Часть вторая АРИОСОФЫ ВЕНЫ
Глава 3 ГВИДО ФОН ЛИСТ Гвидо фон Лист был первым популярным автором, соединившим народническую (volkisch) идеологию с оккультизмом и теософией. Он также оказался выдаю щейся фигурой среди volkisch публицистов в Германии перед 1914 годом. Урожденный житель Вены, столицы Габсбургской Австрии, которая на рубеже веков оказалась в стороне от магистралей немецкого национального развития, принадлежавший к более старшему поколению, чем большинство его предвоенных идеологических сото варищей, Лист стал заметной фигурой на восточной окраине немецкого мира. Его читатели и последователи относились к нему как к умудренному патриарху, мистическому гуру националистов, чьей проницательно стью славное арийское и немецкое прошлое Австрии избав лено от влияния иностранных культур и христианства. В своих книгах и лекциях Лист предлагал истинным германцам отыскивать в ландшафтах Родины, ее фоль клоре и археологии сохранившиеся следы великолепного теократического арийско-германского государства, воз главляемого королями-священниками и посвященными гностиками. Он занимался каббалистикой и астрологией и претендовал на звание последнего из арманистских магов, тех, что имели власть в старом арийском мире. Гвидо Карл Антон Лист родился в Вене 5 октября 1848 года, став старшим сыном в семье преуспевающего торговца из средних классов. Его мать и отец принад лежали к торговым семьям, жившим в столице по мень шей мере на протяжении двух поколений. Мария Лист, мать Гвидо, была дочерью торговца недвижимостью Франца Антона Киллиана, который в антироялистскую революцию 1848 командовал Первой Венской Граждан ской Обороной. Его отец, Карл Антон Лист, занимался кожей, продавал седельное снаряжение и другие готовые товары, тогда как дедушка, Карл Лист, был трактир щиком и виноторговцем. Прадедушка тоже содержал гостиницу. Гвидо Лист воспитывался в районе города, распола гавшемся на восточной стороне старого канала Danube, в центре. Биографы утверждают, что у Листа было счастливое детство и надежный дом. В 1851 Антон фон Антейтор написал его портрет акварелью, что свидетель ствует о богатстве семьи и о разделяемых ею буржуазных привычках Вены. Молодой Лист имел очень добрые отношения с родителями. Листы любили водить своих детей на про гулки по окрестностям столицы, и эти экскурсии про будили страсть Листа к природе и сельскому пейзажу. В нем обнаружились и артистические наклонности, свои чувства он всякий раз пытался выразить пером и красками. Поощряя его усилия, отец давал ему уроки живописи и рисунка. Сохранились заметки Листа, датированные 1863 годом, и рисунки замков, пейзажи Нижней Австрии и Моравии. Семья Листа, подобно многим австрийским семьям, была католической, и Лист в должное время принял крещение в храме Святого Петра в Вене. Но в 1862 произошел случай, выдавший его недостаточную увле ченность ортодоксальной религией. Его отец с друзьями, собираясь посетить катакомбы под собором Св. Стефана, решили взять Листа с собой. Темнота и низкие своды произвели на мальчика сильное впечатление. Позже он рассказывал, что преклонив колена перед разрушенным алтарем в подземной часовне, он поклялся создать храм Вотану, когда вырастет. Очевидно, он видел в лабиринте под собором дохристианскую усыпальницу, посвященную языческому божеству. Впоследствии Лист утверждал, что его обращение следует датировать этим юношеским откровением. Лист хотел стать художником и ученым; ученость означала для него романтический образ историка, кото рый может читать прошлое по фольклору и пейзажам. Это желание привело к конфликту с отцом, поскольку тот намеревался использовать старшего сына и на следника в семейном бизнесе. Лист подчинился отцовским ожиданиям и занялся коммерческим образованием, но это подчинение не было полным. С этого момента он делил свое время между требованиями коммерции и частной жизнью в мире искусства, воображения и почитания природы. В рабочие часы он помогал отцу, но все свободное время посвящал пешим прогулкам и верховой езде по окрестностям во всякую погоду, делал зарисовки, записывал впечатления. Деревенские про гулки обострили интерес Листа к альпинизму и гребному спорту. Хорошо владея тем и другим видами спорта, он стал основным персонажем Венского гребного клуба и секретарем Австрийской Альпийской Ассоциации в 1871 году. Знаменательно, что его первая публикация появилась в ежегоднике Альпийской Ассоциации. В спорте навсегда соединились для него деятельное брат ство с величественными стихиями гор и рек. Любовь Листа к природе вместе с тем была одушев лена стремлением к одиночеству и желанием уйти от суеты дневного мира. Он бывал счастлив, если ему уда валось совершать