Степанов М.А Магия черная и белая


ЧАРОДЕЙСТВО

Чары

Чары на ветер известны были в русском чернокнижии еще в XVI столетии. Курбский, участник славных походов царя Иоанна IV Васильевича, описывая казанскую битву, говорил, что казанские татары, желая наслать чары на русскую рать, навевали ветры со своей стены. Люди, незнакомые с русскою семейною жизнью, обвиняли Курбского в вымысле. Чтобы увериться, действительно ли существуют чары на ветер, критикам стоило только заговорить с первым крестьянином, и им были бы представлены сотни примеров. Говорят, что какой-то пчельник научил чародеев такому ремеслу, когда отроившиеся пчелы улетали к соседям; но, рассматривая различные случаи применения чар на ветер, видно, что они были занесены к нам с чужой стороны.
Чары на ветер — это жестокая месть за оскорбления. Желая отомстить своему врагу, оскорбленный отправляется к чародею, рассказывает про свою обиду и просит его почаровать на ветер. Чародей, получив подарки: вино, деньги, холстину, спрашивает: «В какой стороне живет твой супостат?» — «Вот в этой-то сторонке, — говорит обиженный, — живет мой супостат!» Выходят вместе на дорогу и оба смотрят: есть ли туда попутный ветер? Если есть, то приступают к совершению обряда. Обиженный берет с дороги снег или пыль, смотря по времени года, и отдает с поклоном чародею. Приняв, к примеру пыль, чародей бросает ее на ветер, приговаривая проклятие: «Кулла, Кулла! Ослепи такого-то, черные, вороные, голубые, карие,- белые, красные очи. Раздуй его утробу толще угольной ямы, засуши его тело тоньше луговой травы. Умори его скорее змеи медяницы!»
Проговорив проклятие, чародей глубоко задумывается, потом рассказывает: вид, приметы, место, куда долетели его чары; уверяет, как корчило этого человека, как он лишался зрения, как раздувался своею утробою, как начал чахнуть, как теперь томится недугом смертным.
Некоторые убеждены, что если их враг окажется под проклятием чародея, то он непременно будет жертвою его чар. Но так как этого на самом деле не бывает, они обычно утешают себя мыслью, что жертвою этих чар стал посторонний человек, сходный лицом и всеми приметами с его врагам, Иногда сам чародей в оправдание своего обмана заранее извиняется за возможную неудачу. Доверчивость и настроенное воображение к чудесам составляет основу любого чарования. Зная наивность простых людей, их доверчивость ко всему чудесному, мы не должны удивляться, что они позволяют себя обманывать чародеям. Несмотря на многочисленные усилия, предпринимаемые для развенчания обмана чародейства, они часто пропадают втуне и лишь укрепляют уверенность простодушных в действенности этих чар. Может, все это происходит оттого, что нет четкого понимания, как бороться против этого зла? Справедливое удовлетворение обиды, сочувствие к беде могут навсегда истребить веру в чары на ветер. Русский человек по природе своей спокоен и добр, терпелив и понятлив. Но попав в беду, он в силу обстоятельств вынужден изменить своим природным наклонностям, вот тогда-то он и может попасть в сети к обманщикам.
Чары на след были известны едва ли не во всех селениях. Вера поселян в них была столь безгранична, что никто не мог разуверить их в обратном. Человек, подвергшийся воздействию чар, считался безнадежно больным, обреченным на смерть. Трудно решить: когда забрело на русскую землю это чарование? Что оно не русское создание, в этом нет сомнения. Люди, занимавшиеся этим ремеслом (и, возможно, занимающиеся им до сих пор), это цыгане, литовцы, татары, молдаване, бродившие по русским селениям с предложением своих услуг и всегда оставлявшие простодушных людей в накладе. Спрашивать совета у много повидавших, бывалых людей — это русское поверие и являлось причиной всех сельских бедствий. Расспрашивая бывалого человека о чужеземных диковинках, поселяне всеми возможными средствами старались выпытывать, как отвратить бедствия. И здесь-то такой «бывалый» учил людей глупостям всякого рода.
Чары на след есть не что другое, как обыкновенная болезнь, известная в медицине под термином marasmus — старческое увядание. Человек сохнет, утрачивает с каждою минутой жизненные функции, лишается умственных способностей и постепенно, в истощении, медленно умирает. Поселяне, не понимающие симптомов болезней, приписывали это болезненное состояние чарам на след.
Чары на след использовались в любовных интригах, при размолвке соседей, при явной, непримиримой вражде. В первых двух случаях считалось, что они нагоняют вечную тоску, отвращение от занятий и неизбежную смерть; в последнем же случае, кроме тоски, иссушают человека до последней возможности и нередко доводят до самоубийства.
Человек, решивший совершать чары на след, старается подметить след своего непримиримого врага. Заметив след, он закрывает его, чтрбы посторонние его не стерли. Чародеи считают лучшими те следы, которые были запечатлены на песке, пыли, грязи, росе, снеге, и в особенности те, на которых есть волосы животных и людей. Это условие, представляется, выдумано для оправдания обмана. Призванный чародей так искусно обрабатывает след, что он предстает как слепок со ступни. Для этого они используют широкий нож, который, как говорят чародеи, окровавлен вихрем. Над снятым слепком читают тайно заговоры. Когда обиженный требует только наведения тоски, тогда чародеи прячут след или под матицу,

--------------------------
Матица — балка„брус поперек всей избы, на котором настилают потолок

или под князек;

--------------------------
Князек — верхний стык стропил и скатов, гребень, конек.

