Дж.Гордон Мэлтон Энциклопедия вампиров.
«Я... ВАМПИР»
«Я... вампир» была популярной серией историй о вампирах, выходившей в книге комиксов «The House of Mystery» («Таинственный дом»), «Ди-Си Комикс» (1980). Эта серия началась в мартовском выпуске 1981 года (№290) и продолжалась до августа 1983 года (выпуск №319). «Я... вампир» излагала историю лорда Эндрю Беннета, который поднялся из мертвых в эпоху Елизаветы в Англии в конце XVI века. Беннет был героем Испанской войны и известной фигурой при дворе. Затем, в 1591 году, он был укушен дирг-далом, разновидностью вампира, обнаруженной в Ирландии, и сам стал вампиром. Он любил Мэри Сыоад, личную служанку королевы. Познав его сущность, Мэри захотела навеки оставаться с ним и потребовала, чтобы он сделал ее вампиром. Став вампиром, она ощутила превосходство над человеческой расой и почувствовала, что могла бы править миром. Эту идею Беннет отверг. Она ушла от него, а он поклялся, что найдет ее и спасет ее душу, которую сам опустошил. Хотя Беннет испытывал жажду крови, он поклялся отказаться от человеческой крови. Их конфликт продолжался все 80-е годы и обеспечил необходимое напряжение историям данной серии. Мэри создала международную организацию, стремившуюся захватить власть над планетой. Эта организация — «Кроваво-красная луна» — объединяла большое количество вампиров, которые действовали как агенты Мэри. Беннет испытывал трудные времена, потому что большинство из того, что вредило им, было вредно и ему.
Противостояние достигло высшей точки в погоне за тем средством, которое получило название «русский рецепт». Русские обнаружили, что вампиризм вызывается вирусом. Прием этого средства мог создать новый тип вампира, который бы обладал всеми сильными качествами этого состояния (сила, способность к трансформации и т. д.), но был бы свободен от бессмертия и мог существовать на обычной пище, а не на крови. После того, как Беинет изготовил и принял это средство, он смог передвигаться в солнечном свете. Он обнаружил штаб-квартиру Мэри и приготовился уничтожить ее и отряд ее спящих вампиров. Внезапно он обнаружил, что не может двигаться. Он слишком поздно узнал, что рецепт мог создавать вампиров, свободных от жажды крови, но не мог
быть употреблен теми, кто уже был вампиром. Будучи живым, при ионном сознании, Беннст чувствовал, как его тело погружается в оцепенение смерти. Пока Беинет умирал, Мэри укусила его подругу Дебо-pv Дансер. Последней мукой для него было узнать, что она стала добровольной служанкой Мэри. Однако Дебора уже принимала «русский рецепт» и стала новым типом вампира. Она победила Мэри и вытащила се тело на солнечный свет, где Мэри умерла. Дебора возвратилась к умирающему Бениету, чтобы сообщить ему о смерти Мэри и о своей чюбви. Итак, Беннет умер с миром. А Дебора продолжала жить как новый вампир.
ЯВА И ЕЕ ВАМПИРЫ
Очень многое в своей мифологии жители Малайзии и другой части Индонезии разделяют с японцами. Эта мифология содержит верование в понтианак. Понтианак — существо вроде ирландской банши (привидения-плакальщицы, вопли которой предвещают смерть), которая летает в ночи в образе птицы. Ее крик может принести вечерний ветер, когда она садится на деревья в лесу. Она описывается по-разному — как женщина, которая умерла девственницей (де Вит), или как женщина, которая умерла во время рождения ребенка (Кеннеди). В обоих случаях она появлялась как молодая прекрасная женщина, нападала на мужчин и лишала их мужской силы. Де Вит отмечал, что понтианак оказалась более порядочной, чем любые другие богини любви. Такие существа могли обнять мужчину, но после первого же поцелуя они отступали, и в этот момент можно было заметить дыру в их спине, которая была скрыта длинными прядями волос. Мужчине надо было схватить эти волосы и выдернуть прядь, в противном же случае его кровь была бы выпита понтианак. Если ему не удавалось этого проделать, то вскоре он погибал, а если же удавалось, то он жил долго и счастливо.
