Артур Э.Уэйт Церемониальная магия


Глава IV

РИТУАЛЫ ЧЕРНОЙ МАГИИ

§ 1. Grimorium Verum, или Истинный Гримуар

Т,ри из четырех характерных руководств по Черной Магии (все на французском языке) имеют частью итальянские корни. Это: I. Истинный Гримулр, или Самые Достоверные Ключи Еврейского Раввина Соломона, в которых раскрываются Сокровенные Тайны, Естественные и Сверхъестественные; но необходимо угодить и Демонам1 . Перевел с еврейского Plaingiere, Доминиканский Иезуит2, вместе с Собранием Любопытных Тайн. Издано Египтянином Алибеком, 15173.
П. Истинная Черная Магия, или Тайна Тайн, рукопись, найденная в Могиле Соломона в Иерусалиме. Содержание: 1. О сорока пяти талисманах, с рисунками, описанием способов использования талисманов, а также их Чудодейственных Свойств. 2. Все известные ныне Магические Знаки4. Перевел с еврейского Magus Iroe-Grego5. Рим. В славном году 1750.
III. Великий Гримуар, с Могущественным Малым Ключом Соломона и Черной Магией; или Дьявольские Способы Великого Агриппы, предназначенные для Обнаружения всех Скрытых Сокровищ и Покорения Духов всех видов, а также коротко о всех Магических Искусствах. (Это самое раннее издание, без указания места или даты.)
IV. Установление Папы Римского Гонориуса Великого, где содержатся Тайные Заклинания против Духов Тьмы. А также собрание Самых Сокровенных Тайн. Рим, 1670.
Все эти крошечные, по понятиям того времени, издания, называются duodecimo (13 х 19 см). Дата, указанная на титульном листе Истинного Гримуара, — бесспорный обман; эта работа относится к середине восемнадцатого столетия, а под Мемфисом следует понимать Рим. Великий Гримуар не старше. Гонори-ус, как считается, появился впервые в 1629 году, но иногда его появление ошибочно относили к шестнадцатому столетию. Основанием Истинного Гримуара послужил, в некоторой степени, Ключ Соломона, на что указывает приписывание ему авторства Соломона и о чем свидетельствуют совпадения в описании магических инструментов и некоторых молитв в этих двух книгах. Различия же между ними заключаются в определении тех сил, которые призываются именем Дьявола6. Автор условно связывает их с четырьмя стихиями, это Сильфы, Саламандры и т. д; но рассматриваемая классификация, довольно случайная, далеко не полная. В книге есть раздел об Иерархии Духов, властителями которых являются Люцифер (Lucifer), Вельзевул (Beelzebuth) и Астарот (Astaroth)7. Часть этого раздела заимствована из Lemegeton— возможно, через Псевдомонархию Виеруса. Работа как бы разделена на три части: (а) Знаки и Печати Демонов, а также способы вызывания и изгнания дьявольских сил; (Ь) Описание Естественных и Сверхъестественных Тайн, с помощью которых можно надежно управлять дьявольскими силами; (с) Ключ к работе и его применение. Не касаясь опечаток, скажем, что в рукописи, послужившей основой для Истинного Гримуара, по всей видимости, была великая путаница; в книге отсутствует какая бы то ни было чёткая структура, и это небольшое издание изобилует латинскими пассажами, не поддающимися переводу, например, sic pro ratione voluntas; ut illud sit hoc in opere inclusum minimo clerum in doctis; quia amicusfiet capitalis, fiet inimicus. Также мы повсюду находим Sanctum Regum вместо Sanctum Regnum. В книге есть две раскладывающиеся иллюстрации со Знаками и Печатями, многие из которых не имеют никакого отношения к тексту, в то время как изображения важных знаков отсутствуют; эти недостающие знаки можно найти в итальянских версиях, которые основаны, в свою очередь, на другом итальянском издании и французском переводе первоисточника, неизвестном, впрочем, ни мне, ни большинству библиографов. На самом деле это произведение делится на две части — собственно Истинный Гримуар и «Редкие и Поразительные Магические Тайны». Первую часть можно представить следующим образом: (а) Указания по подготовке Оператора и всё, что касается его индивидуальных качеств (повторяет текст Малого Ключа); (Ь) Указания по изготовлению необходимых для работы магических инструментов (также аналогичные Малому Ключу); (с) Изготовление «чистого» пергамента, на котором должны быть начертаны знаки и печати (отличные от Малого Ключа); (d) Процедуры вызова и удаления духов. За исключением того факта, что речь идет о Люцифере, Вельзевуле, Астароте и подчиненных им духах, эта первая и главная часть столь же отвратительна и глупа, как и большинство ритуалов первоисточника.
Вторая часть — это собрание обыкновенных курьёзов, характерных для всех поздних Гримуаров, включая Замечательные Тайны, принадлежащие якобы Альбертусу Магнусу, Little Albertus и т. п. В этой части представлены самые разнообразные обряды, но все с уклоном в Черную Магию. Некоторые касаются венерологической сферы — в самом предосудительном смысле слова, другие просто отвратительны, например, Волшебные Подвязки, хотя они и позаимствованы из Малого Ключа. И, наконец, здесь описаны некоторые процессы, относящиеся, вероятно, к Белой Магии8 и касающиеся церемониального приобщения к основам ясновидения.
Итак, мы можем заключить, что Истинный Гри-муар является не более дьявольским, чем первая часть Lemegeton, в которой содержится описание ритуалов вызова тех же самых духов.

§ 2. Истинная Черная Магия

Гримуар, озаглавленный Истинная Черная Магия, является просто переложением Ключа Соломона, с той же самой преамбулой, тем же ритуалом, теми нее талисманами и аналогичными, хотя и не идентичными, знаками. Эта книга, конечно, плохо соотносится с толковой и очень выдержанной в религиозном плане вступительной статьёй г-на Матерса; как и в Истинном Гримуаре, в этой книге всё чрезвычайно перепутано, и она почти бессмысленна ввиду отсутствия всей практической части. Во вступлении к главе о действии ненависти и разрушения просматривается злонамеренный или дьявольский элемент; как уже отмечалось и как будет установлено позже, эту главу, несомненно, можно считать оригинальной частью текста.