иногда же обиженный требует смертельного отмщения, тогда чародей в глухую полночь сжигает след в бане.
Зло, совершенное чародеями над подвергшимся этому чарованию, может быть предотвращено. Заметив, что несчастный стал плохо себя чувствовать, призывают или доку, или ведуна, или знахаря и просят его, с подарками, избавить больного от недуга. Дока, решившись помочь, прежде всего осматривает матицу, потом князек, затем пересчитывает волосы на голове больного. Поселяне слепо верят, что докам известно, сколько у каждого человека на голове волос, и что выпадающие волосы всегда падают под след. Если они найдут след и заметят в нем волосы, тогда обещают избавление. Когда же обещание не сбывается, тогда уверяют, что замеченные ими в следе волосы, вероятно, принадлежали другому. Это условие есть на самом деле заранее приготовленное оправдание на случай неудачи. Дока выносит найденный след на улицу и бросает его на дорогу, по направлению ветра. Этим самым изгоняется тоска. Если дока не отыщет следа, он предлагает больному сжечь белье под Благовещение, уверяя, что только это средство избавит его от недуга.
Чары для калек должны обращать на себя особое внимание, так как ими часто злоупотребляют в семейной жизни. Простые люди безоговорочно верят, что калеки, люди, обезображенные разными болезнями, суть несчастливцы, очарованные доками, ведунами. Можно ли придумать что-либо нелепее такого заблуждения? Русский крестьянин, глядя на калек, жалел их, но вместе с тем и страшился, предполагая в них присутствие нечистой силы. Нельзя обвинять простолюдина за это, «достоверные» известия об изуродованных людях могут любого повергнуть в ужас. Да и те так ли уж давно—в историческом смысле — исчезли из городской жизни? Кажется, до сих пор еще скитаются они по селениям и наводят ужас на простых людей. Не будем говорить о явном членовредительстве, совершаемом с целью получения большого дохода от попрошайничества. Чары для калек действительно можно найти в русском чернокнижии. Чтобы удостовериться, что они занесены в нашу родину с чужой стороны, рассмотрим совершение самого обряда.
Чародеи, совершая свой обряд, брали землю со свежей могилы, вынимали золу из семи печей, собирали соль из семи изб. Все это смешивали вместе и зашивали в онучи или в чулки или клали в лапти вместо подстилки. Без всякого сомнения, что участником такого обряда должен был быть кто-нибудь из членов семьи или близких родственников. У того, кто пользовался этим снадобьем, отнимались ноги. В этом заключалось совершение чар для калек.
Объяснить это чародейство можно просто. Земля, взятая со свежей могилы, всегда содержит частицы селитры или извести, а в смешении с золой и солью образует химический состав, который может легко поглощать пары. Такой состав, нанесенный на ногу, очень скоро насыщается выделениями пота и становится влажным. Если принять во внимание, что человеческий организм плохо переносит постоянную сырость, то становится очевидным, что действие состава чародеев способствует образованию искусственного ревматизма. Простые люди верили, что ревматизм наводят злые мертвецы, которые ненавидят живых людей за то, что будто бы те наперекор судьбе остаются вместо мертвецов наслаждаться мирскими удовольствиями.
Невозможно себе представить, чтобы русский крестьянин, не обладавший элементарными сведениями о химии, мог быть изобретателем искусственного ревматизма, или чар для калек. Если и были среди русских занимавшиеся этим промыслом, то, вероятно, они делали это по наитию, без всякого понятия о химических законах, без знаний о действии веществ на человеческий организм. Итак, можно смело сказать, что чары для калек есть изобретение чужеземное, занесенное извне в русскую землю.
До сих пор ходят предания о кликунах, или беснующихся. Нет сомнения, Что и эта болезнь искусственного происхождения, хотя традиционная медицина не всегда может объяснить причины ее возникновения. Заметим еще одно важное обстоятельство: некоторые люди обладают особенным знанием действия веществ на человеческий организм — знанием, недоступным для врачей. Это-то знание, облеченное разными таинствами, обрядами, обманами, всегда используется ими во зло. В этом причина внезапного возникновения многих искусственных болезней.
Чары на лошадь, основанные на вере в месть мертвецов, нашли распространение в сельской жизни. С достаточной степенью достоверности можно утверждать, что основателями этого чародейства были цыгане, часто зарабатывающие себе на жизнь обманом и конокрадством. Кучера, покрывавшие обман цыган при продаже лошадей, становились и исполнителями подобных чар.
Чтобы совершить над лошадьми чары, по совету чародеев, вытаскивали из гробов гвозди и бросали их в конюшни. После этого у лошадей заболевали ноги.
В этом чародействе видно, насколько сильна бывает вера людей в сверхъестественное. Гвоздь, даже если он взят из кузницы, может легко вонзиться в ногу животного и вызвать воспаление. Прикрывалось же это зло таинственным повернем, основак-ным на мщении мертвецов.
Пастухи из ненависти к владельцам домашних животных вбивали в ноги лошадей, коров, овец деревянные гвозди, сделанные из гробовых досок. От этой жестокой операции животное начинало хромать, а потом и умирало. Обманщик же уверял доверчивого человека, что это покойник, являясь ночью вытаскивать гвоздь, и ломал ноги животным.
Конечно, по здравому уму никто не станет считать этот поступок за чародейство, но суеверия живучи. Правда, никто не решится совершить эти чары без содействия чародея.
Чары на подтек связаны больше с бытовыми неурядицами, чем с какими-то чудесами, которые нельзя ни объяснить законами природы, ни постичь рассудком. В селах существовало поверие, что таким чарованием обладают мельники. Мельник русский был на все руки мастер — и механик, и гидравлик. Верхом его искусства была плотина для мельничного пруда. Она являлась предметом зависти соседей и вызовом для соперников по ремеслу. Но черная зависть приводила к тому, что некоторые ненавистники замышляли разрушить плотины, а ведь для того, чтобы построить плотину, требовались годы кропотливого труда. Чародеи являлись со своими услугами и совершали в большой тайне чары на подтек. Призванные завистником, они бросали в пруд «змеиное молоко». Поселянин верил, что это так, ведь авторитет знахаря был для него непререкаем. На самом деле «змеиное молоко» чародея — это обычная ртуть. Кроме «змеиного молока», чародеи советовали бросать в воду мешок с золой, делать это надо было на вечерней и утренней заре. Чародеи уверяли, что зола выгоняет из пруда водяного.
Могут ли чародеи разрушить подобными средствами плотину — предоставим судить об этом читателю, но одно несомненно — это зло. Рассказами о чудесах, о выходе водяного из воды чародеи обольщали сердца простодушных людей, сеяли между ними рознь и возбуждали зависть.