Понтиапак также нападала и на младенцев и выпивала их кровь из ревности к счастью их матерей. Младенцы, которые родились мертвыми или же умерли сразу после рождения по неизвестной причине, считались жертвами понтианак.
ЯМА
Яма — бог смерти, был вампирическим индусским божеством, которое также появлялось в мифологии Тибета, Непала и Монголии. Считалось, что люди могут стать подданными Ямы, совершая плохие дела в земной жизни. После смерти душа такого человека выходила из тела вместе с выделениями, а не через макушку головы, как это должно быть. Такая душа называлась прет, и целый год она проводила в скитаниях в состоянии мучительного беспокойства, ожидая окончательного суда Яма. Она всегда испытывала жажду, так как бог воды следил, чтобы она ничего не пила. В этот период Яма нападал на прет, а живущие родственники могли предложить заклинание, чтобы освободить ее от побоев и нападений. В Тибете, Пенале и Монголии Яма изображался с клыками и в крови.
ЯНГСОН, ДЖИННИ КЕЙЕС
Джинн и Кейес Янгсон — основательница «Клуба поклонников графа Дракулы», крупнейшей группы любителей вампиров — родилась в городе Сиракузы, штат Нью-Йорк. Ее родителями были Маргарет Э. Гар-динер и Кеннет В. Кейес. Она училась в колледже Мэривилль и там впервые услышала о Владе-Протыкателе, правителе Валахии XV века, который был исторической моделью Дракулы.
В 1960 году она вышла замуж за Роберта Джорджа Янгсона и в тот же год начала карьеру независимого кинопродюсера мультипликационных фильмов и документальных фильмов по медицине. Среди ее первых наиболее заметных постановок — «Мод в своей шляпе», которая получила приз на кинофестивале от ассоциации по искусству и культуре Бруклина (1970), «Единорог», который получил приз от ассоциации международных мультипликационных фильмов (1974) и «Маджори Бил и чертежная машина» (1977). В 1975 году она организовала международный кинофестиваль «Фильмы о, около и для женщин», который состоялся в Балтиморе, штат Мериленд. Ее критически встреченный, но признанный фильм «Меня зовут Дебби» — это история о транссексуале, изменившем пол путем хирургического вмешательства, с мужского на женский, все еще показывается по всему миру на конференциях, посвященных половой принадлежности и половой идентификации.
Идея создания «Клуба поклонников графа Дракулы» (КПГД) пришла к ней в 1965 году, когда она путешествовала по Румынии. Во время этой поездки она познакомилась с одним человекам, австралийцем, который разделял ее интерес к Дракуле и согласился быть первым членом этого клуба. Были учреждены две штаб-квартиры, как в Нью-Йорке, так и в Кембридже, Англия.
Джинни Янгсон - основательница "Клуба поклонников Дракулы".
К концу 70-х годов КПГД стал всевозрастающей заботой. Она отказалась от производства фильмов и посвятила псе снос время этому клубу. Она уже написала свою первую книгу «Дракула делал просто» (1978), за которой последовали несколько других: «Граф Дракула и Единорог» (1978), «Поваренная книга графа Дракулы по приготовлению кур» (1979) и первым том стихов о вампире «Дальнейшая опасность Дракулы» (1979). Она составила и отредактировала три тома: «Книга историй о вампирах "Клуба поклонников графа Дракулы"» (1980), «Детский сад вампиров» (1980) и «Кинга классических рассказов о вампире графа Дракулы» (1981). Ее новелла «Вампир из шоу с фокусами» была опубликована в сборнике вместе с рассказом Петера Тремсйпа «Голодная трава». В течение многих лет она была редактором выходящего раз в два года издания КПГД (теперь это журнал новостей КПГД). На протяжении 80-х годов она наблюдала за развитием этой организации, которая стала международной и имеет 15 отделений, большинство из которых организовала она. Более четверти века прошло с момента основания группы, а она по-прежнему остается президентом КПГД. Она также является куратором музея Дракулы, учрежденного в 1990 году. Совсем недавно она провела исследование-обзор членов КПГД по вопросу существования вампиров. Отчет по исследованию «Существуют ли вампиры?» (1993) был опубликован компанией «Дракула уордд эитерпрайсиз».
