Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.


ИВАН ГРОЗНЫЙ (1539-1584)

Иван Грозный - первый русский царь. Его произвол и жестокое правле-ше стали причиной сравнения его с Владом-Протыкателем, историче-;ким Дракулой. Иван унаследовал титул Великого князя Московского трехлетним ребенком. Он рос, наблюдая, как боярская элита, сражавшаяся за бразды правления, вела Россию к хаосу и опустошению. Ему было 17 лет, когда появилась «Избранная рада» и начались реформы. И хотя он имел успех в деле наведения порядка, оборотной стороной медали стал террор. В 1554 году он внезапно отрекается от престола. Когда народ потребовал его возвращения, Иван, диктуя свои условия, смог получить почти абсолютную власть. Он быстро создает правящую элиту -опричину, которая отбирает у бояр и без того урезанную власть.
Двадцатилетнее правление Ивана ознаменовалось завоеваниями земель вдоль реки Волги и продвижением в Сибирь, а также чудовищными войнами, в которых он безуспешно пытался захватить Ливонию (сейчас Эстония). Однако его историческую репутацию определила не политическая деятельность, а его поведение. В своем желании построить сильное централизованное русское государство, он был скор на расправу (и на казни) с теми, кто бросал вызов его власти или каким-то образом выказывал неуважение к его великому статусу. Он демонстрировал симптомы паранойи крайней степени и имел нрав буйный, огненный. В 1580 году в приступе гнева он убил собственного сына — будущего наследника.
Современники вспоминали черный юмор Ивана, подобный тому, каким отличался Влад. Как отмечал историк С. К. Розоветский, многие из историй, рассказанных об Иване, были вариантами тех, которые веком ранее приписывались Владу. Например, в Румынии существовало народное предание о правящей элите города Тырговишта — столицы Драку-лы. Горожане насмехались над братом Дракулы. В отместку он захватил все знатные боярские семьи сразу же после празднования Пасхи и одетых в праздничные одежды погнал их работать на строительстве замка Дракулы. Сообщалось, что Иван сделал нечто подобное в городе Вологде, когда люди проигнорировали его в пасхальное утро. Ои окружил их, все еще одетых в праздничные одежды, и заставил" строить новую город скую стену.

Образ Ивана Грозного был смоделирован по образу Влада-Протыкателя — исторического Дракулы

Пожалуй, самая знаменитая история Дракулы, исходившая от Ивана имеет отношение к турецкому посланнику, который отказался снять шляпу в присутствии Дракулы. Тогда Дракула приказал прибить шляпу к голове этого человека. Иван, как было записано, проделал ту же самую «операцию» с итальянским дипломатом (или же, согласно другой записи, с французским послом).
Иван, как и Влад, часто нападал на влиятельных лиц русского общества и унижал их, дабы не допустить их возврата к власти. Например, рассказывалась история о его нападках на Пимена, митрополита Русской Православной церкви Новгорода. Он сорвал с Пимена церковное одеяние, обрядил в наряд странствующего певца (занятие, которое Церковь осуждала), а затем устроил шуточную свадьбу, во время которой Пимен был обвенчан с кобылой. Одарив расстриженного священника символами его нового статуса — волынкой и лирой, Иван выгнал его из города.
Иван отличался от Влада своим сексуальным аппетитом. Он был многоженцем, имел семь жен и 50 любовниц. Своего непосредственного преемника (наследника) он оставил с весьма запутанной наследственностью. Ему удалось расширить территорию России. Но он оставил за собой разоренную страну и растущее общественное недовольство. Иван умер тихо — во время игры в шахматы 18 марта 1584 года.

«ИГРОКИ КОЛЛИНЗПОРТА»

«Игроки Коллиндпорта» - лто драматическая группа поклонников "Темных теней», основанная на фестивале «Темных теней» в Нъарке. Нью-Джерси, в 1984 году Джеффом Томпсоном и доктором Лаурой Бродиан устроителями фестиваля. Чтобы внести оживление, они, как хозяева обтачилнсь в костюмы и разыграли серию импровизированных скетчей Положительная реакция аудитории содействовала популяризации подобной деятельности. Она получила официальное признание и название «Игроки Коллинзпорта» (название от имени города, в котором проживала семья Коллинз в телевизионном шоу). В 1985 году состоялась премьера пародийной постановки «Козырь Джулии», в которой много места уделялось импровизации. С этого момента стало расти число сценариев и численность труппы. В «Заколдованной пчеле», показанной в 1985 году, участвовало 5 актеров. В 1986 году, на 20-м юбилее премьеры «Темные тени», труппа исполнила постановку «Многое меняется: официальный сценарий 20-й годовщины». Это был крупный шаг вперед к полной одноактной пьесе, в которой принимало участие около двух дюжин актеров. В настоящее время «Игроки Коллинзпорта» регулярно дают спектакль на ежегодном национальном фестивале «Темных тенен». Труппа состоит из поклонников, собранных по всей стране. За шесть недель до показа новыо сценарии рассылаются исполнителям. Они разучивают свои роли собираются в месте проведения фестиваля на две репетиции переч представлением. Жанр этих пьес - комедия со множеством разпичных шуток. Многие сюжеты основываются на реальных эпизодах из тепесе-рнала. а другие идут в совершенно ином разрезе, ставя персонажей в гипотетические ситуации. Самыми успешными костюмированными комедиями «Игроков Коллинзпорта» были: «Как раз что надо», «Они изменяют времена». «Передвижение», «Двойная игра», «Веселая песнь» В 1993 году в «Хармони Роуд Пресс» вышли первые два тома сценариев «Игроков».

«Игроки Коллиндпорта» (с Джером Томпсоном в роли Барнабаса) вживаются в образы на ежегодном фестивале "Темных теней»

Джефф Томпсон, соучредитель, продюсер-режиссер «Игроков» был любителем «Темных теней» в течение многих лет и много писал для любительских журналов. Он написал большинство сценариев-постановок «Игроков», одну книгу об изданиях, выпускаемых фэн-клубами -«Комиксы "Темных теней'Ч, а в 1990 году завершил программу на со-нсканне степени магистра, представив диссертацию об исторических романах Дэниэла Росса — автора 33 романов «Темных теней», написанных под псевдонимом Мерелин Росс. Диссертацию Томпсон завершил в университете штата Теннесси, где он преподает английский.
Вступить в контакт с «Игроками Коллинзпорта» можно через Джеффа Томпсона по адресу: 6807 Penny-well, Dr., Nashville, TN 37205-3011.

