Др. Папюс Практическая магия


ГЛАВА II

Человек

Обзор его строения анатомического, физиологического и психологического

Настоящая основа Практической Магии есть, как мы уже сказали,— человеческое существо. Действительно, человек есть производитель воли, без которой невозможно сознательно влиять на что бы то ни было.Нам нужно произвести возможно ясный и краткий обзор сущности человека. Этот обзор будет иметь целью нас подготовить к дальнейшему изучению Магии, и при этом нам придется иногда делать экскурсии в область Психологии и Физиологии.Первая трудность, встречающаяся на нашем пути, заключается не в том, чтобы точно определить, что такое человек, а как раз наоборот: в определении того, что прикрывается именем человека, не будучи им на самом деле.Так, по поводу сна мы можем сделать очень важное замечание. Во время сна от человека как бы остается только часть его. Сердце его бьется, легкие дышат, кровь циркулирует, между тем как человек в этом состоянии не способен ни любить, ни ненавидеть, ни сердиться, ни желать, так как то, что является носителем этих чувств и страстей,— существо разумное — отдыхает, спит, как бы не существует.Одна часть организма продолжает функционировать, а другая — бездействует. В которой из этих частей заключается собственно человек: в спящей или в бодрствующей?Здравый смысл говорит нам, что в данном случае спит “настоящий” человек, следовательно, не он исполнитель этих органических функций.То, что называется “человеком”, обладает способностью чувствовать, думать и желать, а эта часть человека как раз и не функционирует в нашем примере. Бодрствует же нечто другое, которое, независимо от сознания, поддерживает органические функции тела. Медики называют это “нечто” растительной или органической жизнью, а философы—“бессознательным”. Это автоматическая, почти механическая часть человеческого существа.Назовем ее “человек-машина”, но это не настоящий человек, одаренный сознанием и свободной волей. Впоследствии мы вернемся к этому предмету, теперь же заметим только коренное различие между тою частью человеческого существа, которая способна спать и бодрствовать, и другою—всегда деятельною до самой смерти. Эти части тесно между собой связаны в течение жизни, и от этого союза происходят те явления, которые необходимо отметить.По пробуждении человек представляет нам целый ряд новых явлений. Оставим пока в стороне чисто органическую, автоматическую часть его существа, и займемся так называемым “разумным” человеком.Старались ли вы когда-нибудь ответить на вопрос, почему дитя — человек в период развития— колотит кулаками стол, о который он только что ушибся?Заметили ли вы, с другой стороны, что первое побуждение человека, которого ударили— возвратить удар?Вот, например, немецкий солдат. Подходит офицер и дает ему пощечину; первым движением солдата будет возвратить удар; рука его получит сильный импульс, стремящийся привести ее в движение. Это движение почти невольно, и оно произошло бы роковым образом, если бы рассудок его не сдержал.Действительно, в тот момент, когда рука подчиняется инстинктивному импульсу, в сознании солдата вихрем проносятся идеи о дисциплине, о военном суде и смерти, и новый импульс, на этот раз сознательный, разом останавливает первое необдуманное движение.Итак, действие можно совершить необдуманно или обдуманно, подчиняясь инстинктивному импульсу или сознательно.Из всего этого следует, что, кроме сознательного, разумного существа — человека, обдумывающего свои решения, в нас есть еще нечто другое, проявляющее свою деятельность резкими и грубыми порывами.Это приводит нас к заключению, что рядом с сознанием и волей существует еще какой - то активный деятель.Теперь остается лишь решить вопрос, отвечает ли этот деятель какой-либо реальной сущности.Ясно, что не один и тот же принцип побуждает отплатить за удар пощечиной и, наоборот, обдумать последствия поступка раньше, чем его совершить.Мужик, существо чисто импульсивное, при малейшем недоразумении лезет в драку раньше, чем что-либо сообразит; между тем как человек воспитанный подаст свою визитную карточку и пригласит секундантов.В настоящее время мы не будем входить в дальнейшие подробности, а заметим для начала, что спящего человека можно подразделить на две части:

1) часть механическую—действующую в данный момент, и2) часть разумную— в настоящем случае спящую.Если мы начнем рассматривать человека бодрствующего, то вынуждены будем внести еще новое подразделение, сообразно роду производимых им действий, и определить два новых вида человеческого существа: а) импульсивный человек— подчиняющийся первому побуждению, и
б) разумный человек—размышляющий раньше, чем действовать, и все, действия которого представляются проявлениями не чувств и страстей, а мыслей и суждений.
Таким образом, мы можем подразделить человеческое существо на три начала: 1) ч е л о в е к -м а ш и н а.
2) импульсивный человек
3) р а зу м н ы й ч е л о в е к.

Все усилия Магии сводятся к изысканию способов, позволяющих разумному человеку везде замещать импульсивного.Однако, все предыдущее дало нам лишь весьма общее чисто метафизическое понятие о человеке; теперь мы рассмотрим поподробнее каждое из трех вышеупомянутых начал в отдельности.

Человек-машина.

Видя машину, прежде всего стараешься определить цель, для которой она служит, а затем уже начинаешь рассматривать детали ее действий и устройства. В таком же порядке поведем мы описание и человека-машины.Истинный человек, носитель воли, воздействует, с одной стороны, на свой организм, а с другой — на видимый мир, при посредстве вырабатываемых этим организмом сил.Человек-машина отличается ото всех машин, построенных человеком, тем, что не только вырабатывает необходимые организму силы, но и восстановляет постоянно изнашивающиеся части.Чтобы составить себе понятие об организме человека, представьте себе три фабрики, расположенные одна над другой и соединенные множеством труб и электрических проводов. Нижняя фабрика называется животом, средняя —грудью и верхняя — головой. Материалы, потребные для этих фабрик, вводятся с фасада верхней фабрики, называемого лицом, где помещается вход в живот, называемый ртом. Выше находится дверь груди — нос, куда входит воздух, перерабатываемый затем легкими. Над ним расположены глаза, передающие изображения внешних предметов, изменяющиеся таинственным образом в впечатления.Продолжая эту аналогию, можно назвать живот турбинною станцией с весьма грубыми машинами; грудь—насосною станцией, с более нежными машинами и массою труб, и, наконец, голову — соответствует электрической станции, с ее динамо-машинами, аккумуляторами, трансформаторами, коммутаторами и громадным количеством проволок. В подвалах помещаются приспособления, предназначенные для удаления фабричных отбросов. В совокупности эти три фабрики и образуют человека-машину.Рассмотрим теперь подробнее каждую из фабрик.Нижняя фабрика — живот — производит материю, из которой строится организм. Она получает извне пищу, перерабатывает ее в млечный сок хилус и фабрикует части для машин двух других фабрик. Во многих местах организма помещены склады материала — лимфатические железы, соединенные лимфатическими сосудами, как с животом, так и с местами потребления материалов.Средняя фабрика—грудь—получает из нижней фабрики материалы и динамизирует их при посредстве вдыхаемого воздуха. Кроме того, она вырабатывает жизненную силу, разносимую потом кровью по всему организму.Верхняя фабрика — голова — перерабатывает приносимую кровью жизненную силу посредством специального органа — можжечка, и производит новую силу — нервную, распределяемую затем по всему организму.Узлы большого симпатического нерва, управляющего всеми движениями организма, служат аккумуляторами для сохранения запаса этой силы.Рассмотрим теперь взаимоотношения трех наших фабрик.Живот перерабатывает пищу, но он был бы бессилен что-либо сделать, не имея получаемой из груди крови, необходимой ему для приведения в движение его аппаратов, и нервной силы, доставляемой ему головой, и необходимой для регулирования этих движений. Таким образом, грудь и голова играют важную роль в отправлениях живота, и кроме того, как мы сказали, в животе же помещаются органы для удаления отбросов всех трех фабрик, между тем как на лице помещен вход для нужных им материалов.Главная задачат г р у д и — динамизировать органические элементы, для чего живот доставляет ей хилус, а голова— нервный ток, приводящий в движение ее аппарат, Наконец, голова (точнее — нижняя, задняя часть, мозга) управляет движениями организма, благодаря тому, что грудь доставляет ей кровь — материал для выработки нервной силы.Состав крови в значительной степени зависит от качества хилуса, а нервной силы—от качества крови, вот почему соответственное питание изменяет качество нервной силы, а с нею и отношение человека к внешнему миру.Этим обстоятельством широко пользуются в Практической Магии.