ЯПОНИЯ И ВАМПИРЫ
Среди различных существ, населяющих японский фольклор, пег классического вампира, сосущего кровь. Вероятно, наиболее вампирнческим из бесчисленного количества мифологических созданий можно считать каппа. Он описан как сказочное создание воды — рек, прудов, озер и морей. Каппы проникли в японскую культуру и часто появляются в литературе, мультипликации, искусстве и среди игрушек.
Впервые о каппе начали широко писать в XVIII веке. Его образ — непривлекательный, подобный человеческому, ребенок с зеленовато-желтой кожей, перепончатыми пальцами на ногах, длинным носом и круглыми глазами, напоминавший обезьяну. У него был панцирь, подобный черепашьему, и пах он отвратительно. Голова его была вдавлена и наполнена водой. Если вода из головы каппа вытекала, он терял свою силу.
Жили каппа в воде и действовали у самой прибрежной кромки. Во многих историях говорилось о том, что каппы пытались схватить лошадей пли коров и затащить их в воду, а там высосать нх кровь через задний проход (основная черта, которая придает каина схожесть с вампиром). Однако было известно, что они покидают воду для того, чтобы воровать дыни и огурцы, насиловать женщин и нападать на людей, чтобы завладеть нх печенью. Люди могли умилостивить капну. Для этого они писали имена всех членов своей семьи на огурце и бросали его в реку, где жил канна.
Каппы рассматривались как нечто неотъемлемое от сельского пейзажа. Люди не нападали па них, а наоборот, пытались заключить с ними сделку. Такие отношения были проиллюстрированы в истории «Каппа w.i Фукиуры». Каппа, живший возле Фукиуры, доставлял множество неприятностей до тех пор, пока однажды не потерял руку, пытаясь напасть на лошадь.
Кошка традиционно ассоциируется Японии с вампирами
Крестьянин нашел эту руку, и в ту ночь каппа пришел к нему, чтобы попросить вернуть ее. Сначала каппа был напористым, но в конце концов убедил фермера вернуть руку в обмен на обещание никогда больше не причинять вреда жителям этого села. С этого момента, как сообщали люди, проживающие в этой деревне, каппа предупреждал их словами: «Не позволяйте детям играть на берегу, так как идет гость». Гостем был другой каппа, не связанный соглашением каппы из Фукиуры.
В другой популярной истории о каппах фигурирует каппа, который жил в пруду. Когда человек оставил лошадь привязанной возле этого пруда, каппа пытался затащить ее в воду, но она резко рванула и убежала домой. Каппа пролил свою воду и потерял силу, а лошадь принесла его в конюшню. Там и обнаружил их вместе этот человек. Не имея сил, каппа начал торговаться с ним: «Если ты будешь устраивать пиршество в своем доме, я буду приносить тебе посуду». С этого времени, когда бы этот человек ни собирался устраивать пиршество, каппа приносит ему посуду. После праздника посуда выставляется, и каппа уносит ее.
Кроме историй о каппе у японцев есть и другие интересные легенды, например, «Кошка-вампир из Набешимы». В ней рассказывается о принце Набешимы и его прекрасной возлюбленной Отойо. Однажды огромная кошка-вампир ворвалась в комнату Отойо и убила ее в традиционной манере. Она захватила ее тело и приняла ее вид. Под видом Отойо кошка начала вытягивать жизнь из принца каждую ночь, когда все стражники почему-то засыпали. В конце концов один молодой стражник
пересилил сон и увидел вампира в образе молодой девушки, Поскольку стражник стоял рядом, девушка не могла приблизиться к принцу, и то'ча он начал медленно поправляться. В финале был сделан вывод, что' девушка была злобным духом, который нападал на принца. Моло-nofi человек и несколько стражников направились в комнату девушки, однако, вампир исчез. Из далеких мест приходили рассказы о его действиях. Принц организовал большую охоту и в конце концов убил вампира. Эта история легла в основу пьесы «Кошка-вампир» (1918) и фильма «Hiroku Kaibyoden» (1969).
