Знак алфавита, соответствующий третьему аркану, есть Ghimel = 3.
Его иероглиф - берущая рука, в смысле - кисть руки, сложенная так, что образует узкий канал, могущий что-либо вместить.
От идеи узкого канала переходят к идее влагалища, служащего последним этапом в процессе рождения, а от этого - к самой идее рождения.
Отсюда название аркана по Ипостасям теософического тернера: Divina Natura, Partus, Generatio.
Идея произвождения тесно связана с элементом любви или, в более общем смысле, с элементом аттрактивности (всемирное тяготение, обычная любовь, милосердие, универсальная любовь суть частные проявления этого общего начала).
Богиня аттрактивности называлась Венерой. Этим объясняется одно из ученых названий этого аркана - Venus Urania (Венера во Вселенной - в астрономическом мире).
Другое ученое название - Physis - Природа. Вульгарное название - l'Imperatrice.
Геометрический символ 3-го аркана, вызывающего представление о тернере, будет - восходящий или нисходящий треугольник,смотря по характеру тернера.
Картинка изображает женщину, увенчанную двенадцатью звездами, символизирующими 12 знаков Зодиака. Принцип рождения в физическом плане тесно связан с различными фазами получения Землею солнечной энергии. Фазы эти определяются нахождением Солнца в том или другом знаке, а потому самый Зодиак является в оккультизме намеком на физический план, на физическую характеристику.
Сидящая женщина "облечена в Солнце и корчится в муках рождения" (Откр. XII, 1-2).
Вопрос о рождении раскрывает значение аркана, а Солнце указывает на центр притяжения (планетной любви) нашей системы, вместе с тем играющий роль центра эманации жизни, а следовательно, и всякого произвождения.
В левой руке у женщины скипетр со знаком Венеры. Выходит, что она вечно царит любовью над тем, что рождено, и тем, что родится.
Астрологическое соответствие этого аркана и есть влияние Венеры.
Самый знак есть синтез двух знаков: , служащего знаком Солнца - производительных эманаций, и +, означающего, как мы узнаем позднее, мир стихий, или элементов, т. е. совокупность влияний среды. Получается, что любовь обусловливает победу производительных эманаций над затруднениями, создаваемыми окружающей средой.
В правой руке женщина держит щит с изображением орла, чтобы показать, что принцип произвождения распространяется на самые высокие сферы. У орла висит равноконечный прямоугольный крест, напоминающий, что процесс рождения есть естественное последствие процесса совокупления активного начала с пассивным (см. аркан 2-й).
Сидит женщина, опять-таки, на кубическом камне, утвержденном на глобусе (об этом позже), и под ногою держит Луну, символизирующую здесь материю подлунного мира, как наинизшую сферу произвождения. Иногда встречается искажение фигуры - крылья у женщины, вместо Солнца, ее облекающего. Эти крылья намекают на восхождение от Isis Terrestris к Isis Coelestis.
Какой же тезис подтверждает аркан?
Он, прежде всего, дает гностическую формулу: "ничто не творится, все рождается", т. е.- всегда есть Jod , оплодотворяющий He и тем определяющий рождение элемента (Vau - 6-й аркан) - Отец, мать, дитя.
Активное и пассивное, нейтрализованные андрогинным.
Помимо этого или, лучше сказать, в связи с этим третий аркан провозглашает закон Тернера, как общий и мировой. А потому уместно будет присовокупить к описанию аркана примеры разбора каких-либо типичных тернеров. Сначала дам намек на некоторый тернер типа нисходящего треугольника. Теософический тернер - Архетип - Человек - Природа - вызывает в нас теологическую схему трех Ипостасей: Бог в Боге, или Бог-Отец; Бог, проявляющийся в Человечестве, или Бог-Сын, и Бог, проявляющийся в Природе - Бог-Дух Святой.