«ИЗУЧЕНИЕ ДЬЯВОЛЬСКИ ДЕРЗКОГО ВАМПИРА» (ОРГАНИЗАЦИЯ)

Эта организация была основана в 1922 году ее нынешним директором Л. Е. Эллиот. Ее целью было изучение мифов о вампирах во всех их разнообразных формах — слухи, легенды и факты. Особенный интерес вызывали социологические аспекты и влияние знаний о вампире и тот факт, что многие люди уверовали в эти «темные» мифы. Имея такую цель, организация инициировала связи с разнообразными клубами поклонников. Среди членов подобных клубов были и такие, которые верили в то, что встречались с настоящими вампирами или сами были превращены в вампиров. Организация публикует бюллетень новостей. Для получения информации об этой организации пишите: Cheekt Devil Vampire "Reseach, P. О. Box 7633, Abilene, TX 79608.

«ИЗУЧЕНИЯ ВАМПИРА»

«Изучения вампира» было изначально основано как «Общество изучения'вампира» в Чикаго, в 1977 году, Мартином В. Рнккардо (слово «общество» было опущено из названия в 1990 году). Общество было создано для того, чтобы поклонники вампиров могли легко обмениваться информацией по этому предмету. Это был первый клуб поклонников вампиров, который использовал само слово «вампир» в названии. У Риккардо впервые проснулся интерес к этому предмету, когда он прослушал лекцию Леонарда Вольфа, автора книги «Сон Дракулы». После обширного исследования по этому предмету он начал читать лекции о вампирах в 1976 году.
В 1977 году «Изучения вампира» начали печатать «Журнал вампиро логии» — одно из мерных периодических изданий, посвященных камни ру в фольклоре, художественной литературе, в кино и в фактической информации. Журнал публиковал и статьи нехудожественного содержания, рецензии на книги и кинофильмы, новые отчеты, художественные произведения и юмор, карикатуры и поэзию. Главным интересом журнала были сообщения о вампирах и их нападениях. В 1979 году журнал закрылся после шести выпусков.
Среди членов-корреспондентов и тех, кто принимал участие в работе «Изучений вампира», были Дороти Никсон и Эрик Хелд, которые позже основали «Информационную биржу вампира», Ян Л. Псрковски, ученый-славянист из университета Вирджинии и большой авторитет в области, касающейся славянского вампира, также писал в «Журнал вам-пнрологии», а также доктор Джин Янгсон — основательница «Клуба поклонников графа Дракулы».
После того, как свернулся «Журнал вампирологии», Риккардо продолжал эту работу в форме ведения обширной переписки, обмена информацией, оказания лекторских услуг, а также как исследовательский центр. За многие годы он получил тысячи писем от отдельных лиц интересующихся вампирами, что помогло этим людям принять участие в работе различных организаций, созданных для поклонников вампира. Несколько авторов выражали признательность Риккардо и «Изучениям вампира» за помощь в исследовании при создании книг о вампирах. Недавно «Изучения вампира» организовали несколько собраний под названием «Форумы поклонников вампира» в районе Чикаго.
Связаться с этой организацией можно по адресу РО Box 1516 Вег-wyn, IL 60402.

ИМЯ ВАМПИРА

В рассказе «Кармилла» автор Шеридан Ле Фэню приписал вампирам уникальное ограничение — они должны выбирать себе имя, которое «если не является ее или его подлинным, должно, по крайней мере, воспроизводить, без опущений или дополнений даже одной буквы посредством анаграммы то, которое было изначально». Кармилла сначала носила имя Милларка, и также была известна под именем Миркалла. Эта характеристика была уникальна для вампира Ле Фэню.
Хотя другие авторы не использовали условие, придуманное Ле Фэню относительно имени вампира, примечательно, что в продолжениях к «Дракуле» ведущий персонаж часто называл себя графом (или доктором, или мистером) Алукардом — это имя Дракулы, прочтенное с конца. Так было в «Сыне Дракулы» (1943). Другие вариации имени — д-р Алука, или Ал. У. Кард (в комиксах «Дракула» компании «Делл»).

ИНДИЯ И ВАМПИРЫ

Среди огромного количество божества и сверхъестественных существ, обнаруженных в религиозном мире Индии, был ряд таких которые ооладали характеристиками вампира и были отмечены в литературе о вампирах. Но вес же это огромное количество разнообразных демонических существ больше напоминало духов, вурдалаков, а также живых ведьм и колдунов. Индииские вампиры и вампирические существа появлялись уже в древних индийских текстах, что дало повод некоторым исследователям полагать, что Индия была тем самым местом, где возникла вера в вампиров и откуда она распространилась на соседние территории. Вполне оправдано предположение, что значительный вклад в формирование на Западе веры в вампиров внесли переселившиеся из Индии иыгане.
В древнем индуизме (господствующей религии Индии) сотворение изображается как первичное создание золотого яйца (космического разума). Видимое сотворение произошло из разделения этого яйца на небеса, землю и на 21 регион космоса. Эти регионы космоса были грубо поделены на три зоны, одной из которых была Тала — подземное царство хто-ническнх божеств, жилище великанов-людоедов, призраков и демонов.
Наиболее известными из вампирических существ Тала были ракша-сас (женский аналог ракшасис). Они описывались как хтонические существа и демоны, которые живут на кладбищах и вмешиваются в дела людей, нарушая ритуалы и сбивая с пути набожных людей. Убийство младенцев было одним из их самых отвратительных деяний. Ракшасасы приходили в различных формах, иногда как женщины, а иногда как мужчины, некоторые как гуманоиды, а некоторые как полуживотные. Согласно легенде Хануман — божество, которое появлялось в образе обезьяны, прийдя в город Ланка в качестве посланника Рамама, наблюдало ракшасасов в любой вообразимой форме. Характеристика ракшаса-сов была дана во многих индийских эпосах, таких как Махабхарата и Рамайяна (в которой содержался эпизод с Хануманом), а многие божества и мифические герои заслужили себе славу, убивая ракшасаса.
Ракшасасы считались вампирами в силу некоторых своих черт. Например, они рыскали в ночи, имели устрашающую внешность и продолговатые клыки. В текстах их называли асрапа или аерк-ра (буквально: пьющие кровь). Как и греческие ламии, они разыскивали беременных женщин и нападали на младенцев. Естественным врагом ракшасасов был Агни — изгонитель тьмы и исполнитель священного обряда. Люди призывали Агни, чтобы он убивал или отпугивал демонов.
Тесно ассоциировались с ракшасасами йату-дхана (или хату-дхана) — колдуны, которые пожирали остатки, брошенные ракшасасами. Иногда термин йату-дхана использовался попеременно с ракшасасом. Также часто вместе с ракшасасом, упоминался писачас (буквально: пожиратель живой плоти), но он занимал более низкую ступень в иерархии существ. Он обладал отвратительной, отталкивающей и кровожадной внешностью. Тексты описывали писачас как вурдалаков, поедающих плоть и разносящих опасную болезнь. В Пуране — сборнике индуистских документов -писачас описывались как продукт гнева бога Брахмы:

