Ди Трачи Регула Мистерии Исиды


ГЛАВА 5

ПЯТЫЙ ЧАС ДНЯ ОДЕЯНИЕ ДЛЯ БОГИНИ

В египетских и греко-римских храмах ритуальное омовение, помазание и одевание священных статуй было неотъемлемой частью храмовых ритуалов. В зависимости от богатства и размеров храма, статую богини переодевали ежедневно, еженедельно или один-два раза в год, во время религиозных празднеств или перед празднованием Нового года.
Хранитель одеяния (жрец или жрица) отвечал за священные одежды и украшения и составлял подробный список предметов, который часто воспроизводился на одной из колонн храма. Когда наставало время одевать статую, в усыпальницу приносили мерит — прямоугольную коробку, украшенную по углам перьями страуса. В коробке находились масла, притирания и другие предметы, необходимые для ритуального очищения и умащивания статуи.
Богатые верующие часто жертвовали храму ювелирные украшения и дорогие ткани для статуи богини. В списке украшений, принадлежащих святилищу Исиды в Испании, перечислено много предметов, включая золотые серьги с изумрудами и диадему, украшенную шестью жемчужинами двух различных видов.

СВЯЩЕННОЕ ОДЕЯНИЕ

Наша одежда всегда что-то говорит о нас или о том, кем нам хотелось бы стать. Одежда отражает условия окружающей среды, наш общественный статус и степень согласия с нормами культуры, в которой мы живем. Она играет важную роль и в религиозном опыте, когда мы обращаемся к нашему чувству священного.
Правильный выбор одежды может иметь немаловажное значение как для людей с хорошо развитым вкусом, так и для тех, кто общается с ними. Для одних непривычная одежда, даже надетая по случаю религиозного ритуала, кажется стесняющей и мешает сосредоточиться; другие обнаруживают, что во время ритуала любая одежда стесняет и отвлекает их. Все эти чувства вполне оправданы.
Большинство из нас привыкло к ощущению силы и тому особому удовольствию, которое доставляет возможность «принарядиться». В детстве мы подражали взрослым в одежде, желая придать себе ту силу и значимость, которой еще не обладали. Одежда позволяла нам испытывать чувство общности в группе сверстников или производить благоприятное впечатление на людей, пользующихся нашим уважением. С другой стороны, принимая установленные правила, мы осознаем опасность конформизма и стараемся избежать ее, внося подчас самые незначительные изменения в свой стиль одежды.

Статуя Венеры (Афродиты) Книдской. Рисунок XIX в.

Хорошая ритуальная одежда должна создавать чувство священного, подчеркивать отдельность от мира повседневных дел на время совершения обряда. Как и другие элементы ритуала, особая одежда является орудием для достижения цели — полезным, хотя и не абсолютно обязательным дополнением. Ее можно сравнить с инструментом краснодеревщика, который подбирает для работы самые лучшие материалы, содержит свои орудия труда в безупречном порядке и досконально разбирается в особенностях каждого из них. Мастер ценит свои инструменты и гордится ими, но его мастерство не зависит от них; даже с кремневым орудием и куском обычного дерева он сможет изготовить полезную и красивую вещь.
В зависимости от цели обряда и того впечатления, которое вы собираетесь создать, вам понадобятся разные виды одежды. Если ваша вера достаточно прочна, то молитвенный восторг или ощущение контакта с божественным может возникнуть даже в тех случаях, когда вы носите деловой костюм или домашний халат. Духовный опыт не исчезает с огнем задутой свечи и не приходит как по мановению волшебной палочки вместе с ритуальным одеянием. Формальная сторона ритуала усиливает его воздействие, но это не единственный способ, позволяющий вам приблизиться к божественному и испытывать духовное просветление.

Современная копия статуэтки Исиды из гробницы Тутанхамона характерна для египетского стиля, с почти полным отсутствием одежды. Обратите внимание на амулет джед (позвоночник Осириса) у ее ног. Из коллекции автора

За долгую историю культа Исиды в разных странах верующие пользовались многими видами ритуальной одежды. Статуи Исиды-Афродиты часто изображают богиню обнаженной, как и некоторые египетские статуэтки; лишь искусство скульптора дает намек на тонкую оболочку шелка или хлопка, покрывающую ее тело.
Часто стиль одежды, используемый в изображении Исиды, принадлежит к эпохе, предшествующей ее созданию, чтобы произвести впечатление «древности». Для греков и римлян это было не менее важно, чем для некоторых язычников, и, возможно, представляло сходную проблему. Как облачиться в римскую тогу? Что, кроме молитвы, удерживает воздушное одеяние жрицы на ее теле? Носили ли египетские жрецы Исиды что-либо кроме юбочек-кил-тов эпохи Старого Царства?
Существует несколько основных соображений по поводу ритуальной и храмовой одежды. Важно провести различие, поскольку во все времена существовали почитатели Исиды, которые были паствой — простые верующие или храмовые работники, — а также жрецы и жрицы, не занимавшиеся храмовой работой, но служившие богине. Был и другой класс жречества, служивший одновременно нескольким божествам; их одеяния отличались большим разнообразием и эклектичностью, сочетая несколько традиций. В дополнение к этой и без того сложной структуре можно отметить, что жрецы и жрицы одевались в соответствии с их рангом в религиозной иерархии.
На протяжении истории культа Исиды наиболее предпочитаемым материалом был лен, особенно белое льняное полотно. У древних авторов встречаются многочисленные упоминания об «облаченных в лен жрицах Исиды». Часто льняная ткань упоминается как предмет храмового убранства.
Хлопок тоже использовался довольно широко. В отдельные периоды жрецам и жрицам Исиды запрещалось носить шерстяную одежду — это было частью общего запрета на все материалы животного происхождения. Причины этого запрета не вполне ясны, но, возможно, связаны с грубостью тогдашних шерстяных тканей, колючая шерсть (вызывала раздражение кожи и плохо подходила для носки в жарком климате.
В римскую эпоху шелк перевозился верблюжьими караванами по Великому шелковому пути из Китая в Индию.Культ Исиды, распространившийся по этому маршруту, вероятно, достиг Чанъань — космополитической столицы Ситая времен династии Тан.
Изображения Исиды сильно различаются; особенно хорошо это заметно на примере египетских и греко-римских гатуй и фресок. Часто идентификация изображения становится затруднительной, если эно не сопровождается соответствующей надписью, прямо указывающей на Исиду.

Исида в Египте

Чаще всего Исида изображалась с диском и полумеся-дем на голове или увенчанная зонной эмблемой, которая 5ыла ее особым символом. На изображениях нередко мож-ю встретить и лотосовый скипетр, или урей, обвивающий голову богини.