§ 3. Великий Гримуар

Великий Гримуар — наиболее причудливая книга из рассматриваемого цикла, которую с большой пышностью представляет редактор с вымышленным именем Antonio Venitiana del Rabina, что указывает на итальянское происхождение работы. Это очень редкая книга и пользуется огромной популярностью, так как считается, что это поистине Magnum Opus (великое произведение)— утверждение, которое может показаться нелогичным, но в его поддержку говорят цитаты из раввинистических авторов. Именно этим авторам мы обязаны бесценным сокровищем, которое пытались подделать бесчисленные шарлатаны, но так и не преуспели в этом. Г-н Антонио для подготовки своего издания воспользовался копией подлинных записей могущественного Царя Соломона, которые чудом сохранились. «Поистине, какой другой человек, кроме этого непобедимого гения, имел бы смелость открыть те испепеляющие слова, которыми воспользовался Бог, чтобы пронзить страхом мятежных ангелов и заставить их повиноваться? Вознесясь до таких небесных высот, что он смог овладеть теми тайнами и узнать те всемогущие слова, которые составляют всю власть ужасного и почтенного Божества, этот великий король, который провёл всю жизнь в мучительных поисках и раскрыл сущность самых сокровенных и неподвластных тайн, принадлежащих бесконечному Божеству. Он преуспел, в конечном счете, во всех своих начинаниях, достигнув самых отдаленных прибежищ духов, он заставил их, всех и каждого, повиноваться власти его Талисмана или Ключа. Он открыл нам созвездия, влияние звезд и то, как вызвать духов всех иерархий с помощью декламации высших Имён, которые будут представлены Вам в этой книге, также как и истинный состав и воздействие ужасного Карающего Жезла, который заставляет трепетать духов и которым Бог вооружил своего Ангела, когда изгонял Адама и Еву из Земного Рая и, наконец, поразил непослушных Ангелов, низвергнув их честолюбивые устремления в самые страшные пучины властью этого самого Жезла — Жезла, который собирает тучи, разгоняет бури, отводит молнии и отправляет всякого в любой уголок земли по желанию повелителя».
Такова преамбула к Великому Гримуару. Работа разделена на две части, первая из которых содержит призыв к Lucifuge9 Rofocale с помощью Карающего Жезла, вторую же г-н Антонио почему-то считает Sanctum Regnum, а именно, Обрядом создания Договоров; но одна из наиболее замечательных характеристик всех Гримуаров — это не их дьявольские намерения, но бессознательное простодушие и в то же время благоговейный характер всех действий, которые, кажется, совершаются со всей искренностью.
Великий Гримуар, однако, считается одной из наиболее отвратительных из всех подобных книг; в ней описаны методы Некромантии, которые по мнению некоторых оккультных авторов — в минуту их просветления — могут стать делом рук или опасного маньяка, или безнадёжного преступника. Надо признать, что этот Обряд крайне неразумен, но специфика исследуемой литературы такова, что высказывать неодобрение представляется небезопасным, поскольку оно воспринимается слишком широко. Что же до преступности, то это беспорядки во время Полуночной Мессы в Сочельник. Далее речь идёт о яде под названием «Смертельный состав, или Философский Камень», который свидетельствует о высоком уровне дьяволизма. Элифас Леей говорит, что эта книга претендует на то, что это она подарила миру великую Тайну Мудрецов — алхимический Порошок Превращения, но в действительности здесь приводится рецепт некоего Порошка Последовательности, относительно значения которого вряд ли можно иметь определенное мнение, да к тому же это вообще не порошок, а жидкость. В остальном, это просто глупый рецепт, и поскольку нет никаких инструкций по применению его в противозаконных целях, то это и не дьявольское зелье, если только токсикология, как таковая, не является сатанинской просто потому, что не имеет дела с болеутоляющими средствами.
Нет никакого сомнения в том, что Великий Гримуар— это книга Черной Магии, и было бы противоестественно, если бы такая книга не была дьявольской. Наибольшие возражения вызывают не те работы, которые открыто провозглашают зло, но те, которые подают зло под маской блага. В том, что касается Великого Гримуара, других подобных ему произведений и Белых Ритуалов, есть один важный момент — откровенно дьявольское встречается в дьяволизме лишь изредка, в то время как в том, что считается ангельским, элемент святости часто и рискованно граничит с Сатанизмом. Первая часть Великого Гримуара, подобно Истинному Гримуару, является просто описанием призывания злых духов с целью вынудить их уступить скрытые сокровища. Во второй части говорится, что маг должен отдать себя, свои тело и душу тому демону, который ему служит; бесспорно, что в этом резкое различие не только между Великим Гримуаром и всеми смешанными Ритуалами, но также и между Великим Гримуаром и другими Ритуалами Черной магии. Простым оправданием служит утверждение, что сделка с дьяволом есть только увертка и в действительности договор ничего не дает демону, который, как это часто бывает в фольклоре, обманут и вместо плоти получает лишь тень

