Ди Трачи Регула Мистерии Исиды


ГЛАВА 12

ДВЕНАДЦАТЫЙ ЧАС ДНЯ. ИСИДА И ДРУГИЕ БОЖЕСТВА

Описание хотя бы некоторых отношений, связывавших Исиду с другими богами и богинями, как в самом Египте, так и за его пределами, является непростой задачей. К примеру, если Исида была супругой Осириса, а Осирис погиб из-за козней Сета, то почему в большом храмовом комплексе Сохнапу Несос она изображена как супруга Собека, который считается одним из аспектов Сета? Для каждого конкретного факта можно найти иную, часто противоречащую ему информацию.
Сначала нас может озадачить и та легкость, с которой Исида встречается и смешивается с другими богами. Она чувствует себя как дома в обществе божеств, которых некоторые «пуристы» не пустили бы даже на задворки ее пантеона. Национальные, лингвистические и психологические границы мало что значат для Исиды: она странствует повсюду и находит компаньонов там, где ей хочется. Она действительно всеобщая богиня, не ведающая препятствий, — и конечно, ей не составляет труда сломать те жалкие барьеры, которые воздвигает человеческая ограниченность.
Изучая Исиду и ее связь с другими божествами, я попыталась ограничиться теми отношениями, которые имеют прочную историческую или мифологическую основу. Вероятно, вы сможете добавить к этому много нового, если присоединитесь к Исиде в ее путешествиях.


Исида в облике ястреба парит над телом Осириса, в то время как Анубис стоит в ногах его ложа

ИСИДА И ЕГИПЕТСКИЕ БОЖЕСТВА

Исида и Осирис

Исторические параллели. Отношения между Исидой и Осирисом, с одной стороны, и между Гором и Осирисом — с другой, образовывали краеугольный камень для династий египетских фараонов, которые обычно считали себя воплощением Гора при жизни и Осириса после смерти, всегда находясь под защитой крыльев Исиды. Антоний и Клеопатра в политических целях разрабатывали концепцию «новой Исиды» и «нового Диониса», следуя популярному в то время отождествлению Осириса с Дионисом.

Осирис, держащий в руках крюк и цеп, осенен крылом Исиды

Сначала Исиду почитали отдельно как тронное божество, а не как супругу Осириса, хотя, согласно одному мифу, этот союз был заключен еще в утробе их матери Нут.
Мифология. Единоутробные брат и сестра, дети богини Нут, в жизни Исида и Осирис любили друг друга и правили Египтом. Исида оживляет Осириса, восстанавливает его целостность и предоставляет ему право остаться в Нижнем Мире. В свою очередь, Осирис спасает Исиду от жизни-в-смерти, отвечая на ее призыв «приди ко мне!» Осирис избавляет ее от вечной скорби и неизбывной печали.
Изображения. Исиду часто изображали стоящей за троном Осириса, с одной рукой, положенной на спинку трона. Иногда она стоит за Осирисом, осеняя его своими крылами и образуя вокруг него священное пространство. На цветных изображениях кожа Осириса обычно черная или теноватая; он часто держит в руках крюк и цеп, символы арской власти. Осириса в Царстве Мертвых иногда изображали со стоящим пенисом, в то время как Исида парит , его телом в образе ястреба. Исида и ее сестра Нефтида зображались стоящими по обе стороны погребального ложа с телом Осириса.
Духовные параллели. Только восстановив целостность сириса, Исида смогла исцелиться сама; ее бесплодие во зремя совместной жизни с Осирисом, которое остается без объяснения в египетской мифологии несмотря на то, что пара наделяла землю плодородием и изобилием, воз-«ещается ее способностью родить ребенка после смерти сириса.
Чтобы Исида смогла зачать, ей пришлось пройти через тел Страстей, в средневековом религиозном понимании гого слова: испытать душевные и телесные муки в поис-шх Осириса. В их безупречной гармонии с Осирисом не 5ыло необходимости или возможности для создания но-)й божественной сущности. Образование двух триад 1сида — Осирис — Гор и Исида — Осирис — Сет) вдохнуло в сюжет новые возможности развития. Исида и Осирис, более не находившиеся на одном плане бытия, теперь могли создать другую божественную сущность, динамичного посредника между Царствами жизни и смерти.
Осирис, ныне действовавший на внутреннем плане, который считался более «женственным» по своей природе, находился за пределами повседневных забот, которые часто сковывали египетских богов, отвлекая их энергию и внимание от других целей. Он удалился в иную сферу, стал более отрешенным и приобрел космические аспекты, сходные с ролью его матери Нут, которую нельзя было беспокоить ради присутствия на шумных судилищах под председательством бога Ра. С ней связывались лишь через послания от других богов. (Возможно, Нут хорошо понимала, к какому результату это привело: ее рекомендация отдать верховный трон Гору была оставлена без внимания, и склоки между богами продолжались.)

Исида и Гор

Мифологические параллели. В любой дискуссии о Горе сначала нужно отметить, что в Древнем Египте существовало два отдельных божества, носивших это имя, и даже сами египтяне не вполне представляли, где заканчивалось одно и начиналось другое. Нас больше интересует Гор-младший, сын Осириса и Исиды, который, как считалось, находился в ее утробе еще тогда, когда она ожидала своего рождения из чрева богини Нут.

