Нуньес Луис Мануэль Сантерия
Практическое руководство по Афро-карибской магии.


Глава 2. Церемонии

Правила Osha, как в Сантерии формально известно, не имеют никаких письменных канонов. Традиции передаются устно при инициации. Письменные записи сейчас существующие являются, или прямые транскрипцией от устной традиции предпринятой при инициации заинтересованными исследователями или от записных книжек, в которых крестная мать или крестный отец трудолюбиво написала, грязным карандашом, ужасной грамматикой и подчерком, наиболее важные пункты, которые нужно помнить в течение церемоний. Язык Лукуми, при инициации в Сантерию, "asentado", как предполагается учится и практика передается таким же образом.
Сантерия имеет много отличий в зависимости от места, в котором происходит. Расстояние и потребность делает многие из методов сильно измененными и отличающимися друг от друга.
Однако, некоторые общие идеи проходят через все методы и делают возможным придумать то, что может называться "родовой" церемонией.
Церемония ОНО - в субботу. Каждый прибывает рано, одетый в своего покровителя Саинте, своего Ориша любимых цветах и обеспечении воротников (Ilekes) и связок и коробок, содержащих жертвенных животных и специальную еду и другие нужные для церемонии вещи. Церемонии бывают долгими и утомительными. Они могут длиться всю ночь и переходить на утро Воскресенья.
Большая удобная комната выделяется в доме. Время проходит в беседе, шутках и анекдотах. Алтарь помещен на видное место в пределах церемониальной области. Обычно, образы Христас и святой Барбара располагают на самом видном месте. Но прежде каждого образа ставится большое глубокое керамическое блюдо супа с покрытием, обычно украшаемым в очень rococo стилем. Эти глубокие блюда содержат камни (Otanes) священный для Ориша и посвященные раковины (Dilogun) используемые в оракуле раковины (Medilogun). На циновку, закрывающую пол перед алтарем, участники размещают плоды, овощи, приготовленную еду и жертвенных животных, которых они принесли на церемонию. Имеются также коробки Chequete (выпивка делается из прокисшего апельсинового сока, патоки, кукурузной муки, свежего кокосового молока). Бутылки aguardiente (чрезвычайно сильный спиртной напиток, полученный дистиллияцией из сока сахарного тростника) также помещены в циновку как предложение к Ориша. Должностное лицо, проводящее церемонию, или высокопоставленный епископ (Babalawo, или Iyalocha, если женщина), или обычный священник (Santero или Santera) заполнит его или ее рот aguardiente и распылит это по сбору как благословение и для вывода для тех кем обладади Ориша в течение церемонии.
Беседа стихает по сигналу Бабалао. Все ложатся перед алтарем. Бабалао поднимает контейнер Omiero (смесь дождевой воды, речной воды, морской воды и святой воды; aguardiente, мед, corojo butter извлеченное из твердых орехов corojo пальмы, cocoa butter, измельченной яичной скорлупы, перца и других трав и компонентов, специфические для данной цели смеси. Это было сделанно погружением горящего угля, обернутого в свежий лист колоказии (Malanga) , в смесь, которая настаивалась с предыдущего дня).
Контейнер ставится в четыре основных места, и маленькое предложение сделано к каждому, проливая немного Omiero. Бабалао стоит перед алтарем и предлагает Omiero Ориша, прося их, чтобы он дали ему их волшебные полномочия (Ashe). Немного Omiero тогда проливается перед входом в комнату.
Бабалао возвращается в центр сборища и разбрызгивает Omiero на пол трижды. Смесь тогда предлагается всем тем кто хотел бы ее выпить. Многие делают это. Бабалао затем рисует требуемые символы на полу вызывая Ориша. Они русются из яичной скорлупы смешанной с землей взятой от корня любимого дерева или растения опекаемого Ориша. Символ благословляется и посыпается кукурузной мукой. Свеча зажжена в предписанных точках. Никто не ходит по этим рисункам или не переступает через них.
Подготовительные мероприятия закончены, самый молодой инициированный (молодой в терминах времени начиная с момента его инициирования в Сантерииa), наряду с теми, которые стремятся, к тому чтобы присоединиться, возвращаются в комнату, лицом от алтаря. Выражающие почтение наложением ложатся на пол с их главами к их крестной матери или крестному отцу, человеку, поддерживающему новичка и тех кто может или не может проводить церемонию. Этот человек или люди, в свою очередь приветствует Ориша и благословляет новых, инициорующихся и новички. Благословление сделанно, крестный отец и крестная мать помещены. Начинается барабанный бой.