Сообразно этой тройственной шкале манифестаций Единого Божества, в которой средний термин нейтрализует крайние (Человек связывает Природу с Архетипом), я позволю себе указать на 3 типа искания душами Бога: есть души, ищущие Бога-Отца метафизическими путями; души, ищущие Бога-Сына в своем сердце и объединяющие группы людей во имя этого искания; есть души, разыскивающие Бога созерцанием природы и примирением с ее непреложными законами; это - искательницы Духа Святого.
Подробнее об этом узнаете в Тайнах Каббалы.
Теперь разберем пример Тернера типа Восходящего Треугольника, т. е. типа Тернеров Великого Аркана.
Тот же Тернер "Архетип - Человек - Природа" наводит на следующее построение, если его термины понять возможно широким образом в вопросе о ходе событий во Вселенной. Представьте себе Архетип как нечто гармоничное, андрогинное, всезнающее, вседовольное, одаренное притом способностью проявления активности и, соответственно этому, могущее ограничивать сферу этой активности. Как выражаются обыкновенно,- это Высшее Начало раздваивается на активное и пассивное проявление, давая этим схему упомянутого треугольника.
Параллельно с этим будем говорить о Человечестве как о едином организме, клеточками которого будут сущности, носящие на Земле название людей, а на других планетах, может быть, какое-нибудь другое. Признайте существование таких клеточек этого организма в дифференцированном виде на всех космических телах - солнцах, планетах и т. п. - и вы создадите представление о Мировом Человеке, живущем жизнью коллективной сущности и имеющем Волю согласно Великому Закону индивидуализации.
Еще говорите о Природе, как результате группировки всех элементов, как индивидуализированных вашим миросозерцанием, так и неиндивидуализированных, и эту совокупность мыслите, как динамизированную основными схемами закономерных проявлений, т.е.- принципом каузальности.
Эти два полюса - Человечество и Природа - будут манифестациями Архетипа: первый - активной, второй - пассивной по схеме нашего треугольника (здесь термины "активный" и "пассивный" взяты в относительном, а не в абсолютном значении).
Теперь займемся тернером, явно подходящим под тот же тип тернера Великого Аркана, а именно тернером "прошедшее - настоящее - будущее".
Ведь настоящее, как момент, определяет своим местонахождением области того, что мы называем прошедшим и будущим. Не указавши момента, который мы именуем "настоящим", мы не сумеем разграничить эти области.
"Настоящее" эманирует "прошедшее" и "будущее", причем в прошедшем сказывается его относительно пассивная, косная сторона (его не переделаешь), а в будущем - сторона активная.
Сблизив наши два тернера, мы скажем, что Архетип владеет по закону аналогий настоящим, что Человечеству аналогически принадлежит будущее, а Природа базирует свои манифестации на аналогии Прошедшего. Идем дальше: Человечество владеет Будущим по праву Человеческой Свободы при помощи инструмента, именуемого Коллективной Волей Человечества. Природа базируется на Прошедшем в форме т. наз. Судьбы, инструментом которой является Рок (слепой, неумолимый, и потому косный, как бы относительно пассивный).
Архетип обладает свойствами андрогината; это свойство отражается по праву Вседовольства и Высшей Гармонии в том великом мировом Светильнике, который именуется Провидением. Провидение соответственно этому нейтрально, андрогинно и играет роль Света, озаряющего поле деятельности остальных двух элементов.
Обращаю ваше внимание на то, что на нашем языке термин "настоящее" имеет два значения: одно - касающееся реальности объекта, другое - помещающее объект в определенный момент времени.
Всякий прием рождения, эманации чего бы то ни было должен быть настоящим для рождающего, эманирующего, чтобы быть реальным в соответствующем ему плане жизненных проявлений. Формула внушения должна читаться: "Ты делаешь то-то", а не "ты сделаешь" или "ты сделал".
Непреложный метафизический или научный тезис также формулируется в настоящем времени. Ощущение, которое вы будете характеризовать как прошедшее или будущее, никем не будет признано реальным. Его в лучшем случае назовут туманными терминами "рефлекс", "галлюцинация" и т. п.