§ 4. Гримуар Гонориуса

Несмотря на несправедливое негодование Pacta Conventa Daemonum, Великий Гримуар не вызвал, однако, такого серьезного осуждения, как Гримуар Гонориуса Великого, или Гонориуса Третьего. Не будет лишним сказать, что почти каждое обвинение, выставленное против этой замечательной книги, ложно и вообще и в частностях. Главное различие между обвинениями в том, что одни из них есть ложная интерпретация вследствие невежества, а другие — в результате предубеждения. Французский оккультист Папюс, кажется, единственный, кто выразил нейтральный взгляд, хотя в его словах и чувствуется некоторая неопределенность, когда он говорит, что колдовство этого Гримуара более опасно для самих неопытных экспериментаторов, нежели для врагов колдуна. Элифас Леви замечает, что это произведение представляет ценность для изучающих оккультную науку11. На первый взгляд кажется, говорит он, что этот текст есть не более, чем сплетение отталкивающих нелепостей, но для посвященных в тайны и знаки каббалы он стал истинным памятником человеческой порочности. Редкое утверждение имеет под собой меньше оснований; нет ни одной магической книги, которая была бы менее связана с каббализмом; эта связь ограничена несколькими словами, которые встречаются в Заклинаниях, и характерна для всей Церемониальной Магии, и только этот Гримуар более всего проникнут элементами христианства. И все лее те, кто хорошо знает принципы толкования Леви, не станут воспринимать серьёзно обвинение, которое построено на значениях того или иного каббалистического слова или знака, ведь известно, что у этого французского оккультиста в зависимости от настроения они имели разный смысл, и к тому же он не владел предметом. Но Элифас Леви не довольствовался общим порицанием; в одной из поздних работ12 он выдвинул более обоснованное обвинение. Подобно Ключу Соломона и всем Гримуарам, работа Гонориуса предписывает принести в жертву молодого козлёнка, чтобы у оператора был пергамент из чистой (девственной) кожи. Итак, Леви утверждает, что когда «отвратительный автор» упоминает слово kid (по-англ. и «козлёнок», и «ребёнок»), то он действительно имеет в виду человеческое дитя. Такую интерпретацию не оправдать даже юмористической аналогией, которая возможна в простонародном английском, поскольку его знакомство, если бы оно было, с английским языком чрезвычайно поверхностно. Нет ни малейшего основания для подобного обвинения; жертва в Гриму-аре Гонориуса значит и может значить не больше, чем в Ключе Соломона. В обоих случаях принесение жертвы имело вполне конкретную цель.
До сих пор мы говорили о тех неверных истолкованиях, которые представляют авторы, претендующие на какое-то непосредственное знакомство с рассматриваемой работой. Те же, кто упоминал её в последние годы, довольствовались тем, что безоговорочно верили французскому авторитету. Так, г-н J. H. Slater, в докладе, сделанном в Библиографическом обществе и напечатанном в его протоколах13 , считает этот Гримуар сторонником убийства и всех видов преступлений. Кроме того, он повсюду путает его с Великим Гримуаром.
При прочтении этой книги собственными глазами возникает вопрос о приписываемом авторстве. Из того, что мы знаем о магической литературе, не говоря уже о папском сане, ничто не указывает на то, что это произведение Римского первосвященника, в частности такого как Гонориус. Элифас Леви, правомерно стремившийся отстаивать Церковь своего детства, нападал на нее в лице одного из ее первосвященников с невежественным обвинением, но делал это как всегда плохо; он обратился к истории и обнаружил, что во времена папства Гонориуса существовал антипапа, ставленник Генриха IV, и что он был человеком порочным. Леви немедленно предположил, что этот персонаж был вероятным автором неудобного Гримуара. И снова нет ни одного свидетельства в пользу такого предположения, и это — ип Ыеп vucdnprocede (гнусный прием), как сказал бы г-н Папюс, возлагать ответственность, без особой на то причины, на память о несчастном прелате.
Если мы обратимся к фактам, то они таковы. Первое издание Гримуара, как считают, появилось в 1629 г., и, значит, маловероятно, что его подделали намного раньше, чем в конце шестнадцатого века, предполагаемый же автор умер примерно на девятьсот лет раньше. Канонизированный Римский Папа, надо признать, был плодовитым автором; его проповеди и обширная переписка были изданы в двух больших томах в Париже под таким высоким покровительством, которое вряд ли допустит даже упоминания о подделке. Таким образом, сточки зрения библиографии его утерянных произведений нет. Но редактор Гримуара Гонориуса умолчал о другой работе, с большим основанием приписываемой Гоно-риусу и не вызвавшей какого-либо неодобрения. Это произведение довольно значимо для нашего исследования и называется Honorii Papae adversus tenebrarum Principem et ejus Angelos Conjurationes ex originate Romae servato, Рим, 1529. Подлинность этой работы под вопросом в силу того, что о ней не упоминается в связи с другими произведениями Гонориуса и невозможно говорить ничего определенно, учитывая ее чрезвычайную редкость; немногие публичные библиотеки обладают экземплярами этой книги, а в Англии нет ни одного. Но можно с уверенностью сказать, что это описание способов экзор-сизма — религиозного обряда, занимающего значительное место в литературе, и вклад в разработку которого мог, вполне вероятно, внести даже Папа Римский. Как бы то ни было, доказательство, что Гонориус не является автором хотя бы одной из этих книг, свидетельствует о том, что он не имеет отношения и ко второй. Книга Черной магии может быть просто извращением ортодоксальных заклинаний, иначе — авторство первосвященника приписано Гри-муару Гонориуса просто в отместку: — колдовство мстит за себя, представляя Папу Римского заклинателем демонов и князем тех, кто общается с ними.
Приведя уже некоторые аргументы в защиту этого Гримуара от необоснованных обвинений, необходимо добавить, что это очевидный злонамеренный и в каком-то смысле умелый обман, который был бесспорно рассчитан на то, чтобы привести в заблуждение неосведомленных людей того времени, которые могли интересоваться магией, и особенно священников, так как эта книга якобы предъявляет специальные полномочия Апостольского Центра для магических действий в сфере Дьяволизма и Некромантии. Полностью это утверждение сформулировано в псевдо-Булле, и, чтобы передать всю его силу, необходимо его процитировать.

Святой Апостольский Престол, к которому ключи Небесного Царства были даны теми словами, что Иисус Христос адресовал св. Петру: я даю тебе Ключи от Царствия Небесного, и тебе одному даю власть над Князем Тьмы и его ангелами, которые, как рабы своего Господина, обязаны возносить ему честь и славу и повиноваться ему, теми другими словами Иисуса Христа: Ты будешь поклоняться Господу Богу, и Ему лишь ты должен служить — итак, властью этих Ключей Глава Церкви был сделан Повелителем Ада. Но видя, что до сего времени Верховные Первосвященники одни владели силой обращения и командования Духами, Его Святейшество Гонори-ус Третий, движимый пастырской заботой и имея добродетельное устремление, пожелал познакомить с методами и способностью призывать и управлять Духами его почтенным Братьям во Христе, а также и Заклинаниями, которые должны использоваться в таком случае, как целое, содержимое в следующей Булле.