Импульсивный человек

В примере с немецким солдатом мы выяснили различие между импульсивным и разумным человеком, которое весьма важно, как для магических целей, так и для понимания психических явлений, наблюдаемых в гипнозе, алкоголизме и умопомешательстве. Основной Характер всякого импульсивного действия тот, что оно непосредственно следует за вызвавшим его впечатлением. Это то, что современные физиологи называют рефлексом. Чтобы решить, что называется рефлексом, надо рассмотреть строение нервной системы человека.Как мы сказали, человек-машина состоит из трех фабрик, движением аппаратов которых управляет специальная (симпатическая) нервная система. Она состоит из можжечка и ряда аккумуляторов — нервных узлов —расположенных частью по одному, а иногда большими массами. Такие массы нервных узлов (ганглий) называются нервными сплетениями (плексусами). Все они служат резервуарами силы, собирающими и регулирующими ее течение.Рядом с симпатической нервной системой существует еще и другая.Позвоночный столб человеческого тела служит исходным пунктом всех телеграфных проволок фабрик и центрального бюро, находящегося в голове. Эти проволоки —нервные нити (нервы), смотря по тому, несут ли они импульсы с периферии тела в центральное бюро, или наоборот,—называются чувствительными или двигательными нервами.Заметим мимоходом, что чувствительные нервы выходят из задней части позвоночного столба, а двигательные — из передней. Все эти нервы белого цвета и симметрично расположены. Если мы разрежем спинной мозг, заключенный внутри позвоночного столба, то увидим, что внешняя часть его состоит из такого же белого вещества, как и нервы, внутри же мы найдем другое вещество, серого цвета, окружающее узенький канал, проходящий в середине мозга. Роль этого серого вещества по отношению к белому та же, как и роль центра — к проводнику, роль вокзала — к рельсам, роль телеграфной станции—к проволокам.Теперь мы можем нарисовать полную картину устройства спинного мозга. Он весь окружен телеграфными проволоками. Спередней стороны—расположены те, по которым направляются депеши из центрального бюро (двигательные нервы); с задней стороны — те, по которым приходят депеши в бюро (чувствительные нервы). По середине расположен длинный ряд второстепенных станций.Каждая станция разделяется на две комнаты: в задней комнате получают депеши, а из передней комнаты их отправляют; эти две комнаты соединены проводниками, как между собой, так и с другими станциями.Цель всех этих многочисленных станций: замещать, когда возможно, центральное бюро — голову.Чтобы уяснить себе взаимоотношение этого множества станций, вспомним наше изображение человеческого организма. Эти фабрики, снабженные всем необходимым для действия, сообщаются непосредственно лишь с симпатической нервной системой. Вот почему голова не может управлять действием сердца или печени. Каждая фабрика снабжена парой особых органов: живот — ногами, грудь—руками, а голова—челюстями.Эти парные органы приводятся в движение иными нервами, чем аппараты, действующие внутри фабрик. Правда, симпатическая система заведует внутренним движением крови в этих органах и дыханием кожи, но она не имеет никакого влияния на движение этих органов: ими заведует мозг; спинной— если они автоматичны, головной — если сознательны.В пределах каждой из трех фабрик замечаются в спинном мозгу характерные утолщения, к коим примыкают все нервы, идущие из соответствующих им членов. Точно таким же образом примыкают к спинному мозгу нервы, идущие ото всех чувствительных точек внешней поверхности тела.Таким образом, в каждой фабрике резко различаются две части.Во-первых — центральная машинная часть, состоящая в исключительном ведении симпатического нерва.Во-вторых — периферическая часть — кожа и члены, которыми заведывают другие нервы.Но возвратимся к нервной системе, именуемой сознательной в отличие от симпатической. Областью ее действия является периферическая часть организма, но это действие может быть двух родов: рефлективное и сознательное.Прилагаемая схема поможет нам понять это. Она изображает среднюю фабрику —грудь.

Схема нервной системы руки.

А — передняя сторона спинного мозга П. С. М.

Р —задняя сторона спинного мозга 3. С. М.

NМ— двигательные нервы из спинного мозга в руку Д. Н. С. М.

NS— чувствующие нервы из руки в спинной мозг Ч. Н. С. М.

G — нервные узлы (ганглии) спинного мозга Г.

СА— передняя часть головного мозга П. Г. М.

СР— задняя часть головного мозга 3. Г. М.

СМ— двигательные нервы головного мозга Д. Н. Г. М.

СS—чувствительные нервы от руки к мозгу Ч. Н. Г. М.

РО— нервное сплетение большого симпатического нерва П. С. Н.

В — рука Р.