Возвращаясь к нашему тернеру, будем утверждать вместе с Fabre d'Olivet, что мировая история зиждется на мистическом треугольнике (черт. 5).
Провидение озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется на созидание Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком, который гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит в союз с просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это время история Человечества носит эволютивный характер.
Если Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать нельзя: все зависит от отношения сил Воли и Рока.
Если Человечество сознательно борется своею Волею с Роком, подкрепленным указаниями Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет. Если, наконец, Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока, неблагоприятно оцениваемым Провидением, то реализации оказываются весьма мощными, весьма ощутительными, но ход истории удаляет мир от принципа Гармонии и будет нуждаться в последующих исправлениях на пути решения Великой Задачи конечных целей существования Вселенной. Мировая история в это время инволютивна.
Интересно рассмотреть частное отражение мистического треугольника Fabre d'Olivet, управляющее ходом событий в жизни души отдельного человека в течение определенного воплощения (инкарнации) этой души.
Треугольник примет вид чертежа 6-го.
Провидение в отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т. наз. совесть, которая абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает, а только освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинер добро - зло.
Воля человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе т. наз. кармою. Эта карма есть как бы общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души нашего человека. Он родился первый раз в благоприятных для приобретения мудрости условиях, как говорят - с чистой кармой; погрешал; во вторую инкарнацию ему, кроме задачи приобретения мудрости, еще предстоит очистить карму, что не обойдется без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении карма ставит его в менее благоприятные условия жизни. Дальнейшие инкарнации следуют закону альтернатив отягчений и исправлений кармы, пока она окончательно не очистится. Очень отягченная карма, которую бы нельзя было исправить одними сознательными усилиями воли, отчасти исправляется самим элементом страдания в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен кармою, могут быть настолько сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации.
Вот какие комбинации вершин возможны для этой частной схемы Мистического Треугольника:
1) Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат - очищение Кармы.
2) Воля заодно с Кармою против Совести. Это - т. наз. эгоистический оппортунизм. Результат - видимые удачи в жизни при наличности отягощения Кармы.
3) Борьба Воли с Кармою без консультации Совести. Результат не может быть формулирован в общем виде. Он зависит от отношения сил Воли и Кармы.
4) Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат - неудачи в жизни и отягощение Кармы.
Шкалярные тернеры, подобные рассмотренным в этом аркане, т. е. представляющие собой явную совокупность трех основных степеней одного и того же проявления, условимся называть абсолютными тернерами. Им мы попытаемся уподобить другие тернеры, для признания которых надо примиряться с некоторыми условностями, как бы становиться на особую точку зрения. Эти вторые тернеры назовем аналогичными, связывая каждый из них условно или символически с каким-нибудь абсолютным тернером.
Дадим два примера таких тернеров. Первый пример заимствуем из природы, второй - из области ритуального символизма.
Рассмотрим ствол человеческого тела, подразделив его на голову, грудную полость и полость живота. Свяжем аналогично голову с ментальным планом, ну хотя бы потому, что проявления ментальной работы у воплощенного человека стоят как бы в связи с отправлениями головного мозга.
Грудь свяжем с представлением об астральном плане, ну хотя бы потому, что физическая тренировка адептов астральной работы отводит центральное место упражнениям дыхательных органов. Живот свяжем аналогически с физическим планом, ну хотя бы потому, что функции пищеварительных органов натурально связаны с делом обновления клеточек тела.
Вот вам и аналогичный тернер. Можете прочесть его в немного измененной форме: деятельность головы управляет распределением нервных флюидов, деятельность грудной клетки - обновлением жизненной силы крови, деятельность живота - реставрацией тканей (вопрос о т. наз. циркуляции лимфы).
