I
Частые недоразумения, возникающие по вопросам истории масонства, зависят главным образом от различного понимания самого слова масонство. Одни применяют это слово как общее наименование всех Тайных Обществ Посвящения; другие разумеют лишь определенные Ордена, присвоившие себе это название в силу применения ими того или другого символического ритуала; третьи отстаивают ограничительное пользование этим словом для наименования лишь тех ассоциаций, которые сохранили в достаточной чистоте определенное количество традиционных символов, врученных им доминирующими школами оккультизма того или другого столетия.
На этой-то почве и являются известные споры о том, возникло ли масонство при Адаме, или оно ведет свое начало с первого века после Р.Х., или же с VI-го, или XI-го, или, наконец, с XVII-го столетия нашей эры.
Статья наша вовсе не имеет целью объять все эти толкования. Для этого понадобился бы полный обзор истории Преданий.
Мы задаемся более скромной целью обрисовать возникновение тех масонских течений, которые обязаны своим происхождением деятельности Христианского Иллюминизма в XVII-м столетии.
В это время знаменитое Братство Розенкрейцеров являлось главным и центральным хранилищем догматического и практического эзотеризма в Европе. Члены этого Братства владели многочисленными тайнами в области Каббалы, усердно занимались как спекулятивной, так и практической разработкой этих тайн, и вместе с тем не были чужды желания увеличить свою власть и могущество во всех планах Вселенной за счет приобретенных ими познаний.
Они считали себя как бы духом человечества, а свою деятельность - высшим активным проявлением такового, и были правы с философской точки зрения.
Сознание своего духовного превосходства не могло их вполне удовлетворить. Духу свойственно проявляться принципом энергии, создающей формы, а формы эти, в свою очередь, должны проявляться в мире материальном, физическом.
Орден Тамплиеров в свое время жестоко пострадал за попытки самостоятельно проявить себя в физическом мире.
Наученные его горьким опытом, Розенкрейцеры показали себя более осторожными и для реализации своих стремлений прибегли к созданию особой ассоциации, в которой должна была проявиться их формирующая энергия и которая, в свою очередь, должна была влиять на мир профанов, порождая в нем те или другие течения.
II
В начале второй половины XVII столетия Братство Розенкрейцеров поручает нескольким своим членам (из числа которых наиболее выдаются своей деятельностью Ashmole и Fludd) создание Ордена, имеющего выполнить следующие задачи:
Во-первых - укрепить и по возможности широко распространить в Человечестве доверие к Эзотерическому Учению и его представителям, уважение к его символам и к той нравственной и духовной подготовке, без которой невозможно усвоение основ Каббалы.
Во-вторых - обеспечить хранение и передачу элементов Символизма в должной чистоте и неприкосновенности.
В-третьих - создать среду, развитую в моральном и духовном отношении, с тем чтобы пользоваться ею как резервуаром энергии для воздействия на Общество, а отчасти и для того, чтобы из нее заимствовать будущих адептов христианского Иллюминизма.
Для создания упомянутого Ордена его основатели прибегли к преобразованию уже прочно сформировавшейся и имевшей многовековую историю ассоциации т.н. свободных каменщиков.
В средние века цехи строителей зданий в готическом стиле были объединены общими уставом, узаконениями, обычаями и иерархией. Эти объединяющие начала позднее проникли в Англию и распространились на строителей вообще.
Во время Ashmole'а и Fludd'а ассоциации свободных каменщиков состояли частью из действительных работников соответственных цехов, частью из тружеников в области умственной и духовной деятельности, уподоблявшихся каменщикам по прочности результатов и методичности характера их труда. Эти труженики мысли играли в Ассоциации роль эволютивного элемента.