После создания богов, демонов (асуровА предков и человечества, Брахма был истощен, а они стали поедать его тело, так как они были ракшасасами и йаксасами. Когда Брахма увидел их, он был недоволен, и выпали волосы его и стали змеями. А когда увидел он змей, охватил его гнев, и существа, рожденные от его гнева, были злобными поедателями плоти - писачасами. Так Брахма создал жестоких тварей и добрых тварей - дхарма и адхарма, правду и ложь.

Bампирическими чертами обладали также и бхута - души умерших, особенно тех, кто скончался безвременно, был безумен или родился с уродствами. Они скитались в ночи и появлялись как темные тени, мерцающие огни или неясные видения. Иногда они входили в мертвое тело и делали его вурдалаком, который пожирал живущих. Брахмапщп ша — подобное существо, известное в северной Индии.
Бхутасы жили вокруг тех мест, где происходило сожжение (кремация), в развалинах и других заброшенных местах, и в пустыне. Они могли трансформироваться либо в сов, либо в летучих мышей. Сова занимает особое место в индийской мифологии. Считалось несчастьем услышать крик совы, а крик совы, услышанный на кладбище, предвещал смерть. Мясо совы могло использоваться в ритуалах черной магии
Бхутасы считались опасными по множеству причин. Они поедали отвратительную пищу и постоянно испытывали жажду. Они любили молоко и могли напасть на младенцев, которых только что покормили Они могли войти в тело сквозь различные отверстия и овладеть человеком. И хотя бхутасы могли иногда действовать как вампиры, в основном их рассматривали как злобных существ.
Наиболее близки к западным вампирам индийские демонические фигуры веталасы, или бетайласы, — духи, которые поселялись в телах умерших и оживляли их. Бетайл был центральным персонажем «Вета-ia-Пачиси» — классического образца индийской литературы, сравнимого с «Притчами» Чосера или «Арабскими ночами». Впервые они переведены и опубликованы в Англии в середине века. Новый, самый удачный перевод одиннадцати из них был сделан сэром Ричардом Ф. Бартоном и опубликован в 1870 году под заголовком «Викрам и вампир».

Beтала или байтал — индийский вампир, каким его изображал сэр Ричард Бартон.

«Ветала-Пачиси» описывали встречу короля Викрама с бетайлом который рассказал ему серию сказок. Викрам, как и король Артур был реальным человеком, который жил в первом веке нашей эры и стал притягательной фигурой для множества сказаний и притч. В книге йог уговаривает Викрама провести с ним вечер на кладбище. Затем он просит Викрама принести ему тело, которое он найдет на расстоянии четырех миль к югу, на другом месте захоронения. Это тело должно было висеть на дереве мимозы. Тело оборачивается бетайлом. И Викрам испытывает большие трудности, чтобы заставить вампира сопровождать его обратно к йогу, но в конце концов ему удается это сделать. Чтобы скоротать обратный путь, бетайл рассказывает ему целую серию рассказов, которые и формируют книгу.
Когда они добираются до кладбища, где находится йог, король обнаруживает, что тот вызывает Кали. Они были окружены полчищем демонов индийской мифологии, включая ракшасасов и бхутасов, которые приняли вид различных тварей, а также бетайлами. Йог привел их к храму богини Кали. Там Викрам, защищаясь, убивает йога. В качестве награды боги даруют ему славу.
Обзор индийских вампрических существ был бы не полон без упоминания богини Кали, которую часто называют супругой Шивы. Она была богиней тьмы на рисунках обычно изображалась темнокожей. У нее была ужасная, устрашающая внешность, а в качестве украшении она «осила части человеческих тел. Ее любимым местом были поля сражений, где она пьянела от крови жертв, а также места захоронении/сожжений. В книге «Викрам и вампир"» Викрам видит Кали в храме, расположенном на кладбище:


Там стояла Смашана Кали — богиня в самой своей чудовищной форме. Это была обнаженная и очень черная женщина с наполовину рассеченной головой, частично отрезанной и частично раскрашенной, покоившейся на ее плечах. Ее глаза были красные как у пьяницы, а брови были того же цвета. Ее грубые жесткие волосы свисали, как накидка, до качен.

Бартон комментирует этот отрывок:

"Будучи не в состоянии найти жертву, эта приятная богиня для того чтобы удовлетворить свою жажду, перерезала собственное горло, . чтобы кровь могла просочиться в ее рот».

