Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.
Женские вампиры см: Женщины-вампиры
ЖЕНЩИНЫ-ВАМПИРЫ
Образ вампира как в литературном, так и кинематографическом контексте находился под влиянием таких личностей как лорд Рутвен, Дракула, в исполнении Бела Лугоши и Кристофера Ли, - все мужчины. Доминирующий образ мужчины-вампира, часто охотившегося за слабыми женщинами, сделал неопределенной роль женщины-вампира в создании мифа о вампире и актуальных женских вампирических фигур, которые помогли сформировать современное понимание вампиризма.
Происхождение вампиров. Во многих церквях, религиях самыми древними вампирами были женщины. Они включали в числе прочих: греческих ламий, малазийского лангсуяра, еврейскую Лилит. Кознями этих мифических существ объясняли проблемы, возникающие при рождении детей. Например, история с лангсуяром рассказывала о женщине, которая родила мертвого ребенка. Узнав о смерти ребенка, в унынии и гневе, она взлетела на деревья и с этого времени стала бедствием для беременных женщин и их детей. Были придуманы магические средства, чтобы защитить мать во время родов, а также новорожденных от кровососущего лангсуяра. В той же мере ламия и Лилит были ужасом для беременных женщин.
Каждый из этих трех вампиров развился в своем направлении. Но в одном они ^были схожи — они представляли юного вампира прекрасной чужеземкой, которая соблазняла неосторожного молодого человека, ищущего себе подругу. Конечно же, самым знаменитым рассказом о ламии была история, рассказанная Филостратом в «Жизни Аполлона». В этой истории один из учеников Аполлона, Менипп, был готов жениться на состоятельной молодой женщине. Она оказалась вампиром, который высасывал из него жизнь. Он был спасен мудрым Аполлоном. Подобными женщинами были лугару, сукуян и асема - все эти вампиры действовали в районе Карибов. Они тайно жили в обществе и вели «нормальный» образ жизни днем, но по ночам действовали как вампиры, и же их мужья не знали их истинной природы.
Когда истории о вампире стали все более соотноситься со смертью, т.е. ассоциироваться с фактом смерти кого-то любимого, а не просто снизывались с проблемой деторождения или проблемами неосторожных молодых людей, тогда женщины-вампиры частично уступили дорогу мужчинам. Многие вампироподобные существа, и том числе и женского пола, играли значительную роль в верованиях политеистических куль-гур. Кали, темная богиня в Индии, была именно такой фигурой, подобной ведьмам-вампирам в Западной Африке. Во многих культурах вампиры могли быть любого пола. Конечно, тесно связанными с «женским» вампиром были такие фигуры как ннкыобас/саккыобас и мара. Ни одно им этих существ не было вампиром, но каждое из них вело себя так, чго напоминало чем-то вампиров — нападало на мужчин по ночам и оставляло их но утру подавленными и измученными.
Кровавая графиня. Образ современного вампира по большей части был создан на основе информации о двух исторических персонажах — Владе-Протыкателе, реальном Дракуле, и Элизабет Батори — венгерской графине XVII века, о которых стало известно в XIX веке. История Батори стала хороню известной в 20-е годы XVII века. Европа как раз была под влиянием одной из периодических волн вампирической истерии, когда были опубликованы первые сообщения о ней. Запись на английском языке появилась в 1865 году в работе Сабин Бэринг-Гоулд «Книга об оборотнях». Батори стала известной тем, что выкачивала кровь у девушек-служанок и купалась в ней, думая, что это поможет сохранить ее кожу здоровой и молодой. Кажется, история Батори напрямую повлияла на Брэма Стокера при создании «Дракулы».
Литературный вампир. Вампир вошел в литературу в конце XVIII века. Почти все литературные вампиры были женщинами, начиная с безымянной женщины, которую просто помнят как «Коринфская невеста» — главный персонаж поэмы Гете 1797 года. В первоначальной истории из Древней Греции, на основе которой Гете построил свою поэму, имя этой женщины было Филиннон. Она умерла девственницей и вернулась, чтобы попробовать радостей ее развивающейся сексуальности прежде, чем оставить этот мир навсегда. Женщиной был также и тот персонаж, который теперь считается первым вампиром в английской литературе, — Жеральдин — злодейка в поэме Сэмуэля Тейлора Колриджа «Крнстабель», написанной в конце 90-х годов XVIII века. Одновременно с Колриджем, герой Талаба Роберта Саути убил вампира, жившего в теле его покойной невесты Оиензы.
Однако после Гете, Колриджа и Саути литературный вампир (будь это поэзия, художественная литература или драма) попал под влияние лорда Рутвена на три четверти столетия — этого аристократического байронического типа вампира, который охотился на ничего не подозревающих женщин. Введенный Джоном Полидори в 1819 году, лорд Рутвен появился во множестве французских пьес и стал основой для серийного издания «Варни-вампир» в середине века в Британии.