свои прогулки в одиночестве. Он не чуждался общества друзей, но часто все же воспринимал их как помеху радостям внутренней жизни. Со хранившиеся описания коллективных путешествий рас сказывают о его причудах и приватных приключениях. Такие приключения всегда сопровождал ритуал, что прев ращало его внутренний мир во что-то исключительное и создало ему репутацию одинокого волка и мистика. Примером таких ритуалов могут служить встречи летнего солнцестояния. После долгого перехода через Мансфельд Лист и его друзья добираются до гостиницы. Разыг равшийся шторм принуждает группу заночевать там. Лист же покидает товарищей, чтобы ознаменовать сол нцестояние (приветствовать солнце) одинокой ночевкой на вершине Гейзельберга. В другой раз, 24 июня 1875 го да он убеждает четырех друзей отложить послеполуден ные дела и сесть за весла. По каналу Danube они достига ют развалин римского города Карнунтум, где распола гаются лагерем и пируют всю ночь. Для его друзей это был просто удачный вечер; для Листа, погруженного в мечты, это была 1500 годовщина победы германцев над римлянами, которую он праздновал огнем и захоронением восьми винных бутылок в форме свастики под аркой Языческих Ворот. В последние годы Лист открыто объяснял свое вле чение к природе неприязнью к современному миру улиц, магазинов и заводов. Ему не нравилась новая Вена: когда бы ни бросал он город ради деревни, он чувствовал, что убегает от "мутного савана метрополии" и "отвратитель ных сцен дикой погони за прибылью". Современная эко номика, по мнению Листа, словечками о поиске индивидом самого себя, сбила человечество с пути. "Нуж но бежать из тех мест, где пульсирует жизнь, искать уединенные островки, которых не коснулась человеческая рука, чтобы поднять магический покров природы". Его уход в мягкий и покойный мир природы был бегством от современности, но вместе с тем и от отеческого насилия, принуждавшего его к коммерческой карьере. Пока отец продолжал руководить делом, Лист мог свободно изощрять свой вкус одиночеством, долгими про гулками и спортом. Но после смерти Карла Антона в 1871 году, Листу пришлось самому зарабатывать на жизнь. Совершенно не приспособленный к коммерции, он скоро устал от бизнеса и женился на своей первой жене, Елене Форстер-Петерс, 26 сентября 1878 года. Следующее десятилетие он вспоминал как время тяжких испытаний, молодая пара вела весьма скромное сущест вование на небольшие собственные средства и скудные доходы от журналистской деятельности Листа. Теперь, когда его карьера завершилась, Лист все время мог отдавать литературе и истории. С 1877 по 1887 он опубликовал множество статей об австрийской деревне и привычках ее обитателей в газетах Heimat, Deutsche Zeitung, Neue Welt, хорошо известных своими националистическими чувствами. Его описания местности сопровождались языческими интерпретациями местных названий, обычаев и народных легенд. Одно из первых типичных идиллических описаний группы средневековых замков близ Мелка было опубликовано в Neue Deutsche Alpenzeitung в 1877 году. Поскольку Австрийская Альпийская Ассоциация приобрела транснациональный статус в 1874 году и для нее не существовали немецко автрийские границы 1867 и 1871 годов, Лист находился в контакте и с немецкими и с австрийскими членами Ассоциации националистической и пангерманистской ориентации. Теперь Лист все время говорил о родном пейзаже. Альпы и Danube почитались им за националь ную идентичность: реки, поля и горы имели лицо, здесь жили духи Тевтонских мифов и фольклора. Эти первые статьи отличались от юношеских набросков своим отчетливо volkisch и националистическим духом. Все эти годы Лист работал над первым большим романом "Карнунтум" (издан в двух томах в 1888), воодушевленным памятной летней вечеринкой, посвя щенной солнцестоянию 1875-го. В 1881 он опубликовал короткие фрагменты тех переживаний. Очарованный гением места, Лист всматривался в далекое прошлое Карнунтума. Улицы и великолепные здания разрушенных городов вставали вокруг него, призрачные фигуры прежних обитателей проходили перед его мысленным взором, он видел роковое сражение германцев и римлян, приведшее к падению гарнизона в 375 году. В его глазах нападение племен Квади и Маркоманни положило начало тем германским продвижениям, которые в результате повели к разграблению Рима в 410 году и падению империи. Для Листа само слово Карнунтум несло вол нующую ауру старой германской доблести, сигнал, на поминающий о событии, выведшем древних германцев на арену мировой истории. Карнунтум, описанный в романе, был захватывающей игрой воображения. Эта правдоподобная история была вдвойне привлека тельна для немецких националистов Австрии. Во-первых, Лист