Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.
ФЕСТИВАЛЬ «ТЕМНЫХ ТЕНЕЙ»
Фестиваль «темных теней» был учрежден в 1983 году при поддержке «Шадоугрэм» (Марси Робин), «Мира "темных теней"» (Катлин Риш) и «Олд Хаус Паблишинг» (Дейл Кларк). Он заменил собой «Шэдоукон», который до этого организовывал все основные встречи поклонников сериала, выходившего на телевидении Эй-би-си с 1966 по 1971 год. В начале 80-х годов «Шэдоукон» сместили центр своего внимания, ранее отдаваемого исключительно «Темным теням», на научную фантастику, ужасы и «фэнтези». Фестиваль «темных теней» быстро получил поддержку различных клубов и любительских изданий «темных теней».
Первые празднества проводились в Сан-Джоусе, Калифорния, и Нью - Йрке, Нью-Джерси, в 1983 году. Последний фестиваль включал путешествие в Линдхерст, поместье в Тэрритауне, штат Нью-Йорк, который использовался в съемках фильмов «Дом "темных теней"» и «Ночь "темных теней"» как Коллинзвуд. В Линдхерсте произошел показ обоих фильмов. Фестиваль также представил костюмированное соревнование, которое теперь является неотъемлемой частью ежегодной программы. За первыми фестивалями последовали дополнительные встречи в Сан-Джоусе и Далласе, Техас, после чего они попеременно происходили то в Лос-Анджелесе, то в Нью-Йорке. Десятый фестиваль происходил в Нью-Йорке. Его программа включала поездку в Новую Англию — туда, где происходили события в фильме «Темные тени». Главным событием было появление Джонатана Фрида (Барнабаса Коллинза), который посети.' 13 из 16 празднеств, проведенных в течение 1993 года.
Целью фестивалей было развлечение поклонников, предоставление и.\ возможности повстречаться и поговорить, познакомиться с актерами, ; также приобрести сувениры и атрибутику «темных теней». Каждый фестиваль представлял звезд экрана, па недавних встречах также при сутствовали звезды из возобновленной версии 1991 года.
«Дарк Шэдоуз Фестивал Пабликейшнз» издали «Знакомство с Варна басом» — книгу, которая включала ранние эпизоды из «Темных теней» t Барнабасом Коллинзом, а также содержала множество документов об этом шоу. Оно также выпускает ежегодный календарь «Темные тени». С фес типалем «темных теней» можно связаться через «Официальный клуб поклонников "Темных теней"»: РО Box 92, Maplewood, NJ 07040.
ФИЛИППИНЫ И ИХ ВАМПИРЫ
Современные Филиппины - это страна, населенная различными народами, сохранившими своп системы верований. Правда, они приняли несколько светскую форму, несмотря на несколько веков исламского и христианского миссионерства и развитие множества современных туземных религий. Племена Филиппинских островов имели сложную мифологию, которая включала демонических существ, драконов, различных животных-оборотней, великанов, вурдалаков и вампиров. Часть Капиз, острова Папай особенно густо населяли вампиры. Самым известным (на всех островах) из вампироподобных существ был асванг. Асвангами называли целый набор различных существ, которые были аналогами вампиров, оборотней, вурдалаков и ведьм.
Летающий асванг, или кровопийца. Обычно появлялся в образе прекрасной девушки, которая начинала свою вампирическую деятельность ночью и всегда возвращалась домой до рассвета, чтобы продолжить обычную жизнь. Некоторые женщины имели мазь, которой натирали тела до начала ночной деятельности. Эта мазь и была источником их сверхъестественных способностей. В своем вампирическом состоянии асванг становилась большой птицей, которая летала в небе с криком какак, или никак. Она садилась на крышу дома будущей жертвы и вы-овывала язык с острым концом. Этот конец использовался для того, чтобы проколоть яремную вену, а кровь высасывалась через трубчатые полости языка. Детям рассказывали истории о том, что на них может напасть асванг. Наполнившись кровью, асванг напоминала беременную женщину. Вернувшись домой, она кормила своих детей грудью. Сверхъестественные способности асванг пропадали вместе с наступлением рассвета, или же когда смывалась мазь.
Асванг был обычным пугалом, которое использовали родители, чтобы заставить детей вести себя хорошо. Большой процент филиппинцев вырос с верой в его существование. Сила этой веры была живо отражена в документах 50-х годов, когда она была использована против группы восставших (хак, или хакбалахап) во время президентства Магсайсая, филиппинского лидера, которого поддерживало правительство США. Американские советники при Магсайсае убедили его создать подразделение психологического ведения войны, чтобы противостоять попыткам лидеров хака перетянуть людей на свою сторону и заставить их отказать в поддержке правительству центра. Среди усилий этого подразделения, описанных генералом Е. Г. Лансдейлом, была попытка убедить силы хака покинуть позиции под угрозой страха нападения асванга.
Операция началась с распространения слуха в общине, которой угрожало нападение хака. Людям говорили, что в этой области появился вампир. Хак окопался на вершине близлежащего холма. Вскоре там узнали о слухе, который распространялся в этом районе. Спустя несколько дней, подразделение по проведению психологических военных действий, смогло захватить солдата хака. Они убили его, спустив всю кровь и сделав две точечные ранки на шее, и оставили на дороге около холма, где он и был обнаружен. Когда его нашли, хак поверил, что их мертвый товарищ стал жертвой асванга. На следующий день все войска хака отошли.