Хотите оправдать практически ваше искусственное построение? Рассмотрите голову - аналогию ментального плана - и ищите в ней три подплана этого плана. Глаза сойдут за представителя ментальности в голове,- вы по взгляду поверхностно заключаете о рассудочной деятельности субъекта; нос будет представителем астральности в голове, - по его состоянию вы часто имеете возможность делать поверхностные заключения в области патологии грудной полости; рот пусть будет представителем физического плана, посланником полости живота, о расстройствах органов которой вы часто судите по губам, языку и т. п.
Это подразделение намечает путь к признанию нашего тернера не вполне произвольным, а как бы естественно-символическим.
Теперь дам пример искусственно-символического тернера, объяснив схему знаменитого Трезубца Парацельса (Tridens Paracelsi).
Его изображение дает чертеж 7-й.
Трезубец Парацельса. Чертеж 7 |
Зубцы металлические (железо, жесть или сталь); цилиндрическая рукоятка - деревянная или эбонитовая, т. е. во всяком случае - изолирующая. Прибор, с практической точки зрения, представляет собой магическую шпагу с тремя остриями.
Сделаем анализ надписей на зубцах, знаков, начертанных около основания зубцов, и золотой надписи на рукоятке. Начнем с зубцов.
На верхнем выгравировано Obito (повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай); надпись эта очерчивает сферу пассивных проявлений Человека в области жизни физического плана (вернее - в области трех планов при наличии инкарнации в физическом).
На нижнем зубце мы читаем: Imo (грамотнее было бы Immo, что значит: - напротив, наперекор, в смысле - сопротивляйся, проявляй себя активно).
Средний зубец заключает надпись: Apdosel, которую нужно разложить так: ap + do + sel.
Ap надо заменить греческим Слог do должен читаться справа налево - od; это название положительно
поляризованного астрала. Следовательно, это астросом в сфере мужских
проявлений.
Sel (латинское sal) означает соль = бродило физического плана -
символизирует самый физический план.
Итак - три зубца своими надписями диктуют фразу: трехсоставный активный
Человек (mens + anima + corpus) должен уравновешивать бинер повиновения и
сопротивления; он должен лавировать между этими приемами. Этот тернер
очерчивает сферу деятельности Человека.
Во втором тернере знаков и
первый знак,
подобие рака, поставлен вместо знака
Рака. Этот
зодиакальный знак астрологически есть дом Луны, планетное влияние которой
проводит пассивное начало в пассивный же верхний зубец.
Змея, имеющая головой знак Юпитера, есть символ астрального tourbillon,
которым авторитет (знак Юпитера) Человека проводится в мировой астраль.
Третий знак есть испорченный знак
зодиакального
Льва, служащего домом активному Солнцу, проводящему свое влияние в
нижний, активный зубец.
Как видим - второй тернер относится к области форм, проводящих влияние
рукоятки в зубцы.
Рукоятка украшена золотою надписью
P.P.P. VLIDOXFATO,
где тройное P следует опрокинуть для получения тройного лингама -
оплодотворение в трех планах. V есть латинское числительное 5,- указание
на пентаграмму,- символ человеческой Воли; LI - начальные буквы слова
libertate - (свободою); VLI = pentagrammatica libertate = свободою
человеческой Воли.
DOX значит doxa (осведомленностью), т. е. тем, что нам дает элемент
совести. FATO значит Роком, Судьбою, Кармою. Значит, рукоятка нам говорит
о праве Человека на попытки произвождения в трех планах и в силу
существования того, что мы ставили в вершинах Мистического треугольника
Fabre d'Olivet.
Этот тернер касается сферы ментального, даже метафизического характера
наших абсолютных прав на три плана.
Весь трезубец будет символизировать Человека вообще в двух высших планах
(рукоять, схема астрологических знаков) и дифференцировать его как
Мужчину в физическом плане (средний зубец содержит намек на активность).
Практически прибор служит магической шпагой в руке мужчины, а в сильно
уменьшенном формате применяется в герметической медицине при лечении
мужской импотенции. Вот пример системы трех тернеров в области
символизма.