Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.
ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ
Одним из самых действенных и общепринятых средств разрушения вампира, при полной гарантии его невозвращения к форме, напоминающей жизнь, было обезглавливание. Это было четко проиллюстрировано в романе Брэма Стокера «Дракула». Артур Хольмвуд, жених Люси Вес-тенры, а также друзья Люси не могли заставить себя отрезать ей голову после смерти. Они согласились только тогда, когда доктор Абрахам Ван Хельсинг продемонстрировал им, что Люси присоединилась к неупоко-ившимся. Он и Артур провели обезглавливание. Ван Хельсинг, однако, не обезглавил трех женщин-вампиров в замке Дракулы. Они распались на его глазах после того, как он проткнул их колом. Таким же образом распался и Дракула после того, как Джонатан Харкер и Квинси П. Моррис проткнули его.
Кармилла — вампир из истории Шеридана Ле Фэню — также потеряла свою голову, что было частью процесса ее уничтожения, таким образом, продолжая традиционную направленность европейского фольклора. Отрубание головы с целью уничтожения вампира было обычным в Германии и Восточной Европе. Когда сообщалось, что в деревне есть вампир, и он был определен, его тело должно было быть расчленено. Обычно, затем его натыкали на кол, а голову отрезали. Обезглавливание не давало возможности голове направлять тело в его странствиях. В северной Европе (Польша, Германия) голову могли положить между коленей или же под руку. Были также сообщения, что голову клали под тело и сжигали отдельно, чтобы она не могла вернуться на шею м соединиться вновь. Легенды допускали, что вампир мог вернуться, держа голову в руках. В некоторых культурах было предписано точное орудие обезглавливания — меч или лопата.
В сценических постановках и фильмах весь процесс обезглавливания не демонстрировался. Способ смерти был слишком неделикатным Д-''я представления театральной публике или кинозрителю. Тем не менее, он не был^ забыт. В переработке легенды о вампире Чеслн Квинн Ярброу. ее герой Сен-Жермэн боялся только двух способов, которые могли вызнать «действительную смерть», — огня и перерубання позвоночника (что, собственно, и есть обезглавливание). В «Кровавых играх» (1979) он инсценирует смерть своей возлюбленной Оливии что было частью замысла по ее освобождению от тисков собственного мужа.. После превращения в вампира она умирает, но потом ее оживляют Сен-Жермэн и его помощники. Сен-Жермэн отдает четкие указания, которым надо сле-човать, чтобы на нее не сошла «настоящая смерть». Неприкрытая демонстрация текущей крови в картинах «Хаммер Филмз» подняла фильмы ужасов на новый уровень. Когда общество стало не столь «строгим» (это относится к последнему поколению), режиссеры ответили на зрите чьскую жажду крови развитием так называемых «спрэттер»-фильмов (фильмы с брызгами крови). В этой атмосфере обезглавливание верну-тось в миф о вампире, но не в традиционной манере, а как кульминация схватки или же напряженного столкновения между двумя персона жами. Однако, несмотря на «спрэттеры», обезглавливание остается до вольно редким случаем, по крайней мере, для вампиров.
Обейфо см.: Африка и вампиры
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ О ВАМПИРЕ
Основатель «Информационной биржи вампира» Эрик С. Хельд
«Информационная биржа вампира» была основана Эриком Хелдом и Дороти Никсон в 1978 году и является сетью переписки для людей интересующихся вампиризмом. Никсон интересовалась вампирами со старших классов школы, когда ей показали копию Дональда Глата «Истинные вампиры истории». Она стала интересоваться вопросом существования реальных вампиров и начала поиск, который привел к объединению со Стивеном Капланом из «Центра исследования вампира». Хелд попал в мир любителей нампирон после того, как прослушал радиоинтервью с Капланом в октябре 1978 года. На следующий день он позвонил Кап-лану, который познакомил его с Никсон. Во время этого телефонного разговора они обнаружили одинаковые интересы. Они начали переписываться, и к октябрю 1979 года к ним присоединились еще шесть человек. С этого момента Хелд и Никсон начали периодически выпускать бюллетень, чтобы облегчить циркуляцию общей информации, и, таким образом, положили начало «Информационной бирже вампира».
Среди первых корреспондентов были Джин Янгсон из «Клуба поклонников графа Дракулы», Гордон К. Гай, редактор ежеквартального «Замка Дракулы», и Мартин В. Риккардо, впоследствии президент «Общества вампирических изучений».
Бюллетень Биржи выходит раз в два месяца, как журнал новостей для активных членов, и перенасыщен информацией. В нем содержатся обзоры последних книг и фильмов, новости о публикациях о вампирах и библиографии различной литературы о вампирах. В недавние годы в нем выходил календарь ежегодных мероприятий, посвященных вампиру, а Хелд опубликовал «Библиографию литературы о вампире». За информацией о членстве направляйте корреспонденцию, приложив 4 доллара Эрику Хелду, «Информационная биржа вампира»: РО Box 2903286 Brooklyn, NY 11229-0328.
ОБОРОТНИ И ВАМПИРЫ
Оборотень — это один из нескольких монстров, который в общественном сознании тесно ассоциируется с вампиром. Эта связь в основном установилась в 30-е годы нашего столетия одновременно с постановкой двух картин об оборотнях студией «Юнивёрсэл Пикчерз» и включением оборотня и вампира одновременно в три фильма в 40-е годы. По определению, оборотень — это человеческое существо, которое в разное время (обычно при полной луне), по желанию или непроизвольно, превращается в волка или в существо, подобное волку, и приобретает множество способностей, характерных для волка, в особенности его кровожадность. Очень близко к оборотничеству стояла болезнь ликантропия, при которой люди верили, что они превращаются в волка, хотя на самом деле этого не происходило.
Происхождение оборотня. Как и вампир, в отличие от монстра Франкенштейна, оборотень был древнейшим образом, обнаруженным в фольклоре по всему миру. Древнейшее сообщение о превращении человека в волка содержалось в древнегреческой мифологии. Ликаон (отсюда и слово ликантропия) прогневал Зевса, и тот превратил его в волка. Однако ряд таких древних писателей, как Гален и Виргилий, дали первое описание ликантропии. Они отвергали мифологию, и верили, что превращение в животных было всего лишь болезненным состоянием, вызванным меланхолией или наркотиками.
О превращении в животных сообщалось по всему миру, хотя животные, в которых превращался человек, варьировались, они включали львов, тигров, ягуаров, гиен, акул и крокодилов — все животные крупные и известные своей свирепостью. В наше время сообщения о ликантропии
продолжают поступать со нсего мира, как из сельских областей, так и с территории современных западных стран. Некоторые современные случаи включены и сборник документов, собранных Ричардом Ноллом.