поместил австрийские племена в авангард победы над Римом. Во-вторых, его повествованием предполага лось, что родовые племена доримской Австрии и постримских варварских королевств неизменно населяли родную землю. Их высокая цивилизация, употребляя термин Листа, только дважды прерывалась за всю историю: впервые, Римской колонизацией Паннонии с 100 по 375 и, вторично, с пришествием христианства или "другого Рима". Такое представление событий отра жало неприязнь Листа к современному католическому состоянию Австрии. Действующее политическое устрой ство и общепринятое вероисповедание выглядели с этих позиций незаконными, следствием иностранного по давления немецкой культуры на протяжении многих ве ков. Мифологические события направили внимание не мецких националистов на поиск оправданий их неудов летворенности многонациональным австрийским государ ством. Раннее признание романа сослужило Листу боль шую службу. В 1888 выходит также исторический труд Генриха Кирхмайра, озаглавленный "Древнее германское племя Квади". Опубликовал книгу ферейн "Немецкий дом" в Брно, чьим президентом был промышленник Фридрих Ванек, глава Пражской Медной Компании и Первой Инженерной Компании Брно; обе компании наиболее крупные производители Габсбургской империи. ферейн "Немецкий дом" объединял немецких жителей Брно, замкнутых в кругу преобладающего чешского на селения Южной Моравии. Ванек был поражен паралле лями между художественным воображением Листа и ака демическим трудом Кирхмайра. Между Ванеком и Листом завязалась регулярная переписка, которая заложила фун дамент последующей дружбы. Ферейн "Немецкий дом" опубликовал впоследствии три книги Листа в отдельной серии, посвященной изучению истории и литературы, а щедрость Ванека привела впоследствии к созданию Обще ства Листа 20 лет спустя. Помимо популярности в volkisch кругах Брно, "Кар нунтум" помог Листу приобрести известность в австрийском движении пангерманизма, связанном с име нами Риттера Георга фон Шонерера и Карла Вольфа. Шонерер впервые участвовал в выборах в австрийский рейхсрат и был первым пламенным поборником анти семитизма и национализма среди немецких нацио налистов Габсбургской империи. Он произнес свою пер вую антисемитскую речь перед собранием в 1878 году и в выборном обращении потребовал экономического и политического союза немецкоязычной Австрии с Не мецким Рейхом. С 1883 он издавал крайне нацио налистическую газету "Подлинное немецкое слово", в которой настаивал на германской сущности австрийских немцев и требовал отделения немецких провинций от многонационального тела империи. В эти десять лет Шо нерер ездил по провинциям, отыскивая кружки, куль турные сообщества, спортивные клубы с аналогичными настроениями. Все объединения были заняты пробуж дением националистического сознания среди австрийских немцев. Для этого употреблялось множество способов: празднование годовщин немецкой королевской династии и культурных героев - прусского кайзера, Бисмарка, Мольтке, Вагнера; праздники летнего солнцестояния - в соответствии с древними обычаями; создание исследова тельских кружков по изучению немецкой истории и литературы. В 1890-х Лист оставил свой след в этой среде. В 1890-м году Карл Вольф, пангерманист и парла ментский депутат, начал издавать еженедельный "Вос точно-Германский обзор"; политический тон его был чуть менее националистичен, чем газета Шонерера. Лист стал его постоянным сотрудником. В 1891 году газета публикует выдержки из его последней книги "Мифологические пейзажи Германии" (1891), которая представляет собой антологию его фольклорной жур налистики за предшествующее десятилетие. Названия его статей спустя несколько лет свидетельствуют о не угасающем интересе к национальному прошлому Австрии: в 1893 году увидел публикацию "Gotterdammerung" и "Allerseelen und der vorchristliche Totenkult des deutschen в газете Вольфа; в 1894 вышла длинная, публикуемая частями "Die deutsche Mythologie im Ramen des Kalender-jahres" и в традиционно volkisch стиле, поэтизирующем крестьян "Der Kohlenbrenner, ein nieder-Osterreichische volks-type"; юбилей национальных ремесел был предметом его статьи "Die Blutezeit des deutschen Handworkers in Mittelalter" в 1895. В статьях "Der deutsche Zauberglaube im mephistopheles Bauwesen" он исследовал магический фольклор. В середине де сятилетия в систему национальных чувств Листа вошел антисемитизм, что отразилось в его предупреждающем эссе "Die Juden als Staat und Nation". Он также писал для Аурелиуса Польцера в "Bote aus dem Waldvrertel" и "Kyffhauser", которые подняли флаг пангерманизма в Хорне и Зальцбурге. Его темами постоянно были ге ральдическая символика и народные обычаи, касающиеся