Лора Ди Тайная женская магия


ИГРА В МЯЧ

Ритуальные игры с мячом некогда были распространены на всех континентах. Древние кожаные мячи были найдены при раскопках в Египте и Греции. В Австралии их делали из шкур сумчатых крыс, мочевых пузырей крупных животных, из скрученных волос. Согласно преданиям античности, первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста». В зависимости от ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже северное сияние.
У индейцев лакота (сиу) игра в мяч называлась Тапа Банка Яп («Бросание мяча»). Она появилась благодаря видению вождя Уаскн Мани (Идущий в Движении). Изначально эта игра была направлена на обеспечение процветания племени. Обряд требовал длительной подготовки, в течение которой сооружался алтарь, символизирующий центр Земли. На его середину становилась девочка — чистая душа, которая держала в левой руке мяч-Вселенную, а правую поднимала вверх.
Девочкой, удостоившейся чести открыть первую священную игру, была Усу Ска Вин — Женщина Стучащего Града. Передав ей мяч, Идущий в Движении, по словам индейского шамана Эхакы Сапы, обратился к Небесам со следующей речью:
«О Дед Вакан-Танка (Великий Дух, непознаваемый и неопределенный.), Отец Вакан-Танка (Великий Дух, творящий мир.), узри нас! Узри Женщину Стучащего Града, держащую в руке Вселенную. На Земле все, что движется, возликует сегодня. Четыре Силы Света, а также священные Небеса — здесь, с мячом — все это видит Женщина Стучащего Града. Заря дня и Свет Вакан- Танки ныне на ней. Она зрит грядущее потомство и дерево жизни в центре. Видит она и священную тропу, ведущую от краев, куда мы взираем, до страны Великана (С юга на север.). Она видит Бабку и Мать Землю (Непроявленная и проявленная части единой Матери Земли.) и всех ее родичей, что живут и растут. Здесь стоит она со Вселенной в руке, и все ее родичи на самом деле — одно». (Откровение Черного Лося. — М., 1997.)
Во время ритуала девушка бросала мяч, направляя его в ту или иную сторону света. Каждый раз игроки ловили его и возвращали девушке. Считалось, что на того, кто поймал мяч, снисходит благословение Вакан-Танки — Великого Духа. Это было большим счастьем. Сначала мяч из центра летел на запад, потом на север, в третий раз — на восток и в четвертый раз — на юг. В заключение девушка подкидывала мяч вверх, во имя великих Небес.

Игра в мяч. Архив «Мир Севера».

Обряд завершался выкуриванием священной трубки, после чего люди, поймавшие мяч, получали в награду лошадей или бизоньи накидки.
Для изготовления мяча индейцы использовали выделанную бизонью шкуру, а для его наполнения — шерсть того же животного. Такой выбор был не случаен. У сиу бизон выступал основным источником пищи и вследствие этого являлся главным тотемическим животным, отражая характер самого Великого Духа. Мифологическим законодателем жизни была Белая Женщина-Бизониха, которая и передала индейцам, через видение Идущего в Движении, обряд Тапа Банка Яп.
Сейчас эта игра полностью утратила мистический смысл. Великий шаман лакотов Эхака Сапа еще в середине XX века по этому поводу заметил, что мяч был брошен, но люди либо отталкивают друг друга, не давая никому возможности его поймать, либо не желают даже протянуть руку, чтобы коснуться его. Смотря в будущее, он сказал: «Я знаю: скоро он [мяч] будет пойман, ибо конец близится. Тогда он вернется к центру, и народ пребудет с ним».
У ацтеков и майя священная игра в мяч называлась тлачтли (воладор) и применялась для предсказаний. Основным занятием этих народов являлось земледелие, и поэтому им важно было знать, каким будет наступающий год: засушливым или дождливым? Две команды, одна из которых символизировала силы Огня, а другая — силы Воды, постоянно тренировались в течение целого года. Для проведения матча в восточной части храма Ягуара расчищалось поле и на его противоположных концах устанавливались высокие стены с каменными вертикальными кольцами. Игрокам нужно было забросить мяч, сделанный из смолы дерева каучуконоса, в кольцо команды противника.

Вхождение в Священный Круг. Фото О. Диксона, архив ОИП «Мезосознание».

