Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.
Швеция и вампиры см.: Скандинавия и вампиры
ШЕКЕЛИСЫ
Описывая себя Джонатану Харкеру, Дракула использовал название шекели. «Мы, шекелисы, имеем право быть гордыми», — утверждал он в начале длительного рассуждения о роли его народа в истории Трансиль-вании. По мере продолжения он начал обсуждать семью Дракулов -об одном из моего народа, который пересек Дунай и бил турок на их собственной земле» (глава 3). Это рассуждение поднимает множество вопросов об отношении Дракулы, художественного персонажа, созданного Брэмом Стокером, со средневековым румынским правителем Вла-дом-Протыкателем.
Шекелисы (или шеклерсы) были отдельной группой, которая возникла в Трансильвании среди венгерских племен, пришедших в эту область в конце IX века. Другие предполагают их независимое происхождение, возможно, как оторвавшейся группы булгар, которые завоевали этот регион в VII веке. Шекелисы претендуют на довенгерское возникновение. Изначально они поселились на юго-востоке Трансильвании, но в 1224 году нашей эры мигрировали на север и обосновались в горах на востоке. Шекелисы образовали первую линию защиты для венгров, которые управляли трансильванской равниной к западу, и у них была репутация необыкновенно храбрых и неистовых в сражениях воинов. Они участвовали в установлении Союза Трех Наций в 1437 году, который состоял из венгров, шекелисов и немцев, в качестве правящего большинства, и создавал пространство для римско-католической, реформистской и лютеранской церквей. Это самое соглашение лишило румын гражданских прав и игнорировало их восточно-православную веру.
После определения Дракулы как шекеля, Стокер поместил его замок около перевала Борго, в северо-восточной Трансильвании, около границы Украины — там, где господствовали шекелисы. Таким образом, Стокер правильно направил Харкера в самое подходящее место для поисков дворянина-шекеля. Проблема возникла в определении этого дворянина, графа Дракулы, как исторического правителя Валахии, князя Влада-Протыкателя или Дракулы (сына Влада Дракула). Если Стокер намеревался увидеть своего персонажа как романизированную версию Влада,
то он безнадежно перепутал две исторические реалии. Влад-Протыка-тель родился в южной Трансильвании, был румыном и правил в Валахии — области, пересекающей Карпатские горы к югу от Трансильвании. Он не был ни венгром, ни шекелем. Его замок находился около Кури де Агре в Валахии, а вовсе не у перевала Борго. Скорее всего, Стокер рассматривал венгерскую и румынскую историю и фольклор в менее точных определениях и заимствовал элементы и у одного, и у другого (а также и из других источников) для создания вымышленного мира, населенного его вампирическим созданием. Проблема определения Влада-Протыкателя как воина шекелисов или как валахского князя достаточно отображена в начальных сценах «Дракулы Брэма Стокера» — фильме, который безнадежно путает географию Румынии, пытаясь объединить историю Влада-Протыкателя с историей Дракулы.
ШЕПАРД, ЛЕСЛИ АЛАН (1917-)
Лесли Алан Шепард писатель и основатель «Общества Брэма Стокера» — начал свою профессиональную деятельность как специалист по документальным фильмам в 50-е годы. Он поставил и снял ряд фильмов. В 1958-1959 годах он был в Индии и изучал йогу и индусскую метафизику. С момента возвращения из Азии был членом индусского сообщества в Англии.
В 70-е годы Шепард добился признания Брэма Стокера в Ирландии, как играющего постановщика произведений драматурга Генри Ирвинга и как замечательного ирландского писателя. В 1977 году был опубликован сборник рассказов о вампире Шепарда «Книга Дракулы: великие истории о вампире». Он также собрал первые издания Стокера и другие памятные вещи и в 1980 году основал «Общество Брэма Стокера» — литературное общество в поддержку признания Стокера и других готических ирландских авторов, таких, как Шеридан Ле Фэню (1814 — 1873) и лорда Дансани (1878—1957). Вскоре после основания общества Шепард выпустил второй том вдобавок к своей ранней работе — «Книга Дракулы: великие истории ужасов» (1981). Его собрание материалов о Стокере теперь постоянно выставляется в Музее писателей на Парцелл Сквэа в Дублине.
В конце 70-х годов Шепард начал то, что, возможно, было его самым главным вкладом в литературу — он стал автором «Энциклопедии оккультизма и парапсихологии» (1978). Теперь в своем третьем издании (1991), энциклопедия выросла в значительный справочный труд для ознакомления с этой сферой. Работая над первым изданием, он написал книгу «Как защитить себя от черной магии и колдовства» (1978).
ШТРИГА (СТРИГА)
Штрига была вампироподобным существом, обнаруженным в Албании. Она была подобна стригону — ведьме, живущей среди южных славян, особенно в Словении, стригои — в Румынии и въештице — из Черногории. Хотя Албания и не славянская страна, албанская мифология хитро переплелась с мифологией славянских соседей. Слово «стригия»
произошло от латинского метрике», кричащая сова, которое относилось к летающему демону, нападающему по ночам.