крещения, свадеб, похорон. Ему казалось, что эти традиционные институты целиком отражают архаические тевтонские практики. По пути национального освоения местной истории и- археологии, проложенному Листом, последовал также Франц Кисслинг, автор нескольких: книг по топографии, древним памятникам и обычаям Нижней Австрии. Оба автора были знакомы и несомненно имели влияние друг на друга. Журналистика не была единственным средством, каким Лист поддерживал пангерманизм, он был известен также как лектор и автор пьес. 24 февраля 1893 он прочитал лекцию для ферейна "Немецкий дух" о служителях культа Вотана. Лист утверждал, что эта вымершая форма веры была национальной религией тев тонов. Эта весьма близкая Листу тема послужила пред метом и для более ранней лекции, прочитанной для ферейна Ванека "Немецкий дом" в 1892 году, в Брно. В будущем воображаемое священство должно было стать центральной идеей его политической мифологии. Он так же сотрудничал с "Союзом немцев", ферейном, учреж денным вновь в январе 1894 года Карлом Вольфом и Карлом Иро, издателем газеты Шонерера. 3 декабря 1894 ферейн проводил вечерний фестиваль, в программу которого входили выступления музыкантов, хор, а также премьера мифологической пьесы Листа "Вала пробужда ется", которая должна была последовать за его же речью о немецкой миссии. Фестиваль предназначался исключительно для националистов и на входных билетах можно было прочитать: "для евреев недействителен". Как член крайне националистической Немецкой гимнастиче ской лиги, на святочных торжествах 1895, Лист выступил с воодушевляющей речью, имеющей название "Deutsche Treue", опубликованной сначала в ежемесячном журнале Немецкой Националистической Рабочей Лиги, и затем вышедшей как приложение к "Восточно-Германскому Обзору". Лист продолжал публиковать свою литературную про дукцию на протяжении всех 90-х годов. В 1893 он осно вал, вместе с Фанни Вшиянски, беллетристическое обще ство в целях воспитания неоромантической и националистической литературы Вены. Данубианское Литературное Общество создавалось по образцу litteraria sodalita Danubiana (Вена, XV век) венского гуманиста Конрада Цельте (1459-1508), краткую биографию ко торого Лист составил в 1893 году. Успех первого романа "Карнунтум" ожидал и два других исторических романа о германских племенах. "Возвращение юного Дитриха" (1894) рассказывало историю молодого тевтонца, в V веке насильно обращенного в христианство. Роман заканчивал ся радостным возвращением отступника к первоначаль ной религии огнепоклонников. Столь же мелодра матичной была сага "Пипара" (1895), это двухтомное повествование посвящалось поразительной карьере де вушки племени Квади из Эбуродунума (Брно), которая прошла путь от римской пленницы до императрицы. Пангерманисты были единодушны в своей восторженной оценке произведений Листа. Газеты Шонерера и Вольфа публиковали горячие отклики на "Пипару". 9 апреля 1895 редакция "Восточно-Германского Обзора" устроила вечер Гвидо Листа в честь автора. Помимо чтений на нем выступили с лекциями Оттокар Штауф фон дер Марк, издатель Tiroler Wochenschrift и Карл Птак, другой издатель газеты Вольфа. Лист также представил лирические фрагменты на мифологическом и националистическом жаргоне. После его лПосвящения валькирий", изданного Ассоциацией Ванека в Брно, хо ровое общество Вены дало концерт 6 июня 1896, на котором исполнялась его поэма лOstara's Einzug". То же самое общество организовало фестиваль Листа, посвя щенный серебряной годовщине его литературных попы ток, 7 апреля 1897 года. К этому моменту Лист стал знаменит среди пангерманистов Австрии. Поиски древней религии страны привели Листа к языческой вере, что нашло подтверждение в его ка техизисе лНепобедимый" (1898). 6 января 1898 его посетил старый католический епископ Богемии, Ниттель фон Варнсдорф, и тепло поздравил с введением лновой эпохи в истории религии". В августе 1899 Лист вторично женился на Анне Виттек из Стеки в Богемии; венчание состоялось в евангелической протестантской церкви. Лю теранство его жены отражало духовные колебания многих австрийских пангерманистов, желавших выразить свое разочарование в империи отказом от общепринятой ка толической веры. Аурелиус Польцер формально перешел в протестантство в 1885; в 1900 за ним последовал Шонерер. Эта тенденция стала особенно сильной после 1898, в пограничных немецких поселениях; здесь австрийские пангерманисты, поощряемые проектом Шо нерера по разрыву с Римом, стремились отличить себя от окружавших их чехов и славян особой, прусской системой ценностей. Подсчитано, что к 1900 число обра щенных в Австрии достигало 10 тысяч, более половины из них временно жили в Богемии. Впрочем, vцlkisch