ГОНОРИУС,

Слуга Слуг Бога, всем и каждому из наших почтенных Братьев Святой Римской Церкви, Кардиналам, Архиепископам, Епископам, Аббатам; всем и каждому из наших сыновей во Иисусе Христе, Священникам, Дьяконам, Подьячим, Прислужникам, Певчим, Пасторам, Клеркам и Светским и Монашеским, желает Здоровья и шлет Апостольское Благословение. В те дни, когда Сын Божий, Спаситель Мира, произведенного в полноте времени, и рожденный, согласно человеческой природе, из ветви Давидовой, жил на этой земле, и Чье Самое Святое Имя есть Иисус, перед которым небеса, земля и ад преклоняют колена; мы увидели, с какой силой управлял Он демонами, с какой силой было также сказано св. Петру тем изречением: На этой скале я буду строить мою Церковь, и Ворота Ада не будут господствовать над ней. Эти слова были адресованы св. Петру как Главе и Основе Церкви. И тогда мы, кто, милостью Божьей и несмотря на малость наших заслуг, унаследовал Верховную Церковную Власть, и, как законный преемник св. Петра, имеем Ключи от Царствия Небесного, переданные в наши руки, и желая прибегнуть к силе, призывающей и управляющей Духами, которая предназначена единственно для нас, и которой пользовались лишь наши владетели; желая, я повторяю, благодаря Божественному вдохновению, разделить эту силу с нашими почтенными Братьями и дорогими сыновьями во Иисусе Христе, опасаясь, чтобы одержимые демоном14, не были иначе напуганы ужасным обликом тех падших ангелов, которые, грешные, были брошены в преисподнюю, чтобы также они были достаточно научены тем вещам., которые необходимо исполнять и соблюдать, и чтобы те, кто был спасён кровью Иисуса Христа, не были изведены никаким колдовством или чтобы в них не вселился дьявол, мы включили в эту Буллу способ их заклинания, который должно соблюдать нерушимо. И поскольку слуги Алтаря должны иметь власть над непокорными Духами, мы тем самым передаём всем им власть, которой мы обладаем, благодаря Святому Апостольскому Престолу, и мы требуем., нашей Апостольской властью, чтобы они соблюдали то, что должно, незыблемо, чтобы небрежностью, не достойной их, они не навлекли на себя Высокий гнев.

Истинный Гримуар однажды издавался на французском языке16. На итальянском языке было два современных издания, оба плохих16. Книга Истинной Черной Магии известна только по изданию 1750 года. Великий Гримуар вновь появился в Nismes в 1823 г. и, кроме того, во всех отношениях идентичен книге под названием Красный Дракон, которая издавалась в разных вариантах17. Гримуар Гонориуса чрезвычайно редко встречается в оригинале, но известен по репринтным изданиям 1660 и 1670 гг., хотя и они несовершенны. Существует, наконец, издание, датированное 1760 годом, и оно даже высоко ценится среди коллекционеров. Остаётся добавить, что примерно в середине прошлого столетия рукописная копия этого Гриму-ара была подарена Abbe d'Artigny, и эта копия намного полнее, чем печатные издания, но не представляется возможным установить причину расхождения рукописного и печатного текстов. Возможно, это связано с переложением Книги Клятв Гонориуса в Подложное Папское Установление, что, без сомнения, повторяет и мотив создания Гримуара Гонориуса и следует духу этого произведения.

§ 5. Второстепенные и Поддельные Ритуалы Черной Магии

Классифицировать множество литературных фальшивок на книги более поддельные и менее поддельные, кажется, на первый взгляд, ненужной причудой критиков. Существуют, однако, такие Ритуалы Черной Магии, которые появились в результате мошенничества предприимчивых книготорговцев, а есть другие, более ранние, появившиеся по иным причинам, и фактически неизвестные. Ни те, ни другие не внесли никакого вклада в развитие магической литературы. Отсюда все же не следует, что они не любопытны или не представляют интереса, и их не следует выносить на суд читателя.
VerusJesuitarumLibellus, или «Истинная Магическая Книга Иезуитов, содержащая наиболее действенные заклинания злых духов всех рангов и всесильное и испытанное заклинание Духа Уриэля (Uriel)18; а также Обращение Киприана (Cyprian) к Ангелам, и его Заклинания и способы удаления Духов, охраняющих Скрытые Сокровища», написана на латыни и предположительно издана в Париже в 1508 году. Она была переиздана издателем Scheible в Штутгарте в 1845 г., и является частью любопытного собрания уже упомянутых документов Фауста. Наконец, в 1875 году появился английский рукописный перевод этой книги, который покойный майор Герберт Ирвин или сделал сам или где-то приобрел. Дата на титульном листе первого издания сразу выдаёт подделку. Нет нужды говорить, что в первом десятилетии шестнадцатого столетия еще не было никаких иезуитов; св. Игнатиус, основатель этого Ордена, умер в 1536 г., через два года после его конфирмации Папой Римским Павлом III. Тем не менее, заклинания, представленные в этой книге, чрезвычайно любопытны. Первое адресовано духу, чьё имя не названо; считается, что он подчиняется Аврааму и Исааку и дол-ясен принести магу со дна морского огромное количество — которое точно не определено и зависит от алчности оператора — лучшего испанского золота; иначе, говорится в заклинании, будет проклято тело (sic) духа и его душа. Во втором заклинании дух вызывается мудростью и очищающей [от демонов] силой Агриппы19, и это опять-таки говорит не в пользу древнего происхождения книги. Третье заклинание адресовано духу Zayariel, который вызывается великим Jehova Podoshocheia и Agla Scheffert. Остальные заклинания, а их всего семь, почти совпадают с вышеупомянутыми по характеру и по цели: от демона неизменно требуется приносить то, что пожелает оператор из глубин моря, или из бездны вод, или из преисподней. Позволение духам удалиться, или Изгнание, замыкает этот ряд заклинаний.
Призыв св. Киприана— это, вероятно, некий эксперимент, относящийся к Белой Магии, так как он адресован Ангелу, который был гостем Лота и Авраама. Цель этого призыва — «помощь нуждающемуся», что, очевидно, применимо к любой жизненной ситуации, все, кто сочтет это заклинание заслуживающим внимания, могут сами к нему обратиться, мы же полагаем, что оно слишком нескладно и утомительно. Подобное же наблюдение справедливо и для Процедуры Волшебного Приобретения Сокрытых Сокровищ, но она разработана лучше остальных и так тесно связана с Summum Вопит, любимой темой всей Церемониальной Магии, что есть необходимость рассказать о ней подробнее; однако этот обряд относится к Некромантии и поэтому будет рассматриваться во Второй Части. Verum Jesuitarum Libellus завершается заклинанием всех духов Преисподней, текст которого тянется много страниц и содержит больше непонятных слов, чем несколько Гримуаров, вместе взятых. Ввиду отсутствия сведений о первом издании, невозможно сказать что-либо определенное об этой, довольно своеобразной, подделке.
Работа Praxis Magica Fausti, или «Волшебные Элементы доктора Иоганна Фауста, Практикующего врача», как утверждается, была напечатана на основе оригинального манускрипта муниципальной библиотеки Веймара и датирована 1571 годом, в связи с чем, при полном к ней уважении, заявляем, что никакой муниципальной библиотеки в родном городе Гёте в этот период не существовало. Более того, собрание Фауста не включает названной рукописи. Нельзя с уверенностью утверждать, было ли оригинальное издание датировано задним числом, поскольку это чрезвычайно редкое издание, и я знаком с ним только в варианте Scheible и по рукописной копии майора Ирвина. Работа состоит из нескольких любопытных гравюр в стиле семнадцатого века и нескольких непонятных, чрезвычайно кратких, заклинаний. Треть из них призывает Злой Дух на том странном основании, что настало время Великого Имени Tetragrammaton. Цель обращения не обозначена; способы призыва христианские, прерываемые бесчисленными изображениями крестов, именами и терминами, догадаться о значении которых весьма проблематично. Место духа в Иерархии определено заключительными словами: «я повелеваю тебе, О Дух Rumoar, равный Люциферу, твоему могущественному властителю».