Абсолютное господство мужчин в вампиризме немного было разбавлено создателями коротких рассказов. Например, в 1836 году французский писатель Теофиль Готье написал рассказ, по-разному называемый в английских переводах: «Клэрмон» или «Прекрасный вампир». В 1818 году Александр Дюма написал «Бледную леди» («Даму»). Затем в 1872 году
Шепидан Ле Фэню закончил новеллу о двухсотлетней Кармилле, которой суждено было стать самым популярным вампиром-женщиной Кармилла как и вампиры-мужчины, была склонна охотиться за молодыми женщинами, которые были такого же возраста, как и она, на момент когда стала вампиром, хотя история начинается с того, что она нападает на Лауру, еще совсем ребенка, которая и является рассказчиком истории В течение долгих лет женщины-вампиры были ограничены рамками коротких рассказов, хотя некоторые такие как вампиры, из работы Анны Кроуфорд «Тайна Кампагна» (1887), станут классикой.
Кинематографический вампир. Хотя женщины-вампиры иногда По. явпялись в рассказах и романах о вампирах, кино воздало должное женщине-вампиру. Пожилая женщина-вампир возникла в знаменитом немом фильме о вампире Карла Теодора Дрейера «Вампир». Женщ,,-на-вампир впервые оказалась в центре в фильме «Дочь Дракулы» (1936) - первом продолжении «Дракулы» (1931) с Бела Лугоши. В начале этой истории графиня Мария Залеска (играла Глория Холден) украла тело своего отца и сожгла его. Она отличалась от своего отца тем, что искала средство для излечения своего вампирического состояния, но пока еще она не могла управлять своими приступами желания крови. Тем временем она осознает, что вылечиться невозможно, и влюбляется в доктора Джеффри Гарта, бывшего ученика убийцы Дракулы -доктора Абрахама Ван Хельсинга. Она заманивает его в замок Дракулы в Трансильвании, где планирует навсегда сделать из него своего вампирического компаньона. Ее планы нарушает ревнивый слуга, который пытается убить Гарта. Защищая его, графиня был пронзена деревянной стрелой прямо в сердце.
Довольно интересно, что женщина-вампир в следующий раз появилась в серии фильмов, выпущенных в Малайзии, начиная с 1956 года. Мария Менадо играла женщину, которая при помощи магии стала красавицей. Она вышла замуж, но вскоре столкнулась с потенциальным несчастьем, когда ее мужа укусила змея. Она отсасывала яд из ранки мужа и в процессе этого превратилась в вампира. Затем она попыталась превратить в вампира свою дочь, но была убита ранее, чем смогла завершить свое дело. За «Понтианаком» Менадо последовал «Понтианак Дендам» (1957), в котором Менадо вернулась из могилы, чтобы мстить тем, кто ее убил. Ее смерть в конце второго фильма оказалась неокончательной, и она снова вернулась в фильме «Сумпа Понтианак» (1958), и в третий раз - в «Понтианаке Кембали» (1963). Эти фильмы, которые на Западе мало кто видел до того, как они вышли в США на видео, имели мало влияния на развитие образа вампира в Голливуде.
В то время, как Менадо добивалась ранга кинозвезды на Востоке, итальянский режиссер Марио Бава обнаружил загадочную женщину, которая станет легендой в фильмах ужасов - Барбару Стал. Впервые для нового нарождающегося поколения поклонников фильмов ужасов она появилась в 1960 году в фильме о вампире «Маска Сатаны» («If Mescnere del Demonio», вышедший на видео как «Черное воскресенье») Сгил играла принцессу Аду, ведьму XVII века, которую убили, вдавив лицо маску, внутренняя сторона которой была покрыта шинами. Возвращекнная к жизни прролитой на нее каплей крови, она терроризировала все сообщество, пытаясь войти в роль Кати - ее двойника которая имела отношение к ее оживлению.
И то же время, когда Бава работал и Италии, французский режиссер Роже Вадим искал фильм, который бы мог показать способности его жены Аннет Стройберг. Он обнаружил искомый образ в кинематографической обработке «Кармиллы» «Умереть с удовольствием» (который пышел в (1ПЛ как «Кровь и розы»), (лройберг сыграла Кармиллу, которая в :»той нерсии напала на спою двоюродную сестру Джорджию (Эльза Мартинелли) и и конечном итоге был проткнута прутом от почтового ящика. До конца 60-х годов женщин-вампиров было немного, и в основном они появлялись в кратких второстепенных ролях как жертвы сланного героя мужчины или же как члены группы таких же безымянных вампиров (особенно .что очевидно во многих мексиканских фильмах о вампирах). Из нескольких историй о женщинах-вампирах, созданных для .жрана, возможно самой запоминающейся была «Королева крови» Роджера Кор-мана, поскольку это был один и.ч первых научно-фантастических фильмов о вампире. Флоранс Марли играла чуже.чемку, подобранную на Марсе экспедицией с Земли. По пути домой, она нападает на команду. Были в течение этого десятилетия и другие актрисы, сыгравшие роли вампиров. Среди них — Бет Портер («Обнаженная ведьма», 1969), Джина Станл-том («Любовница дьявола», 1966), Росанна Ортиц («Дракулита», 1969) и Джина Ромн («La Venganza de las Vujeres Vampiro», 1969) - это все забытые фильмы. Однако за ними последовало несколько великолепных фильмов о женщинах-вампирах.
