Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.


АВСТРАЛИЯ И ВАМПИРЫ

Вампиры не занимали значительного места в фольклоре Австралии Однако в культуре аборигенов существовало вампирическое существо йара-ма-иаха-ху. Оно имело вид маленького красного человека, приблизительно четырех футов росту, с необыкновенно крупной головой и ртом. У него не было зубов, и он просто проглатывал пищу целиком. Кончики пальцев на ногах и руках имели форму присосок, как у осьминога.
Йара-ма-йаха-ху жил на верхушках больших фиговых деревьев. Он не охотился, а поджидал, пока ничего не подозревающая жертва не станет искать укрытия под кроной дерева, и тогда падал на нее. Рассказ о йара-ма-йаха-ху передавался детям, чтобы предостеречь их от побегов из племени, а также как угроза для непослушных детей.
Когда человек располагался под деревом, йара-ма-йаха-ху мог спрыгнуть на него, присосаться своими руками и ногами к его телу и тянуть из него кровь до тех пор, пока человек не становился слабым и беспомощным, но редко до такой степени (по крайней мере, сначала), чтобы вызвать смерть жертвы. Существо могло позже вернуться и проглотить свой завтрак, оно запивало его водой и погружалось в сон. Когда оно пробуждалось, непереваренная часть еды отрыгивалась. Согласно этой истории, человек, которого отрыгнуло это существо, был все еще жив и детям предлагалось не оказывать сопротивления, если с ними произойдет такое несчастье — встреча с йара-ма-йаха-ху. Их шансы выжить повышаются, если они позволят ему себя проглотить.
Люди могли быть схвачены неоднократно. Каждый раз они делаются все меньше и меньше, пока не достигают размера самого йара-ма-йаха ху. Сначала их кожа делается очень гладкой, а потом по всему телу начинают расти волосы. Постепенно они превращаются в одно из мифических пушистых существ, населяющих лес.

АДДАМСЫ (СЕМЬЯ АДДАМСОВ)

Происходят из мультипликационной серии, которая впервые появи-лась'Гжурнале «Нью-йоркер». Семья Аддамсов стала одним из самых примечательных персонажей комиксов в американской массовой культу ре. Изначально они были созданы Чарльзом С. Аддамсом (1912-1988) который в 30-е годы стал постоянным автором «Ныо-Йоркера». В нескольких сериях книг вышла антология его работ, начиная с «Утоплены и четвертованы», вышедшей в 1942 году. «Семья Аддамсов» была лишь одним аспектом мира Аддамса, который включал широкое разнообразие причудливых образов и монстров,
К осени 1964 года картинки о семье Аддамсов были переделаны и ситуативную комедию - телевизионную серию. Поскольку сам Аддамс никогда не давал имена членам этой семьи, их придумали другие. Кз-ролин Джоунс была выбрана на роль Мортисии Аддамс - матриарха вампирической семьи, в образе которой присутствовали длинные черные волосы и плотно облегающее черное платье. Она продолжила образ вамп, который уже стал популярным в этом веке и использовался героинями фильмов-ужасов — «Вампир» и «Эльвира». Джон Остин создал образ ее мужа, юриста Гомеса. Их дети с именами Пагсли и Веисди (Кен Везервакс и Лиза Лорипг), дядя Фсстер (Джеки Куган), бабушка (Блос-сом Рок) и дворецкий Ларч (Тед Кассиди) — вот круг обитателей дома. Динамика шоу, присущая миру Чарльза Аддамса, сначала подает чудовищное как норму, а затем демонстрирует взаимодействие Аддамсов с членами нормального общества.
«Семья Аддамсов» впервые вышла на Эй-би-си 18 сентября 1964 года и шла в течение двух сезонов. Она была более популярна, чем подобная же серия на Си-би-эс — «Манстеры», которая также началась и 1964 году и продолжалась два года. «Семья Аддамсов» была возобновлена в 1973 году как мультипликационное детское шоу, созданное Хан-ной-Барберой Студиос, и выходила утром по воскресеньям. Ханна-Бар-бера также выпустила версию комиксов о семье Аддамсов. Она началась в октябре 1974 года, но, претерпев три выпуска, была свернута. «День всех Святых с семьей Аддамсов» (впервые вышел 30 октября 1977) -полнометражный художественный фильм с уникальной труппой артистов — был еще одной безуспешной попыткой в 70-е годы оживить интерес к «Семье Аддамсов».
Мало что было слышно о «Семье Аддамсов» на протяжении 80-х годов, но в 1991 году Анжелика Хьюстон и Рауль Джулия были выбраны на главные роли в полнометражном фильме «Семья Аддамсов», поставленном «Парамаунт Пикчерз». Необыкновенно удачный фильм, в свою очередь, породил две настольные игры («Семья Аддамсов: воссоединение семьи» и «Семья Аддамсов: найди дядю Фестера»), пинбол «Семья Аддамсов», компьютерную игру и две отдельные юношеские романизированные игровые формы для различных возрастных групп. В 1992 год)' начинается новая серия «Семьи Аддамсов», также выпущенная «Парамаунт», которая была озвучена Нэнси Липари (Мортисия) и Джоном Остином (Гомес). В конце 1993 года была выпущена новая картина «Ценности семьи Аддамсов». В продолжении этого фильма в 1991 году снова снимаются Анжелика Хьюстон и Рауль Джулия.
Поклонники «Семьи Аддамсов» организовали «Клуб любителей "Семьи Аддамсов" и "Манстеров" ».