Основываясь на записи Лансдейла, Норн Дрессер отмечала, что в конце 80-х годов она обнаружила историю об асваиге и хаке, а также другие рассказы об асваиге, которые были все еще очень живы среди
филиппинской эмигрантской общины в Калифорнии. Там ей рассказывали старые истории о иампирических существах, и она обнаружила что некоторые из рассказывающих все еще верят в асванга. Это отражало долговременный эффект происшествия 50-х годов, которое многие местные жители, не только хаки, приписывали вампиру. Когда хаки ушли, люди задумались, кто же будет следующей жертвой асваига Некоторые стали носить ожерелье из чеснока, некоторые покинули этот район, а их заброшенная земля перешла к правительству и была использована в программах по перераспределению земель. Несмотря на страх, вызванный этим случаем, все признавали его эффективность в лишении хака поддержки среди населения.
Одна история, рассказанная народом иснег, имеет отношение к происхождению вампира, которого они называли данаг. Согласно этой истории несколько человек работали в поле и сеяли, когда одна женщина вдруг порезала палец. Другая женщина зализала рану и таким образом обнаружила, что ей нравится вкус крови. И она продолжала сосать кровь до тех пор, пока не выпила всю. История завершилась «примечанием», что питье крови заменило занятие сельским хозяйством.
Люди народности тагалог рассказали о вампире, называемом мандуру-го и фигурировавшим в истории «Девушка, у которой было много любви». Молодая женщина, которую описывали как самую красивую на земле, вышла замуж, когда ей было 16 лет. Ее муж, крепкий молодой парень, увял менее чем за год. После его смерти она снова вышла замуж и снова с тем же результатом. Она вышла замуж в третий раз, а потом в четвертый. Четвертый муж уже был предупрежден, и в одну из ночей притворился спящим, держа в руке нож. Вскоре после полуночи он почувствовал, что на нем кто-то лежит, а затем — укол в шею. Он вонзил нож в существо, которое лежало на нем, и услышал крик ужаса и хлопанье крыльев. На следующий день его жена была найдена недалеко от дома с ножевой раной в груди.
Когда после Второй мировой войны филиппинская киноиндустрия развилась, вампиры стали предметом ее внимания. Однако при значительном влиянии римско-католической церкви в фильмах доминировал образ европейского вампира, нежели асванга или связанных с ним филиппинских вампирических персонажей.
Финляндия и вампиры см.: Скандинавия и вампиры
ФИШЕР, ТЕРЕНС (1904-1980)
Теренс Фишер поставил большинство классических фильмов ужасов киностудии «Хаммер Филмз» в 50-е и 60-е годы, включая три очень значительных фильма о вампирах. Нанятый на борт судна по подготовке экипажей «X. М. С. Конвой» в конце 20-х годов, он позже оставил море и до 1930 года работал во многих местах. В 1930 Фишер получил работу на студии «Шепардс Буш». В тот период не было школ, обучающих кинобизнесу, и потому он осваивал свою специальность на практике на протяжении 30-х годов, в основном, как редактор. В 1-Мо году Фишер смог поставить свой первый фильм «Песня для завтрашнего дня». В 1953 году Фишер работал па «Хаммер Филмз» над ранними постановками научной фантастики «Четырехсторонний треугольник» и
«Космические пути». В 1957 году в паре со сценаристом Джимми Стэм-джером, а также с актерами Питером Кашингом и Кристофером Ли, 'он ставил новую версию классического фильма «Юнивёрсэл Пикчёрз» «Франкенштейн». Фильм имел успех, и та же четверка собралась щ, следующий год, чтобы поставить «Дракулу». Этот фильм стал самым запоминающимся в карьере Фишера. Эти и последующие фильмы (Фи. шер, более чем кто-либо иной способствовал этому) создали отличительный стиль «Хаммер» в картинах ужасов в целом и Дракулы/вам-пира в частности. «Ужас Дракулы» стал сенсационно успешным. Благодаря ему в 30 —40-х «Хаммер» была признана главной преемницей «Юнивёрсэл» в жанре ужасов.
Прежде чем сложить свои обязанности перед новой волной режиссеров, Фишер создаст еще более 10 фильмов ужасов на студии «Хаммер» включая «Мумию» (1959) и «Проклятие оборотня» (1961), и впечатляющие продолжения к «Франкенштейну» и «Дракуле». Среди других картин Фишера о Дракуле - «Невесты Дракулы» (1960) и «Дракула -князь тьмы» (1965).
Фишера ценят за огромный вклад в жанр ужасов. Его вклад заметен не только в технической стороне дела. Он первым представил зрителю злые деяния Франкенштейна и Дракулы, а также других классических монстров. Предшественники Фишера оставляли зрителю возможность додумывать происходящее. Хотя Фишер вывел ужасные деяния на экран, он утвердил моральный порядок, который противостоял злу и, в конечном итоге, разрушал его. Технически такие фильмы, как «Ужас Дракулы», вовсе необязательно поднимали целину. Он просто использовал те возможности, которые давала техника в конце 50-х годов, и те возможности, которые предоставляли изменения в социальных устоях, а именно, в том, что можно показать зрителю в картине.
Особенно важно, что картины Фишера привлекли новое поколение поклонников жанра ужасов, а его успех, казалось, отражал уникальность самого предмета, а не оригинальность или выдающийся режиссерский талант. Таким образом, Фишер остался в памяти как хороший мастер режиссуры, но не как великий талант. Однако, обсуждая Фишера, следует помнить и о тех жестких ограничительных бюджетных рамках, в которые его ставила «Хаммер». Например, после того,-как Кристофер Ли стал звездой (в основном, благодаря «Ужасу Дракулы»), Фишер, стесненный в средствах, был вынужден максимально сократить его участие и реплики.
Фишер вышел на пенсию в 1973 году, а в 1980 году умер от рака.