Гор, сын Исиды и Осириса

Гор был довольно хилым младенцем, со слабыми ногами, и едва не умер от укуса скорпиона, пока Исида ходила выпрашивать подаяние. Исида учила его быть сильным, чтобы отомстить за своего отца, но отношения между матерью и сыном были далеко не безоблачными. В одном варианте мифа утверждается, что Гор однажды изнасиловал Исиду; в другом варианте он в гневе отрубает ей голову, когда она освобождает Сета. (Тот, стоявший поблизости, заменил отрубленную голову коровьей, что объясняет тесную ассоциацию Исиды с богиней Хатор.)
Кроме того, бог Меру, которого почитали в Нубии и Филах, по некоторым источникам считается сыном Гора и Исиды.
Изображения. В египетской иконографии Гора обычно изображали хорошо сложенным мужчиной с головой ястреба. Однако на изображениях Гора-ребенка ястребиная голова отсутствует. В греко-римскую эпоху Гора называли Гарпократом или Айоном. Чаще всего Гарпократа изображали в образе маленького мальчика, прижавшего палец к губам. Этот жест имеет двоякое толкование: с одной стороны, это сосательный рефлекс, символизирующий младенчество, а с другой — призыв к посвященным надежно хранить священные тайны.

Гарпократа легко узнать по пальцу, поднесенному к губам

Духовные параллели. Исида и Гор олицетворяют временами напряженные, но плодотворные отношения между сыном и матерью. Эта связь не считалась для Гора обременительной или умалявшей его силу. Исида всемерно способствует его развитию и независимости, хотя на этой почве между ними возникают трения.

Исида и Анубис

Исторические параллели. Культ Анубиса был широко распространен в Египте из-за его тесной ассоциации с богами эниеады.

---------------------------
Эннеада, или девятка богов; в египетской мифологии девять изначальных богов Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. — Прим. пер.

Некоторые ритуалы в его честь, возможно, бьши заимствованы из культа Упуата, другого божества с головой шакала.
Во многих греко-римских храмах Исиды и Сераписа Анубиса почитали наравне с ними, иногда как божество врачевания. Когда греческие авторы с неодобрением отзывались о «египетских богах с головами животных», они в первую очередь имели в виду Анубиса, чье участие всегда ощущалось в ритуальных процессиях, устраиваемых в честь Исиды.
Почитатели Анубиса, которых называли анубофорами, выносили его статую во время подобных процессий, в то время как жрецы надевали маски в виде головы шакала.

Анубис, взвешивающий души мертвых

Культ Анубиса в Римской империи распространился так широко, что будущий император Домициан однажды избежал смерти, облачившись в одежды жреца Анубиса, чтобы пройти незамеченным в толпе мятежной черни.
Обсуждая вопрос о разделении дня и ночи между Исидой и Нефтидой, Плутарх предположил, что Анубис символизирует линию горизонта, которая проходит между днем и ночью и в равной мере обладает их свойствами. Согласно теории Роберта Темпла о сириусском происхождении египетских богов, этот «горизонт» на самом деле является орбитой в звездной системе Сириуса.

-------------------------------
Роберт Темпл, «Загадка Сириуса». Рочестер, 1987.

Мифологические параллели. В наиболее известном мифе Анубис представлен как сын Осириса и Нефтиды, которая зачала его после тайной встречи с супругом Исиды. Страшась гнева Сета, Нефтида оставила уродливого младенца в глуши, где Исида впоследствии нашла и воспитала его. По крайней мере один древний источник называет Анубиса сыном Исиды.
Анубис, известный в Древнем Египте под именем Аиупу, помогал Исиде в поисках тела Осириса и вместе с ней — создатель искусства бальзамирования. Он встречает души недавно умерших людей в Нижнем Мире и проводит их в зал суда, где заседает Осирис. Он также играет ключевую роль в церемонии «открывания рта», где снабжает жрецов волшебным железом для изготовления ритуального скобеля.
Изображения. Чаще всего Анубис изображается в виде человека с головой шакала либо в виде шакала (реже собаки). На некоторых изображениях он предстает в облике римского центуриона, а на одном плохо сохранившемся рисунке он держит в руках лук — возможно, символ, связывающий его с «собачьей звездой» Сириусом, которая также была известна под названием «звезда стрелы». На барельефе в Абидосе, одном из двух главных центров культа Осириса, Анубис изображен полностью в человеческом облике.
Духовные параллели. Анубис создает мощную защитную энергию. Он может служит проводником в астральных путешествиях и быть помощником в поисках нового знания. У Анубиса в его животной форме можно просить защиты для храма или дома. Он присутствует безмолвно, но всегда начеку.

Исида и Нефтида

Мифологические и духовные параллели. Связь между Исидой и Нефтвдой очень древняя и восходит к самым ранним изображениям богинь, оплакивающих смерть Осириса. В их отношениях есть немало эмоциональных проблем. Прежде всего, они считаются сестрами, рожденными из утробы богини Нут. Они супруги двух братьев, Сета и Осириса. Хотя союз между Исидой и Осирисом был заключен по любви, охватившей их обоих, когда они еще находились в чреве, нет никаких сведений о причинах союза между Сетом и Нефтидой. Скорее всего, он был насильственным.
Несмотря на любовь Осириса к Исиде, Нефтида смогла соблазнить его, приняв облик своей сестры. Поскольку они были двойняшками, это не составило большого труда для нее. Со своей стороны, Сет вожделеет к Исиде — по меньшей мере как к божеству, наделяющему царской властью, а Нефтида не разделяет этой функции со своей сестрой. Согласно одной из надписей в Дендере, Сет знает, что «без Исиды никто не может занять престол».
По сведениям более поздних источников, Анубис, бог с головой шакала, считается плодом союза между Нефтвдой и Осирисом. Анубиса бросают в пустыне по приказу Сета, но Исида находит и воспитывает его.

