного и переложенный потом на голову субъекта в летаргической стадии, переносит на него болезнь)

----------------------
Луис и Энкосс, Перенос посредством магнитных венкоп. Сообщение биологического общества Д-р Энкocc. Психические рассуждении о нервных болезнях

Действие металлов. Металлы имеют характерные действия, особенные для каждого из них, на загипнотизированных субъектов. Золото жжет, медь может пробудить субъекта в сомнамбулическом состоянии, свинец давит. Эти опыты были недавно подтверждены исследованиями д-ра Burq.)

------------------------
По металлотерапии см работы д-ра Burq и этюд Жалима Кастелло в "Initiation".

Действие Пентаграммы. Прямая Пентаграмма действует на субъектов в состоянии сомнабулизма, как северный полюс магнита и перевернутая—как южный; этот наш личный опыт был проконтролирован и подтвержден в Бельгии в нашей ветви Кюмри и в Париже известным магнетизером г-м Константином.
Передача болезней. Субъект находится в летаргии, его заставляют взять руки какого-нибудь больного. Проводят магнит (сев.полюс) между больным и субъектом, затем заставляют последнего перейти в стадию сомнабулизма. Тогда ему задают вопросы; так как он как бы перенял личность больного, он описывает все испытываемые симптомы. Затем уничтожают внушением болезнь, также перенесенную на субъекта, и будят его.
Нервные болезни всевозможного рода быстро вылечиваются этим приемом)

---------------------------
Энкос. Психические рассуждения о нервных болезнях.

Одинаковым образом можно устраивать переход напряжения с одной стороны тела на другую над истерическим больным в бодрствующем состоянии, благодаря передвижению магнита с одной стороны на другую).

---------------------------------
Бабинский. Передачи

Используются технологии uCoz