Преобладание этого элемента в ассоциациях было настолько значительно, что основатели Нового Ордена воспользовались планом их организации, т.е. попросту создали Ассоциацию, состоящую исключительно из каменщиков духа и мысли, сохранив традиционную терминологию прежних товариществ, и ввели в ритуал Ордена отражение большинства их символов и обычаев. Конечно, всему этому было дано более высокое распространительное толкование, притом различное на разных степенях посвящения.
Новый Орден получил название Масонского.
Рассмотрим бегло первоначально созданные его степени, разъясняя их Символизм поскольку это возможно и позволительно.
III
В английских ассоциациях свободных каменщиков было три степени: ученик, товарищ и товарищ-мастер.
Переход в старшую степень из младшей определялся познаниями, работоспособностью и хорошим поведением каменщика.
Основатели масонства сохранили общий план этих подразделений, установив первоначальные три степени масонства - Ученика, Товарища и Мастера - получившие впоследствии название символических.
Эти степени были ими приурочены к выражению основных идей т.н. гностического учения, сводящихся к следующей сокращенной формулировке:
Ничто не творится; все производится (во всех планах). В процессе произвождения участвует активное (мужское, оплодотворяющее) начало (символизм 1-й степени), пассивное (женское, оплодотворяемое) начало (символизм 2-й степени).
Результат процесса произвождения, так сказать, идея его продукта, ляжет в основе символизма 3-й степени Масонства, довершающей характеристику упомянутого процесса.
Самый ритуальный символизм был подобран основателями степеней так, что легко наводил на целый ряд толкований более частного характера, нежели вышеприведенные.
Таким образом, люди в различных стадиях своего умственного и духовного развития могли различно истолковывать масонские символы, постепенно приближаясь к миросозерцанию своих Учителей.
До рассмотрения самого ритуала символических степеней, дадим несколько примеров подобных толкований.
Можно видеть в 3 степенях идею подразделения солнечных суток на утреннее (ученик), полуденное (товарищ) и вечернее с ночным время (мастер).
Возможно усмотреть в тех же степенях намек на периодическую смену времен года: ученик - весна; товарищ - лето; мастер - осень и зима.
Позволительно установить соответствие между важнейшими фазами жизни растения и теми же степенями: ученик - произрастание зерна, товарищ - период цветения, мастер - произращение плода и падение такового с целью создания дальнейшего процесса осеменения почвы.
Ничто не препятствует алхимическому толкованию степеней: ученическая степень - подготовка материалов и приборов для добывания философского камня, товарищеская степень - управление огнем, мастерская степень - процесс добывания философского камня.
Для лиц, знакомых с языком Герметизма, скажем, что ученическую степень можно уподобить прохождению первой четверти окружности, товарищескую - второй четверти, а мастерскую - прохождению остальных двух четвертей и ознакомлению с центром.
Лицам, посвящаемым в масонство, сообщались непосредственно толкования, отличные от приведенных и клонящиеся, главным образом, к установлению соответствия между масонскими степенями и фазами моральной жизни человека, стремящегося к самоусовершенствованию.
Переходим к рассмотрению этих фаз в связи с символизмом степеней.
IV
Степень ученика (1646 г.) как подготовительными к ней поучениями, так и церемонией посвящения должна была вызвать в посвящаемом настроение, способствующее работе самоисправления. На этой степени масон должен был почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться, молчать.
Посвящаемого вели к ложе с закрытыми глазами (тьма); ему приходилось осторожно ступать, уклоняясь в стороны (заблуждения).
Вступал он в ложу через удары, напоминавшие ему о неусыпном бдении, прилежании, искании истины собственными опытами. Ему вручалась, как знак его степени, неполированная лопатка, которую он должен полировать (в переносном смысле) собственной работой. Его задача характеризовалась как уготовление камня, т.е. подготовка самого себя к роли достойного и пригодного деятеля (т.е. активного начала в вышеприведенной гностической формулировке).
Степень товарища (1648 г.) вводит масона в область применения приобретенных им хороших качеств. Он считается уже до некоторой степени готовым к известному разряду упражнений, почему символом Товарищества является равнообделанный камень.