Другие вампирические существа. По всей Индии среди различных .«пшческнх и лингвистических групп существовало огромное количество привидений. .5лых духов, демонов, которые жили неподалеку от кладбища н мест кремации и имели некоторое сходство с вампирами Европы. Многие из них дурачили других, принимая облик живого человека, и обретали вновь ужасную демоническую внешность непосредственно перед нападением на свои жертвы. Например, в Гуджарате существовали чурелы женщины, которые умерли неестественной смертью (в западной Индии чурела была также известна как джахин, джачфи, мукаи, нагулаи и алвантин). Если с такой женщиной плохо обращалась семья, то она возвращалась, чтобы потревожить их и иссушала кровьмужчин этой семьи. Такая женщина могла стать дакини — помощницей богини Кали, а также участницей ее вампирических деяний. Если молодой человек был соблазнен чурелой и притрагивался к пище, которую fона ему предлагала, то она держала сто при себе, до самого рассвета и возвращала в деревню седым старцем. У чурелы была одна особенность которая выдавала се, — ее стопы были вывернуты таким образом, Что пятки были спереди, а пальцы сзади. Рожавшим женщинам и младрц_ нам вся семья и друзья уделяли массу внимания. Женщина, умершая в0 время родов, вероятнее всего превращалась в привидение. И чтобы предотвратить это, семья должна была похоронить ее тело, а не предать его кремации. Они должны были закрепить четыре гвоздя по углам места захоронения и посадить красные цветы на самой могиле. Женщину, которая умерла во время родов, хоронили в специальном месте (в различных частях Индии это место отличалось). Например, тело могли выносить из дома через боковую дверь и похоронить в тени дома, которую он отбрасывал при полуденном солнце. Верили, что если не пользоваться центральным входом для выноса тела, то чурела не сможет найти дорогу домой. Некоторые вбивали железные гвозди в порог дома и рассыпали семена проса по дороге к кладбищу. Как и в Восточной Европе, считалось, что чурела будет считать семена проса, а это занятие задерживает ее до самого наступления рассвета. В Пенджабе женщине, которая умирала во время родов, вбивали гвозди в кисти рук и стопы, прикладывали красный перец к глазам и обматывали стопы цепями. Другие же ломали ей ноги повыше лодыжек, разворачивали стопы назад и связывали большие пальцы вместе или же просто скрепляли стопы железными кольцами.
Среди самых интересных вампиров были чепиди (литературно: проститутки) — разновидность колдуньи в области Годовари. Чепиди изображались разъезжающими верхом на тигре в ночи. Без одежды они входили в дома спящих мужчин и высасывали их кровь из большого пальца ноги. Используя гипноз, они погружали всех остальных членов семьи в сон, подобный трансу, для того, чтобы те не смогли обнаружить их присутствия. По утру мужчина просыпался, но чувствовал себя опустошенным и в какой-то мере отравленным. Если он не обращался за лечением, то чепиди вновь возвращалась. Иногда чепиди нападала на мужчин в джунглях, принимая образ тигра с человеческими ногами.
Девендра П. Варна предположил, что вампирические существа древней Индии являются источниками верований в вампиров в Европе. Он утверждал, что такие верования были перенесены арабскими каравана-чи, следовавшими по Великому Шелковому пути из долины Инда к Средиземноморскому бассейну. Вероятно, они достигли Греции в I веке нашей эры. Подобное объяснение вполне допустимо, если бы не надо было развивать его более глубоко, чтобы как-то увязать с другими теориями, которые предлагают множество версий происхождения мифа о вампире в различных странах, удовлетворяющих целому ряду универсальных потребностей.

ИНКЬЮБАС/САККЬЮБАС

Инкыобас — это демоническая фигура, часто ассоциируемая с вампиром. Инкьюбас был известен своей привычкой проникать по ночам в спальни женщин и принуждать их к сексу. Саккыобас — женская разновидность инкьюбаса — точно таким же образом нападала на мужчин. Ощущения испытываемые во время нападений этих демонов, варьируются от безмерного удовольствия до абсолютного ужаса. Это был, как отмена; психотерапевт Эрнст Джонс, тот же спектр ощущений, которые в современной литературе находятся где-то между эротическим сном и ночным кошмаром. Эти демоны напоминают вампира тем, что нападают на лю дей ночью, во время сна. Очень часто они нападают на человека из ночи в ночь, как вампир у цыган, совершенно истощая свои жертвы Однако они отличаются от вампира тем, что не пьют кровь и не крадут жизненную энергию.


Инкьюбасы вызывают сны у спящей девушки

Инкыобас, возможно, происходит из древней практики инкубации — обряда, при котором человек отправлялся в храм божества и спал там целую ночь. На протяжении вечера человек общался с этим божеством. Часто этот контакт включал и половой акт, наяву или во сне, с какими-нибудь представителями этого божества, имевшими человеческий облик. Эта практика лежала в основе некоторых религиозных обрядов, включая храмовую проституцию. Наиболее популярный инкубационный обряд исполнялся во славу Эскулапа — исцеляющего божества, которое специализировалось среди прочего и на излечении бесплодия. Христианство, которое приравнивало языческие божества к злобным демонам, рассматривало практику полового сношения с этим божеством как форму демонической активности.
На протяжении веков два основных мнения по поводу происхождения этих демонов соперничали друг с другом. Некоторые рассматривали их как сны, фрагменты фантастической жизни того человека, который испытывал на себе их посещения. Другие же отстаивали объективное существование демонов и то, что они были орудиями дьявола. К XV веку лидеры церкви, особенно приближенные к инквизиции, склонились к последнему объяснению и приписали деятельность инкыобасов » саккьюбасов колдовству. Величайший документ охотников за ведьмами «Malleus Maleficarum» («Молот Ведьм») допускал, что все ведьмы охотно отдавались инкыобасу.
Объективное существование этих демонов поддерживал в XIII веке Фома Аквинский. Он даже утверждал, что дети могут быть зачаты после связи женщины с инкыобасом. Ом верил, что демон может изменять форму и представать перед женщиной как инкыобас, а перед мужчиной как саккыобас. Некоторые мыслители доказывали, что саккьюбас собирает мужское семя, а затем в виде инкьюбаса переносит его в Же„. шину Монахини, казалось, были особой целью инкьюбаса, так как Де. монам доставляло особое удовольствие докучать тем, кто стремился жить свято Идея объективного существования этих демонов периодически появлялась вплоть до XVII века, когда наметилась тенденция к более субъективному пониманию.
Джонс психолог-фрейдист, связал этих демонов с вампирами, определив их' как два выражения подавленных сексуальных чувств. Вампир рассматривался как наиболее интенсивный из них. Из-за сходства вампира и этих демонов различные формы последних часто именовались вампирами, например, фо.гте (Франция), дуендес (Испания), альпес (Германия) и фо.петти (Италия). Был тесно связан с инкьюбасом и демон ночного кошмара - маре (старотевтонский), мара (скандинавский) или .чара (славянский).
Ян Л. Перковский отмечал, что истории о славянском вампире тоже включали элементы того, что присуще море. Он считал их чем-то вроде вампиров, которые подверглись порче демона. Он четко различал вампира (оживший труп) и мору (духа сферической формы) и подвергал критике таких вампироведов, как Монтегю Саммерса, Дадли Райта и Габриеля Роней, за то, что они смешивали эти два понятия. За это же он критиковал и Джонса. Признавая, что вампир и мора используют один и тот же способ нападения и нападают, в основном, на спящих, он все-таки считал, что феномен вампира состоит в том, что он есть не что иное как тело умершего, в то время как мора — это лишь жертва, которая пережила нападение демона.