Ч склонность Листа к язычеству препятствовала любым формам объединения с альтернативной христианской религией. Анна Виттек была актрисой, играла Валу на фестива ле 1894; также участвовала в драматических чтениях поэзии Листа. Ее портрет показывает нам молодую милую женщину, одетую просто и таинственно. Лист нашел в ней источник вдохновения и страстную истолкователь ницу для образов национального прошлого, терзавших его чувства. После женитьбы, Лист посвятил себя исклю чительно драме. Его пьесы лКороль Ванниус" (1899), ДМагический огонь летнего солнца" (1901) и лЗолотая монета" (1903) посвящались соответственно королевской трагедии, обрядам Иванова дня и любовной истории в незапамятные времена. Любопытным результатом обра щения к сцене как способу распространения идей, стал программный памфлет лРеконструкция Карнунтума" (1900). Здесь Лист писал о том, что восстановление римского амфитеатра с ареной под открытым небом поз воляет включать в сценарий бои с драконами, парусные гонки, состязания бардов и Thinge (ежегодные немецкие ассамблеи), что могло бы облегчить понимание символов культа Вотана широкой публике. Лист называл проект лНового Карнунтума" германо-австрийским Байрейтом и действительно пример Вагнера служил для него образцом. К концу века Лист достиг значительного успеха как автор, работающий в рамках неоромантического и националистического жанра. Его творчество целиком сос редотачивалось на героическом прошлом и религиозной мифологии родной страны. В 1902 году произошли су щественные изменения в характере его идей: оккультные понятия проникли в воображаемый мир древних гер манских верований. В 1902 году Лист перенес операцию по удалению катаракты и оставался слеп на протяжении одиннадцати месяцев. Все это долгое и тревожное время вынужденного безделья, он находил утешение в размыш лениях над происхождением рун и языка. В апреле 1903 он отправил манускрипт об арийском протоязыке в Им перскую Академию Наук в Вене. Этот документ содержал идею грандиозной псевдонауки, объединяющей немецкую лингвистику и символологию: первая его попытка проинтерпретировать средствами оккультного откровения буквы и звуки рун, алфавит, с одной стороны, и эмблемы и знаки древних надписей, с другой. Хотя Академия вернула манускрипт без комментариев, этот небольшой труд разрастался в последующие десятилетия и прев ратился в результате в шедевр его оккультно националистических изысканий. В сентябре 1903 венский оккультный журнал лГнозис" опубликовал статью Листа, отражавшую новый теософский поворот его мысли. Здесь автор восстанавливает процесс мирового творения и иллюстрирует его фазы знаками трискелиона и свастики. Более подробно теософские влияния на творчество Листа будут рассмотрены в последующих главах. Между 1903 и 1907 годами Лист время от времени Употребляет аристократический титул лфон" в своем имени: в 1907 он вносит титул в адресную книгу Вены. Такая процедура требовала выписки из архива родовой знати, который устраивал официальное расследование. 2 октября 1907 года Лист отстаивал перед магистратом принадлежность своей фамилии нижнеавстрийской и штирийской аристократии. Он утверждал, что его пра дедушка отказался от титула, поскольку вступил в сос ловие городских торговцев (содержал гостиницу), но он, Гвидо фон Лист, возвращает себе титул, потому что оставил коммерцию для занятий литературой в 1878 году. В доказательство своего происхождения Лист де монстрировал кольцо с печатью, которое его дедушка по праву носил. На гербе изображались две геральдические лисы в расчетверенном поле (Лист по-немецки хитрость); они служили эмблемой рыцарю двенадцатого века Буркхардту фон Листу, что подтверждается старыми хрониками. Может быть и в самом деле в признании титула нуждалась
тонкая организация Листа, в любом случае социальные мотивы его притязаний,
будь это 1878 или 1907, гораздо важнее. Почему Лист хотел титула? должно
быть нашим первым вопросом. По собственному признанию, Лист решил вернуть
титул, потому что отка зался от коммерческой карьеры. Как автор, он
чувствовал себя принадлежащим культурной элите, порвавшим глу бокие
связи со средним классом. Рассмотренное в этом свете принятие Листом
титула выглядит социокультур ным подтверждением желаемой идентичности.
С другой стороны, если обращение к титулу датируется 1907 го дом, как
об этом свидетельствуют документы, самоут верждение Листа может быть
рассмотрено как законо мерное следствие его религиозной фантазии. Как
явствует из его лекций о жрецах Вотана, Лист полагал, что эта древняя
религиозная элита образовала первую аристок ратию германских племен.
С 1905 по 1907 эта мысль проходит через его геральдические исследования.
