Лора Ди Тайная женская магия


Часть III НАСЛЕДИЕ МАТРИАРХАТА

Воинство амазонок

Патриархат начал актинпо захватывать позиции, принадлежащие материнскому счткио, со II тыс. до н.э. Однако еще долгое время оставались отдельные островки цивилизации, где первенство по всех сферах жизни по-прежнему удерживали женщины. Свое право вести подобный образ жизни они периодически защищали с оружием в руках. Греки именовали таких женщин ама-.юнкаллп, от слова «амазос» — «безгрудые», поскольку, по поверью, для удобства стрельбы из лука они удаляли себе одну грудь. Это название, сохранившись в веках, впоследствии стало нарицательным для всех воинствующих женских племен, несмотря на то что долгое время рассказы о подобных сообществах считались красивым вымыслом античных поэтов.

Девятый подвиг Геракла. Фрагмент росписи, 500 г. до н.э.

Согласно мифам, царство амазонок располагалось где-то на северном побережье Эвксинского Понта (Черного моря), близ Кавказа. Реальность существования женщин-воительниц для греков не подлежала ни малейшему сомнению. Все сказания рассматривались ими в качестве хронологических летописей, правдиво отражающих суть происходящих событий. К таким летописям относился и мифологический цикл о подвигах Геракла. В связи с освещаемой темой особый интерес представляет девятое приключение этого героя, произошедшее в обители дев-воительниц; «За далеким Эвксинтским Пон-том- лежит таинственная страна амазонок. В этой стране нет мужчин; там живут одни только женщины... С колыбели они учатся воевать.

Беллона, римская богиня войны. Картина Рембранта, 1633 г.

Их игрушки — острые мечи и луки со звонкими стрелами. Совсем еще маленькими девочками они уже садятся в седла и скачут по горам и долам своей страны, как самые смелые всадники. Не было доныне ни одного полководца, который сумел бы — хитростью или силой — победить смелую конницу амазонок». В столице этого государства, в городе Фемискира, жила царица амазонок, прекрасная Ипполита. Она владела волшебным поясом, приносившим удячу и силу в бою. Этот пояс подарил Ипполите бог войны Арес. Узнав о существовании та кого чудо-пояса, дочь трусливого царя Эврисфея Адмета захотела примерить его.

 

По некоторым данным, Медуза Горгона была царицей амазонок Причерноморья. Мрамор, 438 г.дон.э.

Чтобы удовлетворить каприз дочери, Эврисфей снарядил Геракла в долгую дорогу, за Эвксинтский Понт. По прибытии Геракл поведал царице Ипполите о всех своих предыдущих подвигах. Она настолько прониклась этим рассказом, что решила отдать ему свою самую дорогую вещь без боя. Но тем не менее кровь все-таки пролилась. Коварная повелительница непогоды Гера обернулась амазонкой и стала убеждать воительниц, что Геракл хочет похитить Ипполиту. Амазонки схватились за оружие и вскочили на коней, которые доставили их к лагерю Геракла. Началось побоище. Много женщин пало от руки Геракла, и двух из них — Меланиппу и Антиопу он взял в плен. Мелаииипу Геракл обменял на пояс, который затем привез в Грецию и вручил царю Эврисфею. С именем же Антиопы связана еще одна древнегреческая легенда, которая повествует о том, что амазонки не примирились с похищением сшей подруги и отправились на ее поиски. Они вторглись в Грецию и осадили Афины. Амазонки не знали, что Антиона полюбила Тесея, кому была изначально насильно отдана в жены, и обрела с ним счастье. Поэтому Антиопа встала на защиту Афин и сражалась против своих бывших соратниц по оружию. Четыре месяца длилась осада города, после чего амазонки отступили и возвратились в Причерноморье.

Легендарная царица Гекуба — защитница Трои. Изображение на амфоре, 510 г. до н.э.

