Глава 5 ARMANENSCHAFT
Политическая мифология Листа о сословии служите лей Вотана опирается на идею политической власти пос вященных как в старом, так и новом обществе. Впервые эта идея была сформирована им в лекциях и статьях 1890-х годов, но как принципиальный элемент его во ображаемого мира определилась в 1908. Термин Annanenschaft, которым Лист определил древнюю иерархию, восходит к его адаптации тевтонского мифа изложенного Тацитом в "Германии". Римский автор со общает, что история происхождения древних германцев сохранилась в обрядовых песнях. Этими песнями встре чали рождение земного бога Твиско и его сына Мануса основателей расы. В них также пелось о том, что Манус имел трех сыновей, по имени которых были названы три главных племени древних германцев: племена, жившие на побережье, получили имя "Ингевонов"; жившие континенте - "Гермионов"; и прочие - "Истевонов". В пику Тациту и другим классическими историкам, пытавшимся связать эти имена с географией. Лист ут верждал, что они указывают на социальные сословия внутри ариогерманского племени. Он полагал, что Ин гевоны, Гермионы и Истевоны представляют сельскохо зяйственное, интеллектуальное и военное сословие соот ветственно. Интеллектуальное сословие, клан королей священников, послужило Листу основанием всех дальнейших политических построений. Он гер манизировал слово Гермион в "Агшапеп", имея в виду наследников солнечного короля, а их сообщество опре делил термином "Armanenschaft". Короли-священники были ответственны за все дела правления и образования древнего общества, эти обязан ности были возложены на них их глубокой мудростью. Мудрость состояла в знании германской теософии. Обла дание этим знанием рассматривалось как абсолютное и священное право политической власти для посвященных, тогда как общество расслаивалось в соответствии с тем, насколько каждый класс причастен знанию. Лист под черкивал то обстоятельство, что указанное знание не было одинаково доступно всем членам общества. Он ука зывал на двухъярусную систему экзотерического и эзо терического обучения знанию. Экзотерическая доктрина (Вотанизм) предполагала популярную форму мифов и притч, предназначенных для низших социальных классов, эзотерическая доктрина (арманизм) имела дело с тайнами знания и ограничивалась учениками из высшего круга. Поскольку Armanenschaft было структурой, ответствен ной за образование, то такое разделение административно было легко достижимым. Лист описывает Armanenschaft, пользуясь кон цепциями франкмасонов и розенкрейцеров. Элита свя щеннослужителей разделялась на три ранга в соот ветствии с рангами иерархии ложи: вступающие в ученичество, братство и мастера масоны. Каждая ступень означала определенную степень посвящения в знание. Помня о масонских ритуалах, Лист каждый ранг древних священников снабдил собственными особыми знаками, рукопожатиями и паролями. Перед тем как перейти в ранг брата, неофит должен был провести семь лет за изучением Эдды и элементарной теософии. На следую щей стадии обучения он путешествовал по другим цен трам арманизма, приобретая необходимый опыт свя щенника, руководителя и учителя. По прошествии семи лет, подготовленный и умудренный брат мог перейти в ранг мастера, на ступень полного посвящения. Здесь он прикасался к последним тайнам знания, которые не могли быть сообщены при помощи языка: Лист описывал эти таинства знания такими оккультными формулами как "утраченное слово мастера", "непроизносимое имя бога" и "философский камень", изъятых из масонского, каб балистического и алхимического наследия XVIII века или же собственной формулой, составленной из пяти гласных <f6.gif> Arehisosur <f7.gif>. Франкмасонство, таким образом, по служило Листу моделью для иерархии священников, осно вывающей свою власть на механизмах посвящения. Помимо власти мастера над подчиненными ему брать ями, гностическая градация поддерживала и кол лективную власть Annanenschaft над непосвященным большинством. Обладая "высшим и священным статусом" Annanenschaft пользовалась и соответствующими высшими привилегиями. Поскольку и король, и знать происходили из коллегии мастеров, сословие абсолютно доминировало в делах правления. Знание священников сочетало в себе науку, религию и право, что