АККЕРМАН, ФОРЕСТ ДЖЕЙМС (1916-)

Форест Джеймс Аккерман, редактор и автор научной фантастики и ужасов, родился 24 ноября 1916 года в Лос-Анджелесе в семье Кэрролл Крндлэид Вайман и Вильяма Шиллинга Аккермана. После посещения Калифорнийского университета в Бэркли в течение года (1934—1935) Лккерман сменил множество работ и три года прослужил в армии США, прежде чем основал в 1947 году Агентство научной фантастики Аккермана. К этому времени он уже в течение многих лет был большим поклонником научной фантастики, а в 1932 году стал соучредителем первого научно-фантастического издания для поклонников этого жанра «Путешественники во времени» («Тайм трэвелерз»). Он был почетным членом лос-анджелесского отделения Лиги научной фантастики (и первого фан-клуба) и посетил в 1939 году первый съезд поклонников научной фантастики.
С этого времени он посвятил свою жизнь продвижению научной фантастики и жанра ужасов как в печать, так и на экран. Работа, которой он посвятил жизнь, заслужила ему особое место в мире научной фантастики — он считается «закулисным» инициатором развития этого жанра. Кроме того, что он написал огромное количество фантастических и не фантастических работ, Аккерман работал в качестве литературного агента для целого ряда научных фантастов. На этом пути он собрал внушительную коллекцию жанровой литературы и артефактов, которые сейчас хранятся в его доме «Аккермэзоне» в Голливуде. Среди его артефактов имеется накидка Дракулы Бела Лугоши. Он также располагает более чем 200 изданиями романа Брэма Стокера «Дракула».

Форест Аккерман отражает атаку вампира Нэп Боннетт, звезды Ночи.

Аккерман наиболее известен общественности как редактор и веду щий автор «Знаменитых монстров киностраны» — журнала, ставшего значительным явлением для поклонников этого жанра и появившегося в 1958 году, когда фильмы с монстрами начали признавать отдельным жанром кино, имеющим свою собственную, особенную аудиторию. На протяжении своего 20-лстнего существования этот журнал заполнял пустоту, которая имела место в отношении всевозрастающего легиона поклонников фильмов ужасов. До этого времени не существовало ни клубов поклонников вампиров, ни периодических изданий на эту тему Аккерман продал идею «Знаменитых монстров» издателю Джеймсу Уоррену. Первый выпуск вышел как единовременная публикация, но резонанс был выше всяких ожиданий. Вскоре «Монстры» стали периодическим изданием. В первой статье премьерного выпуска «Монстры хороши для вас», Доктор Акула (один из псевдопимов Аккермана) предложил рецепт: «Каждый день по вампиру — и вы забудете о докторах».
Аккерман внес значительный вклад в распространение научной фантастики и ужасов на пути их проникновения в массовую культуру. Он неустанно создавал персонажей-вампиров и фильмы о них, хотя, впрочем, они делили страницы «Знаменитых монстров» с другими чудовищами. Он являлся автором и редактором ряда книг, включая очень популярное шоу о вампирах — «И вновь Лондон после полуночи» (1981), о знаменитой, оригинальной «вампирической» картине, поставленной То-дом Браунингом. Не так давно он собрал воедино несколько ретроспективных работ о «Знаменитых монстрах киностраны». Он появлялся в ряде жанровых картин, включая два фильма о вампирах — «Королева крови» (1966) и «Дракула, версия Франкенштейна» (1971).
Возможно, его самым значительным вкладом в тематику вампиризма было создание Вампиреллы. Отчасти идея Вампиреллы, сексуальной молодой вампирицы из космоса, навеяна созданным Роже Вадимом киноперсонажем Барбареллы, портрет которой изобразила Джейн Фонда (в то время бывшая женой Роже Вадима). Первый выпуск книги комиксов «Вампирелла» появился в 1969 году и продолжал выходить, став самой популярной книгой комиксов о вампирах. В общей сложности вышло 112 выпусков, а совсем недавно они обрели вторую жизнь в комиксах «Харриса».
В 1953 году он получил награду Хуго как почетный поклонник научной фантастики. В 1963 и 1966 годах «Обществом графа Дракулы» ему присуждена награда Анны Радклифф. В 1993 году «Знаменитые монстры киностраны» вновь появились в газете-журнале.

АКОНИТ

Аконит {aconiturn napellus) — ботаническое название растения. Древние греки верили, что это ядовитое растение возникло в пасти Цербера (трехглавого пса, сторожившего вход в Царство теней) по воле Гекаты, богини колдовства и подземного мира. Позже было отмечено, что оно является одним из компонентов мази, которую ведьмы носят на своем теле, чтобы летать на шабаш. В «Дракуле» (Испания, 1931) аконит был
заменен на чеснок, как первое растение, использующееся для отпугивания вампира.
Алквил см.: Вурдалаки

АЛЛАТИЙ, ЛЕО (1586-1669)

Лео Аллатий (также известен как Леон Алласси) — греческий вампиро-лог XVII столетия. Возможно, был первым автором, написавшим книгу о вампирах. Аллатий родился в 1586 году на греческом острове Хиос. В 1600 году он переехал в Рим, чтобы обучаться в Греческом колледже. После завершения учебы вернулся на Хиос в качестве ассистента римско-католического епископа Марко Джустиниани. Позже снова вернулся в Италию, чтобы изучать медицину и риторику, и в течение многих лет работал в библиотеке Ватикана. Одним из его страстных желаний было воссоединение греческой и римской церквей.
В 1645 году звершил труд «De Graecorum hodie quirundam opinationi-bus», в котором дискутировались многие верования простого народа Греции. Аллатий детализировал греческие верования о вампиризме. Он описал вриколакоса — неистлевший труп, унесенный демоном, и привел правила Греческой церкви для различения и обнаружения вриколакоса. Затем в книге он подтвердил собственную веру в существование вампира, один случай появления которого был отмечен на Хиосе.
Хотя Аллатий лично верил в реальность вампиров, а его книга имела большое значение для популяризации исследований вампиризма в Греции, вампиризм не стал для него темой жизни, Аллатий продолжил деятельность в библиотеке Ватикана. В 1661 году удостоился чести быть назначенным ее хранителем. Аллатий умер в Риме 19 января 1669 года.