70-е годы. Женщины-вампиры серьезно заявили о себе в серии фильмов, основанных на выдуманной «Кармилле» и на очень реальной истории Элизабет Батори. Серия вышла в начале 70-х годов; «Хаммер» продолжила тему возрождением «Кармиллы» в «Любовниках вампира», снимая в главной роли новое лицо — Ингрид Питт, и старую надежную опору — Питера Кашинга. Режиссер Рой Уард Бейкер подчеркивал лесбийские нападения Кармиллы на молодых женщин, которые продолжались до тех пор, тюка охотник на вампиров Питер Кашинг, чья дочь подверглась нападению, не поймал ее. Дальнейшие приключения Кармиллы в XIX веке в школе для девочек были сняты для студии «Хам-мер» Джимми Сангстером в «Страсти к вампиру». Питт и Кашинг были заменены на Ютту Стенгаард и Ральфа Бейтеса. Третий фильм трилогии «Хаммер» о Кармилле — «Близнецы зла» (1971) — представлял Катю Вейт в главной роли. Она превратила я вампира своего родственника графа Карштейна, и затем они вместе противостояли такому же отвратительному охотнику на ведьм — Густаву Вейлу (Питер Кашинг). Трилогия «Хаммер» предложила использовать потенциал «Кармиллы» другим режиссерам. Йезус Франко, например, сделал два фильма о Кармилле «La Fille de Dracula» (1972) и «La comtesse aux Semens Nux» (1973). Последний, несмотря на свою довольно скучную сюжетную линию и деревянную игру Лины Ромей в роли современной Кармиллы, был выпущен под различными заголовками, а совсем недавно на видео он появился как «Эротикил». Более интересной историей современной Кармиллы был фильм «La Novia Ensangrenlada» («Кровавая невеста», 1974), в котором Александра Бастедо в роли Кармиллы соблазнила Марибель Мартин, холодную невесту. Эта пара получила свой приговор, когда оскорбленный муж обнаружил их спящими в гробу, специально сделанном для двоих. Ища другие истории, чтобы продолжить успех ранних фильмов ужасов, «Хаммер Филмз» также обращалась за вдохновением к легендам об Элизабет Батори, чья история была показана на экране в «Графине Дракуле» с Ингрид Питт в главной роли. Этот фильм, сделанный в продолжение раннего успеха Питт в «Любовниках вампира» был примечателен более сценами с обнаженной Питт, чем, собственно, самой игрой. Приблизительно в это же время, когда появилась «Графиня Дракула», Гарри Кумель выпустил свой фильм, сделанный в Бельгии, «Дочери тьмы», рассказывающий о Дельфине Сейгиг как современной графине Батори, встречающей молодоженов. После того, как муж проявил себя как садист, его жена и Батори объединяют свои силы и убивают его. Позже графиня была убита, а жена, теперь уже вампир, заняла ее место. Батори также играли Люсия Бозе, Пэтти Шепард и Палома Пикассо (дочь художника Пабло Пикассо), соответственно в серии менее примечательных фильмов — «Легенда кровавого замка» (1972), «Проклятие дьявола» (1973) и «Аморальные истории» (1974). Прекрасной комедией на основе персонажа Батори была «Мама Дракула» (1980) с Луиз Флетчер в главной роли.
Женщины никогда не получали такого удовольствия как от ролей вампиров в фичьмах о Кармилле и Батори, выпущенных в начале 70-х годов. Несмотря на господство Дракулы и его мужского окружения, разнообразные женщины-вампиры нашли свою дорогу на экран.
Среди них были: «Vampiros Lesbos die erbin des Dracula» (1970), .Легендарное проклятие Лемора» (1973), «Леонор» (1975), «Мэри, Мэри, Кровавая Мэри» (1975), «Леди Дракула» (1977) и «Ноктюрна - внучка Дракулы» (1979). Главной трудностью при введении женщин-вампиров на экран было то, что в профессии режиссеров доминируют мужчины. Одна из нескольких режиссеров-жеищин — Стефани Ротман — начала свою карьеру режиссера с фильма о вампире «Бархатный вампир» (1971); продюсер Роджер Корман «Ныо Уорлд Пикчсрз». История эта о современном вампире Диане Ле Фэню (играет Селеста Яриелл), которая жила в пустыне и приглашала свои жертвы в свой уединенный дом. Хотя количество женщин-режиссеров постоянно растет, эта сфера деятельности остается в основном «мужским царством».
80-е и 90-е годы. 80-е годы увидели появление нескольких наиболее примечательных женщин-вампиров, возможно самой значительной была Мариам Блейлок (играла Катрин Денев) — внеземной вампир в экранизированном романе Уитли Стрибера «Голод». История развивалась вокруг проблемы бессмертия Блейлок. Ее партнеры-мужчины начинали быстро стареть и увядать после века существования в качестве вампиров. В своей попытке спасти свою настоящую любовь (Дэвид Боуи) она соблазняет исследователя в области крови (Сюзан Сарандои), но в конце все-таки не может найти средства, чтобы решить их проблемы. В противовес фильму ужасов Стрибера, «Однажды укушенный» (1985) был приятной комедией, в которой Лорен Хаттон в роли вампира разыскивала кровь девственника в современном Голливуде.
Наконец она нашла Джима Кэрри, но ей противостояла его подружка Карен Копинс, которая была вынуждена принести в жертву свою девственность, чтобы спасти его.