Слева направо: Нефтида, Осирис и Исида

После смерти Осириса Исида и Нефтида вместе скорбят по нему; в некоторых мифах Нефтида принимает участие в поисках тела Осириса. Здесь, как и в других случаях, сильное родственное чувство Исиды преодолевает такие эмоции, как ревность и жажда мести. Она принимает Нефтиду в качестве спутницы, а позднее щадит Сета даже после того, как он покушается на жизнь ее сына Гора.
Некоторые связи становятся яснее, если отойти от структуры семейных отношений и рассматривать действующих лиц как отдельных богов и богинь. С этой точки зрения, Исида предстает одновременно в своем светлом аспекте и как сумрачная Нефтида; она играет роль верной жены и коварной соблазнительницы. Осирис тоже рассматривается в двух аспектах: бог-миротворец уравновешивается яростным Сетом, бог зеленых растений дополняется пламенной натурой его брата, живущего в пустыне.
Нефтида, чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими — как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. В этом облике она тесно ассоциировалась с Сешат, богиней — покровительницей архива царствующего дома фараонов, определяющей продолжительность их правления.
Особым временем суток для Нефтвды были предрассветные и закатные сумерки. Считалось, что она родилась в Секхеме, который был центром ее культа. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».
Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтвда носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Ее также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, ее чтили как богиню врачевания.
Изображения Нефтида — сестра-близнец Исиды, на изображениях обычно отличается от нее лишь головным убором, на мой взгляд, напоминающим купальню для птиц, основанием которой служит тронный символ Исиды.

Исида и Сет

Исторические параллели. Культ Сета существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Некоторые фараоны считали себя особенно обязанными Сету и пользовались его именем в своих титулах, хотя эта традиция могла происходить от «узла Сета», который ассоциируется с Иси-дой. Некоторые чужеземные завоеватели Египта воздавали почести Сету как противнику традиционного
порядка, надеясь таким образом оправдать свои притеснения.
Мифологические параллели. Исида и Сет постоянно воюют друг с другом и отражаются друг в друге. Это взаимодействие и борьба противоположностей. В определенном смысле, сумеречные качества жены Сета Нефтиды кажутся более соответствующими вынужденной пассивности Осириса, а динамичность Исиды хорошо уравновешивает опасное хитроумие Сета.
Преступления Сета против Исиды подробно описаны в мифах: он вожделеет к ней, убивает Осириса, заключает Исиду в темницу и пытается убить ее сына Гора. Он сражается с Гором за трон Египта — как физически, так юридически, даже пытаются изнасиловать его... этот список можно продолжать.

Богиня Сешат, глава «дома жизни» фараонов, ассоциировалась с Нефтидой

Приверженцы Сета (а эни всегда существовали в Египте, наряду с последователями других культов) утверждали, что он был старшим сыном Нут и Геба, родившимся до Осириса, потому имел больше прав на рон, чем Исида. С этой очки зрения Исида и Осирис являются узурпаторами: Осирис занимает чужое лесто на троне благодаря незаконному браку со своей сестрой.
Изображения. «Животными Сета», использовавшимися для изображений этого божества, в разное время были дикий осел, собака, муравьед, окапи (животное, родственное зебре), и другие. Некоторые считают, что первоначальное
«животное Сета» принадлежит к давно вымершему виду. Иногда Сета изображают в короне Верхнего и Нижнего Згипта, в основном эти изображения появились в период правления фараонов, прибавлявших его имя к своему ти-гулу.
Духовные параллели. Могущественная энергия Сета
ногда символизировалась в виде скованного крокодила ли гиппопотама, причем Исида держала в руке конец депи, что указывало на его подчиненное положение. Считалось, что силу Сета, обузданную Исидой, можно направлять на достижение благих целей, но даже в лучшем случае отношения между этими двумя божествами напоминают вооруженный нейтралитет.

Сет в образе скованного гиппопотама, побежденный

Энергия Сета в его человеческом облике возбуждает насилие и сеет раздоры, поэтому его приверженцы, какими бы лозунгами они ни прикрывались, редко ведут мирную жизнь.

Исида и Тот (Тахути)

Мифологические параллели. В египетской мифологии Тот является божеством, которое играет с луной, чтобы получить часть ее циклов для создания пяти дополнительных дней в году — тех самых дней, когда Нут сможет родить божества из группы Осириса. Он также помогает Исиде бежать из тюрьмы, куда Сет помещает ее после смерти Осириса.
Тот служит посредником между Исидой и солнечным богом Ра, когда Исида взывает к Солнцу с просьбой остановить свой бег по небосводу, пока ее сын Гор не будет излечен от укуса скорпиона. Имена Тота и Исиды связаны с созданием письменности и один из титулов Тота — «Повелитель божественных слов». Именно Тот дарует дыхание жизни новорожденному Осирису, появляющемуся на свет из чрева своей матери Нут.