ФЛОРЕСКУ, РАДУ P. (1925-)
Раду Р. Флореску — историк, изучающий Восточную Европу наряду со своим коллегой Раймондом Т. Макнелли, — был одним из самых выдающихся ученых, обративших внимание на Влада-Протыкателя, исторического Дракулу, и его связь с легендой о вампире. Один из его предков, Винтила Флореску, был современником Влада, но поддерживал брата Влада — Раду Красивого, который взошел на трои Валахии в 1462 году, в конце правления Влада.
Казалось, это судьба Флореску — жить скрытой жизнью специалиста по восточноевропейской политике и культуре. Его первой книгой была
«Борьба против России в румынских княжествах» (1962). Однако в начале 70-х годов он объединился со своим бостонским коллегой Раймондом Т. Макнелли для написания работы «В поисках Дракулы» (1972) — популярной книги о мифологическом вампире. Их книга использовала исторические данные о Владе Протыкателе, румынском князе XV века, который ассоциировался с легендой о вампире Брэма Стокера. Несколькими годами ранее Макнелли заинтересовался поисками действительной истории, стоящей за романом Стокера. Поиски привели его к Владу-Протыкателю. После того, как Макнелли присоединился к штату сотрудников Бостонского колледжа, Флореску обнаружил, что они интересуются одним и тем же предметом. В конце 60-х годов они организовали команду с румынскими историками — Константином Гиуреску и Матаи Казаку — и занялись исследованиями о Дракуле и о фольклорном вампире. Было установлено, что в румынском фольклоре о вампире нет намека на Дракулу (до самого последнего времени). Возможно, Стокер узнал о Владе от Арминиуса Вамбери, румынского ученого, которого встретил в Лондоне в 1890 году.
«В поисках Дракулы» была написана как краткий энциклопедический обзор аспектов легенды о Дракуле. Некоторые рецензенты, отмечая недостаток примечаний об историческом Дракуле, предполагали, что Флореску и Макнелли придумали детали его жизни. Подобные отзывы привели к созданию следующей работы — полной биографии Влада, вышедшей под названием «Дракула: биография Влада-Протыкателя, 1431 — 1476». Она была опубликована в 1973 году. Эта работа не только стимулировала последующее изучение жизни князя XV века румынскими историками, но также изменила подход к «Дракуле» в кино. Среди нескольких таких фильмов были две версии «Дракулы» — 1974 года с Джеком Паланса и 1992 года Фрэнсиса Форда Копполы, которые подчеркивали взаимосвязь между Дракулой Брэма Стокера и историческим румынским князем. Ряд недавних романов, в числе которых несколько книг Петера Тремейна и «Дети ночи» Дана Симмонса, выстраивали свой сюжет также в этой связи. Вышедший в 1976 году шведский документальный фильм о Владе с актером Кристофером Ли был озаглавлен так же, как первая книга Флореску и Макнелли.
Флореску продолжил продуктивное сотрудничество с Макнелли. В 1979 году (совпадает с выходом новой версии «Дракулы» (1979) с Фрэнком Лангелла) они завершили пересмотренную версию «Дракулы» под названием «Сущность «Дракулы»: полностью иллюстрированное издание классического романа Брэма Стокера с аннотациями». Это издание выделялось обширным использованием примечаний, которые делал Стокер, когда писал роман. Недавно Флореску и Макнелли издали исчерпывающую презентацию жизни Влада в широком охвате истории XV века- — «Дракула — князь со множеством лиц: его жизнь и время» (1989). Падение правительства Чаушеску позволило усилить связи и сотрудничество между румынскими учеными и их западными коллегами. В 1991 году, основываясь на идее, впервые предложенной в 1970 году Флореску и Макнелли, Курт В. Трептов объединяет румынских, британских и американских ученых для создания антологии современного исследования Дракулы. Вкладом Флореску была его работа под названием «Влад II Дракула и военные кампании Влада III Дракулы в Болгарии 1443- 1462
ФОРЧЭН, ДИОН (1890-1946)
Днон Форчэн, оккультный маг и выразитель концепции психического вампиризма, урожденная Виолет Мари Ферт, родилась в 1890 году к Уэльсе. В очень раннем возрасте она проявила некоторые психические способности, а позже увлеклась спиритизмом, психоанализом и теософией. Около 1919 года она присоединилась к хартии «Альфа и Омега» «Стелла Матутина» («Утренней звезды») — группе, которая свободно поддерживает'связь с «Орденом Гермеса» («Золотой Зари») - ритуальной магической группой. Будучи членом ордена, она приняла магический девиз «Deo Non Fortuna» («При Боге нет удачи»), который позже сократился до «Dion Fortune» - Дион Форчэн, ее мирского имени.
Спустя пять лет, она создала «Братство Внутреннего Света», чтобы привлечь новых членов в «Золотую Зарю», но вскоре откололась от ордена и развила собственную версию магического учения. Она говорила, что имеет контакт с «внутренними проекциями» мудрости, от которых получает братские наставления. Она не только составила уроки для братства, но написала ряд книг, включая «Здравый оккультизм» (1929), «Подготовка и работа вновь обращенного» (1930), «Мистическая каббала» (1936) и «Первосвященница моря» (1938).