Иногда участником немедленно обладает Ориша.
В момент одержимости черты индивидуальности Ориша который управляет становятся явно проявленными. Колебания и содрогания целого тела сопровождается очень сильными конвульсиями. Одержимый индивидуум падает на пол.
Физические признаки прекращаются. Полное спокойствие отраженнное в лице "montado" (буквально, он, кто поедет. Акт владения). Голос, особенности и жесты изменяется полностью. Индивидуальность "caballo" (лошади) перестает существовать. Индивидуальность Ориша полностью приняла тело последователя.
Близлежащие люди восстанавливают спокойствие "caballo" дуя в его или ее уши и рот. Cocoa butter или corojo butter натирают руки человека и ноги. Если транс становится слишком сильным, "caballo" может быть поврежден. Это - ответственность тех кто вокруг одержимого индивидуума гарантирующая его или ей нормальное возвращение.
После того, как начальный кризис закончен, контроль Оришы над одержимым телом становится более сильным. Танцы Ориша к приветствию происходят в его или ее определенном ритме и поют, и "чистится" (очищается, и благословляется) тем кто пришел.
Если церемония включает животную жертву, Ориша благословляет существующий разрывая или отрывая головы жертвенной птицы и опрыскивая их кровью.
Если Ориша в хорошем настроении, его "дети" (это Ориша определенный при инициации) будут шутить и танцевать с Саинт. Если Ориша в плохом настроении или приходят для того чтобы наказать кого-то, будет глубокая тишина. И каждый с уважением будет слушать ругающегося. Ориша говорят кратко и касаются самой сути. Они предпочитают для связи оракул из раковин или оракул из кокосовых орехов (Биагуе).
Транс может длиться в течение секунд или до конца церемонии. Конец транса происходит спонтанно, хотя крестной матери или крестному отцу одержимого человека, вероятно, придется вмешиваться время от времени и предотвращать владение от слишком большой продолжительности. Это особенно важно в случае новичков, чья способность к трансу не известна.
Редко одержимый человек может помнить то, что он делал или говорил.

Инициация (The "Asentado")

Детали каждой церемонии инициирования изменяются в зависимости от Ориша, который станет "родителем" человека, инициируемого в Сантерии. Следующая информация - соединение, полученное из различных источников и может быть описана как "родовое" инициирование.
Первый Ориша который будет "asentados" (буквально, помещенный на) головы новичков: Обатала, Чанго, Йемайя, и Ошун.
Прошением у этих Ориша защиты, при предложении им жертвы крови и при одержимости ими отмечают инициацию новичка в Сантерию.
Новичку не говорят при отборе Ориша, чей "ребенок" он станет. Связи рекомендуются через консультацию с оракулами, физические характеристики, специфические для "детей" специфического Ориша и через прямое вмешательство Ориша когда он или она овладевает человеком и требует человека до его или ее обращения.
"Я помню, что первая вещь, которую я был должен делать состояла в том, чтобы собрать деньги. И это было много! Asiento дорог. Большая - плата Babalawo, но так же надо покупать все продовольствие и aguardiente. Не стоит забывать про всю новую одежду, которую я был должен покупать. Вы должны иметь всю новую одежду, Вы должны, быть чистыми. "
И деньги и новая одежда переданы крестной матери новичка или крестному отцу. Это - тот спонсор, который управляет фондами.
Текущая стоимость инициирования в Нью-Йорке или в Майами может легко изменяться от трех до пяти тысяч долларов. Стоимость определена Ориша.
"Мой крестный отец прибыл и сказал мне, когда asiento будет. Я был очень возбужден. Я был испуган, но я был главным образом возбужден. Я упаковал мои вещи и поехал в дом моего Бабалао. Я, как предполагалось, должен был быть там неделю, но я имел проблемы на работе, и я был должен возвратиться, чтобы работать через четыре дня".
Если новичок - девушка, которая достигла возраста менструации, дата "asiento" и обрядов сопровождения не должна соответствовать с таковым ее периода. Близость менструирующей женщины к Ориша рассматривается как кощунство.
"Бабалао посадил меня в своей комнате. Он заставил меня сидеть на циновке. Он забрал свои раковины и пел им и расскачивал их. Затем, он сказал мне дунуть на них, чтобы дать им Ashe. Он бросил их много раз, пока он не был уверен, чем мой Ebo будет. Я был прекрасно плох, так, позволяю себе сообщать Вам, это было много! "
Ebo - любая жертва или предложение Ориша. В случае инициирования, Ebo - жертвы, которые новичок должен делать, чтобы успокоить Ориша, оскорбленных его или ее прошлыми ошибками или злыми действиями.