Современные японские вампиры. Японцы, не имея своего собственного обширного знания о вампирах, в течение последнего поколения приняли европейский миф о вампирах и привнесли в него кое-что свое, в основном через киноиндустрию. Их современный вампир зовется Кийекнцуки Га. В 1956 году был выпущен фильм «Кийекицуки Га». Сюжет был построен на серии убийств, жертвы которых имели следы зубов на шее, а в конце убийца оказывался вампиром. Спустя несколько лет, режиссер «Кийекицуки Га» поставил другой фильм о вампирах «Онна Кийекицуки» (1959), который рассказывал о настоящем вампире, похитившем жену у физика-ядерщика. Среди японских фильмов о вампирах 60-х годов был и «Куронеко» (1969), который был построен на основе легенды о кошке-вампире. Одна женщина и ее дочь были изнасилованы и убиты группой самураев. Из могилы они вернулись как вампиры, которые могли превращаться в черных кошек, и напали на своих убийц. В фильме «Йокаи Дейсенос» губернатор провинции был одержим вавилонским демоном кровопийцей — первый сигнал, что западные элементы начали приживаться в японских фильмах.
Вампирические картины «Хаммер филмз» вдохновили в 1970 году режиссера Мичио Йамомото на создание «Ночи вампиров», или «Чи и Суу Ннндзяо», а в 1971 году на «Чи у Суу Me», который вышел на Западе под названием «Озеро Дракулы». Дракула впервые появился в Японии в 70-е годы в фильме «Вампир Дракула приходит в Кобе: зло делает женщину прекрасной» (1979).
Дракула обнаруживает, что перевоплощенная женщина, которую он любил, проживает в Японии в Кобе.
В 1980 году появляется «Дракула» — полнометражный мультипликационный фильм на основе персонажей очень успешной «Могилы Дракулы» от «Марвел комикс». Он был первым из целого ряда великолепных фильмов о вампирах, имевших успех за пределами Японии. За ним последовали «Охотник за вампирами Д» (1985) и «Принцесса вампиров Майу» (1988) — одни из наиболее популярных японских фильмов на Западе. В «Легенде о восьми самураях» (1984) режиссер Кнньи Фука-саку предложил японскую версию истории Элизабет Баторн, в которой мая принцесса купается в крови, чтобы сохранить свою молодость. Тема вампира была внесена в 90-е годы вместе с такими фильмами, как «Сказ о вампире», поставленный режиссером Шимако Саго на основе поэмы .Одгара Аллана По «Аннабсль Ли». Эти недавние японские картины стали достоянием западного видео.
Яра-ма-яха-ху см.: Австралия и вампиры
ЯРБРОУ, ЧЕЛСИ КВИНН (1942-)
Челен Kвинн Ярброу — создательница серии книг о вампире Сен -Жермэне — родилась 15 сентября 1942 года и Бсркели, Калифорния, -дочь Лиллиаи Чэтфнлд и Кларенса Элмера Эриксона. С 1960 по 1963 годы ома посещала государственный колледж и Сан-Франциско, после чего работала и фирме своего отца «С. Э. Эриксои и товарищи» картографом. В 1969 году она вышла замуж за Дональда Пауля Симпсоиа. В 1982 году пара разошлась. Семейный бизнес пришел в упадок в 1970 году, а поскольку она увлеклась писательским трудом, то использовала возможность сделать это своей профессией. Она вступила и организацию «Писатели научной фантастики Америки» и в течение двух лет (1970—1972) была ее секретарем. Она твердо верит в сверхчувствитепь-ное восприятие и оккультизм и в начале 70-х годов некоторое время была гадалкой, пока не утвердилась в своей писательской карьере.
Ее первыми работами были рассказы, которые появлялись в ггериоди-ческих изданиях, печатающих мистику, фантастику и научную фантастику, что и было областями ее интереса. В 1972 году три ее рассказа были включены в антологии. Первая из нескольких писательских наград пришла в 1973 году от общества «Писатели-мистики Америки» за небольшой роман «Привидения Железной реки». Ее первый роман «Время четвертого всадника» был опубликован издательством «Даблдей» в 1976 году. Па сегодняшний день она написала более 30 романов, самой известной является серия о Сен-Жермэне.