Иноземные вампиры см.: Научная фантастика и вампиры

ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАМПИРИЗМА

Институт исследования вампиризма — это исследовательская организация, основанная Лириэл Макмахон, музыкантом и студенткой колледжа, занимающейся социологией. В течение нескольких лет Макмахон выпускала «Журнал современного вампиризма». В 1993 году институт начал серию новых публикаций и программу социологического исследования.
В 1992 году под вдохновением от работы Розмари Гилей «Вампиры среди нас» и в сотрудничестве с «Клубом поклонников графа Дракулы» и «Информационной биржей вампира», Макмахон провела опрос поклонников вампиров, задавая вопросы о таких вещах, как их вера в существование вампиров, а также их мнение о людях, которые претендуют на то. что они вампиры. Результаты опроса были опубликованы летом 1993 года. Институт также опубликовал монографию под названием «Дисфункциональный вампир: теория из личной истории» и сборник «Лучшее нз Журнала современного вампиризма"» Макмахон заложила программу будущих исследований института. С институтом можно связаться по адресу: PO Box 21967,Seattle, WA 98111-3067.

ИРЛАНДИЯ И ВАМПИРЫ

Ирландия, как и соседняя Великобритания, не располагает богатым знанием о вампирах, несмотря на мифологию, которая содержит множество историй о сверхъестественных существах и контактах между живыми и мертвыми, принимающими формы привидений и вернувшихся мертвых. Монтэгю Саммерс вскользь упоминал об ирландском вампире дирг-дале. Ирландские фольклористы, собрав обширный материал о вампирических мифах, дирг-дале там не встретили. Самая знаменитая сказка о вампире - «Привидение, тянущее кровь» - опубликована Джереми Кёрти-ном в 1882 году. Это история молодой женщины по имени Кейт. Она была в числе трех женщин, на которых собирался жениться человек из графства Корк. Чтобы испытать женщин, он поместил свою трость у могилы недавно умершего человека и предложил им принести ее. Только Кейт приняла этот вызов.
У могилы она встретила умершего человека, который заставил ее привести его в город. Там он выпил кровь трех молодых людей, которые вскоре умерли. Он употреблял кровь, смешивая ее с овсяной мукой. Это снадобье он заставлял готовить Кейт. Пока он пожирал свой завтрак, Кейт потихоньку спрятала свою порцию. Не зная, что она не съела свою овсяную муку, вампир сообщил ей по секрету, что смесь крови с овсяной мукой могла бы вернуть мужчин к жизни. Когда они вернулись к его могиле, «вампир» рассказал Кейт о спрятанном неподалеку сокровище.
На. следующий день были найдены три убитых молодых человека. Кейт заключила с их родителями сделку. Она предложила вернуть их к жизни, а взамен стать женой старшего из них, чтобы та земля, где, как поведал вампир, спрятано сокровище, перешла в ее собственность. Условившись таким образом, она взяла спрятанную овсяную муку и вложила ее в рот каждому мужчине. Они быстро оправились от нападения вампира. Вместе с мужем они выкопали золото, и богатая супружеская пара жила долго и богатство по наследству передала детям.
Дадли Райт в работе «Вампиры и вампиризм» упоминал о женщине-вампире, которая заманивала людей своей красотой. Предположительно ома проживала на кладбищенском дворе в Уотерфорде, неподалеку от башни Стронгбоу. Саммерс самостоятельно провел одно из своих немногочисленных расследований с целью проверить факты, представленные в этой легенде. Он обнаружил, что никакой башни Стронгбоу неподалеку от Уотерфорда не было. Он предположил, что Райт сделал ошибочную ссылку на другое сооружение — башню Регинальда, но, пообщавшись со знатоками ирландской истории, установил, что никакие легенды о вампирах с башней Регинальда никогда не связывались. В итоге Саммерс предположил, что рассказ Райта был искаженной версией истории, повествовавшей об англосаксонском завоевании Уотерфорда, после которого была найдена лягушка (которая ire водилась в Ирландии) и закопана в башне Регинальда.
В 1925 году Р. С. Брии сообщил другую ирландскую историю о священнике, который умер и был ненадлежащим образом похоронен. Возвращаясь с кладбища, скорбящая похоронная процессия встретила священника и была потрясена, обнаружив, что это был тот самый священник, которого они только что похоронили. Отличался он лишь бледностью кожи, широко открытыми блестящими глазами и удлиненными белыми зубами. Они немедленно направились в фермерский дом мате священника и нашли ее лежащей на полу. Ей показалось, что незадолго до того, как к ней прибыла похоронная процессия, она услышала стук в дверь. Выглянув, она увидела своего сына. Она отметила его бледность и длинные зубы. Страх охватил ее, и она, не впустив его в дом упала в обморок.
Литературный вампир. В Ирландии родились два самых знаменитых писателя о вампирах — Шеридан Ле Фэню, который написал новеллу «Кармилла», и Брэм Стокер — автор «Дракулы». В ранних рассказах Ле Фэню пишет о своей ирландской родине. Но ко времени написания своих самых знаменитых историй о вампирах, оба автора переезжают в Англию и переносят действие своих произведений в континентальную Европу.
Вампир редко появлялся в ирландской литературе. Среди таких произведений определенную славу снискал «Улисс» Джеймса Джойса (1922) Вампир впервые появляется в начале романа, когда Стивен, главный ерой, говорит о луне, целующей океан: «Он — луна, бледный вампир — приходит сквозь шторм ее глаз, его паруса как крылья летучей 1ыши кровавят морскую поверхность, и припадает устами к ее устам».
Позже он делает ссылку на «...силу вампира от уст к устам». Джойс вводит образ вампира, размышляя о божественности, созидании и сексуальности. В другом месте Стивен говорит о вампирической связи мужчины с шикарными женщинами. В конце он определяет Бога как Черную пантеру — вампира». Джойса интересует образ бога-Отца -создателя, которого Джойс считает вампиром, поджидающим свои жертвы — невинных женщин. Образ девственницы Джойс ввел для того, чтобы доказать, что сотворение по сути также было разрушительным процессом. Несколько кратких отсылок к вампиру дали литературным критикам Джойса материал для оживленных споров.
Ирландские предания о вампирах стали .предметом особо трепетного отношения участников «Общества Брэма Стокера» и сопутствующего ему «Клуба Брэма Стокера». Общество пытается поднять статус работ Брэма Стокера, в особенности «Драку лы», и привлечь внимание к готической ирландской литературе в целом. Оно является спонсором ежегодной летней школы.