В «Вамп» (1986) вампирическая Грейс Джоунс руководила ночным клубом «После тьмы», в который приехала группа студентов в поисках стриппера для вечеринки в колледже. Хотя фильм страдает расплывчатостью жанра (неясно, что это: комедия или фильм ужаса?), Джоунс была запоминающейся вампирессой, когда превращает в вампира одного из парней, который присоединился к ней в подземном мире «После тьмы».
Катрин Лей в роли Жозетт Дюпре - вампира в популярном телесериале "Темнеые тени"
Среди других не столь заметных, женщин-вампиров 80-х годов f)h, Габрнэлла Лазурс («La Belle Captive», 1983), Матильда Мей («Жизненная сила» 1985), Бритт Экланд («Вамп Беверли Хиллз», 1988) Сильвия Кристелл («Вдова Дракулы», 1988) и Джули Кармен («Страшная ночь часть 2», 1988). Появилось также несколько женщин-режиссеров. Среди них Кат Шн Рубен (работая для «Конкорд Пикчерз» Poджера Кормана особенно выделилась постановкой «Танца проклятых», 1988) В фильме нс было женщины-вампира и главной роли, но ом был 0 сильной женщине, как потенциальной жертве, которая была вынуждена провести ночь, описывая мрачному вампиру день. Кульминационный момент фильма наступает с приближением рассвета, вампир наконец-то нападает. В конце-концов женщине удается отразить нападение.
Катрин Бигелоу сняла картину «Возле тьмы» — совершенно новый тип фильма о вампире с современным неготическим окружением и вампирами. Эта история была о музыкальной группе вампиров, которая ездила по сельской местности в автофургоне. К ним присоединился парень с фермы, привлеченный одной девушкой из этой группы, ее играла Дженни Райт. Когда этот парень стал вампиром, он не смог заставить себя пить кровь невинных жертв. Ему приходится полагаться на Райт, 1тобы она подкармливала его. Он — очевидная помеха вампирам, которым надо продолжать двигаться. Кульминацией истории становится конфронтация между ними, Райт, этим парнем и его семьей.
В начале 90-х годов появился один из самых лучших фильмов о вампире с женщиной в главной роли. Энн Парилланд снялась в «Невинной крови» (1992) как очень осторожный современный вампир, который научился выживать, строго соблюдая определенные правила. Она не играла со своей пищей и всегда убирала после обеда. Однажды вечером она не успела завершить свою трапезу, которая состояла из мафиози. Он поднялся после ее укуса как новоиспеченный вампир. Она была вынуждена объединиться с простым полицейским, чтобы попробовать остановить его. В еще одном значительном фильме этого жанра женщина-вампир отсутствовала, но он объединил режиссера Фрэиа Ру-бела Кацуи с Кристи Свансон, которая играла главную роль в «Баффи — истребительнице вампира» (1992). Ярко выраженный школьный лидер в старших классах, слегка ленивая, но атлетичная Баффи была предназначена стать Избранной, чтобы убить короля Неупокоившихся, которого играл Рутгер Хауер.
Женщины-вампиры в современных художественных произведениях. Как и в кино, Дракула и его вампирические собратья-мужчины господствовали и в литературе XX века. Однако некоторые женщины-вампиры добились прочного положения в царстве неупокоившихся. Многие из них были продуктами воображения новой «поросли» писательниц, хотя некоторые, самые знаменитые писательницы, пишущие о вампирах - Элейн Бергстром, П. Н. Элрод и Анна Райе - изображали вампиров-мужчин.
Век начался с разнообразия коротких рассказов, описывающих жеН' щин-вампиров, включая «Могилу Сары» Ф. Г. Лоринг, «Девушку-вампира» Хаме Нисбет и классического рассказа «Миссис Вамворт» Е. Ф. Бенсона. Женщины-вампиры регулярно появлялись в рассказах в 50-х годах, но в основном отсутствовали в романах о вампирах того времени. Среди первых романов о женщине-вампире был роман Питера Саксона I966 года «Вампиры в Финистере». Спустя три года Бернхардт Д Харвуд (под псевдонимом Маллори Т. Пайт) написал «Дракутвиг" -
легкие приключения дочери Дракулы, стареющей в современном мире
В 1969 году не в романе, а в комиксах появился, возможно, самый главный современный вампирическнй персонаж. Вампирелла — шаловливый, роскошный вампир с планеты Дракулон — возникла в журнале комиксов компании «Уоррен Паблишинг» в то время, когда вампиры исчезли из основной массы комиксов. Вампирелла обрела незамедлительный успех и выдержала 112 выпусков, прежде чем было прекращено ее издание в 1983 году. Эти истории были романизированы в шести книгах Роном Гоулартом в середине 70-х годов. Совсем недавно этот персонаж был возрожден компанией «Харрис комикс» и снова пользуется популярностью.
