Г. Плеханов
ТАЙНЫ ТЕЛЕПАТИИ
«Феномен Умного Ганса»
Посвящается патриарху
отечественной парапсихологии
Дмитрию Георгиевичу Мирза
ОТ РЕДАКТОРОВ
Книга авторитетного сибирского ученого Г.Ф. Плеханова не только пополнит серию «Великие тайны», но и придаст ей большую значимость.
Автор — доктор биологических наук, профессор Томского университета, известный биофизик и эколог, врач и инженер-радиофизик по образованию. Эта книга — итог его более чем полувековой работы по изучению таинственных явлений человеческой психики и некоторых удивительных способностей животных.
На книжном рынке сегодня немало изданий, посвященных телепатии. В чем же принципиальное отличие этой нашей книги от других, близких ей тематически? Прежде всего в том, что весь ход рассуждений автора подчинен объективным законам логики. А в логике по определению исключены подмена понятий, замалчивание контраргументов и раздувание значимости отдельных, вырванных из контекста обсуждений, фактов, то есть отсутствуют трюки, которыми без зазрения совести пользуются авторы «сенсационных публикаций».
Обзорная ретроспектива и сведения «из первых рук» непосредственного участника экспериментов о том, как они проводились с 60-х годов XX века, здесь вполне уместны и актуальны. Хотя бы потому, что сегодня в спорах о феномене телепатии история вопроса часто игнорируется просто из-за недостатка сведений, а такие опыты и эксперименты отечественная наука не проводит по, увы, известной всем прозаической причине: нет средств. Этим ловко пользуются любители «истин в последней инстанции», противоречащих основным законам природы.
Опровергнуть эти законы, по большому счету, не удастся никому, но спекулировать на их якобы коррекции у некоторых получается. Позиция Г.Ф. Плеханова (исследователя различного рода аномальных феноменов человеческой психики и писателя-популяризатора научных взглядов в их толковании) — не «коррекция», а расширение и углубление наших знаний о природе всего сущего, в том числе и о тех ее явлениях, которые — только потому, что относятся к области подсознания, — считаются на сегодняшний день иррациональными и сверхъестественными.
Итак, дорогой читатель, издательство «Вече», выпуская эту книгу, сознательно направляет тебя на познание самого себя и мира вокруг. Какое-либо явление из категории сверхъестественного переходит в область естественного только при накопленных знаниях.
В добрый путь по страницам этой книги!
Зинаида Львова Игорь Винокуров
ОТ АВТОРА
Человек — существо любопытное. Ему всегда хочется знать чуть больше общеизвестного, особенно о том, что связано с понятиями: «тайна», «загадка», «чудо». Можно с полной уверенностью утверждать, что если в заголовке газетной или журнальной статьи присутствуют эти интригующие слова, большинство читателей обратит на нее внимание. Снежный человек, Лох-Несское чудовище, Атлантида, библиотека Ивана Грозного, янтарная комната — все это большие или маленькие тайны, не оставляющие любопытного человека равнодушным.
Метеоритика не относится к числу особо популярных дисциплин, но о Тунгусском метеорите большинство читающей публики кое-что знает. К телепатии, парапсихологии, НЛО отношение у большинства людей двойственное, но что-либо новое, появляющееся в печати на эту тему, с интересом просматривают почти все. И ярые приверженцы этих направлений, и не менее ярые противники.
Имеется также небольшая группа лиц, пытающихся вникнуть в суть «загадки». Они прочитывают практически все доступное по интересующему их предмету, имеют о нем свое собственное мнение, иногда весьма экстравагантное, и страстно отстаивают его при беседах на эту тему, не особенно утруждая себя объективными доказательствами.
Есть небольшой круг лиц, не только интересующихся «тайной», но и пытающихся ее раскрыть. Их крайне мало. Практически все серьезно изучающие какое-либо «таинственное явление» знают друг друга в России, а иногда и за рубежом, лично или по переписке. Пытаются регулярно встречаться, обмениваться информацией. Есть, наконец, среди них единицы, посвятившие разгадке «тайны»
практически всю жизнь, иногда на официальном и профессиональном уровне.