ИСПАНИЯ И ВАМПИРЫ

Испания географически отделена от Восточной Европы — родины славянского вампира, и в основном не содержит сообщений о вампирах в своем фольклоре, хотя в нем наблюдается присутствие колдовства. Как и ведьма в древнем Риме, в средневековой Италии стрега и португалъ-екая брукса, ведьма средневековой Испании считалась имеющей способность превращаться в различных животных, воровать детей и пить > них кровь. Детский вампиризм, например, фигурировал на длительном судебном процессе в Логроно осенью 1610 года. Веком ранее один из ведущих представителей римского католицизма по расследованию колдовства Фрей Мартин Кастенега назвал вампиризм одним из злых Деяний, которые совершали ведьмы. Испания не участвовала ни в дебатах по поводу вампиров в XVIII веке, ни в развитии литературы о вампирах в XIX веке. Однако в мире кино в период после Второй мировой войны Испания играла значительную роль.
Кинематографический вампир. Вампир в испанских фильмах появился в конце ЬО-х годом, как раз тогда, когда итальянские и мексиканские фильмы о вампире достигли своего пика. Возможно, первым испанским фильмом о вампире был «Парк развлечений» (1963), основанный на рассказе Рэя Брэдбери. До 1968 года он был в одиночестве, ,iaroM появились «Отметина человека-волка» и «Malenka la Vampira» (совместная испано-итальянская постановка, вышедшая на английском языке под названием «Клыки живого мертвого»). «Клыки живого мертвого» сделали известным режиссера Амандо де Оссорио, который в 70-с годы стал одним из самых плодовитых постановщиков фильмов о вампире. Он последовательно снял «Могилы слепых мертвецов» (1971), «Возвращение злобного мертвеца» (1973), «Ночь колдунов» (1973), «Ужас зомби» (1974), «Ночь морских чаек» (1975). Его особенно помнят за введение слепых вампиров в «Могилах слепых мертвецов», сюжет которого закручивался вокруг рыцарей тамплиеров — религиозного ордена, члены которого были ослеплены и убиты в XIII веке. Они вернулись в двух других фильмах Оссорио, чтобы нападать на людей, которых они находили при помощи острого слуха.
В 1970 году Леон Климовски, опытный испанский режиссер, ввел в постановку первого своего фильма о вампире «Оборотень против женщины-вампира» Поля Наши — звезду-ветерана, играющего оборотней. В этом пятом фильме об оборотнях персонаж Наши граф Вольдемар Да-нински напал на ведьму-вампира графиню Вальдессу. Климовски затем поставил «Ночную оргию вампира» (1973), «Сагу Дракулы» (1973) и «Странную любовь вампиров» (1974). Наши впервые встретился с вампиром в «Дракуле против Франкенштейна» (1969) — одном из ранних фильмов Данински. Позже он отойдет от роли оборотня, чтобы играть Дракулу в фильме «Великая любовь Дракулы» (1972).
Но самым знаменитым испанским постановщиком фильмов о вампирах был Езус Франко; в Испании он был тем же, что и Марио Бава в Италии. В своем первом фильме о вампире Франко переманил звезду «Хаммер Филмз» Кристофера Ли в Испанию, чтобы переделать «Дракулу». Ли был заинтригован возможностью сыграть более настоящего Дракулу, чем ему это позволяли делать в Англии. В результате появился фильм «El Conde Dracula» (1970), у которого был сценарий (и характеристики Дракулы), более точно следующий книге, чем постановки «Юнивёрсэл Пикчерз» или «Хаммер». Никто не осознавал в то время, что при медленном развитии действия и тяжеловесности, он будет лучшим фильмом Франко о вампире.
В этом же году Франко снял «Vampiros Les,os die erbin des Dracula» - версию истории Элизабет Батори, которая была более типична Для эротических фильмов о вампире для взрослых, каковыми и был знаменит Франко. Немецкая версия, выпущенная в 1971 году, содержала много секса и насилия, что было приглушено в испанской версии. В 1972 году последовал фильм «Дочь Дракулы» — другой эротический фильм для взрослых, который начинался со смерти Дракулы и рассказывал о приключениях его отпрыска женского пола. Также в этом году он снял «Дракулу против Франкенштейна», который продолжил серию о вампирах, хогя одновременно наминал серию о Франкенштейне и грех ччетях В первом фильме доктор Франкенштейн ожнпил Лракулу. чтобы создать орды вампиров, как чаегь плана по захвату мира.
В 1973 году Франко создал свою версию «Кармиллы» «La Comtesse aux Seins Nus» - историю о графине Ирине Карштейн. немом потомке Кармнллы, которая нападала на мужчин и убивала их путем федля-цин Преувеличенный элемент сексуальности был единственным достоинством этой картины, а большая часть сексуального содержания была вырезана в тон или иной степени для различных рынков. В американской видеоверсии осталась только обнаженность, и фильм вышел под названием «Эротикиль». После этих шести картин Франко, кажется, исчерпал тему вампира. Он обратился к другим темам и продолжал вытекать большое количество фильмов ежегодно. Однако этих шести фильмов — одного с примечательным экспериментом с актером Ли и пяти эротических фильмов — было достаточно, чтобы утвердить нх в почетной галерее кинофильмов о вампире и создать испанским фильмам
вампире неповторимый имидж.
После интенсивного периода выпуска фильмов о вампире испанские режиссеры внезапно бросили эту тему прямо в середине десятилетня. Только один фильм «Tiempos duros para Dracula» (1976) был сделан но второй половине десятилетия. Наши, который продолжал свою серию об оборотне, оживлял вампира дважды в 80-е годы. «El returno del Hombre Lobo* (выпущенный на английском языке как «Страстное желание»), девятый фильм человека-волка противопоставил Данински Элизабет Батори и ее окружению. Затем в 1982 году Наши сделал детский фильм «Доброй ночи, сеньор Монстр", в котором был Дракула и другие знаменитые монстры. Недавно Испания оставила выпуск фильмом о вампире в пользу Голливуда.