§ 6. Черная Курица

«Черная Курица», «Druid Menapienne», «Красная Магия, или Лучшее из Оккультных Наук», а также производные от первой из этих работ, такие как Queen of the Hairy Flies, Green Butterfly и т. д., формируют самостоятельный класс магических произведений, и, за одним исключением, все это — весьма несерьезные публикации, которые, правда, на подлинность и не претендуют20. Они относятся к концу восемнадцатого столетия. Доктор Encausse, глава Французских Мартинистов, утверждает, что все эти книги были созданы в Риме якобы священниками — утверждение несколько необоснованное и характеризующее как его самого, так и его школу и, фактически, не более ценное, чем утверждение в Isis Unveiled (Тайна Изиды), что Чёрная Магия в качестве обычной практики Ватикана может быть «с легкостью доказана».
Черная Курица (Black Pullet)— наиболее любопытная из книг этого класса и действительно довольно оригинальна по содержанию, что позволяет выделить её из круга фальшивок. Главный оккультный интерес сосредоточен вокруг колец-талисманов, изображения которых вплетены в текст и рассказ о которых мог бы стать сюжетом волшебного романа. В этой книге много мудрых афоризмов, но она не претендует на старину и на авторство Соломона. Для Руководства по Черной Магии, каковым эта книга и является (хотя и в несколько необычном виде), такая скромность делает честь. Многие из Талисманов, вероятно, оригинальны; по крайней мере, они не похожи ни на что в оккультной символике, известной вашему покорному слуге. В то же время они созданы в соответствии с правилами, установленными Четвертой Книгой, приписываемой Корнелиусу Агриппе.
С момента своего создания Черная Курица много раз, с незначительными изменениями, переиздавалась— однажды под названием Сокровище Старика Пирамид, затем последовало продолжение, или вторая часть — Черный Предсказатель (Black Screech Owl). Недавно книга была переиздана в Париже — в варианте, предназначенном для библиофилов, но без библиографического обзора. Хотя сам труд и скромен в своих притязаниях, название первого издания звучит достаточно зловеще, а именно: «О Чёрной Курице, несущей Золотые Яйца и Науке Волшебных Талисманов и Колец, Искусстве Некромантии и каббалы для Заклинания Небесных и Адских Духов, Сильфид, Ундин и Гномов, дарующих Сокровища, наделяющих овладением Тайными Науками властью над всеми существами и разоблачением всех Наук и Колдовства. На основе Доктрин Сократа, Пифагора, Зороастра, Сына Великого Аромасиса, и других философов, чьи рукописные труды избежали пожарища, постигшего Библиотеку Птолемея. Перевод с языка Magi и иероглифов Докторами Mizzaboula-Jabamia, Danhuzerus, Nehmahmiah, Judahim, и Eliaeb. Перевод на французский язык A. J. S. D. R. L. G. F.» Местом публикации назван Египет, что следует понимать, вероятно, как Рим, и дата— 740, что означает 1740 г., что, однако, как мы увидим, не может быть правдой. Сразу скажем, что в тексте нет ничего, что могло бы оправдать великолепную самонадеянность этого заглавия.
В предисловии автор умоляет не путать Черную Курицу с теми собраниями фантастических обрядов, действию которых многие люди стремятся приписать сверхъестественные результаты. Эту просьбу большинство читателей, по должному размышлению, сочтут невозможным удовлетворить. Ведь как уже говорилось — это роман, и первое, что об этом свидетельствует — неубедительная прибавка в тысячу лет на титульном листе21. Это рассказ человека, который «принимал участие в походе в Египет» и был «офицером в армии гения». Конечно, это ссылка на Наполеона и, скорее всего, произведение было написано чуть более ста лет назад. Будучи в Египте, рассказчик был послан в экспедицию к Пирамидам в сопровождении не-скольких слуг. Они завтракали в тени «гигантского колосса», как вдруг были атакованы отрядом бедуинов; товарищи автора были убиты, а сам он был ранен. Когда сознание вернулось к нему, он желал себе скорейшей смерти и уже прощался с предзакатным солнцем, но услышал шум от скатившегося с пирамиды камня и вслед за этим увидел пожилого человека, который, судя по тюрбану, был турком. Этот человек не поленился осмотреть все тела, которыми была усыпана пустыня, не-взи-рая на то, были это арабы или французы. Когда подошла очередь офицера, который проявил признаки жизни и поцеловал руку старика, тот, несмотря на все предубеждения, свойственные мусульманской религии, пожалел его и помог ему подняться. Затем француз последовал за своим спасителем внутрь пирамиды, которая оказалась жилищем старика и одновременно могущественным храмом Магии. Там были просторные залы и бесконечные галереи, подземные палаты, полные сверкающих в свете ярко горящих ламп сокровищ, бесчисленное количество слуг-духов, чудесная еда; но самое главное — там была Черная Курица. Одним словом, обыденная жизнь повсюду сопровождалась сверхъестественным; это напоминало увиденное Аладдином, с тем отличием, что все это было во власти Астарота. Оказалось, что Мудрец был единственным наследником Magi и создателей той части египетских иероглифов, которая стала «источником огорчений для учёных»; более всего старик нуждался в преемнике, так как чувствовал, что смерть его уже близка. Французский офицер освоил турецкий язык с помощью волшебной грамматики, что в общем было излишним, потому что его спаситель обладал талисманом, который давал возможность прекрасно говорить на любых языках. Молодой человек узнал о чудесной силе двадцати двух талисманов и колец, а также о тайне Черной Курицы, которая могла отыскать золото быстрее, чем лоза— обнаружить подземные источники. После этих уроков, несмотря на многие молитвы и помощь духа Odous, мудрец упал наземь бездыханным, а его способный духовный наследник припал к ногам своего благодетеля. Сопровождаемый духом, который был передан ему в услужение, французский офицер покинул Египет, нагруженный сокровищами, а в драгоценной урне он вёз пепел мудреца. Француз нанял судно до Марселя и благополучно вернулся на родину. Он поселился в провинции и проводил свои дни в опытах с Черной Курицей, в размышлениях и медитации. Он взялся подробно описать всё происшедшее с ним; в воспоминаниях он предупреждает издателей-пиратов, что с помощью талисмана наградит их ушами длиной в шесть дюймов больше, чем у Мидаса. Но, кажется, издателей это не испугало.
Автор Черной Курицы открещивается от любой связи с Черной Магией, но будет правильным отнести эту книгу именно к ней, во-первых, опираясь на представленные в ней знаки и, во-вторых, в силу провозглашения их власти над злыми духами; хотя надо сделать поправку, что адские существа, упомянутые в заглавии, оказались не демонами, а Саламандрами — то есть элементарными Духами Огня. Но несмотря на то, что эта работа выходит за рамки Черной Магии — если уж необходимо делать различие, — она не более, чем плагиат, поскольку включает много страниц из Comte de Gabalis.
Чтобы вызвать духов, которые служили хозяину пирамиды, достаточно произнести: Thomatos, Benesser, Flianter. После этого по вашему зову явятся тридцать три духа. Скажите: Litan, Izer, Osnas, и они предстанут перед вами, а потом произнесите: Nanther. Слова Soutram, Ubarsines заставят их перенести вас по воздуху, куда бы вы ни приказали. А когда вы произнесете одно только слово Rabiam, они доставят вас обратно. Необходимо, однако, подкрепить свою силу хозяина духов талисманами и кольцами, получить которые можно достаточно дешёвым способом. Те, что принадлежали хозяину пирамиды, были сделаны из драгоценных металлов и украшены великолепными драгоценными камнями, но практическая цель будет достигнута, если кольца будут отлиты из сплава бронзы и стали, а талисманы вышиты на атласе, в строгом соответствии с описанием, которое здесь приводится.