Посредине рисунка слегка обозначены сердце и легкие, приводимые в действие сердечным сплетением (плексус кардиальный—Р. О.) большого симпатического нерва П. С. Н.: он сообщается с передней частью спинного мозга.Внешний контур рисунка составляют два пучка различных нервов, идущих в руку; некоторые из этих пучков Д. Г. — идут из головного мозга, другие же Д. С.— из Спинного мозга; эти нервы передают импульсы из центра на периферию — это двигательные нервы, как это указывают стрелки; пучки же Ч. Г. и Ч. С. передают импульсы с периферии к центру—это чувствительные нервы.П. Г. М.— двигающий головной мозг (передний) 3. Г. М.—чувствующий головной мозг (задний), П. С. М.— двигающий спинной мозг (передний), 3. С. М.—чувствующий (задний) спинной мозг.Двигательные и чувствительные нервы, дойдя до руки, сплетаются в один пучок. Рассмотрим теперь путь ощущения и движения.Я уколол себе палец. Полученное в нем ощущение направляется по пучкам Ч. Г. и Ч. С.Займемся сначала последним.По Ч. С, ощущение прежде всего проходит узел Г., потом поступает в заднюю часть спинного мозга (серый центр), то есть на одну из второстепенных телеграфных станций. Телеграфист (нервная клеточка) сейчас же передает депешу своему товарищу (передней части спинного мозга). Этот последний действует, посредством проводника Д. С., на мускулы руки таким образом, что она быстро отдергивается назад.Таков механизм первого движения — рефлективного действия.Но обычно, дело этим не ограничивается. Ощущение, полученное в пальце, направляется не только по пути Ч. С., в спинной мозг, но и по пути Ч.Г., в головной мозг, где оно воспринимается в виде боли, то есть, где ощущение переходит в идею, а не в нервный импульс, как это имело место в спинном мозгу.Схема действий нервов руки.Под влиянием этой идеи приходит в действие воля; и из П. Г. М. отправляется импульс в руку, по проводнику Д. Г., в силу чего эта рука поднимается высоко в воздух; таким образом, сознательное действие воли значительно усиливает эффект первого движения.В этом случае воля действует в том же направлении, как и спинной мозг.Рассмотрим еще раз наш пример пощечины, чтобы еще лучше разобраться в данном явлении, проследив ход его по прилагаемому рисунку.Немецкий офицер ударяет по точке А.. Тотчас же происходят оба, только что описанные нами явления. Ощущение приходит в серый центр 3. С. спинного мозга, где и возбуждает рефлективный импульс.Ближайшим (по месту) действием этого импульса было бы движение гортани (крик), но мы в нашем примере предположим иное действие и будем его держаться.Импульсная часть человеческого существа приходит в действие, и импульс из центра 3. С. переносится в грудной центр 3. Гр., так как при достаточной силе раздражения несколько разных центров могут на него ответить одновременно.Из 3. Гр. импульс передается в переднюю часть Д. С. грудного утолщения спинного мозга, и оттуда по проводнику Д. С. нервное движение достигает руки и побуждает ее к движению в смысле возвращения пощечины.Но в то же время ощущение достигает и заднего головного мозга 3. Г. по ближайшему чувствительному нерву Ч. Г.Там появляется идея боли, но в то же самое время приходят в действие наивысшие психические центры Ш.Ж., и идеи дисциплины, суда и наказания складываются в определенное суждение, в силу которого воля производит импульс в направлении, противоположном рефлективному движению.Сознательный импульс из переднего головного мозга П. Г. по ближайшему проводнику Д. Г., достигает руки и, сообщая ее движение по направлению О., парализует действие рефлекса.Солдат остается застывшим в своей позе под действием этих двух противоположных импульсов.Пусть читатель не сетует на наивность примеров и детальность изложения, без чего совершенно невозможно будет понять магических упражнений.

Схема психологического строения человека.

Центральную часть рисунка занимает импульсивный человек, пассивно поддающийся всем побуждениям, как идущим сверху (от воли), так и снизу (от организации). Он целиком погружен в поток нервной силы, соединяющей его с разумным человеком сверху и с физическим телом снизу. В левой половине схемы расположены чувствующие и воспринимающие части человека, с правой же—волевые и двигательные.