"Они принесли большую клетку, полную птиц. Там было все. Цыплята, петухи, голуби, все. Я стоял там перед ними, и птицы производили адский шум. Бабалао брал птиц одну за другой и протирал ими мое тело и волосы. Имелся цыплячьи экскременты повсюду. Потом он взял свой нож и убил всех птиц. Это было страшно. И я был должен почувствовать кровь".
Как только Бабалао передал загрязнения новичка птицам, называют имена Ориша. Каждая из жертв описана Ориша на Лукуми, архаичная форма языка на котором все еще говорят на Нигерийском побережье. Бабалао должен быть очень осторожен, чтобы объяснить, что требуется для каждого Ориша. Новичок тогда представлен образам. Их просят, чтобы принять новичка в Сантерия.
"Мы пели в течение долгого времени. После того как Бабалао очистил меня немного, все мы вошли в автомобили, и они отвезли меня на реку. Мы добрались туда когда солнце садилось. Это было красиво".
После изготовления Эбо Ориша, новичок должен получить святое место от Ориша которые патронируют его.
"Я кричал и был доволен, что Ошун выбрал меня. Он - мой фаворит. Я взял тарелки с едой так, что мы все подготовились к Ошун, и опустились в воду. Я клал еду в реку. Не бросал это далеко, но уважительно. Когда я дал всю еду Ошун, я снял свою одежду и бросил ее в воду. Это было великолепно. Я был гол в воде перед всеми этими людьми, объявляя и чувствуя себя действительно счастливый".
Новичок тогда тщательно омывается на реке Бабалао с помощью сопровождающих Сантеро и Сантерос. Церемония - подобна полному крещению погружения. Новичок тогда высушивается и оборачивается в новое полотенце.
"Тогда, я заполнил мой новый горшок речной водой. Все мы вернулись в автомобили и возвратились к дому. Нет, нет. Я не был гол больше. Я надел свою новую чистую одежду. Когда мы вернулись к дому, Eduardo звонил в большой коровий колокольчик. Это было точно так же как в церкови, но более счастливое. Тогда, я был должен снять свою одежду снова и вымыться в воде из горшка".
В эту ночь Бабалао просит "голову" для новичка. Голову человека населенную Eleda, ангелом опекуна. Eleda это не Ориша. Если Eleda игнорируется, и надлежащее внимание не дается живущему в ней ангелу, он откажется от человека, который станет беззащитным против злых влияний.
Интеллект уменьшится. Без того, чтобы кормить Еледу человека, никакой важный обряд не может иметь место. Eleda питается питается кровью.
Эбо, чтобы подать прошение Eleda довольно просто.
Голуби пожертвованы, и их кровь попробованна общиной. Два глубоких блюда заполнены исмельченной яичной скорлупой, двумя кокосовыми орехами, маслом какао, хлопком, прожаренной, но не солёной кукурузной мукой, хлебом, гвинейским перцем, копченой рыбой, Jutia (большой Карибский грызун размером с поссума), и слизняками. Бабалао кладет белую ткань на пол перед глубокими тарелками, содержащими Otanes, священными для Ориша и заворачивает блюда в ткань. Две свечи зажжены и помещены к любой стороне блюд.
Moyuba (молитва обращений в Лукуми.) предлагается Ориша, духам мертвых и мертвым Бабалао, Бабалочас, Сантерос и Сантерас.
"Они зажгли свечи и посадили меня в этом крошечном стуле справа перед алтарем. Сначала, я был должен снять мои ботинки и закатать свои штаны. Тогда, я сидел на стуле моими руками на моих коленах".
Бабалао берет тыкву, полную водой и поливает из нее пол три раза. Он молится ОлодумареOlodumare.
"omi tuto, ana tutu, tut laroye, ile tuto olodumare ayuba bo wo ebe elese olodumare ayuba bai ye baye to nu."
Бабалао делает Moyuba для мертвых предков и духов мертвых.
"ibaye baye tonu bowo oku be lese olodumare mo yuba ibaye bafayaye kosi iku kosi aron kosi ina dosi eye kosi faya kosi ofo ariku baba wa."
Когда он делает Moyuba Ориша, то начинает с Элеггвы. Бабалао поднимает два глубоких блюда и становится перед новичком.
"emi bori (имя новичка) kosi iku kosi aro kosi ina kosi eye kosi ofo ariku baba wa."