§ 7. Талисманы Мудреца Пирамид

ТАЛИСМАН I
Знаки должны быть выгравированы на внутренней
поверхности Кольца

I. Служит для заклинания божественных и адских сил. Он должен быть вышит серебром на небесно-синем атласе. На призыв Siras, Etar, Besanar явятся многочисленные духи.

ТАЛИСМАН II
Знаки должны быть выгравированы на внутренней
поверхности Кольца

II. Дает любовь и уступчивость всего женского пола. Он должен быть вышит серебром на черном атласе. Слова призыва: Nades, Sura-dis, Maniner. Кольцо — одетое на средний палец левой руки — должно быть прижато к губам. Это заклинание вызывает розовокрылого духа, к которому надо обратиться со словами Sader, Prostas, Solaster, и тогда он перевернёт небо и землю в поисках дамы вашего сердца, будь она хоть первой красавицей в гареме Калифа. Слова Мам-mes, Laher прикажут четырём рабам унести её. Следует отметить, что это не единственный пример непристойности в оккультизме.

ТАЛИСМАН III
Знаки должны быть выгравированы на внутренней поверхности Кольца

III. Находит все сокровища и гарантирует обладание ими. Талисман должен быть вышит золотом на зеленом атласе. Слова Onaim, Perantes, Rasonastos вызовут появление семи духов аu teint basane, каждый из которых будет сыпать к ногам волшебника золотые дукаты из невидимых мешков — действие, описанное в этом Гримуаре множество раз. Item, птица с чёрным капюшоном на голове, будет сидеть на плече каждого духа.

ТАЛИСМАН IV
Знаки должны быть выгравированы
на внешней поверхности Кольца

IV. Открывает самые скрытые тайны и позволяет обладателю талисмана всюду проникать невидимым. Знаки должны быть вышиты на фиолетовом атласе серебряными нитками. Наденьте кольцо на любой палец левой руки. Возьмите этой же рукой талисман и поднесите его близко к уху. Произнесите слова Nitrae, Radou, Sunandum и услышите всё о своей сокровенной тайне.

ТАЛИСМАН V
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

V. Заставит самого молчаливого человека открыться владельцу талисмана, а его враги будут вынуждены раскрыть все свои коварные замыслы. Знаки должны быть вышиты золотом на атласе золотого же цвета. Наденьте кольцо на мизинец левой руки, поднесите талисман к правому уху, и после слов Noctar, Raiban самый бдительный человек — как я уже говорил— будет вынужден разгласить свои самые сокровенные мысли. А если произнести ещё слово BlRANTHER, оно вынудит врагов обладателя талисмана раскрыть перед всеми свои планы.

ТАЛИСМАН VI
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

VI. Предоставит столько духов, сколько необходимо для немедленного выполнения любого дела, которое пожелает предпринять обладатель талисмана, а также для прекращения любого дела, которое может быть направлено ему во вред. Талисман должен быть вышит на сиреневом атласе шёлком того же оттенка. Волшебные слова — Zorami, Zaitux, Elastot.

ТАЛИСМАН VII
Знаки должны быть выгравированы на внутренней поверхности Кольца

VII. Обладает разрушительной мощью; вызывает град, удары молний и падение с неба звезд; может быть причиной землетрясений, бурь и т. д. В то же время он предостерегает друзей своего хозяина от несчастных случаев. Знаки этого талисмана должны быть вышиты серебром на алом, как маки, атласе. Волшебные слова: (1) Ditau, Hurandos — для разрушительных действий; (2) Ridas, Tali-mos — для управления стихиями; (3) Atrosis, Narpida — вызывают град и т. п.; (4) Uusur, Itar—для землетрясений; (5) Hispen, Tromador — для ураганов и штормов; (6) Paranthes, Histanos — для покровительства друзьям.

ТАЛИСМАН VIII
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

VIII. Делает владельца талисмана невидимым, даже для духов, так что один Бог — свидетель его действий. Появляется возможность проходить сквозь стены, проникая повсюду. Волшебные слова — Benatir, Cararcau, Dedos, Eti-narmi. Каждый раз при следующем действии кольцо следует одевать на другой палец правой руки. Талисман — из атласа желтого цвета, вышитого черным шелком.