Женщины-вампиры продолжали появляться как предметы романов. В 70-е годы вспоминаются «Записи вампира» Арабеллы Рандольф (1977) i «Девственница и вампир» Роберта Д. Мейрса (1977). За ними носледова.' неохотный вампиризм «Сабеллы» Таннт Ли (1980) и торжествующий вампиризм «Голода» Уитни Стрибер (1981). В течение 1981-1982 годов Д. Н. Внльямсон написал серию романов о небольшом городке в Индиане, который был домом молодо выглядевшего, но на самом деле очень старого вампира Ламни Захариас и о ее всемирных заговорах. Несмотря на некоторые успехи в распространении ее вам лирического состояния, она так и не достигла своих высших целен. Женщины-вампиры фигурировали также в «Живых (энергичных) девушках» Рея Гартона (1987), «Черной Амброзии» Элизабет Энгстром (1988) и в первом из романов Нэнси Коллинз «Очки от солнца после тьмы» (1989), который получил награду Брэма Стокера от общества «Писатели ужасов Америки» как лучший роман.
80-е годы завершились появлением «Оливии» — романов Челсп Квннн Ярброу. Оливия впервые появилась в «Кровавых играх», в одном из самых знаменитых романов о Сен-Жермене. Однако, начиная с 1987 года Ярброу выпустила четыре полных исследования о бывшей любовнице Сен-Жермена, которая жила сама по себе. Сюда входили романы «Пламя в Византии» (1987), «Факел крестоносца» (1988), «Колыбель для Д'Артаньяна» (1989) и «Вне дома жизни» (1990).
Также запоминающейся в 80-е годы была работа «Вампы» (1987) — антология рассказов о женщинах-вампирах, составленная Мартином X. Гринбергом и Чарльзом Г. Bay. Она включала некоторые часто игнорируемые рассказы XIX века, такие как «Клэрмон» Теофиля Готье и «Кен Мистери» Джулиан Хауторн, а также и более поздние рассказы Стивена Кинга и Танита Ли.
Романы, описывающие женщин-вампиров, продолжали появляться и в начале 90-х годов. Например, Трейси Брири написала два значительных романа: «Воспоминания вампира» (1991) и «Журналы вампира» (1992), отражающие жизнь двух героинь — вампиров Мары Маккаффин и Терезы Аллоджиаменто. Роман Катрин Мейер Грифит «Последний вампир» рассматривал перспективы исследования проблем невольного вампиризма после волны природных катаклизмов, которые смели большую часть человечества. Не забывается и роман Джуелла Гомеса, афро-американского писателя, — «Истории Гильды» — о вампире-лесбиянке.
Заключение. Усматривая в мужчине-вампире выражение мужских стремлений к власти и сексу, женщинам отводилась стереотипная роль жертв,
а миф о вампире возник как женоненавистническая история, которую постоянно пересказывали. Миф этот таковым и остается в своей наихудшей форме. Однако в современной литературе о вампире даже мужчины кровопийцы стали более сложными персонажами, и женщины, которым он противостоят, также имеют более разнообразные роли.
В противовес сильному вампиру-мужчине, появилась женщина-вампир 80 х годов во множестве новых ролей, воспринятых женщинами более широко а также как актуальный образец (правда, довольно причудливый) женской власти.
Дальнейшее, пусть умозрительное, объяснение возникающего мифа о женщине-вампире было предложено Пенелопой Шаттл и Питером Редгроувом в их книге «Мудрая обида» (1978). Они по-новому взглянули на старые народные истории о змее, которая жила в луне и кусала женщин принося им таким образом менструации. Шаттл и Редгроув степи мысли о лоне, змее и луне как неотъемлемых частях мифа о вампире. Интересно, что они заметили (как и многие кинолюбители), что когда вампир кусал молодую женщину, то у нее оставались отмотки на расстоянии намного ближе друг к другу, чем располагались клыки вампира. Они казались отметками нападения не вампира, а змеи. Пассивная жертва часто отвечала на укус вампира сначала кровотечением, а потом становилась активной и сексуальной. Таким образом, вампир функционировал подобно змее в древнем мифе, вызывая поток крови, который влек за собой новую фазу сексуального существования. Такое объяснение нашло отклик среди феминисток, пытающихся бороться с присвоением мужчинами популярного мифа о вампире.
ЖЕРТВЫ
Согласно высказыванию охотника за вампирами Абрахама Ван Хельсин-а, у вампира не было совести. Он охотился «за телами и душами тех, кого мы любим больше всего». Эта характеристика, казалось, разрушает народное верование в то, что вампир нападал на тех, кого он любил больше всего. Фольклорный вампир возвращался в деревню, домой и к людям, среди которых он жил до смерти. Таким образом, вампир был склонен нападать на тех, кого он любил больше всего в жизни.
Фактически эта характеристика отражает одно из главных различий между традиционным вампиром фольклора и вампиром художественной литературы, созданной в XIX веке. Фольклорный вампир был частью деревенской культуры. Он был ограничен своим местом захоронения и домом в деревне, где он вновь поселялся. Наоборот, лорд Рутвен, Варни - вампир и Дракула - это граждане всего мира. Рутвен путешествовал, куда пожелает. Дракула был привязан немного больше, т. к. ему приходилось брать с собой родную землю. Он смог посетить Лондон, но во время путешествия ему приходилось выбирать жертвы по ночам, выходя из своих мест отдыха. Кармилла была привязана к относительно небольшой области. Но она могла путешествовать и за пределы местной деревни.