Оборотни и вампиры. Оборотни и вампиры шли бок о бок в мифологиях многих культур, но у них были особенные отношения на южных Балканах, откуда произошла значительная часть современного мифа о вампире. Эта связь была особенно заметна в использовании термина вриколакос (и сходных терминов в славянских языках) для описания вампиров в античной Греции. В записях о вриколакосе на южных Балканах значение этого слова несколько путалось. В начале XX века пионер-исследователь Фридрих Краусс, работая в Боснии, пришел к выводу, что вриколакос (произносится в Боснии как вукодлак) был оборотнем (т. с. человеком, который превратился в волка и нападал на местный скот).
Более поздние исследователи, такие как Гарри Сенн и Ян Л. Перков-ски, доказывали, что слово «вриколакос» произошло от старославянского слова, которое обозначало обычай ношения волчьих шкур среди славянских племен в первом тысячелетии нашей эры. Ранее Мирций Элиейд наблюдал, что даки, народ, населявший ранее территорию современной Румынии и название которого обозначало «волк», ритуально превращали своих молодых воинов в волков, одевая их в волчьи шкуры и заставляя их подражать поведению этих животных. Историк Геродот описал такое поведение среди ранних народов, населявших южные Балканы. В те времена волком восхищались как животным-воином. Сенн отмечал, что в начале второго тысячелетия волк стал восприниматься не как животное, которым восхищались, а как животное, которого боялись. Волк стал угрозой сообществу, так как он нападал на скот и людей. В течение первых веков второго тысячелетия нашей эры использование термина «вриколакос» утратило свое ритуальное значение (так как образ волка изменился, а сам ритуал исчез). Согласно Сенна, изначальный вриколакос превратился в вампира. По всем южным Балканам (Румыния, Сербия, Хорватия, Греция и т. д.) он заменил старый термин, употреблявшийся для обозначения вампира. Перковски подчеркивал, что существовала промежуточная ступень, когда этот термин имел мифологическое обозначение существа, которое охотилось за облаками и пожирало луну (Агнес Маргоци, работая в Румынии в середине 20-х годов нашего века, обнаружила что это значение по-прежнему соотносится с вриколакосом). Дальнейший переход был сделан в XVI веке, к этому времени термин «вриколакос» стал относиться к вампиру. Затем это значение распространилось по всем южным Балканам и в Греции. Перковски даже стал спорить, что этот термин никогда не относился к оборотню, как предполагал Краусс и другие. У современных румын есть существо — оборотень, триколичи (или приколичи), человек, который может превращаться в свинью, собаку или, что реже, в волка.
Вера в оборотней явно достигла своего пика в Европе в средние века. Хотя многие и отказывались верить в то, что реальные оборотни существуют, многие полагали, что ликантропия вызвана дьяволом. Первые охотники за ведьмами - Джеймс Спрегнер и Генрих Крамер, авторы книги 1486 года «Молот (молох) ведьм», которая положила начало великой охоте на ведьм в последующие два столетия, объявили превращение человека в волка невозможным. Но они верили, что ведьмы и колдуны могли заставить другого человека поверить в то, что он превращен в волка.
Оборотней часто отождествляли с вампирами
Однако было несколько процессов против людей, обвиненных в оборотничестве.
Оборотень в литературе. Оборотень несколько раз мимолетно появлялся в литературе еще в XIV веке, но это существо вошло в общественное сознание не ранее середины XIX века после появления одного за другим трех романов об оборотнях в течение нескольких лет. «Хыоз-обо-ротень» Сазерленд Мензис, был как и «Варни-вампир», опубликован в виде еженедельного сериала, выходящего в 50-е годы прошлого столетия. Затем в 1857 году были опубликованы «Волк-вожак» и работа Джорджа В. М. Рейнольда «Вагнер-оборотень» (еще один еженедельный сериал). Последнюю работу принято считать пионером современных рассказов об оборотне. В последующие 80 лет появился ряд рассказов и романов об оборотне, но они привлекали мало внимания до 1934 года, когда Ги Эндор опубликовал свою книгу «Оборотень Парижа».
Ранее Эндор был сценаристом в Голливуде и работал над несколькими фильмами, включая «Знак вампира». Его книга получила достаточное признание, и «Юнивёрсэл Пикчерз» решили экранизировать ее. Слегка изменив место действия, они выпустили первую картину об оборотне в 1935 году под названием «Оборотень Лондона». Сюжет Эндора передавал историю Бертрана Кайе, чья мать была соблазнена священником, отцом Питамоном. Странный ребенок вырос и стал оборотнем, этот факт был обнаружен, когда его ранили серебряной пулей. (Это старое средство применялось, когда стреляли в шотландских ведьм, которые
прекращались в животных, таких, например, как кролик. После Эмдора серебряная пуля стала частью традиционной мудрости, касающейся оборотней.) По мере взросления Бертрана неистовость, вызванная его волчьей натурой, уже не поддавалась контролю, и он уже не мог ее скрывать. Он уехал из сельской местности, где проживал, в Париж и там записался во французскую армию, в то время участвующую во франко-прусской войне. Однако его природа была вскоре разоблачена, и он встретил свою смерть после вынесения приговора военного суда. История оборотня Бертрана Эндора, в основном, опиралась на реальные факты в деле Франсуа Бертрана, французского действующего офицера, который в 1848 году был осужден за вскрытие ряда могил в Париже. В рассказах Бертран обычно описывался как вурдалак, а не как оборотень.
За «Оборотнем Лондона» последовал «Человек-волк», главную роль в котором играл Лон Чейни-младший, который перемешал как Лэрри Тальбот ужасающую и вызывающую сочувствие стороны натуры оборотня. Оборотень был человеком, пораженным, как болезнью, своим состоянием, и он боролся с этим состоянием также яростно, как и нападал на людей, когда его волчья натура брала верх.
Кажется, впервые вампир и оборотень были сведены вместе на экране в фильме «Возвращение вампира» (1943), этот фильм Бела Лугоши сделал для «Коламбия Пикчерз». «Юнивёрсэл» свела вампира (Дракулу) и человека-волка вместе в трех картинах в 40-е годы: «Дом Франкенштейна» (1944), «Дом Дракулы» (1945) и «Эббот и Кастелло знакомятся с Франкенштейном» (1948). В первом фильме Чейни искал средство для своего излечения, которое он наконец-то нашел, правда уже во втором фильме. В последней картине, снятой для развлечения, человек-волк присоединяется к комедийной команде, чтобы не дать Дракуле (Бела Лугоши) пересадить мозг Костелло монстру Франкенштейна. Последовали и другие фильмы об оборотне, но они никогда не имели такой популярности, как фильмы о вампире. «Хаммер Филмз» выпустила один фильм об оборотне — «Проклятие оборотня» (1961), поставленный Теренсом Фишером, который работал над «Ужасом Дракулы» несколькими годами ранее. «Хаммер», в отличие от «Юнивёрсэл», никогда не пыталась объединить Дракулу и оборотня вместе в одной сюжетной линии.