Предметом его работы (т.е. как бы пассивным началом гностической формулировки) служит изощрение силы разума, очищение его от предубеждений, своемыслия, ученой гордости, приучение его к созерцанию дел Всемогущего. С точки зрения Оккультизма вообще и Гностицизма в частности, эта стадия развития масона своим символизмом дает намеки на существование астрального плана (примеч. - Масонский символ его - пламенеющая звезда.) и на возможность оперирования в нем при условии обладания достаточной активностью. Сама область операций (т.е. пассивное начало) должна казаться оператору до крайности привлекательной как своей новизной, так и результатами работы. Вот почему ритуал второй степени носит отпечаток радости и веселья. Товарищ вступает в ложу - соединенный с остальными членами цепью дружбы. Самое вступление происходит под звуки веселой музыки.
V
Степень Мастера (1649 г.), во-первых, содержит в себе символические указания на продукт оплодотворения гностического пассивного накала активным, т.е. на идею жизни и смерти, а во-вторых, дает ключ к пониманию взаимоотношения всех трех степеней. Ключ этот преподается посвященному в форме знаменитой легенды о Хираме и трех его убийцах, которую мы приведем с достаточной полнотой ввиду тесной связи ее с самим ритуалом посвящения в степени Мастера.
Легенда о Хираме
Соломон поручает построение Храма Хираму, предводителю избранных людей в количестве 30000, управляемых 300 мастерами. Хирам делит работников на три категории: изготовителей металлических предметов, каменщиков и плотников.
В каждой категории имеются ученики, товарищи и мастера, получающие различную заработную плату.
Ученики получают мзду свою у колонны Jakin, товарищи - у колонны Bohas, а мастера - в среднем пространстве (т.е. между колоннами).
Во избежание обманного присвоения младшими разрядами более высокой заработной платы трем степеням сообщаются особые знаки, прикосновения и слова. Ученическим словом служит Jakin, товарищеским - Bohas, а мастерским - полное всеобъемлющего, глубочайшего символического и реализационного значения третье каббалистическое имя Божие, изображаемое 4 буквами Jod-He-Vau-He.
Три товарища Jubelas, Jubelos, Jubelum (имена условные и в различных редакциях легенды заменяются другими) задумывают овладеть мастерским словом для присвоения себе ненадлежащей мзды. Для этого они поджидают Хирама у трех врат Храма в час его вечернего обхода. У Южных врат Великого Мастера встречает Jubelas и требует от него раскрытия мастерского слова под угрозой смерти. Хирам отвечает с достоинством, что познание этого слова возможно лишь тому, кто сумеет своим усердием и опытностью в работе заслужить соответствующую степень. Jubelas наносит ему удар тяжелой железной линейкой, длиной в 24 дюйма. Удар приходится по шее, Хирам отступает к Западным вратам, но там стоит Jubelоs, повторяющий требование товарища. Архитектор ответствует молчанием и получает наугольником удар против сердца.
У него хватает силы дотащиться до Восточных врат, где его противником является Jubelum, умерщвляющий его ударом молотка по лбу. Убийцы скрывают тело в храме под каменной громадой, а позже, под покровом ночи, относят его в ближайший лес, где и хоронят, отметив могилу зеленой ветвью акации.
Соломон, обеспокоенный исчезновением Архитектора Храма, посылает на розыски сначала 3 Мастеров, а затем 9 Мастеров. Хирама ищут сначала в Храме, потом вне его. На седьмой день разыскивается его могила, отмеченная ветвью Акации (в некоторых версиях легенды могила узнается по особому сиянию, исходящему из нее, а ветвь Акации полагается на нее нашедшими ее Мастерами). Для извлечения тела из могилы, царь посылает 15 мастеров и вместе с тем поручает им переменить мастерское слово (из опасения, что оно было исторгнуто у Хирама его убийцами). За новое слово они должны принять первое из тех, которые будут произнесены ими при извлечении тела из могилы. Откопав тело, мастера пытаются прикоснуться к указательному и среднему пальцам его руки. При этом вследствие разложения плоть отделяется от костей, что побуждает мастеров воскликнуть Mak benach (что и дает в переводе отмеченную курсивом фразу; иногда переводят - тело истлевает).
