Ди Трачи Регула Мистерии Исиды


ГЛАВА 18

ШЕСТОЙ ЧАС НОЧИ ИСИДА И АЛХИМИЯ

Во времена Римской империи Исида приобрела широкую известность в качестве покровительницы алхимии. Физическое и духовное преображение с помощью алхимии стало одним из ее аспектов. Ее благожелательное отношение к Александрии, которая была ведущим научным центром во времена Древнего Рима, несомненно, упрочило ее репутацию богини, искусной в алхимии и других науках.
Соединение Исиды и алхимии, преследовавшей двоякую цель (получение философского камня и достижение бессмертия), произошло естественным образом. В мифах об Исиде она воскрешает своего мужа Осириса и создает процедуру мумификации. Слава чародейки, сумевшей завладеть тайным именем Ра, а также заслуги Исиды во врачевании и изобретении лекарств — все это заставило алхимиков обратить на нее самое пристальное внимание.
Читая увлекательный документ, где Исида наставляет своего сына Гора в искусстве алхимии, мы получаем некоторое представление о том, как высоко ценили Исиду ранние алхимики. В этом и в других документах, тщательно охраняемых и передаваемых от учителя к ученику, сохранилась память о великой богине. Возможно, они даже сыграли определенную роль в развитии темы рыцарской любви, поскольку алхимическая символика часто выражалась в эротических и романтических терминах.
Сохранение этих манускриптов также способствовало возникновению идеи равноправия мужчин и женщин; есть много исторических свидетельств о выдающихся женщинах-алхимиках того времени. Некоторые их имена дошли до нас. Одна из этих женщин взяла имя Клеопатры в честь египетской царицы и оставила потомкам знаменитый символ Уробороса — змеи, кусающей собственный хвост, — который часто можно видеть во всем, что связано с медициной.
Другая женщина-алхимик, Мария Египетская, работала с Зосимой, знаменитым алхимиком из Панополиса, который написал 28-томную «Энциклопедию алхимии». Даже в период средневековья мужчины-алхимики часто брали ассистенток, чье присутствие считалось необходимым для успешного завершения некоторых экспериментов. Один автор полагает, что преследуемые инквизицией ведьмы нередко находили убежище у алхимиков, которые не подвергались таким сильным гонениям и уважали знания женщин о лекарственных травах, мазях и эликсирах.
Слово «алхимия», как и более поздний термин «химия», происходит от арабского названия Египта — Аль Кем, или Черная Земля. Этой «черной землей» был плодородный темный ил, в изобилии поставляемый ежегодными разливами Нила. С древнейших времен Египет считался родиной алхимической практики и философии. Тота, наряду с Исидой, называли божественным покровителем алхимиков.
Алхимия связана с превращениями, поэтому результаты алхимических опытов иногда кажутся волшебством. Ее можно назвать магическим элементом науки, изменяющим не только предмет исследования, но и личность самого исследователя. Для занятий алхимией человеку не хватает одной жизни; мастерство достигается лишь после многих телесных воплощений. Инструкция о маслах и благовониях в конце этой главы представляет собой лишь первую ступеньку лестницы, ведущей в огромный зал алхимии.

Символ Уробороса

ИСИДА И АНГЕЛ АМНАЭЛЬ

Из «Кодекса Марциана» мы узнаем о существовании любопытного документа, озаглавленного «От пророчицы Исиды ее сыну Гору», где описано одно из приключений богини. Рассказ ведется от первого лица: Исида пересказывает историю своему сыну. Она объясняет, что в то время, когда Гор пошел воевать со злокозненным Сетом за царство своего отца, она отправилась в Горманути, священный город Тота и столицу алхимиков того времени.
По словам Исиды, ангел, «обитающий в первом своде небес», заметил ее, воспылал страстью и приблизился к ней, стремясь немедленно удовлетворить свое желание. Исида отказала ему, так как хотела сначала расспросить о методах изготовления золота и серебра. Это охладило пыл ангела, который, очевидно, не мог или не хотел отвечать на вопросы, поэтому он оставил в покое Исиду до следующего дня, когда должен был появиться более великий ангел, по имени Амнаэль

Тота называли божественным покровителем алхимиков

. Первый ангел сообщил Исиде, что Амнаэля можно узнать по керамическому сосуду со светящейся водой, который он носит на голове (интересная деталь, поскольку сосуд с водой на голове был символом Осириса и его носили жрецы во время храмовых процессий).
На следующий день появился Амнаэль, который тоже был охвачен пламенным желанием соединиться с Исидой. Однако Исида твердо настаивала на том, чтобы он ответил на ее вопросы. В конце концов ангел явил ей свой знак (сосуд со светящейся водой) и поведал свои секреты. В тексте указано, что он поступил так дважды — возможно, вторая встреча была продолжением первой.
Амнаэль заставил Исиду поклясться великой клятвой в том, что она не откроет это знание никому, кроме своего сына Гора, а также своего ближайшего друга, хотя двусмысленное построение фразы позволяет предположить, что он снова имеет в виду Гора*.