Тот (Тахути) и его обезьяна

Духовные параллели. Тот — олицетворение искренности и ясности мысли. Он мудрый покровитель писцов, в совершенстве владеющий искусством письма и умеющий распутать крючкотворство своих подопечных, когда это бывает необходимо. Он держит ключи от хранилища мудрости, а в его храмах «есть тайные чертоги, где хранится знание, неизвестное даже фараонам». Он филолог, способный найти скрытые оттенки смысла в разговорном и письменном языке. Как посредник в отношениях между разными божествами, или между богами и людьми, он, пожалуй, более склонен к справедливости, чем большинство из тех, кому он служит.
В некоторых историях утверждается, что Тот был отцом Исиды. Позднее он ассоциировался с алхимией и считался автором многочисленных алхимических трактатов. Знаменитый афоризм «что наверху, то и внизу» происходит от «Изумрудной Скрижали», авторство которой приписывается Гермесу (Тоту).
Тот обычно изображался в виде божества с головой ибиса и письменной табличкой в руке. Иногда его сопровождает «собакоголовая обезьяна Тота» в образе павиана.

Исида и богини-скорпионы

Когда Исида бежала из тюрьмы, куда Сет заключил ее после убийства Осириса, ее сопровождали семь богинь-скорпионов. На стеле Меттерни-ха, датируемой примерно 370 г. до н. э., Исида перечисляет своих спутниц: «Два скорпиона, Тефен и Бефен, шли за мною; Местет и Месте-теф держались по обе стороны от меня; Петет, Тхетет и Матет шли впереди, чтобы подготовить путъ для меня».

Статуэтка Исиды-Серкет в образе скорпиона, из коллекции автора

Эти божественные охранницы позднее поджигают дом женщины в наказание за то, что она отказалась предоставить свой кров Исиде на одну ночь. Исида, тронутая горем этой женщины, вызывает дождь, чтобы погасить пламя. Тогда женщина признает в ней богиню и предлагает оказать ей всяческую помощь. Саму Исиду иногда называли «скорпионом Бехдет», особенно в связи с Гором из Эдфу.
Серкет — богиня в облике скорпиона — тесно связана с Исидой. На одном рисунке Серкет показана в образе женщины с головой сфинкса и телом скорпиона с изогнутым хвостом. Ее голова увенчана короной Исиды с рогами полумесяца и солнечным диском. Эта Исида-Серкет — наиболее мощный защитный аспект богини, к которому можно обращаться лишь в крайних случаях из-за ее вспыльчивого нрава.

Богиня Серкет

Исида и Хепри

Возможно, Хепри был первоначальным солнечным божеством Древнего Египта до возвышения культа Ра и других солнечных богов. Считалось, что Хепри сотворил себя сам и был единственным прародителем Тефнут и Шу, которые, в свою очередь, породили Геба и Нут — родителей Исиды, Осириса, Нефтиды, Сета и Гора-старшего. Хепри сотворил Тефнут и Шу, совокупившись с собственной тенью. Шу был богом воздуха и солнечного света, а Тефнут — богиней влаги. Все эти божества образуют один из вариантов египетской эннеады.
Древние египтяне верили, что скарабеи создают себя из неживой материи — возможно, потому, что маленькие скарабеи появлялись на свет из навозных шариков, куда самка жука откладывает яйца. Изображение скарабея в Египте было весьма популярным амулетом, полезным как для живых, так и для усопших в Нижнем Мире. В наши дни символ скарабея тоже встречается очень часто (см. разделы «Египетские «рунные камни» и «Гадание со скарабеями» в главе 22 «Оракулы Исиды»).

Исида и Бает

Кошачья богиня Бает часто ассоциировалась с Исидой, и в храмах Исиды обычно держали кошек. Согласно одной теории о распространении домашних кошек в странах Европы и Ближнего Востока, они появились там вслед за строительством храмов Исиды.


Бог Хепри в солнечной ладье

Изображения. Баст изображалась в образе сидящей кошки или женщины с кошачьей головой. В руке она часто держит систр. На некоторых рисунках можно видеть котят, играющих у ее ног. Статуи Бает в ее кошачьем аспекте украшались бусами, золотыми сережками и другими ювелирными изделиями.

Египетский талисман с изображением кошки

Духовные параллели. Египетское слово Бает разделяется на Ба-Аст, что можно перевести как «душа Иси-ды». Сочетание напористости и хладнокровия, свойственное многим кошкам, — хорошая метафора для описания самой Исиды. Среди титулов Бает есть «дочь Исиды», хотя в египетской мифологии природа их отношений остается неясной. Можно предположить, что Бает была дочерью Исиды и Ра (в некоторых источниках Исиду называют супругой Ра).
Культ Бает был особенно силен в городе Бубастисе, который славился своими праздниками, где, по свидетельствам современников, за один день выпивали больше пива, чем за год во всем Египте. Поэтому Баст ассоциировалась с божественным опьянением, танцами, музыкой и женской сексуальностью. Эти аспекты очень сближают ее с Хатор, которая считалась одним из воплощений Исиды, хотя с точки зрения приверженцев ее культа все обстояло как раз наоборот: для них Исида была воплощением Хатор.

Исида и Хатор

Исторические параллели. В некоторых своих аспектах Исида и Хатор почти взаимозаменяемы, особенно в качестве Божественной Кормилицы фараонов.