ИТАЛИЯ: ВАМПИРЫ И ВАМПИРИЗМ

В Италии феномен вампира принял современную форму в тот период, когда «вампирнческое поветрие* охватило Сербию и другие страны Восточной Европы (XVII век). Итальянцы внесли свой вклад в оживленный международный спор, который развернулся относительно природы этого явления и который, в конечном счете, вызвал в XIX столетни бум литературы о вампирах. В течение этого спора на протяжении веков были высказаны различные мнения, отражавшие различные теологические и идеологические воззрения.
Когда началось вампирнческое поветрие, францисканец из Павни. Людовик Мария Синнстрари (1622—1701) включил тему вампиризма и свой труд «Демонизм и инкьюбасы / саккьюбасы". посвященный изучению демонических явлений, и предложил теологическую интерпретацию. Будучи далеким от современного рационализма и Просвещения, возникших в следующем столетии, он считал, что вампиры — это существа, которые произошли не от Адама (т. е. человека). II хотя они имели разумную душу, их телесное измерение было абсолютно иной, совершенной природы. Таким образом, он упрочил мнение, что вампиры -ш> существа, скорее параллельные человеку, чем противопоставленные ему как хтонические, подземные создания. (Эксцентричность взглядов Синистрати отчасти объясняется тем, что это учение было мистификацией.
Сушествует мнение, что оно было написано в XIX веке Исидорой Лизококс авторами на протяжении всего XVIII века)
Современный взгляд на вампиризм открывается работой И X Зедлера «Большая полная универсальная энциклопедия всех паук и искусств» (,745), которая рассматривала вампиризм как предрассудок, мистифицирующий то, что в действительности было определенными заболеваниями. В работе 1743 года «Размышления о вампирах» кардинал Джуяеппе Даванцати отмечал, что вера в вампиров в основном возникала в сельской местности, на окраинах цивилизации. Он однозначно определял вампиризм как «плод воображения» и доказывал, что в столицах Западной Европы подобные верования не имели места.
Тем не менее, в середине XVIII века сообщения о вампиризме становились все более многочисленными и распространялись по всей Центральной и Восточной Европе. Эти сведения были задокументированы в ..Трактате о привидениях и о вампирах, которые появлялись в Венгрии л Моравии» (1749), написанном французским ученьгм-бенедиктипнем его преосвященством Домом Августином Кальме. Этот труд был источником вдохновения множества романов о вампирах на протяжении всех последующих веков. В работе «Замечания о вампиризме» (1755) Герхарт Ван Швитен высказал точку зрения, что вампиризм является предрассудком, возникшим из невежества. Это мнение перекликалось со взглядами Кальме и провозгласило триумф научного рационализма, который доминировал в культуре конца XVIII столетия.
Литературный вампир. В начале XIX века стали появляться, в основном в северной Европе, первые литературные работы о вампирах и вампиризме. Литературные вампирические традиции в Италии XIX столетия начинают отсчет с момента появления оперы «Вампир» А. Де Джасперини (впервые представленной в Турине в 1801 году). Романтизм, популярное литературное движение, объектом размышлений которого был внутренний человеческий опыт, усилило мифический образ иампира, расставив акценты на символике крови, ночи, меланхолии и «эротической нежности к трупам». В северной части Европы вампиризм был привнесен в литературные столичные круги из массовых суеверий через работы Повалиса, Гёте и Джона Китса. В 1819 году Джон Полидори создал лорда Рутвена — главного героя рассказа «Вампир». Во французской и русской литературе к образу вампира часто обращались Чарльз (Шарль) Нодье, Шарль Бодельер, Александр Дюма, Алексей Толстой и Николай Гоголь.
Первым вамиирическим романом, опубликованным в Италии, был роман Франко Мистрали «Вампир» (1869). История Мистрали происходит в Монако в 1862 году. В ней много крови и любовников-кровосмесителей. Вампир был представлен в декадентской аристократичной манере, на которую оказал влияние стиль Китса, Гёте, Полидори и лорда Байрона - современников автора. Исторические народные понятия о вампиризме в том виде, как они были задокументированы во время иампирической истерии, составили основу «Вампира» - романа, написанного в 1908 году Энрико Боии. Возможно, это была единственная работа, которая проиллюстрировала мир массовых предрассудков и страхов в деревенском быту.
Натуралистический подход к этому явлению был обнаружен в работе Луиджи Каиуана «Вампир» (1904 год, 2-е изд. - 1907). Автор стремился к объективному описанию фактов и проявил научный подход (вампиризм рассматривался как галлюцинация), хотя некоторый с к(.мти. ци'чм и конце романа нес-таки присутствовал. Одновременно с вампиром» Капуана вышел роман «Черный доктор» Даниеля Оберто Маррама Наиболее значительными работами о вампирах последующих десятилетий бьпи- «Пробудившиеся с кладбища» Нино Савареса (1932), «рас. сказ об оборотно/Томмазо Лаидольфи (1939), «Осенний рассказ* (1947) Последний Ликантрои» Бачелли (1947) и «Черная собака» Гуадальбер-то Титта (1964). Как видно из названий, вампиры и оборотни шли в литературе рука об руку.
После успешного итальянского фильма «Вампиры» Риккардо Фреда (1957), последовавшего за ним «Дядя был вампиром» Стефано Стсно (1959) и выпущенных в 60-е годы картин Марко Бава возникла новая волна коммерческой литературы - ужасы о вампирах: появились всем известные серийные романы «I romanzi del Terrore», «KKK Classic! dell'orrore» и «Racconti di Dracula» (переводы «Истории Дракулы»). Самым известным автором серийных романов был Гуетано Соррентино (Макс Дейв). Резко отличаясь от коммерческой литературы тех лет, романы авторов последних десятилетий явили более утонченный образ вампира, а также гротескного и комического вампира (при великодушной общественной критике). Заслуживают внимания появившиеся в этот период романы «Мой друг Дракулоне» Луджи Пеллицетти (1970), «Замок перечеркнутых судеб» Итало Кальвино, а также ряд других работ. Тогда же была опубликована работа Джовани Фонтана «Механическая карта», где вампир использован как литературный образ в игре оксюморонов и метафор. К этому времени на смену традиционному стереотипу вампира пришли изысканные, метафорические образы, не поддающиеся определению. Новое значение этого «архетипа», существующего в полном разрыве с традицией, было развито в романе Альберто Абрузеса «Анемия» (1984). Главный герой романа был обыкновенным человеком, который в повседневной жизни постоянно убеждался, что его истинная сущность — вампирическая. Об этом говорили его физиологические страхи и физические перемены. Ему приходится принять эту метаморфозу, чтобы сохранить равновесие, необходимое, чтобы выдержать ритм обыденной жизни.