----------------
* Подробное изложение этого текста и вопросов Исиды см. в книге Марии Луизы фон Франц «Алхимия: введение в символику и психологию», Ирвинг, штат Техас, 1980.

Потом Амнаэль произнес заключительную фразу: «Итак, ты стала мною, а я стал тобою». Иными словами, они стали тождественны друг ДРУГУ, поделившись своим знанием.

Средневековые алхимики, мужчины и женщины

В следующем разделе «Кодекса Марциана» мы неожиданно видим пасторальную сцену: Исида приказывает Гору отправляться в поле и спросить у пастыря Ахерона: «Кто сеятель, а кто жнец? Чтобы тот, кто посеял ячмень, собрал ячмень, а тот, кто посеял пшено, собрал пшено». Далее Исида развивает эту тему и говорит своему сыну, что человек способен породить только человека, лев — льва, а собака — собаку. Она добавляет, что все противоречащее этому есть чудо и не может продолжаться долго, «ибо природа общего неизменна и возобладает над изменчивой природой частного». Затем Исида еще раз повторяет, что зерно порождает зерно, человек порождает человека, а золото порождает золото.
Далее следует сложный алхимический рецепт, целью которого, возможно является изготовление «философского камня», который превращает любое вещество в золото. Исида заканчивает этот раздел следующими словами: «Теперь познай тайну, сын мой, и вкуси сего эликсира».

ПОВСЕДНЕВНАЯ АЛХИМИЯ

Превращение вещества, будь то изготовление обычных лепешек из муки и воды, воскурение благовоний или создание сплава серебра и золота, в широком смысле считается разновидностью алхимии. Кроме того, превращения вещества играют роль катализатора для психологического и духовного преображения. Этот эффект особенно силен при использовании ароматов и благовоний.
Поскольку человеческое обоняние очень примитивно, стимуляция обонятельных нервов преодолевает многочисленные барьеры интерпретации, воздвигнутые человеческим разумом, и воздействует непосредственно на мозг. Запах может высвободить забытые эмоции или воспоминания. Он может привлечь, возбудить или оттолкнуть, может лечить и вдохновлять.
Всевозможные приятные запахи священны для Исиды. Белые соцветия со сладким ароматом способствуют контактам с женственными и лунными аспектами богини.
При смешивании ингредиентов все емкости, которыми вы пользуетесь, должны быть абсолютно чистыми. Если это необходимо, простерилизуйте пустые стеклянные банки в кипящей воде, затем обсушите и оставьте стынуть на полотенце. Храните склянки с экстрактами и эссенциями в отдельных местах, чтобы запах одного масла не смешивался с запахом другого. Запишите на каталожных карточках всю информацию о ваших смесях и составах. При работе с алхимическими компонентами необходимо записывать дату, фазу луны и/или другую важную астрологическую информацию, вид и количество каждого ингредиента, изготовителя или источник каждого запаха и вещества.

