Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.
Чедайп см.: Индия и вампиры
ЧЕЙНИ, АЛОНСО ЛОН (1893-1930)
Алонсо Лон Чейни — актер, известный многочисленными выдающимися характерами, созданными им в сотнях немых картин, выпущенных в первое десятилетие XX века. Это тот самый актер, который сыграл вампира в первом американском полнометражном художественном фильме. Родился он 1 апреля 1893 года. Оба родителя Чейни были глухими, а большую часть его детства мать была прикована к постели. Чейни развил способности актера немого кино. Ежедневное общение с матерью, безусловно, оказало влияние на формирование у Чейни актерских навыков, незаменимых для актера немого кино. В 1901 году он, будучи еще мальчиком, начал актерскую карьеру на сцене. Он сыграл множество ролей и увлекался возможностями передачи характеристик личности через грим.
Свою первую кинороль Чейни сыграл в фильме «Кончина бедного Джейка» (1913). Затем «Юнивёрсэл Пикчерз» подписала с ним эксклюзивный контракт (на 5 долларов в день) и до конца десятилетия обеспечивала его ролями, в общей сложности он появлялся более чем в 100 фильмах. В 1919 году он исполнил свою первую главную роль — роль мнимого хромого в «Чудо-человеке». Самым большим успехом Чейни стали роль Квазимодо в фильме «Горбун из Нотр-Дам» (1923) и главная роль в фильме «Призрак в опере» (1925).
Несколько раз Чейни работал с режиссером Тодом Браунингом. Их первая совместная работа — фильм «Вне закона» (1921). Однако, алкоголизм Браунинга мешал их постоянному сотрудничеству. Это было уже второе столкновение Чейни с алкоголизмом. Ранее он развелся с женой и взял опеку над сыном, потому что она слишком привязалась к бутылке. В 1925 году Чейни подписал долгосрочный контракт с «Эм-джи-эм». Вскоре после этого он вновь в команде с Браунингом сделал фильм «Порочная тройка». С «Юнивёрсэл» он работал еще лишь раз в фильме «Горбун из Нотр-Дам».
Лон Чейни в «Лондоне после полуночи»
В 1927 году Браунинг и Чейни объединились последний раз в «Лондоне после полуночи». Чейни играл две роли - вампира и полицейско го инспектора из Скотланд-Ярда. Как полицейский сыщик, Чейни разрабатывал схему по обнаружению убийцы. Он решился выдать себя з; вампира и, тем самым, заставить истинного убийцу проявить себя. Когда это произошло, Чейни сбрасывает с себя искусно сделанный грим и предстает инспектором.
Роль в фильме «Лондон после полуночи» была единственной ролью Чейни в амплуа вампира. Однако это не должно было быть так. В 1930 году он сделал переход к новой звуковой версии «Порочной тройки» режиссер Джек Конвей. Тем временем Браунинг снова вернулся ш «Юнивёрсэл», которая, в конечном итоге, получила киноправа на «Дра-кулу». Студия объявила о сотрудничестве Браунинга и Чейни в этом фильме. К сожалению, Чейни был болен раком и 26 августа 1930 года еще до утверждения на роль, он умер. В 1957 году вышел биографиче ский фильм о Чейни — «Человек с тысячью лиц» с Джеймсом Кэгнеем в главной роли.
ЧЕСНОК
Считается, что так же как и к распятию, вампиры имеют ужасное отвращение к чесноку. Введенный в область литературы в романе Брума Стокера чеснок стал центральным предметом в развитии мифа о вампире в XX веке. Чеснок был первым средством, которое применил Абрахам Ван Хельсинг в случае с Люси Вестенрой. У Ван Хельсинга имелся ящик в рассадой чеснока, присланной из Голландии, и он украсил цветущим чесноком комнату Люси. Он повесил его вокруг шеи Люси и сказал ей, что есть много доброго в этом маленьком цветочке. Чеснок действовал до тех пор, пока мать Люси, не зная предназначения этих цветов, сорвала их с ее шеи.