 

Египетская Исида. Слева: Крылатая Исида с головным убором в виде диска и полумесяца. Справа: Исида, увенчанная тронной эмблемой. Из коллекции автора

Другим распространенным, ло более поздним образом Исиды бьша Исида Лактанская, или Галактрофоза, когда богиня изображалась с младенцем Гором (или правящим фараоном) на коленях. Возможно, это послужило прототипом для более поздних статуй Девы Марии, баюкающей младенца Христа.
Крылатую Исиду часто можно видеть на картинах, изображающих воскрешение Осириса. Мощный взмах ее крыльев, наполняющий воздухом легкие Осириса, оживляет его.

Греко-римская Исида

Типичная Исида греко-римского периода держит систр в одной руке и вазу — в другой, как показано на рисунке.
На других изображениях Исиды греко-римского периода она опирается на руль корабля: знак ее власти над судоходством, а также символ ее способности вести верующих через жизненные бури. Образы, связывающие ее с Деметрой/Цере-рой, включают рог изобилия, переполненный яствами, что напоминает о власти богини над растениями и животными и о ее благожелательном отношении к человечеству.
Простая ритуальная одежда для женщин и мужчин
Ритуальная одежда может быть простой или сложной, по вашему усмотрению. Обычный балахон очень легко изготовить, и он хорошо будет служить вам. Его покрой сходен с гатбией, которую носят и в современном Египте.

Греко-римская Исида с вазой и систром

Во-первых, снимите мерку с человека, который будет носить одежду. Прижмите один конец измерительной ленты к плечу и попросите держать его там, потом наклонитесь и размотайте ленту до щиколотки. Возьмите замер у выступающей косточки.
Удвойте полученный результат. Отрез такой длины вам понадобится для пошива. По возможности выбирайте ткань из естественных материалов; допустима также смесь хлопка с полиэстром. Ширина отреза должна составлять от 137 до 152 см. Для очень маленького человека хватит и 121 см, но вам будет гораздо проще обрезать излишки ткани. (См. раздел «Спектр Исиды в ритуальном одеянии» в конце этой главы для дополнительной информации о цвете ткани.)
Возьмите ткань и сложите ее пополам. Вырежьте полукруг по центру складки, чтобы сделать отверстие для головы. Раскроите ткань примерно на 15 см по центру от передней стороны выреза.
Отмерьте 30,5 см от верхней складки с каждой стороны. В точке замера сделайте надрез примерно на 30,5 см, затем отрежьте ткань под углом, как показано на рисунке.

Выкройка для простого балахона

Сделайте шов в 1,5 см по этим линиям. Прошейте все грубые края, оставив маленький рубчик примерно в 0,5 см от края ткани. Выверните наизнанку и прогладьте утюгом.
Попробуйте некоторое время поносить готовый балахон, прежде чем решить, хочется ли вам украшать его.

УЗЕЛ ИСИДЫ

Одной из деталей женского греческого одеяния в греко-римскую эпоху был священный узел (известный также как узел Тета или Сета либо узел Исиды). Это изображение каменного амулета Тета или Сета, создаваемое особым способом завязки передних складок одеяния. В наиболее распространенном виде узел состоит из прямой петли, обернутой несколько раз у основания. При правильном положении он должен находиться в ложбинке между грудями. Если вы носите свободное сари как часть вашего ритуального костюма, то можете завязать узел Тета следующим образом:
1. Возьмите ткань и держите ее перед собой лицевой стороной вперед. Остаток ткани должен ниспадать по левую сторону от вас.
2. Возьмите правый верхний угол в правую руку, держа остаток ткани наготове в левой руке.
3. Сожмите и осторожно вытяните ткань наподобие веревки длиной примерно 35,5 см. Поместите конец под левой грудью, чтобы длинный отрезок свободно проходил между грудями.
4. Оберните ткань вокруг тела столько раз, сколько это необходимо, чтобы ее конец доставал до точки между грудями. Проще говоря, вам нужны оба конца ткани, чтобы завязать узел.
5. Возьмите длинный отрезок и сверните его в петлю, направленную вверх. Поверните петлю так, чтобы она была прижата к телу, и отверстие было видно спереди.
6. Возьмите другой конец ткани и трижды оберните его вокруг основания петли. Скрепите концы брошью или булавкой.
Если у вас остается много ткани, то вы можете обернуть основание центральной петли
И более чем три раза. В таком случае постарайтесь вытянуть по одной петле в обе стороны от основания центральной петли. Это сделает узел более похожим на каменный амулет с двумя боковыми петлями, свисающими по бокам.
Первоначально амулеты Тета делались из красного камня или из золота. После изготовления их окунали в цветочную воду анкхом. Вид растения, использовавшегося для этой воды, еще не определен, но, скорее всего, оно имело соцветия со сладким запахом (жасмин или гардения). При омовении амулета произносились следующие слова:
«Кровь Исиды, крепость Исиды и сила слов Исиды будут мощной защитой для этой великой и божественной сущности. Да хранят они ее от тех, кто замышляет недоброе и хочет сделать с ними все то, к чему они питают отвращение».

-----------------------
Е. А. Уоллис, «Египетская магия», Нью-Джерси: University Books, принт с издания 1899.

Владение этим амулетом также наделяет умерших силой отправляться туда, куда они пожелают, в Нижнем Мире.

Греко-римская Исида с рогом изобилия и узлом Тета на одеянии

В своей превосходной работе «Пробуждение Осириса» Норманди Эллис приводит медитацию об узле Исиды, вот ее фрагмент:
«На концах вселенной — кроваво-красный шнур, связующий жизнь со смертью, мужчину с женщиной, волю с судьбой. Пусть узел этого красного пояса, что покоится на бедрах богини, свяжет во мне концы жизни и сна...
Я — узел, где встречаются два мира. Красная магия течет во мне, как кровь Исиды, — волшебство волшебства, дух духа. Я — доказательство божественной силы. Я — пыль и вода, живущая и сущая в мире».

---------------------------------------------
Норманди Эллис, «Пробуждение Осириса». Майами: Phanes Press, 1988.