АЛНВИК. ЗАМОК АЛНВИК И ЕГО ВАМПИРЫ

Среди широко известных отчетов о явлениях настоящих вампиров были и свидетельства Вильяма Ныобургского, который в XII столетии собрал множество записей о вампирах в Англии. Одно происшествие случилось в период его жизни и имело отношение к человеку, который служил у хозяина Алнвикского замка. Этот человек, который был известен злобным характером, был чрезвычайно раздражен неверностью жены. Спрятавшись на крыше, прямо над своей постелью, он хотел понаблюдать за своей женой, но упал и умер на следующий день.
После его похорон по городу начал бродить человек. Люди боялись встречи с ним и каждый день с наступлением темноты запирались в домах. С этого времени прокатилась целая волна необъяснимой эпидемии, после чего умерло несколько человек. Считали, что болезнь вызвана «вампиром». В конце концов, в Вербное воскресенье местный священник собрал группу наиболее набожных жителей и активных горожан и отправился с ними на кладбище. Они вырыли тело, которое оказалось наполнено кровью, и она хлынула, когда по телу ударили лопатой Решив, что тело наполнено кровью жертв, горожане доставили его в город и сожгли. Вскоре после этого эпидемия прекратилась, и город вернулся к своей нормальной жизни.

АЛУКА

Aлука — термин для обозначения пиявки-кровопийцы (Haemopsis sanguisuga). Это слово впервые появилось и еврейской Библии в Слове 30:15 и было переведено по-разному — как «пиявка» и как «коновал» Это слово произошло от арабского слова «алуках», что означает цепляться. В Сирии и Израиле было несколько видов пиявок, один из которых присасывался к шее лошади, когда она пила воду' из реки Другие жили в стоячей воде и цеплялись к ногам тех, кому доводилось бродить по этим местам. Они отличались цепкостью при присасывании и часто, чтобы отцепить, их приходилось убивать.
Некоторые исследователи полагают, что таинственное выражение в Писаниях: «У пиявки (алука) есть две дочери - Дай, Дай», - фактически относится не к обыкновенной пиявке, а к мифологической вампи-рпческой фигуре сирийско-еврейского происхождения, именуемой «глго-г/л» (арабск., вурдалак), которая сосет кровь и питается умершими. В XIX веке такая интерпретация была предложена несколькими знатоками Библии, но, поскольку их было меньшинство, эта версия не получила распространения и больше не рассматривается современными учеными как жизнеспособная.

«АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕНИ» («МЕНЯЮЩИЕСЯ ТЕНИ»)

Меняющиеся тени» — клуб любителей «Темных теней» располагался в Итаке, Нью-Йорк. Он был основан и возглавлялся Патриком Гэррисо-ном и его женой Жозетт Гэррисон, которая кроме того издавала журнал для поклонников этого жанра под названием «Параллельные времена». Журнал состоял из статей и хз'дожественных произведений на основе телевизионной программы «Темные тени», поэзии, картинок и новостей о событиях в этой области. В 1983, 1984 и 1985 годах группа спонсировала съезд «Манхэттэнские тени», на котором состоялся спор, скрепленный кровью, и в качестве награды был дан обед в Нью-Йорке с Джонатаном Фридом, актером, который играл вампира Барнабаса Коллинза в сериале «Темные тени». Клуб был распущен в 1988 году, и вскоре после этого перестал выходить журнал.

