Ди Трачи Регула Мистерии Исиды


ГЛАВА 14

ВТОРОЙ ЧАС НОЧИ В СТОЛОВЫХ И САДАХ ИСИДЫ

Еда нужна нам, чтобы жить. Будучи людьми, мы постоянно приносим в жертву другие организмы животного или растительного происхождения и благодаря этому получаем необходимые для жизни питательные вещества.
С древнейших времен люди стремились закрепить это чувство «жертвоприношения» в религиозных ритуалах, предлагая в дар пищу своим божествам и усопшим, хотя не ясно, что они надеялись получить взамен.
Ритуальная пища считалась священной. В египетских храмах, как и во многих других местах, жертвенная еда на алтарях менялась ежедневно, а иногда и по определенным часам, во время четырех главных ритуалов — на рассвете, в полдень, на закате и в полночь. В жертву приносили лучшие продукты, которыми славилась та местность, где стоял храм.
Сами храмы часто выполняли дополнительную функцию складов, где хранились запасы пищи на случай засухи, неурожая и других бедствий. Кроме того, при многих храмах существовали скотобойни, где убивали и разделывали жертвенных животных. Там не только принимали подношения от верующих, но и раздавали еду нуждающимся людям, больным, а также многочисленным служкам и работникам, чья жизнь была тесно связана с храмом.
Египетские религиозные табу на продукты питания удивляли и приводили в замешательство римских и греческих авторов того времени. Обычно эти авторы совершали ту же ошибку, как и при попытке понять сложный политеизм египетской религии. Несмотря на многочисленность богов, количество их ролей было весьма ограниченным, и в каждом номе, или округе, было свое божество для разной роли. Что касается запретов на отдельные виды продуктов, то любая пища, запрещенная в одном округе, могла быть вполне приемлемой в соседнем. Иногда, в периоды политических волнений или территориального соперничества, жители одного нома, желавшие спровоцировать соседей, умышленно и с большой помпой съедали священное животное другого нома, что часто приводило к ожесточенным конфликтам.
Для греков и римлян, в большинстве полагавших, что табу на продукты в одном округе распространяется на весь Египет, ограничения рациона казались излишне строгими. Кроме того, взгляды египтян менялись со временем, и виды пищи, запрещенные к употреблению, через сто лет переходили в категорию разрешенных. Отдельные храмы, в зависимости от их расположения, доступа к источникам пищи и наклонностей религиозных лидеров, нарушали табу, которые считались обязательными в другом храме, посвященном тому же божеству.

СВЯЩЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ИСИДЫ И ОСИРИСА

Для Исиды, которая является богиней сельского хозяйства и плодородия, священна практически любая пища. Наиболее священными растениями для Исиды и Осириса считались пальмы и такие пальмовые плоды, как финики и кокосовые орехи (кстати говоря, последние можно использовать как замечательный лунный символ).

Продукты для жертвоприношений (согласно египетской традиции, более отдаленные предметы располагались ближе к верхней части рисунка)

Сердцевина пальмы не годилась для подношения богам, так как последователям Исиды и Осириса было запрещено уничтожать культурные растения, а извлечение съедобной сердцевины приводит к гибели дерева.
Древние египтяне любили всевозможную выпечку. Хлеб часто выпекался в специальных формах для жертвоприношения; даже сама Исида некогда пекла хлеб для Осириса. Существовал забавный обычай класть на алтарь плоские круглые лепешки, защипанные посередине в форме человеческого уха, чтобы бог или богиня могли лучше слышать молитву верующего.
Хотя современные специалисты по питанию советуют отдавать предпочтение продуктам из цельного зерна, египтяне ценили пшеничный хлеб из муки тонкого помола выше других сортов и молились о том, чтобы в загробной жизни у них были бесконечные запасы такого хлеба. Рогалики в форме полумесяца также использовались в качестве подношения богам. Если вы едите рогалики за завтраком, стоит помнить, что некогда они считались священными из-за своей мистической связи с луной. Египтяне выпекали десятки разных сортов хлеба, многие из которых были предназначены для особых ритуальных целей, которые сейчас, к сожалению, непонятны для нас.