ТАЛИСМАН IX
Знаки должны быть выгравированы на внутренней поверхности Кольца

IX. Без всякого риска переносит владельца в любой уголок Земли. Волшебные слова— Raditus, Polastrien, Terpandu, Ostrata, Pericatur, Ermas. Талисман — из атласа красно-коричневатых оттенков, вышитый золотом.

ТАЛИСМАН X
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

X. Одним прикосновением открывает любые запоры, какими бы хитроумными они не были. Волшебные слова — Saritap, Pernisox, Ottarim. Талисман — из тёмно-синего атласа, вышитого серебром.

ТАЛИСМАН XI
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

XI. Переносит владельца по его желанию в любой дом без предупреждения и позволяет прочитать мысли любого человека с целью помочь или помешать этому человеку. Талисман — из светло-серого атласа, вышитого золотом. Чтобы узнать мысли, положите его на голову, подышите на кольцо, и скажите: О Tarot, Nizael, Estarnas, Tantarez. Для награждения достойных — слова: Nista, Saper, Visnos, и они сразу же станут обладателями невиданного богатства. Для наказания врагов или злых людей: Xatros, Roxas, Tortos, и они немедленно будут подвергнуты ужасным мукам.

ТАЛИСМАН XII
Знаки должны быть выгравированы на внутренней поверхности Кольца

XII. Разрушает враждебные замыслы против владельца и покоряет непослушных духов. Талисман — из розового атласа, вышитого серебром. Его следует положить на стол, левую руку — сверху; кольцо должно быть на среднем пальце правой руки, и владелец, с низко склоненной головой, должен тихо повторять слова: Senapos, Terfita, Estamos, Perfiter, NOTARIN.

ТАЛИСМАН XIII
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

XIII. Наделяет владельца любыми талантами и достоинствами, как и желанием творить добро. С его помощью может быть преумножена и сущность Зла. В первом случае достаточно поднять талисман, с кольцом на первой фаланге третьего пальца правой руки, и произнести слова: Turan, Estonos, Fuza. Во втором: Vazotas, Yestanar. Талисман должен быть из атласа цвета шафрана, вышитого серебром.

ТАЛИСМАН XIV
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

XIV. Наделяет знанием о любых минералах и растениях, их свойствах и достоинствах; одаривает лекарством от всех болезней и способностью излечения больных. Талисман — из оранжевого атласа, вышитого серебром. Его необходимо носить на груди, кольцо следует поместить в медальон и повесить на шею с помощью шелковой ленты цвета пламени. Действенные слова: Reterrem, Salibat, Cratares, Hisater.

ТАЛИСМАН XV
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

XV. Защищает от свирепых диких животных; дает средство побеждать их, знать их язык, избавляться от бешеных животных. Талисман должен быть из тёмно-зелёного атласа, вышитого золотом. Для первых трех целей произнесите: Hocatos, Imorad, Surater, Markila. Для последней: Trumantrem, Ri-cona, EstupiT, Oxa.

ТАЛИСМАН XVI
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

XVI. Позволяет узнать хорошие или плохие намерения любого человека. Талисман — из черного атласа, вышитого золотом. Его следует поместить ближе к сердцу, кольцо должно быть на мизинце правой руки. Слова: Crostes, Furinot, Katipa, Garinos.

ТАЛИСМАН XVII
Знаки должны быть выгравированы на внутренней поверхности Кольца

XVII. Наделяет талантами и глубоким знанием любых искусств так, что владелец оказывается в состоянии затмить самых титулованных деятелей, отдавших искусству много лет упорного труда. Но Искусство от этого не пострадает, потому что обладателю талисмана все равно придется приложить усилия для создания своих произведений. Талисман должен быть из белого атласа, вышитого черным шелком. Выбрав для себя вид искусства, надо произнести волшебные слова: Ritas, Onalun, Tersorit, Ombas, Serpitas, Quitathar, Zamarath.

Иллюстрация в книге отсутствует XVIII. Приносит крупный выигрыш в любой лотерее. Талисман — из светло-вишневого атласа, вышитого золотом и серебром. Он должен быть привязан на левую руку с помощью белой ленты, кольцо должно быть на мизинце правой руки. Слова: Rokes на выигрышное число, Pilatus на ambes-туза, Zotoas на denary, Tulitas на quaternary, Xatanitos на quinary; но будьте осторожны, произнося все эти слова, когда делаете ставки — эти инструкции я не вполне понимаю, но если искусство или наука лотереи в наши дни следуют старым законам, я отсылаю вопрос к тем, кто является специалистом в этом деле. Это не самая великая тайна оккультизма. Те же слова необходимо повторять, перетасовывая карты. Но сначала сложите ладони над талисманом и поцелуйте кольцо. Эти небольшие манипуляции можно произвести, говорит честный Гримуар, не привлекая внимания вашего противника.

ТАЛИСМАН XIX
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

XIX. Даёт возможность натравить всех обитателей преисподней на врагов владельца талисмана, вышитого на бело-сером атласе отте-ночным шёлком. Его можно носить как угодно. Слова:
OSTHARIMAN, VlSANTIPAROS, NOCTATUR.

ТАЛИСМАН XX
Знаки должны быть выгравированы на внешней поверхности Кольца

XX. Дает знание о слугах Сатаны и средства сокрушения их замыслов, но то ли для лучшего здоровья, то ли для спокойствия души владельца, никакой гарантии здесь не дается. Талисман — из красного атласа, середина вышита золотом, края серебром, а знаки — черно-белым шелком. Его следует носить на груди, кольцо на первой фаланге мизинца левой руки. Волшебные слова: Actatos, Catipta, Bejouran, Itapan, Marnutus.