К их числу относится автор, увлекшись еще в школьные годы загадочными явлениями человеческой психики и занимаясь ими по сути дела всю сознательную жизнь.
Сейчас наступил период, когда «надо собирать камни» — более чем за полувековой период практической деятельности, и здесь возникает масса вопросов. Основные из них — что излагать и в какой последовательности? Было выполнено несколько десятков крупных тем, жизнь заставляла выполнять темы смежные, а иногда вообще не связанные с моим основным интересом. Кроме того, определенная часть времени была потрачена на изучение еще одной «загадки века» — Тунгусского метеорита. Поэтому вопрос «удаления лишнего» достаточно сложен.
По-видимому, наиболее оптимальным будет вариант, когда полностью отсекается все, не связанное с истинной телепатией. То есть из всех работ по электромагнитной биологии, физиологии человека и животных, экологии, микробиологии, биофизике оставить только то, что имеет прямое отношение к парапсихологии.
Теперь о последовательности изложения. Считаю, что правильнее будет излагать весь материал по темам. Более того, учитывая, что за последние годы вышла целая серия книг по парапсихологии, можно было бы почти полностью исключить литературный обзор. Он и так достаточно детально представлен в работах А.П. Дуброва и В.Н. Пушкина, Ф.Р. Ханцеверова, И.В. Винокурова, а также в более старых работах Л.Л. Васильева. Вместе с тем будет несправедливо по отношению к читателю возлагать на него самого обязанность знакомства с работами названных авторов. Поэтому я обратился к моему старинному другу и коллеге по парапсихологическим делам, И.В. Винокурову (о нем самом и его работах в этой области я рассказываю в книге), с пожеланием включить в это издание отдельную главу обзорного характера. Игорь Владимирович сделал это, и его материал стал второй главой.
В самом начале — обосновываю название книги и привожу некоторые сведения из своей парапсихологической
биографии. Знакомлю читателей с историей парапсихологии, с тем, что и как она изучает. Объясняю основные принципы грамотного исследования в науке вообще и парапсихологии в частности, описываю результаты своих парапсихологических исследований. В заключение подвожу итоги всего сделанного, недоделанного, а главное, ставлю задачи для дальнейших исследователей в этой области. А предстоит сделать невероятно много. Не исключается возможность создания таких технических средств, с помощью которых можно будет управлять физиологическими функциями и поведением организмов (нечто вроде технического «зомбирования»).
Хочу отметить, что и в советские времена наука, не дававшая скорый практический выход, была не в почете, а парапсихология тем более. Поэтому после защиты собственной кандидатской диссертации только со второй попытки я уже не имел морального права давать сотрудникам «скользкие» темы. Приходилось как бы «шифровать» их. Закрытые темы превращать в открытые, убирать из них весь «оккультизм». Естественно, официальная картина исследований далеко не всегда соответствовала их истинной направленности — на изучение феноменов парапсихологии.
Насколько полно мне удалось раскрыть тему — судить читателю.
Геннадий Плеханов
ГЛАВА I
ИСПОВЕДЬ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ
ПАРАПСИХОЛОГА.
КТО ТАКОЙ УМНЫЙ ГАНС, И ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАРАПСИХОЛОГИЯ?
Прежде всего представим того, кто явился виновником такого названия книги. Он действительно был очень умным, хотя имел четыре ноги, копыта и все остальное, что положено лошади. Впрочем, среди своих собратьев он отнюдь не был уникумом.
В конце XIX и начале XX столетия появилась целая серия публикаций о необыкновенно сообразительных лошадях, которые могли отвечать на вопросы, решать арифметические задачи и даже вести несложные «беседы» с человеком. Лошадь по кличке Ганс, или Умный Ганс, как ее называли в публикациях, стала среди этих «умников» «звездой» благодаря тому, что оказалась объектом изучения. История развития необычайных способностей Умного Ганса и подобных ему лошадей достаточно проста и многократно была описана. Но сейчас эти публикации вряд ли кто-нибудь будет разыскивать. Поэтому кратко напомню их содержание.