Сознательное движение, будь оно направлено в ту же сторону, как и рефлекс, или в противоположную — значительно сильнее его; поэтому, в первом случае рефлективное движение в значительной степени усиливается, во втором же—совершенно парализуется.Сравнив это действие с сильным тормозом, мы упустим из виду целую половину явлений, поэтому лучше уподобим, по примеру Фабра д’Оливе, наше сознательное движение большому шару, внутри которого заключены все маленькие шары, соответствующие рефлективным действиям.Рядом с чисто механической частью человека существует еще и другая часть, проявляющая некоторые следы разумности (инстинкт) и напоминающая, по своим стремлениям и проявлениям, животное. Эта часть, названная нами импульсивным человеком, всегда может быть подчинена собственно человеку, человеку-воли, при условии однако, чтобы он научился пользоваться ею, а не уподоблялся животному, слепо подчиняющемуся всем бессознательным побуждениям.
Рассмотрим теперь в подробности, каковы бывают эти побуждения.
Все, что мы сказали до сих пор об устройстве человека, носило характер тройственности (фабрики, плексусы и пр.), поэтому мы можем ожидать, что такой же характер имеют и все происходящие в нем явления.При испуге, ожидании чего-либо страшного (экзамены, смотр, ученье) — человек чувствует тяжесть в желудке, в моменты любовных объяснений, напротив,— в сердце. При решении трудного вопроса — такое же ощущение замечается в голове.Это элементарное наблюдение является ключом к психологии Пифагора и Платона, восстановленной благодаря трудам Фабра д’Оливе.Итак, человек тройствен и триедин, когда он вполне развит в психологическом смысле, между тем как у громадного большинства людей, из имеющихся четырех интеллектуальных центров, развит один или два.Первая задача человека, изучающего Практическую Магию, состоит в том, чтобы научиться давать себе ясный отчета о всех происходящих в организме импульсах, уметь усиливать или сдерживать их по желанию.Подобно тому, как человек воспринимает впечатления внешнего мира посредством органов чувств, точно так же он действует на внешний мир посредством соответственных органов: взгляда (глаза), слова (гортань), жеста (рука) и пр. Это — органы выражения. Внимательное изучение покажет нам, что, хотя воля и может действовать свободно на все эти органы, тем не менее каждый из них приурочен к одному из рассмотренных нами центров существа человеческого.Так глаза принадлежат собственно человеку, человеку-воли, для которого взгляд служит главным средством выражения. Поэтому-то взгляд первый и претерпевает изменение в случаях сумасшествия, опьянения, сомнамбулизма и пр.Гортань, как орган речи,— принадлежит, главным образом, разумной части человеческого существа, названного нами психическим. (М. Vargey — прекрасно описал роль гортани с этой точки зрения.)Руки, как орган жеста, который, будучи запечатлен, становится письмом — принадлежат груди, точно так же, как ноги — принадлежат животу. Все эти органы выражения повинуются человеку-воли и рефлексам, как мы это только что показали, говоря о пощечине.Когда мы бродим бесцельно или идем знакомой дорогой — воле нечего делать, и низшие рефлексы одни руководят движениями; то же самое происходит, когда мы заняты привычным ручным трудом.Нередко мы произносим заученные наизусть слова молитвы, стихи и пр., совершенно, как говорится, не шевеля мозгами. Во всех этих случаях действует импульсивный человек.Рефлексы можно дрессировать, как дрессируют животных, путем приучения их к известной деятельности, и идеалом многих является автоматическое исполнение своих обязанностей, при достижении чего они считают себя счастливыми.Такой субъект не представляет идеального человека — это автомат, а не разумное существо.Величайший враг Магии — импульсивный человек. Надо уметь подчинять духу эту часть своего существа, несмотря ни на какие ее протесты,— как источник всех компромиссов с совестью и подлостей.Тот, кто подчиняет бессмертное смертному, огрубевает, становится рабом материи и тем самым задает себе в будущем громадную работу, как следствие теперешней беспечности.Импульсивный или рефлективный человек тройственен, он бывает инстинктивным, с е н т и м е н т а л ь н ы м или интеллектуальным, но во всяком случае он прежде всего пассивен.Инстинктивный тип — пассивно исполняет свою привычную работу или чужую волю, но никогда не действует сам по себе. Это, по определению Кондильяка, человек-машина, если хотите, это субъект, вечно находящийся в сомнамбулическом сне.Чувства представляют единственный путь сообщения с его психикой. Чисто инстинктивный человек, например грубый мужик, может реагировать на чувственные восприятия, иль проявляя соответственные потребности.Во всех своих поступках он будет руководствоваться лишь чисто животными побуждениями, и идеалом его жизни может быть только еда, питье и сон.Высшее наслаждение он находит в опьянении, и лишь в этом состоянии начинает немного пробуждаться в нем ближайшая высшая сфера—сентиментальность; в этом состоянии он способен любить, как самец—самку. Его разум находится в зависимости от инстинкта.Это инстинктивный человек, но не человек в полном смысле этого слова.Человек, стоящий несколько выше предыдущего, например фабричный рабочий или ремесленник, имеет более развитые чувства, это тип сентиментальный.Чувствительное восприятие возбудит в нем сперва соответственную потребность, но это возбуждение продержится недолго: его место скоро займет страсть, которая и будет им управлять, так как теперь сентиментальность вступает в свои права.Разъясним на примере точное значение только что приведенных выражений: “возбуждение” и “сентиментальность”.Психическая часть человека подобна саду, расположенному тремя террасами на склоне горы; нижняя из этих террас называется инстинктом, средняя — чувством и верхняя — интеллектом. При рождении каждый человек получает семена для насаждения в нижнем саду (инстинкты). Из семян этих, раз попавших в землю, выходят дикие растения, не требующие со стороны садовника никакого ухода, потому что фонтан внешних впечатлений обильно доставляет им все нужное. Но, когда эти растения вырастут в способности, они принесут цветы, называемые идеями, и плоды, скрывающие зародыши новых способностей.Семена, добытые из этих плодов, предназначены для посева во втором саду (чувств). Но в этот сад лишь редко долетают брызги от фонтана внешних восприятий, а потому об этих растениях садовнику уже приходится заботиться, в силу чего они получаются менее дикими, хотя еще и сохраняют характер растений нижнего сада.В период жатвы средний психический сад человека украшается плодами новых способностей. Из этих плодов нужно “с величайшей тщательностью и громадной осторожностью” извлечь семена и посеять их в саду интеллекта. Там из них вырастут новые высшие способности, при условии, однако, чтобы садовник приложил все свое старание и внимание.Нет идей, врожденных человеку, точно так же, как нет готовых дубов в зарождающейся среди степи дубраве.Человек обладает врожденными задатками, способными более или менее развиваться под влиянием его свободной воли. И вырастет “мифологическое дерево познания Добра и Зла”, так как нужно уметь собирать и культивировать мистические плоды, растущие на этом дереве.Хотя сравнение человеческой психики с садом и дало нам возможность понимать Платона и Фабра д'Оливе, но оно обладает одним важным недостатком, представляя человеческие способности неподвижными, между тем как на самом деле все психические способности человека находятся в непрерывном действии. Ввиду этого лучше представить себе названия человеческих способностей написанными на кругах, вращающихся около своей оси.Каждое внешнее впечатление, проникая в человеческую психику, приводит в движение один, два или три таких круга, смотря по тому, скольких порядков способности развил в себе человек, а от этого развития зависит и место его в природе.
Но вернемся к нашему ремесленнику.Как мы видели, во всех его психических процессах чувство играет существенную роль. Он является типичным французом; он любит веселую музыку и романсы; высшим наслаждением для его детски-наивного характера является любовь, веселая компания, катание на лодке с музыкой. Женщина занимает в его жизни первое место. Этот страстный тип обладает большими достоинствами и не меньшими недостатками, но, во всяком случае, он способен к громадному развитию, при соответственном жизненном режиме.Последним типом импульсивного человека является рассудочный автомат.Может явиться вопрос: как может проявляться рассудок вне бессмертного духа? Но для разъяснения его я сошлюсь на сочинения по гипнотизму и психиатрии, сам же буду продолжать рассмотрение этого крайне важного типа.Представитель этого интеллектуального типа не пьет, потому что это не принято в конторе, где он служит. Он не увлекается женщинами, рано женится и ведет правильную жизнь. Он рассудителен, уравновешен, и все-таки это не человек—это машина. Его чувство еле коснулось спящего инстинкта. Немногим более развился он на почве сентиментальности, и все его существо целиком сосредоточилось в сфере интеллектуальной.Резонерство заменяет для него любовь; вычисление всяких пустяков служит для него музыкой, денежные вопросы занимают главное место в его существовании, и его жизненный путь представляется ему уставленным сияющими верстовыми столбами, на которых написано: 300 руб.— 480—600—900—1200—2400... и чин его превосходительства.Вся его жизнь протекает между тремястами рублями и чином его превосходительства, а затем начинается давно ожидаемое блаженство, заблаговременно подсчитанное и взвешенное: его рай — дача с полисадником и прочие атрибуты.В редких случаях, когда подобный субъект остается холостым,— умственная деятельность совершенно прекращается вместе с выходом в отставку; инстинктивная сфера захватывает все его существо, и его карьера, полная бескорыстья, почестей и умственной лени,— заканчивается к старости совершенным отупением.Итак, этот субъект представляет тип рассудочной машины, построенной государством для своих целей и весьма полезной для общества в его настоящем состоянии, так как способности, развитые в нем строгими учителями, при посредстве строгих наказаний, принадлежат к наивысшим из доступных импульсивному человеку: дедукция, анализ, сравнение и память.Но в физиологическом и особенно в магическом смысле он являет собою не человека, а просто счетную машину. Такое определение до того верно, что даже его лучшие развлечения, нередко переходящие в страсть, не вино и не женщины, где нечего вычислять, а непременно карточная игра.Основная пружина, двигающая человеческим интеллектом, есть числа. В этом кроется причина точного исполнения сомнамбулами внушенных действий в назначенную минуту и секунду. В этом же находится основание общей почти всем нам способности просыпаться в известный час, если пожелаешь этого, засыпая.Итак, можно еще при жизни убить в себе человека воли — настоящего человека, и заменить его автоматичеким движением сфер: инстинктивной, сентиментальной и интеллектуальной. В этом заключается страшная опасность всех административных карьер, делающих человека рабом привычки, и ни военные, ни гражданские учреждения не могут избежать ее роковых последствий.Таким образом, человек, достойный этого имени, должен, кроме ремесла, заставляющего действовать механическую часть его интеллекта, иметь свободно избранное занятие. От механической работы отдыхают, работая умственно, а отнюдь не сидя без дела, так как праздность утомляет и расслабляет, как это говорил Маймонид еще в двенадцатом веке.Теперь скажем несколько слов о сознательном человеке и о тех изменениях, какие его воля может внести в деятельность импульсивного человека. Их взаимоотношения мы выясним в главе о пьянстве, сумасшествии и гипнозе.Властцуя над всеми импульсами, рассматривая и судя их, живет в каждом из нас дивная сила.— в ком более, в ком менее развитая эта истинная принадлежность человека — воля.