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ И АМУЛЕТЫ

Главным амулетом Исиды, по всей видимости, был амулет Тета, описанный в предыдущем разделе. С ее культом было связано много других амулетов — либо в качестве погребальных талисманов, либо для использования в мире живых людей.
Амулеты — это предметы, заряженные определенным видом энергии, которая затем была замкнута в них. Эти магические орудия в чем-то сходны с батарейками; владелец может до определенной степени полагаться на их силу в защите или исцелении, без необходимости постоянно подтверждать желаемый эффект.
Многие распространенные символы, используемые в ювелирном деле, первоначально были предназначены для того, чтобы служить «заряженными» действующими амулетами, но большинство из них сейчас не имеет силы. Для того чтобы зарядить амулет, вам нужно:
1. Подвергнуть предмет физическому очищению: мытью, полировке, стиранию пыли или другому методу, в зависимости от материала, из которого он сделан.
2. Подвергнуть предмет ритуальному очищению с использованием одного из методов, описанных в главе 2 «Очищение для ритуалов Исиды».
3. Собрать магическую или целительную энергию, как описано в главе 11 «Исида — великая врачеватель-ница».
4. Проецировать на предмет его цель (предназначение).
5. Поддерживать поток энергии до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что амулет больше не может вместить ее.
6. Запереть и запечатать энергию в амулете своим магическим намерением, не забыв упомянуть о том, чтобы энергия амулета возобновлялась за счет неисчерпаемой энергии вселенной и всегда была доступна для вас при необходимости.
7. Покрыть амулет тонким слоем масла или подержать его в дыме курильницы, мысленно представив себе, как на картину наносится слой лака. Это завершающий штрих.
8. Оберните амулет темной тканью и положите его на три дня в укромное место. После этого амулетом можно пользоваться.
Нет необходимости выполнять этот ритуал в какое-то особое время, за исключением тех случаев, когда вы создаете амулет, чтобы воспользоваться особыми астрологическими энергиями.

Лотосовый посох

Исида часто изображается с посохом, увенчанным Цветком лотоса. Обычно это происходит, когда нужно подчеркнуть доброжелательный аспект богини и ее милостивое отношение к людям.

Джед (позвоночник) Осириса; внизу: амулет Тета для статуи Исиды. Амулеты из коллекции автора

Посох с головой Сета (уэб)

Этот посох, заканчивающийся простым изображением головы Сета, выкрашен в красный цвет. Его носят многие боги, включая Исиду, — таким образом они демонстрируют свою власть над силами зла. Посох направляет личную силу жреца или жрицы.

Амулет коршуна

Этот амулет богини Нехбет или Мут с головой коршуна считался одним из олицетворений богини Исиды в качестве Божественной Матери. Амулет обычно делали из золота и при использовании для погребальных ритуалов произносили над ним следующие слова:

Жрецы с жезлами

«Исида приходит и парит над городом в поисках тайного убежища Гора, когда он появляется из своих камышовых болот. Тогда она исцеляет его рапы; он садится в божественную ладью и провозглашает свое владычество над миром. Он отважно сражался, и память о его деяниях сохранится в веках. Он вселяет страх и благоговение в сердца своих подданных. Его мать, Могучая Владычица, защищает его и наделяет своей силой»*.

-----------------------
Е. А. Уоллис, «Египетская магия».

Урей на голове Исиды

Камышовый скипетр

Этот скипетр использовался как амулет при исполнении ритуалов в честь Исиды. Для погребальных целей он изготовлялся из изумрудного, светло-зеленого или синего фаянса. В более поздние времена считалось, что камышовый скипетр символизирует силу Исиды-Рененутет, хранительницы собранного урожая и покровительницы женского плодородия.

Голова змеи

Этот амулет использовался преимущественно в погребальных ритуалах. Е. Уоллис в книге «Египетская магия» связывает его с Исидой, так как амулет обычно изготавливался из красного камня, а красный считается священным ; цветом Исиды. Уоллис утверждает, что этот амулет символизирует ее власть над змеями и змеиными укусами.
Остается неясным, принадлежит ли Исиде этот конкретный амулет, но определенно ее изображали с украшениями в виде змей. На одной фреске греко-римского периода жрицы Исиды несут кобр во время процессии в честь богини; змеи также часто изображались на ее алтарях.
Голову Исиды иногда увенчивает урей с изображением змеи, поднимающей голову. Встречаются изображения Исиды и Осириса, увенчанных змеями с переплетенными хвостами.

Анкх

Этот верховный символ жизни использовался практически всеми богами египетского пантеона. Исиду часто изображали с анкхом в руке либо использующей анкх чтобы наделить жизненной силой другое существо.

Основная форма анкха показана в центре, а слева и справа — более сложные версии

Происхождение это го символа остается не ясным. Некоторые считают, что анкх представляет собой стили зованное, совмещенное изображение мужских и женских половых органов; другие придерживаются мнения, что символ происходит от большеголовых африканских «куколок плодородия», которых носили женщины, желавшие иметь детей.

СИМВОЛЫ, ЗНАКИ И АНАЛОГИИ ИСИДЫ

Когда жрицу Исиду спросили, что именно является священным для ее богини, она ответила: «Все, что есть у Исиды, — это хорошо». Хотя этот забавный ответ нельзя считать вполне точным, Исида, которую называли «богиней с десятью тысячами имен», действительно может претендовать на множество священных предметов. Ниже перечислены некоторые символы, которые могут быть использованы или адаптированы для создания амулетов. Для более подробной информации о священной пище см. главу 14 «В столовых и садах Исиды». О маслах, ароматах и благовониях рассказано в главе 18 «Исида и алхимия».