Эфирные масла

Рафинированные эфирные масла цветов и растений оказывают очень мощное стимулирующее воздействие и могут быть опасными в больших дозах. Если вы никогда не нюхали настоящее эфирное масло, то, вероятно, не представляете, что может сделать запах с вашим сознанием. Большинство масел, имеющихся в продаже, включая те, которые продаются под названием «натуральных экстрактов», имеют полностью или частично синтетическую основу из побочных продуктов нефтеперегонки. Грубо говоря, отбросы не будут благоухать как розы, особенно если воскурять их в качестве благовония.
Если вы хотите пользоваться настоящими продуктами, покупайте эфирные масла для ароматерапии у надежных фирм и поставщиков.
Предупреждение: пожалуйста, не забывайте о том, что настоящие эфирные масла очень едки и могут причинить ожоги. Не наносите неразбавленное эфирное масло на кожу.
Эфирное масло можно поместить в пульверизатор, чтобы распространять его аромат в помещении. В качестве альтернативы можно просто нагреть воду и капнуть на поверхность одну-две капли масла. Держите воду на слабом огне, и аромат вскоре распространится по всему дому. Капля эфирного масла, нанесенная на поверхность камня или кристалла, может заменить алтарное благовоние, хотя запах не будет распространяться так же быстро и далеко, как при использовании пульверизатора или нагретой воды.
В книге Дион Форчун «Лунная магия» жрица Исиды Лилит ле Фэй обсуждает использование ароматов для создания различных настроений и объясняет свою теорию психологии и теологии запахов. Она перечисляет способы использования сандалового дерева, кедра, розового масла, галбана (разновидность камеди) и ладана, а также эфирных масел герани и жасмина.
Плутарх упоминает о том, что для утренних благовоний в храмах Исиды используют камедь, днем жрецы воскуряют мирру, а вечером — сложное благовоние, которое называется куфи. Оно обладает богатым ароматом, хорошо подходящим для ночных ритуалов, обостряет восприятие и иногда позволяет видеть туманные образы богов и богинь. Его также можно использовать для гадания и прорицания.
Плутарх перечисляет ингредиенты, необходимые для изготовления куфи, но при этом указывает, что порядок их добавления во время смешивания имеет очень важное значение. В его списке числится мед, вино, разные сорта изюма, камедь, мирра, верблюжья колючка, смола мастикового дерева, битум, ревень, два вида можжевельника, кардамон и сладкий ирис. Другие рецепты отличаются по составу и количеству ингредиентов, от 10 (от Диоскури-дов) до 50 и более отдельных веществ, упоминаемых разными авторами.
Рецепт Диоскуридов, вариант которого цитируется в книге Лайзы Манних «Травник Древнего Египта», сравнительно прост.

Рецепт благовония куфи (от Диоскуридов)

250 г кипера (разновидность камыша, используется в качестве загустителя)
250 г ягод можжевельника
5 кг 400 г чернослива
2 кг 250 г камеди
500 г ароматного ситника
500 г асфалатуса (Cytisus lanigerus, Genista acanthoclada) в качестве загустителя
500 г Iuncus odoratrus (Cymbopogon shoenanathns)
45 г мирры
270 г выдержанного вина
1 кг меда*

-----------------
* Лайза Манних, «Травник Древнего Египта». Остин, изд. Техасского университета, 1989.

Выньте косточки из чернослива и разотрите его с миррой, добавляя вино. Просейте через сито остальные ингредиенты, кроме меда. Полученную массу оставьте в прохладном месте на одни сутки. Вскипятите мед, чтобы загустить его, процедите и смешайте с основным составом. Храните в глиняном горшке или кувшине.
Такой вид составного благовония обычно улучшает свое качество со временем и предназначен для сжигания на древесном угле. Точное количество ингредиентов можно выяснить лишь опытным путем. Что касается вина, попробуйте густые сладкие сорта вроде «Мавродафне» или хороший портвейн.
Куфи также добавляли в вино для улучшения вкуса и использовали в качестве слабительного средства при лечебных процедурах. При воскурении это благовоние создает легкий транс и способствует хорошему сну.
«Эликсир любви»
30 капель светлого мускусного масла 5 капель настоящего эфирного масла лаванды 10 капель настоящего эфирного масла цветков иланг-иланга
Поместите мускусное масло в склянку, потом добавьте эфирные масла лаванды и иланг-иланга. Хорошенько встряхните, плотно закройте крышку и оставьте на несколько дней. Можно изменять количество лаванды и иланг-иланга, ориентируясь на личный вкус.
Этот эликсир можно также использовать для помазания, или, в особо важных случаях, в качестве парфюмерного средства.

Масло для воспоминания сновидений

Современные изготовители эфирных масел, ссылаясь на древние традиции Среднего Востока, предлагают наносить капельку жасминового масла на раковину уха, чтобы лучше помнить содержание сновидений.

Запахи, священные для культа Исиды

Нижеследующие запахи можно получать из свежих растений (листья, кора, цветы), а также из экстрактов или эфирных масел.

Земные аспекты

Кедр
Мирт
Опопанакс
Сосна

Лунные/женственные аспекты

Белый/светлый мускус
Гардения
Жасмин
Куфи
Лотос
Роза

Морские аспекты

Белый мускус
Горечавка
Лаванда
Розмарин

Солнечные аспекты

Апельсин
Лимон
Мед и пчелиный воск
Мирра

Звездные аспекты

Бензол
Ладан
Сандаловое дерево

Используются технологии uCoz