Богиня Бает в необычном виде — с львиной головой (вероятно, как один из аспектов Сехмет)

Возможно, что представление об Исиде как о «хозяйке дома Гора» привело к появлению отдельной богини, выполнявшей эту функцию. Греки отождествляли Хатор с Афродитой (впрочем, как и Исиду).
Мифологические параллели. Хотя в сохранившихся мифах нет упоминаний об отношениях между Исидой и Хатор, они, несомненно, считались сходными божествами. В истории о противоборстве Гора и Сета Хатор пытается развеселить мрачного бога Ра, танцуя перед ним, чтобы он вернулся в зал Священного суда. Имя Хатор (произносится «хат-хор») означает «дом Гора», что указывает на ее связь как с более древним старшим Гором, так и с младшим Гором, сыном Исиды.
Изображения. Иконография (символы и атрибуты) Хатор и Исиды очень сходна: обе увенчаны рогами и полумесяцем. В некоторых случаях богинь можно различить лишь по иероглифам их имен.
Хатор иногда носит на голове повязку, завязанную узлом на затылке, которая не встречается на изображениях Исиды.

Хатор

Духовные параллели. Хатор и Исида — преимущественно светлые божества, желающие счастья своим почитателям. Одна богиня почти всегда присутствовала в храмах Другой. Можно сказать, что Хатор обладает всеми жизнерадостными аспектами Исиды, оставаясь в стороне от темных и скорбных аспектов, связанных с Царством Мертвых.
Она предстает в образе жены, иногда матери, но не любовницы, как Исида. Она не преодолевает особых препятствий и не переживает тяжких невзгод, хотя в некоторых мифах именно Ха-тор, а не Сехмет (глаз Ра) собирается уничтожить человечество. Единственное, что может умилостивить разгневанную богиню, — жертвенное пиво, подкрашенное красным для напоминания о крови.
Одна из современных жриц Исиды предположила, что «Хатор -- это Исида до замужества с Осирисом». В этой юмористической гипотезе есть определенная доля истины.

Бюст богини Бает, из коллекции автора

ИСИДА И АЗИАТСКИЕ БОЖЕСТВА

Исида и Кали

Исторические параллели. Я не обнаружила исторических материалов о связи между культами Исиды и Кали, но обе они считаются предшественницами Черной Мадонны, имевшей почитателей по всей Европе. Цыгане, которых — справедливо или несправедливо — связывают с культом Исиды, ведут свой род от земли, находившейся под владычеством Кали.
Мифологические параллели. Эти два божества не имеют] общей мифологии.
Духовные параллели. Исида в ее темном, или «черном», аспекте известна под титулом Разрушительницы, который она делит с Кали. (Дополнительную информацию о тем-
ных аспектах Исиды см. в разделе «Среди витков лабиринта» в главе 16 «Исида как богиня любви».)

Исида и Ганга

Ганга — индуистская богиня, покровительница реки Ганг. В Оксиринхском папирусе, где перечисляются имена и атрибуты Исиды в других странах, говорится о ее владычестве над областью Ганга. Возможно, это просто аналогия власти Исиды над нильскими водами, распространенная на другую великую реку.
Исида и Харита
Исторические и мифологические параллели. Уильям Мак-квитти, автор книги «Остров Исиды», считает, что в Азии Исиду наделяли чертами богини бедствий Хариты. Эта богиня носила титул «Матери пятисот демонов», но была обращена в буддизм самим Буддой.

Исида и Тара

Многоликая Тара, чей собирательный образ Великой Матери делает ее, пожалуй, самой уважаемой богиней Востока, имела много почитателей, любивших ее и в то же время страшившихся ее гнева.
Изображения. Тара обычно изображалась с цветком лотоса и в диадеме в форме полумесяца. Луна и лотос часто упоминаются в хвалебных песнях, сложенных в ее честь. Ее пояс завязан узлом, напоминающим узел Тета у Исиды.
Духовные параллели. У Тары и Исиды есть ряд сходных титулов и атрибутов. Как и Исида, Тара является спасительницей, богиней-матерью, врачевательницей и защитницей. Она считается бодхисаттвой*,

---------------------
* Бодхисаттва (тот, чья сущность — просветление; санскр) — в буддизме Махаяны идеальное существо, которое выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. —- Прим. ред.

достигшей бесконечного совершенства, однако не отвратившей свой слух от нужд обычных людей. Тара всегда готова протянуть руку помощи своим последователям.

Исида и Гуань Инь

Исторические и мифологические параллели. Гуань Инь сравнительно поздно приобрела широкую известность в Китае, поэтому, возможно, образ Исиды был включен в некоторые аспекты ее мифологии. Ее эволюция из первоначально мужского божества (Авалокитешвара) не вполне ясна и, вероятно, совершалась под влиянием греко-римских знаний об Исиде.

Гуань Инь

Изображения. Когда Александр Великий завоевал часть Индии, он оставил на покоренных территориях греческих наместников. Эти наместники, естественно, принесли с собой греческую архитектуру, искусство и религиозные обряды. В провинции Гайдара процветала смешанная греко-индийская культура; здесь вырабатывался стиль, элементы которого и поныне можно видеть на современных изображениях индийских богов и богинь. У Исиды было много возможностей повлиять на развитие других религий, и, может быть, поэтому узел Тета и цветок лотоса впоследствии стали атрибутами Гуань Инь. Ее также часто изображали с ребенком на коленях или с несколькими детьми.
Духовные параллели. Светлые аспекты Исиды и Гуань Инь во многом совпадают — в частности, это опека маленьких детей и особые благодеяния для женщин. Поэтому воззвания современных жриц Исиды к силе Гуань часто оказываются успешными.