Удары по мячу следовало наносить только локтями и коленями, не допуская его падения на землю. Игра велась до одного очка и представляла собой настоящую битву, поскольку самого сильного игрока проигравшей команды по окончании матча приносили в жертву посредством отсечения головы. Если побеждали силы Воды, то жертва предназначалась для того, чтобы на посевы маиса не обрушились бури и град, а в случае первенства сил Огня — чтобы Солнце не спалило урожай.

Магическая статуэтка тайного союза. Конголезская фигура женщины в стиле вабембе. Иоахим Бабиндама.

Священную игру тлачтли ацтеки и майя переняли около полутора тысяч лет назад у своих предков олмеков — «прыгающих людей». В чем состоял сакральный символизм тлачтли у олмеков, неизвестно. Олмеки шли по духовному пути развития и искали мудрость и вдохновение у богини Земли и у бога Неба. Скорее всего игра в мяч у них была связана с культами Солнца и Луны, а по своему духовному содержанию была аналогична Тапа Банка Яп индейцев сиу.
Сложные правила игры в мяч развивали у игроков гибкость тела, точ-йость движений и моментальную реакцию. Подобные состязания входили в обучение воинскому искусству. Обычно тренировки с мячом были прерогативой мужчин, но иногда этим занимались и женщины, особенно те из них, которые посвящались в тайные союзы.

Победа посвященной в духовный сан женщины над воином. Арабская миниатюра.

Такие качества, как ловкость и координация, были им необходимы для овладения навыками рукопашного боя. Помимо мяча, для этих целей использовались и другие спортивные снаряды, так или иначе отвечающие данному назначению. В результате женщины, входящие в тайный союз, сохраняли девичью гибкость вплоть до глубокой старости и могли соперничать в реальном бою даже с несколькими одновременно нападающими мужчинами.

Игрок в чинлон. Деревянная скульптура. Прорисовка Г.В. Вороновой.

В 1947 году в Австралии этнограф А. Маршалл и его компаньон Сидней смогли лично убедиться в этом. Для них был организован показательный бой на палицах нулла-нулла с участием семидесятилетней старухи Минни с острова Морнингтон. Первым против нее выступил Сидней с палкой в руках. Минни посмеиваясь, заняла стойку, готовая в любую минуту нанести удар. Сидней стал нападать, целясь старухе в голову, но она легко парировала удар своей палкой. Тогда он попытался атаковать ее справа и слева. Последовала стремительная комбинация блоков, которую Сидней преодолеть не смог. Потерпев поражение, он передал палку Маршаллу. Маршалл трижды безуспешно атаковал Минни, пока она не рассмеялась и в назидание не стукнула его слегка по голове. Неизвестно, какой способ тренировки был избран Минни, но в данном случае это неважно. Показателен сам факт, имевший место всего полвека назад.
Игра в мяч распространена и среди народов Азии. Например, в Бирме в месяце тагу (по григорианскому календарю его начало приходится на середину апреля) по случаю празднования Нового года проводится игра в мяч — чинлон. Мяч плетется из обработанных стеблей ротанговой пальмы или тростника и остается полым внутри. В игре принимают участие несколько команд по пять-шесть человек в каждой. Выигравшей считается та из них, которой удается дольше всего удержать мяч в воздухе. Для этого разрешается подкидывать его ногами, плечами, спиной и головой. Касание мяча кистями рук или локтями запрещено. Сейчас игра чин-лон утратила свое сакральное значение и имеет лишь развлекательную функцию.

Японская девочка, играющая с мячом. Прорисовка В.И. Агафонова.

У эскимосов игра в мяч называется тунгатгак. Она проводится с наступлением первых морозов. Вначале игроки разбиваются на две команды. Цель игры — не допустить, чтобы команда противника завладела мячом. Поединок, как правило, прекращается только поздно вечером, по соглашению сторон. В сказаниях в тунгатгак играют даже мертвые, гоняя по небу голову моржа. От движения душ, как считали эскимосы, на небе возникает северное сияние. Красный цвет — это души людей, умерших от ран, белый — от заразных болезней, а синий и зеленый — от удушья.

Хиро-ко в наряде шаманок Зондских островов. Фото Дж.-П. Боургеоиса, архив Lui.