О неутомимых воительницах упоминают и античные поэмы, описывающие борьбу греков против троянцев. Согласно этим источникам, амазонки под предводительством царицы Пен-фесилии пришли на помощь осажденной Трое в самый критический момент и оттеснили греков к морю. Потом, после того как погибла Пенфесилия, греки вернули свои позиции и победили в войне.
Сведения об амазонках можно найти и в трудах древних мыслителей, таких, как Геродот, Гиппократ, Лисий, Плутарх, и других. Диодор Сицилийский, в частности, писал о них следующее: «Эти женщины жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них вручались мужчинам, которые выращивали их на молоке и жидкой пище. Девушкам прижигали груди, потому что они мешали во время битвы...» По свидетельству Стра-бона, выжигали себе одну грудь женщины из некоторых кавказских племен, в составе которых поо6н)е не было мужчин. Самые сильные и ловкие из них занимались охотой, а другие вели хозяйство и воспитывали детей. Мужчины были им нужны только для продления рода. С этой целью женщины встречались с ними ежегодно в течение двух весенних месяцев. Если после таких контактов рождались девочки, их оставляли в женском племени. Мальчиков же отдавали отцам. Гиппократ же, вероятно имея в виду какое-то другое племя, отмечал, что амазонки убивали младенцев мужского пола, чтобы избавиться от будущих соперников на войне.

Войско амазонок во главе с Пенфесилией сражалось против греков на стороне троянцев. Фрагмент фриза храма Апполона в Бассах, V в. до н.э.

Историк Геродот полагал, что амазонки пришли в Причерноморье и на побережье Меотииского озера (Азовского моря) из Малой Азии. По его заверениям, на реке Фермодонт произошло сражение греков и амазонок. Греки вышли из схватки победителями. Они погрузили пленниц на корабли и поплыли к родным берегам. В море амазонкам удалось высвободиться и захватить власть в свои руки. Поскольку управлять кораблем женщины не умели, они отдали себя на милость морской стихии. В конце концов, корабли пристали к побережью Азовского моря. Сойдя на землю, амазонки захватили коней местных скифских племен и стали вести свой привычный образ жизни, занимаясь охотой. Подобное поведение было, мягко говоря, необычным для этого региона, и поэтому оно привело население в полное недоумение. На все расспросы амазонки отвечали, что у них есть свои обычаи и свои законы. Однако со временем женщины-воительницы все же присоединились к скифским племенам, и от этого союза, как сообщает Геродот, произошли савроматы.


Амазонки были лихими наездницами и в совершенстве владели оружием. Изображение на греческой вазе, Ув. до н.э.

В летописях говорится и о контактах с амазонками реальных исторических лиц. Например, Диодор Сицилийский описывает в одной из своих работ встречу Александра Македонского, вторгшегося в прикаспийскую страну Гирканию, с царицей амазонок Фалест-рой. Фалестра пришла в сопровождении трехсот воительниц и заявила, что желает иметь от столь храброго воина, известного своими подвигами, ребенка. Александр Македонский согласился и провел с царицей 13 дней.
Чем дальше развивалась история, тем больше появлялось сведений о различных женских племенах. Амазонки давали о себе знать из разных уголков земного шара. Так, испанский посол де Клавихо встретился с ними на пути из Самарканда в Китай.

Амазонки в представление современных художников.

Свидетельства о наличии женских царств приходили из Японии, Китая и Индии. Есть упоминания о существовании подобных сообществ в сказаниях чукчей и бурят, дошедших до нашего времени. В них подчеркивается мастерство женщин в военном деле. Вот что об этом говорится в чукотском мифе «Ловкая женщина», записанном в 1948 году П.Я. Скориком со слов Уэлена Ёнрымэ:
«Жил старичок-оленевод с дочерью... Дочь оленевода круглый год в силе и ловкости упражняется. Вот однажды отправилась женщина к берегу моря. Пришла к старику, у которого пятеро сыновей было. И пригласила она с собой самого ловкого мужчину. Вот пошли они вместе в тундру... пошли разведать, какие места за горой.

По свидетельству некоторых очевидцев, амазонки отличались неземной красотой. Рисунок А. Воробьевой.