В большинстве версий, за этим следует описание погребения Хирама во Храме в присутствии всех Мастеров, украшенных своими запонами и другими атрибутами, в числе которых отмечаются белые рукавицы, свидетельствующие о невинности мастеров в происшедшем злодеянии. На гроб, по велению царскому, возлагается серебряная треугольная бляха с изображением старого мастерского слова в знак благодарности покойному за оказанную твердость в хранении тайны.
Главного убийцу находят благодаря собаке, выдающей его убежище (пещеру близ источника), и умерщвляют.
Остальные два преступника кончают жизнь самоубийством, низвергаясь в каменоломню, над которой они нашли было себе приют.
Головы убийц доставляются Соломону.
Для полноты прибавим, что во многих версиях легенды изменены наименования врат храма, у которых Хираму наносят удары, причем, однако, смертельный удар всегда наносится у Восточных врат.
Встречаются вариации и в других подробностях рассказа, что впрочем не отзывается на существе его символических истолкований.
Скажем теперь несколько слов о самих толкованиях легенды. Их несколько, и вопрос о восхождении от грубых истолкований к более тонким, стоит в прямой зависимости от индивидуального развития лица, которому передана легенда.
Простейшим толкованием является социальное.
В самом начале легенды мы видим явное указание на идеал общественного строя, создаваемый распределением строителей Храма на категории.
Здесь доминируют две идеи: 1) Общественная роль человека должна определяться его природными способностями (лица, обрабатывающие металлы, каменщики, плотники). 2) Иерархическая ступень работника должна определяться его знанием и заслугами в области его специальности (ученики, товарищи, мастера).
Тут же проводится указание на необходимость крайней осторожности при сообщении деятелям сведений, раскрывающих общий характер их деятельности на соответственных ступенях (проходные слова, знаки, прикосновения).
Указаны и опасности, возникающие для общества в силу нравственного несовершенства многих его деятелей (заговор трех товарищей, обусловленный эгоистическими их побуждениями), а равно и средства для борьбы с таковыми (непоколебимая самоотверженная стойкость и твердость Хирама).
Имеется явное указание архитектора на путь, спасительный для лиц, терзаемых жаждой благ или почестей (Хирам говорит товарищу Jubelas у Южных врат, что эти блага достигаются лишь трудом и знанием).
Наконец, легенда повествует, что возмутившийся эгоизм может лишь временно восторжествовать над глубокой идеей, что добродетель в конце концов торжествует, а порок всегда бывает наказан, и часто самолично приводит в исполнение свое наказание.
Астрономическое толкование легенды также не представляет особых трудностей. Легко догадаться, что речь идет о годовом цикле Cолнца, которому уже в летнее солнцестояние (южные ворота) грозит опасность: дни (линейка в 24 дюйма символизирует сутки) начнут убывать, но солнечная тропа еще может быть использована разумно (вышеприведенные слова Хирама первому убийце). Осеннее равноденствие (Западные врата) уже влечет за собой онемение природы (Хирам молчит), приводящее сначала к осени, а потом и к зиме. Лишь весною (Восточные врата) умершее солнце (пораженный Хирам) возрождается для новой жизни.
В моральном толковании следует обратить особое внимание на борьбу духовного света (Хирам) с тремя его убийцами (жажда власти, ложь и невежество), на 9 мастеров, символизирующих основные масонские добродетели, и на зеленую ветвь Акации, служащую символом надежды, как связи видимого мира с невидимым (шестой Аркан Тарота, соответствующий знаку Vau (Вау) еврейского алфавита).