Другое несоответствие между вампирами фолклора и литературы заключалось в судьбе жертвы. В основном первое нападение фольклорного вампира редко было роковым. (Главным исключением было нападение вампиров на младенцев, после которого на следующее утро родители находили их мертвыми в колыбелях). В основном, вампир забирал жи.чнь ., людей в течение определенного периода, после повторяющихся нападении, которые оставляли жертву в измученном состоянии или же с болезнью, которая истощала ее, например, с такой, как туберкулез.
Вампиры литературы часто незамедлительно убивали свои жертвы, как, например, в случае с лордом Рутвеном, но не с Варни-вампиром, Кармиллой или Дракулой. Варни подчас был совестлив и не убивал свои жертвы. Кармилла и Дракула убивали, но их жертвы угасали постепенно.
В фольклоре нападение вампира могло привести к тому, что жертва также становилась вампиром, но обычно это вампирическое состояние „е проявлялось до смерти. Страх того, что вампир заразил других, приводил не к «охоте на ведьм» среди соседей, а к выкапыванию тел и антивампирическим ритуалам. Случаи Петра Плогойовитца и Арнольда Пауля частично объясняли славу подобного процесса. В литературе XIX века жертвы вампира не становились вампирами. Они умирали, как это было в случаях с лордом Рутвеном и Кармиллой, или же вскоре поправлялись и возвращались к нормальной жизни, как в случае с Варни. В романе «Дракула» никто из жертв вампирических нападений Дракулы не умер от его руки (хотя явно подразумевалось, что ребенок, переданный трем женщинами ранее, по ходу романа, умер в результате нападения на него). Р. Н. Ренфилд умер от рук Дракулы, но не потому, что он выкачал у него всю кровь. На Джонатана Харкера напали три женщины, но он выжил. Люси Вестенра подверглась нападению Дракулы и в конечном итоге умерла, но потом ожила как вампир. Она нападала на детей, но все они выживали. В конечном итоге она была убита Ван Хельсингом и другими мужчинами.
Мина Мюррей (Харкер) подверглась нападению, и были все основания верить, что ее невозможно будет «девампиризировать» и она станет вампиром. Дракула не только пил ее кровь, но и ее заставил пить свою. Хотя этого нигде не утверждалось, но подразумевалось, что обмен крови был способом превращения жертвы в вампира. В ином же случае, если жертву слишком часто кусали, как в «Кармилле», она умирала.
Способ превращения жертвы в вампира путем обмена кровью был потерян при «драматизации» «Дракулы» для сценического варианта, а затем и на экране. Его посчитали неподходящим для показа зрителю. По большей мере, это упущение привело к переопределению метода передачи вампиризма. После первых фильмов о Дракуле вера в то, что Для превращения человека в вампира достаточно укуса, стала неотъемлемой частью мифа о вампире. Эта идея имела свое наивысшее выражение в работе Роберта Маккаммонса «Они жаждут» (1981), где вампир Распространяет вампирическую эпидемию по Лос-Анджелесу. Количество вампиров практически удваивалось каждый вечер, так как вампиры кормились и превращали свои жертвы в вампиров, которые вслед за тем питались кровью на следующий вечер. Эта идея получила свое развитие и продолжилась в таких недавних картинах как «Вамп» (1986) и «Невинная кровь» (1992). Вариацией па эту тему была необходимость гРех укусов для того, чтобы превратить кого-то в вампира, и она была эФфектно вплетена в сюжет комедии «Любовь с первого укуса» (1979).
Жертвы «хороших парней»-вампиров. На протяжении последнего "()коления в процессе расширения и переработки традиций, связанных с
вампиром появились новые вампиры - вампир-«хорошии парень", и отличие от вампиров, которых разыскивал Ван Хельсинг в «Дракуле» эти вампиры имеют совесть, которая приводит к тому, что они стараются не убивать, если это только возможно. Самыми значительными «хорошими ребятами»-вампирами были Сен-Жермэн, герой книг Челси Квинн Ярброу, и совершенно иной Дракула, созданный Фрэдом Саберхагеном «Хорошие парни»-вампиры часто искали кровь в банках крови или у животных, но когда они обращались к человеческим жертвам, они выбирали людей, которые считались морально разложившимися и, таким образом, заслуживающими нападения. Или же, что было более часто, обращались к добровольным донорам, которые по разным причинам позволяли вампирам использовать их. В случае Сен-Жермэна, его питание происходило в контексте сексуальной активности, а укус заменял половой акт. Таким образом, вампир дарил жертве сексуальное возбуждение и устанавливал взаимные отношения с донором. Сен-Жермэн мог периодически пить кровь у одних и тех же людей, не превращая их в вампиров, и только очень редко он предпринимал шаги, необходимые для этого превращения.
ЖИВОТНЫЕ
Связь вампира с царством животных проявляется в его способности превращаться и трансформироваться в различные животные формы. Он командует животным царством, особенно крысой, совой, летучей мышью, молью, лисой и волком, а изредка он использует животных в качестве пищи. Также в редких случаях сообщалось и о животных-вампирах.