Чары на змею относятся к любовным чарованиям. Простодушным кажется, что человеческое сердце можно принудить любить. Не довольствуясь одними заговорами, они прибегали к чарованию, и знахари были тут как тут. Древний Восток, изобретатель чарований, распространил любовные чары по всему свету. Невежество людей — вот причина того, что они с восторгом приняли эти соблазны, украсили их чудесными рассказами о сказочной жизни. Русская земля получила все любовные чарования от греков, с первых дней сношения с этим народом.
В основе чар на змею лежит вера в нечистую силу. Обманщики успели внушить народу, что сопротивляться нечистой силе — значит, явно враждовать с ней, это всегда приводит к несчастьям. Не понимая, что источники всех семейных неурядиц заключаются в собственной порочной жизни, люди приписали их духам. Простодушная девушка, уверенная коварной старухой, что она обворожена, что чары совершены над нею для любви такого-то, верила той беспрекословно. Неудивительно, что эта вера способствовала усилению влияния знахарей в жизни простых людей.
Чародеи, призванные для совершения чар над змеей, вручали влюбленному деревянную рогульку, могущую, по их уверению, укрощать змей, и отсылали его в лес искать змею. Как только тот находил змею, он тут же придавливал ее к земле рогулькой. После этого нужно было постараться продеть сквозь змеиные глаза иголку с ниткой и проговорить: «Змея, змея! как тебе жалко своих глаз, так чтобы раба, такая-то, любила меня и жалела».
Во время свидания с предметом своей любви, следовало продеть этой иглой с ниткой платье так, чтобы никто этого не заметил. В противном случае чары не подействуют. Если же все было исполнено правильно, пробуждалась любовь, которая длилась до тех пор, пока нитка находилась в платье.
Кроме этого, влюбленный должен был взять змею, вытопить из нее сало и сделать свечу, которую нужно было носить с собой. Если он замечал охлаждение в любви, ему следовало зажечь змеиную свечу, и любовь снова, по поверью, возгоралась. Когда же вся свеча сгорит, тогда любовь навек погаснет.
Чары над змеей совершались во многих русских селениях, хранились в большой тайне и покупались дорогой ценой.
Чары над лягушкою также принадлежат к любовным чарованиям и занесены в русскую землю с Востока. Приворотить сердце девушки казалось нашим предкам делом сверхъестественным, выходящим из круга семейной жизни, недоступным для их разумения. Такая ограниченность создавала благоприятную почву для обманщиков.
Вот влюбленный, желая обладать красой девичьей, прибегает к знахарю за советами, чтобы тот помог ему в сердечных страданиях. Знахарь приказывает ему выходить утренними зорями к озерам и ловить спаривающихся лягушек. Если он успеет схватить таких лягушек, то должен положить их в продырявленный кувшин и бежать, не оглядываясь, до первой муравьиной кучи и там его зарыть. После этого он должен бежать, также не оглядываясь, до своего дома. Если он обернется или будет прислушиваться к шуму, визгу, крику, — нечистая сила может его сокрушить. Люди думали, что нечистая сила поневоле должна сообщать чарование костям этих лягушек, но если неопытный будет оглядываться, то она жестоко отомстит за невольное Отторжение силы чародейства. Молва утверждала, что мало кто мог устоять перед искушением и исполнить заповедь до конца. Кроме того, часто случалось, что чужие люди, направленные нечистой силой, крали кости лягушек. Если же заповедь исполнена верно, влюбленный должен прийти на третий день к муравьиной куче, раскопать ее, и там он найдет вилку и крючок. Эти орудия делают чудеса в любви. Если хочешь кого заставить полюбить себя, то стоит только зацепить девушку этим крючком — и желание исполнено. Если же девушка становится в тягость, то стоит только оттолкнуть ее вилкой, и она на всю жизнь остается равнодушной к самой горячей любви.
Чары над голубиным сердцем, считается, в равной степени утешают и молодых, и старых. Молодые люди верят, что голубиное сердце есть верная дорога к любви, старые же полагают, что с таким сердцем можно привлечь к себе расположение всех людей и на всю жизнь. У нас с теплотой и даже с благоговением относятся к голубям, и трудно представить, что их используют на чарование. Греки и римляне также использовали голубей в различного рода гаданиях. Не есть ли это чужеземный подарок русским поселянам?
Для совершения чар над голубиным сердцем выбирают голубей белых, преимущественно голубя и голубку. Разрезают внутренности, вынимают сердце, обмывают его в воде и затем высушивают в печи. Высушенное и завязанное в холстину голубиное сердце мужчины и женщины носят на себе у сердца. В этом заключается весь обряд чарования. В деревнях он почитался тайной из тайн и Переходил от отца к сыну. Те, кто не решался сам совершить обряд, подкупал людей бывалых — цыган, коновалов и старушек-ле-чеек.
Голубиное сердце использовалось не только для совершения обряда чарования, но и для лечения. Старушки-лечейки толкли высушенное голубиное сердце и давали его пить по утренним и вечерним зорям детям, страждущим злыми недугами. Люди верили, что это помогает избавиться от болезней.
Злобные старики и старухи из ненависти к супружеской любви молодых людей похищают очарованные голубиные сердца, сжигают в бане, с намерением поссорить и разлучить мужа и жену. Но дальновидные женщины придумали и против этого зла средство: они в свою очередь крадут рубашки этих людей, жгут их, а пепел кладут под порог, на попирание всем проходящим людям.
Чары над змеями и лягушками. В русских деревнях верили в возможность переселения змей и лягушек не только в дворы, дома, житницы, но и в живых людей. Казалось бы, это вздорное мнение не заслуживает и упоминания; но поскольку оно действительно было широко распространено и представляло собой величайшее зло в сельской жизни, о нем стоит сказать подробнее.
Чары над змеями и лягушками, по русскому чернокнижию, — это ча-рование, к которому прибегают в самых крайних случаях, с отчаяния. Разгневанный поселянин, ожесточенный до крайности, лишенный всех средств к отмщению, обращается к чародею с просьбой совершить чары над змеями и лягушками. Это значит, что чародей должен напустить змей и лягушек в двор его.врага. Уговорившись за довольно высокую цену, чародей выполняет просьбу.
Чародеи совершают этот обряд следующим образом: берут змей и лягушек, засушивают в печи, потом толкут в мелкий порошок и хранят в сухом месте. Когда к ним обращаются с просьбой напустить этих тварей на врагов, они завязывают порошок в холстину и кладут в навоз. По прошествии известного им времени вынимают холстину, в которой, по их уверению, из каждой пылинки образуется новая тварь. Таких-то, едва образовавшихся тварей чародеи разбрасывают по дворам, где они и размножаются.
К сожалению, были и есть такие жестокие люди, которые решаются поить этим порошком своих врагов. Против этого зелья употребляли свежую малину и землянику. Несчастные страдальцы клали вокруг себя ягоды этих растений, и твари будто бы покидали их нутро.