Животные, птицы и насекомые

Апис. См. Рогатый скот.
Бараны. Сфинксы с головами баранов обрамляли священную церемониальную дорогу, ведущую к некоторым храмам Исиды. Одежда из шерсти была запретной для ее жриц и жрецов; возможно, это более позднее табу отражает древнюю традицию, согласно которой все продукты из баранины считались священными. Исиду также называли богиней пряжи и ткачества.
Газели. Иногда их называли «игрушками Исиды».
Грифоны. Грифоны упоминаются в числе священных животных Исиды — возможно, из-за ее тесной ассоциации с ястребами.
Дельфины. Созвездие Дельфина было связано с особыми ритуалами в честь Исиды. Очевидная власть дельфинов над морскими волнами делает их весьма вероятными спутниками Владычицы Морей.
Жуки. См. Скарабеи.
Змеи. Всевозможные змеи считались священными животными Исиды и использовались в ее ритуалах. Исиду и Осириса иногда изображали в виде змей с переплетенными хвостами. Как воплощение мудрости, змея также является образом Исиды-Софии, богини знания.
Кошки. Кошки издавна ассоциировались с Исидой; согласно одной теории, их распространение в Европе произошло через жрецов, которые основывали храмы Исиды. Богиня Баст, чье имя можно перевести как «душа Исиды», имела сильное родство с чувственными и материнскими аспектами Исиды.
Крокодилы. Крокодилы иногда содержались в качестве Домашних животных при храмах Исиды. Они служили живыми символами ее победы над темными силами Сета, которого время от времени изображали с головой крокодила.
Ласточки. Исида приняла облик ласточки, чтобы облететь вокруг колонны, где находился саркофаг Осириса.
Львы. В «Храме Львов» неподалеку от Петры образ Исиды сочетается с изображениями местной богини Аль-Узза.
Орлы. Орел считается одной из священных птиц Исиды — возможно, из-за более поздних исторических связей с Римской империей.
Рогатый скот. Исида была известна в Египте как Великая Корова, мать быка Аписа, и под другими титулами, подтверждающими ее древнюю связь со священными египетскими коровами. Коровы давали людям пищу и молоко точно так же, как сама Исида кормила своим молоком египетских фараонов.
Свиньи. Свинина находилась под запретом для почитателей Осириса, а иногда и для всех египетских жрецов, из-за ассоциации с Сетом в образе черного борова. Однако Исиду в редких случаях изображали на спине свиньи и даже называли Великой Свиньей.
Скарабеи. Скарабеи имеют особенно тесную связь с Исидой. Для дополнительной информации см. раздел «Священные скарабеи» в главе 21 «Исида и ремесла».
Скорпионы. Семь богинь в облике скорпионов сопровождали Исиду после ее бегства из темницы Сета. Узнав о том, что богатая женщина несправедливо обошлась с Исидой и отказала ей в убежище, они подожгли ее дом, но Исида потушила пламя дождем и переночевала у бедной женщины, которая сама пустила ее в свой дом. Иногда Исиду изображали в образе Серкет — богини с головой скорпиона и человеческим телом, увенчанной диском и полумесяцем.
Собаки. Исиду иногда изображали верхом на собаке, что подчеркивало ее ассоциацию с Собачьей звездой Сириусом. Бог Анубис с головой шакала, помогавший Иси-де в поисках мужа, также подчеркивает ее связь с представителями семейства собачьих.
Сфинксы. Сфинксы с головой человека и различных животных стояли по обеим сторонам священных дорог, ведущих к храмам Исиды.
Фазаны. Фазаны иногда появляются в иконографии
Исиды (например, на монете Марка Аврелия Исида показана в сопровождении фазана и льва).
Ястребы. Исида приняла облик ястреба, чтобы спасти Осириса.

Цвета

Белый. Белый цвет ассоциируется с Исидой в ее лунных аспектах.
Золотой. Золотой цвет ассоциируется с Исидой в ее солнечных аспектах.
Красный. Исида облачена в красное как Владычица Огня. Красный цвет служит ее символом в аспектах, связанных с властью и чувственностью.
Серебряный. Серебряный цвет отражает лунный и звездный аспекты Исиды. Подробнее см. в разделе о металлах.
Цвета моря. Разнообразные оттенки морской воды могут использоваться для изображения Исиды в качестве Владычицы Моря и покровительницы мореплавателей.
Черный. Жрецы и почитатели Скорбящей, или Ищущей, Исиды должны были облачаться в черное. В канун зимнего солнцестояния вокруг храма семь раз проводили корову, задрапированную черной тканью и украшенную золотом; этот ритуал символизировал Исиду в поисках Осириса.

Металлы и минералы

Бронза. Статуэтки Исиды и другие храмовые принадлежности в основном изготавливались из бронзы, особенно часто встречаются бронзовые систры. Бронза, сплав меди и олова, является прочным металлом и использовалась в оружейном деле. Владение бронзовым оружием давало большое преимущество над противником, вооруженным примитивными каменными и медными орудиями. Цивилизации, обладавшие секретом выплавки бронзы, покоряли другие народы, поэтому бронза является особенно подходящим для Исиды в ее аспекте Isis Victrix (Исиды Победоносной).
Золото. Некогда применявшееся для золочения замковых камней в своде священных пирамид, золото получило широкое распространение в Египте. Этот желтый металл в изобилии поступал как из египетских шахт, так и в виде дани от многочисленных народов, подвластных Египту. С глубокой древности золото ассоциировалось с солнечным огнем и наиболее яркими, теплыми аспектами Исиды в качестве дочери Ра, бога солнца.
Золото по своей природе обладает мощными целительными свойствами. Даже сейчас оно используется как лекарство от многих недомоганий, включая артрит. Благодаря этому золото принимают за священный металл Исиды как богини исцеления и всеобщей матери.
Нет металла более плавкого, чем золото. Его можно вытягивать в нити тоньше человеческого волоса или ковать пластины толщиной в доли миллиметра. Одна унция хорошо выкованного золота может покрыть большую площадь, поэтому священные статуи часто покрывали тонким слоем золотых листочков, тщательно подогнанных друг к другу. Золото также отличается необыкновенной плотностью; его тяжесть как бы указывает на изначальную связь с землей.
Амулет Тета, также известный как узел Исиды, иногда изготавливался из золота, вместо более распространенного красного камня или стекла. Египтяне также экспериментировали с окрашиванием золота, пользуясь металлом красного или даже багряного оттенка для некоторых ритуальных украшений. Правящий фараон иногда награждал верного чиновника или удачливого полководца золотым воротником либо диадемой из тонко выделанных золотых цветов.
Независимо от металлических свойств, золотистый цвет обладает успокаивающими и гипнотическими качествами. Золотая фольга отчасти передает блеск настоящего золота, поэтому ее можно использовать при создании священных предметов.
Медь. Медь имеет четко выраженные солнечные ассоциации. Египтяне тесно связывали медь с богиней Хатор и через нее — с Исидой. Благодаря своей естественной тенденции к окислению, или «цветению» радужными красками (тонкая пленка на поверхности металла), медь считалась одним из символов плодородия.
В современных ассоциациях медь чаще всего выступает как женственный, «домашний» металл — возможно, потому, что ее часто можно видеть на кухне. Однако скрытое присутствие меди считается более мощным. Многие из нас живут и работают, окруженные настоящей сетью медных проводов — лучшего проводника для электричества еще не найдено.
Египтяне особенно ценили окись меди в качестве косметического средства (тушь для подведения глаз). Медь представляет собой компонент бронзы, сплава меди и олова, открывшего новую эпоху в военном деле благодаря своей прочности и способности держать заточку. Красноватый оттенок меди имеет агрессивные смысловые ассоциации; как богиня чувственной любви, Исида тоже имеет агрессивные аспекты.
В истории о тяжбе между ее сыном Гором и братом Сетом Исида выковывает бронзовый гарпун, чтобы поразить Сета в облике гиппопотама.
Серебро. Хотя в римские времена серебро имело довольно широкое распространение, в Древнем Египте оно было редкостью и иногда ценилось выше, чем золото. До настоящего времени сохранилось лишь несколько египетских ритуальных предметов, сделанных из серебра, одним из которых является прекрасная ваза в форме плода граната, обнаруженная в гробнице Тутанхамона. Глаза бронзовых статуэток богов и богинь иногда выкладывались тонким слоем серебра или золота.
Как металл серебро имеет сильные лунные ассоциации. Часто серебро ассоциируется с Исидой. В римские времена одна аристократка посвятила Исиде статую из литого серебра, в честь любимой внучки, которая умерла в ранней юности. Серебро использовалось в головных уборах и ритуальных украшениях жриц Исиды и храмовых статуй богини. Храмы также чеканили «праздничные монеты» — иногда серебряные, иногда из сплава серебра с другими металлами. Во многих городах древнего мира в разное время чеканились монеты с изображением Исиды или ее атрибутов.
Серебро — сравнительно хрупкий металл, что делает работу с ним более трудной, чем с золотом. Ювелирные изделия из серебра часто изготавливались с использованием восковой отливки, которая затем передавала свои черты расплавленному металлу. Это метод, богатый алхимическими метафорами; такая работа обычно поручалась ученику мастера перед его посвящением в подмастерья.
В настоящее время серебро сравнительно дешево. Во многих магазинах и сувенирных лавках продаются красивые серебряные монеты, медальоны и подвески. Если вам повезет, вы найдете подвеску с изображением одного из священных животных Исиды или даже самой богини.
За небольшую цену можно также приобрести серебряную проволоку или тонкие листочки серебра. Серебряную проволоку можно согнуть в виде защитного символа, а потом заклепать молотком (очень легко сделать таким образом анкх или узел Тета). Обязательно подровняйте острые края напильником или покройте их гладким веществом вроде эпоксидной смолы.
Серебро широко используется в фотографии: изображение формируется благодаря воздействию света на соли серебра. Это соответствует традиционной ассоциации серебра с искусством гадания и с поисками оккультного, или тайного, знания.