Человек-воли.

Человек-воли может непосредственно действовать на рефлексы инстинктивные, чувственные и интеллектуальные, а при посредстве взгляда, слова или движения — на других людей и природу, так как он воплощает в себе великую космическую силу природы. Подобно машинисту, который, находясь на локомотиве, смотрит то на манометр, показывающий ему состояние пара в котле, то — на расстилающийся перед ним путь, скрывающий, может быть, опасности, которых надо избегнуть, и сообразно этому управляет машиной; подобно ему, человек-воли, бессмертный человек, опираясь на человека-машину, управляет им, будучиосведомлен внешними чувствами о состоянии окружающего мира, и самочувствием — о состоянии организма, имея кроме того в своем распоряжении нервную силу, позволяющую ему ускорять или сразу останавливать свои психические движения.

Центры деятельности человеческого существа

Он борется с природой, как с равным себе, истребляет леса, которыми она покрывает землю, и строит на их месте прекрасные города, где бесчисленные изобретения — действия его воображения на волю — делают жизнь более приятной, но и более опасной для слабых. Человек воли —пионер, как материального, так и идейного мира; изобретатель, основатель городов, смелый исследователь или провозвестник вечной истины. Если понадобится, он всегда сумеет воздержаться, пострадать или умереть, потому что повелевает своим организмом, а не подчинен ему. Он господин, а не раб его.Теперь понятна разница между Пифагором или Ньютоном и импульсивным человеком. Для профана и тот, и другой — люди, между тем как действительно заслуживают этого имени лишь первые.Повторить вкратце содержание этой главы.Три отделения, три этажа, три типа, и каждый из них распадается на три подразделения.Вниз у: анатомически — живот, физиологически —фабрика материи, психологически — область чувств и инстинктов.В середине: анатомически — грудь, физиологически—фабрика жизни и психологически—область ощущений и страстей.Наверху: анатомически — голова (нижняя, задняя часть мозга и спинной мозг, ее продолжение) физиологически — фабрика нервной силы и психологически — область интеллекта и пассивного вдохновения.Над этими тремя центрами властвует, совершенно охватывая их (как ангел в мистических легендах покрывает крыльями охраняемого им человека), анатомически мозг, со своими слугами — пятью чувствами и органами выражения — входами и выходами всего циркулирующего в психике: физиологически — высшие мозговые центры; психологически — область воли и активного разума.(В отношении подробностей смотри “схему психологического строения человека”).

Сфинкс.

Сфинкс есть полный пантакль, выражающий в своих формах все части и разновидности человеческого существа. Поэтому и предание говорит, что решением загадки, предложенной сфинксом Эдипу, было слово “человек”.У сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (сравни символические атрибуты четырех евангелистов, изображенные на пьедестале, у большей части египетских сфинксов крылья, или заменяющие их символы, помещены по сторонам головы).Формула, выражающая этот великий символ, гласит знать, сметь, хотеть, молчать.

В рассмотрении его форм находится ключ к познанию состава человека к побуждений, им руководящих.Бык — означает флегматическую натуру, работу и материальное тело.Лев — сангвиническую натуру, смелость и жизнь.Орел — меланхолическую натуру, интуицию и нервную силу.Наконец, ангел— венец человеческого совершенства — означает холерическую натуру, волю и разум.Французский художник и спиритуалист Jean Delville нарисовал по нашим указаниям эту аналитическую фигуру сфинкса таким образом.Ноги (члены живота) человеческого существа схватывают быка (владеют им).Руки (грудные члены) держат льва за гриву головы.Наконец, головные члены— челюсти, удерживают орла за цепь, охватывающую его шею.Крылья ангела — воля — со своей стороны окружают, всю эту группу,— обнимая все животные побуждения, составляющие бессознательную часть человека.Это символическое изображение ц е л и, д о с т и г а е м о й магом.

Отношения человека-воли к импульсивному существу.

Мы уже неоднократно говорили о мгновенной остановке начатого движения, производимой действием воли на импульсивные центры. Рассмотрим теперь это явление в подробностях.Всякий раз, когда внешнее впечатление достигает инстинктивного центра нормально бодрствующего человека, одновременно являются соответственное ощущение и рефлективное движение. Здесь возможны различные случаи.Если человек принадлежит к одному из низших, психических состояний, то, восприняв ощущение, не препятствует импульсивной части действовать, и она удовлетворяет своим животным побуждениям, причем субъект пассивно воспринимает новые ощущения от действия импульсивного существа.В этом случае, центр сознательных восприятий действовал лишь, как зеркало, отражая впечатления и записывая их; никакой активной реакции со стороны высших центров не происходило.Но если человек привык перерабатывать получаемые впечатаения, то он не удовлетворится пассивным их восприятием, и сейчас же подвергнет их критической оценке.Мышление состоит в умственной обработке идеи, порожденной восприятием. Тут приходят в действие те способности, не одинаково развитые у различных людей, которые превращают идею в мысль, а мысль — в суждение.Смотря по тому, следуют ли размышления за восприятием или нет, получаются совершенно различные результаты, вследствие чего упражнение в размышлении является необходимой подготовкой к развитию воли, и размышление, в явлениях восприятия, точно соответствует развитию воли в явлениях активного действия.Ранее мы рассмотрели, как реагирует на внешние восприятия грубо-импульсивный человек; посмотрим теперь, как поступает в данном случае средне-развитый человек.Сознательное существо, как мы видели, отправляет три главные функции:

1) оно чувствует — воспринимает образы и идеи, доставляемые ему чувствующими центрами.2) оно подвергает эти идеи особой обработке — обсуждению.3) результатом чего является действие, производимое сознательным человеком, над импульсивным существом, внешним миром и самим собой. Здесь-то и действует воля.Итак, ощущение может привести в действие или только инстинктивные центры, или проникнуть и в ближайшие высшие центры — в сферу чувства, тогда происходят два новых явления: а) Рефлективный импульс (эмоция), направленный к органам выражения и имеющий страстный характер.б) специальное воздействие на сознательное существо, которое получает тогда не только ощущение, с его характером наслаждения или страдания, но еще и чувство, с его характером любви или ненависти.Но этим еще не ограничиваются последствия воспринятого ощущения, которое, превратившись в чувство, может действовать на рассудок, и он от себя производит еще два новых явления:в) рефлективные действия интеллектуального характера — влечение.г) специальное воздействие на сознательное существо, воспринимаемое им уже не как чувство, а как с у ж д е н и е — с его характером истины или заблуждения.