Тот самый умный Ганс
Один немецкий школьный учитель считал, что животные достаточно умны и если с детства воспитывать их по всем канонам педагогики, то они могут достичь познаний школьника 1—2 класса. Выйдя на пенсию, он взял жеребенка и стал обучать его азам языка и математики. Через какое-то время жеребенок стал понимать многое из объясняемого и начал давать правильные ответы на различные вопросы. Система обратной связи, или способ ответа на задаваемые вопросы, был сравнительно прост, его можно назвать типично кодовым. Если Гансу (назовем его, обобщенно, так, хотя приводимые результаты взяты из экспериментов с разными лошадьми) нужно было ответить «да», он или кивал головой сверху вниз, или стучал копытом определенное число раз. Соответственно ответ «нет» выражался или киванием головы из стороны в сторону или другим числом ударов копыта (обычно двумя или тремя). Ответы на числовые задания давались числом ударов копыта. Например, спрашивают у Ганса: «Сколько будет дважды два?» Умный Ганс стучит копытом четыре раза. Или: «Чему равен корень квадратный из двадцати пяти?» Ганс стучит пять раз, и так далее. Спрашивают: «Сегодня пятница?» Ответ дается правильный. Ганс либо соглашается, либо нет.
Тогда считали, что если лошадь воспитывать по всем канонам
педагогики, то она может достичь познаний школьника 1—2 класса. На фото — процесс обучения Царифа, воспреемника Умного Ганса
Вопросы можно было усложнять, спрашивая про дела политические, о текущих событиях и так далее.
Номера с жиотными, подобные этому, нередко показывают в цирке, когда дрессировщик заставляет собаку или лошадь решать арифметические задачки. Расшифровывается этот трюк элементарно. В нужный момент времени дрессировщик подает определенный сигнал, скрытый от публики, и животное выполняет задание. Нередко в качестве такого сигнала используется щелчок ногтями, определенное движение головой или руками и так далее. Так. известный дрессировщик Дуров иногда использовал помещенный в карман свисток Гальтона (ультразвуковой свисток, приводимый в действие нажатием резиновой груши).
Обучение Умного Ганса азбуке
Но с Умным Гансом ситуация была принципиально иная. Его хозяин (учитель, дрессировщик) позволял желающим брать лошадь к себе, чтобы «побеседовать» наедине. Заранее предупреждал, что Ганс требует очень вежливого обращения, и прежде чем начать беседу, следует получить его
согласие. Беседа начиналась примерно таким образом: «Глубокоуважаемый Ганс, можете ли вы сейчас побеседовать со мной?» Если Ганс отвечал «да», можно было беседу продолжать. Если молчал или отвечал «нет», дальнейшая беседа не имела смысла. Ганс не отвечал на вопросы.
Несколько месяцев с Умным Гансом работал немецкий психолог Пфунт. Он брал лошадь, приводил ее в закрытый манеж и вел с ней весьма длительные и обстоятельные «беседы». Достаточно быстро удалось выяснить, что Умный Ганс мог правильно отвечать только на те вопросы, ответ на которые знал спрашивающий. Затем выяснилось, что Умный Ганс был полиглотом: вопросы ему можно было задавать на любом языке. Возникла догадка (кстати, неоднократно высказывавшаяся и ранее) о том, что в этих экспериментах четко прослеживается феномен телепатии, или бессловесной передачи мысли от человека к лошади.
Ответы на числовые задания давались числом ударов копыта
Однажды во время эксперимента кто-то вошел в дверь, Пфунт перевел взгляд на вошедшего, и Умный Ганс сразу же перестал стучать копытом. Отметив эту особенность, Пфунт стал более внимательно фиксировать детали собственного поведения во время эксперимента. Довольно быстро выяснилось, что Умный Ганс реагировал на движение глаз своего экспериментатора. Когда Ганс начинал стучать копытом, Пфунт смотрел на ногу. Когда же лошадь отбивала нужное количество ударов, экспериментатор переводил взгляд на ее морду, как бы спрашивая: «А что дальше?» Для лошади это был сигнал.
Усложняя эксперименты, Пфунт перестал смотреть на копыто, отворачивался в сторону или вообще закрывал глаза. Вначале Ганс ошибался, отказывался работать, но через некоторое время стал снова давать правильные ответы. Тогда экспериментатор сосредоточился на своих поведенческих реакциях и отметил, что, как только Ганс отбивал необходимое количество ударов, он задерживал дыхание. И этого сигнала было достаточно для правильной реакции лошади.