На телевидении эти два существа были сведены вместе в сериале «Темные тени», когда был введен новый персонаж по имени Квентин. По мере развития его истории он был проклят и стал оборотнем, его первое превращение состоялось в эпизоде 752. Сначала Квентин и Барнабас Коллинз, вампирический персонаж, были врагами и пытались уничтожить друг друга. Однако в конечном итоге они пришли к пониманию того, что они оба поражены заболеванием и затем начали работать вместе.
Следующая попытка «смешать» эти два персонажа была сделана в 1970 году в картине «Оборотень против женщины-вампира» — одной из серий фильмов об оборотнях с Полом Нэши в главной роли графа Вальдемара Данински (оборотня), которому в этом фильме противостояла ведьма-вампир графиня Вальдесса. Вампир появился в пятом продолжении «Воя» (серии картин об оборотне). В «Вое VI: Чудаки» (1990) вампир похищает оборотня, чтобы использовать его как приманку для своего гастрольного иллюзионистского шоу. Тема оборотня была также очевидна в «Собаке Дракуле» (1977) — истории о собаке-вампире, выпущенной на Лос-Анджелес.
Тема оборотня показала, что интерес к ней продолжается Она предметом нескольких очень хороших фильмов и книг, среди которых наиболее примечательны «Люди-кошки» и «Волк». Однако эта тема не создала ажиотажа, который последовал за Дракулой и его вампиричесской родней.
«ОБЩЕСТВО БРЭМА СТОКЕРА»
Лесли Шепард — основатель «Общества Брэма Стокера»
Общество Брэма Стокера» было основано в 1980 году для изучения и оценки работы Брэма Стокера — автора «Дракулы». Общество разработало программу, целью которой было поднятие престижа работы Стокера. К особым достоинствам романа они относят то, что он перекликается с его жизнью на родине, в Ирландии. Общество поддерживало исследовательскую работу ирландских обществ о семье Стокера, а также туризм, связанный с именем Стокера и другими «готическими» писателями (такими как Шеридан Ле Фэню), кампании по присвоению специальных почетных знаков тем местам в Ирландии, которые имели отношение к семье- Стокера. В 1983 году, отчасти в ответ на усилия, предпринятые этим обществом, была повешена мемориальная доска на доме 30 по улице Килдэре в Дублине, где Стокер жил в 1871 году. Внучка Стокера Энн Стокер, и его внучатый племянник, Иван Стокер-Диксон, присутствовали на открытии этого знака. Церемонию спонсировала ирландская туристическая организация.
В сентябре 1986 года общество временно прекратило снос независимо существование и реорганизовалось в «Клуб Брэма Стокера» философское общество при колледже Тринити в Дублине. Одно время С токер являлся президентом философского общества. По случаю начала работы общества были открыты архивы Брэма Стокера. Архивы состоя-„и из коллекции материалов о Брэме Стокере Лесли Шепарда (первые издания, автографы и другие памятные вещи), которые были выставлены в «Градьюейт Мемориал Билдинг». Экспозицию собирались оставить на постоянное обозрение публики, но из-за отсутствия надлежащей безопасности храпения Шенарду пришлось забрать материалы из выставочного зала в мае 1989 года.
После разрыва, вызванного тем, что Шепард забрал коллекцию, общество утвердилось отдельно от клуба и колледжа. Клуб продолжает свое существование как зарегистрированная независимая организация при колледже Тринити и имеет связи с «Обществом Брэма Стокера» в Дублине. В настоящее время поддерживает «Международную летнюю школу Брэма Стокера», занятия в которой проводятся ежегодно в июне по выходным (с 1991 года) в Клонтарфе, Дублин, неподалеку от места рождения Стокера. Общество публикует информационные бюллетени и ежегодный журнал, делает попытки создать постоянный музей Брэма Стокера в Дублине, но эта цель пока еще не воплощена в жизнь. Лесли Шепард, издатель «Книги Дракулы о великих вампирах», является в настоящее время председателем этого общества. С обществом можно связаться через Дэвида Ласса, Почетного секретаря клуба и «Общества Брэма Стокера»: Regent House, Triniy College, Dublin 2, Ireland.
«ОБЩЕСТВО ВАМПИРА» (БОХАНАН)
Одна из двух групп в Великобритании с названием «Общество вампира», возглавляется Каролой Боханан, и было основано в 1987 году. Сначала Боханан объединилась с Алленом Д. Гиттенсом, но вскоре после основания «Общества вампира» они разделились, и теперь каждый возглавляет организацию с одинаковым именем. «Общество вампира» Боханан стало одной из самых крупных групп, интересующихся вампиром и функционирующих в настоящее время в Англии. Членами этой организации являются писатели Ким Ньюман и Стивен Джоунс. Деятельность организации посвящена воспеванию вампирического образа, а на собраниях показывают фильмы о вампире и проводят программы, имеющие отношение к смежным предметам. Группы, являющиеся филиалами общества, регулярно собираются по всей Англии. Общество выпускает журнал «Бархатный вампир», в котором публикуются объявления о деятельности общества, рассказы, обзоры книг и фильмов, а также корреспонденция членов общества. Общество имеет штаб-квартиру в пригороде Лондона: Edgar Rd., Sanderstead, South Croydon, Surrey CR2 ONJ.
«ОБЩЕСТВО ВАМПИРА» (ГИТТЕНС)
Одна из двух групп в настоящее время функционирующих в Великг британии под названием «Общество вампира», была основана в 1987 году Алленом Д. Гиттенсом. Несколькими месяцами ранее он написал статьи о вампирах для британского любительского рок-журнала. Люди связывались с ним, задавали вопросы о вампирах — вес это привело к образованию кружка. Постоянно состоят в переписке приблизительно 12 человек. Чтобы не писать каждому отдельно, Гиттенс решил выпускать иц формационную листовку и реорганизовал кружок по переписке в «Общество вампира», взяв название из новеллы Джона Полидори. В течение года свободная информационная листовка стала бюллетенем, предлагаю щимся для подписки через общество. Спустя короткое время, Гиттенс разошелся во мнении с одним из руководителей общества. Таким образом, была учреждена отдельная организация-конкурент под тем же па-званием. Обе организации претендуют на то, что именно она и является логическим продолжением изначального общества.
«Общество вампира» прежде всего является клубом по переписке для членов (приблизительно 100 в 1993 году), которые разделяют интерес к вампиру во всех его проявлениях. Общество не собирает собраний и сторонится всяких ассоциаций с приверженцами оккультизма или питьем крови. Новым членам предлагается заполнить небольшой вопросник, касающийся их интереса к вампиру. Бюллетень общества перерос в ежеквартальный журнал «Жизнь для крови», который иногда содержит специальные выпуски, посвященные поэзии и художественным произведениям, написанным членами общества.
Членство в обществе включает и подписку на журнал, записаться можно у Аллена Д. Гиттенса: 38 Westcroft, Chippenham SN14 OLY, United Kingdom.