В 1930 году Форчэн выпустила одну из своих наиболее популярных книг «Психическая самозащита». Книга родилась из личного опыта руководителя, который получил определенную степень оккультной подготовки в Индии и который пытался оккультными средствами вызвать помощь Фортуны в нескольких низких интригах. В этой оккультной работе Форчэн описала несколько различных случаев психического нападения, свидетельницей которых была, и попыталась их разъяснить, сочтя это своим долгом. Среди элементов психической атаки был вампиризм, нервное истощение и растрачивание тела до уровня «бескровной оболочки — кожи и костей». Форчэн выдвинула на обсуждение оккультный вариант вампиризма. Она предположила, что мастера оккультизма обладают способностью отделять свое психическое «я» от физического тела и присоединять его к другому телу, чтобы получить энергию другого человека. Такие люди затем будут бессознательно тянуть энергию тех, кто их окружает, особенно у тех, с кем они находятся в сильных эмоциональных взаимоотношениях. Нападение психического «я» выражается в следах укусов на физическом теле, особенно вокруг шеи, за мочками ушей и на груди (у женщин). Форчэн верит, что войска из Восточной Европы во время Первой мировой войны имели в своем составе несколько оккультистов. Эти оккультисты после смерти смогли прикрепиться к британским солдатам, которые пережили эту войну, и, таким образом, проложили себе путь в Англию. Форчэн включила художественные фрагменты о случаях психического вампиризма в работу «Секреты доктора Тавернера». Недавно история раннего опыта Форчэн по психической атаке обсуждалась в деталях в книге Джанин Чэпмэн.
ФРАНКЕНШТЕЙН И ЕГО МОНСТР
Среди вымышленных созданий наиболее близок вампиру монстр, созданный Виктором Франкенштейном. В значительном количестве кинокартин присутствовали оба эти монстра. И тот, и другой делили одну и ту же историю, которая восходила к 1816 году, когда был создан монстр Франкенштейна, а вампир значительно видоизменился.
19 июня 1816 года лорд Байрон собрал группу друзей на вилле недалеко от Женены, Швейцария. Застигнутые непогодой, эти люди — Перси Байши Шелли, врач Байрона - Джон Полидори и вторая жена Шелли — Мэри Воллстоуикрафт Шелли — придумали себе развлечение Они сочиняли истории о «привидениях». Тогда у Мэри Шелли полилась идея «Франкенштейна» (впервые опубликован анонимно в 1818 году)- История Байрона легла в основу рассказа Полидори, который в 1819 году был опубликован под названием «Вампир» и под именем Байрона.
Роман «Франкенштейн» — история ученого Виктора Франкенштейна, который собрал и оживил человеческое тело, созданное из частей нескольких трупов. Франкенштейн, хотя и испытывал гордость как изобретатель способа восстановления функций безжизненной материи, не смог совладать с той новой жизнью, которую создал, и отверг свое создание. В ответ создание стало на путь мести и превратилось в монстра, известного и сегодня. Монстр Франкенштейна отличается от вампира, по крайней мере, в одном, но очень важном моменте. Франкенштейн был полностью создан в воображении Мэри Шелли, и в отличие от вампира, не основывался на фольклоре. Развитие истории Франкенштейна происходит из одного романа, в то время как литература о вампире происходит из огромного существовавшего ранее народного знания. Безусловно, Шелли опиралась при создании «Франкенштейна» на некоторые источники, такие, как ранние материалы о роботах и легенда о Го-леме — глиняной фигуре, сделанной и оживленной людьми. И все же, как и литературный вампир, монстр Франкенштейна позволил по-новому осмыслить человеческое положение и стал чрезвычайно популярным. На английской сцене «Франкенштейн» впервые появился в 1823 году, через три года после волны пьес, спровоцированной выходом «Вампира» Полидори. Вскоре после этого появилось несколько других драматических версий «Франкенштейна». Однако в то время, когда выходило множество вариаций историй о вампирах, «Франкенштейн» лишь переиздавался, но не интерпретировался.
«Франкенштейн» пришел на экран в 1910 году в немом фильме кинокомпании Томаса Эдисона, но, к сожалению, копий этого фильма не сохранилось. Несколько других обработок немого фильма было сделано еще до вампира (теперь в виде «Дракула — Франкенштейн» они появились у «Юнивёрсэл Пикчерз»). После успеха «Дракулы» (1931) «Юни-вёрсэл» возродилась. Студия решила, что следующей логически вытекающей картиной должен стать «Франкенштейн», и объявила, что в главных ролях будут заняты Бела Лугоши и Эдвард Ван Слоун (Абрахам Ван Хельсинг в «Дракуле»). Лугоши, поняв природу героя, которого должен будет играть, отказался. Его роль была отдана молодому неизвестному актеру Борису Карлову. Фильм «Франкенштейн» сравнялся по успеху с «Дракулой» и сделал Карлова звездой.
В 1933 году было объявлено, что Лугоши сыграет главную роль в «возвращении Франкенштейна». Теперь это будет сумасшедший ученый. Однако Лугоши снова решил не в пользу этой роли. Фильм пошел в производство снова с Карловым, играющим чудовище, и был выпущен
под названием «Невеста Франкенштейна». Последовало несколько продолжений. К 40-м годам «Юнивёрсэл» также выпустила фильмы об оборотнях. Тогда же они стали объединять в своих фильмах нескольких монстров. В 1944 году в фильме «Дом Франкенштейна» впервые встретились Дракула (Джон Каррадайн), Франкенштейн и Вольфман. Видя конец возможностям монстров, в 1948 году «Юнивёрсэл» объединяет трех монстров со звездами комедийного жанра Бадом Эбботом и Лу Костелло в фильме «Эббот и Кастелло знакомятся с Франкенштейном» (1948). После выхода фильма это трио целое десятилетие не появлялось вместе на экране.