Вдруг увидели несколько врагов — коряков. Приготовились биться с ними. И враги тоже напасть собираются. Женщина и говорит мужчине:
— Сначала я выйду, а уж если меня убьют, тогда и ты выходи!
И вот собралась женщина. Самый ловкий коряк в ожидании вприпрыжку ходит — уж очень сильный.
И вот вышла женщина. Увидел ее коряк, закричал:
— Гок, гок, гок! Маленькие птицы! Потому что этот коряк всех жителей земли уничтожил.
А женщина тоже вприпрыжку с горы спускается. Идет коряк ей навстречу, подпрыгивает.
Стали они сражаться на копьях. Женщина держала копье наконечником к себе. Долго на копьях сражались. Наступил полдень, надоело женщине сражаться на копьях. Повернула она копье острием к врагу. И срезала копье коряка у самого острия.
Ничего не мог коряк сделать...» Историограф Карла Великого Павел Диакон писал о битве германского племени лангобардов с амазонками, с которыми они пересеклись во время своего путешествия из Скандинавии на юг. Возможно, здесь речь идет о воинствующих прибалтийских женских племенах. О них упоминают также историки Адам Бременский, аль-Казвини, аль-Идриси и другие. Еще одна цивилизация амазонок возникла прямо внутри патриархального государства. Это случилось в VIII веке в Чехии. Отважились на такой решительный шаг чешская княжна Любуша и ее подруга и наперсница Власта. В пределах крепости Девина они отменили патриархальные законы и провозгласили женскую независимость. Таким образом, получилось государство в государстве. От мира мужчин отважных амазонок ограждали мощные стены крепости. После смерти Любуши управлять страной стала Власта. Под ее руководством были установлены новые (а может, забытые старые) порядки и обычаи. Женщины Левины овладевали различными ремеслами и занимались воинским искусством. Естественно, что мужчины не могли долго мириться с подобным положением дел. Через несколько лет с начала переворота войска Пшемысла приступом взяли крепость и восстановили патриархальный уклад жизни. Многие женщины, в том числе отважная Власта, погибли, защищая свой небольшой мир.
С другой части света сведения о наличии амазонок стали поступать сразу после открытия Американского континента. Христофор Колумб, обнаруживший в 1492 году новые земли, получил заверения местных жителей индейцев-араваков о том, что где-то есть острова, населенные одними женщинами. Позднее он убедился в правдивости данных слои. Став на якорь возле одного из островов Гваделупы, Колумб решил исследовать эти живописные места. Он снарядил на остров лодку с небольшим экипажем. Однако не успели люди достигнуть неведомой земли, как из зарослей выскочило множество разодетых в перья женщин. Их вид был столь свиреп, что команда не решилась высадиться на берег. Находясь под впечатлением рассказов очевидцев, Колумб впоследствии назвал целую группу остров Виргинскими (Девичьими).
По Европе поползли слухи об амазонках и их несметных сокровищах. Спустя некоторое время после открытий Колумба Эрнан Кортес получил конкретное указание — найти обитель дев. В 1524 году в своем послании королю Испании Карлу V Кортес писал: «Нам стало известно об острове, на котором живут только женщины без мужчин и который находится в десяти днях от Колимы. Много людей из этой провинции побывали там и видели их. Мне сообщали также, что остров богат жемчугом и золотом». Манящий золотой город Эльдорадо и страна амазонок все чаще стали восприниматься как одно целое. Множество авантюристов, влекомых золотым блеском, покидали свои дома и отправлялись в далекие земли. Сотни таких покорителей Южной Америки бесследно исчезли в непроходимых джунглях этого континента. Подобная участь постигла и лейтенанта отряда испанских конкистадоров Франциско де Орельяна, дважды пытавшегося найти богатства амазонок. В 40-х годах XVI века Франциско де Орельяна в сопровождении подчиненных и двух проводников отправился в путешествие по Великой Реке, которую он позднее обозначил как Реку амазонок (Амазонка), в поисках города Маноа, славящегося своим золотом и изумрудами. Когда испанцы с огромными трудностями достигли желаемого острова, аборигены оказали им жесточайший отпор. Их не испугали даже залпы мушкетных орудий. Вот что написал об этом столкновении участник экспедиции Орельяна монах-доминиканец Гаспар де Карвахаль: «Индейцы являются подданными амазонок и платят им дань. Когда они узнали о нашем приближении, то отправили за помощью к своей королеве Конори посланца. В ответ явилось около дюжины светлокожих и совершенно обнаженных женщин, вооруженных луками, копьями и дубинками. Они встали во главе отрядов и дрались с такой доблестью, что никто из индейских воинов не осмеливался повернуться к нам спиной».