«ОБЩЕСТВО ГРАФА ДРАКУЛЫ»
«Общество графа Дракулы» было основано в 1962 году доктором Дональдом А. Ридом, заведующим юридической библиотекой. Он и по сей день является президентом общества. Деятельность его посвящена серьезному изучению фильмов ужасов и готической литературы. Члены общества периодически собираются для просмотра новых фильмов ужасов и фильмов о вампирах, но главным событием в программе клуба являются ежегодные встречи, на которых присуждаются награды Анны Радклифф.
Основатель Дональд Рид приветствует Форреста Аккермана на вечере вручения наград «Обществе графа Дракулы»
Тесно сотрудничает с «Обществом графа Дракулы» также учрежденная Ридом «Академия научной фантастики, "фэнтези" и фильмов ужаса». Основа ее деятельности — награждение фильмов и их создателей в нескольких видах жанра ужасов. Как и «Общество графа Дракулы», академия устраивает регулярные просмотры фильмов (приблизительно 100 фильмов ежегодно) и спонсирует церемонию ежегодного награждения. Наградой является приз Сатурна, который вручается в различных категориях, включая наилучший фильм в каждом разделе (научная фантастика, «фэнтези» и ужасы). Особняком стоит награда за успехи в работе.
Для получения информации о членстве в обществе обращайтесь к доктору Риду: 334 W. 54th St. Los Angeles, CF 90037. Недавно прекратили свое существование следующие издания общества: ежеквартальные публикации «Общества графа Дракулы» (также известное как «Замок Дракулы», ежеквартальное издание) и «Готик Гетавей».
«ОБЩЕСТВО ДРАКУЛЫ»
«Общество Дракулы» было основано в октябре 1973 года Бернардом Дэвисом и Брюсом Витманом. Изначально идеей клуба была организация посещений интересных для поклонников вампиров мест в Румынии. В то время стандартные туры только лишь начинали откликаться на запросы туристов, желающих посетить места, связанные с Дракулой. Поближе к дому, в Лондоне, общество устраивало лекции, фильмы, аукционы и вечера. На его регулярных собраниях члены клуба воспевали Дракулу и его литературных и кинематографических собратьев. Общество устраивает посещения близлежащих мест, исторически связанных с готической литературой. Особенно популярен город Витби на севере Англии, где, согласно роману, Дракула впервые ступил на землю Англии. Основным предметом интересов общества являются Дракула и Брэм Стокер, но, помимо того, оно собирает материалы и о литературных вампирах в целом и связанных с ними монстрах, таких как оборотни, мумии, и о фольклорных героях.
Общество составляет архив, в котором хранятся материалы, имеющие, отношение к Дракуле и готической теме в литературе, сценическим постановкам и кино. Архив содержит все бумаги Гамильтона Ди„а который вывел Дракулу на сцену. В нем хранится и плащ, в котором Кристофер Ли играл Дракулу в кино. Ежегодно общество присуждает две награды: Награду Гамильтона Дина за исполнительское искусство в готическом жанре и Награду «детей ночи» за самый выдающийся вклад в готический жанр в области литературы.
Общество приняло щит воеводы Валахии (семьи Дракулы) как свою святыню, добавив лишь ленту с латинским изречением христианского богослова третьего века Тертуллиана: «Я верю, ибо нелепо». Общество открыто для всех, кто старше 18 лет. В 1993 году по отчетам в нем было 150 членов. С ним можно связаться через секретаря: «Общество Дракулы», 36 Ellison House, 100, Wellington St., London SE 18 6QF, Великобритания (примечание: на иностранные запросы отвечать будут только в случае наличия международного купона для обратного ответа). Члены общества получают «Голоса из склепов» — ежеквартальный бюллетень общества. Нынешним председателем является его основатель Бернард Дэвис.
«ОБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ ВАМПИРА»
«Общество исследования вампира» было основано 2 февраля 1970 года ином Манчестером для исследования всех аспектов сверхъестественного вампирического явления. В момент основания Манчестер был дирек-ором детективного оккультного бюро, которое в настоящее время не функционирует. В течение первых 20 лет его существования общество было группой с открытым членством и насчитывало приблизительно 300 человек. Однако в 1990 году (к этому времени в Англии было несколько других групп, интересующихся вампирами) общество решило ограничить членство и сконцентрировалось на практическом исследовании. Оно ограничило себя расследованием возможных паранормальных проявлений и не имеет связей с более обширной субкультурой вампира. Общество не занимается случаями клинических нарушений у отдельных личностей, которые хотят быть вампирами, а также нетрадиционным поведением (таким, как п-итье крови), ассоциирующимся с вампирами.
Манчестер является примасом католической апостольской церкви в Холи Грейлане, более крупном литургическом направлении старой католической веры и практики. Он был посвящен в епископы в 1991 году преподобным Иллтидом Томасом, примасом Кельтской католической церкви. Манчестер отнесся к вампиризму очень серьезно — как к сверхъестественному оккультному явлению, и имел мало чего общего с поклонниками вампиров, которые, как он чувствует, играют с огнем и совершенно бессознательно потакают злу. Светская пресса, не понимая сути веры Манчестера и также своего собственного восприятия проблемы вампира, превратила его в героя средств массовой информации, хотя сообщения о нем часто насмешливые. Общество и его основатель попадали под пристальное внимание общественности несколько раз в результате расследования Манчестером явлении и ^происшествий, приписываемых тому, что называлось «вампиром Хаи-геита» на лондонском кладбище Хайгейт. Впоследствии Манчестер написал книгу о своем расследовании, которое длилось более 13 лет. Совсем недавно он расследовал случай вампира Кирклиса в Западном Йоркшире
Син Манчестер из «Общества исследования
вампира»
«Общество исследования вампира» — это официальная консультационная служба Великобритании по всем вопросам, имеющим отношение к вампирам и вампиризму. Стать членом этого общества можно только по приглашению. Заинтересованные лица приглашаются к переписке (иностранные корреспонденты должны приложить международный купон для обратного ответа). С «Обществом исследования вампира» можно связаться по адресу: РО Box 542 Highgate, London N6 6BG, United Kingdom.
(Нет вступительного членского взноса, а журнал общества предназначен только для его членов.)
«ОБЩЕСТВО "ТЕМНЫХ ТЕНЕЙ" МИЛУОКИ»
«Общество "Темных теней" Милуоки» — недолговечный клуб поклонников «Темных теней». Основан в 1986 году Линн Л. Гердес и другими на юго-востоке Висконсина. Клуб собирался для просмотра и обсуждения «Темных теней» и распался в 1989 году.