Чеснок был решающим элементом в убийстве вампира. После протыкания тела вампира колом и обезглавливания, чеснок помещали в рот. Фактически именно так Ван Хельсинг и поступил с телом Люси. Такой подход был эффективным, необходимость в нем существовала только в борьбе с недавно созданными вампирами, потому что старые (Дракула и три женщины из замка Дракулы) распадались в пыль уже после того, как в них втыкали кол. Идею использования чеснока после обезглавливания, Стокер почерпнул в книге Эмилии Жерар «Страна за лесом». В книге отмечалось, что этот метод использовали румыны в случаях трудно искоренимого вампиризма (т. е. таких, которые не могли быть устранены без расчленения тела).
Чеснок — вид лилецветных, использовался с древних времен как лекарственное растение. Он обладает репутацией мощного целительного средства, а в народе ему приписывали некоторые магические свойства — способность защититься от чумы и различных сверхъестественных сил. В районах проживания южных славян он стал известен как одно из действенных средств против демонических сил, ведьм и колдунов. Согласно поверью, чеснок был дан человечеству Святым Андреем.
В южнославянских государствах и соседней Румынии чеснок неотделим от мифа о вампире. Он использовался как для распознавания вампиров, так и для предотвращения их нападений. Вампиры, тайно проживающие в общине, могли быть установлены по их нежеланию есть чеснок. В 70-е годы румынские помощники посоветовали Гарри Сенну разместить в церкви чеснок и наблюдать, кто не станет его есть. По их мнению, этого вполне достаточно для распознавания вампира, который притаился в общине.
Вампиры в этих регионах были особенно активны на кануне дней Святого Андрея и Святого Георгия. В эти дни окна и другие входные отверстия в помещениях смазывались чесноком, который бы отпугивал вампира. Скоту также делалось чесночное обтирание. В некоторых общинах чеснок смешивали с едой и кормили скот перед каждым значительным праздником. Если недавно умершее лицо подозревалось в вампиризме, его рот могли набивать чесноком или же просто класть чеснок в гроб. Если обнаружение вампира и необходимость его уничтожения требовали выкапывания его тела, то вампиру грозило обезглавливание, а чеснок могли положить в рот или в гроб.
Чеснок был очень важен и в Восточной Европе, где служил универсальным защитным средством против вампиров и вампирических существ. Он появился в фольклоре Мексики, Южной Америки и Китая. На протяжении XX века чеснок стал одним из наиболее известных предметов,
упоминаемых в связи с вампиризмом. В то время, как распятие медленно исчезало из списка антивампирического оружия, чеснок, не являвшийся сакральной святыней, удержался в этом списке. Иногда, как в книге и фильме «Потерянные парни», эффективность чеснока отрицалась, но чаще он появлялся как уникальное средство по обнаружению вампира или предотвращению его появления.
ЧЕТВИНД-ХЕЙС, РОНАЛЬД ГЕНРИ ГЛИНН (1919-)
Рональд Генри Глинн Четвинд-Хейс — писатель коротких рассказов ужасов и составитель антологий, родился в Милдесексе, Англия, в семье Роуз Мей Купер и Генри Четвинд-Хейс. Он вырос в Англии и после службы в Британской армии во время Второй мировой войны начал работать на распродажах. Его первый роман «Человек с бомбы» появился в 1959 году. На протяжении 70-х годов он заявил о себе как о популярном писателе и составителе антологий историй ужасов. Первый рассказ Глинна о вампире «Прапрадедушка снова идет» появился в 1973 году в сборнике его рассказов «Тихий ужас».