позволяло им пользоваться абсолютной властью как учителям, жре цам и судьям. Органы правления, школы и суды являлись арманистскими центрами или "высшими зонами" (Halgadome). Всякая власть, таким образом, выступала как средоточие законности и святости. Рассказывая историю Annanenschaft, Лист продолжая опираться на оккультные материалы розенкрейцеров алхимии, военных религиозных орденов и франкмасон ства. Он утверждал, что Armanenschaft, подвергнувшееся преследованиям в древней Германии, выжило до насто ящего времени лишь в силу того, что его таинства тща тельно оберегались в обществах розенкрейцеров и франк масонов, рыцарскими орденами и учеными магами Ре нессанса, превзошедшими все герметические каббалистические науки. Связь между этими различными группами скрывается запутанной мифологией теософов и атмосферой тайны, окружающей такие общества XVIII веке. Для того, чтобы понять оценку Листом этих групп как социальных агентов арманизма в темные вре мена, необходимо подробно рассмотреть эти мифологии. История указанных мистификаций может быть понята только в связи с ростом иррационализма в середине XVIII столетия. Эта тенденция частично оказалась реакцией на изменение взглядов просвещенных на следников абсолютизма в Германии, которые отказались считаться с наследием традиционных законных привилегий, неприкосновенности духовенства и народных предрассудков. Реформа просвещения представляла уг розу для многих людей, поскольку обещала разрушить скрепленные временем привычки и культурные ценности. В иррационализме люди нашли конкретное идеологиче ское оружие для борьбы с грядущим обновлением. Су ществовали и более древние источники нового иррационализма: традиционная религиозность, пиетизм, восхищение мистическим способом решения загадок природы, - все это находило выражение в оккультных науках. Новый иррационализм был, таким образом, результатом слишком высокой оценки эмоций и интуиции, соединенной с отвращением ко всякому аналитическому разуму, материализму и эмпиризму. Ду ховное настроение, широко распространенное в Германии, породило множество сект и обществ во второй половине восемнадцатого века, посвятивших себя всему оккульт ному и таинственному. Именно они и ответственны за оживление интереса к алхимии, розенкрейцерам и франк масонам. Возникновение ордена розенкрейцеров следует датировать началом семнадцатого века, когда в Касселе были опубликованы два анонимных манифеста, приписы ваемых Chymische Hochzeit Иоанна Валентина Андрее (1586-1654). В манифестах объявлялось о существо вании тайного братства, имеющего целью "универсальное и всеобщее преобразование мира". Предположительным создателем братства назывался Христиан Розенкрейц, живший приблизительно с 1378 по 1484. Преобразование мира должно было совершиться путем соединения про тестантизма с магией и алхимией и каббализма с сов ременными медицинскими и научными знаниями. Фрэнсис Йетс высказывал предположение, что манифесты выражали надежды, возлагаемые на Фридриха II, как на "политико-религиозного лидера, призванного решить проблемы века" в то время как их содержание выглядело своеобразным герметическим возрождением среди проте стантских интеллектуалов в эпоху, когда угасли перво начальные импульсы герметизма (Возрождение, XV век). Привлекательность такого проекта во времена жесткого религиозного и идеологического противостояния кануна Тридцатилетней войны очевидна. Из этой смеси мистиче ского благочестия, утопических надежд и герметико-каб балистических идей возник миф о розенкрейцерах, ко торый на протяжении многих лет очаровывал интеллек туалов, стремящихся к знанию и моральному обнов лению. Клаус Эпштейн отмечал, что особенно привлекательным он выглядел для консерваторов, пос кольку подчеркивал ценность древней мудрости для бу дущего развития. Если розенкрейцеры начала XVII века лишь частично были связаны с алхимией, то их наследники серьезно сосредоточились на овладении секретами превращений, на "философском камне" и эликсире жизни. В 1710 году в Бреслау вышла работа под загадочным названием Die warhaffte und vollkommene Bereitung des Philosophischen Steins der Brьderschaft aus dem Orden des Gulden - und Rosen-Creutzes. Ее автором был Sincerus Renatus, в действительности