Растения

Подробную информацию о растениях см. в главе 14 «В столовых и садах Исиды».

Полудрагоценные и поделочные камни

Аквамарин. Этот бледно-голубой камень символизирует Исиду в качестве богини моря.
Аметист. Этот красивый фиолетовый камень, обладающий целительными свойствами, довольно часто носили жрицы Исиды. При этом кристаллы не предавали огранке, а предпочитали шлифовать в форме кабошона. В храме Исиды в Риме по меньшей мере одна колонна была инкрустирована аметистами.
Берилл. Алистер Кроули в книге «777» ассоциирует этот камень с Исидой.
Бирюза. Священный камень Исиды-Хатор.
Гиацинт. Эта красновато-оранжевая разновидность циркония принадлежит к числу самоцветов, украшающих серебряную статую Исиды в ее святилище в Испании.
Гранит. Эта горная порода была основным материалом для алтарей в храмах Исиды. Вибрации гранита хорошо сочетаются с ее культом и бывают полезны при медитации.
Жемчуг. Благодаря своему мягкому блеску с матовым отливом жемчуг был традиционным даром Исиде в качестве богини моря или богини любви.
Изумруд. Тесно ассоциируется с Тотом, или Гермесом, который, по преданию, создал Изумрудную Скрижаль со знаменитым изречением «что наверху, то и внизу». Изумруды часто предлагались в дар древним храмам Исиды и по-прежнему используются в ее культе.
Коралл. Несколько разновидностей коралла по-прежнему носят названия, происходящие от слова «Исида» (Isisina, Isidella и Isidae). Этот камень соответствует Исиде в ее различных аспектах, связанных с морем и мореплаванием.
Лунный камень. Эта ассоциация едва ли нуждается в объяснениях. Лунный камень превосходно подходит для служения Исиде в ее аспекте богини луны.
Ляпис-лазурь, лазурит. Одним из титулов Исиды было почтительное наименование «лазурная». Оправленный в золото, этот густо-синий камень, часто с блестящими рудными прожилками, представляет особую ценность как символ Исиды и ее матери Нут, богини звездного неба.
Малахит. Этот красивый зеленый камень, который часто встречается в Африке (крупные месторождения расположены в Заире), отлично подходит для служения Исиде как богине зеленых растений и плодородия.
Мрамор. Многие храмы греко-римского периода построены из мрамора, который также служил основным материалом для античных статуй Исиды в ее образах Деметры/ Цереры.
Оливин. Этот минерал вулканического происхождения,еще известный как перидот, приписывался Исиде Алисте-ром Кроули в книге «777».
Рубин. Ассоциируется с Исидой благодаря своему глубокому красному оттенку. Звездчатый рубин упоминается в рукописях как священный камень богини.
Сапфир. Темно-синий сапфир прекрасно подходит для почитания Исиды в ее небесном и звездном аспекте. Звездчатые разновидности сапфира используются как орудие для транса или медитации, когда адепт пристально вглядывается в звезду и медленно поворачивает камень.
Сердолик. В Древнем Египте узел Тета часто вырезали из этого полупрозрачного красновато-желтого камня.
Хрусталь. Египетские мастера достигали поразительного эффекта, вставляя в глазницы своих статуй глаза из раскрашенного хрусталя. Эта методика создавала глубину, имитирующую реальность и до сих пор вводящую в заблуждение многих посетителей музеев, где выставлены коллекции Древнего Египта.
В последние годы о кристаллах кварца было написано так много книг и статей, что здесь об этом не стоит распространяться. Если ограничиться коротким резюме, то природные кристаллы горного хрусталя очень восприимчивы к всевозможным вибрациям и легко заряжаются для выполнения конкретных функций, таких, как исцеление, повышение уровня энергии или улучшение памяти. Просто держите кристалл в руках, посылая через него целительную энергию и думая о той цели, которую вы хотите достигнуть. (Для информации о том, как генерировать целительную энергию, см. главу 11 «Исида — великая враче-вательница».)