Чародейский травник

На первый взгляд это покажется нелепым: растение и волшебство? На самом же деле растения в волшебстве играют огромную роль.
В качестве примеров приведем факты, которые красноречиво это доказывают. Повсеместно в глухих деревнях можно еще увидеть на крышах домов растущую траву «живучку». Вы подумаете, что она растет просто так, как и тысячи других растений, которые встречаются на развалинах. Но это далеко не так, спросите жителей, на крышах домов которых растет «живучка», они вам ответят, что эта трава посажена нарочно для того, чтобы гром не разрушил избы.
В народе живет вера, что чародеи, прорицатели и колдуны одним взглядом или словом в состоянии привести в действие таинственные силы природы. Одним прикосновением жезла они из бесплодной скалы вызывали ключи, бьющие студеной струей. Бросая в воду травы, они усмиряли бушующие волны. Общеизвестно, что многие народы поклонялись деревьям как божеству. Согласно свидетельству пророка Осии, израильтяне заставляли своих мудрецов предсказывать будущее по деревьям: «Народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает им ответ». С этой же целью скифы использовали молодые побеги. Геродот описывает, как скифы приносили большие охапки веток, бросали их на землю и перемешивали. Затем они вытаскивали из кучи ветку за веткой, укладывали их в определенном порядке и делали по ним предсказания. После этого ветки вновь перемешивались и в заключение опять приводились в порядок.
У древних греков оракулы использовали липовое лыко, и по нему делались предсказания.
Да и в наши дни многие народы сохранили веру в сверхъестественную силу деревьев. Сингалы на Цейлоне, индусы в Индустане и малайцы в Индокитае поклоняются бананам. Многие народы тропической Африки отдают божеские почести фиговым деревьям. Индейские племена Южной Америки поклоняются различным видам пальм.
Ветви некоторых деревьев находят применение в волшебствах и ча-родействах в форме так называемого магического жезла. Подобному жезлу приписывают особую способность указывать глубоко в земле клад, различные минералы и воду. Во Франции лица, применявшие это магическое средство, пользовались большим уважением. Многие сделали из этого настоящий промысел, обеспечивавший им безбедную жизнь.
Известен рассказ очевидца, который в детстве однажды наблюдал применение волшебного жезла. Это происходило в одном саксонском селе, недалеко от Дрездена. Медиумом, знающим чародейское искусство, был сторож, охраняющий виноградники; предметом же, который требовалось открыть, был в тот раз не заветный клад, но полезное ископаемое — каменный уголь.
С низко опущенной головой и наклоненным вперед туловищем, медленно, размеренными шагами расхаживал наш чародей взад и вперед по полям. За ним на почтительном расстоянии следовала толпа людей. В левой руке (в которой, как более близкой к сердцу, предполагается наибольшее присутствие магической силы) он держал длинную ореховую ветвь, которая под влиянием движения совершала вибрации в горизонтальной плоскости. Вдруг ветвь внезапно нагнулась к земле. Чародей остановился и с видом величайшего напряжения попытался оторвать ее от земли. Сделать этого, однако, ему не удалось, и ветвь, несмотря на усилия чародея, неизменно наклонялась к земле. Наконец сторож решился остановить бесплодную борьбу и сделал знак суеверной толпе. Тотчас же в указанное волшебным жезлом место был вколочен заранее приготовленный шест. Это означало, что в этом месте были скрыты в земле богатые залежи каменного угля.
Владелец этого участка был вне себя от радости. Высказать по этому поводу сомнение никто не осмелился. Наклонение волшебного жезла к земле считалось в данном случае безошибочным знаком, внушающим безусловную веру, несмотря на то что опытные рудокопы утверждали обратное.
Самое популярное растение — это мандрагора, или корень адамова яблока. С самых древних времен растение это играло важную роль в жизни народов Востока и Запада.
Так, в Ветхом Завете говорится, что благодаря этому растению Рахиль достигла осуществления своих желаний: будучи бездетною, она с приобретением мандрагоры родила Иакову Иосифа (Бытие ЗО, 14-25).
Сбор этого растения, по преданию, был сопряжен с известной опа<--ностью для жизни и проводился с выполнением весьма странных обрядов. Растение обладало необыкновенным и роковым свойством скрываться в землю перед каждым, кто пришел с намерением выкопать его. Считалось, что единственное средство воспрепятствовать этому — полить растение жидкостью, название которой неудобно произносить вслух.
После полива растение окапывалось канавой, причем тщательно избегалось любое соприкосновение с ним.
В земле оставалась лишь самая нижняя часть корня, к которой привязывалась черная собака. В ответ на зов и ласку, собака делала порывистые движения, благодаря которым корень растения извлекался из земли, и в тот же самый момент собака падала мертвою.
Существовало поверье, что если бы корень извлекался рукой человека, то не только жизнь этого человека подвергалась опасности, но и сам корень лишился бы всей своей волшебной силы.
Корень растения своей формой в большинстве случаев напоминал человеческую фигуру. За него платили огромные деньги, но корень щедро вознаграждал своего владельца. Он давал ему возможность легко добывать, когда нужно, деньги, золото и драгоценные минералы.
Успех в любви, счастье в игре и во всех предприятиях, здоровье, долголетие, расположение сильных мира сего, почести и слава были обеспечены счастливому владельцу мандрагоры.
Подобно адамову яблоку, или мандрагоре, большим влиянием пользуется в волшебстве как важное магическое средство папоротник. Этому растению приписывают многочисленные таинственные волшебные свойства. Так, если носить его на теле, он будет охранять от всех таинственных искусов, против всякого колдовства и влияния злых духов. Он защищает дома от грома, поля от града. По поверью, дьявол питает к папоротнику самое глубокое отвращение, поэтому он тщательно остерегается находиться по соседству с этим растением и никогда не чинит никаких зол там, где произрастает папоротник.
Высоко ценится семя, или так называемый цветок папоротника, его собирают всегда в ночь под Ивана Купалу.
Далее, к чудодейственным растениям принадлежит чернобыльник. Корень этого растения, по уверениям, обладает способностью предотвращать всякие бедствия. Растение это использовалось для так называемого Иванова пояса, который 24 июня бросали в огонь и произносили магические слова: «Сгори и унеси все мои скорби».
Большой известностью в народе пользуется перемулень. Считается, что он способен предотвращать ненастье. Также огромной популярностью пользуется и белена, которая якобы может вызывать дождь после продолжительной засухи.
В Германии существовало поверье, будто некоторые растения в состоянии оказывать влияние на погоду и атмосферные явления. Лучшим средством против грома и града считались так называемые пальмовые пучки, заготавливавшиеся из длинных, покрытых почками веток ивы, березы и орешника, которые подвешивались над окнами и дверьми. На Нижнем Рейне для той же цели использовались пучки из различных травянистых растений.
Некоторые племена, обитавшие на Алтае, носили в качестве амулетов нанизанные на шнурок корешки растения эфтфониум, форма и цвет которых поразительно напоминают зубы собаки. Корни этого растения будто бы спасают от всех несчастий.
В жизни североамериканских индейцев магическое искусство, как известно, играло большую роль. Шаманы использовали для своего волшебного пояса, называемого «Вампум», разнообразные растения.
Растение женьшень и сегодня пользуется огромным успехом во всем мире, ему приписывают чудодейственную силу. Используют главным образом корень этого растения, его разводят теперь во всех странах, а родиной его является Китай. Корень этого растения дает человеку жизненную силу и ценится он очень дорого.
Вера людей в травы чрезвычайно глубока и многогранна. Многие убеждены, что травы не только оказывают лекарственное действие на человека, но в них скрывается и нечистая сила, ведомая только чародеям.
Изучение, сбор и приготовление лекарственных трав занимают в магии очень важное место.