Зигмунд Рихтер, пастор в Силезии, изучавший Парацельса и Якоба Беме. В свете других документальных находок, касающихся Центральной Ев ропы, Кристофер Макинтош утверждает, что распрост раненное алхимическое движение под названием Gold und Rosenkrenz существовало во второй половине XVIII века. То ли в 1747, то ли в 1757 в Берлине возник квазимасонский розенкрейцеровский орден с ана логичным названием, с иерархией из девяти рангов основанной на каббалистичееком Древе Жизни. Эта организация имела известное политическое влияние, пос кольку среди ее братьев числились король Фридрих Вильгельм II и его первый министр Иоганн Кристоф фон Вольнер (конец 1780-х). Идеология ордена связывала мистицизм с консервативными и антипросвещенческими позициями. Лист был знаком с источниками розенкрейцеров, пос кольку использовал каббалистическую иерархию десяти степеней, особо отличающую некоторые ордена. Возмож но, он унаследовал эту идею от Франца Гартмана, ко торый мог быть знаком с розенкрейцеровскими структу рами Ордена Золотого Дна (Англия), поскольку, в свою очередь, общался с Теодором Рейссом, основавшим в 1902 отдельные масонские и розенкрейцеровские ложи вi Германии совместно с Вильямом Весткоттом, непосред ственным участником Золотого Дна. В любом случае литература о розенкрейцерах в Германии начала век была очень многообразной. О них писали и Франц Гарт ман и Рудольф Штайнер, алхимико-розенкрейцеровские тексты конца XVIII века публиковались в журнале Цильмана (1905). Когда Лист сделал далеко идущее утверждение о том, что розенкрейцеры XVII и XVIII ве ков являлись носителями арманистского знания, он тем самым пополнил штат адептов для своего учения. Кроме отклика, какой это утверждение нашло у теософов, мож но было рассматривать его и как цель первоначальных розенкрейцеров. В контексте Листа "универсальное и все общее преобразование" дополнялось национальным воз рождением, возможным благодаря проникновению в традицию арийско-германской мудрости. Помимо предположительной связи тамплиеров с ар манизмом, необходимо отметить и отношения Рыцарей Храма с оккультизмом. Эта сложная история касается двух различных мифологических линий: средневековой легенды о тамплиерах и ее смешении с франкмасонством в XVIII веке. Основанный в 1118 году первый союз Ры царей Храма был странствующим военно-религиозным орденом; он вынужден был покинуть Святую Землю в 1291 году. Затем орден стал жертвой клеветнической кампании, открытой королем Франции, который не мог терпеть в своих пределах их власти и влияния. Он обвинил тамплиеров в сатанинских культах, извра щениях, богохульстве, включая поклонение огромному идолу в форме человеческой головы. По причине этих наветов, орден был безжалостно истреблен, а его руко водители сожжены в 1314 году. Несмотря на возможную ложность обвинений, исторические свидетельства о тамплиерах окружены аурой тайны и ереси. Атмосфера средневекового преследования сказалась и на масонской версии движения. В начале XVIII века возникли институты современ ного масонства. Следует отметить, что новая организация молитвенных домов институционально была связана с действующими ложами масонов и мастеров-строителей, датирующихся еще XIV и XV веком. В конце XVII века франкмасоны стали объединять действующие ложи с целью создания организации, где профессиональная и правящая верхушка смогла бы обсуждать вопросы политики и бизнеса в атмосфере духовного единства и солидарности. Новая структура унаследовала ритуалы старой, только традиции братства стали аллегорией и символизировали идеи веры и всеобщей любви. После офицального возникновения в Англии в 1717 году, ма соны вскоре переместились на континент. В Германии, где масонские обряды интенсивно проникали в мистические и теософские секты, франкмасонство начало смешиваться с наследием тамплиеров. Хотя идея рыцарского масонства впервые проникла в 1737 во Францию, первый орден тамплиеров возник в Германии под началом барона Готтхельфа фон Хунда (1722-1776). Назвав свой орден Орденом Строгого Повиновения. Хунд объявил, что владеет секретными документами тамплиеров, датированными временем их преследования и доказывающих, что его орден является законным наследником тамплиеров. Хунд был убежден, что тамплиеры