Тогда он стал дышать равномерно, отгородился от лошади полотнищем и, как казалось бы, перекрыл все возможные каналы передачи информации от себя к Гансу. Но даже в этих условиях через некоторое время Ганс стал давать правильные ответы. Специальный анализ показал, как рассказывают источники того времени, что в момент, когда Ганс отбивал необходимое количество ударов, сердечная мышца Пфунта сокращалась чуть более интенсивно. Как говорят иногда в таких случаях, — «сердце екнуло».
Так ли это в действительности или Ганс воспринимал какие-то другие сигналы от человека, которые не смог выявить исследователь, точно не известно, но главное, что доказали эти эксперименты, лошадь может выработать стойкий условный рефлекс на весьма слабые сигналы.
Лошадь, обученная счету, указывает на задуманное человеком число
Этот феномен, который можно назвать «Феноменом Умного Ганса», лежит в основе многих специфических примеров бессловесной связи животных и человека. Спросите любого владельца собаки о том, замечал ли он в ней способность понимать человека, и вам приведут множество примеров исключительной способности животных «чувствовать» настроение и состояние хозяина. Кошки, хотя и более эгоистичны по своей природе, понятливы ничуть не меньше. То же можно сказать о реакциях коров, свиней, домашних птиц.
Деревенский дом и двор. Хозяйка несколько раз выходит, что-то делает, но куры, бегающие по двору, на нее не реагируют. Но вот хозяйка несет им корм. Куры, как по команде, сбегаются к кормушке и весьма оживляются.
Умный Ганс давал правильные ответы и тогда, когда ему
закрывали глаза. Ведь лошади обладают отличным слухом
Или вот такая история. Во дворе сельского дома вороны облюбовали дерево, растущее около сарая. На людей и их отпугивающие крики вороны не реагировали. Возмущенный хозяин взял ружье, решив их перестрелять. После первого же выстрела все вороны улетели. Но стоило ему зайти в дом, как вновь множество птиц расположились на дереве. Он снова вышел с ружьем, и сразу все вороны разлетелись. Если же он выходил из дома без ружья, вороны продолжали сидеть на дереве. Хозяин решил спрятаться с ружьем в сарае и
дождаться, когда они снова сядут. Ждал часа два, но вороны даже близко не подлетали и снова расселись на дереве только после его ухода.
Тогда он пошел в сарай с группой друзей, которые спустя какое-то время так же, группой, ушли. Сам он остался с ружьем караулить. Но опять ни одна ворона не прилетела. Стоило ему уйти, и снова вороны собрались на дереве. Затем люди снова пошли группой в сарай, а с ружьем остался один из его друзей. Опять ни одной вороны на дерево не село. Если же уходили все или частично, но с ружьем — вороны спокойно рассаживались на дереве.
Этот пример из жизни ворон доказывает, что сигналом, вызывающим оборонительную реакцию, для птиц было занесенное в сарай ружье, у кого бы оно ни находилось. Обмануть ворон удалось только тогда, когда разобранное ружье было скрытно перенесено в сарай.
Количество примеров, когда животные вырабатывают сложные условные рефлексы на слабые сигналы, практически бесконечно. Но насколько такие способности могут быть выражены у человека?
Это чрезвычайно интересное явление, которое условно можно назвать: «Феномен Умного Ганса», имеет самое непосредственное отношение к парапсихологии.
Как я не стал парапсихологом
В 1959 году вышла из печати книга Л.Л. Васильева «Таинственные явления человеческой психики». Прочитал ее я в январе 1960 гола и решил немедленно ехать в Ленинград и познакомиться с автором.
Приезжаю, захожу в университет, разыскиваю кабинет Л.Л. Васильева и сразу заявляю: «Я такой-то, приехал из Томска, читал вашу книгу «Таинственные явления человеческой психики» и хотел бы переговорить на эту тему более обстоятельно». Ответ я получил весьма холодный: «Все написано в книге, больше у меня ничего нет и говорить мне с вами не о чем». Я даю понять, что тоже не лыком шит, есть кой-какие собственные наработки. В ответ — молчание. Я — про свои эксперименты с выработкой условных рефлексов у человека на электромагнитные излучения. Он прерывает на полуслове. Затем резко и громко заявляет: «Зачем вы мне все это пытаетесь рассказывать, меня это не интересует» и тут же тихим шепотом добавляет: «Здесь даже стены имеют уши, вот мой адрес, жду вас в семь часов вечера».