Три примера древнеегипетских орнаментов с элементами финиковой пальмы

Лук был одним из основных продуктов для древних египтян, и наемные работники обычно получали часть жалованья луковицами. Чеснок и лук-порей тоже употреблялись повсеместно, причем чеснок входил в состав многих лекарственных средств.
Салат-латук, как считалось, имел природу Сета и рос в его саду, высоко ценимый за свои стимулирующие качества. Жрецам храма Исиды в Филах было запрещено есть салат-латук. Другим съедобным растением Сета был арбуз, который, согласно одному мифу, появился на свет, когда Сет в облике быка преследовал Исиду с намерением изнасиловать ее. Богиня ускользнула, и Сету пришлось извергнуть свое семя на землю. Впоследствии на этом месте вырос первый арбуз.
Мед часто употреблялся как жертвенная пища, а также входил в состав лекарств и некоторых благовоний. Исида и Осирис ассоциировались с пчелами и пчеловодством. «Владычица ульев» — один из титулов Исиды.
Хотя некоторые члены жреческого сословия придерживались вегетарианской диеты, она не пользовалась всеобщим признанием. Другие жрецы Исиды полностью или частично воздерживались от вина.
Жрецы Исиды в Помпеях ограничивались скромным набором продуктов, если можно считать достоверным свидетельством остатки их последней трапезы. После извержения Везувия в 79 г. от н. э. толстый слой вулканического пепла покрыл обеденный стол в храме Исиды, где лежали яйца, орехи и рыба.
Трапезы были важным элементом храмовой службы, особенно в святилищах Осириса. В его храмах, где почти всегда есть алтарь Исиды, часто можно встретить настоящие банкетные залы. Они использовались в качестве общественных столовых гильдиями ремесленников или состоятельными гражданами, которые регулярно встречались там, чтобы разделить хороший стол и побеседовать с единоверцами. Меню этих трапез, если судить по сохранившимся перечням цен, было довольно обширным и дорогостоящим, но пользовалось большой популярностью.

Вино и пиво

Вино в Египте изготавливали с глубокой древности. Сначала виноделие почти исключительно сосредоточивалось на храмовых землях, и вино шло на нужды жрецов. Здесь прослеживается аналогия со многими христианскими монастырями, где до сих пор производят разные сорта вина из своих виноградников. Простолюдины и светские люди пили в основном пиво. К началу греко-римской эпохи вино вошло в общее употребление по всему Средиземноморью. Сырье для него часто поступало из виноградников, которые были заложены на лозах, привезенных из Египта.
В храмах производились разные сорта вина, предназначенные для местного употре ления или на экспорт. К roj лышкам сосудов привязывал* терракотовые таблички с символикой Исиды, указывающей на предназначение вина. Не удивительно, что эти сосуды чаще всего обнаруживают при раскопках в богатых винодельческих районах Франции и Германии, которые даже в древние времена славились своими виноградарями. Некоторые древние виноградники существуют по сей день, и кое-где можно встретить статуи или предметы культа Исиды.

Изображение ситулы, XIX в.

На чаше для вина, принадлежащей святилищу Исиды на острове Паос в Эгейском море, вырезано обширное посвящение «великой Исиде», с удивительной точностью датированное 26 октября 73 г. н. э.
Более поздние ассоциации между Исидой и Дионисом, богом вина и священного опьянения, лишь укрепляют роль Исиды как покровительницы виноделия. Самыми подобающими для нее традиционно считались темные сладкие вина. В наше время этим требованиям прекрасно отвечает сорт греческого вина «Мавродафне», изготавливаемый из винограда, растущего в окрестностях Кносса на Крите, где культ Исиды существовал с древних времен. Однако соблюдайте умеренность: сладкие вина, как правило, крепкие, а участие пьяных в ритуалах Исиды строго запрещается.