АМЕРИКАНСКИЕ ВАМПИРЫ

Европейские переселенцы также принесли в Америку веру в вампиров, даже несмотря на то, что большинство колонистов прибыло на материк ранее, чем в Великобритании сформировалась «вампирическая» культура. Безусловно, поселенцы из северных районов Польши — Кушубы — принесли и сохранили свои верования, проживая в канадских поселениях. Среди обширной мифологии многих коренных племен Америки были лишь единичные сообщения о вампирах и даже спорадические ссылки на американских индейцев очень редки в вампирической литературе. Также мало сообщений из афро-американского сообщества, хотя остатки вампирической африканской мифологии зафиксированы на Юге.
Вампиризм в Новой Англии. Как отмечено выше, сообщения о вампирах и США были редкими, однако, на протяжении XIX века имели место некоторые истории. По изучение их было весьма поверхностным и не дало возможности задокументировать представления народа о вампирах, верования и методы совладания с вампирами, распространенными в этой ограниченной местности Новой Англии.
Первый такой случай, как сообщалось, произошел во время Американской революции. Человек по имени Стакели, у которого было 14 детей, начал терять их одного за другим. После того как умерло шестеро, одна из умерших дочерей, Сара, начала приходить во сне к его жене. Тела были эксгумированы, но все, кроме тела Сары, имели признаки тления. Ее же тело хорошо сохранилось. Из каждого тела они вырезали сердце и сожгли их прежде, чем тела были снова перезахоронены. Первое сообщение об этой истории появилось не ранее 1888 года, т. е. спустя век после того, как она произошла. Никаких современных тому времени записей об этой истории не существует.
Приблизительно в то же время произошел и другой случай, о котором сообщалось в 1854 году, гораздо ближе ко времени самого происшествия. Оно касалось семьи Рэй из города Джуитта, Коннектикут. В семье, кроме отца и матери, было пятеро детей. В период между 1845 и 1854 годами отец и двое сыновей умерли от туберкулеза, а третий сын заболел. (В XIX веке туберкулез был смертельной болезнью, и никто не знал ни причины ее возникновения, ни методов лечения. И, таким образом, туберкулез становился объектом множества размышлений в свете оккультизма.) Семья сочла, что их покойные родственники были причиной этой проблемы. Они выкопали тела и сожгли их. Насколько распространенным было это верование в те времена теперь неизвестно, но, безусловно, существовали предания, которые передавались из поколения в поколение. Генри Дэвид Торо записал в своем журнале 16 сентября 1859 года: «Я только что прочитал о семье из Вермонта, в которой было несколько смертей от туберкулеза, и они просто сожгли сердце, легкие и печень последнего из усопших, чтобы предотвратить повторение болезни».
Другая история была опубликована в газете Вермонта в 1890 году. Ее герои — семья Корвин — жили в Вудстоке, Вермонт. Через шесть месяцев после того как умер от туберкулеза один из членов семьи, заболел еще один брат. Семья выкопала из могилы тело первого брата и сожгла его сердце. К сожалению, нет письменных свидетельств современников об этом случае. Впервые о нем упомянуто в газетной статье через 60 лет после происшествия.
Среди часто пересказываемых происшествий был и случай семьи Мэри Е. Браун из Эксетера, Род-Айленд. Мэри умерла от туберкулеза в декабре 1883 года. Спустя шесть месяцев умерла ее старшая дочь. В 1888 году ее сын Эдвин и его сестра Мерси заразились этой болезнью. Мерси умерла в январе 1892 года. Эдвин, хотя и больной, продолжал цепляться за жизнь. Через два месяца семья решила, что тут не обошлось без вампира, и раскопала тела всех своих усопших родственников. Мать и старшая дочь были чистыми скелетами, но тело Мерси выглядело здоровым и полнокровным и было перевернуто на бок. Семья пришла к выводу, что Мерси — вампир, и ее сердце было вырезано и сожжено, а тело перезахоронено. Пепел был растворен в лекарстве и дан Эдвину. Однако это не помогло, и вскоре он умер. Тело Мерси остается захороненным на кладбище позади баптистской церкви Чсстмат Хилл в Эксетере, и местные жители все еще думают, что она является городским вампиром.
Джордж Р. Стетсон, первый ученый, изучавший эти истории, отмечал: «В Новой Англии мифологические существа, которые можно квалифицировать как вампиров, не имели непосредственно этого названия. Там просто верят, что туберкулез - не физическая болезнь, а духовная, одержимость или наваждение, что если тело умершего от туберкулеза родственника содержит кровь в сердце, то это доказательство того, что он был умерщвлен под влиянием оккультной силы, которая действует и после его смерти, перекачивая в его сердце кровь живущих, которые, в свою очередь, быстро угасают». Джон Л. Веллутини, редактор «Журнала вампирологии», провел самое полное исследование всех свидетельств и сделал ряд точных наблюдений на их основе. Как и Стетсон, он обнаружил, что термин «вампиризм» не употреблялся в ранних источниках" для описания действий, производимых над телами. Вероятно, понятие вампиризма введено более поздними авторами, в особенности журналистами и местными историками. Таким образом, к моменту появления дела Мерси Браун в 1892 году понятие «вампиризм» использовалось лишь как введенное извне определение.
Психический вампиризм в Новой Англии. Еще в 1871 году антрополог-пионер Эдвард В. Тайлер в своей работе «Примитивная культура» предложил определение вампиризма. Тайлер писал: «Вампиры — не просто создания беспочвенной фантазии, а следствие попытки объяснить специфические случаи изнурительных заболеваний в условиях отсутствия знаний». В этой интерпретации вампиризм возникает тогда, «когда душа умершего покидает мертвое тело и сосет кровь у живущих. Жертва становится худой, вялой, бескровной, быстро угасает и умирает». Далее он отмечал: «Тело, таким образом, получает кровь от своей возвращающейся души, и предполагается, что оно остается неестественно свежим, гибким, розовым...». Определение Тайлера было близким к тому, что стало известно как психический вампиризм. Это было почти идентично описанию, предложенному французским исследователем психологии 3. Ж. Пьераром в 60-е годы прошлого столетия, и которое было популярно в кругах оккультистов до конца века. Оно радикально отличалось от самой концепции восточноевропейского вампира, который, как считалось, являлся ожившим трупом и нападал на живущих, у которых и пил кровь.
Вера, обнаруженная Стетсоном, и послужила основой закрепления практики удаления и сжигания сердца умершего от туберкулеза и вполне может быть названа формой психического вампиризма. Веллутини также был прав, утверждая, что никакая вера в вампиров (что, собственно, в Восточной Европе являлось воскресшим телом) не имела места в системе верований Новой Англии. Практика расправы с телами умерших от туберкулеза исчезла в начале XX века, без сомнения, благодаря открытию причин, вызывающих эту болезнь, а затем и средств для ее лечения. Время от времени записи о случае в Новой Англии появлялись вновь и публиковались. В 1993 году Пол. С. Следзик из Национального музея здоровья и медицины сообщил о своем исследовании кладбища неподалеку от Грисволда, Коннектикут. Он исследовал тела, у которых были признаки туберкулеза и которые были изувечены в XIX веке.

АНЕМИЯ

Анемия — это болезнь крови, которая, в некотором отношении, ассоциировалась с вампиризмом. Анемия вызывается снижением красных кровяных клеток, или гемоглобина (кислороднереиосящий пигмент клеток), оказывающим большое влияние на другие компоненты крови. К симптомам относятся: бледное лицо, истощение, а в самом крайнем проявлении - приступы головокружения. Все эти симптомы также ассоциируются и с нападениями вампиров. В романе Брэма Стокера «Дракула» на ранних стадиях болезни Люси Вестенры доктор Джон Сыоард предполагает, что возможно, она страдает от анемии. Позже он приходит к заключению, что она страдает не от потери красных кровяных клеток, а просто от потери крови. Доктор Абрахам Ван Хельсинг соглашается со своим другом: «Я провел тщательное исследование, но нет никакой функциональной причины. Я согласен с вами в том, что была большая потеря крови. Она была, но ее и не было. А ее состояние, ни в коей мере, не состояние анемии» (глава 9). Таким образом была отвергнута ассоциация анемии с вампиризмом.