Таким образом, ощущение, воспринятое человеком, с достаточно развитыми центрами сознания, представляется ему последовательно в трех направлениях: в виде наслаждения или страдания, в виде любви, или ненависти и, наконец, в виде истины или заблуждения, соответственно чему являются три рефлекса: потребность, страсть и влечение, каждый из которых со своей стороны может быть положительным или отрицательным, то есть активным или пассивным.Человек приближается к источнику данного ощущения, или удаляется от него, смотря по тому, было ли ощущение приятно (наслаждение, любовь, истина), или неприятно (боль, ненависть, заблуждение). Не надо забывать, что пока речь идет лишь о первом движении, которое всегда может быть изменено действием воли, ибо подобно тому, как каждый из рассмотренных нами центров автоматичен по существу: человек-воли по существу свободен.Главное действие сознательного существа на все три импульсивные центры заключается в установлении равновесия между последними. Нарушение этого равновесия влечет за собой тяжкие психические расстройства.
Рассмотрим же подробнее, в чем заключается это равновесие.
Вы наверно видели в цирке, как эквилибрист пользуется при своих упражнениях балансирным шестом. Этот шест он держит горизонтально перед собою и, слегка вынося его то в правую, то в левую сторону, по надобности, легко удерживает равновесие, стоя на канате или проволоке.Шест этот совершенно пассивен в течение большей части времени, и его единственное назначение — составлять противовес случайным силам, возникающим от времени до времени и стремящимся вывести центр тяжести эквилибриста из вертикальной плоскости, проходящей через канат, что неминуемо повлекло бы за собой падение.Человеческая психика также подвергается нередко действию случайных сил, стремящихся вывести ее из нормальной колеи, что непременно бы и случилось, если бы высшая часть человеческого существа не заботилась постоянно о восстановлении равновесия.Что делает эквилибрист, если чувствует, что готов упасть в правую сторону? Он выносит влево свой балансирный шест, и равновесие восстановляется. В этом случае, эквилибрист противопоставляет вес шеста опрокидывающей силе и, таким образом, приходят в равновесие сила тяжести, эквилибрист и шест.В любом примере равновесия мы наблюдаем две различные сущности, воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью вращения).В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое — живой организм.Это-то равновесие и определяет своею устойчивостью то, что мы называем здоровьем, как физическим, так и психическим.Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли).Низший инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, даст здравый смысл; средний анимический центр (сантиментальность) даст в равновесии с сознанием рассудок; наконец, высший интеллектуальный центр, находясь в равновесии с сознанием, проявляет разум.Эти три проявления разумности: здравый смысл, рассудок и разум являются результатом равновесия между чувствительностью и сознанием. Равновесие их может по разным причинам нарушаться, следствием чего бывают весьма важные и интересные психологические явления.Чтобы быть в состоянии дать себе отчет в этих явлениях, рассмотрим теперь, какие физиологические силы приходят в соприкосновение с каждым из рассмотренных психологических элементов.Действие внешнего мира на дух, и духа на мир совершается не непосредственно, точно так же, как кучер не сам непосредственно везет карету.Органы чувств—открытые внешним впечатлениям— соответствуют материи (экипажу); дух— изображает кучера, связующая же их сила, вырабатываемая живым организмом — нервная сила, аналогична лошади.Таким образом, нервная сила оказывается звеном, связующим дух с материальным телом, как в воздействиях духа на материю, так и материн на дух.

Нервная сила.

Рассмотревши вкратце психические функции различных частей человеческого существа, мы узнаем, насколько важную роль играют в них физиологические силы.Как мы видели, нервная сила является необходимым орудием, посредством которого наш дух может активно влиять на организм, а следовательно на внешний мир. Мы уже видели, при каких условиях вырабатывается нервная сила живым организмом; теперь мы рассмотрим, как дух пользуется этой силой.Кроме физического тела, в состав человеческого существа входит нечто оживляющее и приводящее его в движение —это астральное тело, действующее почти исключительно по закону рефлексов, то есть органическая раздражимость является причиной почти всех движений импульсивного характера, не исключая и душевных.Например, при поступлении пищи в желудок, прикосновение ее к слизистой оболочке, устилающей внутренность желудка, вызывает нервный рефлекс, в силу которого соответственные железы начинают выделять желудочный сок. Подобным же образом действуют и импульсивные психические центры; как только какое-либо внешнее впечатление их достигает, они автоматически приходят в действие, перерабатывают впечатление в идею, которую и передают высшим центрам.Рассмотрим же теперь, каким, образом ощущение, воспринятое органом чувств, передается психическому центру.Из органа чувства исходит в момент восприятии ощущения, как учат современные физиологи, особого рода колебательное движение, которое передается нервному флюиду, а от него уже психическому центру. Под влиянием этого колебания психические центры приходят в действие, благодаря чему соответственные идеи получают возможность проявиться.В нашем примере, колебание передается нервным флюидам с периферии организма к психическому центру, этот последний приходит в действие и заставляет тот же нервный флюид передать соответствующие колебания в обратном направлении (от психического центра к периферии) — соответственным мускулам, чем определяется их сокращение.Итак, один и тот же флюид (так как в организме не имеется другого нервного флюида) передает импульсы по обоим направлениям, в зависимости от того, на котором конце нервного проводника импульс возникает.Но не одно только внешнее впечатление может привести в действие импульсивный психический центр, то же самое осуществляется и влиянием воли.Благодаря запасу нервного флюида, который всегда имеется в распоряжении духа, находящегося в бодрствующем состоянии, он может во всякое время сам воздействовать на соответственный психический центр и остановить любое рефлективное движение.Следовательно, импульсивное существо во всех своих трех проявлениях, поставлено между физическим телом и духом: оно одинаково повинуется импульсам, исходящим как от того, так и от другого, отдавая предпочтение сильнейшему. Вот почему человек, отвыкающий постепенно воздействовать волей на импульсивные центры, тем самым приучает их повиноваться исключительно внешним побуждениям и скоро становится рабом своего физического тела, вместо того, чтобы быть его господином.Как было сказано ранее, нервная сила есть колеблющаяся среда, передающая всевозможные импульсы. Отметив это, рассмотрим механизм действия духа на тело.В нормальном состоянии дух настолько владеет (через посредство нервной силы) импульсивными психическими центрами, что они не могут действовать противно его воле, но как только в распоряжении духа не оказывается должного количества нервной силы, импульсивные центры выходят из повиновения и начинают преувеличенно реагировать на малейшее восприятие.В этом случае причина переданного высшим центрам ощущения лежит в значительной степени внутри организм а, и порожденная им идея не соответствует на этот раз внешней действительности. Таков механизм появления галлюцинации.Мы видим, что причина этого патологического явления заключается не в болезненном состоянии духа, который, будучи божественной природы, никогда не бывает болен,— а в недостаточном количестве нервной силы, нужной духу для управления психикой, что заставляет нас взглянуть на явления галлюцинации с совсем новой точки зрения.Опасность галлюцинаций состоит в том, что они ведут человека к ложным суждениям. Вот почему нервное истощение считается опасной болезнью.Все вышесказанное ничуть не мешает духу получать ощущения, чувства и суждения от импульсивных центров, им самим приводимых в действие,— и в этом случае дух наверное не ошибется в истинной причине получаемых ощущений.В распоряжении духа обыкновенно находится количество нервной силы не только достаточное для удержания в повиновении низших центров, но имеется еще и некоторый запас ее, которым он может воспользоваться для работы воображения.Воображение — есть способность воли создавать идеи посредством вибраций нервной силы, направленных в импульсивные центры, и группировать, так или иначе, эти идеи действием специальной способности сознательного духа. Воображение есть роскошь, быстро исчезающая при малейшем переутомлении, то есть как только нервный флюид не будет вырабатываться в избытке, нужном для образования запасов.Мы дали лишь беглый очерк оккультной психологии, на основательное изложение которой понадобилось бы много томов. Те из читателей, которые пожелают приобрести более обстоятельные сведения по данному предмету найдут ценное указание в предисловии к труду Фабра д’Оливе — “Социальное положение человека” (Fabre d’Olivet “Etat social de l’homme”) и в “Тимее”— Платона.Итак, ключ к пониманию явлений психической жизни, а в особенности ее расстройства, лежит не столько в исследовании строения организма, сколько в изучении нервного флюида и его проявлений, ибо лишь через посредство нервного флюида человеческий дух получает сведения от органов чувств и приводит в движение волю.По существу дух человеческий ограничивается одною способностью мыслить; способности же чувствовать и управлять организмом суть дополнительные свойства, обусловленные пребыванием духа в материальном мире (плане Природы).Опишем несколько явлений, которые покажут, что происходит, когда импульсивное существо начинает действовать помимо сознания.