ОБЪЯСНЕНИЕ ВАМПИРИЗМА
Когда сообщения о случаях вампиризма проникли в западную и цент. ральную Европу с востока и запада, ученые и церковные лидеры попытались найти какое-то объяснение этому явлению. Некоторые просто отмели эти сообщения, как примитивные предрассудки. Однако многие будучи не в состоянии втиснуть вампиров в рамки знаний, доступных человеку в XVIII веке, восприняли сообщения серьезно. Они начали выдвигать на обсуждение различные альтернативные объяснения. Особое впечатление на умы оказал случай Арнольда Пауля. Факты говорили о том, что люди умирали от затянувшейся болезни. Тела некоторых из умерших подобной смертью людей выкапывали и при этом наблюдали множество необычных состояний — все признаки продолжающейся жизни. Тела не разложились. Кожа была розоватого цвета, а волосы и ногти продолжали расти. Появлялась свежая плоть, в то время как верхний слой кожи отшелушивался. Вокруг рта была кровь, кровь была и в теле, что выяснялось после того, как его разрезали или протыкали. У умерших мужчин можно было наблюдать эрекцию. При протыкании тело реагировало так, как будто испытывало боль. Иногда, когда кол входил в тело, было слышно, как труп вскрикивал. В северной Европе сообщения о пожеванных конечностях наводили наблюдающих на предположение, что прежде чем покинуть могилу и начать питаться другими, вампиры поедают себя.
Самым популярным объяснением сообщений о вампирах было преждевременное захоронение. Многие люди в XVIII и XIX веке знали о каталепсии — болезни, при которой у человека возникали многие симптомы смерти. Иногда таких людей хоронили преждевременно. Герберт Майо представил обширное доказательство этого положения в своей книге «О правде, содержащейся в популярных предрассудках» (1851). В 1896 году теософ Франц Хартманн написал книгу, основанную на широко распространенных сообщениях о случайных захоронениях. Преждевременные похороны оставались популярным объяснением вампиризма в XX веке, и Монтегю Саммерс почувствовал необходимость посвятить несколько страниц обсуждению этого предмета, прежде чем дать окончательную оценку реальности вампира в работе «Вампир: его близкие и родня» (1928). Он допускал, что случаи преждевременного захоронения «могли способствовать укреплению веры в вампира и явления вампиризма». Совсем недавно, в 1972 году, Антони Мастере также оспаривал возможность объяснения веры в вампиров преждевременным захоронением.
Другие предполагали, что состояние эксгумированных тел объясняется аномальными случаями сохранения тела по сравнению с нормальным процессом разложения. Возможно, какие-то вещества в почве или отсутствие воздуха и влажности замедляли разложение. Возможно, услышанный крик при протыкании тела был всего лишь выходом из него скопившегося воздуха. Подобным же образом другие предполагали, что то, что наблюдалось в каждом конкретном случае было просто естественным разложением данного тела. Большинство людей не осознавали, что после смерти в теле продолжаются изменения, например, такие, как потеря жесткости.
Но дебаты по поводу причин вампирической эпидемии продолжались, и появилось множество других объяснений. Например, одна группа исследователей предполагала, что симптомы вампиризма объясняет
некоторая форма заболевания. Возглавляла этот список чума — когда-то известная как «черная смерть». В 1710 году в восточной Пруссии эпидимия чумы случилась одновременно с возникновением случаев вампиризма. Распространение микробов чумы могло объяснить и распространение вампиризма. На протяжении XX века как специфическое объяснение вампиризма предлагалось бешенство. Люди, заболевшие бешенством, могли кусать других и вести себя подобно животным, а также имели неутолимую жажду. В XVIII веке вспышки бешенства наблюдаюсь в Венгрии, Саксонии и восточной Пруссии. В XIX веке в Новой Хнглии страдающие от туберкулеза семейства приписывали смерть своих родных вампирам и соответствующим образом обходились с телами умерших. Совсем недавно, в 60-е годы, в качестве объяснения сообщений о вампирах была выдвинута болезнь порфирия. Одной из черт порфирии является крайняя чувствительность к свету.
Кроме того, вампиризм объясняли и как социальный феномен. Например, некоторые отмечали, что сообщения о вампирах приходили из тех областей, где римско-католическая церковь и восточные православные церкви конкурировали за веру людей. Другие рассматривали сообщения как реакцию на национальное поражение, особенно в областях, занятых Австрией в XVII и XVIII веках. Папа Бенедикт XIV (середина XVIII века) полагал, что проблему представляли его собственные священники. Они поддерживали и распространяли сообщения о вампиризме, чтобы заставить людей, охваченных предрассудками, платить им за дополнительные службы для изгнания нечистой силы.
Самым удовлетворительным объяснением сообщений о вампирах на сегодняшний день является данное культурологом Полом Барбером, который в 80-е годы провел тщательный обзор всех оригинальных сообщений. Барбер обладал преимуществом — совокупностью современных медицинских знаний о процессе разложения человеческих тел. Проведя анализ, он пришел к выводу, что ни один из ранее приводимых аргументов в действительности не объяснял весь широкий спектр явлений, приведенных в историях о вампирах. Барбер исходил из того, что различные сообщения о вампирах честно и точно передают то, что наблюдалось. Наблюдатели в XVIII веке смотрели на тела в различных стадиях разложения с точки зрения ограниченного понимания нормального процесса распада. Они склонялись к тому, чтобы предлагать как естественные, так и сверхъестественные объяснения тем неожиданным вещам, которые они наблюдали.
С помощью одного аргумента, который, в конечном итоге, приближает ранние случаи вампиризма к современной форме, он смог объяснить подавляющее большинство описанных свойств тел, наблюдаемых охотниками за вампирами в XVIII веке. Большинство этих тел были похоронены за несколько месяцев до эксгумации, включая тела людей, которые были похоронены зимой, и те, что хранились в холодном месте (что значительно замедляет разложение), ожидая весенней оттепели. Появление над могилой конечностей или наличие обглоданных конечностей (обычно у тел, погребенных без гроба) были объяснены действиями хищных животных.
Заключение. Рассмотрение сильных и слабых сторон многих объяснений вампиризма предполагает, что вера в вампиров очень стара и является, вероятно, общественным откликом на события, происходящие во всех культурах, — безвременная смерть любимого человека при родах,
от несчастного случая или самоубийства, за которыми следует усиленное ощущение взаимодействия с недавно умершим лицом. Данная вера укреплялась фактами необычного разложения мягких тканей трупа, которые могли считаться видимым «доказательством» того, что вампиры существуют. Так как «неестественные» смерти все еще происходят, и люди все еще испытывают сильные связи с умершими (правда, сейчас их ждут в образе призраков и привидений), эти люди по-прежнему обращаются к какой-то вере и ищут объяснения своим ощущениям. Таким образом, эти ощущения указывают на присутствие вампиров... Мы знаем, что вампиры существуют, потому что люди так чувствуют.