АРМЕНИЯ. ВАМПИРЫ

Армения — древняя страна, расположенная между Турцией и Россией. Это первая страна, которая сделала христианство государственной религией. Армянская церковь подобна Восточным ортодоксальным церквям, но она не следовала развитию ортодоксальной теологии с пятого по седьмое столетие. Позже, в XIX веке, Армения неоднократно подвергалась резне со стороны турецких солдат. Большую часть XX века эта страна была частью Советского Союза. После его распада в начале 90-х годов обрела суверенитет.
О вампиризме в Армении написано мало. В истории вампиризма она занимает место благодаря записи, датированной 1854 годом, сделанной бароном Августом фон Хакстаузеном, о чем упоминал Монтегю Сам-мерс. Фон Хакстаузен побывал на горе Арарат на Кавказе. Согласно местной легенде там жил вампир Даханавар, который защищал долины этой области от вторжения. Он нападал на путешественников по ночам и высасывал их кровь из стоп. Его перехитрили два человека, которые были наслышаны о привычках вампира и спали, положив ноги друг другу под головы. Вампир пришел в недоумение, встретив это странное существо, у которого, казалось, было две головы и не было ног. Он убежал и больше о нем никто никогда не слышал.

Асасабонсам см.: Африка и вампиры

Асванг см.: Филиппины и их вампиры

Асема см.: Южная Америка и вампиры

Асиман см.: Африка и вампиры

Ассирия и вампиры см.: Вавилон и Ассирия. Вампиры в древности

АТРИБУТЫ ВАМПИРА

Когда в 60-е годы вампир вошел в массовую культуру, было выпущено множество предметов для поддержания и использования этого интереса Собственно первые подобные предметы появились в 1928 году на 250-м спектакле «Дракула» в Лондоне. Каждому, кто пришел в тот день на спектакль, был вручен конверт, который просили не открывать до конца спектакля. В конверте был экземпляр сборника рассказов Брэма Стокера «Гость Дракулы» и маленькая летучая мышь, заводящаяся при помощи обыкновенной аптечной резинки, которая взлетала в воздух, когда резинка раскручивалась.
Выпуск фильмов всегда сопровождался массой всевозможных коллекционных вещей — афиш, карт, рекламных наборов и фотографий, даже сувенирных буклетов. Все это верно и для фильмов о вампирах. Однако до 1966 года все шло довольно традиционно, и лишь выход фильма «Дракула, князь тьмы» киностудии «Хаммер Филмз» украсила оригинальная рекламная находка — всем, пришедшим на этот фильм (который обычно шел вместе с другой хаммеровской картиной «Чума зомби»), выдавались клыки вампира и маска зомби.
В 1968 году производители начали осознавать существование целого сегмента рынка — аудитории, увлеченной вампиризмом. Это осознание последовало за триумфом вампира Барнабаса Коллинза из готической телевизионной мыльной оперы «Темные тени». В 1968 году Барнабас и «Темные тени» подсказали тему новой настольной игры «Вьюмас-терЗ-Д». Кроме того, ко Дню всех Святых были созданы маска и костюм. В 1969 году был выпущен целый поток новой атрибутики, связанной с «Темными тенями», включая несколько пластинок, вторую настольную игру, загадки-головоломки, наборы моделей, магическую доску для рисования и подушечки. Популярность всех этих предметов определила тенденцию расширения этой индустрии, значительной отраслью которой стало производство костюмов и прочего антуража специально ко Дню всех Святых (от пластмассовых клыков до поздравительных открыток). В 1992 году, к выходу фильма Ф. Ф. Копполы Дракула Брэма Стокера», было разработано порядка 100 наименований предметов (включая торговые карточки, майки, компьютерные игры, украшения и миниатюрные статуэтки).
В течение 70-х годов образ вампира прочно укрепился за целым рядом наименований, начиная от хлопьев к завтраку и заканчивая конфетами. Вскоре образ вампира приняла на вооружение реклама. Среди рекламных роликов был один, в котором вампир рекомендовал жидкость для полоскания рта. В другом, представлявшем потребителю новый садовый ядохимикат, его эффективность демонстрировалась на насекомых, одетых как Бела Лугоши в прославленном образе.
Атрибуты Дня всех Святых. Самые популярные предметы, связанные с вампиром, были выпущены для Дня всех Святых — одного из главных праздников в Северной Америке. Объемы производства вещей для Хеллоуина (Дня всех Святых) утроились между 1983 и 1993 годом, а к началу 90-х годов это был второй по масштабу праздник после Рождества по количеству людей, украсивших свой дом в соответствии с событием. Вампир становится неотъемлемой частью Хеллоуина, а торговцы распространяют широкий ассортимент предметов, связанных с вампиром и парики, а также широкий ассортимент грима. Эльвира создала целое направление косметики. Для тех, кто желает устроить тематическую вечеринку, есть все, что связано с вампирами, включая коврики, плакаты, подвесных летучих мышей и украшения для окон и стен Один набор предметов для устройства вечера был полностью посвящен популярному коту Гарфилду из мультипликационного фильма.
Индустрия поздравительных открыток к Хеллоуину получила толчок в 80-е годы, а к 1993 году этот праздник шел восьмым по объемам продаж поздравительных открыток. Подсчитано, что в 1992 году было отправлено 35 миллионов открыток. Открытки с изображением вампира, в основном юмористичные, часто подписаны одной-двумя строками или стишками. Открытки, предназначенные для того, чтобы немедленно произвести впечатление, показывают, насколько образ вампира стал стереотипным — все вампиры без разбора изображены в накидках, с двумя клыками и практически повсеместно отождествляются с летучими мышами-вампирами. Реже вампиры появляются на почтовых открытках. Существует набор открыток с кадрами из «Дракулы» (1931) и набор из 11 открыток (изначально планировалась серия из 24 открыток) из «Темных теней» (1987).
Конфеты к Хеллоуину стали бизнесом, приносящим многие миллионы долларов и растущим приблизительно на 2% в год. Среди самой последней конфетной продукции, достигшей рынка, были такие наименования как «Вампирические укусы Франкфорд», «Резиновые мумии» (они преподносятся в гробу, который потом можно использовать как копилку), «Ползущий гроб» (с шоколадным вампиром), «Граф Кранч» и «Вамбайт».
Игрушки. Идут рядом с комиксами и торговыми карточками. Первымр торговыми карточками с вампирами, вероятно, были два набора карточек «Темных теней», выпущенных компанией-производителем жевательной резинки «Филадельфия Чуинг Гам компани» в конце 60-х годов. Обе, как первая «розовая» серия, так и вторая «зеленая» серия, содержали 66 сцен из телевизионного шоу. В 1993 году «Имаджин Инк» выпустила новый набор «Темных теней» с 62 карточками. «Топпс» выпустила два набора карточек в связи с фильмами о вампирах «Семья Аддамсов» (1991; 100 карточек) и «Дракула Брэма Стокера» (1992; 100 карточек). Помимо набора из 100 карточек, сделанного для «Дракулы Брэма Стокера», существовал дополнительный набор из 16 карточек, распространяемый в четырех выпусках комиксов, опубликованных «Топпс» на основе этого фильма. В 1992 году «Эсид Рейн студиос», уже выпустившая к тому времени ряд комиксов с вампиром, также создала набор из 50 черно-белых карточек.
Игрушки с вампирической тематикой появились в 1968 и иоУ годах В числе первых были игра «Темные тени», загадка-головоломка, набор «Выомастер» и набор моделей. Однако за последние 25 лет самыми популярными стали бесчисленные куколки-вампиры и статуэтки. Вампиры производились любого размера и образа- плюшевый вам..ир-«сд вежоиок, пластмассовые статуэтки персонажей из «Семьи Аддамсов»