Возрождение «Хаммер». Популярность фильмов ужасов испытала небольшой прилив в 50-е годы. «Хаммер Филмз» купила права на монстров «Юнивёрсэл» и начала переделывать классические фильмы для цветной пленки. В первой попытке выбор пал на Франкенштейна «Проклятие Франкенштейна» (1957) было настолько успешным, что Кристоферу Ли — актеру, сыгравшему монстра, — был предложен' контракт на исполнение Дракулы. Питер Кашинг, сыгравший Франкенштейна, в следующей постановке должен был играть Абрахама Ван Хельсин-га. Она была выпущена в США под названием «Ужас Дракулы». Эти два фильма имели для успеха «Хаммер» столь же большое значение, как и их оригиналы для «Юнивёрсэл». На протяжении последующих двух десятилетий «Хаммер» прославилась фильмами ужасов.
Хотя «Хаммер» никогда не сводила Дракулу и монстра Франкенштейна в одном фильме, другие студии увидели в подобной трактовке потенциал, которым не следовало пренебрегать. В том году, когда «Хаммер» выпустила «Проклятие Франкенштейна», мексиканская студия создала сюжет вокруг собственного Дракулы-Франкенштейна и выпустила фильм «Замок монстров». Это была комедия о недавно поженившейся паре, которая по ходу фильма сталкивается с рядом монстров, включая монстра Франкенштейна и вампира. За ним последовало продолжение -Франкенштейн, вампир и ЦРУ» (1961). Другие встречи Дракулы (или другого вампира) и монстра Франкенштейна (или же подобного существа) произошли в «Секси Пруабетиссимо» (1961), «Полюби меня быстро!» (1964), «Кровавый террор Франкенштейна» (1967), «Вечер бешеного монстра?» (1969) и «La Venganza de las Mujeres Vampiro» (1969). В 60-е годы появился комедийный телевизионный сериал «Манстеры». Его персонажи — глава семьи, Герман Манстер (Фред Гвинн), подобие Франкенштейна, его жена-вампир Лили (Ивон де Карло) и дедушка (Эл Льюис). В ходе сериала дедушка оказался графом Дракулой. В 1966 году по мотивам этого сериала был сделан фильм «Манстер, убирайся домой!» (1966).
В 70-е годы монстр Франкенштейна и Дракула были противопоставлены друг другу в фильме «Дракула против Франкенштейна» (1972), «Capulina Contra los Monstrous» (1972), «Dracula contra Frankenstein» (1972), «Lai Invasion de Los Muertos» (1972) и «Pepitoy Chabelo vs. Los Monstruos» (1973). Однако к началу 70-х годов, связка Франкен-штейн/Дракула выдохлась, и в последующие годы было сделано только две попытки их объединения - «Dracula tan Exarchia» (1983) и «Вой дьявола» (1988). Манстеры ненадолго возродились в фильме «Месть Манстеров» (1981), а также в новом сериале, который шел по телевидению с 1988 по 1991 год.
Дракула и Франкенштейн в художественной литературе.
Среди наиболее интересных аспектов новой волны, возникшей в художественных произведениях, изображающих монстра Франкенштейна, в течение последнего поколения была книга комиксов «Марвел», вышедшая в период возрождения ужасов «Марвел» после ослабления ограничений на этот жанр. Сюжет «Монстра Франкенштейна» был связан с поисками монстром своего создателя. В номере 8 (ноябрь 1973) монстр, теперь живущий в Трансильвании, спасает цыганскую девушку от изнасилования. Он подружился с матерью девушки, и та пообещала помочь в его деле. Вместо этого, она обманом заставляет Франкенштейна помогать ей в освобождении Дракулы из его могилы. У Франкенштейна происходит короткая стычка с Дракулой, после которой вампир исчезает. Франкенштейн возвращается в табор цыган, но находит его разоренным сельскими жителями, которые считали, что вампира вернули цыгане. Рассерженный Франкенштейн борется с сельскими жителями. Они побеждают его и уже собираются сжечь, когда Дракула нападает на другую семью в деревне. Все бросаются за Дракулой, а Франкенштейн убегает. Он выслеживает ускользающего Дракулу до его тайного места и в финальной схватке протыкает вампира колом. Дракула умер... по крайней мере, на тот момент.
Писатели, которые обыгрывали персонаж Франкенштейна в XX веке, редко следовали тому, что предлагали фильмы, и создавали новые вымышленные встречи с Дракулой. Исключением являлся Дональд Глат, который в 70-е годы создал серию новых приключений Франкенштейна. Одно из них — «Франкенштейн знакомится с Дракулой» (1977) — было написано как продолжение «Дракулы» Брэма Стокера. Воскресший после смерти в конце романа Дракула клянется отомстить. Он пытается трансплантировать мозг потомка Абрахама Ван Хельсинга в голову монстра Франкенштейна. Однако монстр отвергает идею трансплантации и набрасывается на Дракулу. Второй роман этой серии так никогда и не был издан.
Самая недавняя встреча монстра Франкенштейна с Дракулой произошла в выпуске книг юношеской литературы «Монстры пятого класса» — серии Мела Гилдена. В первом томе «М — для монстра» (1987) Дэнни Киган, «нормальный» пятиклассник, познакомился с новыми учениками класса. Ими были: С. Д. Байтскай (вампир), Хови Вольвнер (оборотень) и Элиза и Франки Штейн (которые имели более чем мимолетное сходство с Франкенштейном и его невестой). Гилден провел Дэнни и «монстров» через серию приключений. Основной идеей произведения была мысль о необходимости понимать тех, кто не похож на окружающих. Книги сослужили службу и более взрослым читателям, которым по ночам снились монстры и прочие чудовища. Дракула, Франкенштейн и другие монстры были отчасти приручены книгами Гилдена и, приобретя некоторый юмористический блеск, стали частью нашей культуры.