"Мои колени начали дрожать в судорогах, весь потрескивало на этом стулу, но Бабалоао все еще стоял передо мной с блюдами. Он говорил, что они имеют это и они имеют то. Я не понимал очень много из этого. Во всяком случае, он передвинул блюда к моим ногам, и затем к моим коленям и моим рукам. Он подошел немного ближе и протер блюдами мои плечи и мой лоб, и немного мою шею. Я начинал пахнуть немного странно, когда он намазал масло какао моих ноги. Но, он стер большинство этого большими комками хлопка. Тогда, он взял белый порошок и нарисовал линии на моем лице. Я говорю Вам, что я походил на индейца".
Белый порошок это растертая в порошок яичная скорлупа. Бабалао рисует три маленьких горизонтальных линии на щеках новичка, лбе, руках, коленах и ногах. Если новичок - женщина, линии рисуются вертикально.
Бабалао разбивает кокосовый орех и выбирает четыре части. Потом он выбирает фрагменты мяса из каждой части.
"oni no iku, obi no aro, oni no eye".
Он прикладывает рукой кокосовую плоть ко лбу новичка, шее, плечам, груди, рукам и коленам. Той же самой рукой, он касается пола и своего собственного лба.
"ile mo ku ko ori mo ku ko".
Бабалао кидает маленькие кусочки кокосового ореха на пол трижды.
"obi aremi".
Он стоит позади новичка.
"kekueku".
"Он помещал части кокосового ореха в свой рот, после бросал их на пол, и он жевал их с кусочками масла какао. Он плевал этим на свои руки и помещал это на мою голову. Я не знаю. В asentado моего друга, Iyawo использовал смеситель. Это кажется лучше, как вы считаете?"
"Во всяком случае, после этого он поместил белый воротник вокруг моей шеи. Так, с Obatala со мной, я чувствовал себя лучше. Более сильным".
Размещение первого воротника - критический момент. Это - время, в которое отношения новичка с Ориша "ловят".
"Пара женщин помогла мне встать, потому что я был весь зажат. Они принимали меня вне комнаты и посадили меня на белый лист, который они разместили для меня. Они велели мне молчать и оставаться тихим".
"Я не видел, почему, потому что каждый вне смеялся и разговаривал. Было много людей там, потому что вы нуждаетесь по крайней мере в 16 Сантерос чтобы 'asiento' ".
Осэйн, бог трав и лечения, следующий Ориша призываемый на "asiento". Для "делания" Осэйн, травы должны быть сорванны и собраны, разломанны и смешанны. Эта часть церемонии вообще поручается торговцу травами с доказанным опытом. Торговец травами выходит в дикую местность, или на пустынный участок земли из следующей двери, для получения Эве (травы).
Когда торговец травами возвращается, он должен представить себя и травы, оставаясь в дверях.
"ago ile egbe onareo ago ile".
"Когда он вернулся, он дал эти большие связки трав Бабалао. Iyalochas, разложили чистые циновки на пол и каждый помог разложить на них травы. Бабалао дал им воду, чтобы пить и кокосовые орехи, чтобы есть. После этого, он плюнул на них. Он сказал, что это должно было дать им Ashe".
Семь керамических горшков, окрашенные в символические цвета Ориша (Белый, красный, синий, желтый, черный, зеленый, и коричневый) установлены семью босыми Iyalochas. Травы распределены. Каждый Iyalocha получает травы, принадлежащие покровительствующему Ориша. Каждый Iyalocha продолжает предлагать Mayuba ее Ориша, поскольку она получает травы.
Бабалао интонирует молитвы мертвым, молитвы Олодумаре и начинает шестнадцать ритуальных песней, начинающимися с одной для Элеггвы.
Каждый Iyalocha готовит свои травы и размещает их в свой горшок. Содержание всех горшков пойдет на изготовление Omiero. Omiero - вся вода очищения. Лна восстанавливает и вылечивает, потому что в ней сконцентрированы силы медицинских растений и влияния Ориша.
Omiero формулируется следующим образом:
Otanes, lodestones священный к Orishas, вымыты с их травами. Украшения Оришы и их раковины и воротники вымыты также и затем высушены с белыми льняными тканями.
Мытье lodestones начинается с тех которые принадлежат Элеггва. Камни погружены в травы, принадлежащие к Элеггва. (См. секции "Травы" в Главе 4) камни Огуна вымыты затем.