Вампиры стали неотъемлемой частью празднования Хеллоуина в США. Вы видите поздравительную открытку к Хеллоуину

Манстеров» и, конечно же, Дракула — самый массовый герой. Иногда Дракулу помещали в гроб с отодвигающейся крышкой. В 1990 году «Фанни Тойз Корпорейшн» выпустила на рынок «Дракулу в гробу» — это был вампир в вечернем костюме, лежащий в гробу, который при помощи батареек открывался и закрывался со странным шумом. В начале 90-х годов «Юнивёрсэл Пикчерз» выпустила фигурки популярных среди подростков черепашек мутантов-ниндзя в образах четырех классических монстров из фильмов «Юнивёрсэл». Донателло был Дракулой. Эти фигурки были только одним из направлений предметов, выпускаемых «Юнивёрсэл» под знаком Бела Лугоши-Дракулы.
Одежда. Начиная с 60-х годов майки становятся повседневной одеждой многих людей и тут же их начинают использовать для рекламы огромного спектра продуктов. Что и следовало ожидать, вампир нашел свое место и на таких майках: «Эльвирас Квин би продакшнз» выпускала как футболки, так и спортивные свитера. Разнообразные футболки со сценами из фильма и комиксов появились в связи с выходом «Дра-кулы Брэма Стокера». Майки с атрибутикой «Темных теней» иллюстрировали сцены из телевизионного сериала 1990 года (а не 60-х годов).
Простота производства маек с рисунками позволила и более мелким производителям выйти на этот рынок. Влад, руководитель рок-гРУппы «Темные тени», имеет целую линию для производства футболок так же как и независимый мультипликатор Венди Сноу-Ланг. На противоположном конце этих экономических весов - другие товары, посвященные «Дракуле Брэма Стокера», например, галстук с символом волка боксерские трусы и трусы с красными кружевами и аппликацией в виде розового бутона.
Более богатые могут купить ювелирные изделия. Одним из самых популярных украшений является точно такое же кольцо, как носил Барнабас Коллинз в телесериале 1960 года. Популярны наручные часы которые выполнены в стиле телевизионных сериалов «Темные тени» 1960 и 1990 годов, а также «Дракулы Брэма Стокера». «Дракула Брэма Стокера» послужил поводом для производства набора брошей в форме летучей мыши, жука и паука, а также красной вампирической губной номады в футлярчике за 500 долларов, украшенном драгоценными камнями и выполненном в виде гроба. Среди самых оригинальных предметов был кулон, который содержал землю из замка Дракулы. Его можно было носить на ожерелье или браслете.
Разнообразные предметы. Количество и разнообразие атрибутов, связанных с вампирами, обширно. Только товары, относящиеся к «Темным теням», включали подушки, музыкальные шкатулки, трость Барнабаса Коллинза, коробку для завтрака, цепочку для ключей, кружки и календари. Хлопья «Граф Шокула», появившиеся в 70-е годы, все еще популярны и теперь. Есть пуговицы для лацканов пиджака с одной юмористической строкой и даже вампирические презервативы.
Однако описание всех этих вампирических товаров было бы не полным, если не упомянуть несколько антивампирических наборов. Первый такой набор был якобы выпущен Николасом Пломдером, оружейником из Льежа, Бельгия, в середине XIX века. Его набор содержал пистолет, сделанный в форме латинского креста, серебряную пулю, деревянную пику, пороховницу и дольку чеснока. Единственный сохранившийся экземпляр набора Пломдера является собственностью Вэла Форгетта из компании «Нэви Арме». Подобный же набор был обнаружен в музее Мерсер в Дойлестауне, Пенсильвания. В деревянном ящичке набора лежали пистолет, две серебряные пули, крест, прикрепленный к деревянной пике, увеличительное стекло, немного чеснока и несколько «сывороток», специально приготовленных производителем этого набора, предположительно доктором Эрнестом Бломбергом. Как говорят, набор был предназначен для англо-говорящих путешественников, собиравшихся в Восточную Европу.
И наконец, для самых ревностных поклонников вампиров компания «Дес Инкорпорейтед» из Сан-Франциско, Калифорния, предлагала гробы «Вампирический стиль».
Заключение. Широкое применение образа вампира во многих разнообразных сферах жизни является еще одним доказательством значительного проникновения его в массовую культуру. Тот факт, что многае товары для детей, начиная от костюмов к Дню всех Святых и заканчивая игрушками и комиксами, изображают вампиров, позволяет предположить что их популярность будет расти и в следующем поколении.
Полезным в изучении широкого спектра вампирических атрибутов является «Справочник о вампире», опубликованный «Царством вампи pa» (PO BOX 517, Metaire, LA 7004-0517). Атрибуты «Темных теней» [ распространяются множеством компаний, любительскими организациям,, и отдельными лицами. Для получения информации об определенных товарах связывайтесь с периодическим изданием «Классифицированный справочник коллекций "Темных теней"», которое содержит списки товаров предназначенных для продажи (с\о Sue Ellen Wilson, 6173 Iroquois Trail, Mentor, OH 44060), «Коллинзвуд кроникл» (№5 Hammes Dr Florissant MO 63031) или «Справочник коллекционера "Темных теней"» (с\о Craig Hamrick, 204 W. 9"' St., Baxter St., Baxter Springs, KS 66713).
Для получения дополнительной информации о специальных категориях атрибутов см. Специальные разделы в этой книге, посвященные комиксам, музыке и играм.