В 70-е годы он редактирует более 20 книг с историями ужасов, привидениями и монстрами, а также издает несколько сборников своих собственных работ. Также продуктивно он работает и в 80-е годы. Самыми примечательными среди его работ являются: «Клуб монстров» (1975), в 1980 году экранизированный с такими киноактерами, как Джон Каррадайн и Винсент Прайс (который играл автора). В 1980 году пишет роман о вампире «Участник», а позже издает две антологии рассказов о вампирах — «Дети Дракулы» (1987) и «Дом Дракулы» (1988). В 1988 году за свои достижения Четвинд-Хейс получает награду Брэма Стокера от организации «Писатели ужасов Америки».
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА, СЛОВАКИЯ И ВАМПИРЫ
Первое историческое государство на территории, которую сейчас занимают Чешская республика и Словакия было основано племенами, которые поселились в горном районе к северу от сегодняшних Австрии и Венгрии. Государство, основанное в VII веке, двумя веками позже вошло в состав Великой Моравской империи, которая в 863 году н. э. приняла Кирилла и Мефодия, христианских миссионеров, на своей земле. Находясь среди чехов и словаков, они читали проповеди и обучали людей на их родном славянском языке. Однако римский католицизм, а не восточное православие, доминировали в церковной жизни, и латинский, а не старый древнеславянский, стал языком молитв. Моравская империя распалась в начале десятого века, и Словакия стала частью Венгрии. После периода нахождения под германским управлением, Чешское государство вновь появилось как Чешское королевство (Богемия). Как и Польша, Чехия и Словакия стали римско-католическими.
Богемское королевство существовало на протяжении средних веков, но в XVI веке постепенно перешло под австрийское управление и в следующем веке вошло в состав империи Габсбургов. В конце XVIII века возрождение чешской культуры привело и к возрождению чешского
национализма. Наконец, в 1918 году, в конце Первой мировой войны Чехосювакия была создана как независимое государство. В таком виде государство просуществовало почти весь XX век, хотя тысяча лет раздельного политического существования вбили существенный клин межчехами и словаками. После Второй мировой войны коммунистическое правление заменило демократическое правительство, которое существовало с 1918 года. Коммунистическая система была отменена в 1989 году, и вскоре после этого Богемия и Моравия разделились со Словакией. 1 января 1993 года появились два отдельных независимых государства - Чешская республика и Словакия.
Вампиры в Чешской республике и Словакии. Вампир в Чехии и Словакии зовется упырь, и реже нелапси, — это разновидность словацкого вампира. Верили, что упырь имеет два сердца и, таким образом, две души. Присутствие второй души можно было обнаружить по гибкости тела, открытым глазам, двум локонам волос и розовому цвету лица. Самый ранний рассказ о чешском вампире был записан Генри Мором в 1653 году. События имели место в конце 1500 года и касались торговца Йоханнеса Кантиуса (или Кунца), который беспокоил семью и соседей сразу же после своей безвременной смерти. Кантиус жил в городе Пенщ (в настоящее время Хорни Бенесов). Сын его жил в Ягердорфе (теперь Крнов), в той части Моравии, где господствовали лютеранские протестанты.
Дом Августин Кальме включил сообщения о вампирах из Богемии и Моравии в свой знаменитый трактат 1746 года. Он отмечал, что в 1706 году трактат о вампирах «Magia Posthuma» был опубликован в Ольмут-це (Моравия) Чарльзом Фердинандом Шерцом. «Magia Posthuma» отражала ряд происшествий с вампирами, которые здесь появились как приносящие несчастье духи, нападавшие на своих бывших соседей и деревенский скот. Некоторые сообщения были из разряда классических кошмарных нападений, сопровождавшихся болью и чувством удушья и сдавленностью в области шеи. Те, на кого нападали таким образом, бледнели и слабели. Другие истории были об эффекте полтергейста, о предметах, которые кто-то разбрасывал по дому, и о вещах умершего человека, которые двигались таинственным образом. Один из самых ранних и эффектных случаев рассказывал о человеке, жившем в XIV веке в богемской деревне Блоу (Блау). Как вампир он заходил к своим соседям, и после его посещений они умирали в течение 8 дней. В конце концов, жители деревни выкопали тело этого человека и воткнули в него кол. Однако этот человек посмеялся над ними и поблагодарил за то, что они дали ему палку, которой можно отгонять собак. В эту же ночь он вынул палку из своего тела и вновь начал являться к людям. После еще нескольких случаев смерти, его тело было сожжено. Только тогда его визиты прекратились.