ОГОНЬ
Хотя он и не был упомянут Абрахамом Ван Хельсингом — голосом знания в «Дракуле» Брэма Стокера — огонь считался наивысшим средством разрушения вампира в странах Восточной Европы. Огонь был древним символом Бога. Например, Бог явился Моисею в горящей купине, а когда евреи покидали Египет, Бог явил свое присутствие в облаке, которое парило над ними днем, а ночью он был огнем. Разрушение огнем порочных городов Содома и Гоморры было демонстрацией силы Бога. В книге Откровений Бог изображался как очищающий землю в конце света огонь. Таким образом, огонь был одновременно и разрушающим и обновляющим, пожирающим старое и разложившееся и создающим путь к новому и чистому.
Во всем мире огонь был мощным источником света и тепла и средством приготовления пищи. Вполне естественно, что он приобрел символическое и религиозное значения. Огонь имел особое значение, и уникальные ритуалы, связанные с огнем, есть в каждой культуре, но при этом он являлся частью священной жизни. В Средиземноморье к священному свойству огня добавилось метафорическое описание души, как искры этого огня. В некоторых странах огонь также использовался для наказания людей. Особенно часто эта практика встречалась в средневековье в Европе в отношении к проклятым еретикам и ведьмам.
В Восточной Европе, начиная от Болгарии и Румынии и заканчивая Россией и Польшей, тело вампира сжигалось, если менее существенные меры (кол или обезглавливание) не могли его остановить. По всей Европе люди использовали «новый» огонь для излечения скота от болезни. Когда надо было создать такой огонь, жители деревни гасили все очаги и разводили два костра. Затем, они прогоняли между этими двумя кострами «нового» огня стадо. После этого они вновь разводили огонь в деревне от тлеющих углей этого «нового» огня. Такой же ритуал проводился для избавления скота и других домашних животных от вампира. Считалось, что огонь заставит вампира покинуть стадо, и тот попадет в ловушку между огнем, где потом и будет растерзан волками.
Огонь не был упомянут Стокером как способ борьбы с вампиром, но был использован автором «Варни-вампира» как наивысшее средство, несущее смерть. Варни прыгнул в огненный кратер вулкана. На протяжении XX века эта концепция огня была подхвачена во многих романах и фильмах о вампирах. Идущие с факелами жители деревни, нападающие на логово вампира (или другого монстра) и сжигающие его дотла, бы.'Ш обычным явлением в фильмах 30-х и 40-х годов.
Совсем недавно Сен Жермен, гсрой-памнир романом Челеи Киик ЯнГ)1)"У чаянил, что огонь - один из двух способов «настоящего умерш-пМ]ия» вампира. Для вампиров Анны Райе огонь был едва ли не единственным средством, которое могло их разрушить. Лестат де Лионкорт очнакомился с огнем вскоре после того, как его превратили в вампира, огда Магнус, его создатель, совершил самоубийство, прыгнув в огонь. Луис использовал огонь в борьбе с сообществом парижских вампиров — Он сжег их театр Вампиров.
«ОЛД ХАУС ПАБЛИШИНГ»
«Очд Хаус Паблишинг» — издательский концерн «темных теней», основанный в 1978 году Дсйлом Кларком. В том же году через «Олд Xavc» Кларк начал издавать любительский журнал «темных теней» — «Внутри старого дома». Каждый выпуск содержал художественные произведения, написанные поклонниками, поэзию, работы художников, биографии персонажей «Темных теней», дебаты поклонников, колонку для переписки и классифицированную рекламу атрибутики «темных теней». Кларк, который долгое время был поклонником сериала «Темные тени», является также автором пяти томов издания «Книга вопросов и ответов по "Темным теням"» и нескольких романов: «Решения приняты вовремя», «Воссоединение», «Кара» и «Откровения». Кларк был одним из создателей фестиваля «темных теней» — организации, которая в настоящее время спонсирует ежегодные общенациональные собрания поклонников «Темных теней».
С «Олд Хаус Паблишинг» и «Внутри старого дома» можно связаться через Дейла Кларка: 11518 Desdemona Dr., Dallas, TX 75228.
ОЛДМАН, ГЭРИ (1958-)
Гэри Олдман — актер, который сыграл главную роль в постановке Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера», — родился в Лондоне, Англия. Его карьера драматического артиста началась в возрасте 17 лет, когда от попросил место в театре, расположенном около его дома. Прослушав, как он читает отрывок из Шекспира, директор театра дал Олд-ману роль ментора. В кино Олдман буквально ворвался — очень быстро стал известен в кругах профессионалов, благодаря своему таланту и широкому спектру исполнямых ролей. Он играл Сида Вайсиуса в «Сид и Нэнси», Джо Ортона в «Навостри уши» и Ли Харви Освальда в фильме Оливера Стоуна «Джей-Эф-Кей».
Гэри Олдман в роли Дракулы е фильме «Дракула Брэма Стокера».
Роль Дракулы позволила Оддману показать диапазон своих актерских способностей — ведь ему пришлось сыграть различных персонажей, в которых превращался Дракула. Сначала он был князем Владом-Проты-кателем, молодым воином, который выиграл войну, но ужасный излом судьбы, и он теряет свою любовь. Затем он был пожилым дворянином, неупокоившимся правителем замка Дракулы. И вдруг в Англии выступает вперед животная суть Дракулы - сначала он превращается в чудовищное существо, подобное волку (отождествление с вампирами и оборотнями в славянском фольклоре), которое напало на Люси Вестенру, затем — в подобие летучей мыши, которая противостоит мужчинам, объединившимся против него.
Между тем, он периодически появляется как симпатичный молодой человек, кавалер Мины Мюррей, который борется за ее любовь, до тех пор, пока она не выходит замуж за Джонатана Харкера. Сама природа роли не позволяла Олдману играть стереотипно.
«ОНИКС» - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ О ВАМПИРЕ
«Оникс» — литературный журнал о вампире начал издаваться в 1991 Марком Вильямсом (издатель), Денной Риддл (редактор) и Роном Уайтом (художник). Журнал посвящен художественной литературе о вампирах.
Каждый из основателей издания развил свой интерес к вампирам из раннего увлечения фэнтези и научной фантастикой, а также ощутил
влияние работ Анны Ране, Элсйн Бергстром, П. Н. Элрода и Жаклин Тихтненберг. «Оникс" публикует оригинальные художественные произведения, поэзию, работы художников и отзывы о книгах и фильмах.
Подписку на «Оникс» можно получить через «Найтберд Продакшнз»: РО Box 137, Uniontown, ОН 44685.
«ОРДЕН ВАМПИРА»
«Орден вампира» — это часть «Храма Сета», религиозного учреждения, посвященного и освященного Сетом, древним египетским богом, который позже был переделан в «Сатану» в еврейской и христианской традициях. Таким образом, «Храм Сета» широко известен как «сатаннст-ская» религия, хотя основатели считают себя «сетианцами», что более точно. Храм был основан в 1975 году жрецами «Церкви Сатаны» (основанной в 1966 году), которые занялись серьезной церковной работой скорее в историческом, чем антихристианском контексте. Как и его главный орган, «Храм Сета» является строго этическим и законопослушным институтом. Он распадается на «зонтичную» организацию, у которой есть ряд специализированных «орденов», члены которых отвечают за специфические сферы исследования и применения в черной магии результатов своих исследований.