Молоко

Молоко тоже священно, и рецепт «молока Исиды» существует до сих пор. Это подслащенное розоватое молоко символизирует тот целительный напиток, которым Исида поила своего сына Гора и фараонов — своих «божественных детей». Во время процессий в честь Исиды молоко несли в ситуле (ведерко в форме женской груди), а потом выливали на землю как дар богине и просили ее благословить верующих.

МЕНЮ ЛУННОЙ ТРАПЕЗЫ

Вот некоторые предложения и рецепты для лунного праздника, описанного в главе 10 «Празднества Исиды»*.

--------------------
* Я должна признать, что большинство рецептов в этой главе имеет азиатское, а именно, китайское происхождение. Это может показаться странным в книге, посвященной Исиде, но я хотела включить только те блюда, которые сама готовила для праздничных трапез, а мои кулинарные навыки ограничиваются преимущественно китайской кухней. Поскольку китайцы до сих пор регулярно отмечают лунные праздники, а между Исидой и Гуань Инь существует заметное сходство, я не думаю, что это меню будет неподобающим для богини, и надеюсь, что оно не оскорбит чувства верующих.

Закуски

Очищенный миндаль
Белый сыр, порезанный кружками
Круглые крекеры светлых оттенков
Луковый соус
Гранатовые зерна
«Светлые» сорта винограда

Главные блюда

Серповидные клецки с цыплятами (рецепт см. ниже) Бистилла с лунными символами (рецепт см. ниже) Фаршированный хлеб (рецепт см. ниже)

Гарнир

Мелкая картошка, варенная в кожуре и очищенная
Белый рис
Хлеб с запеченным чесноком (рецепт см. ниже)

Десерты

Нефелиум в сиропе
Белые круглые пирожные
Белый пирог с серебристой обсыпкой

Напитки

Молоко Исиды (рецепт см. ниже)
Различные сорта прозрачных ликеров (подходит также мятный ликер, специфический вкус которого намекает на «холодный лунный огонь»)
Натриевая вода

Серповидные клецки с цыплятами

3 цыплячьих грудки, вареные и очищенные от кожицы
1 банка (150—200 г) консервированных каштанов
2 стрелки мелко нарезанного зеленого лука 1 столовая ложка хереса
1 столовая ложка соевого соуса
30—40 нарезанных и раскатанных кусочков пресного теста

Нашинкуйте цыплячьи грудки вместе с консервированными каштанами. Добавьте мелко нарезанный лук и замаринуйте ингредиенты в хересе и соевом соусе в течение одного часа (большая часть маринада должна впитаться). Положите одну столовую ложку начинки на кусочек раскатанного теста и сложите его по диагонали, загнув в виде серпа. Если края теста плохо защипываются, смочите их водой.
Приготовьте клецки на пару, в течение 15—20 минут. Подавать по пять штук в качестве закуски или по десять в качестве главного блюда.

Бистилла с лунными символами

1,2—1,5 кг бройлерных цыплят
2 мелко нарезанные луковицы среднего размера
6 чашек куриного бульона
1 чашка мелко нарезанной петрушки
1 палочка корицы
1 чайная ложка молотого имбиря
1/4 чайной ложки молотого перца
1/2 чайной ложки шафрана
6 яиц
8 листов слоеного теста
4 столовые ложки растопленного сливочного масла
1 столовая ложка сахара
1 чайная ложка молотой корицы
2/3 кружки кедровых орехов (или 2/3 кружки очищенных и мелко порубленных миндальных орехов)
Сахарная пудра
Трафарет для создания узора