Исида и Нюйва

Наименее известная из азиатских божеств, Нюйва разделяет с Исидой некоторые из ее аспектов. Она и ее брат-супруг Фу Си чаще всего изображались в образе двух змей, чьи хвосты переплетены в священный узел, что характерно для поздних изображений Исиды и Осириса, а также Исиды и Сераписа. Нюйва и Фу Си, образующие первичную божественную пару в Древнем Китае, тоже принесли своему народу многочисленные благодеяния. Они дали людям сельское хозяйство, научили их обрабатывать металл, строить суда, заложили основы врачевания и многих других наук и искусств.

ИСИДА И ГРЕКО-РИМСКИЕ БОЖЕСТВА

Исида ассоциировалась и смешивалась со многими греческими богинями, включая Геру, Афродиту, Деметру, Персефону и других.

Осар-Апис (Серапис)

Исида и Серапис

Исторические параллели. До недавнего времени многие ученые полагали, что культ Сераписа был учрежден Птолемеем для синтеза между греческими богами и божествами покоренного Египта, а впоследствии распространился по всему Средиземноморью. Однако культ Сераписа, или Осар-Аписа, возник спонтанно. Это подтверждается недавними исследованиями, показывающими, что в тех местах, где Птолемей вроде бы пытался предпринять «религиозную экспансию», совместные храмы Исиды и Сераписа встречаются очень редко. В других местах, где цари и царицы из династии Птолемеев не могли получить никакой пользы от утверждения новой веры, храмы и другие свидетельства существования культа Сераписа встречаются значительно чаще.
Плутарх дает описание культа Сераписа (в его транскрипции — Сараписа), сосредоточенное на аспектах Нижнего Мира*.

--------------------
* См. Приложение 2 в конце книги.

Сераписа почитали как божество активных и решительных действий, поэтому он пользовался особым почетом в римских легионах, о чем свидетельствуют многочисленные обетные таблички с его именем. В некоторых местах Серапису посвящали боевое оружие.
Мифологические параллели. Существует очень мало мифологических или литературных материалов, связывающих Исиду и Сераписа. Несмотря на это, археологи обнаружили десятки древних храмов, где эти два божества мирно существовали рядом в течение столетий.

Серапис и Исида

Изображения. Сераписа обычно изображали как мускулистого человека средних лет с курчавыми волосами и бородой — совершенно не в духе египетской традиции. По ассоциации с Сераписом, Исиду иногда изображали в виде римской аристократки с завитыми волосами, с бахромчатой шалью на плечах. Она также могла держать в руке какой-нибудь атрибут Деметры, например пшеничный колос.
Еще Исиду и Сераписа изображали в виде двух змей с тесно переплетенными хвостами.
Духовные параллели. Серапис — более жизнерадостный аспект Осириса, особенно известный и почитаемый как божество врачевания. Исида и Серапис в качестве супругов представляют собой довольно степенную и скучную, но все же образцовую модель отношений между мужем и женой. Их роль богов плодородия, символизируемая корзиной для зерна (модиус, или мера зерна), которая часто изображалась на голове у Сераписа, имела особенно важное значение в Римской империи, зависевшей от плодородия Египта — тогдашней «житницы Рима».

Серапис

Исида и Зевс

Исторические и мифологические параллели. Исида связана с Зевсом двумя основными способами: через свое отождествление с богиней Ио и через отождествление Зевса с
Сераписом. Статуи Зевса-Сераписа встречаются довольно часто, а в некоторых местах их почитали как одно божество. Церемониальный клич «Един Зевс Серапис!» можно рассматривать как намек на своеобразный монотеизм, основанный на идее единого бога в двух ипостасях.
Духовные параллели. Отношения Зевса и Исиды напоминают ее отношения с Ра. Это ненадежный альянс. Исида никогда не принимала подчиненного положения по отношению к другим богам, и сочинителям мифов было весьма затруднительно сделать ее супругой Зевса. В отдельных случаях Исиду отождествляли с Герой, но эта аналогия очень смутная и ограниченная.

Исида и Артемида/Диана

Исторические и мифологические параллели. Во многих местах греко-римского мира Исида и Артемида считались аспектами одного божества. У Ксенофонта есть описание приключений жрицы, равно преда-ной двум богиням и почитающей одну божественную сущность под разными именами.
Артемида, девственная богиня охоты, кажется чрезвычайно далекой от материнских и эротических аспектов Исиды. Тем не менее во многих греческих храмах и святилищах имеются изображения этих богинь и алтари, посвященные Исиде-Артемиде, или Артемиде-Исиде. Поскольку обе считаются лунными божествами, между ними можно найти больше точек соприкосновения, чем кажется на первый взгляд.

Гравюра Дианы XIX в., с характерным лунным полумесяцем на голове

Изображения. Диану или Артемиду можно узнать по украшению на голове в виде полумесяца — и, разумеется, этот символ связывает их с Исидой.
Духовные параллели. Будучи независимыми по своей природе, Исида и Артемида/Диана побуждают своих поклонников к самодостаточности и умению полагаться на собственные силы. Между двумя богинями можно найти неожиданные параллели — например, Исида требовала от своих служителей в определенное время соблюдать обет целомудрия, а беременные женщины обращались к Артемиде за помощью для облегчения родов.