После, следовали Otanes для Ошоси, Обатала, Чанго, Agayu, Йемайя, Ошун и Ойя. Сок, извлеченный из перемолотых листьев смешан с дождевой водой, водой реки, водой моря, кокосовым молоком и святой водой; медом, aguardiente, corojo butter, крошечными частицами копченой рыбы, jutia, масла какао, размельченной яичной скорлупы, жаренными зернами кукурузы и гвинейским перцем. Смесь выливают в бадью, и маленький горящий уголек обернутый в лист свежей колоказии (Malanga) добавляется тоже. Omiero будет tonify тело Iyawo (новичка) и приготовит его или ее, чтобы получить присутствие покровительствующего Ориша.
"Когда они закончили мыть камни Оришы, Бабалао пришел и бросил белый лист на меня. Я не мог видеть что-нибудь. Я стоял и кто-то повел меня к двери.
"Стучи" Бабалао сказал мне. И так я постучал.
"Кто ты смотрящий на" сказал он мне.
"Осэйн"
Я сказал "нет"
"Йемайя?"
"Нет".
Мы ходили подобным образом назад и вперед, пока он не сказал "Ошун?" и я не ответил "Да".
"Кто - то открыл дверь и толкнул меня в нее. Что-то теплое и липкое легло на мои ноги, но Бабалао велел мне держать мои глаза закрытыми".
После того как кровь молодого цыпленка капнула на ноги новичка, Бабалао ведет его или ее в комнату. Новичок делает коленопреклонение в бадье, полной Omiero и вымыт еще раз каждым из присутствующих Сантеро. Если новичок - женщина, она вымыта Iyalochas. Он или она после этого вытирается полотенцем, используемым после купания на реке. Новичок одевается в новые белые одеждаы.
"Я чувствовал себя действительно хорошо и пах хорошо тоже. Я сидел на стуле, и Iyalocha поместил лист вокруг моих плеч. Бабалао начал брить мою голову, и Iyalocha удостоверился, что ни один из волос не упал на пол. Это была бы неудача. Когда моя голова была обрита, Бабалао начал красить ее для Ориша".
Голова новичка должна быть подготовлена, чтобы освободить доступ для Оришы и овладение телом. Сначала, окрашивается центральный круг, цветом Ориша, который будет обладать новичком. Рисуются круги перед этим в образе глаза быка - семь концентрических кругов в белом, красном, синем, желтом, черном, зеленом, и коричневом. Ниже кругов, все Бабалао, Iyalochas, Сантерос и Сантерас рисуют пятна цвета, используя цвет его или ее покровительствующего Ориша.
"После того, как каждый закончил окрашивать мою голову, они посадили меня на 'pilon' (большая вертикальная ступка) которая использовалась для растирания травы. Бабалао поместил воду в травы Ошуна и сделал грязь из этого. После этого, он помещал грязь на всем протяжении моей головы".
Каждый из Сантерос и Сантерас, участвующие в церемонии размазывает немного травяной пасты на голове новичка, пока она не закрывает ее в форме шлема.
"Бабалао начал передавать Otanes мне. Это было приятно эмоционально. Это было первый раз, когда мне позволили коснуться их. Предыдущие, которые они позволяли мне держать, принадлежали непосредственно Ошун. Между обработкой Otanes и пения для Orishas и барабанов, я начал чувствовать себя очень странно. Вещи начали кучаться вокруг меня подобно, тому, как если бы я напился. Это было подобно большой руке, сжимающей мою грудь так, что я не мог дышать. Я начал действительно сильно расскачиваться. Я не мог помочь этому. Пение, становилось громче. Бабалао начал петь прямо рядом с моим ухом. Затем, я не помню ничего".
Покровительствующий Ориша соблазняется и прильщается, чтобы он вошел в тело новичка. Когда физические признаки указывают, что Ориша овладел телом, Бабалао кричит:
"iya ye kuma kue yu mao!"
Он отрывает голову курицы Гвинеи и касается кровоточащей шеей рта новичка так, чтобы обладающий Ориша мог пить кровь. Немедленно, крошечные части копченой рыбы, jutia, перца, небольшого меда и маленький глоток из Omiero даются. Бабалао слегка надрезает крест на языке новичка бритвой. Бабалао открывает глаза одержимого новичка и дает его благодарность Ориша.
"gbogbo koyu mo dupue".
Ориша проявил присутствие. "Asentado" эффективно. Все участники кричат и поют. Каждый встает, чтобы станцевать. Бабалао и его помощники помогают новичку придти в сознание и стирает весь Ashe с его головы белой тканью, в которой он остается, обернуты и тщательно сохраненный.

Используются технологии uCoz