Юриста Шерца более всего интересовали поступки жителей деревни, которые, учиняя самосуд, расчленяли и сжигали тела. Он доказывал, что в случаях экстраординарных, прежде чем расчленить тело, необходимо соблюсти всю процедуру закона. В этот процесс должно было входить обследование тела любого, кто подозревался в вампиризме врачами и богословами. Разрушение вампира путем сжигания должно проводиться как официальный акт общественным исполнителем.
Монтегю Саммерс не был впечатлен доказательствами обвинения в случае вампиризма, подробно изложенном графом де Кадрерасом, который в начале 20-х годов XVIII века австрийским императором был назначен наблюдать за событиями в Хайдаме — городе, расположенном около венгерской границы. Граф расследовал ряд случаев с людьми, которые умерли много лет назад (в одном случае 30 лет, а в другом 16) и о которых говорили, что они возвращаются, чтобы нападать на своих родственников. Когда их откопали, каждый из них демонстрировал все признаки запоздалого разложения, включая и поток «свежей» крови при rOcv разрезании тела. С согласия графа каждое тело было обезглавлено (или
же в череп были вбиты гвозди), а затем сожжено. Сохранились пространные документы, сообщающие об этих случаях императору, а также длинное повествование, приложенное графом для официального органа университета Фрибурга.
Вряд ли когда-либо будет возможным установить этот город — Хайдам. Ни одно место не было зафиксировано под таким названием. Более убедительно звучит предположение, что это название произошло от слова «хайдамак» (гайдамак) — украинского слова, означающего «отверженный», или «грабитель». «Гайдамак» произошло от славянского 1 «гайдук» и относилось к неимущему классу людей, которые организовывались в свободно формирующиеся группы и жили за счет грабежа.
В конечном итоге, австрийские правители Габсбурги наняли их для i охраны особенно удаленных границ. Этот самый Хайдам, возможно, имел отношение к земле гайдамака, а вовсе не к определенному городу с таким названием.
Недавно, в середине XX века, собиратель фольклора Ян Мьяртан сообщил, что вера в вампиров все еще жива в Словакии. Считали, что вампир может сосать кровь у своих жертв (люди или скот) и душит их. Верили, что вампир способен убивать просто взглядом (злой глаз), и жертвами этого злого глаза называли целые деревни. Путем укладывания различных предметов в гроб (монеты, христианские символы, различные травы и вещи умершего) люди пытались предотвратить воскрешение человека, подозреваемого в вампиризме. В отверстия тела клали семена мака или просо и прибивали гвоздями одежду и волосы к гробу. В конце концов, голова или сердце могли быть проткнуты железным или дубовым колом, шляпной булавкой или каким-нибудь шипом, например, боярышника. Тело выносилось вперед головой к могиле, вокруг которой были разбросаны семена проса или мака. Семена также рассыпали на дороге к дому, а по возвращении домой проводили различные ритуалы, при этом обязательно нужно было обмыть руки, а затем подержать над печкой. Если эти процедуры с первого раза не давали эффекта, то семья умершего повторяла их снова.
Современное знание о вампире. Как и в других славянских странах, вера в вампира отошла к сельским районам Чешской республики и Словакии в XX веке. Она эпизодически проявилась в период чешского культурного возрождения в XIX веке в форме знаменитого рассказа «Вампир» Яна Неруды (1934—1891). В последние десятилетия стал известен еще один писатель художественных произведений ужасов — это чешский психиатр Йозеф Несвадба. Сборник его рассказов на английском языке был опубликован в 1982 году под названием «Вампиры Лимитед».
Чиан-ши см.: Китай и вампиры
Чурела см.: Индия и вампиры
|