Нормальный сон.

В состоянии бодрствования дух человеческий имеет в своем распоряжении некоторое количество нервного флюида и, смотря по тому, хорошо или худо пользуется этим запасом, он является разумным или бессмысленным человеком (инстинктивный центр), добродетельным или порочным (анимический центр), ученым или невеждой (интеллектуальный центр).Всякое действие, носящее название умственной работы: принятие решения и т. п., требует активного вмешательства воли лишь вначале.Этот начальный толчок приводит в действие импульсивный и психический центры, продолжающие автоматически раз начатую работу, причем на долю воли остается лишь общее руководство этими автоматами, что совершается путем медленного выделения нервного флюида.Потраченный на производство такой работы запас нервного флюида истощается, и дух постепенно теряет власть над телом. В это время члены становятся неподвижными, человек теряет способность стоять, глаза закрываются, органы чувств перестают действовать — наступает нормальный сон.Таким образом, нормальный сон является следствием постепенного уменьшения количества нервного флюида, чем нарушается связь духа с организмом, выражающаяся потерей чувствительности, ослаблением воли.Во время сна астральное тело — план и строитель тела физического — возмещает все потери, происшедшие в сознательных центрах, и пополняет запасы нервной силы.Когда эти запасы достигнут известного размера, восстановляется сообщение духа с организмом, проявляющееся пробуждением спящего.Этот процесс подробно описан Шарделем в его “Физиологической Психологии” (Chardel “Psychologie phisiologiqul”)Все сказанное относительно духа, приложимо в полной мере и к импульсам психического существа, что позволяет нам сказать вообще: нормальный сон обусловливается недостатком нервного флюида в организме.Мы увидим далее, что алкоголь и кофе могут отсрочить наступление нормального сна, хотя и с опасностью сильной реакции впоследствии.

Опьянение

Дух и импульсивное существо взаимно уравновешиваются у здорового человека в нормальном состоянии, вследствие чего возникает некоторое напряжение нервного флюида между обоими. Одним из следствий этого напряжения является та легкость, с которой импульсивное существо приходит в движение.Кровь человека, чем-либо возбужденного, более динавиюирована, чем обыкновенно. Все его органы действуют энергичнее, чем в нормальном состоянии, а в их числе и нервные сплетения, сохраняющие запасы нервной силы.Поэтому, вначале ум видимо проясняется, воображение энергично действует, получая в свое распоряжение громадное количество нервного флюида. Но эта первая фаза длится недолго: в самом непродолжительном времени, нервное напряжение импульсивного существа превосходит нервное напряжение сознательного духа, и последний с ужасом замечает, что бешено работающее пассивное существо уходит из-под его власти: у него не хватает больше нервного флюида, и все его попытки справиться с импульсивным существом оказываются тщетными. Лошадь понесла, и сколько бы кучер не тянул вожжей, все его усилия напрасны. Животная часть человека победила сознательную; здравый смысл, рассудок, разум и все прочие функции духа, влияющие на инстинктивное существо, сперва помрачаются, а затем прекращаются. Человеческое существо теряет равновесие во всех его видах, до физического равновесия тела включительно, и если человек в этом состоянии хочет идти, он шатается и каждую минуту может упасть.Психическое равновесие организма оказывается нарушенным избытком нервной силы в импульсивных центрах, и в такую минуту навязчивая идея, обыкновенно не ясная, одна руководит всеми его поступками.Это вторая фаза опьянения, в течение которой выступают наружу все дурные инстинкты и страсти, и нередко ведут человека к преступлению и гибели; ибо в это время рефлексы всемогущи, и импульсивное существо одно целиком завладевает организмом.Наконец, бешеная работа импульсивного существа поглощает последние остатки нервной силы, с трудом удерживавшей дух в теле, и оно падает, объятое мирным сном, а если дух был чересчур быстро и грубо оторван от органических центров,—то и мертвым.Вот третья фаза опьянения. В различных степенях опьянения можно было бы подметить значительное сходство с явлением сумасшествия, что мы подробно выясним впоследствии.

Гипнотизм и внушение.