Соотношения

Плоды — Юпитер
Ствол — Марс
Корни — Сатурн
Семена и кора — Меркурий
Цветы — Венера
Листья — Луна
Все растение — Солнце

Сатурн

Травы Сатурна распределены по классам, в соответствии с их влияни-ем-на людей и согласнэ их отношению к этой планете:
1. Растения, содержащие яды, приводящие в оцепенение и одуряющие подобно пасленовым.
2. Растения, не имеющие плодов.
3. Растения, имеющие корни, листья или плоды черного цвета (например, черная фига, ель, кипарис).
4. Растения с горьким вкусом и сильным запахом, с черным оттенком и такие же вредные, как дикая петрушка или дикий сельдерей.
Характерной травой Сатурна является морозник (из семейства лютиковых). В садах, где культивируют это растение, оно известно под названием рождественской розы. При необходимости его может заменить чемерица вонючая.
У Альберта Великого первая трава Сатурна называется Offoditius. Ее сок очень хорошо снимает боли в ногах и пояснице, применяется при болезни пузыря. Вареный корень, носимый на шее, унимает беснующихся и меланхоликов и удаляет из дома злых духов.

Юпитер

Растения Юпитера отличаются приятным и ароматическим запахом, а плоды маслянисты (например, орехи, миндаль) и приятны на вкус.
Деревья величественны, как, например, дуб, или считаются счастливыми, например, тополь, белая фига, ореховое и, в особенности, оливковое дерево.
Из трав можно назвать мяту, воловик аптечный, постоянно употребляемые в магии.
Действие белены описано Альбертом Великим. Белену он называет шестой травой Юпитера. Корень, прикладываемый к нарывам и ранам, очищает их и снимает воспалительный процесс, а носимый на теле предохраняет от их появления; для лечения подагры прикладывают корень, разрезанный пополам, лечебное действие особенно проявляется под знаком зодиака, к сфере влияния которого относятся ноги. Питье, приготовленное из его сока с медом, снимает боли в печени (находящейся под влиянием Юпитера). Трава оказывает помощь в любви. Тот, кто хочет заставить женщину полюбить себя, должен носить на себе эту траву, так как тогда он будет весел и приятен.

Марс

Растения Марса имеют следующие свойства:
1. Становятся ядовитыми при сильной жаре (например, молочай).
2. Имеют шипы и колючки (например, крапива).
3. Вызывают слезы, когда их чистят или едят (например, лук, горчица).
Характерная трава Марса — молочай, или солнцегляд, насчитывается около 700 ее разновидностей.
Под названием Ornoglose Альберт Великий описывает траву, свойства которой одинаковы с молочаем.
Четвертая трава Марса — Ornoglose. Корень ее хорошо помогает от головной боли, так как предполагают, что Овен, господствующий над головой всех людей, — есть разум Марса.
Эту траву употребляют при болезни мужских яичек и гнилых язвах, если Марс находится в Скорпионе — знаке, задерживающем семя. Сок ее пьют при поносе, геморрое и расстройстве пищеварения.

Солнце

Растения Солнца большей частью ароматичны; растения относят к солнечным, благодаря тому обстоятельству, что они поворачиваются все время к Солнцу; некоторые травы раскрываются при солнечном восходе, например лавр, пион, чистотел. Характерной травой Солнца является гелиотроп, которой Альберт Великий приписывает удивительные качества.
Собранная в августе, когда Солнце находится в знаке Льва, эта трава имеет чудесные свойства. Так, если завернуть ее в лавровый лист вместе с волчьим зубом и носить на себе, она не допустит вреда или злословия человеку, который носит эту траву. Наоборот, ему будут делать только хорошее и говорить о нем самое лучшее. Если ее положить на ночь в изголовье, можно узнать воров. Если же принести эту траву в церковь, то женщины, нарушившие клятву верности своим мужьям, не в состоянии будут уйти, пока не уберут траву.
О спорыше-траве, или птичьей гречихе, Альберт Великий пишет, что вторая трава Солнца — Poligoine, Barrgiole или Renouce — получила свое название от Солнца, потому что быстро разрастается, а некоторыми названа была домом Солнца. Эта трава исцеляет болезни сердца и желудка. Тот, кто до нее дотрагивается, приобретает свойства той планеты, под знаком которой он родился. Если носить на себе ее корень, то излечиваешься от болезни глаз, а носимая на животе, она оберегает от сумасшествия, кроме того, она полезна для легких и свободного дыхания. Кто пьет ее сок, у того проявится много сил и страсти к любовному делу. Меланхоликам она помогает при кровавом поносе.

Венера

Растения Венеры замечательны своим ароматом, например, вербена, валериана, венерины волосы, а плоды, посвященные этой планете, очень сладки — таковы груши, фиги, апельсины. Роза также посвящена Венере, ее влияние особенно сильно, если опыты производить по утрам. Как типичную траву Венеры можно назвать вербену (трава посвящения), одно из самих могущественных и таинственных магических растений.
По Альберту Великому, седьмой травой Венеры является Pisterion, или, как некоторые ее называют, голубиная трава, или вербена. Корень ее, прикладываемый к шее, исцеляет золотуху, нарывы, раны и свинку, способствует также выделению мочи, для этого из корня готовят пластырь и прикладывают к больному месту. Вербена превосходно действует при трещинах прямой кишки и геморрое. Если пить сок вербены с медом и теплой водой, появится легкое и свободное дыхание. Вербена способствует выделению спермы и потому делает людей влюбленными. Тот, кто носит ее на себе, становится крепким и сильным в супружестве. Если ее положить в доме, на землю или в винограднике, то получишь хороший доход.
Корень вербены помогает тем, кто занимается садоводством и виноградарством, а дети, которые его носят на себе, становятся хорошо воспитанными и охотно учатся. Он прекрасно очищает дома от злых духов и демонов.

Меркурий

Растения Меркурия состоят из различных цветов и сортов. Кроме орешника (куст) и иван-да-марьи, к ним принадлежит белокопытник, пролеска однолетняя. По Альберту Великому, пятая трава Меркурия называется Pottentilla, лапчатка, или гусиная трава, иначе пятилистник. Корень ее исцеляет раны и лишаи, если прикладывать в виде пластыря. Ее сок с водой исцеляет золотуху, а также снимает боли в груди и желудке. Корень помогает при зубной боли и других болезнях полости рта. Если носить траву на себе, можно получить большую помощь даже при ходатайствах у высокопоставленных лиц; помогает приобретению того, чего пожелаешь.