Вампиризм — это форма распространения человеческого сознания в крайностях человеческих желаний и поведения. Целью «Ордена вампира» является не только проиллюстрировать (или карикатурно отобразить) эти крайности, подобно тому, как это регулярно делают художники и писатели, а скорее дать им определение и понять.
Неофитов «Орден» поощряет применять черты «вампирического существования» в своем сознательном бытии. Они, фактически, становятся «вампирами», до крайней степени чувствительными к удовольствию и жизненной боли, и осознают, насколько они отличаются от «нормального» человечества. В этом процессе новообращенные не пьют кровь и не приносят вреда человеку или животным ни в коей мере. Скорее, новообращенный видит, слышит, чувствует и живет остро, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Они используют удивительные традиции воображения и наблюдения, а также концептуального искусства, музыки и литературы. Таким образом, как и вампир из художественной литературы, этот «новообращенный», по-своему, более жизнеспособен, чем человечество в целом. Окружающая атмосфера «Ордена вампира» описана как веселая, но в то же время сильная, порождающая стрессы и, таким образом, непригодная для большинства людей и даже для большинства последователей Сета. Допуск в «Орден» происходит по рекомендации других последователей Сета, которые, как минимум, достигли статуса адепт II внутри «Храма Сета». Членство интернационально. «Орден» проводит собрания и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Внутри него существуют религиозные, национальные и международные конклавы «Храма Сета». Он издает бюллетень «Найт-винг» («Ночное крыло») и журнал под названием «Газета вампира».
С «Орденом» можно связаться через офис «Храма Сета»: РО Box 470307 San Francisco, CA 94147.
«ОРЕГОНСКОЕ ОБЩЕСТВО "ТЕМНЫХ ТЕНЕЙ"»
«Орегонское общестпо "темных теней"» было основано в 1991 году цт ни Джоаис, его нынешним президентом. Джоанс, давняя поклонница активистка «темных теней», является также и редактором «Музыкальной шкатулки» («Music Box») — независимого журнала поклонников, также основанного в 1991 году и выпускаемого «Хармони Роуд Пресс»,' главой которого также является Джоунс. В 1993 году клуб сообщил, что насчитывает уже дюжину членов. Они собираются ежемесячно, чтобы просмотреть последние видеосериалы «Темных теней», посплетничать, организовать драматические чтения, поспорить и составить план следующих событий в мире «темных теней», таких как ежегодный фестиваль «темных теней». Группа участвовала в лоббировании вопроса подключения канала научной фантастики к кабельной системе Портлэнда, которое состоялось в 1992 году. Главными ежегодными событиями являются канун Дня всех Святых, участие в Дне фантастики и ужасов при местной публичной библиотеке и летний пикник. Клуб выпускает ежемесячный бюллетень «Ныоз энд Ноутс». Многие из членов недавно распущенного клуба «темных теней» в Сиэтле присоединились к «Орегонскому обществу».
С обществом можно вступить в контакт через Конни Джоанс- РО Box 40366 Portland, OR 97240-0366.
ОРЛОК, ГРАФ
Вампир граф Орлок впервые появился в 1922 году в немецком немом фильме «Носферату, симфония Гаруна». «Носферату» был плохо замаскированной обработкой «Дракулы» Брэма Стокера, но кинокомпания «Прана-Филмз» пренебрегла приобретением разрешения у вдовы автора на постановку фильма. Режиссер Фредерик В. Мурнау изменил название, место действия и имена всех персонажей романа. Хотя он сохранил основную сюжетную линию, он думал, что исправил вполне достаточно, чтобы быть защищенным от обвинения в плагиате. Однако дело обстояло не так, и после недолгого проката против него были предприняты правовые действия, а большинство копий было уничтожено. Но все-таки их сохранилось вполне достаточно, чтобы повлиять на образ вампира, синтезируемый на протяжении XX века.
Несмотря на то, что британский драматург Гамильтон Дин, сделал из Дракулы персонаж, легко ассимилировавшийся в британском обществе — он носил официальный вечерний костюм и, за исключением некоторых деталей, не выглядел мертвецом — Мурнау сотворил графа Орло-ка вполне подходящим субъектом ужаса. Мурнау обратился к народной европейской традиции: создал вампира, который несколько пострадал от свидания со смертью. Графу Орлоку была придана внешность грызуна с двумя зубами, расположенными рядом в середине рта.(не два продолговатых клыка). Он был лыс, а лицо искажено и напоминало карикатуру человеческого. Его пальцы были вытянуты и напоминали когти. Он ходил медленно и тяжело.
У Орлока было несколько характерных черт, отличавших его oi Дракулы. Дракула умел управлять животными, особенно волками и летучими мышами. Орлок тоже обладал этой способностью, но сконцентрировалось на крысах. Куда бы он ни направлялся, наверняка там же собирались и крысы, разносящие чуму. Мурнау изменил место дейстиия фильма на Бремен 1838 года (а не па 90-е годы XIX века), приурочив
га к реальной эпидемии чумы, которая тогда охватила Бремен.
Радикальное отличие заключалось в реакции на солнечный свет. Дракула, хотя и был созданием ночи, мог двигаться при дневном свете. На Орлока же солнечный свет действовал губительно, он вообще не мог переносить его. Однако, в отличие от Дракулы, Орлок отбрасывал тень и отражался в зеркале. Мурнау развил идею, что самым эффективным способом уничтожения вампира был солнечный свет. Сделать это могла молодая добродетельная женщина, которая удержит вампира возне себя до восхода солнца. Именно таким образом и был в конечном счете убит Орлок.
Возвращение Орлока. Из-за длительного судебного процесса, продолжавшегося до смерти Флоранс Стокер, копии «Носферату» не имели хождения до 60-х годов XX века. (Однако был достаточно известен его сюжет, поэтому логично предположить, что он оказал влияние на первый фильм о Дракуле киностудии «Хаммер Филмз» — «Ужас Драку-г)ы» (1958). В этом фильме Ван Хельсинг убил Дракулу, подвергнув его воздействию лучей утреннего солнца, сорвав занавески с окна.)
Граф Орлок, слегка измененный Дракула из фильма «Носферату»
Персонаж Ор.чока не появлялся до 1979 сода, когда кмшла и.чмененна исрсия первого фильма «Носферату - вампир» (Клаус Кински снимал" ея в главной роли). Затем Вериер Хсрцог, написав сценарий, постави еще один фильм. Несмотря на то, что он содержал вполне определенные черты сюжета оригинального «Носферату», он больше походил на «Дракулу», отчасти потому, что использовал имена, данные персонажам Стокером.