АФРИКА И ВАМПИРЫ

Не замечено, чтобы вера в вампиров играла значительную роль в сложной мифологии африканских народов. Монтегю Саммерс в своем обзоре 1920 года о вампиризме в мире не смог найти более двух примеров: асасабонсам и обайфо. Со времен Саммерса мало кто занимался исследованием вампиризма в африканских верованиях.
Обайфо, неизвестное Саммерсу имя, данное народностью ашанти западноафриканскому вампиру, который вновь появлялся под подобными же именами в мифологии большинства соседних племен. Например, среди дагмейцев вампир был известен как асиман. Обайфо была колдуньей, которая тайно проживала в общине. Процесс превращения в колдунью был постепенным и обусловлен генетически. Невозможно было определить, кто может оказаться колдуньей. Тайно колдунья могла покинуть тело и путешествовать в ночи как раскаленный шар света. Колдуньи нападали на людей, особенно на детей, и высасывали их кровь. Они также обладали способностью высасывать сок из фруктов и овощей.
Асасабонсам — вид вампирического чудовища, обнаруженный в фольклоре народности ашанти из Ганы, западная Африка. В кратком описании, данном Р. Сузерлэд Рэтрей, асасабонсам напоминает по своему облику гуманоида и отличается набором железных зубов. Живет в чаше леса и встречается редко. Сидит на верхушках деревьев, свесив ноги н использует свои крючкообразные стопы для ловли тех, кто проходит мимо.
Работая среди племен дельты реки Нигер, Артур Глен Леонард обнаружил легенду о том, что колдуньи оставляют свои дома по ночам для встреч с демонами, на этих встречах и подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей. Умерщвление осуществлялось «постепенным высасыванием крови жертвы какими-то невидимыми сверхъестественными средствами, воздействие которых на жертву было незаметно для окружающих». Среди народности ибо было поверие что процесс высасывания крови происходит настолько умело, что жертва чувствует боль, но не может установить физическую причину этого, даже на грани фатального исхода. Леонард верил, что колдовство было в действительности утонченной системой отравления (такое же колдовство имело место в средневековой Европе).
П. Амори Тальбо, работая среди племен в Нигерии, обнаружил весьма распространенное влияние колдовства, а самой ужасной силой, приписываемой колдунам, было высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.
Среди народа яке в Нигерии Дэрилл Фордэ обнаружил, что согласно верованию покинувшие тело ведьмы нападают на людей во время сна. Они могут высасывать их кровь, а результатом таких нападений являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкыобасы/саккь-юбасы, ложась на людей и душа их.
Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний приписывал свои недомогания колдовству, и всякий, кто был обвинен в нем, был сурово судим различными судами и приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения в основном являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте пост-менопаузы. Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Мэлвилл Херско-виц и его жена Франс Херсковиц смогли найти след ведьмы/вампира, чье существование признавалось большинством западноафриканских племен. Подобные же вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару — на Гаити, асема — в Суринаме и сукуян — в Тринидаде. Эти три вампира фактически идентичны, хотя были обнаружены в различных колониях: французской, голландской и английской. Обнаруженные у африканских народов представления о вампирах кажутся очевидным доказательством того, что общий исток мифологии о вампирах исходит из Африки. Эти знания были привнесены в западную культуру завозимыми рабами и укрепились за долгие десяти летия существования рабства.
Не так давно Джон Л. Веллутини, редактор «Журнала вампирологии» решительно взялся за исследование всего многообразия вампиро-логии в Африке. Результаты его открытий были суммированы в двух обширных статьях. Как и предварившие его исследователи, Веллутини не обнаружил в Африке вампиризм в буквальном его понимании. Однако он доказывал, что под поверхностью африканских верований в кол-Довство, можно обнаружить много материальных аналогов восточноевропейскому или славянскому вампиру. В африканской культуре ведьмы Рассматриваются как могущественные существа, наделенные множеством способностей, включая способность к трансформации в различные животные формы Используя свою силу, они занимаются каннибализмом, а также поеданием трупов и вампиризмом. Эти действия обычно завершают акты психического вампиризма, а не физического насилия. Например, Томас Винтерботтом, работая в Сьерра-Леоне в 60-е годы, отмечал: «Предполагается что человек, убитый посредством колдовства, уми-Радт либо от яда подмешанного или введенного ему ведьмой, или же Последняя, принимая облик какого-то животного - кошки, крысы - ночью высасывает кровь из маленькой, неприметной ранки, из-за чего возникает затяжная болезнь или смерть».
Таким же образом колдунья народности ашанти - обайфо - пила кровь детей, вылетая по ночам в своем духовном теле. Среди народности га, М. Д. Филд узнал, что ведьмы собирались вокруг бэйси, определенного вида горшка, в котором находилась кровь их жертв, хотя если бы кто-то посмотрел в него, он увидел бы лишь воду. Фактически считалось, что эта жидкость содержит жизненную силу, которую они забрали у своих жертв.
Подозреваемые в колдовстве люди подвергались испытаниям, а при установлении виновности — казни. Способы испытаний, принятые некоторыми племенами, обнаруживают удивительное сходство с подобными же методами, применяемыми для обнаружения вампиров в Восточной Европе. Например, в одном племени казнь начиналась с того, что язык приговоренного вытаскивался и пришпиливался к подбородку колючкой (таким образом карающие защищались от последнего проклятия). Затем ведьму убивали: либо протыкая заостренным колом, либо сажая на кол. В некоторых случаях голову отделяли от тела, а тело сжигали или оставляли в лесу на растерзание хищникам.
Еще одна аналогия с практикой европейского колдовства обнаружена в способах идентификации покойного лица в качестве колдуна. Тело обвиняемого в колдовстве выкапывается из земли и исследуется на наличие следов крови вокруг, тление и ненормальное вздутие тела. Могила истинной ведьмы непременно бы имела отверстие в земле, которое бы вело от тела к поверхности и которое ведьма могла бы использовать, чтобы выйти из земли в виде летучей мыши, крысы или другого маленького животного. Считалось, что ведьма может продолжать действовать и после своей смерти, а тело останется таким же, каким было в момент смерти. При разрушении тела дух не мог продолжать колдовство.
Ведьмы также обладали силой поднимать мертвых и ловить дух покойного, которого впоследствии превращали в привидение, тревожащее родственников покойного. Также широко распространенно в Западной Африке верование в изитфунтелу (известную под другими именами у других народов) — выкопанное из могилы тело, превращенное в раба ведьмы, выполняющего ее приказания. По сведениям, ведьма отрезала этому созданию язык, а в голову вкручивала колышек, вследствие чего оно становилось чем-то вроде зомби. Изитфунтела подобным же образом нападала на людей, гипнотизировала их, а затем вбивала в их головы гвоздь.
Веллутини пришел к выводу, что африканцы разделяют веру европейцев в существование определенного класса существ, над которыми не властна смерть и которые получают из могилы зловещую энергию. Как и европейские, африканские вампиры также часто происходили от люден умерших, проживших неправедную жизнь или совершивших самоубийство. В отличие от литературных вампиров, африканские вампиры были просто обыкновенными людьми, как и вампиры Восточной Европы.
Веллутини полагал, что африканские верования в колдунов и колдовство могли распространиться на весь мир, хотя антропологи и этиологи не сталкивались с такими верованиями непосредственно до XIX века. Но, безусловно, ответ на этот вопрос может быть найден только при исчерпывающем исследовании и сопоставлении фактов различных теорий, например, предложенной Девендрой П. Вармой концепции азиатского происхождения верований в вампиров.