Луна

Ей посвящаются водяные растения, а также те, которые сильно подвержены лунному влиянию, например пальма: сучки на ней вырастают каждый лунный час. Трава, которую Агриппа называет Chinostares, а Альберт— Chrynostates, растет и опадает одновременно с фазами Луны. Она похожа на белую лилию как по названию, так и по своим медицинским свойствам — излечивает главным образом болезни глаз. К болотной кувшинке, или водяной (белой) лилии, можно отнести описание Альбертом Великим третьей травы Луны — Chrynostates. Ее сок очищает изъязвления же^ лудка. Цветы действуют очищающим образом на почки и излечивают их. Она возрастает и убывает, подобно Луне; хорошо помогает при глазных болезнях, укрепляет зрение. Если растертые корни положить на глаза, это проясняет и усиливает зрение, потому что глаза входят в сферу влияния Луны. Сок корня помогает при пищеварении мяса, а также от золотухи.
Травы и растения собираются для магических целей с 23-го по 29-й день Луны. При сборе, когда срывают траву, каждый раз говорят, для какой цели она предназначается. Собранные растения кладут в пшеницу или овес до употребления. Есть растения, обладающие особыми качествами, для сбора которых наработаны специальные приемы.
Трава колюка собирается чародеями на Петров день, во время ве-черней росы, засушивается, хранится в коровьих пузырях и раздается по особенному расположению тем, кто охотится на птиц. Люди верят, что ружье, окуренное этою травою, метко стреляет, и ни одна птица не ускользнет от его выстрела, и что такое ружье кудесник не может заговорить никакими заговорами.
Трава адамова-голова пользуется большим уважением у селян. Чародеи собирают ее в Иванов день и хранят скрытно до великого четверга. По народному поверью, чародейская сила адамовой головы распространяется только на диких уток. Охотники, получившие эту траву из рук чародея, окуривают все снаряды, используемые ими при ловле уток, в великий четверток.
По другому поверью, адамова-голова разрешает роды, приносит подарки.
Трава прикрыш собирается чародеями в великоденский мясоед, с 15-го августа по 1-е октября по старому стилю. Используют эту траву прог тив свадебных наговоров. Когда невесту привезут из церкви в дом жениха, знахарь забегает вперед, кладет траву прикрыш под порог. Невеста, предупрежденная родными о действиях знахаря, при входе в дом должна перепрыгнуть через порог. Если же она наступит на эту траву, тогда все наговоры обрушиваются над невестиною головою; в противном же случае жестокое их действие распространяется на людей, желавшими несчастья новобрачной чете.
Сон-трава собирается чародеями в мае месяце, при желто-голубом цветении, с разными наговорами и обрядами. Простые люди полагают, чта она обладает пророческою силою: предсказывает сонным добро и зло. Собранную чародеем по утренней росе траву опускают в холодную воду, а при полнолунии вынимают, и она якобы начинает сама шевелиться. Женщины кладут сон-траву под подушку и засыпают со страхами и надеждами. Если быть счастью, тогда в сонных видениях представляется молодая девушка или молодой мужчина; если же быть беде, тогда является смерть.
Кочедыжник, или папоротник, срывается под Иванов день, с особенными обрядами и заговорами. Сила чародейская, по народному поверью, заключается в сердцевине кочедыжника; он цветет только в ночь под Иванов день и охраняется нечистою силою. Люди подробно описывают цветение кочедыжника. Повторим этот рассказ.
В глухую полночь из куста широколистного папоротника показывается цветочная почка. Она то движется вперед и назад, то колышется как речная волна, то прыгает как живая птичка. Все это происходит оттого, что нечистая сила старается скрыть от людского взора дорогой цветок. Потом, ежеминутно увеличиваясь и вытягиваясь вверх, цветет как горячий уголь. Наконец, ровно в 12 часов, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает все вокруг. В этот самый миг является нечистая, сила и срывает цвет.
Решившийся сорвать цвет кочедыжника должен прийти в лес заранее, отыскать куст, очертить вокруг него черту и дожидаться расцвета. Он должен быть тверд и непоколебим против нечистой силы, претерпеть все искушения, быть равнодушным к любым ее превращениям. Если он оглянется на зов, то нечистая сила свернет ему голову, или задушит, или лишит разума. До сих пор в деревнях нет примера тому, чтобы кто-нибудь мог сорвать .цвет кочедыжника, кроме чародеев. Цвет кочедыжника позволяет овладеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, отыскивать клады, делаться невидимкою. Вся эта сила будет принадлежать тому, кто станет обладателем этого цветка. При поиске клада цвет кочедыжника подбрасывают вверх. Если в том месте, где ищут, этот цвет будет носиться над ним, как звезда, и камнем упадет на землю, — значит, там зарыт клад,
Трава тирлич собирается под Иванов день на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом. Люди думают, что эта трава обладает силою превращения и достается одним только ведьмам. Из тирлича выжимается сок, которым оборотни натирают свои подмышки при совершении чар. Ведьмы, духи-оборотни, знавшие свойство этой травы, стараются собрать ее без остатка. Кудесники и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем. Считается, кто ее носит на себе — тому век царского гнева не будет.
Разрыв-трава имеет два названия: прыгун, скакун. Это растение встречается так редко, что только посвященные в таинство чернокнижия могут находить его. Простые люди думают, что тот, кто имеет цвет кочедыжника и корень плакуна, может обладать этой драгоценной травой.
Чародеи приписывают этой траве разные свойства, например, разры^ вать железо, сталь, золото, серебро, медь на мелкие кусочки.
В народных преданиях до сих пор существует поверие о кладах^ скрываемых по разным местам. В старину, говорят старики, разбойники зарывали награбленное в землю в железных сундуках с огромными замками, а ключи бросали в воду. Человек не в силах разрушить эти сундуки и замки, потому что нечистая сила, которой поручено стеречь клад, защищает его. Кто же может бороться с нечистою силою?
Русский человек страшится такой борьбы. Кладокопатели затрачивают большие суммы, чтобы заполучить разрыв-траву. Дотронешься ею ДО замка и железной крышки сундука — так и разорвет их на куски.
Трава плакун широко известна, она пользуется уважением и внушает страх. Чародеи создали о ней особенный миф, противоречащий христианской религии, и обставили соответствующими обрядами.
Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре, при этом нельзя пользоваться никакими железными орудиями. Простые люди полагали, что это растение обладает удивительною силой и может приводить в страх нечистых духов, усмирять их и делать покорными. Этой силой обладают только корень и цветы. Знахари используют корень плакуна для изгнания домовых, ведьм и нечистой силы, стерегущих клады.
Выкопав траву плакун с корнем, они являлись в церковь и старались стоять в алтаре, держа в руке корень, обращенный на восток. В это время они произносили заговор:
«Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю-мерю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мое слово при тебе крепко и твердо. Век веком!»
По поверью, если вырезать из корня этой травы крест и повесить его на шею — все, как огня, бояться будут.
Чародейский травник, занесенный в русскую землю из Белоруссии и Польши, содержит много обрядов, связанных с этой травой — обрядов, противных христианской религии. Травники, которыми пользовались знахари, написаны на польском языке. Не умея их читать, они точь-в-точь произносят слова, не пропуская ни одной буквы. Этот обычай, очевидно, появился на русской земле в период правления самозванцев.
Трава нечуй-ветер, по сказанию чародеев, растет зимою по берегам и озерам. Существовало поверье, что тот, кто обладает этой травой, всегда может остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, наконец, ловить рыбу без неводов. Траву нечуй-ветер собирали 1-го января (по старому стилю), под Васильев вечер, в глухую полночь. Считалось, что в это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву нечуй-ветер, чтобы унять бурю. Причем, люди зрячие не могли найти это растение; только слепые от рождения чувствовали его присутствие. Когда они наступали на эту траву, в их ослепшие глаза будто бы кололи иглами. Если они успевали схватить и поднять траву не руками, а ртом, тогда они обладали ее силою.
Учитывая, что возможность добыть эту траву была только у слепых, можно смело сказать, что изобретателями этого чарования являлись слепцы, бродившие по деревням, кочевавшие всю жизнь и существовавшие за счет ближнего. Сострадание и жалость к слепым людям, интерес к их рассказам привлекали на их сторону сердца простодушных деревенских жителей. Вот где возникла вера в траву нечуй-ветер, воспринимавшаяся всеми селянами как непреложная истина.
Гелиотроп. Этот цветок имеет удивительное свойство, и его надо собирать в августе месяце, когда солнце находится в созвездии Льва. Гелиотроп, собранный и высушенный в указанное время, носили при себе завернутым в лавровые листья. Считалось, что о человеке, который носит гелиотроп, все всегда будут говорить только хорошее, а в делах он будет иметь успех. В путешествиях — благополучие, на охоте — добычу, в игре — выигрыш и успех, у женщин.
Крапива. По поверью, это невзрачное сорное растение имеет важные свойства. Если его держать в руке вместе с травою тысячелистника, это избавит от любого страха. Если крапиву носить вместе со змеевиком и натереть ею руки, то это даст возможность наловить много рыбы. А если крапиву вместе с чертополохом брать на охоту, вернешься с большой добычей.
Ластовичная трава. Эту траву носят вместе с сердцем хорька или крота. Она обеспечивает успех в судебных тяжбах или коммерции. Благодаря особому свойству этой травы, можно определить, будет больной человек жить или умрет. Для этого траву кладут больному на голову, и если больной будет весел, то скоро умрет, а если сделается печальным, то быстро выздоровеет. Отправляющимся в далекое путешествие эта трава придает бодрость, если ее постоянно носить на теле.
Барвинок. Высушенный на полуденном солнце вместе с железняком и превращенный в мелкий порошок, он помогает в любви. Для этого порошок употребляют в пище или питье.
Если этот порошок носить зашитым в ладанке на шее, то человек будет иметь успех в торговле.
Песий язык. Если это растение положить где-нибудь рядом с сердечком и лапкой лягушки, оно соберет в этом месте собак со всех окрестностей. Если же положить его в постель под левую ногу, то кошки перестанут мяукать, а собаки лаять.
Белена. Если смешать белену с красным мышьяком и гемодактилью и дать взбесившейся собаке, последняя тут же подохнет. Если сок белены влить в серебряную чашку, та разломится на куски. Если белену, превращенную в порошок, смешать с кровью молодого зайца и положить эту смесь в шкуру того же зайца где-нибудь на открытом месте близ леса, тогда к этому месту соберутся зайцы со всех окрестностей и будут находиться там до тех пор, пока шкуру зайца с беленою не уберут.
Лилия, сорванная в тот день, когда солнце находится в созвездии Льва, смешанная с лавровым соком и выдержанная несколько дней под навозом, превращается в червей.
Если этих червей высушить, истолочь в порошок и обложить вокруг шеи человека или же положить в его платье, то человек этот не уснет всю ночь.
Дубовые ягодки. Если дубовые ягодки повесить на березе с крылом ласточки, то птицы со всех окрестностей слетятся к этому месту.
Василек. Этот скромный цветок обладает поразительным свойством: если его смешать с кровью самки удода и добавить эту смесь к маслу в лампе, то всем присутствующим покажется, что они болтаются в воздухе без всякой опоры. Если какому-нибудь силачу и храбрецу вдунуть этого снадобья в нос, чо этим человеком овладеет сильный страх, и он моментально лишится всей своей силы и храбрости.
Шалфей, положенный в стеклянном пузырьке под навоз, быстро превращается в червей. Если этих червей высушить, истолочь в порошок и бросить в огонь, произойдет грохот, напоминающий отдаленный гром или выстрел.
Железняк. Растение это срывают в день, когда солнце находится в созвездии Овена. Его смешивают с отростками молодого однолетнего льна; ^ и такая смесь успешно лечит падучую болезнь. А если эту смесь превратить в порошок и незаметно бросить между двумя влюбленными, то они скоро поругаются и разойдутся.
Зеленая мелисса. Если высушенную мелиссу привязать на шею быку, то он пойдет за тем человеком, который привязал ему эту траву.
Пятилистник. Если эту траву положить человеку в постель, тот получит бессонницу и не уснет.
Голубец болотный. Если хочешь идти на медведя, выпей отвару голубца, и медведь тебя не тронет.
Иван-да-марья. Кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего скакуна уедет.
Ревенка-трава. Когда из земли выдергивают — стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя — никогда в воде не утонешь.