Другой оригинальный подход к теме вампира можно обнаружить в романах Фурио Джеси (1941 — 1980). Он представил шутливого вампира в коротком рассказе для детей «Заколдованный дом», опубликованном после его смерти в 1982 году. По самым значительным вкладом Джеси был роман «Последняя ночь». Знаток мифологии и антропологии, Джеси описал вампиров как мифологические архетипы, символизировавшие жизнь. Их образы были созданы на основе традиций Востока и дохристианских народов Месопотамии, древней Мексики, Греции, Тибета и Индии.
Сам Дракула был использован как символ плодородия и нескончаемого планетарного существования, а миссия этих вампиров состояла в повторном завоевании Земли и покорении человеческих существ, которые шли к экологическому уничтожению. В конце сборника Джанфранко Манфреди «Последние вампиры» (1987) вампиры сами открыли свою сущность. В нескольких романах этой серии — «Дети реки», «Выздоровление», «Неясный способ» и «Летучая мышь Версаля» - выжившие «последние вампиры» описали свой исторический опыт существования на протяжении веков бок о бок с людьми, справляющимися с их ухищрениями и в конечном итоге побеждающими их Книга дала оригинальные интерпретации некоторых важнейших событий, радикально повернувший курс истории человечества (лютеранская Реформация и испанская инквизиция - следствие вампирической истерии; Bерсаль и Ватерлоо) с точки зрения вампиров.
Поэзия о вампирах. Присутствует в авангардных художественных движениях: футуризме и «потоке сознания» конца XIX — начала XX столетий. Центральной темой этого направления поэзии была «вамп» -соблазнительная роковая женщина, схваченная в своих самых агрессивных и эротических проявлениях. Эти образы явно были унаследованы от позднего романтизма и французской поэзии, что очень заметно в стихах Бодлера («Превращения вампира», «Вампир» и «La Fontaine de Sang»)- Внутри движения «скапиглатуры» наиболее популярными поэтами, писавшими о вампирах, были Никола Мациарелло, Арриго Буа-то, Амнлькар Пончпелли, У го Тарчетти, Ачилле Торелли и Олиндо Гу оррини. Самым влиятельным поэтом-футуристом был Филипио Томазо Маринетти.
В десятилетия, последовавшие за 20-ми годами с их истощенным футуризмом, итальянская поэзия черпала мало вдохновения от вампири ческой тематики. В середине века такие авторы, как Альдо Ралазеччи и Дино Компана, лишь неясно намекали на вампиров в своих работах Однако, начиная с. 70-х годов, в литературе появляются греческие вам-[шрические существа — ламии, впервые выведенные в произведена Джованни Фонтана «Лабиринт ламий».
Кинематографический вампир. В том же 1959 году, когда вышла комедийная картина о вампире Стефано Стено «Тяжелые времена для вампиров», появляются и «Приказание Дьявола» Риккардо Фреда, отснятый в 1957 году, и «Калтики — бессмертное чудовище» (1959), которые приносят славу Марио Бава — оператору. Бава прошел путь от простого оператора до постановщика более 20 фильмов, которые отличались запоминающимися вычурными образами. Самые значительные и представительные работы Бава включают: «Маска Сатаны», «Черное воскресенье и «Месть вампира» (1961), «Геркулес в мире Теней» (также 1961), «Хлыст и Тело», «Черный шабаш» (1963), «Кроваво-черное кружево» (1964) и «Планета вампиров» (1965). Влияние Бавы распространилось на весь мировой кинематограф, что было совершенно очевидно в таких картинах как «La notte dei diavoli» Джорджио Феронни (1971), «Ханна — королева вампиров» Рея Дантона, «II plenilunio delle vergini» Па-о.ю Солвея и последних фильмах «Хаммер Филмз».
Следует также упомянуть и некоторых итальянских актеров, сыгравших очень успешные роли. Во многих фильмах Бавы главные роли исполнила Барбара Стил. Она стала вамп-символом итальянского кино. В 1963 году Стил сыграла в «La danza macabra»» (режиссер Антонио Марджерити), в 1965 году появилась в фильме Марио Кайано «Чудовище без лица» и в фильме Майкла Рива «Месть кровавой твари». Уолтер Бранди был «заслуженным» итальянским «вампиром». Он играл в картине Пьеро Регноли «Бездельницы и вампир» (1960), в фильме Ре-иато Полсслли «Вампир и балерина» и в «Убийце вампиров» Роберто Маури (1962). Стоит обратить внимание и на фильм «Голиаф и вампир» Джакомо Джентиомо, так как его стиль несет черты влияния Бавы.
Современность. К концу 60-х, достигнув высшего расцвета, вампир итальянского кинематографа впал в немилость и с этого момента появлялся нечасто. Среди более поздних фильмов: «Fracchia contro Dracula» (1985). «Анемия» (1986). «Вампир в Венеции» (1988) и новая вереи «Маски Сатаны» (1990). На протяжении 80-х годов итальянский вампир художественной литературы сливается с вампиром Западной Европы н Северной Америки. Многие романы, изначально написанные изданные в Англии, переводились и печатались в Италии. Итальянцы также продолжали писать о вампирах как популярные романы, так более серьезную фантастику. Среди наиболее значительных новых итальянских писателей, внесших вклад в эту традицию, находится Патриция Вальдута. работы которой отличаются большой оригинальностью. В 1991 году она написала роман «Женщина боли», в котором вампиры появтя-ются, чтобы напомнить читателю об ужасах XX столетия.
Итальянские комиксы появились в 60-е годы, а истории с вампирами стали обычным явлением в антологиях ужасов. Среди ранних произведений этого жанра был «Джакула» (Дракула) — комикс о вампире для взрослых, изображавший жешцнну-вамлнра. Он выходил серией из V частей, начиная с марта 1969 года. В 70-е годы Затор - популярный герой комиксов — встречал вампиров в нескольких своих приключениях, которые имели место на американском Западе.

Используются технологии uCoz