Многогрудая Артемида (Диана) Эфесская

Исида и Ио

Исторические и мифологические параллели. Некоторые авторы считают Ио жрицей Геры, пострадавшей от ненасытной страсти Зевса. В этом нет ничего удивительного: Зевс обычно испытывал желание ко всем существам женского пола, богиням и смертным женщинам. В своей превосходной книге «Богиня-колдунья» Джанет и Стюарт Фаррар утверждают, что на самом деле Ио была древней лунной богиней в образе коровы, которая дала свое имя Ионическому архипелагу. Ио также иногда ассоциировалась с Европой, которой мы обязаны собирательным названием для европейской части западного мира.
Когда Гера узнала об измене мужа, Зевс превратил Ио в корову, чтобы избавить ее от гнева своей супруги. Но Гера сама превратилась в овода и преследовала несчастную корову вплоть до Египта, где та, предположительно, стала Исидой.
Эта история — довольно поздняя выдумка греческого происхождения и не может рассматриваться как вариант происхождения культа Исиды. Знания и атрибуты различных божеств передавались из Египта в Грецию, а не наоборот.
Изображения. Ио часто изображали девушкой в греческой тунике, с полумесяцем на лбу или с маленькими коровьими рогами, выглядывающими из-под прически. На мозаиках и фресках с изображением Ио можно увидеть египетские мотивы — сфинксов, крокодилов и др.

Исида и Деметра/ Персефона

Исторические и мифологические параллели. Даже древние греки признавали, что мистерии Деметры имеют египетское происхождение. Элементы мифа об Исиде, ищущей тело своего мужа Осириса, включены в миф о Демет-ре, которая считалась путеводным божеством, оказывающим покровительство в духовных и физических поисках. В качестве богини мертвых Персефона является супругой повелителя Нижнего Мира, которого можно рассматривать как божество, аналогичное Осирису.

Деметра

Изображения. Деметра и эллинизированная Исида почти неотличимы друг от друга, особенно если изображение не снабжено надписью с именем богини. Деметра иногда изображается в египетском головном уборе, в то время как на греческих изображениях Исида чаще держит колос (символ Деметры), а не систр.
Существует также несколько статуэток Коры-Исиды, где она выступает как богиня смерти в сочетании с Корой, которая является аналогом Персефоны.
Духовные параллели. История Деметры — богини-матери, которая теряет своего возлюбленного, — имеет сходные черты с историей Исиды. Как и Исида, Деметра отправляется на поиски возлюбленного и с огромным трудом достигает лишь частичного успеха, стараясь вернуть его к жизни.

Исида и Дионис

Жрец Диониса

Исторические и мифологические параллели. Жизнерадостные аспекты Осириса — музыканта, танцовщика и любовника — отождествлялись с Дионисом. Поскольку Исида и Осирис считались изобретателями виноделия и пивоварения, эта ассоциация вполне правомерна. Дионис хорошо отображает экстатическую, шаманскую сторону Осириса. В некоторых районах Греции Исиду называли супругой Диониса.
Духовные параллели. Покровитель безудержной радости и божественного опьянения, Дионис отражает те аспекты Осириса, которые не сохранились в дошедших до нас египетских мифах, где он предстает в первую очередь как властелин Нижнего Мира, приветствующий души умерших. Диониса можно считать воплощением тех активных, эротических и возбуждающих качеств Осириса, которые больше всего любила Исида.

Исида и Венера/Афродита

Исторические и мифологические параллели. Исиду и Афродиту почитали как одно божество во многих местах. Любовь Исиды и ее страсть к Осирису были главными точками соприкосновения.
Изображения. Известны статуэтки Исиды египетского происхождения. Исида-Афродита обычно изображалась обнаженной и носила только бусы и другие украшения.
Духовные параллели. Исида и Афродита благосклонно смотрят на человеческие слабости и с готовностью отвечают на обращенные к ним просьбы о любви. Они также разделяют аспекты богини моря и допускают присутствие куртизанок в своих храмах. Священная проституция, менее характерная для культа Исиды, все же имела здесь место. В одном из египетских мифов утверждается, что Исида торговала своим телом в те годы, когда она скрывалась от Сета.

ИСИДА И КЕЛЬТСКИЕ/СКАНДИНАВСКИЕ БОЖЕСТВА

Исида и Цернунн

Исторические параллели. Экспансия Римской империи привела Исиду в сердце Галлии, где существовал культ Цернунна, оленьего бога, который считался повелителем Подземного Царства, связанного с циклами умирания и возрождения природы. Существует хотя бы одно кельтское ритуальное блюдо, где Цернунн изображен в обществе чужеземных египетских божеств.
Мифологические параллели. Нам не удалось обнаружить мифов, связывающих эти два божества друг с другом.
Духовные параллели. Когда Исида изображается с оленьими рогами вместо обычных коровьих рогов, ее энергия удивительно хорошо сочетается с образом Цернунна и их легко представить как божественных супругов.
Мужская сила оленьего бога сходна с силой священного быка Аписа из Египта. Работа с энергиями Исиды и Цернунна усиливает чувство связи с землей и всеми живыми существами. Цернунн как предводитель дикой охоты находит достойную пару в лице Исиды, владычицы ветра и грома.

Исида и Фрейя

Исторические параллели. Древнеримский писатель Тацит в своем очерке «Германия» отмечает, что одно скандинавское племя чтило Исиду, хотя приведенные им свидетельства выглядят недостоверно. Существует мнение, что обычай «огненного погребения» на ладье, принятый у викингов, был связан с египетскими ритуалами.
Мифологические параллели. Насколько нам известно, не существует мифов, подразумевающих связь между этими двумя богинями.