Женщины знатного происхождения верхом на коне: а) приазовская всадница; б) алтайская принцесса из Укока.

Монах подробно описал, и как выглядела предводительница амазонок. Ее наготу прикрывала лишь шкура ягуара, а на голове блистала диадема из драгоценных камней, украшенная перьями тукана. Конори сражалась в первых рядах отчаянно и бесстрашно. Гибкое и красивое тело этой женщины делало ее похожей на дикую кошку, дерущуюся за свою территорию. Не менее прекрасны, как отмечал де Карвахаль, были и другие воительницы. Каждая из них стоила в бою десятка индейцев. Столкнувшись с таким сопротивлением, Орельяне ничего не оставалось делать, как повернуть назад. На обратной дороге он занимался грабежами мирных деревень и привез с собой немало золота и изумрудов. Орельяна сообщил, что это богатство лишь малая часть сокровищ, которые остались в загадочном Маноа. Вскоре была подготовлена и отправлена вторая экспедиция, ставшая последней в жизни конкистадора. После исчезновения Орельяны пошли слухи, что он не погиб, а стал мужем отважной Конори. Однако, зная обычаи амазонок, можно с уверенностью сказать, что такая сильная и смелая женщина, как Конори, никогда не смогла бы соединить спою жизнь с трусом и грабителем Орельяной.

«Супруга пантеры» из личной охраны короля Дагомеи.

Сведения об амазонках в Южной Америке появились вновь в начале XVII века во Франции, в период правления Людовика XIII. В это время в Париже объявился сын вождя бразильского племени тупинамбо по имени Капок. Он привез во французскую столицу весть от маркиза де Рассили, служившего в Южной Америке. Капок вскоре попал на аудиенцию к самому королю Франции, где, между прочим, сообщил, что он сын вождя, но не сын его жены. Заинтригованный этим заявлением, Людовик попросил юношу рассказать поподробнее, что он имеет в виду. Индеец поведал королю о древнем обычае, который существовал в племени тупинамбо с незапамятных времен. Оказалось, что каждую весну мужчины-тупи-намбо по особому приглашению посещали соседнее племя, которое состояло из одних женщин. Женщины использовали эти визиты, чтобы зачать детей. Родившихся впоследствии девочек они оставляли себе, а мальчиков отдавали отцам.
При правлении Петра I свидетельства о том, что на Кавказе живут амазонки, неожиданно подтвердил личный лейб-медик императора Готлиб Шо-бер, побывавший в тех краях. Ссылаясь на рассказы армянских и татарских купцов, Шобер поведал, что в горах обитают женские племена, которые в совершенстве владеют оружием. Своим же мужьям даже прикасаться к военному снаряжению они категорически запрещают и отводят им все работы по хозяйству. В 1712 году на Кавказе побывал Обри де ля Моттре. Он некоторое время гостил у черкесов и с большим интересом отнесся к тому, что местные женщины уверенно чувствуют себя в седле и метко стреляют из лука. Черкесские обычаи удивили и академика Петра Симона Палласса. После своего посещения Кавказа в конце XVIII века он сообщил, что хотя это и очень странно, но черкесские мужчины держатся обособленно от своих жен. Возможно, это положение было отголоском тех строгих правил поведения, о которых когда-то упоминал Страбон.
Европейцам довелось увидеть амазонок и на африканском материке. Знаменитый путешественник XIX столетия сэр Ричард Фрэнснс Бертон. будучи с 1861 по 1864 год консулом острова Фернандо По у западного побережья Африки, в свободное от службы время занимался этнографическими исследованиями. С этой целью он дважды побывал в королевстве Дагомея. Бертон был шокирован тем, что это королевство охранялось многотысячной армией женщин-воительниц. Эти женщины не могли иметь семью и отличались невиданной жестокостью. Их свирепый вид приводил в ужас всех соседей Дагомеи. Амазонок из личной охраны монарха называли «супругами пантеры». Перед битвой они издавали особый воинственный клич, от которого в жилах стыла кровь. Этот клич подавлял психику противник:», и, не в силах совладать со своим страхом, мужчины нередко бросали оружие н разбегались. В Дагомее регулярно проходили торжественные парады, демонстрирующие силу и мощь королевской гвардии. Зрелище это было незабываемое:
«-здесь же было 4000 женщин-воинов, 4000 черных женщин Дагомеи, личных телохраннтельниц монарха. Они стоят неподвижно, сжимая в одной руке ружье, а в другой тесак, готовые броситься в атаку по первому же знаку своей предводительницы. Молодые и старые, уродливые и прекрасные ... Они так же мускулисты, как черные мужчины-воины, так же дисциплинированны и сдержанны и стоят рядами такими ровными, как если бы их выравнивали по шнурку».
Деятельность африканских амазонок не могла не отразиться в народных сказаниях. Например, в одном зулусском предании сообщается о девушке Клаказа-Уакогингкуайо. чье имя в переводе означало: «тот, кто, повергая врагов, бряцает оружием на поле битвы».