ФРАНЦИЯ И ВАМПИРЫ
Французские письменные источники дают исследователям вампиров весьма ограниченное количество знаний. Среди некоторых историй есть Две, датированные XIV веком и пересказанные Э. П. Эвансом в книге
«Уголовное преследование и смертная казнь животных» (1906) как упомянутые в обзоре Дадли Райта. Первая была о вернувшемся покойнике, который терроризировал город Кадэн. Люди, на которых ом нападал, казалось, были самой судьбой приговорены стать вампирами, как и он. Они отплатили ему тем, что напали на его тело и воткнули в него кол. Но средство оказалось неэффективным. В 1345 году н. э. в Лювэне умерла женщина, которую считали ведьмой. Она превращалась в различных животных и нападала на людей. По сообщениям, открыв ее могилу, люди увидели, что она проглотила накидку, покрывающую лицо Когда накидка была вытащена из могилы, на ней оказались пятна крови. Ее тоже проткнули колом, но и в этом случае эффекта не последовало. Она использовала кол как оружие, когда разгуливала но городу Наконец, она была уничтожена огнем.
Во французском фольклоре также был мелюзин — существо, близкое к классической фигуре ламии. Как сообщалось, Мелюзин была дочерью короля Элинаса и его жены-волшебницы. Рассердившись на отца, она и ее сестры обратили магию против родителей. За это мать превратила ее в получеловека-полузмею. Мелюзин должна была оставаться в таком виде до тех пор, пока не найдет человека, который женится на ней при условии, что никогда не будет видеть ее в субботу (когда появлялось ее змеиное тело). Она нашла такого человека в лице Раймонда из Пуату, и, выйдя за него замуж, использовала магию, чтобы помочь ему создать королевство. Проблема возникла, когда у них появились дети — каждый из них имел отклонения. Ситуация стала острой, когда один из них сжег аббатство и убил сотню людей. В гневе Раймонд открыл, что знает секрет Мелюзин. Она приняла на себя проклятие и была обречена летать по воздуху до судного дня. Пока замок не пал, она должна была появляться перед смертью каждого наследника Раймонда и излагать свои жалобы. Таким образом, она стала банши — плачущим духом дома Лузигнанов. Даже после того, как замок пал перед французской короной, люди говорили, что Мелюзин появлялась перед смертью французского короля. Она не была вампиром, но указала то направление, в котором развивался, по меньшей мере, один из более старых вампиров. Появившаяся во Франции в конце XVII века идея вампира была незнакомым предметом. Впервые эта тема возникла в 1693 году, когда польский священник обратился к ученому штату Сорбонны за советом, как он должен поступать с телами тех, которых определили как вампиров. В том же году во французском периодическом издании «Меркюр Талант» появилось сообщение о вампирах в Польше. Спустя поколение, в 1737 году, были опубликованы «Еврейские письма». Они включали запись о нескольких знаменитых случаях вампиризма в Сербии (по ошибке сообщалось, что в Венгрии). Однако вопрос о вампиризме не стоял перед французской общественностью до появления в 1746 году публикации Дома Августина Кальме «Размышления о появлении ангелов и духов, н привидений, и вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии».
Этот трактат французского схоласта, знающего Библию, продолжил дебаты о вампире, которые начались в немецких университетах. Завершился спор принятием отрицательного вывода относительно существования вампиров. Кальме призвал подойти к теме с более библейским и науч ным взглядом и настаивал на ее дальнейшем изучении. Хотя и не принятая коллегами книга Кальме была очень популярна, переиздавалась в 1747 и 1748 годах и была переведена на несколько иностранных языков.
Кальме перенес дебаты в парижские салоны и вскоре обнаружился ряд клеветников. Вольтер прореагировал саркастически и настоящими кровопийцами назвал коммерсантов. Дидро следовал той же линии. Только Жан-Жак Руссо аргументировал в поддержку Кальме и его рационального подхода к доказательствам.
Французские вампиры. Никакой обзор французских вампиров не был бы полным без упоминания нескольких исторических фигур, на которых ссылались как на настоящих вампиров. Возглавляет этот список Жиль де Рэ (1404—1440). Герои Франции, де Рэ, был блестящим генералом, который сражался вместе с Жанной Д'Арк, но он был также известен, как человек со склонностями убийцы-садиста. Он замучил и убил несколько молодых людей (и несколько девушек), получая огромное сексуальное удовлетворение в этом процессе. Он также практиковал какую-то форму сатанизма. С большим трудом его удалось осудить. По вынесении приговора он был удушен, а тело его сожжено.
Несколько иным был виконт де Мориэв, французский дворянин, который по странному везению, сохранил свои поместья в период Французской революции. После революции он ожесточился в отношении к простым людям, убивая своих слуг одного за другим. Наконец, он был убит. Вскоре после его похорон неожиданно умерли несколько детей. Согласно отчетам, на них были следы нападения вампира. Эти сообщения продолжались в течение 72 лет. Наконец, его внук решил расследовать обвинения в вампиризме в адрес деда. В присутствии местных властей он открыл склеп. В то время как другие тела подверглись вполне ожидаемому разложению, тело виконта было лишено признаков распада. Лицо было цветущим, в сердце и груди была кровь. Выросли новые ногти, а кожа была мягкой.
Тело извлекли из места упокоения и в сердце воткнули белый шип. Хлынула кровь, и тело издало стон. Останки затем были сожжены. С того дня сообщения о необычных смертях детей прекратились. Д. А. Мидл-тон, первый исследователь жизни де Мориэв, обнаружила, что он родился в Персии, женился на индианке, а позже переехал во Францию и натурализовался. Она полагала, что вампиризм он привез с собой с Востока.