АФРО-АМЕРИКАНСКИЕ ВАМПИРЫ

Вера в вампиров среди американцев африканского происхождения не имета существенного значения, хотя и наблюдалась. Немногочисленные леген-ды, возможно, произошли из мифологии Африки, где верили и в вампиров, и в колдунов, которые по некоторым признакам могут быть отнесены к вампирам и были занесены в США, либо непосредственно, либо косвенно, с Гаити или же с других французских островов Карибского бассейна. Фольклористы, работая среди афро-американцев на юге США в конце XIX — начале XX века, обнаружили ряд сообщений о вампирах. Некоторые из упоминавшихся вампиров были обычными традиционными кровопийцами. В одной истории, бытовавшей в Теннесси, рассказывалось о старой женщине, чье здоровье, казалось, постоянно улучшается, в то время как здоровье детей постоянно ухудшалось, так как она пила во сне их кровь: «Ребенок умирает, а она продолжает жить».
Существо, которое более всего походит на вампира, было известно среди афро-американцев Луизианы под именем фифолле, или же фой-фолле. Фифолле — обычный блуждающий огонек (свет, видимый над болотистой местностью по ночам) — происходит от французских инкь-юбасов/саккьюбасов и является душой умершего человека, которая была послана обратно на землю Богом, чтобы совершить искупление, но вместо этого нападает на людей. Большинство из этих нападений были лишь озорством, но иногда фифолле становился вампиром, который пил человеческую кровь, особенно детскую. Некоторые верят, что фифолле — душа ребенка, который умер до крещения.
Современные афро-американские вампиры. Вампиры не часто появлялись в фольклоре афро-американцев, и в современных фильмах и в романах афро-американцы, в основном, не фигурируют. Несколько фильмов с черными вампирами появились лишь в начале —середине 70-х годов. Лишь один персонаж-вампир, афро-американец принц Мамувальде (более известный как Блакула), получил признание со стороны поклонников фильмов о вампирах. Принца играл актер шекспировского типа Вильям Маршалл, который появился в двух фильмах: «Блакула» (1972) и «Кричи Блакула, кричи» (1973). В том же году, что и «Блакула», вышел фильм «Алаба.чское привидение» (1972), в котором рок-вампири-ческая группа сражается с привидением. Другой, менее известный фильм с афро-американским вампиром— это «Гания и Хесс» (1973) (выходил на кассетах под различными названиями - «Кровавая чета», «Двойное обладание», «Черное зло» и «Черный вампир»). Как и «Блакула», картина была снята в Нью-Йорке. Она повествовала о докторе Хессе Грине (играл Дуэйн Джонс), который становится вампиром после того, как его проткну ч~ старинным африканским кинжалом его ассистент. Вампир никогда не становился значительной ролью для темнокожих актеров, за исключением ролей Терезы Гревс в фильме «Старый Дракула» (также известна как Вампира) и Грейс Джонс в фильме «Вамп».

Используются технологии uCoz