Амазонки отличались в бою силой и отвагой. Рельев с гробницы царя Мавсола, 350 г. до н.э.

У папуасов кивай, жителей Новой Гвинеи, таким легендарным персонажем была Абере — могучая женщина, обладающая магическими способностями. Она стояла во главе женской общины, которая жила обособленно от .мужчин. Последние были нужны только для сексуальных контактов. По поверью, многих своих партнеров Абере после соития убивала, поскольку не имела к ним доверия. О том, как Абере образовала женское племя, рассказывается в одном из сказании кивай. Согласно этой легенде, в селении, где жила Абере, намечалось большое торжества Абере хотела получше подготовиться к празднику и решила съездить за украшениями для танцев. Она попросила своих односельчан дождаться ее приезда. Те согласились. Однако, вернувшись. Абере обнаружила, что веселье началось без нее, и сильно рассердилась. в пылу гнева она перебила почти всех людей, оставив в живых только девочек.

Даже раненые воительницы не покидали поля боя. Мраморные статуи. 440 - 430 гг. до н.э

Они стали ее дочерьми. Вместе с девочками Абере ушла из этого селения и обосновалась в другом месте. С тех пор они жили одни, без .мужчин.
О женщине, занимающейся «делом войны», говорится и в .мифах салюанцев, жителей островов Западной Полинезии. Ее звали Нафануа. Она посвятила свою жизнь воинскому искусству после того, как разработала план сражения и возглавила отряд добровольцев, чтобы отстоять независимость западной части острова Саваии.
Мифологический материал, касающийся амазонок, и документальные свидетельства очевидцев в XIX—XX веках подтвердили археологические раскопки. Так, экспедиция в Центрх\ьную Сахару под руководством А. Лота обнаружила фрески с изображением одно-грулых женщин-лучников. В 1983 году на Таманском полуострове археологи нашли известняковые плиты, на которых рукой древнего мастера была выбита сцена военного побоища. В центре композиции был представлен всадник. Одной рукой он держал за длинные волосы женщину-воина, а другой угрожающе заносил меч над ее головой. Женщина залшхнулась на неприятеля дротиком, пытаясь из последних сил защитить себя. Кто из них выжил, осталось загадкой.
Реальность существования в прошлом амазонок подтверждают и раскопки погребений на Кавказе, в Северном Причерноморье и Приазовье. Воительниц хоронили в полном обмундировании, с кинжалами и луками. Вместе с оружием в могилу нередко клали и сбрую коня. Обследуя курганы Приазовья, ученые нашли мечи и колчаны со стрелами в усыпальницах как взрослых женщин, так и девочек. В погребениях также встречалась разнообразная расписная утварь. Например, сюжет рисунка на одной глиняной вазе из донского кургана показывает момент противоборства амазонки и мужчины - воина. Держа одной рукой поводья своего коня, другую, с копьем, женщина заносит над поверженным противником. Он поднимает щит, чтобы защититься от удара, но, судя по всему, ему не уйти от смерти. Таким, порой жестоким образом женщины отвоевывали свою независимость, пока их горделивый дух не скрылся за маской «слабого пола», а активность действий не была заменена пассивным созерцанием.

Используются технологии uCoz