Кэрол Л.Дау Афро - бразильская магия


Эта книга посвящается Кортни Уиллису в знак призна -телъности за то поощрение и поддержку, которые я получала от него все эти годы, занимаясь исследованием афро-бразильских магических сект.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Салвэ тодаш аш насоиш!

Салвэ тодаш аш насоиш! Привет всем народам! [1]
Фигуры в белых одеждах чувственно раскачиваются в такт несмолкающему барабанному бою. Вдруг танцовщица, корчась, падает на землю и ее уносят в другое помещение — ее глаза тупо уставились в пространство, ее обвисшее тело выглядит вялым и безжизненным. Но вскоре она возвращается на танцевальный помост, одетая как цыганка: на ней развевающаяся красная с черным юбка, блузка с глубоким вырезом, на шее — массивные украшения. Опустившись на корточки, она делает большой глоток крепкого тростникового ликера и закуривает сигару. Неторопливо выпуская крупные кольца дыма, которые поднимаются вверх и медленно тают в воздухе, женщина с нескрываемым любопытством разглядывает публику.
Несколько человек, всем своим видом выражая почтение, нерешительно приближаются к женщине, чтобы облегчить душу, поведав ей о насущных проблемах, и получить совет о любовных и денежных делах, о своем здоровье и безопасности, а иногда — и о мести.
В этой сценке воплощены та сексуальность и экзотичность, которыми пронизаны все бразильские магические религии. Подобные ритуалы, в которых экстатические пляски сочетаются с народными методами целительства и своего рода психотерапии для преодоления личных проблем, составляют неотъемлемую часть практики этих сект.
Книга, которую вы держите в руках, посвящена некоторым аспектам народной бразильской религии, которые могут показаться странными и даже зловещими. Основная задача этой работы — добраться до духовных корней религиозных сект и показать, какое глубокое влияние оказывает магия на все аспекты жизни бразильцев. За рубежом очень мало известно о бразильских мистериях. Тем, кто привык к более спокойной религии, эти ритуалы могут показаться слишком чуждыми. Тем не менее в «Афро-бразильской магии» прослеживаются общие нити, которые связывают эти полусекретные народные секты с традициями сан-терии, вуду,

--------------------
Сантерия и вуду: в широком смысле — тайные религиозно-магические учения и практики латиноамериканцев, афро-американцев и жителей Карибских островов, которые почитают африканских и индейских богов (час"го — в обличье Богоматери, Иисуса, апостолов и католических святых). В более узком смысле — разновидности этих учений, сформировавшиеся соответственно в Мексике и на Гаити. — Здесь и далее прим, ред., если не указано иначе.

религиями американских индейцев и даже с европейским спиритизмом, римским католицизмом и такими западными магическими традициями, как викка

-------------------
Викка — современная религиозно-мистическая система, основанная на западноевропейском язычестве и возрождающая _магические практики средневековых «ведьм».

и ритуальная магия. Хотя основное внимание я собираюсь уделить кандомбле и умбанде, мы обсудим и другие традиции — секты, основанные на верованиях американских индейцев, макумбу, ким-банду и спиритизм.
Предлагаемая вашему вниманию книга отличается от большинства книг на эту тему, которые либо описывают личный опыт, либо исследуют тему с чисто академических позиций. В «Афро-бразильской магии» сочетаются оба этих подхода. При ее написании, насколько возможно, использовался материал первоисточников, причем были переведены ритуалы и заклинания, которые никогда раньше не публиковались на английском языке. Но в книгу вошли и истории, которые происходили лично с автором во время ее путешествий и жизни в Бразилии.
В первой главе представлен обзор учений, которых придерживаются бразильские секты, и показано влияние этих религий на повседневную жизнь Бразилии. Вторая глава посвящена ориша — богам афро-бразильского пантеона. Другие уникальные «сущности»

-----------------------
Так в этой книге собирательно именуются боги, демоны, духи и др. обитатели потустороннего мира

бразильских религий рассматриваются в главе 3. Описание всего, что происходит в местах отправления религиозных обрядов, организация храмов и отличительные черты приверженцев этих религий — темы главы 4. И наконец, последние две главы рассказывают о практическом применении заклинаний и ритуалов, о трансе и медиумах, о целительстве и секретах религиозного культа.
Книга завершается словарем португальских и африканских терминов. Кроме того, в приложения вынесены краткие характеристики оригаа (богов афро-бразильского пантеона) и описание тропических растений, применяемых в магии и целительстве.
Вы согласны отправиться в удивительное путешествие? Оригш уже собрались, готовые вас сопровождать. Повторяя приветствие, с которым бразильцы обращаются к своим богам и богиням, я говорю вам: Справа! Добро пожаловать в мир бразильской магии!

Примечания

1. Салвэ тодаш аш насоиш! — «Привет всем народам!» Салвэ — это общее выражение приветствия богам, когда они, спустившись на землю, появляются в храме. Насоиш относится ко всем группам ритуалов, занесенных в Бразилию различными африканскими племенами, которые легли в основу различных видов кандомбле. В Бразилии люди не употребляют слово «секта», а говорят: я принадлежу к такому-то и такому-то народу.
Салвэ тодаш аш насоиш!

Замечание автора

В этой книге бразильцев африканского происхождения я называю «черными», тех, кто не имеет африканских корней, — «белыми». В наши дни, когда в Соединенных Штатах Америки соблюдается политическая корректность, я хочу напомнить, что я пишу о Соединенных Штатах Бразилии, где по-прежнему в ходу термины черный (прету) и белый (бранку) и эти названия не считаются пренебрежительными.
В Бразилии столетиями заключаются смешанные браки между разными народами, включая португальцев, которые открыли и помогли заселить эту страну. Поэтому в Бразилии всегда существовало большое разнообразие смешанных народностей. Чтобы быть точным, необходимо отметить, что в таких областях, как социология, политика и экономика, ученые используют много разных терминов для обозначения различных смешанных национальностей. Большинство же бразильцев обозначают всю эту человеческую радугу просто словами «белый» и «черный», без всяких полутонов. Поскольку я описываю реалии бразильской жизни, то предпочитаю использовать те же названия, которые используют сами жители Бразилии.

Кэрол Л. Дау

Используются технологии uCoz