Порубите цыплячьи потрошки и положите их в большой (1,2—1,5 л) керамический горшок. Добавьте цыплячьи шейки, лук, разделанных цыплят, бульон, петрушку, палочку корицы, имбирь, перец и шафран. Доведите смесь До кипения, затем убавьте огонь до минимума, накройте горшок крышкой и варите в течение часа или до тех пор, пока мясо не размягчится настолько, что будет легко отставать от костей. Процедите бульон и отставьте в сторону. Отделите мясо цыплят от костей и очистите от кожицы, которую можно выбросить вместе с вареным луком и палочкой корицы. Порвите мясо на мелкие кусочки и поставьте охлаждаться.
Нагрейте духовку до 230 градусов. Вскипятите бульон. Слегка взбейте яйца и медленно вылейте их в бульон, постоянно помешивая до образования творожистых сгустков. Процедите бульон через большое сито над миской; сливайте постепенно, чтобы сгустки оставались на сите. Отставьте бульон для использования в другом рецепте или в качестве основы для супа.
Растопите масло и частично используйте его для того, чтобы смазать дно и бортики глубокой круглой формы для пирогов диаметром 25 см. Разложите шесть листов теста в форме по часовой стрелке, полностью покрыв ее дно. Лишь половина каждого листа должна находиться в форме для выпечки, а остальное будет выглядывать наружу наподобие лепестков огромного цветка. Смажьте листы маслом, посыпьте сахаром и молотой корицей. Положите на тесто кусочки цыплячьего мяса, сверху добавьте яичные сгустки и посыпьте кедровыми орешками или очищенным молотым миндалем. Закройте начинку «лепестками» теста, свернув и подсунув их за края сковородки. Можно положить сверху дополнительный лист теста, чтобы верхушка пирога была гладкой.
Запекайте пирог при температуре 220 градусов в течение 20 минут или до появления легкой золотистой корочки. Встряхните форму, чтобы пирог отстал от дна, и выложите его на противень обратной стороной. Верните в духовку и запекайте еще 10 минут, затем выложите на блюдо.
Присыпьте верх пирога молотой корицей. Потом возьмите трафарет из белой бумаги, вырезанный в форме полумесяца, головного убора с диском и рогами (по вашему усмотрению), и положите его сверху. Щедро посыпьте пирог сахарной пудрой, покрыв бумагу и все открытые участки. Затем осторожно поднимите бумагу за концы и отложите ее в сторону вместе с остатками сахарной пудры. Ваш рисунок проявится в виде темной коричной присыпки на блестящем белом фоне. Один пирог рассчитан на 8—10 порций.

Фаршированный хлеб (баоци по-китайски)

Готовя это блюдо, думайте о Гуань Инь, китайской богине милосердия, разделяющей с Исидой многие ее атрибуты. Ранние изображения Гуань Инь, возможно, были созданы на основе греко-индийских статуй в индийской провинции Гайдара.
Помимо других атрибутов, Гуань Инь разделяет с Исидой ее милосердную природу и любовь к детям. Она также молится об успешном зачатии и вынашивании детей и о любви между супругами.

Тесто:

4 1/2 чашки муки из цельного зерна
1/2 чашки сахара
1 чайная ложка соли
1 пакетик сухих дрожжей
1 1/2 чашки теплой воды
1 столовая ложка растопленного маргарина

Начинка:

2 чашки мяса цыплят, приготовленных заранее (см. ниже рецепт блюда «Цыплята в сладком вине»)
2 столовых ложки соуса хосин
1 столовая ложка соевого соуса
2 мелко нарезанных стрелки зеленого лука
2 столовых ложки петрушки