Мы видели, что каждый из трех импульсивных центров может приводиться в действие или нервными импульсами, идущими снаружи из органов чувств — от внешних ощущений, или же изнутри, из мозговых клеточек — от действия воли.Различные процессы гипнотизации имеют целью нарушить равновесие между существом импульсивным, и сознательным, и отделить на время, путем воздействия на нервную силу,—дух от тела.Достигается это с помощью такого сильного возбуждения импульсивного существа, что оно берет верх над сознательным.Для получения этого возбуждения пользуются например ярким светом или сильным звуком, вращающиеся зеркала Люиса (Зеркала Люиса состоят из двух деревянных линеек, около 20 см длины и 3-х ширины, окрашенных в черный матовый цвет; по обеим сторонам линеек, поставленных ребром на вертикальную ось, прикреплено по несколько (от 10 до 15) кругленьких зеркален, миллиметров 20 диаметром. Линейки эти вращаются в разные стороны часовым механизмом, и свет сильной лампы, отражаемый зеркальцами, образует сложную систему светлых точек, мелькающих перед глазами. Их можно приобрести у Charleb Chardin в Париже (Прим. перевод.)), фиксирование блестящих предметов, удары гонга, производящими резкий толчок в соответственном импульсивном центре. Тут происходит явление, аналогичное опьянению, равновесие духа с телом мгновенно нарушается, и получается особого рода сон.Характер этого сна не зависит от того, послужил ли для получения его механический аппарат или внушение; к тому же устное внушение является лишь заменой сильного звука.По наступлении гипнотического сна человек становится абсолютно пассивным, и его импульсивные центры готовы реагировать на каждое малейшее впечатление. Тогда гипнотизер заставляет его совершить определенное действие, и импульсивное существо загипнотизированного рефлективно повинуется так же. как повиновалось бы любому внешнему впечатлению или импульсу со стороны собственного духа. Таков механизм всякого внушенного действия, выполненного в гипнотическом сне.Скажем теперь несколько слов о внушениях, осуществляемых по пробуждении (пост-гипнотические внушения).Когда, получивший внушение субъект просыпается, то сейчас же ощущает сознательное влечение исполнить внушенное действие, и тут-то ему представляется удобный случай выказать уровень своего развития.Если это существо чисто импульсивное, привыкшее пассивно подчиняться всем инстинктивным влечениям (например, деревенская баба), оно пассивно выполняет внушение, хотя и недоумевая, но в то же время мотивируя вкривь и вкось свои поступки.В случае же загипнотизированный человек с характером, привыкший противопоставлять свою волю инстинктивным побуждениям, внушение будет исполнено лишь постольку, поскольку воля это допустит.Возможно, впрочем, что в самый момент исполнения внушения субъект снова погрузится в гипнотический сон и тем лишит волю возможности противодействовать внушению.Можно внушить загипнотизированному лицу совершить какое-нибудь действие не тотчас по пробуждении, а спустя известный срок. и, как показывает опыт, внушение в большинстве случаев исполняется.Здесь мы сталкиваемся впервые с чудесным динамическим свойством идеи: делая внушение на срок, мы закладываем в импульсивный центр субъекта, зерно некоего динамического существа, точный момент появления которого на свете мы определяем текстом внушения. Это динамическое существо будет в свое время действовать изнутри внаружу, следовательно, оно не чувство, ибо существенною особенностью чувства является действие снаружи вовнутрь. Это идея, которую воля гипнотизера одаряет специальным динамизмом и в виде зародыша вкладывает в импульсивное существо субъекта, чтобы она в определенный день активно проявила заключенную в ней энергию приведя в действие соответствующий центр. Это род одержимости.Оккультисты и маги называют эти эфемерные динамические существа, создаваемые человеческой волей,— элементарными существами или элементалами. (В настоящее время существа эти в отличие от стихийных духов называют лярвами или астро-менталами. (Прим.перев.))Далее мы увидим, что эти существа бывают разных родов.Чтобы закончить, остается упомянуть, что каждая из фаз гипнотического состояния соответствует проявлению определенных импульсивных центров, рассмотренных нами: так, в летаргии проявляется инстинктивный центр, в каталепсии — анимический и в сомнамбулизме — интеллектуальный.

Сумасшествие.

Все явления, разобранные нами — сон, опьянение, гипноз — суть, как мы видели, серии состояний, вытекающих из одной общей причины: нарушения равновесия между существом сознательным и импульсивным. Сейчас мы покажем, что и сумасшествие происходит от этой же причины.Мы знаем, что всякому живому существу вредны быстрые переходы из одного состояния в другое, толчки психические и физические.Нервная сила едина для всех нервных центров, и потому избыток ее может появиться в одном из них, лишь при условии недостатка в других, а для того, чтобы подобное переливание сил могло совершаться без опасности для организма, оно должно происходить постепенно.Навязчивая идея пьяницы грозит опасностью ему и окружающим лишь во время опьянения и забывается по вытрезвлении, потому что интеллектуальный центр его постепенно, а не вдруг, дошел до бешеного возбуждения, характеризующего опьянение.Напротив того, если страшное видение, неожиданное известие, внезапная радость или страх мгновенно возбудят в сильной степени импульсивное существо, то беспорядочный прилив нервной силы к одному из центров может обусловить полное отсутствие ее в остальном организме, следствием чего будет Смерть или сумасшествие.Сумасшествие, есть постоянное опьянение. Импульсивное существо сумасшедшего окончательно взяло верх над сознательным, которое остается лишь слабо связанным с организмом и не оказывает больше никакого влияния на низшие психические центры, следствием чего является отсутствие уравновешивающего начала, разрушение здравого смысла, рассудка и разума и окончательное торжество рефлексов над сознанием.Род помешательства зависит от того, который из центров окажется сверх меры возбужденным. Если это будет интеллектуальный центр, то получится мания величия или навязчивая идея; в этом случае, сумасшедший будет подобен субъекту, непрерывно находящемуся под влиянием внушения настолько сильного, что оно заглушает все прочие восприятия. Если это будет анимический центр — то помешательство будет экстатическим и повлечет за собою все обычные в данном случае осложнения. Если, наконец, это будет инстинктивный центр, то явится ипохондрия и меланхолия.Заметим, что описанное нами преобладание отдельных центров, встречается в чистом виде весьма редко, обыкновенно же мы видим различные комбинации описанных явлений.Таким образом, сумасшедшего можно считать, если и не совсем, то наполовину,— мертвым. Сведенборг подтверждает это мнение и выводит из него туманное заключение по поводу вампиризма. Этот вопрос мы подробно рассмотрим впоследствии.Повторим вкратце содержание вышеизложенного.Платон учил, что человек состоит главным образом из головы, к которой боги, служители Бога,— прибавили тело и члены, для поддержания и передвижения ее. Подобным же образом будем и мы рассматривать настоящего человека.Человек, как разумная сущность, чужд физическому миру, а потому ему необходимы посредники для сношения с материальной природой. Таким посредником является низший психический центр, со своими тремя подразделениями,— иначе называемый импульсивным человеком.Назначение его трояко:

1) он передает материальному телу приказания разума;
2) он передает разуму впечатления внешнего мира и
3) он в некоторых случаях заменяет разум в руководстве организмом (привычные действия, рефлексы).
Если бы органы человека состояли из железа, как органы наших машин, то рассмотренных двух начал было бы достаточно для управления телом. В действительности же дело обстоит иначе.Материальная часть человека состоит из клеточек, группирующихся в органы; из органов составляются системы, совокупность систем представляет человека-машину, отвечающего трем главным целям: 1. Замена и исправление износившихся частей организма — этим делом занимаются белковые вещества, содержащиеся в крови.
2. Оживление органов, ибо недостаточно поддерживать организм в порядке, но надо еще снабжать его силой, за счет которой он мог бы двигаться и работать. Эту силу приносят красные кровяные шарики — носители кислорода и жизненных сил. (Итак, две первых потребности человеческой машины — содержание ее в порядке и снабжение энергией—удовлетворяются кровью).
3. Управление действиями органов, так как для благосостояния человека необходимо, чтобы все его органы работали согласно и целесообразно. Это выполняет нервная сила, вырабатываемая мозжечком и конденсируемаянервными узлами. С другой стороны, эта нервная сила соединяет дух с импульсивным существом, а через него и с организмом.
Таким образом, оставляя в стороне все промежуточные стадии, касающиеся собственно одной лишь человеческой машины,—мы можем сказать, что конечная ее цель— выработка нервной силы, служащей связью сознательного разумного существа — человека, с его организмом при посредстве чувствительности и воли.
Используются технологии uCoz