Нельзя не упомянуть и о более высоком герметическом толковании легенды.
Здесь, конечно, понимание ее смысла всецело зависит от степени посвящения познающего ее лица.
Во всяком случае, при попытках построения такого толкования не следует упускать из виду, что легенда Хирама резюмирует для посвященного Великую Тайну Rota, иллюстрируемую обращением окружности в кватернере двойного противопоставления.
VI
Переходим к ритуалу посвящения в символические степени. Об ученической и товарищеской степени много говорить не приходится. Общий характер их символизма уже выяснен в самом начале этой статьи и притом с упоминанием некоторых деталей.
Отметим преобладание числа 3 (состав человеческой сущности) в ритуале ученической ложи и числа 5 (астральные операции) - в товарищеской (число ступеней перед колоннами, число светильников в ложе, число ударов молотком при выстукивании, число шагов в условной походке, соответственных степени, число лет в символическом возрасте масона). Упомянем о запонах (у ученика верхняя часть запона прикрывает грудь; у товарища она опущена; оба запона белые).
Традиционные проходные слова первых двух ступеней были Tubalcain и Schibboleth, а традиционные священные слова - Jakin и Bohas.
Условными знаками служили: для ученика - провести по горлу ребром правой ладони, держа большой палец под прямым углом к остальным; горизонтально отвести руку на уровень правого плеча и затем уронить ее вдоль туловища; для товарища - пальцами правой руки сделать жест, как бы исторгающий сердце из груди, и потом отвести и уронить руку как указано выше; в некоторых ложах при этом еще подымалась открытая ладонь левой руки вровень с головой, а затем левая рука ниспадала вдоль туловища.
Масонские прикосновения совершались так: ученик, протягивая руку брату, прикасался ногтем большого пальца к первому суставу его указательного пальца, а товарищ к первому суставу среднего (смотри легенду Хирама - поднятие тела).
Истолкование условных знаков вряд ли кого затруднит.
Еще раз напомним о наличности в товарищеской ложе т.н. Пламенеющей звезды (символ астрального света), которой не имеется в обстановке ученической ложи, и этим завершим наш краткий сравнительный очерк первых двух степеней.
VII
Переходя к ритуалу мастерской степени, начнем с убранства ложи.
Вся ложа обита черным сукном; помост или пол покрыт черным покрывалом (ковром), усыпанным золотыми слезами. Посреди ковра поставлен черный гроб (нога на восток, изголовье на запад). В ногах на крышке гроба мертвая голова (череп с 2-мя перекрещивающимися костями); в головах - ветка акации и серебряная бляха, о которой упоминалось в Легенде Хирама.
Остальное убранство мастерской ложи претерпевает различные изменения: во всяком случае, преобладает черный цвет с золотыми вышивками (слезы, мертвые головы). Три тройных подсвечника у гроба поддерживаются скелетами, сидящими на кубических камнях.
Жертвенник (в вост. части ложи) покрыт черным с вышитыми золотом слезами и мертвой головой, с серебряными фестонами.
На жертвеннике - три тройных подсвечника в виде мертвых голов.
Посредине южной и северной стен ложи висят черные картины (изображения мертвой головы с надписью Momento mori - помни о смерти).
Между гробом и западной стеной (т.е. в головах у гроба) полагается открытый циркуль.
В ногах гроба (на вост.) - наугольник (иногда скрещенные циркуль и наугольник полагаются на крышку гроба в его ногах).
Приготовление Товарища к принятию в Мастера совершается в темной храмине. Брат Ритор дважды посещает уединившегося в ней Товарища. При первом посещении он, вопросив последнего о предмете его помышлений и получив в ответ "помышляю о смерти", одобряет выбор сей темы, а затем подвергает Товарища экзамену по первым двум степеням масонства, сопровождая ответы его распространительными и пояснительными толкованиями.