Он трактует геральдику как систему эзотерических семейных эмблем, передаваемых
от старой иерархии современному дворянству. Настаивая на титуле и гербе,
Лист тем самым утверждал себя как потомок иерархии в той же мере, как
ее историк. Его друг, Ланц фон Либенфельс также принял титул в 1903,
и возможно, тем повлиял на Листа. В 1905 году Фридрих Ванек, его сын Фридрих Оскар Ванек, Ланц фон Либенфельс и еще примерно пятьдесят человек подписывают первый адрес в поддержку Обще ства Листа. Изучение этих подписей свидетельствует о широкой и мощной волне сторонников среди обществен ных деятелей Австрии и Германии. Здесь имена Карла Люэгера, антисемита и мэра Вены; Людвига фон Бернута, главы vцlkisch организации здоровья Фердинанда Кхуля, члена комитета Клуба Немецкого Языка; Адольфа Гар пфа, издателя Marburger Zeitung; Германа Пфистера Швагхузена, профессора лингвистики в университете Дармштадта, и энтузиаста австрийского пангерманизма; Вильгельма фон Пикль-Шарфенштайна (барон фон Виткенберг), составителя нескольких антисемитских справочников; Аманда фон Швейгер-Лерхенфельда, изда теля популярного журнала Stein der Weisen и офицера армии; Аурелиуса Польцера, издателя националистических газет Хорна и Граца; Эрнста Вах лера, vцlkisch автора и организатора немецкого театра под открытым небом в горах Граца; Вильгельма Рохме дера, просветителя-пангерманиста в Мюнхене; Артура Шульца, издателя берлинского журнала за vцlkisch обра зовательную реформу; Фридриха Вигершауза, главы Эльберфельдской ветви мощной Немецкой Национальной Ассоциации Коммерческих служащих и Франца Винтер штайна, члена комитета антисемитской Немецкой Социальной Партии (DSP) в Касселе. К этим пред ставителям пангерманизма в Австрии и Германии присо единились несколько оккультистов: Гуго Геринг, издатель теософской литературы в Веймаре; Гаральд Аруна Гра велл ван Остенооде, теософский автор из Гейдельберга; Макс Зейлинг, эзотерический памфлетист и популярный философ из Мюнхена и Пауль Цильман, издатель Ме тафизического обзора и мастер оккультной ложи из Берлина. Все эти люди своей подписью подтвердили основание Общества Листа. После официальной церемонии открытия 2 марта 1908 года, Общество Листа продолжало привлекая националистических и оккультистских сторонников С 1908 по 1912 в состав Общества вошли: депутат Бе ранексо - организатор Союза немцев в 1894 году; Ру дольф Бергер, член комитета Немецкой Национальной Рабочей Лиги в Вене; Герман Брасс, глава Лиги Немцев в Северной Моравии; Данкварт Герлах, пылкий привер женец националистического и романтического Молодеж ного Движения; Конрад Глазенапп, биограф Вагнера; полковник Карл Хельвиг, vцlkisch организатор в Касселе Вернхард Кернер, геральдический эксперт и популяриза тор генеалогии; Йозеф Людвиг Реймер, пангерманистский автор из Вены; Филипп Штауфф, крайне антисемитский журналист из Берлина; Карл Херцог, глава Филиала Маннгейме DHV. Этот список националистов можно до полнить именами ведущего немецкого теософа Франца Гартмана, теософского издателя Артура Вебера, оккульт ного романиста Карла Хильма, теософа генерала Блазиуса фон Шемуя, всего коллектива членов Венского Теософ ского Общества и Карла Хейзе, ведущей фигуры в ве гетарианском и мистическом культе Магоагпап из Цюриха. Этот перечень предполагает, что идеи Листа были одинаково приемлемы для многих образованных людей, вышедших из высших и средних классов Австри и Германии. Привлеченные уникальным соединением национальной мифологии и эзотеризма, эти люди готовы были ежегодно жертвовать обществу по десять крон Основной частью своего имущества Общество было обя зано семье Венека, который в день торжественного открытия передал ему более трех тысяч крон. Поощренный такой щедрой поддержкой, Лист написал серию "Ариогерманских исследовательских отчетов; (Guido-List-Bьcherei), которые в основном содержал" оккультные интерпретации национального прошлого Между 1908 и 1911 шесть отчетов были изданы в виде буклетов под покровительством Общества Листа. Эти публикации включали в себя ключ к смыслу и магической власти рун (GLB1), изучение политической власти и организации жрецов Вотана (Armanenschaft) (GLB2 и 2а), эзотерические толкования фольклора и местных на званий (GLB3 и GLB4), словарь тайных арийских письмен в иероглифах и гербовых знаках (GLB5). В 1914 Лист опубликовал свой коронный труд по лингвистике и симво логии (GLB6). Эти семь буклетов представляли систе матический обзор его творчества, касающегося