Чародейские песни

Заклинательная песнь над духами. Говорят, что заклинательные песни пришли в русскую землю из Белоруссии, Польши, Прибалтики и Швеции. Прямых доказательств этому нет, единственное, что можно утверждать, в них чувствуется явное влияние Древнего Востока, обнаруживаются следы древней жизни. Вот одна песня:

С..... А..... Т..... О..... Р.
А .....Р..... Е..... П..... О.
Т ..... Е..... Н..... Е.....Т.
О ..... П.....Е..... Р..... А.
Р..... О..... Т..... А..... С.

До сих пор еще никто не дал удовлетворительного ответа на вопрос, что значит эта песня. Многие знают только ее слова, но не понимают ее значения. Говорят, чтобы узнать истинный смысл песни, нужно переставить все слова по способу, известному одним заклинателям духов. Удивительно, как составлена эта песня: можно читать сверху, снизу, с правой и левой сторон, и всегда будет одно и то же.
Заклинательная песня над духами вошла в русскую демонологию, и ведьмы испытывали ее силу в обряде посвящения. Несмотря на успех цивилизации, многие люди верят в эти заклинания и страшатся их действия.
Чародейская песня ведьм поется, говорят сведущие в демонологии, при полете ведьм на шабаш к Лысой горе. Русские ведьмы верили безусловно в этот вздор и старались в нем уверять селян. В русской демонологии она имеет следующую форму:

А.
А. Б.
А. Б. Р.
. А. Б. Р. А.
А. Б. Р. А. К.
А. Б. Р. А. К. А.
А. Б. Р. А. К. А. Д.
А. Б. Р. А. К. А. Д. А.
А. Б. Р. А. К. А. Д. А. Б.
А. Б. Р. А. К. А. Д. А. Б. Р.
А. Б. Р. А. К. А. Д. А. Б. Р. А.
А. Б. Р. А. К. А. Д. А. Б. Р.
А. Б. Р. А. К. А. Д. А. Б.
А. Б. Р. А. К. А. Д. А.
А. Б. Р. А. К. А. Д.
А. Б. Р. А. К. А.
А. Б. Р. А. К.
А. Б. Р. А.
А. Б. Р.
А. Б.
А.