Албанская стригия обычно принимала образ женщины и проживала неопознанной в обществе. Ее было трудно распознать, хотя верным знаком были седеющие волосы у молодой девушки. Она нападала по ночам, обычно в виде животного, такого, как ночная бабочка, муха или пчела'. Сообщалось о способах ее обнаружения. В день, когда все общество собиралось в церкви, к дверям должен был быть прикреплен крест из костей свиньи. Любая стрига, которая ^есть внутри, окажется в ловушке, так как будет не в состоянии пройти мимо этого барьера. Второе если кто-то следует за подозреваемой стригой ночью, то она в какой-то момент вырвет кровь, которую она высосала из своих жертв. Таким образом ее суть будет установлена. Кроме того, вырванная кровь становится эффективным амулетом от ведьм.
«ШЭДОУГРЭМ»
«Шэдоугрэм» — это любительский журнал «Темных теней», основанный в 1979 году Марией Барбоса. Первый выпуск был на двух страницах и сообщал о том, что главные актеры из сериала «Темные тени» делают спустя восемь лет после того, как сериал закончился. В настоящее время он выходит ежеквартально под редакцией Марси Робин и как основное периодическое издание о новостях «темных теней». Журнал специализируется на сообщениях о деятельности актерского состава как первого сериала, так и сериала 1991 года, информации о новых вещах с атрибутикой «темных теней» и рекламе деятельности поклонников. Он также служит как связь сети местных клубов поклонников «Темных теней», разбросанных по всем штатам Америки.
Робин была активисткой среди любителей «Темных теней» с середины 70-х годов. Она участвовала в съездах «Шэдоукон» 70-х годов, и в 1983 году была одной из основателей фестиваля «темных теней», той группы, которая сейчас организует ежегодные национальные собрания поклонников «Темных теней». Вместе с Катли Реш из «Мира "темных теней"» они выпустили в соавторстве две книги — роман «Истоки: остров привидений» и книгу о сериале «Темные тени в полдень». Робин написала ряд рассказов на тему «Темных теней», некоторые из которых были собраны в антологию под заголовком «Из Теней... Марси Робин».
С «Шэдоугрэм» можно связаться через Марси Робин: 9441 La Rosa Dr., Nemple City, CA 91780.
Ко всем запросам следует прилагать конверт с маркой и обратным адресом. Робин тесно работает с Реш, редактором «Мира "темных теней"», которая также проживает в Темпл Сити и работает в штате «Шэдоугрэм».
«ШЭДОУДАНС»
«Шэдоуданс» — это журнал, посвященный «темной стороне» творчества, для которого вампир является одним из самых подходящих символов. Он был основан Мишель Белангер — поэтессой, писателем и
редактором, которая начала публиковать свои работы в 80-е годы. Ее поэма «Населенные призраками», написанная в 1992 году, получила поэтическую награду памяти Джозефа Т. Коттера.
Взрослея, Белангер начала интересоваться оккультизмом, психологией Юнга н фольклором, — все это подпитывало се интерес к изучению вампиров. Ее очарованность байронической литературой XIX века о вампире привела ее к пониманию вампира как главной фигуры, воплощающей все, что общество рассматривает как «темные силы». Вампир стоял на краю общества, томимый желанием вновь войти в более широкий социальный контекст, и понимая, что такого его приятия не может произойти. Она приравняла вампира к таким персонажам, как «чудовище» в «Красавице и чудовище» и «Призрак оперы». Белангер также осознавала существование живущих вампиров — таких людей, которые претендовали на то, что они являются вампирами, то ли потому, что они пьют кровь других, то ли из-за их способностей к психическому вампиризму (кража энергии у других).
С «Шэдоуданс» можно связаться через Мишель Белангер: РО Box 474, Hinckley, ОН 44233.
«ШЭДОУКОН»
Даже через несколько лет после закрытия популярной мыльной оперы дневного времени «Темные тени» на телевидении Эй-би-си поклонники продолжали проявлять свою привязанность к этому сериалу. Появился любительский журнал «Мир "темных теней"» в 1975 году, а двумя годами позже был организован «Шэдоукон» («Съезд теней») в Сан-Диего как часть «Старкона», съезда, посвященного научной фантастике. «Шэдоукон» возник в 1979 году как независимое собрание в Лос-Анджелесе, где он и собирался ежегодно до 1986 года. За несколько лет «Шэдоукон» изменился, расширился и стал включать в себя все аспекты научной фантастики и ужасов. Таким образом, в 1983 году, была создана новая организация, которая полностью фокусировалась исключительно только на «Темных тенях» — «Фестиваль "темных теней"». Она была создана объединенными усилиями «Мира "темных теней"», «Шэдоугрэм» и журнала «Внутри старого дома», публикуемого «Олд Хаус Паблишинг».
|