Если случай де Мориэв нес в себе много элементов традиционного европейского вампиризма, то случай Франсуа Бертрана — нет. В течение 40-х годов XIX века Бертран, сержант французской армии, раскопал несколько могил в Париже, прежде чем был схвачен в 1849 году. После раскапывания могил он обращался с телами как вурдалак. Его история стала основой знаменитого романа «Оборотень Парижа» (1933) Ги Эндора.
Литературный вампир. Французским вкладом в миф о вампире стало развитие литературного вампира. Вскоре после публикации «Вампира» (1819), написанного Джоном Полидори, но ошибочно приписанного лорду Байрону, копии этого произведения прибыли в Париж. Оно было оценено как великое произведение Байрона и вдохновило некоторых представителей литературной элиты, особенно Шарля Нодье, который написал своего «Вампира» — драму на основе истории Полидори — и создал вампира-звезду лорда Рутвена. «Вампир» привел к созданию дру-iiix парижских вампирических пьес. Некоторые из них были созданы в жанре фарса и переведены на английский язык для показа в Лондоне.
Через Нодьс вампир вошел но французскую романтическую литературу. Романтическое исследование человеческого подсознания, часто осуществляемое при помощи наркотиков, влияющих на сознание, вскоре вскрыла негативный аспект человеческой психики. Вампир появился как символ темной стороны человеческой природы, и большинство французских романистов использовали его именно в этом качестве. В 1836 году Теофиль Готье написал историю о вампире «Мертвая возлюбленная» (в английском варианте «Прекрасный вампир», или «Клэронд») и поэму «Желтые ушибы». Поэт Шарль Бодельер сочинил несколько вампири-ческих стихотворений, включая «Вампира» и «Метаморфозы вампира», опубликованные в 1857 году. Александр Дюма, последний представитель этого поколения романтиков, завершил вампирическую тематику рассказом «История бледной женщины» и драматической версией «Вампира» (1851). В ту же эпоху Алексей Толстой, первый русский писатель вампирических историй, опубликовал свои романы «Упырь» и Семья вукодлака» на французском языке. Они были очень популярны в салонах Парижа.
С середины XIX века вампиры лишь изредка появлялись во французских романах. Два романа о вампирах - «Вампир» (1867) и «Город вампира» (1875) - написал Поль Феваль. Среди более поздних авторов были Гюстав Леруж «Война вампиров» (1909), Жан Мистлер «Вампир» (1944), Морис Лема «Я — вампир» (1996), Клод Клотц «Париж -вампир» (1974) и Кристин Ренар «Повседневная жизнь морского дьявола» (1977). Но хотя французские авторы не часто обращались к теме вампира, во Франции были переведены и опубликованы многие английские романы, включая книги Стивена Кинга и Анны Райе.
Вампир кинематографа. Франция создала два самых ранних фильма о вампирах. «Вампир» (1914) был немым фильмом, повествовавшим о человеке, который пытался разыскать летучую мышь-вампира, чтобы убить свою жену. «Вампиры» (1915) — 10-серийный сериал, построенный вокруг тайного общества суперпреступников. В главных ролях снимались Эжен Эйме — Большой вампир, и Жульет Мюсидора — Ирма Веп (анаграмма вампира). После этих ранних фильмов о вампирах пройдет еще 30^ лет, прежде чем появятся следующие. Сразу же после Второй мировой войны Жан Пенлэв поставил документальный фильм «Вампиры». Еще через 20 лет во Франции был создан целый ряд картин о вампире, большинство из которых сейчас забыто. Среди них стоит отметить картину Роже Вадима «Умереть от удовольствия» («Кровь и розы»), переделанный вариант истории Шеридана Ле Фэшо «Кармилла», в главной роли снялась жена режиссера Аннет Вадим.
Французские фильмы отличались постоянным проталкиванием на экран откровенной обнаженности и секса. «Умереть от удовольствия» предложил путь' работе Жана Роллэна, французского режиссера, который особенно часто использовал тему вампира. Его первый полнометражный фильм «Насилие вампиров» начал серию все более откровенных фильмов, которые стали самыми примечательными из всех фильмов о вампирах. За «Насилием вампиров» последовали «Обнаженный вампир» (1969), «Секс и вампиры» (1970) и «Культ вампира» (1971). На протяжении 70-х годов он создал «Реквием по вампиру» (1972), «Кровавые губы» (1974), «Очарование» (1979). Его последний фильм о вампире - «Мертвый-живой» - вышел в 1982 году.
Роллэн создал эпоху французского кино о вампире. Затем он перешел к другой тематике, а преемников было мало. К недавно вышедшим
французским фильмам о вампирах относятся: «Прекрасная пленница» (1983), «Сександруад» (1987), который сочетает секс, научную фантастику и вампиров, и «Детская кровь» (1990).