религиозных, политических и социальных установлений национального прошлого. Воображаемый мир прошлого (и желанного настоящего) служил записью мировоз зрения (Weltanschanung), разделяемого Листом и его ближайшими соратниками. Анализ этого Weltanschanung будет задачей последующих глав. Репутация Листа среди членов vцlkisch и националистических объединений еще более укрепилась на волне его первых трех отчетов 1908 года. Ариогер манские институты стали предметом интенсивных обсуж дений в vцlkisch прессе и других газетах. С 1909 имя Листа хорошо известно vцlkisch кружкам Австрии и Гер мании; Neues Wiener Tagblatt и Grazer Wochenblatt восхищаются его открытиями; ежедневная берлинская газета "День" занимается освещением бесценного наслед ства; французский журнал говорит о нем как об "учителе мистического империализма". Только в феврале 1911 о нем прочитаны три академические лекции в Берлине и Вене. За этими рукоплесканиями последовало восхищение второстепенных авторов, черпающих в его исследованиях свое вдохновение. В 1907 Джером Бал, венгерский учитель из Levoca опубликовал оккультный справочник по венгерской геральдике, который он по святил Листу; его примеру последовали Б. Ханфтман, написавший исследование об отечественной архитектуре и Эрнст фон Вольцоген, автор обзора современной лите ратуры. В июне 1909 Вольцоген поставил свою vцlkisch драму "Майская невеста" в Висбадене. Со словами глу бокого восхищения он посвятил пьесу Листу и просил его о чести посетить премьеру. Репортер впоследствии описывал Листа как "воинственную, увенчанную сединами манифестацию Арманизма". В 1912 Карл Хей зе, написав о семи священных рунах, указал, что его работа опирается на открытия "моего дорогого учителя Гвидо фон Листа", в это же время Карл Энгельгардт посвятил мифологическую идиллию "учителю Божест венного". Немецкие теософы также согласились с националистической популяризацией Листом их доктрин. Франц Гартман сравнил труд Листа о иероглифах с "Разоблаченной Изидой" Блаватской, а Иоханнес Бальзли, издатель "Праны", написал биографию Листа как "заново открывшего древнюю арийскую мудрость", Идеи Листа распространялись тремя основными путями. Его идеология, укорененная в конфликте не мецких и славянских национальных интересов, привлекла vцlkisch кружки Германии, которые также стремились к шовинистической мистике в целях защиты германизма от либеральных, социалистических и "еврейских политических сил в позднюю вильгельмианскую эпоху. Наиболее важными переносчиками идей Листа за границей были те члены Общества Листа, которые участвовали в создании Reichshammerbund и Germanenorden. Филиг Штауфф, Карл Хельвиг, Георг Хауэрштайн, Вернер Кер нер и Эберхард фон Брокхузен действовали в обеих этих предвоенных антисемитских лигах. В последующих гла вах мы проследим, как это идеологическое влияние рас пространялось через Germanenorden и его мюнхенское отделение, к еще молодой нацистской партии. Эта линия влияний конечно имеет особый вес в любых оценка исторической значимости Листа. Второй путь распространения влияний связан с не сколькими теневыми vцlkisch фигурами в Германии, чья публицистическая деятельность обеспечила широкую аудиторию идеям Листа во время и после войны. В ноябре 1911 Лист получил письмо, подписанное псевдонимом Тарнхари; автор утверждал, что является потомком или воплотившейся душой вождя древнего племени Вользн ген. Тарнхари сообщал Листу, что его родовые вос поминания-видения подтверждают реконсгрукции ариогерманских традиций и иерархических институтов выполненную Листом. Во время войны Тарнхари издал две патриотические брошюры в Дейссене, около Мюнхене и затем открыл vцlkisch издательство в Лейпциге. В пос левоенный период он был связан с Дитрихом Эккартом наставником Гитлера в первые дни партии нацистов В том, что Тарнхари занимался популяризацией идей Листа во время войны, можно убедиться из работ Элле гарда Эллербека, vцlkisch-мистического автора, одинаково благодарного и Тарнхари, и Листу. Его примеру после довали другие в 1920-е гг., т. е. кто писал о религии арманизма и обеспечивал это слово современно националистической валютой. Третий путь распространения влияний Листа связан с теми, кто подробно разрабатывал его идеи оккультного арийско-германского наследства и размышлял над муд ростью рун, пророческих наук, Эддой и тевтонской ас трологией. Рудольф Джон Горслебен, Вернер фон Бюлов, Фридрих Бернхард Марби, Герберт Рейхштайн и Фроди Инголфсон Верманн создали сложный комплекс ар м.