Книга Л.Л. Васильева
«Таинственные явления
человеческой психики» — одна из первых ласточек «оттепели»
Вечером нахожу дом, где, кстати, проживают многие университетские профессора. Васильев долго-долго, с пристрастием расспрашивает обо всех моих работах. Рассказываю все без утайки: что получилось, что пока нет. Вижу: мой собеседник — совсем не тот холодный заносчивый человек, что встретил меня утром. Говорит: «Вы даже не можете себе представить, как мне досталось за книгу. Весь ученый мир — против. А тут еще всякого рода психи ко мне валом повалили. Вот и держу оборону и с той и с другой стороны».
Мы встречались еще дважды, говорили о возможных механизмах телепатической связи, о направлении дальнейших исследований, их методике и так далее. Профессор познакомил меня со своими единомышленниками.
В Москве первым делом отправляюсь к С. Г. Геллерштей-ну, которого Л.Л. Васильев уже предупредил о моем появлении. Психолог, профессор, автор многих книг и учебников С.Г. Геллерштейн давно интересуется телепатией. Мне повезло: в тот день, когда к нему пришел я, у него были очень интересные гости. А среди них Дмитрий Георгиевич Мирза — психиатр, Нил Константинович Сараджев — физиолог, Игорь Мирзалис — выпускник кафедры физиологии высшей нервной деятельности биофака МГУ.
Меня закидали вопросами о работах по выработке условных рефлексов на электромагнитное поле у человека, голубей.
Леонид Леонидович Васильев
Речь зашла и о телепатических работах Турлыгина, Васильева, Дурова, Кажин-ского. Я упорно стоял на концепции изучения телепатии только экспериментальными методами, используя условные рефлексы на неощущаемые стимулы.
Впечатление от той встречи у меня осталось двойственное. С одной стороны, собрались серьезные люди, весьма заинтересованные в делах телепатических, достаточно хорошо знающие современное положение в этой области. С другой — мне они о своих работах ничего не рассказывали и не ясно, есть ли у них что-то свое, новое,
экспериментальное. Атмосфера беседы напоминала заседание масонской ложи: полутемная комната, закрытые двери, приглушенный разговор, рекомендации никому постороннему об этой встрече не говорить.
Через некоторое время вновь встречаюсь с Л. Л. Васильевым в Ленинграде. Опять же непосредственно в его квартире. На этот раз он показал мне свою лабораторию с отдельным входом, познакомил с Валерием Дорошенко, радиофизиком. Он провел меня в звукоизолированные комнаты, где могут помещаться индуктор и перципиент, кое-что рассказал о начале работ с картами Зенера.
Снова Москва. Круг знакомств ширится. Встречаюсь с И.А. Зайденманом (или, как звали его друзья — Юзом), беседуем о парапсихологии, Тунгусском метеорите. Подходит академик И.Е. Тамм, включается в разговор, — что-то добавляет, от чего-то предостерегает. Но в целом отношение его ко всем этим делам — осторожно-доброжелательное.
Дмитрий Георгиевич Мирза
Юз намерен этой темой заниматься всерьез, хотя сам — доктор технических наук, специалист по источникам тока. Договариваемся, что сведу его с Д.Г. Мирза. Встречаемся на следующий день — Зайденман, Мирза и я. В ходе этих бесед рождается идея создания специальной телепатической лаборатории.
Осенью и зимой 1962—1963 годов прошла целая серия встреч с коллегами по изучению телепатии в Москве и Ленинграде. Юз в столице развернул бурную деятельность и организовал под эгидой одного из институтов специальную телепатическую лабораторию. В ней работает человек двадцать и в их числе — Д.Г. Мирза, И.В. Мирзалис, В.В. Петру-синский. В Питере работает Васильевская лаборатория, где ведут эксперименты профессор П.И. Гуляев и В. Дорошенко. Налицо явное развитие интересующей нас всех темы.