Нагрейте духовку до 180 градусов. Разведите дрожжи в '/2 чашки теплой воды.
Смешайте муку, соль и сахар и влейте туда оставшуюся воду вместе с растопленным маргарином. Добавьте разведенные в воде дрожжи и хорошо вымесите тесто в течение 5 минут. Затем оставьте тесто на 30 минут, прикрыв влажным полотенцем.
Пока тесто подходит, приготовьте фарш. Смешайте цыплят с другими ингредиентами начинки. Если необходимо, отожмите избыток жидкости.
Чтобы сделать бао (китайскую булочку с начинкой), возьмите кусок теста размером с мячик для гольфа, несильно раскатайте его и положите в центр столовую ложку фарша. Защипите углы теста по центру и положите его на кусочек вощеной бумаги размером примерно 2,5 на 2,5 см. Когда все баоци (булочки) будут готовы, оставьте их подходить в теплом месте, пока они не увеличатся в размерах примерно в два раза (где-то на полтора часа).
Готовьте баоци на пару, на решетке. Подавайте горячими или охладите перед заморозкой для дальнейшего использования. Ингредиентов хватает на 25—30 баоци.
Если хотите, на заготовках можно нарисовать различные символы с помощью кисточки и темного фруктового сока или пищевого красителя.

Цыплята в сладком вине

3 целых цыплячьих грудки (или 6 половинок)
3 мелко нарезанные стрелки зеленого лука
1/2 чашки сладкого вина (например сорт «Мавродас не»)
2 столовых ложки соевого соуса
1/4 чашки коричневого сахара

Положите 3 целые цыплячьи грудки (или 6 половинок на сковородку. Посыпьте цыплят мелко нарезанным зеле ным луком и влейте Ч2 чашки сладкого вина. Добавьте соевый соус и посыпьте сверху коричневым сахаром. Запе кайте при температуре 180 градусов в течение 40 мин> перевернув один раз через 20 минут. Для рецепта баоци от делите мясо от костей и порежьте на мелкие кусочм Можно также подавать отдельно в качестве закуски.

Хлеб с запеченным чесноком

2 головки чеснока (примерно) на одну порцию Белый хлеб
Молотый перец, соль, сушеная петрушка и молотый пармезан для вкуса (не обязательно)
Если вы любите чеснок, то вам будет трудно оторваться от этого блюда. Возьмите две головки чеснока на одну порцию. Внешняя кожица должна остаться нетронутой. Отстригите стебель так, чтобы можно было видеть верхушки долек. Положите чеснок на сковородку, залитую водой примерно на 0,5 см. Побрызгайте сверху водой, добавьте молотый перец, соль и семена укропа. Запекайте при температуре 180 градусов в течение 20 минут, пока чеснок не станет мягким.
Выдавите чеснок на хлеб. Если хотите, посыпьте сверху молотым пармезаном.

Молоко Исиды

4 чашки молока
6 столовых ложек миндального сиропа (рецепт см. ниже)
Несколько крупных ягод клубники или красный фруктовый сок

Миндальный сироп:

1 чашка сахара
1 чашка воды
2 столовых ложки миндального экстракта

Приготовьте сироп, растворив сахар в воде. Доведите ко кипения, время от времени помешивая, пока сироп не начнет густеть. Добавьте миндальный экстракт и перемешайте. Дайте остыть. Таким же образом можно приготовить ванильный сироп: замените 2 столовых ложки миндального экстракта на 1 столовую ложку ванильного экстракта.
Добавьте в молоко миндальный сироп и хорошо перемешайте (можно воспользоваться миксером). Выдавите в молоко несколько крупных ягод клубники для придания розового оттенка или добавьте красный фруктовый сок. Подавайте охлажденным.

РАЗНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Жертвенный хлеб в виде ушей

Возьмите упаковку готового теста для бисквитов, отделите слои друг от друга и раскатайте в лепешку. Защепите тесто по центру и по краям, придав ему грубую форму человеческого уха.

Голова Исиды-Деметры с традиционной египетской корзинкой и двумя жертвенными лепешками в форме ушей

Выпекайте согласно инструкции, затем положите в качестве дара на алтарь Исиды с просьбой, чтобы она услышала вашу молитву.