анистско-ариософских знаний, которыми, хоть и свя занные с творчеством Ланца фон Либенфельса в 1920-е, все же в большей мере обязаны Гвидо фон Листу. Позднее ариософское движение расцвело в Германии в конце 20-х и в 30-е годы. Хотя представители движения работали в эзотерических обществах и не были связаны с политическим движением, все же маленькие кружки рунологов-оккультистов пользовались большим доверием Генриха Гиммлера и принимали участие в разработке символов и ритуалов СС. Сам Лист оставался мистическим мыслителем с ну левым организационным талантом. Все же он создал небольшой круг посвященных внутри Общества Листа, обозначенный буквами НАО (Hoher Annanen-Orden). НАО возникла на празднике летнего солнцестояния 1911, когда наиболее посвященные члены Общества Листа в Берлине, Гамбурге и Мюнхене отправились навестить своих австрийских коллег в Вене. Лист принял решение совершить паломничество к избранным местам "земли Остара, где еще жив дух Хари-Вотана". 23 июня 1911 группа посетила катакомбы собора, где юный Лист впер вые ощутил присутствие языческого бога, и затем на правилась к другим признанным святыням Вотана на Каленберге, Леопольдсберге и в Клостернебург. Спустя три дня энтузиасты отправились в Брюль близ Медпинга, Бург Крейзенштайн и, конечно, в Карнунтум. Этой пос ледней экспедицией отмечен апофеоз "странствований по святым местам, предпринятых нашей конгрегацией". Памятная фотография апофеоза свидетельствует о том, что конгрегация насчитывала только десять человек. Предполагалось, что НАО будет форпостом строительства "новой духовной Германии", однако ее сектантская природа и слишком благочестивый характер достаточно очевидны. В апреле 1915 Лист созывает в Вене собрание НАО, который теперь составляют в большей мере австрийские общественные деятели, и они собираются Для того, чтобы выслушать приветственную речь Листа. НАО была слепым отростком среди прочих исторически значимых объединений, поскольку Лист всю войну предавался изучению оккультных и расовых проб лем. Его последний "исследовательский отчет", озаглав ленный "Арманизм и Каббала" содержал в себе намерение развить разрабатываемую в юности систему оккультных соответствий между различными объектами и качествами физического мира, включая животных, растения, мине ралы, цвета, звуки, музыкальные знаки, числа, и снабдить их эзотерической интерпретацией. "Отчет" так никогда и не был подготовлен к публикации. В 1916 1917 годах Лист пишет несколько статей о приближении национального золотого века; предполагалось, что он должен наступить после поражения союзников; Иоханнес Бальзли опубликовал два из этих предсказаний в своем журнале "Прана", в 1917 году. И во время войны идеи Листа по-прежнему привле кали тех, кто искал мистических объяснений трудностям и лишениям войны. Лист получал множество писем фронта, в которых его благодарили за утешительны открытия; руны и древние арийские символы находили на камнях, далеко от домашнего очага, они помогали верить в окончательную победу ариогерманцев. Книги Листа передавались из рук в руки в окопах и полевых госпиталях. В начале 1917 Лист имел видене убедившее его в скорой победе над союзниками, но его предсказания не сбылись. 1918 год принес с собой блокаду Европы, еда и топливо все в меньших количествах пос тупали в города. Ранней осенью империя Габсбургсов начала разлагаться и австрийцы были вынуждены просить о мире 3 окября 1918. Лист оценил катастрофу в тыся челетнем контексте: кризис был необходим как время скорби на пороге спасения ариогерманцев. В конце 1918 семидесятилетний гуру был очень плох. Вена голодала. Следующей весной Лист и его жена решили поправить здоровье в поместье Эберхарда фон Брокхузена, патрона Общества Листа, жившего в Лан жене, около Бранденбурга. По прибытии на вокзал Anhalter в Берлине, Лист почувствовал себя очень утом ленным путешествием. Врач диагностировал воспаление легких; состояние Листа резко ухудшилось. Утром 17 мая 1919 года арманистский маг и пророк национального возрождения скончался в берлинской гостинице. Его кремировали в Лейпциге, а урну с прахом захоронил на Центральном Кладбище Вены. Филипп Штауф написал некролог, появившийся в Munchener Beobachte vцlkisch газете, издаваемой Рудольфом фон Зеботтендор фом; уже в следующем году эта газета стала официаль льным нацистским органом и оставалась ведущей газетой партии вплоть до 1945 года. Так, хотя Листу не довелось узнать нацистскую партию, ее рождающийся дух почтил его. |