Ярброу уделяла много внимания вампиру в период после Дракулы. Являясь скорее оккультистом, чем традиционно верующим, она пришла к выводу, что традиции не верны. Если смотреть не с религиозной точки зрения, то вампир бы стал существом, которое дарит до некоторой степени приятный (если не сказать необычный) секс и состояние бессмертия. Она также изображала и акцентировала проблемы долгого существования вампира. Вампир жил культурной жизнью и жизнью ученого, а не монотонно нападал на соседей. В 1971 году она попробовала продать книгу, в которой вампир был героем, но не смогла найти заинтересованного издателя. В конце концов она продала эту идею «Сейнт Мартин Пресс» в конце 70-х годов.
В создании мифа о Сен-Жермэне Ярброу объединила свой интерес к фантазии и готике с любовью к истории. Сен-Жермэн был вампиром, котором}' было 3 000 лет и который в каждом романе появлялся, чтобы общаться с более или менее известной исторической личностью, чтобы попасть в историческое событие. Персонаж Сен-Жермэна был подсказан реальным лицом — алхимиком, который жил в XVIII веке во Франции и вокруг которого ходило множество оккультных легенд, некоторые из которых он сам провоцировал и собирал. Однако Ярброу взяла крупицу имеющейся информации о реальном лице и создала очень человечного, вызывающего сочувствие вампира, который присоединился к персонажам романов Фреда Саберхагена, в поддержании чувствительной стороны характера вампира и отодвигающих его чудовищный облик на задний план.
История Сен-Жермэна продолжалась в шести романах: «Отель "Трап-силызания"» (1978), «Дворец» (1979), «Кровавые игры» (1980), «Тропа затмения» (1981), «Искушающая судьба» (1982) и «Хроники Сен-Жермэна» (1983). «Дворец» был выдвинут па присуждение награды
«Мира фантастики». После перерыва история продолжилась в серии «О'пшия» — «Пламя Византии» (1987) и «Факел крестоносца» (1988). О'шния была персонажем серии о Сеп-Жермэне.
В серии о Сси-Жермэне Ярброу создала одну ил наиболее интригующих разновидностей мифа о Дракуле. Кроме его долголетия и нечувствительности ко многим вещам, которые были бы роковыми для обыкновенного человека, Сен-Жермэн был и основном лишен сверхъестественных способностей, которыми, как считалось, обладали вампиры. Он также обладал иммунитетом к большинству обычных средств, используемых как оружие охотниками на вампиров, — зеркала, распятия и чеснока. Его успокаивала его родная земля, и он специально сконструировал полые туфли, которые заполнял землей. У него были проблемы с преодолением текущей воды, но эту проблему разрешали полые туфли. Смерть, истинная смерть, как она называлась, происходила только, если перерубался позвоночник (обезглавливание) или же тело сжигалось.
Сен-Жермэн был романтическим героем, и у него были романы, среди которых особенно значительным был роман с Оливией. Он мог заниматься с женщинами любовью, но у него не было семени. Он, скорее, брал у них кровь. Фактически, он жил в основном па крови добровольных доноров-женщин. Было одно очень важное ограничение его сексуальной жизни: все радости и преимущества секса могли происходить только между вампиром и иевамниром. Все это прекращалось между двумя вампирами. Таким образом, хотя вампир жил долго, он пс мог взять с собой свою любовницу или любовниц. Он мог превратить своих любовниц в вампиров, но тогда они переставали быть любовницами. В конце 70-х годов Ярброу вошла в группу людей в районе Сан-Фрапцис-ко Бей, которые занимались связью, прокладывали капал (действовали как медиумы) для сложного духовного существа по имени Майкл. В 1979 году она написала публицистическую книгу «Сообщения от Майкла о природе эволюции человеческой души» о Майкле и людях, которые объединились вокруг «его» учений. Затем, в 80-е годы, она написала две книги на основе обширного материала, полученного но каналам группой Майкла.
Яту-дхана см.: Индия и вампиры
|