Чародеи уверяли, будто бы при каждом звуке вылетает по одному духу из ада. Простые люди искренне верили этому утверждению.
Слово «абракадабра» давно известно в Европе и Азии. Еврейские маги вместо этого слова использовали слово «авракалан». Одни производили его от имени сирийского идола, другие — от персидского Авраксакс, означающего бога солнца, митру. Некоторые составляли из этого числа 1, 2, 100, 1, 60, 1, 200, которые, вместе сложенные, дают сумму 365, или число дней солнечного года. Каббалисты и маги полагали, что в слове «абракадабра» скрывается сила исцеления от лихорадки, если произносить его известным таинственным образом. Врач XI столетия К. Серен Саммоник говорил, чтобы абракадабра имела свою силу, она должна быть написана в виде треугольника, прямого или рассеченного. Наши чародеи пишут слово «абракадабра» в виде или двух прямых треугольников, или в виде четырех равных треугольников, сложенных вместе.
Песня ведьм на Лысой горе. В заповедных сказаниях деревенских жителей есть поверие, будто какой-то казак, забравшись на Лысую гору, подслушал песню ведьм; но шабашное сборище, узнав об этом, утопило казака в реке. С тех пор она гуляет по белому свету и передается чародеями только ведьмам. Практически нет никакой возможности понять смысл этих слов. Это какая-то смесь разнородных звуков языка, никому не известного и, может быть, никогда не существовавшего.

Кумара,
Них, них, запалам, бада.
Эшохомо, лаваса, шиббода.
Кумара.
А. а. А. — о. о. О.— и. и. И.—э. э. Э. — у. у. У. — е. е. е.
Ла, ла, соб, ли, ли, соб, лу, лу, соб!
Жунжан.
Вихада, ксара, гуятун, гуятун.
Лиффа, пррадда, гуятун, гуятун.
Наппалим, вашиба, бухтара.
Мазитан, руахан, гуятун.
Жунжан. Яндра, кулайнеми, яндра.
Яндра.

Шабашная песня ведьм, по поверью, была открыта одной молодой девушкой, обращенной из ведьм в прежнее состояние.

Гутц!
Алегремос!
Астарот, бегемот!
Аксафат, сабатан!
Тенеглос!
Гутц! Маяла, на, да, кагала!
Сагана! Веда, шуга, л а, на, да, шуга!
Сагана!
Гулла, гуала, на, да, лаффа!
.Сагана!
Шиха, эхан, рова!
Чух, чух!
Крыда, эхан, сцоха! Чух, чух, чух!
Гутц!

Песня ведьм на роковом шабаше. Вот еще странное смешение звуков, сходное с выговором цыган. Напевая эту песню, старухи-колдуньи думали, что обладают несметным богатством, верили, что эта песня в состоянии обогатить того, кто может пропеть ее. Примечательно, что эти старухи всегда были совершенно нищими, хотя могли петь эту песню по сто раз в день.

Шикалу, Ликалу!
Шагадам, магадам, викадам.
Небазгин, доюлазгин, фиказгин.
Бейхамаиш, гейлулашанн, эламаин.
Ликалу!
Шию, шию, дан, — ба, ба, бан, ю.
Шию, шию, нетоли, — ба, ба, згин, ю.
Шию, шию, бала, ли, ба, ба, дам, ю.
О вилла, вилла, дам, юхала!
Гираба, наюра, юхала!
Карабша, гултай, юхала!
Захива, ванилши, схабатай, янаха.
Захива, гиряй, гиряй, добила, янаха.
Захива, випхомай, вилхомай, янаха.
Мяу! згин, згин!
Гааш! згин, згин!
У-у-у! згин, згин!
Бя — бая! — згин, згин!
Кво — кво! згин, згин!
Бду, бду! згин, згин!
Карра! згин, згин!
Тили, тили! згин, згин!
Хив, чив! згин, згин!
Жу, жу! згин, згин!
Згин, згин, згин!

Чародейская песня русалок. Простые люди, приписывая русалкам необыкновенную силу над молодыми людьми, считали большой тайной чародейскую песню русалок, которая якобы усыпляет. Звук слов этой песни совершенно непонятен, не говоря уже о их значении. Даже искушенные в чародействе не умели пользоваться этой песней.

Шивда, винза, калакда, миногама!
Ийда, ийда, якуталима, батама!
Нуффаша, зинзама, охуто, ми!
Копоцо, копоцам, копоцама!
Ябудала, викгаза, мейда!
Ио, иа, о — ио, иа, цокио, иа, паццо! ио, иа, пипаццо!
Зоокатама, зоосцома, никам, никам, шолда!
Пац, пац, пац, пац, пац, паи, пац, пац!
Пинцо, пинцо, пинцо, дынза!
Шоно, пинцо, пинцо, дынза!
Шоно, чиходам, викгаза, мейда!
Боцопо, хондыремо, боцопо, галемо!
Руахадо, рындо, рындо, галемо!
Ио, иа, о! ио, иа, цолк! ио, иа, цолк! ио, иа, цолк!
Ниппуда, боалтамо, гилтовека, шолда!
Коффудамо, шираффо, сцохалемо, шолда!
Шоно, шоно, шоно!
Пинцо, пинцо, пинцо!

Чародейская песня солнцевых дев, по сказанию чародеев, пелась при брачной жизни огненного змея с девушкою. Смешение русских слов со звуками, совершенно неизвестными, заставляет думать, что она переделана русскими на свой лад.
«Во всем доме — гилло магал — сидела солнцева дева. Не терем'зла-той — шингафа — искала дева; не богатырь могуч из Новгорода подлетал; подлетал огненный змей. — Лиф лиф зауцапа калапуда. — А броня не медяна, не злата; а ширинки на нем не жемчужены; а шлем на нем не из красного уклада; а калена стрела не из дедовского ларца — Пицапо фукадалимо короиталима канафо. — Полкан, Полкан! разбей ты огненного змея; ты соблюди девичью красу Солнцевой девы — Вихадима гилло могал дираф. — Из-за Хвалынского моря летел огненный змей по синему небу, во дальнюю деревушку, во терем к деве. Могуч богатырь — Шиялла шибулда кочилла барайчихо дойцофо кирайха дина. — Во малиновом саду камка волжская, а на камке дева мертвая, со живой водой, со лютой свекровью, со злым свекром. Убит огненный змей, рассыпаны перья по Хвалынскому морю, по сырому бору Муромскому, по медяной росе, по утренней заре. — Яниха шой-дега бираха вилдо. — А наехал злой татарин и взял во полон солнцеву деву, во золотую орду, к лютому Мамаю, ко нехристу бусурманскому, ко проклятому бархадею. — Уахама широфо».

Используются технологии uCoz