Ритор заканчивает первое посещение напоминанием Товарищу, что никто не знает часа своей смерти и что он, быть может, тут же покончит свое земное существование. Вторичное посещение Ритора опять влечет за собой приглашение углубить мысль в мрачное, но спасительное представление о смерти. Затем ставится вопрос о том, для того ли только человек явился на свет, чтобы потом бесследно исчезнуть, или он должен оставить по себе след. Отсюда переход к напоминанию об обещании следовать добродетели и убегать пороков и к приглашению искренне раскаяться.
После продолжительной паузы - требование сердечного признания в убийстве Хирама и опять приглашение раскаяться, после чего Ритор удаляется.
Через несколько времени появляется брат-вводитель, посланный из Ложи, предварительно открытой тремя степенями (в третьей степени ложа открывается 9 ударами).
Вернувшись в Ложу, вводитель докладывает, что товарищ выслужил свое время, что Мастера довольны его работой и что по нем есть поручители. На вопрос Великого Мастера - о согласии Ложи на принятие нового члена - мастера отвечают простертием рук над знаком Мастерским.
Тогда брат-вводитель вводит новичка спиной (Хирам, входя в храм, не мог предвидеть грозящей ему опасности; так и с нами бывает в жизни).
С этого момента для кандидата в Мастера начинается полное переживание Легенды Хирама, для вящего ее усвоения.
После выстукивания и вторичного опроса о готовности Товарища к принятию в Мастера Великий Мастер предлагает ему путешествовать по Мастерской Ложе.
Во время путешествия братья стоят окрест и близ самого гроба, а в гробе под окровавленной плащаницей лежит один из младших мастеров. Второй надзиратель повелевает приемлемому взять левой рукой конец его шпаги, а сам, взяв его за правую, начинает с ним путешествовать, (Мастера путешествуют с Востока к Западу, для распространения лучей света), и когда подводит его к написанной на Юге мертвой голове, то останавливается и просит помнить о смерти.
То же на Севере.
Великий Мастер при каждом прохождении мимо него посвящаемого говорит: помни смерть.
По окончании трех путешествий, ищущего ставят лицом к востоку и (по обмене условными знаками, поклонами и опросе братьев) подводят к жертвеннику тремя шагами через гроб (три направления, по которым Хирам хотел уйти из Храма).
При этом неофит получает три удара от братьев свернутой в трубку бумагой. После этого младший мастер, лежавший под плащаницей, тихо и по возможности незаметно встает из гроба и удаляется. Тем временем Великий Мастер, сделав посвященному еще раз напоминание о скорбях жизни и значении смерти, приводит его к присяге (правая рука коленопреклоненного посвящаемого при этом прикасается к Евангелию и к мечу Великого Мастера, а левая приставляет к груди циркуль). Присяга касается хранения тайн Масонства и обещания помогать Мастерам против бунтующих Товарищей.
Посвящаемого поднимают и отводят. Великий Мастер становится между ним и жертвенником и тремя ударами молотка в чело принимает его в Мастера, произнося: при первом ударе - "Силой данной мне власти и могущества через моих начальников, от владычествующих над жизнью и смертью"; при втором - "силой соизволения всех здесь присутствующих братий Мастеров"; при третьем - "приемлю тебя в Мастера сего почтеннейшего собрания".
Надзиратели повергают нового Мастера спиной в гроб и покрывают плащаницей.
Наступает великая тишина.
Великий Мастер ударяет рукой по эфесу шпаги.
Надзиратели отвечают тем же.
Братья схватываются руками крестообразно и говорят друг другу Мастерское Слово (Mak Benach) в каждое ухо пополам, а надзиратели в заключение принимают его и пускают от себя назад Старое Мастерское слово.