Массовая культура. Как в Северной Америке и Великобритании, вампир вошел и в массовую культуру Франции. Особую роль в этом процессе сыграли комиксы. В 70-е годы истории о вампирах начали появляться в таких комиксах, как «Таинственный дом» и «Замок с привидениями». Среди ранних независимых выпусков был специализированный, состоящий из 12 частей «Жакула: праздник в морге» — перевод итальянского комикса для взрослых 1969 года. Французские комиксы развились в лучшие образцы книг комиксов. Вампиры в них, безусловно, не были так популярны, как в США, но периодически появлялись. Самые значительные из недавних выпусков — «Носферату» (1989) Филиппа Друйе (также переведен на английский) и «Сын Дракулы» Ж. Рибера (1991). Современные французские ученые и писатели объединились в попытке просветить общественность относительно вампиров и вампиризма. Это начинание возникло на заре 60-х годов и связано с публикацией двух книг — «Вампиры» Тони Фэврэ и очень популярной, переведенной на английский и испанский «Вампир» Орнеллы Вольта. За этими первыми попытками последовали такие книги, как «Оборотни и вампиры» Роланда Вилльнева (1963), «В поисках вампира» Франсуазы Р. Дюма (1976), «Вампиризм» Роберта Амбелэна (1977), «Культ вампира сегодня» Жана Поля Бурре (1978), «Человеческий вампиризм» Роже Делорм (1979) и «Дракула и вампиры» Бурре (1981). Жак Финнэ включил в свою библиографию 1986 года обширный список французских изданий о вампирах.
ФРИД, ДЖОНАТАН (1924-)
Джонатан Фрид — актер, который играл вампира Барнабаса Коллинза в «Темных тенях», оригинальном дневном сериале «Эй-би-си Ти-Ви» — родился в Гамильтоне, Онтарио, Канада. Фрид дебютировал на сцене в юношеском возрасте в школьной постановке «Соперников» по Шеридану. Однако только будучи моряком канадского военного флота во время Второй мировой войны, он принял решение продолжать карьеру актера. После войны Фрид переехал в Лондон, чтобы обучаться в Королевской академии Драматического искусства. В Англии он снялся в эК. своем первом фильме «Третий человек». В 1950 году Фрид снова переехал в Канаду и поступил в Академию искусств Торонто. В 1957 году он закончил Йелль со степенью магистра изящных искусств и со специализацией по режиссуре.
Затем Фрид поселился в Нью-Йорке, где в течение последующего десятилетия сыграл в нескольких сценических постановках. Здесь он прославился шекспировскими ролями. В 1967 году вместе с Рэем Мил-ландом он появился в постановке «Враждебный свидетель». После окончания гастролей вернулся в Нью-Йорк и планировал переехать в Калифорнию - его карьера в Нью-Йорке застопорилась и Фрид решил поискать место учителя на Западном побережье.
Джонатан Фрид в роли Барнабаса Коллинза, главного вампира телевизионного сериала «Темные тени»
Однако прежде чем ему представилась возможность уехать в Калифорнию, он получил предложение присоединиться к группе артистов «Темных теней». Работа в «Темных тенях» должна была занять всего несколько недель. И Фрид пошел на собеседование. Кроме того, это была возможность заработать некоторую сумму, с которой было проще начинать на новом месте. В этот момент рейтинг шоу упал и Эй-би-си угрожало закрытие. Чтобы поддержать рейтинг, продюсер шоу Дэн Куртис решил проэкспериментировать с дополнительными сверхъестественными элементами в сюжетной линии. До этого он удачно ввел привидения и решил добавить вампира. Фрид в роли вампира Барнабаса Коллинза начал появляться в апреле 1967 года. Зрительская аудитория откликнулась, и рейтинг постепенно пошел вверх. К лету каждому стало ясно, что «Темные тени» — хит, и закрутилась индустрия различных товаров для поклонников шоу.
Фрид играл роль Барнабаса Коллинза в течение последующих 4 лет до тех пор, пока шоу не было окончательно закрыто в 1971 году. Он также снимался в первом из двух фильмов, основанных на этом шоу, — «Дом "темных теней"» (1970). В конце фильма Барнабас Коллинз был убит. Во втором фильме «Ночь "темных теней"» вампиров не было, в нем участвовали другие персонажи «Темных теней». Хотя, благодаря «Темным теням» Фрид получил статус звезды, по их окончании он почувствовал на себе ограничения своего типажа, который затрудняет иыбор новых ролей.
Введенный по ходу шоу персонаж Фрида стал фирменным образом «Темных теней». Его лицо было на всех рекламных материалах, включая первый фильм «Темные тени». Более 30 книг в мягких обложках было написано на основе этого шоу автором из «Арлекина» Даниэлом Россом. И почти на всех была фотография Фрида. Он украшал обложки большинства выпусков комиксов «Темных теней» (первый комикс о вампирах, вышедший после снятия запрета на вампиров в 1954 году). Вскоре после его появления в шоу был выпущен «Набор вампира Барнабаса», с изюминкой в виде темной трости.
После закрытия шоу Фрид имел ограниченный выбор ролей. Он пытался отдалиться от «Темных теней» и роли Барнабаса Коллинза. Его не прельщало положение Бела Лугоши, пойманного в «ловушку» образом Дракулы. Фрид сыграл в сценическом спектакле «Убийство в соборе» и в двух фильмах — «Дочь дьявола» (1972) и телевизионном фильме Эй-би-си «Захват» (1974) — первом фильме режиссера Оливера Стоуна. Однако большая часть времени Фрида была отведена трем личным шоу — «Враги и дураки Джонатана Фрида», «Шекспировская одиссея» и «Фридикулознес». С этими шоу он гастролировал по стране. В их программе исполнялись отрывки из Шекспира, юмористические вещи и классические сцены ужасов, таких авторов, как Эдгар Аллан По. В 1986 году он присоединился к группе «Все звезды на Бродвее» в возрожденном спектакле «Мышьяк и старое кружево» и гастролировал с компанией весь следующий год.
Однако образ Фрида-Коллинза не исчез. Когда вышел объединенный показ «Темных теней», новая аудитория наслаждалась Барнабасом Коллинзом. В 80-е годы несколько удивленный (как и большинство обозревателей) продолжающимся интересом к «Темным теням» Фрид участвовал в первом фестивале «темных теней» и с тех нор стал его частым гостем.
|