Символы Исиды

Анкх. Символ жизни, часто сопутствующий Исиде на ее изображениях египетского периода. Исида пользуется анк-хом, чтобы передавать дыхание жизни.
Гарпун (или любая разновидность трезубца). Исида выковала для себя медный гарпун, чтобы помочь Гору в борьбе с Сетом.
Губка. По некоторым источникам, вездесущая богиня, приветствующая всех независимо от национальности и положения в обществе, иногда изображалась в виде губки, хотя мне не удалось найти ясных ссылок на этот символ.
Жезл. Символ волшебной силы, имеющий фаллические ассоциации, один из атрибутов Исиды. Посохи, с которы-она изображается в египетской иконографии (лотосовый посох и посох Сета), — разновидности магического кезла.
Змеи. Змей часто выносили во время процессий, посвященных Исиде, а ее саму и Осириса изображали со змеиными телами.
Колосья. Существует ряд изображений Исиды с шненичными колосьями в руке — особенно там, где она отождеств-ась с богиней Деметрой либо почиталась как покровительница египетских торговых судов, перевозивших зерно. Корабельный руль. Культ Исиды называли «духовным румпелем», который позволял ее почитателям твердо держать курс по бурным морям жизни.
Корабли. Как богиня мореплавания, путешествующая на ладье Ра или на погребальной ладье Осириса, Исида имеет полное право считать корабли одним из своих символов. Многие суда называли в ее честь, особенно те, которые перевозили грузы зерна между Египтом и другимистранами Средиземноморья.
Тацит, один из ранних комментаторов, обсуждает погребальные обряды викингов (похороны в пылающей ла-№е) и выдвигает предположение, что они происходят от (ритуалов Исиды. Малые суда спускались на воду во время (праздников мореплавания (Isis Navigatum), а модели кораблей несли во время религиозных процессий.
Крылья. Крылатая Исида чаще всего встречается в погребальных скульптурах или там, где она выступает в роли целительницы. Статуи Исиды греко-римского периода не имеют крыльев, но в некоторых случаях Исиду отождествляли с крылатой богиней Никой (Победой). Во время религиозных празднеств жрицы Исиды иногда украшали свои одеяния изображением скрещенных крыльев.
Лампа или светильник. Эти предметы ассоциируются с Исидой, особенно в образе покинутой жены, когда она ищет останки своего мужа Осириса.
Лингам. См. Фаллос.
Магический круг. Алистер Кроули ассоциирует Исиду с магическим кругом, перечисляя ее атрибуты в книге «777».
Мера зерна. Модиус, или сосуд для отмеривания зерна, время от времени можно видеть на изображениях Исиды. Этот сосуд неправильной формы, расширяющийся у горлышка, встречается и на изображениях Сераписа.
Модиус. См. Мера зерна.
Парус. На монетах греко-римского периода Исида часто держит концы раздувающегося паруса, что символизирует ее власть над ветрами и морем. Пентаграмма. Пятиконечная звезда образовывала один из компонентов и в иероглифическом написании ее имени как Isis-Sothis (Исида-Сириус).
Среди исследователей чисто египетской религии существуют разногласия по поводу того, ассоциировалась ли вообще пятиконечная звезда с Исидой или любым другим божеством. Существуют средневековые ассоциации пентаграммы с Девой Марией. В цикле легенд о короле Артуре рассказывается о том, что пентаграмма помещалась как символ защиты на щит рыцаря, носившего ее.
В книге «Трудные вопросы, легкие ответы» специалиста по мифологии Роберта Грейвса есть эссе, озаглавленное «Пентаграмма Исиды».
Покровы Тайны. Алистер Кроули ассоциирует Исиду с Внешним и Внутренним Покровами Тайны.
В мифе о смерти и воскрешении Осириса Исида была вынуждена несколько раз менять обличья: первый раз при бегстве из тюрьмы, куда ее заключил Сет, затем когда она поступила на службу к царице Астарте в Библосе, чтобы быть рядом с гробом Осириса, и еще раз, когда она в одиночестве воспитывала Гора на камышовых болотах. И наконец, Исида прибегла к маскировке, прикинувшись пожилой женщиной, чтобы обмануть Сета и достигнуть острова, где боги решали судьбу Гора. Эти примеры указывают на ее связь с маскировкой, переменой обличий и способностью проходить незамеченной среди людей и богов.
Полная луна. Исида считалась тождественной луне, хотя в Египте эта ассоциация, возможно, не была столь полной. Ее власть над приливами и отливами, имевшая особенно важное значение для греческих мореходов, также сближала ее с луной.
Резец. Это орудие гравера, используемое в магических целях, служило одним из символов Исиды. Поскольку она является создательницей письменности, любое орудие для письма или резьбы может символизировать ее энергию.
Рог изобилия. Символ изобилия и процветания, часто встречающийся на изображениях Исиды греко-римского периода.
Рога. Головной убор в форме рогов полумесяца легко отождествляется с Исидой, хотя его носит и богиня Хатор. Исиду также изображали с коровьими рогами, серповидными рогами сернобыка и, значительно реже, с ветвистыми оленьими рогами. В свою очередь, все они могут быть символическими изображениями рожек полумесяца.
Систр. Распространенный символ культа Исиды, который часто встречается на надгробиях жриц богини или на ее изображениях.
Ситула. Небольшое ведерко, обычно наполненное молоком, которое выносили во время процессий в честь Исиды. Затем содержимое выливали на землю с просьбой о хорошем урожае в этом году.
Скипетр. Скипетр служит главным символом божественной власти Исиды как владетельницы трона и подательницы власти, которая водворяет на царство угодных ей фараонов.
Треугольник. Треугольники, направленные углом вверх или вниз, имеют достаточно четкую ассоциативную связь с Исидой. Перевернутый треугольник — это знак йони, неотъемлемый символ женственности. Философу и математику Пифагору приписывается авторство одного из ее титулов: «Основание Совершенного Треугольника». Считается, что Пифагор был посвящен в мистерии Исиды.
Трон. Трехступенчатый тронный символ Исиды чаще всего встречается как элемент ее головного убора.
Узел Тета или Сета. Этот узел (возможно, стилизованное изображение мужских и женских половых органов) носили как амулет или включали в ритуальное одеяние жриц Исиды. Более подробную информацию см. в начале этой главы.
Урей. Маленькая змея, поднимающая голову в центре налобной повязки, символизирует божественную власть Исиды как царицы Египта. Фаллос. В качестве «той, кто восстанавливает священный фаллос Осириса», Исида ассоциировалась с изображениями фаллоса. Согласно преданию, она создала новый фаллос для Осириса из дерева или золота, посредством которого затем забеременела и родила Гора.
Хлеб. Алистер Кроули ассоциирует хлеб с культом Исиды в качестве магического символа.
Чаша и крест страдания. Алистер Кроули ассоциирует эти магические символы с Исидой в книге «777».
Якорь. Когда послушники проходили обряд посвящения, считалось, что они «встали на надежный якорь» в храме Исиды.