Следует чтение Легенды Хирама Братом Секретарем. При упоминании в повести о прикосновении к указательному пальцу Хирама 2-й надзиратель берет лежащего в гробу за указательный палец и говорит: Jakin. При упоминании о прикосновении к среднему пальцу 1-й надзиратель поступает так же и говорит: Bohas. При упоминании о подъеме Хирама за кисти рук Великий Мастер берет кандидата за кисти, принимает Мастерским прикосновением и говорит "Mak Benach"; по окончании чтения Брат Церемониймейстер подводит нового Мастера к жертвеннику (с Южной стороны), где Великий Мастер вручает ему знаки достоинства:
1. Запон из белой кожи - воздаяние заслуг, почтенному Ордену оказанных.
2. Голубую ленту с ключом слоновой кости (свободный вход в ложи).
3. Золотую лопатку на голубой ленте.
4. Белые мужские рукавицы (чистота совести и невиновность в убийстве Xирама).
5. Белые женские рукавицы - предназначены той женщине, к которой Масон имеет превосходнейшее почтение.
Символизм женских рукавиц - прямота, честность и бескорыстие во всех актах воздействия активным (мужским) началом на пассивное (притягательное, женское) в каких бы то ни было планах.
Затем Церемониймейстер подводит новопринятого к Алтарю и научает знакам, прикосновениям и словам его степени. Ритор читает объяснение символизма ковра и ложи, после чего заседание закрывается порядком, обратным открытию. Проходным словом в Мастерской ложе служит Giblim; священным словом, как известно,- Mak Benach.
Из знаков следует отметить следующие.
1. Обыкновенный (при встрече) - правая рука с вытянутыми пальцами (большой палец на уровне желудочной впадины) как бы пилит живот.
Потом обе руки заносятся за голову с вывернутыми ладонями, затем ниспадают на запон, как бы в знак изумления.
2. Так называемый Signe de detresse, играющий роль мольбы о помощи, обращенной к Братьям в минуту опасности: Обе руки заносятся за голову, как в предыдущем случае, ноги поставляются под прямым углом (левая за правую) и издается возглас: A moi, les enfants de la veuve de Nаphtalie!
3. Осязание по обычаю свободных каменщиков (attouchement maconnique), не составляющее исключительной принадлежности Мастерской степени, а общее всем символическим степеням. О нем уже было упомянуто по поводу Ученической и Товарищеской степени.
Мастера осязают друг друга так, как будто собираются пальцами руки выцарапать ладонь собеседника.
Этот знак в катехизисе М. степени упоминается и в числе 5-ти особых мастерских знаков, о которых упомянем лишь коротко, отмечая в скобках низшую ступень из символизма, производимую упомянутым катехизисом:
а) Нога против ноги (готовность помогать братьям).
б) Колено против колена (обязанность коленопреклоненно просить за брата Божьего Милосердия).
в) Грудь против груди (искренность и верность сердца, коими все братья друг другу обязаны).
г) Правая рука в правую руку (дружба и единение в масонстве).
д) Левая рука на плечо (или за спину) собеседника (обязанность истинного масона предупреждать падение брата).
Отметим еще возраст Мастера (семь прошедших лет - sept ans et plus), мастерское выстукивание (трижды по три удара - всего девять ударов), мастерскую походку (правой ногой как бы переступая через гроб, левой - таким же образом, и еще раз правой ногой для сближения ступней).
Масон, достигший степени Мастера, как бы считается уже полноправным членом Ордена и именуется Гибаон, в память о городе, в котором продолжительное время стоял Ковчег Завета.
Сыновья Мастеров носят имя Луфтон (название прибора, служившего для подъема камней на высоту при построении Храма) и пользуются особыми привилегиями при поступлении в Масонские Ложи.
Французские термины Louveton или даже Louveteau (буквально - волчонок) суть искажения этого имени и применяются к детям Масонов и Иллюминаторов, пользующихся правом быть посвященными в 17-летнем возрасте, тогда как обычно посвящают лишь лиц совершеннолетних.