И вновь Орлок не появлялся до 1991 года, когда три различные компании-производители комиксов в разгар нарождающегося интереса к вампиру выпустили комиксы, вдохновленные этим персонажем. Первый из них был выпущен «Том Пресс» и представлял откровенную переработку фильма 1922 года. «Носферату» от «Дарк Хоре Комикс» был переложением апокалиптической истории о вампире французского писателя Филиппа Друйе с персонажем, подобным Орлоку, но далеким от Дракулы. Работа Друйе появилась и в немецком переводе.
Самый претенциозный из трех проектов вышел из стен «Миллениум Пабликейшнз». Это была серия из четырех частей под названием «Носферату». Автор Марк Эллис создал целую историю жизни Орлока, совершенно отличающуюся от легенды о Дракуле, и перенес Орлока в современность. Граф Орлок в XI веке был дворянином, его поместье располагалось в Карпатах. Став вампиром, он был убит, а его тело замуровано в замке. Позже английский рыцарь, возвращаясь из крестового похода, остановился в замке. Его оруженосец освободил Орлока, и тот вернулся в человеческое общество. Тогда же рыцарь Вильям Лонг-сворд был укушен. После этого происшествия Орлок проявил свою истинную природу, вызывая войны и насылая чуму. Лонгсворд, который веками боролся с Орлоком, в конечном итоге схватился с ним в современном Бруклине, где была обнаружена группа зараженных чумой. История завершилась сожжением Орлока.
Персонаж Орлока, как и Дракула, прочно вошел в общественное сознание, и очень трудно предсказать, где он может снова возникнуть.
Осина см.: Кол
Открытый космос и вампиры см.: Научная фантастика и вампиры
ОХОТНИКИ ЗА ВАМПИРАМИ
В большинстве сообществ, которые верят в вампиризм, процесс обнаружения и уничтожения вампира часто осуществляется неофициальной группой людей, которым угрожает присутствие вампира, но иногда это дело передается в руки специалистов — охотников за вампирами. Некоторые культуры, в особенности на- юге Балкан, нанимали специальных людей, задачей которых было найти и уничтожить вампиров. Наиболее знаменитым охотником за вампирами был дампир, который считался физическим сыном вампира и жил и работал среди цыган и южных славян. Цыгане полагали, что вампир очень сексуальное существо, которое часто возвращается к своей возлюбленной и занимается с нею лю-бовыо. Его семя все еще сохраняет свою потенцию и иногда наступает беременность. Отпрыск вампира мужского пола, дампир, как верили, имел особенные способности для распознавания часто невидимого вампира и его уничтожения.
Дампир мог стать профессиональным или полупрофессиональным ником на вампиров и оказывать деревне свои услуги. Согласно сохранившимся записям дампир начинал свою работу в деревне с того, что говорил тем кто его нанял, что чувствует в воздухе неприятный запах. А затем он появлялся, чтобы установить его источник. Он мог, например сиять рубашку и смотреть в рукав, как в телескоп. Он описывал форму, которую принимает невидимый вампир. Когда он устанавливал ампира, он мог схватиться с ним в драматической схватке один на один, или же просто застрелить его. Когда вампира убивали, он вонял еще больше, а на земле могла остаться лужа крови. Иногда он не был убит, и в этом случае дампир мог попытаться изгнать его в другую деревню. Среди наиболее примечательных дампирон был один но имени Мурат, который работал в 50-е годы в области Косово-Метохия в Сербии.
В Болгарии охотников на вампиров называли вампирджии или тьятадьи. Они были склонны работать в более традиционной манере. Их основным заданием было определить могилу, которая являлась местом отдыха тела вампира. В своей работе они использовали иконы — святое изображение в восточном православии. После установления вампира деревенские жители протыкали его или сжигали тело.
Рекламное фото для «Баффи — истреби-тельницы вампиров»
Охотники на вампиров в литературе. В литературе «профессиональный» охотник на вампиров занял свое место главного врага литературного вампира в романе «Дракула» (1987) Брэма Стокера. Доктор Абрахам Ван Хельсинг, герой романа, появился как носитель знаний о таинственной угрозе, которая проникла в западную цивилизацию, и предложил средства, которыми можно эту угрозу разрушить. В романе его
задачей было организовать отряд мужчин, которые вместе выследили Дракулу в его логове и в конечном итоге уничтожили его.
Когда Гамильтон Дин поставил Дракулу на сцене, он для себя вы6ра; роль Ван Хельсинга, как более предпочтительную, чем роль главного персонажа, которая отошла Раймонду Хантли. Дин продолжал играть Ван Хельсинга многие годы во время гастролей его труппы по Англии Когда пьеса достигла Бродвея, то появилась роль одного из самых запоминающихся Ван Хельсингов. Эдвард Ван Слоун создал образ спокойного врача, который способен принести домашнее успокоение. Он продолжал играть эту роль в фильме 1931 года вместе с Бела Лугоши. В первой версии фильма Ван Хельсинг (Ван Слоун) произносит заключительную речь, которая следует за последним действием пьесы: он выходит и напоминает зрителям, прежде чем удалиться, что такие вещи, как вампиры, действительно существуют. Его речь в поздних показах фильма была вырезана, так как на «Юнивёрсэл Пикчерз» думали, что его могут слишком серьезно воспринять в религиозных группах. Ван Слоун также играл роль Ван Хельсинга в продолжении «Дочь Дракулы», где он был обвинен в убийстве Дракулы. Одновременно со съемками «Дракулы» также была снята и испанская версия фильма, где роль Ван Хельсинга играл Эдуардо Арозамена.
После Эдварда Ван Слоуна никто так по-настоящему не отождествлялся с ролью охотника на вампиров, до тех пор пока за эту роль не взялся Питер Кашинг, соперничающий с Кристофером Ли в главной роли в постановке «Хаммер Филмз» «Ужас Дракулы» (1958). Актер ветеран, как сцены, так и экрана, Кашинг привнес в эту роль что-то от упорного современного ученого, который внушает доверие благодаря своим знаниям. Он вернулся к роли Ван Хельсинга и играл его (и некоторых современных его потомков) в «Невестах Дракулы» (1959), «Дракула нашей эры, 1972» (1972), «Сатанинские обряды Дракулы» (или «Граф Дракула и его вампирические невесты», 1973) и «Легенда о семи золотых вампирах» (1974) — все студии «Хаммер». Он играл Ван Хельсинга в пяти картинах и превращал «своего» Ван Хельсинга в другие образы, где он изображал интеллектуала-ученого.
Никому не удавалось достичь того доминирующего присутствия, которое придал этой роли Кашинг. Однако несколько выдающихся актеров приняли этот вызов и предложили новые образы, достойные похвал, включая Лоренса Оливье, который выслеживал Фрэнка Лангелла в «Дра" куле» (1979), и позже Энтони Хопкинса, который выследил Гэри Олд-мана в «Дракуле Брэма Стокера» (1992).
|