Деревья

Кедр. Торговля ароматной кедровой древесиной с той областью, где расположен современный Ливан, имела важное значение для египтян, которые находили широкое применение этому материалу. Культ Исиды часто начинал свое победное шествие в средиземноморских портах, где загружались египетские торговые суда. Поскольку кедровая древесина пользовалась большим спросом в античные времена, этот вид деревьев в Ливане был практически уничтожен и теперь находится под строгой охраной.
Лимонное дерево. Древесина лимонного дерева иногда использовалась для изготовления ритуальных предметов культа Исиды.
Сосна и ель. Еловая и сосновая древесина использовалась для строительства кораблей, которые спускались на
воду во время праздника мореплавания (Isis Navigatum). Высокие мачты этих кораблей иногда делали из цельных еловых стволов, которые затем обильно украшались; возможно, они были предтечами нынешних рождественских елок.
Одно из празднеств в честь бога Осириса включало вырезание фигуры из сосновой древесины. В конце каждого года старую фигуру сжигали и делали новую, что символизировало смерть и воскрешение Осириса. Кроме того, сосновые шишки часто служили ритуальным даром Осирису.

СПЕКТР ИСИДЫ В РИТУАЛЬНОМ ОДЕЯНИИ

В своем аспекте владычицы света Исида управляет всеми цветами солнечного спектра, и ее многокрасочные одежды предназначены для того, чтобы вселять благоговейный трепет в сердца ее почитателей. Хотя белый цвет был предпочтительным для жреческого сословия (или, по крайней мере, наиболее распространенным), существовали отдельные исключения. Мелапофоры, или «одетые в черное», носили черные балахоны, символизирующие скорбь Исиды, ищущей тело Осириса.
Древний стиль одежды был очень консервативным и мало изменился с течением времени. Современная западная одежда по большей части сковывает движения, термин «застегнутый на все пуговицы» недаром относится не только к одежде, но также к умственной и эмоциональной скованности, ограниченности кругозора. Египетский, греческий и римский стиль одежды во многом опирался на искусство драпировки ткани. Отдельные части сшивались или скреплялись брошью и булавкой, но все остальное требовало умения тщательно сворачивать и подвязывать свободные концы. В определенном смысле, древние не столько одевались, сколько облачали свое тело в одежды.
Хотя для молитвы или ритуала не обязательно иметь специальную одежду, вы можете обнаружить, что ритуальное одеяние создает соответствующий духовный настрой. Ткань постепенно пропитывается вибрациями того места, где она находится.
Цвет, плотность и фактура материала играют свою роль при выборе ткани. Иногда различия очевидны: к примеру, некоторые ткани заставляют вас потеть, а другие создают ощущение прохлады. Состояние вашего тела напрямую влияет на состояние ума. Если вы хотите создать себе ритуальное одеяние, то выберите ткань, которая кажется вам приятной во всех отношениях.
Помните, что одежда сохраняет тепло человеческого тела. Если принять во внимание горящие свечи, воскурения, наличие большого количества людей и небольшие размеры помещения, то можно понять, почему некоторые предпочитают работать практически обнаженными. Жрецов Исиды, как правило, изображали в юбочках-кил-тах, обнаженными по пояс, и гораздо реже — в праздничных тогах. Наиболее распространенное ритуальное одеяние для мужчин и женщин имеет вид современной гала-бии — прямого, свободного балахона с рукавами, который можно приобрести в любой из стран Среднего Востока или в магазинах, где торгуют африканской одеждой.

Одеяние жрицы

Исиду и ее жриц изображали в одеяниях, настолько различающихся по цвету, стилю и фасону, что современным жрицам предоставляется широкий простор для выбора. В храмовых и погребальных росписях Исиду часто изображали в облегающем платье, покрытом яркими ткаными или вышитыми узорами.
В своей книге «Об Исиде и Осирисе» Плутарх, посвященный в мистерии Исиды, описывает ее одежды как «многокрасочные, где сочетаются день и ночь, свет и тьма, вода и пламя, жизнь и смерть, конец и начало». Таким образом, сила богини заключена в материале, который объемлет все и становится всем.
Плутарх противопоставляет это многоцветное одеяние мантии Осириса, в которой, по его словам, нет ничего темного или изменчивого. Вместо этого мантия имеет «один простой цвет — двет света, ибо начало вещей не замутнено и первичный элемент духовного постижения остается чистым. Поэтому эни надевают ее лишь эдин раз, а потом снимает и сохраняют незримой и неприкосновенной, в то время как одеяниями Исиды пользуются многократно».
Жрица Исиды Вивьен не Фэй описывает свои тредпочтения в классическом романе Дион Форчун «Лунная магия». Она избегает основных цветов выбирает утонченные
вешанные тона и пере-швчатые оттенки, по контрасту с яркой губной помадой и длинными лакированными ногтями, хотя для ритуальной работы руки должны гаваться без украшений. Ей нравятся меха и тайные мантии из роскошных тканей. Она носит разные кольца и самоцветы, которые тщательно выбираются в зависимости от своих свойств для дневного или ночного времени суток. Изум-эуды приберегаются на ночь вместе с жемчугами и опа-тами, днем она носит янтарь, кораллы, малахит, лазурит или нефрит.

Одеяние жреца

Апулей описывает одежды, которые он надевал после успешного посвящения в мистерии Исиды. Связанный священными обетами, он чувствует себя вправе говорить о своем одеянии лишь потому, что после ритуала он предстал перед множеством людей, так что подробное перечисление нельзя считать нарушением клятвы, данной во время обряда инициации.
Апулей был облачен в двенадцать священных стол — покровов из тонкого льна, расшитых цветами. Верхняя стола, которая называется Олимпийской, была украшена цветными изображениями индийских драконов и гиперборейских грифонов, «порожденных другим миром». В правой руке он держал ярко горящий факел, а голову его окружал великолепный венок из пальмовых листьев, расходящихся в виде солнечных лучей. «Словно воздвигнутая статуя, оказался я пред взорами народа», — говорит он.
Хотя парадное одеяние Апулея было роскошным, повседневная одежда жреца состояла из простой длинной туники белого цвета. Иногда жрец Исиды носил только узкий килт, оставляя туловище обнаженным или частично прикрытым столой в виде легкого плаща. Жрец очень высокого ранга мог носить леопардовую шкуру в дополнение к килту.
В более поздние времена греко-римские жрецы носили длинные тоги. Их можно было отличить главным образом по бритым головам; часто сбривались брови, ресницы и все прочие волосы на теле. Жрицы греко-римского периода часто прибегали к завивке, или носили «густые длинные волосы, незаметно на пряди разобранные» (так Апулей описывает волосы самой Исиды при встрече с ней на морском берегу). В Египте женщины часто брили голову наравне с мужчинами, но носили парики во время религиозных церемоний.