Сакральный символизм тунгатгак и других подобных игр северных народов раскрывается в мифологии. Например, в эскимосских сказаниях рассказывается о Хозяйке морских просторов
Седне — Женщине-Моржихе, играющей мячами-светилами (см. гл. «Культы Матерей Природы»), Аналогичный миф есть и у соседствующих с эскимосами чукчей. Он так и называется «Женщина с мячом». В нем говорится о ленивой женщине, которая целыми днями играла в мяч. Как-то раз она решила сделать себе новый мяч из Луны, Солнца и звезд. «Собрала все звезды с неба. Вошла в дом. Взяла мяч. Насыпала внутрь звезд. Зашила мяч. Кончила дело, вышла. А на небе ни звезд, ни Луны, ни Солнца нет. Темно везде». Люди совсем измучились без тепла и света. Собрался тогда один житель села Инчувин в дальнюю дорогу на поиски Солнца и Луны. Сел он на нарты и двинулся в путь, освещая дорогу впереди себя горящим бревном. Спустя какое-то время встретилась ему женщина, играющая с мячом. Когда она подбрасывала мяч вверх, все вокруг озарялось светом, а когда мяч опускался на землю — наступал мрак. Герой заставил женщину разрезать мяч и освободить светила. С тех пор Солнце освещает Землю в течение дня, Луна и звезды — ночью, а люди в честь победы в конце каждого года устраивают игры с мячом.

Изготовление мячей на Чукотке. Рисунок из национального альманаха «Айвэрэттэ», г. Анадырь.

Изготовление ритуального мяча

На рисунке представлен эскимосский мяч. Традиционно он изготавливается из кожи нерпы и набивается оленьей шерстью. Раскрой мяча был сделан на основе выкроек мастерицы из города Анадырь Н. П. Акукын. В целях восстановления древней технологии в рисунок части Г, выполненный Акукын, было внесено изменение (дугообразный раскрой приводится прямым).
Мяч состоит из двух частей А, четырех частей Б, четырех частей В и двух частей Г. Детали А символизируют Верхний и Нижний Миры; Солнце и Луну; Дневное и Ночное Солнце; полную и скрытую Луну; Небо и Землю. Четыре детали Б олицетворяют Средний Мир, Матерей Природы, первоэлементы, стороны света, времена года и фазы человеческой жизни. Части В и Г образуют дороги, по которым шаман в состоянии транса перемещается по всем мирам Вселенной.

Чукотские мячи и перчатки для танцев мастеров Имаклек и Эмун, 1960-е гг.

Сделайте выкройку мяча, согласно указанным размерам. Перенесите детали выкройки на изнаночную сторону кожи и вырежьте их по контуру. Припуск делать не нужно. При отсутствии кожи нерпы подберите другую кожу, например оленя или коровы. Раскрасьте детали мяча и нанесите на них рисунок. Ритуальный цвет частей А и Б — красный, а В и Г — синий. Синим цветом поставьте точки в центре частей А и Б. Вместо точек можно нарисовать два кольца, вписанных друг в друга, или одно кольцо с точкой посредине. Также на эти детали можно нашить меховые розетки — тутумкг ак. Розетки делаются следующим образом. Вначале из кожи вырезается круг. Он украшается бисером и кожаной аппликацией. Затем берется узкая полоска из оленьего меха (2—3 мм) длиной, равной периметру кожаного круга. Она приклеивается по изнаночному краю (мездре) круга так, чтобы ворс развернулся веером в стороны. Этого можно достичь, либо приклеивая мездру меховой полоски к мездре круга, либо олений мех к мездре круга. Жители Севера для аппликации традиционно используют рыбий клей. Он является самым прочным из всех известных видов клея. Его применяют даже при склеивании деталей бубна. При отсутствии рыбьего клея подберите другой. Подождите, пока клей высохнет, а потом пришейте тутумкг ак к раскроенным частям мяча.

Эскимосский мяч.

Возьмите подготовленные части Б и В, наложите их друг на друга с захватом в 1,5—-2 мм и сшейте через край. Таким образом соедините все детали Б и В, попеременно чередуя их. При сшивании частей А и Г следует слегка присобрать гармошкой один край полосы Г, чтобы его длина стала равной длине окружности части А. После этого сшейте все детали мяча, накладывая их края друг на друга. При выполнении последнего шва оставьте небольшое отверстие, через которое набейте мяч оленьей шерстью. Если шерсти нет, то для этой цели можно использовать обрезки поролона. Когда мяч примет округлую форму и станет упругим, отверстие следует зашить.

Выкройка мяча Н.П. Акукын (с изменением части Г). Комплекс «Радужньш мяч».

Используются технологии uCoz