На этом фоне мои организационные успехи поначалу выглядели более чем скромно. В 1962 году удалось провести серию работ в Новосибирске совместно с врачом-гипнотизером А.В. Гудимовым. Цель — выяснить возможность бессловесной передачи информации загипнотизированному человеку. Летом того же года выполнил серию экспериментально-полевых работ по выяснению возможности прямой передачи информации у муравьев, как наиболее «цивилизованных» представителей мира насекомых. Но вот с организацией специальной телепатической лаборатории (вопрос не раз обсуждался на заседаниях президиума Сибирского отделения Академии Наук СССР, но все откладывался «на потом») не получилось. Тогда я, конечно, переживал, сейчас же думаю, что мне и моим коллегам в каком-то смысле повезло. Ведь будь такая лаборатория организована, от нас потребовали бы скорого практического результата, даже в наши дни еще никем не полученного. Как показал отечественный и мировой опыт, решение проблемы телепатии с наскока, в лоб невозможно. А потому соответствующие лаборатории закрывались, как только заказчикам становилось ясно, что до практического использования феномена телепатии они едва ли доживут...
В силу сложившихся обстоятельств мне пришлось вести телепатические исследования не столько «подпольно»,
сколько косвенно-обходным путем. Как показал опыт, такой путь более плодотворен. В 1963—1965 годах удалось провести серию работ по выработке условного рефлекса у человека вначале на звуковой сигнал постепенно уменьшающейся громкости — вплоть до неслышного, а затем и на «телепатическое» внушение. В конце 1965 года меня пригласили возглавить лабораторию бионики в Сибирском физико-техническом институте при Томском государственном университете.
Биоэлектромагнитная тематика была у нас тогда приоритетной. Электромагнитные поля человеком субъективно не воспринимаются и в этом смысле могут рассматриваться как модель телепатического сигнала. В то же время это реально действующий фактор, который можно четко измерять, дозировать, комбинировать. Тем более что и заказчиков таких хоздоговорных тем среди военных было достаточно. На модели «биологического действия электромагнитного поля» удобно было отрабатывать различные методики исследования истинно телепатических связей.
В 1965—1967 годах меня более всего занимала разработка принципиальных подходов к изучению информационных взаимодействий в живой природе, а тема, по которой работала наша лаборатория, называлась «Восприятие организмами сигналов, не ощущаемых человеком». Эта работа завершилась кандидатской диссертацией: «О восприятии человеком неощущаемых сигналов». Я вздохнул с облегчением: это было косвенное признание научного подхода к телепатии.
В лаборатории бионики продолжились исследования в «околооккультном» направлении: электроакустическая связь у рыб, гидролокация дельфинов, биологически активные точки человека, биологическая роль сверхнизкочастотных электромагнитных полей, гелиобиология, кожная оптика, «биофизический эффект», влияние магнитных полей на различные модели биосистем и так далее.
В 1979 году мне был предложен пост директора Научно-исследовательского института биологии и биофизики при Томском государственном университете. После некоторых колебаний и размышлений я согласился.
Забот и хлопот по основной тематике института было сверх всякой меры. И все же продолжались работы по изучению пространственной ориентации насекомых, развивалась биоэлектромагнитная тематика. Нашлось время для осмысления всего сделанного, запланированного, но недоделанного, сопоставления своих выводов с литературой и рассказами других участников парапсихологических исследований. В итоге родилась эта книга.
На этом можно закончить автобиографическую часть своего участия в делах парапсихологических. Следующая глава, в которой представлена история парапсихологии, а также рассказано, что и как она изучает, принадлежит, напомню, перу И.В. Винокурова.
--------------------
С разрешения Игоря Владимировича, раскрою один секрет. Игорь Винокуров — литературный псевдоним того самого Игоря Мирза-лиса, с которым я познакомился еще в 1960 году в Москве, в самом начале нашего приобщения к делам парапсихологическим.
Она представляет собой переработанный и дополненный в соответствии с тематикой этой книги материал, в основу которого легли отдельные разделы его монографии «Парапсихология» 1998 года издания.
|