Животные в фольклоре о вампирах. В старых фольклорных письменных источниках способность вампира управлять животным миром или трансформироваться в животных была, самой малой его возможностью. Однако вампиры часто ассоциировались и с другими существами, такими, как оборотни, которые отличались способностью трансформироваться. Одними из зафиксированных вампиров, способных превращаться в животных, были обращавшиеся в волков вампиры чанъ-ши, известные в Китае.
Более важно то, что вампиров, особенно в Западной Европе, интересовал животный мир в качестве пищи. Они часто нападали в деревне на скот и пили кровь. Внезапные и необъяснимые случаи смерти среди поголовья скота часто приписывались вампирам. Например, Агнес Мюргоци отмечала, что одна из ранних проверок тел усопших на предмет их превращения в вампиров была вызвана внезапной смертью скота. Сэр Джеим Фразер наблюдал, что в Болгарии, где скот часто страдал от нападет» вампиров, люди защищались от таких нападений тем, что прогоняли ст до скота между двух костров, разведенных на тропе-перекрестке, чаС1 посещаемой волками. Затем, угли из этих костров использовались Д разведения огня в деревне. В Японии вампир каппа жил у самого края воды, он нападал на коров и лошадей, пытаясь затащить их в воду-
Некоторые животные, в особенности кошки и лошади, согласно вер ваниям, имели особенное отношение к вампирам. Во многих странах восточной Европы считалось, что если допустить животное, в частности
кошку, перепрыгнуть через тело мертвого человека до его погребения, то он вернется в качестве вампира. (На основании этой веры считалось необходимым, чтобы все, кто любил покойного, самым тщательным образом подготовили тело, заботились о нем и соблюдали траур ) Лошадь в свою очередь, часто использовали для того, чтобы выявить вампира Ее водили по кладбищу вокруг могил, веря, что она либо откажется, либо будет мяться, проходя над телом вампира.
Животные Дракулы. О способности Дракулы управлять животным царством говорится довольно рано - в романс Брэма Стокера. В первой главе «Дракулы», еще до того, как Джонатан Харкер прибыл в замок Дракулы, повозка, в которой он ехал, была внезапно окружена угрожающим кольцом волков. Также внезапно возница (позже оказался Дракулой) устранил волков одним взмахом руки. После прибытия в замок и знакомства с графом Харкер обратил внимание на странный вой волков. И тогда Дракула сказал одну из своих самых запоминающихся фраз: «Послушайте их - детей ночи. Что за музыку они создают. Позже, в Лондоне, когда Дракула продолжал свои нападения на Люси Вестенру, он призвал на помощь Берсикера — волка из местного зоопарка. Берсикер помог Дракуле выбить окно в доме Вестенры, что дало Дракуле доступ вовнутрь.
Абрахам Ван Хельсинг предупреждал людей, которые впоследствии выследят и убьют Дракулу, что Дракула может не только изменять погоду, но и «управлять подлыми тварями: крысой, совой и летучей мышью, ночной бабочкой, и лисой, и волком». Люди убедились в правоте его слов, когда ворвались в замок Дракулы — Карфакс — и были внезапно окружены полчищем крыс.
Превращение (трансформация). Стокер первым указал на способность Дракулы к превращению в животных. Харкер, находясь в заточении, выглянул в окно и увидел Дракулу, ползущего по стене замка: "Что это за тип человека или что это за существо, которое напоминает человека?» — подумал он (глава 3). Дракула путешествовал в Англию на борту «Демитера», и во время вызванного им у побережья Витби кораблекрушения, спасся, превратившись в собаку. До конца романа Дракула несколько раз меняет внешность, однако, он практически постоянно парит где-то позади в образе летучей мыши. Выглядывая из окна Р. Н. Ренфилда в клинике, доктор Джон Сьюард обратил внимание на странное поведение крупной летучей мыши. «Обычно летучие мыши, кружат и порхают вокруг, а эта, кажется, идет прямо, как будто знает, куда лететь, или же у нее какое-то свое намерение» (глава 11).
Персонажи Стокера, безусловно, были знакомы с летучими мышами - вампирами из Центральной и Южной Америки, и понимали тесную связь вампира с летучими мышами. В одном эпизоде Сьюард обсле-лует одного ребенка, укушенного Люси во время ее прихода в больницу. Доктор предполагает, что раны на шее ребенка были от укуса летучей мыши. «Не из тех безобидных, которых много, — говорит он, — это может быть какой-то дикий образец с юга, более опасный вид. Может, какой моряк привез его к себе домой, а тот удрал. Или, может быть, из зоопарка могла потеряться молодая мышь, или это был вид, выведенный от вампира» (глава 15).
Животные и современный миф о вампире. Хотя, в целом, в фильмах о Дракуле и сценических постановках животным уделяется немного внимания, все же управление животными является важным моментом. В первых фильмах о Дракуле, например, "Носферату, симфония Гаруна», эта способность вампира существенно меняет сюжет Перекликаясь с умением Дракулы командовать крысами, сбивая с толку Ван Хельсиига и других людей, продемонстрированным в сцене их вступления в Карфакс, граф Орлок - прототип Дракулы в «Носферату,, обладает способностью управлять крысами, переносящими чуму. Он появился в Бремене вместе с крысами, а мор, который сопутствовал их появлению, был знаком присутствия вампира. Смерть вампира положила конец и чуме.