МАГИЧЕСКИЙ ПРУТ ИЗ КНИГИ ЧЕРНАЯ КУРИЦА
Эти знаки должны быть начертаны на Пруте китайскими чернилами

Церемониальная Магия признает, что диапазон человеческих желаний ограничен, и не удивительно, что функции этих талисманов или иногда частично совпадают, или некоторые из них почти аналогичны полномочиям, приписываемым Магусу трансцендентной наукой Arbatel. Талисманам в оригинале предшествует фигура волшебного прута, с пятнами, говорит сопровождающий иллюстрацию текст, крови ягнёнка и имеющего форму змеи.
Описание несколько неясно, но этот жезл, очевидно, должен быть гибким, чтобы его можно было согнуть, соединить голову и хвост змеи, и с помощью золотой цепи замкнуть образовавшийся таким образом круг. Необходимо отметить, что это — великий древний мистический символ, но до чего же в странную компанию он попал! Прут должен быть длиной в шесть футов, а в согнутом состоянии может использоваться как круг для вызывания духов. В книге также есть изображение великого волшебного круга, но в тексте его описания нет. Таким образом, всего приводится двадцать две фигуры, и в список волшебных терминов включено слово Tarot, что в этой связи имеет особое значение. Действительно, можно отметить некое соответствие между талисманами и Арканами Таро, по крайней мере в некоторых случаях, и по всей видимости, упоминание Таро указывает на то, что эта книга имеет более определенный оккультный аспект, чем представляется на первый взгляд. Именно символика Старших Арканов соотносится с Силами Бездны.

§ 8. Курица, находящая золото

ГОТИЧЕСКИЙ КРУГ из книги ЧЕРНАЯ КУРИЦА

Я должен, однако, перейти к рассказу о курице-золотоискательнице— главной теме произведения, о котором мы говорим. Великий Оромасис, отец Зо-роастра, был первым обладателем одной из этих изумительных домашних птиц. Яйца они высиживают следующим способом. Возьмите кусочки дерева пахучих сортов, таких как алоэ, кедр, апельсин, лимон, лавр, корень ириса, а также высушенные на солнце лепестки розы. Поместите всё в золотое блюдо, подогреваемое снизу; влейте бальзаминовое масло; добавьте самого лучшего ладана и чистой смолы. Затем произнесите: Athas, Sounam, Erminatos, Pasaim; установите над блюдом линзу— так, чтобы лучи солнца могли воспламенить дерево, линза начнёт таять — очевидно, благодаря волшебной власти, которая присуща этим действиям; приятный аромат наполнит комнату, и ваш состав скоро превратится в пепел. Пока пепел ещё горячий и красный, поместите его в золотое яйцо; положите яйцо на черную подушку; накройте его бокалом-колокольчиком из ограненного горного хрусталя; затем поднимите глаза, протяните руки к небесам и воскликните: «О Sanataper, Ismai, Nontapilus, Ertivaler, Canopistus». Установите бокал так, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Когда он окажется охваченным пламенем, то вместо яйца вы сможете различить, в дымке, черную курицу, а если Вы скажете: Binusas, Testipas, она расправит крылья и уютно устроится на вашей груди. В описании не говорится о том, что за этим последует что-либо плохое, скорее наоборот, но об этом — в следующем параграфе.
Поскольку этот истинный метод является одной из тайн пирамид, он легко подвластен прямому наследнику Оромасиса, но для простых магов, очевидно, представляет определённую трудность. Снисходительный, подобно всем своим товарищам, к стесненности людей в средствах, этот Гримуар дарит альтернативный способ. Возьмите чистое яйцо; подставьте его лучам полуденного солнца; затем выберите самую черную курицу, какую только сможете; если у курицы есть перья другого цвета, удалите их. И если Общество борьбы против жестокого обращения с животными еще не вмешалось, наденьте на птицу нечто вроде чёрного капюшона, чтобы она не могла ничего видеть. Клюв птицы должен быть свободен. Поместите курицу в коробку, обитую изнуг-ри черной тканью и достаточно вместительную, чтобы ей было удобно. Поставьте коробку в такое место, куда не может проникнуть свет; давайте птице корм только ночью; следите, чтобы никакой шум не тревожил её и не мешал высиживать яйца. Поскольку птицу будет окружать всё чёрное, её воображением, которое, вероятно, достаточно развито, всецело овладеет стихия чёрного цвета. Если курица переживёт свое заключение, она в итоге выведет совершенно черного цыпленка, но лишь в том случае, если мудрость и достоинства оператора позволяют ему участвовать в таких священных и божественных таинствах. Не совсем понятно, как и почему домашняя птица, выведенная таким неудобным способом, должна иметь какой-то особый инстинкт в обнаружении мест, где сокрыто золото, но такая способность ей приписывается, и только из одного этого можно сделать вывод, что Черная Курица — ещё большая глупость, чем Гримуары.
Однако упрощенный вариант выведения Черной Курицы не был, по мнению колдунов, последним словом в развитии этой темы. Несмотря на угрозу мести со стороны наследника Оромасиса, это таинство позднее было переделано редакторами Красного Дракона и явилось миру под названием Великая Каббала, которая только и может принести успех. В результате последней переделки этот ритуал превратился в формулу для вызывания дьявола, что уже говорит об истинной атмосфере духов Goetic. Следует предупредить, что успех предприятия будет зависеть от собранности, религиозности духа и чистоты совести вызывающего; иначе, вместо того, чтобы командовать злым духом, злой дух будет командовать им. Понятно, что процесс сам по себе несложен. Стоит всего лишь поймать черную курицу, которую ни разу не топтал петух, и сделать это так, чтобы она не закудахтала; поэтому лучше схватить её, когда она спит, сжав ей шею, но не сильно — лишь бы не было шума. Вы должны идти прямо до первого перекрёстка и там, когда часы пробьют полночь, прутом кипариса очертить круг, встать в середине, разорвать птицу надвое и три раза произнести следующие слова: Euphas, Metahnm, frugatiiri et appellavi. Затем повернитесь на Восток, опуститесь на колени и поведайте свою просьбу, произнеся в конце Великое Имя. Нечистый Дух явится перед вами в алом сюртуке, желтом жилете и светло-зеленых штанах. Его голова будет походить на голову собаки с рогами и ослиными ушами; у него будут ноги и копыта телёнка, он спросит о ваших распоряжениях, которые Вы отдадите ему, как только соблаговолите, и поскольку повиноваться он обязан, Вы можете сразу же стать богатым и, значит, самым счастливым из людей. Такова, по крайней мере, точка зрения Гримуара. Должна ли быть жертва процесса разорвана на куски ещё живой — не совсем ясно, но к такому выводу можно прийдти, исходя из предостережения о нежелательности шума. На самом деле, я несколько изменил процедуру так, что если какой-нибудь глупец попытается испробовать все это на себе в наше культурное время, он получит только головную боль из-за ненужных забот, предлагаемых сценарием церемонии. Поэтому — дело за дураками.

Используются технологии uCoz