Фрейя в своей колеснице, запряженной кошками

Духовные параллели. Фрейя, повелевающая валькириями, спускается на землю вместе с Одином и выбирает наиболее доблестных среди павших воинов, которые войдут в Вальгал-лу, чтобы пировать в чертогах Одина и сражаться в его битвах. Поиски Фрейи сходны с поисками Исиды, возрождающей Осириса, чтобы он мог занять место на троне Нижнего Мира. В своей книге «Богиня-колдунья» Джанет и Стюарт Фаррар указывают на то, что Фрейя/Фригг была сестрой и женой Одина; она обладала волшебным плащом из перьев сокола, который позволял ей летать. Здесь прослеживается аналогия со способностью Исиды превращаться в сокола. Колесница Фрейи, запряженная кошками, напоминает колесницу Исиды, в храмах которой часто держали кошек.

Фрейя на поле сражения

Исида и Один

Исторические параллели. См. «Исида и Фрейя».
Мифологические параллели. Нет мифов, указывающих на какую-либо связь между этими двумя божествами. В «Британской Эдде», которая оказалась литературной подделкой, есть попытки провести аналогию между Тором, сыном Одина, и Гором, сыном Исиды.
Духовные параллели. В отсутствие мифологической связи можно обнаружить удивительное духовное родство между Одином и Исидой. Исида готова на все ради новых знаний — она даже обманывает своего отца Ра, чтобы выведать его тайны. Это роднит ее с Одином, который пожертвовал собственным глазом ради того, чтобы достичь просветления и узнать руны. Оба божества иногда прибегают к перемене облика для достижения своих целей. Исида превращается в пожилую женщину, чтобы пробраться на остров, где боги спорят о наследнике трона Египта, а также меняет облик на службе у царицы Астарты во время поисков Осириса. Со своей стороны, Один легко меняет внешность и может притвориться кем угодно. Оба имеют титулы, утверждающие их власть над бурей, громом и молнией; к обоим можно взывать как к божествам войны.

ИСИДА И ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫЕ

Исида и Дева Мария

Исторические параллели. Многие храмы Исиды впоследствии были переименованы в честь Девы Марии; затем к ней перешли и некоторые титулы Исиды. Статуи Исиды с младенцем Гором служили прообразом для статуй и изображений Богоматери с ребенком Иисусом.
Исида также была известна под именем Великой Девы. В книге «Единственная в своем роде» Марина Уор-нер упоминает о любопытном слухе, некогда циркулировавшем в Александрии: Деву Марию обвиняли в том, что она зачала Иисуса в результате кровосмесительной связи. Здесь можно уловить отголоски древнего союза между Исидой и Осирисом, которые, как известно, были братом и сестрой.
Известно, что Иосиф и Мария бежали в Египет в поисках убежища, как бы повторив библейский Исход из Египта в обратном направлении. Там, в средоточии культа Исиды, они должны были постоянно видеть ее изображения наряду с изображениями Гора и Осириса.

«Скорбящая Богоматерь» Микеланджело. Гравюра XIX в.

Мифологические и духовные параллели. Как матери божественных детей, зачатых необычным способом, Исида и Дева Мария имеют много общего. Очень легко провести параллели между мифами об Осирисе и историей Иисуса.
Хотя христианская церковь ограничила власть Богоматери как независимой богини, она продолжала выполнять важную функцию и служила напоминанием о том, что главное божество не обязательно должно принадлежать к мужскому полу. Материнские аспекты Исиды и Девы Марии имеют много общего: обе они отзывчивы к своим почитателям и прощают им прегрешения, как любящая мать прощает шалости своему ребенку.
Изображения. Изображения Девы Марии, особенно раннего периода, часто в подробностях совпадают с изображениями Исиды. Обоих можно видеть с полумесяцем на фоне звезд. Мы уже говорили о том, что изображения Исиды с младенцем Гором, скорее всего, служили прообразом для изображений Богоматери, кормящей младенца Иисуса. Некоторые образы Исиды с убитым Гором на коленях разительно напоминают «Скорбящую Богоматерь» Микеланджело, хотя сохранившиеся египетские варианты далеко не так пластичны и эмоциональны.

Исида и Черная Мадонна

Исида стоит за многими таинственными статуями и изображениями Черной Мадонны. Некоторые из этих статуй имеют египетское происхождение; считалось, что она в этом облике «приняла на себя зло мира» за столетия существования ее культа.
В период средневековья изображения Черной Мадонны часто считались гораздо более могущественными, чем официальные изображения Девы Марии. Некоторые места, где верующие уже в современную эпоху испытывали видение Богородицы, расположены рядом с древними свя-тилищамщв честь Черной Мадонны*.

-------------------

* Более подробную информацию о Черной Мадонне см. в книге Иена Бегга «Культ Черной Мадонны», Нью-Йорк, 1989.

Диана Стейн предполагает, что сезон Великого Поста в католическом церковном календаре происходит от периода поисков тела Осириса и его последующего возрождения*.

------------------
* Диана Стейн, «Книга Дней». Сент-Пол, 1988.

Ряд христианских святых частично ведет свое происхождение от Исиды, например, св. Мария Египетская, св. Женевьева Парижская, св. Гуцула Брюссельская, св. Таис и св. Пелагия. В современном Египте христиане-копты до сих пор пользуются систрами в религиозных обрядах и числят некую Исиду среди своих святых, хотя не ясно, идет ли речь о богине, мученице или просто женщине, прославившейся твердостью в делах веры.

Используются технологии uCoz