Священные печенья

Сделайте тесто по своему любимому рецепту, исключив излишества вроде шоколадной крошки или орехов. Запеките печенья до половинной готовности и выньте из духовки. Возьмите медальон или резиновый штамп и прижмите к верхней части печенья, чтобы оставить отпечаток. Если вы хорошо рисуете, можно наметить изображение точками с помощью острой зубочистки. Верните печенья в духовку и выпекайте до полной готовности.
Маленькие печенья с изображением гиппопотама употреблялись как символ победы Исиды над Сетом. Печенья с символом анкха можно употреблять для восстановления жизненных сил, а печенья с образом Исиды — чтобы вобрать в себя частицу ее сущности. Можно украшать изображения пищевыми красителями или сахарной пудрой.

В САДАХ ИСИДЫ

О Исида, владычица зеленых растений, лекарственных трав и пчелиных ульев! Сады — твои храмы точно так же, как и здания. У каменного колодца за тысячу миль от Нила шелестят листья папируса. Здесь, на краю пустыни, стоят два ряда деревьев, образующие длинную аллею. Некоторые из них высоко ценятся за бусины благовонной смолы, выступающей на коре, другие дают тень, сочные плоды или славятся красотой своих листьев и цветов. Каждое из них аккуратно посажено в шар плодородной земли, зарытый в сухой песок. Неподалеку можно видеть пальмы, посвященные Осирису и Исиде: они растут по берегам священных прудов, которые, хотя уже давно высохли, еще сохраняют остатки густого ила, дававшего жизнь лотосам и зарослям камыша.

Наверху: белый лотос; внизу: синий лотос

В каменных кадках растут цветы, благоухающие по ночам в серебристом лунном сиянии, а рядом с ними — таинственные лечебные травы, чьи секреты ведомы до конца лишь тебе, о Исида. И каждая капля жизнетворной воды, текущей к корням многочисленных растений, подтверждает твою силу повелительницы влаги.
Поливая растения ночью, при свете луны, чтобы ее сияние заряжало воду своей энергией, я медленно шла по своему саду. Серебристый наконечник садового шланга напоминал серебряную чашу для окропления, используемую в храмах, а сам шланг, длинный и зеленый, пульсировал как живая змея.
Лунный свет и вода всегда находятся в мистическом союзе; приобщаясь к нему, вы заимствуете частицу его силы для процветания вашего сада. Фонтан или пруд с лилиями — желанное украшение для чертогов Исиды. Сад, посвященный богине, должен быть одновременно лунным и солнечным, чтобы можно было им наслаждаться и днем, и ночью.
Очень хорошо посыпать дорожки сада белой гипсовой крошкой. Она будет блестеть в лучах солнца, однако даже самой темной ночью от нее будет исходить слабое свечение, поскольку частицы гипса отражают каждую частицу падающего света. При полной луне дорожки кажутся освещенными изнутри и как будто фосфоресцируют.
Если позволяет место, вы можете заложить клумбу в форме анкха или спланировать сад наподобие храма. Посадите цветы, которые любят ночное время суток, такие, как гардения, ялапа, ночные кактусы, японские луноцветы и розы светлых оттенков.
Пальмы любого вида, из какой бы страны они ни происходили, всегда получат почетное место в храмовом саду. Они дают изменчивую тень, напоминая о Египте и многочисленных средиземноморских портах, где возводились святилища Исиды. Пальмы можно употреблять и в ритуальных целях. Пилообразный край черенка веерной вайи использовался для того, чтобы считать дни. На изображениях бог Тот иногда держит его как символ измерения времени. Созерцание пальмовых листьев, колеблемых легким ветерком, может быть прекрасной медитацией о растениях.
В саду Исиды всегда найдется место кипарисам, сикаморам и фруктовым деревьям. Древесина цитрусовых некогда использовалась для изготовления ритуальных предметов культа Исиды. Сикомора — ее священное дерево, особенно когда она отождествляется с Хатор в качестве богини любви (Хатор еще называли Владычицей Сикоморы), и ее присутствие легко ощутить в любой сикоморовой роще.
Сосновые шишки использовались для ритуальных костров в храмах Исиды. Сосновая смола применялась в качестве благовония для дневных обрядов или ритуалов, предназначенных для мужчин. Дионис, разделяющий многие атрибуты Осириса, иногда символизировался сосновой шишкой.
Лавр часто использовался в ритуалах гадания наподобие тех, которые проводились в Элевсине. Его связь с Иси-дой подтверждается описанием опахал из лавровых ветвей на празднике Ploiaphesia, описанном Апулеем в «Метаморфозах».
Розы всегда присутствовали на ритуалах Исиды, а в более поздние времена в некоторых храмах богини отмечался особый праздник роз (Rhodophoria), особенно в тех краях, где розы выращивали на продажу и для экспорта в другие страны.