Способность вампира превращаться в различные виды животных особенно в летучую мышь, остается важным атрибутом большинства современных фильмов и романов. Усовершенствованные спецэффекты в фильме «Дракула Брэма Стокера» были одной из самых впечатляющих черт этой картины. Однако там наметилась примечательная тенденция -лишение вампира наиболее неправдоподобных черт. Например, Анна Раис и Челси Квинн Ярброу лишили своих вампиров способности переходить из человеческого образа в любой другой, хотя другие сверхъестественные способности были сохранены.
Кошка является одним из повсеместно распространенных животных, которые ассоциируются с вампирами
В последнее время, когда вампир стал популярным героем, или, по крайней мере, вызывающей симпатии фигурой, вопрос о склонности вампиров к поеданию людей встал наиболее остро. Если вампир отрекается от крови человеческой жертвы, то у него остается лишь немного вариантов питания: покупать кровь из различных источников, найти добровольных доноров, искуственные заменители крови или кровь животных. Чаще всего вампиры прибегают к крови животных. В книге Райс "Интервью с вампиром" Луи не мог заставить себя нападать на
людей, в первые четыре года своего существования в качестве вампира и жил на крови крыс и других животных.
Животные-вампиры. Иногда, совершенно отдельно от историй о вампирах, превращающихся в животных, появлялись рассказы о жнвотных вампираx. Еще в 1810 году эти истории возникли на границе Англии и Шотландии, когда находили овец, иногда до 10 за ночь, с перерезанны яремными венами и выпитой кровью. Самый известный случай подобного рода был отмечен Чарльзом Фортом — серия убийств овец около Кавена. Ирландия, в 1874 году. В общей сложности было отмечено 42 случаев обнаружения овец с перерезанным горлом, выпитой кровью (мясо не тронуто). Около мертвых овец были найдены следы, подобные собачьим. В конечном итоге была застрелена собака, по предположению, виновная в этих происшествиях. Ожидалось, что подобные и прекратятся, однако овцы продолжали гибнуть, а собак продолжала отстреливать. Затем сообщения начали приходить из Лкмернка, который находился более чем за сто миль. Затем все прекратилось, как б одной местности, так и в другой, не обретя финального разрешения. В 1905 году подобный всплеск убийства овец произошел в Англии около Бадминтона. Глочестер. В последние годы подобные случаи стали предметом интереса уфологов Северной Америки. Другое знаменитое событие, в котором, возможно, были замешаны животные-вампиры. — это перерезанное горло лошади Сниппи в Колорадо в сентябре 1967 года. Животные-вампиры стали героями нескольких романов. Наиболее известный — «Борзые Дракулы» Кена Джонсона (1977: также известен как «Собака Дракулы») — был экранизирован и вышел под названием "Золтан: борзая Дракулы». Юные читатели литературы о вампирах. возможно, знакомы с кроликом-вампиром Банникулой, героем нескольких книг Джеймса Хауи. а также с уткой-вампиром — графом Дакулой — звездой телевизионного мультсериала и комиксов «Марвел». Как Баннику да. так и граф Дакула были вегетарианцами.
ЖУРДЭН, ЛУИ (1921-)
Луи Журдэн — актер, известный главной ролью в фильме «Граф Дракула". снятом в 1978 году специально для телевидения, родился во Франции, в Марселе. Впервые он снялся в 1940 году во французской картине «Корсар». После Второй мировой войны он приехал в Соединенные Штаты и появился в фильме «Дело Парадайна» U946). за которым последовало множество ролей на сцене и экране.
Луи Журдэи играет Дракулу в постановке Би-би-си «Граф Дракула»
В 1978 году Журдэн впервые играет ведущую роль вампира - графа Дракулы по роману Брэма Стокера в постановке Би-би-си. Эту длинную ленту. (два с половиной часа) помнят как одну их самых точных постановок этого романа. Она включала и знаменитую сцену, в которой Джонатан Харкер увидел Дракулу, ползущего вниз по стене своего замка. В ней присутствовал и элемент секса, но поскольку «Граф Дракула»
давался для телевидения, обнаженных тел не было. Журдэн играл
роль в манере, схожей с Фрэнком Лангелла (который в то время играл главную роль в пьесе на Бродвее), — то есть учтивого, романтического героя с континента. Женщины падали в обморок от экстаза, испытываемого, когда он их кусал. После роли Дракулы Журдэн снялся в главных ролях еще в нескольких картинах, включая фильм с Джеймсом Бондом «Осьминожек» (1983) и «Возвращение Болотной твари» (1989).
«ЖУРНАЛ ВАМПИРОЛОГИИ»
С 1984 по 1990 год эта область знания о вампирах имела то, что очень напоминало научный журнал. 18 выпусков «Журнала вампирологии» содержали разнообразные, тщательно проверенные статьи об истории вампиров и фольклорных источниках. Более половины этих статей написал издатель Джон Л. Веллутини из Сан-Франциско, и потому справедливо сказать, что журнал отражал как его интерес, так и его знания. Хотя вполне серьезные люди, изучавшие этот предмет, проявили интерес к изданию, объем информации в итоге был исчерпан, и журнал прекратил свое существование. Веллутини сказал, что надеется когда-нибудь оживить его.
|