Воздействие света

Свет горящей свечи, помимо своей ассоциации с теплым солнечным светом, очень благотворно действует на человеческий мозг. Освещение ламп накаливания может меняться от «теплого» до «холодного»; в целом, «теплое» освещение не только приятнее для глаз, но и полезнее для здоровья. И свет свечи, и свет обычной лампочки накаливания усиливает элемент желтого цвета в той одежде, которую вы носите.
Флуоресцентное освещение, которое считается более дешевым и экономичным, оказывает негативное воздействие на разум человека. Частота мерцания и резкое сужение спектра затрудняют мыслительные процессы и снижают уровень внимания. Было бы интересно провести исследование о возможной связи между резким падением уровня научных открытий в США и почти повсеместным переходом к студенческому образованию в аудиториях без окон, с искусственным флуоресцентным освещением.
Как ни странно, хотя неоновые лампы по конструкции сходны с флуоресцентными, они дают очень чистый окрашенный свет ярких оттенков, которые почти невозможно получить другим способом. Хотя постоянное неоновое освещение неблагоприятно для здоровья, оно может служить источником окрашенного света для некоторых ритуалов.

Воздействие цвета

Стиль и покрой вашей одежды по большому счету не влияет на эффективность вашей духовной работы и искренность служения Исиде. Однако хорошо подобранное ритуальное одеяние может обогатить ваш духовный опыт. Цвета одежды, которую вы носите, влияют даже на повседневное восприятие, а тем более — на восприятие священного.
Даже ортодоксальные врачи и ученые начинают признавать силу воздействия разных цветов на деятельность мозга человека. Цвета, которые «вам к лицу», могут не иметь ничего общего с цветами, которые необходимы для вашего мозга. Некоторые цвета возбуждают, другие оказывают расслабляющее, успокаивающее действие. Для ритуальной одежды лучше выбирать цвета, которые способствуют медитации и мыслям о возвышенном.
Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, какие цвета на самом деле вызывают у вас желаемую реакцию. Кроме того, воздействие цвета может меняться в зависимости от эмоционального настроя, состояния здоровья и времени года.
Среда обитания во многом определяет наше восприятие цвета. К примеру, житель пустыни вряд ли будет испытывать большую тягу к желтому цвету, а человек, который живет на берегу моря, не будет тосковать по «ослепительной голубизне». С другой стороны, люди, живущие в условиях городского смога и работающие при флуоресцентном освещении, будут испытывать цветовую недостаточность практически по всему спектру и компенсировать ее за счет яркой одежды для ритуального или повседневного использования.
Некоторые ткани отражают больше света, чем другие. Шелк, несмотря на свою дороговизну, обладает отливом и чистотой цвета, которую трудно найти в других тканях. Искусственный шелк, хотя и синтетического происхождения, приятен на ощупь и обладает многими качествами настоящего шелка при гораздо меньшей цене — например, он очень красиво развевается при ходьбе. Ткани из хлопка тоже хороши, но краски на них тускнеют со временем, и это влияет на ваше восприятие цвета.
Сочетание цветов может быть очень эффективным для создания особого впечатления при проведении ритуалов. Цветовая насыщенность зависит от мощности и расположения источников света и от фоновых расцветок в вашем ближайшем окружении.

Выбор цвета

Выбор цвета для ритуальной одежды — личное дело человека, осуществляется он методом проб и ошибок. Вот некоторые распространенные ассоциации, которые помогут вам при изучении цветового спектра.
Пастельные оттенки считаются более мягкими разновидностями основных цветов и обладают менее выраженным эффектом. Все цвета обладают собственной яркостью: к примеру, желтый цвет очень яркий, поэтому даже пастельный оттенок желтого может дать мощный заряд энергии.
На противоположном конце шкалы яркости находятся темные оттенки синего и матовый черный, которые не столько отражают, сколько поглощают свет. Однако темная ткань, хорошо отражающая свет, будет отбрасывать свой цвет с незначительными добавлениями других частей спектра.
Блестящий темный или черный мех отбрасывает крошечные лучики света всевозможных оттенков — можете проверить это, когда будете гладить дружелюбного Лабрадора или ньюфаундленда, которые греются на солнышке. Но такие спектральные отражения обычно бывают слишком слабыми для эффективного использования или создания особого настроения. Строгая черная одежда усилит воздействие цветов в вашем непосредственном окружении и привлечет больше внимания к оттенку вашей кожи и волос. Всевозможные масла, нанесенные на кожу, отражают белый цвет (все цвета спектра одновременно) независимо от цвета кожи.
Бирюзовый. Успокаивает, но не обладает умиротворяющим эффектом некоторых глубоких оттенков синего. Может вызвать легкую эйфорию. В целом хороший цвет для духовной работы.
Желтый. Оказывает мощное стимулирующее воздействие. Отсутствие или недостаток желтого цвета быстро угнетает психику. В искусственном освещении желтому солнечному свету ближе всего соответствуют обычные лампочки накаливания.
Зеленый. Усиливает творческие способности. Недостаток или отсутствие зеленого цвета может способствовать апатии и шаблонному мышлению. Зеленый цвет превалирует в земном спектре, поэтому его «передозировка» — сравнительно редкое явление. Даже оттенок кожи человека имеет удивительно большую примесь зеленого, поэтому во время телепередач в прямом эфире часто пользуются зеленым фильтром, если оборудование установлено не совсем правильно.
Красный. Повышает уровень энергии; стимулирует умственную и половую активность. Отсутствие или недостаток красного цвета может привести к депрессии. Избыток красного цвета приводит к беспокойству, агрессивности и раздражительности.
Оранжевый. Это стимулирующий цвет. Сходен с желтым и обладает целительным воздействием.
Пурпурный. Оттенки фиолетового, насыщенные красными тонами, оказывают более стимулирующее воздействие, чем такие же оттенки, насыщенные синими тонами.
Многие люди так сильно привержены одному или нескольким из перечисленных цветов, что избегают носить все остальные. Это не очень разумное решение. Если вы носите только пурпурный цвет, это создает недостаток желтого и зеленого, а также тех участков красной и синей части спектра, которые не входят в данный оттенок.
Синий. Утешает и успокаивает. Недостаток синих и голубых оттенков может привести к нервозности и раздражительности. С другой стороны, избыток синего цвета может привести к унынию и депрессии.
Фиолетовый, лиловый, сиреневый. Поскольку все эти оттенки содержат красный и синий цвет в разной пропорции, они оказывают уравновешивающее воздействие и в то же время могут играть роль слабых стимуляторов.
Окрашенный свет можно использовать при проведении ваших личных ритуалов в честь Исиды. Стеклянные масляные лампы с цветным маслом и свечи в сосудах из цветного стекла создают желаемый цветовой эффект.
При экспериментировании с цветом для улучшения качества своих ритуалов вы, вероятно, обнаружите, что гораздо более восприимчивы к различным оттенкам, чем думали. Способность разбираться в тонких градациях тонов и полутонов может приятно удивить вас.

Используются технологии uCoz