Богиня дает воду жизни усопшему и его душе, стоя на сикоморовом дереве

Выращиванием роз в Египте занимались с глубокой древности, но это были простые садовые розы (шиповник), а не современные многолепестковые разновидности.
Некоторые новые сорта роз носят египетские названия, например темно-красная «Осирия» с тонким ароматом, или бледно-лиловая «Жемчужина Нила».
Популярный сорт лилий, который называется «Лилия Нила» (Agapanthus), хорошо приживается в разных климатах и имеет карликовые сорта наряду с обычными. Цветы лилии растут пучками на верхушке длинного стебля и окружены венцом бледно-зеленых листьев. Существуют белые, пурпурные, сиреневые и розовые сорта.
Душистая ялапа легко выращивается; ее цветы открываются ранним вечером и остаются раскрытыми до раннего утра. Все разновидности очень красивы, а у некоторых садовых сортов красные, желтые и розовые цветы распускаются на одном растении, часто даже на одном стебле. У них очень тонкий, приятный аромат, который, насколько мне известно, никогда не использовался в составе духов или эфирных масел.
Цветы жасмина (как дневные, так и ночные разновидности) хорошо подходят для сада Исиды. У одного сорта арабского жасмина маленькие цветы в форме чашечек очень похожи на миниатюрные лотосы. Чаша с водой и плавающими в ней лепестками жасмина будет прекрасным подношением для богини.

Гимн растениям

Ниже приводится текст гимна растениям, авторство которого приписывается греческим врачам из Александрии*.

---------------------
* Я благодарна Скотту Каннингему за любезно предоставленный текст этого гимна — перевод древнегреческого источника.

Этот гимн, или молитву, хорошо произносить во время полива, посадки растений или сбора растительного материала. Упоминание о «смоле», по всей видимости, относится к благовониям — ладану, копалу, мирре или другому смолистому веществу.

Ты был посеян Хроносом,
Благословен Герой,
Защищен Аммоном,
Рожден от Исиды,
Зевс, владыка дождей, питал тебя влагой,
Солнце грело тебя, роса давала прохладу.
Ты — сердце Гермеса,
Сеянец высоких богов,
Глаз Солнца,
Свет Луны,
Величие Осириса,
Красота и слава неба,
Душа Осириса, которая торжествует повсюду,
Ты — дыхание Аммона.
Поднимись, как восстал Осирис,
Взойди, как восходит солнце.
Ты устремлен к зениту,
Твои корни уходят глубоко в бездну,
Твои достоинства в сердце Гермеса,
Твои ветви — кости Мневиса*,
Твой цветок — глаз Гора,
Твои семена — семя Пана.
Я очищаю тебя смолой в честь богов —
Будь чистым, как Афина, и мощным, как Арес.
Я — Гермес,
Я беру (поливаю или сажаю) тебя
В день и час, надлежащий для всех вещей,
Да сопутствует мне удача и добрые предзнаменования.

-------------------------
* Мневис был другим египетским божеством, изображавшимся в виде священного быка.

Используются технологии uCoz