были причастны тайнам храма Соломона в Иерусалиме, что и послужило причиной возникновения ордена. Считается, что такая римская мистификация франкмасонства появилась с очевидной целью обеспечить аристократическим происхождением институт, состоящий из среднего класса, и компрометируемый низким прош лым ремесленников. Масонский и оккультный интерес к тамплиерам в конце XVIII века повлиял и на ученых, изучающих верования и культы исторических тамплиеров. В попытке связать их ересь с экзотическими культами внимание сосредоточилось на богохульстве и на поклонении голове идола. Одна из версий описания головы, содержащихся в судебных документах, называет ее Бафомет и связывает ее смысл с мусульманской верой. Это имя отсылает также к гностическому культу Офита, процветавшему в первые пять веков нашей эры. Иозеф фон Хаммер-Пургшталь предполагал, что идол заимствован из сектанстких куль тов, с которыми тамплиеры находились в контакте во время пребывания в восточном Средиземноморье. Все эти мифологии вошли в оккультный мир в конце XIX века благодаря творчеству выдающегося француз ского оккультиста Элифаса Леви (1810-1875), чьи рабо ты по магии изучались Блаватской. Тамплиеров вновь наделяли тайным знанием. Оккультный тамплиеризм процветал среди квазимасонских орденов и по меньшей мере два особых ордена тамплиеров возникли на контине нте около 1900 года. Ordo Templi Orientis (ОТО) стала результатом спонтанной масонской деятельности Теодора Рейсса, Франца Гартмана и Карла Кельнера между 1895 и 1906; расистский Ordo Novi Templi (ONT) был основан Ланцем фон Либенфельсом около 1907. Возможно, большинство своих идей о таплиерах Лист почерпнул из масонских источников, но его представ ления были окрашены поэзией Грааля, мотивами Парсифаля, которыми его одушевил Ланц. Он широко использовал эти мифы, желая доказать, что средневеко вые тамплиеры пронесли арманистское знание через всю долгую ночь христианской эпохи. Лист пришел к выводу, что идол "Бафомет" был не головой, а гностическим знаком. Для Листа это был Мальтийский Крест, обра зованный наложением друг на друга ориентированных по и против часовой стрелки свастик. Лист утверждал, {то тамплиеры пошли на смерть за свою верность одному из самых священных арийско-германских символов и что вдохновение поздних масонских орденов тамплиеров так же охраняло это значение. Лист утверждал, что тамплиеры и розенкрейцеры "представляли наиболее вы сокие слои тайного жречества, духовную и аристок ратическую тенденцию, тогда как франкмасоны являлись более низкой ступенью ... демократической тенденцией". Но помимо элитарного смысла рыцарства, тамплиеры были важны и в другом отношении. Поскольку они преследовались за свои убеждения, Лист с большей осно вательностью мог утверждать о существовании заговора против любых попыток возрождения древней немецкой религии и ее защитников. В своем коротком эссе "Das Mittelalter im Armanentuin" Лист описывает еще более удаленную груп пу носителей арманизма. Это гуанисты Ренессанса, чье внимание сосредотачивалось на вторичном открытии гер метических текстов. Особенно ценимы Листом - Пико делла Мирандола (1463-1494) и Джордано Бруно (1548-1600) в Италии и Иоханн Рейхлин (1455-1522), Иоханн Тритемиус (1462-1516) и Агриппа фон Неттес схайм (1486-1535) в Германии. Лист утверждал, что их обращение к неоплатоническим и герметико-каб балистическим идеям стало причиной расцвета древнего национального знания и облегчило католическое удушье средневековой Европы. Из криптографических работ Гритемиуса Лист скопировал "арийские" магические знаки; Агриппа был превознесен им как "старый ар манист". Но более всего его реконструкции арманистской традиции послужил Рейхлин. Рейхлин был провозглашен отцом немецкого гу манизма за его пионерскую работу над греческими и еврейскими текстами. Окончивший несколько университетов, Рейхлин первоначально получил образо вание судьи и поступил на службу в суд Вюртемберга в 1482 году. За свою службу был пожалован дворянством императором Максимилианом в 1494. Во время визита в Италию Рейхлин встретился с Пико делла Мирандолой, который подтолкнул его к изучению иврита. Впос ледствии Рейхлии развил идеи, которые сделали, его немецким представителем ренессансного каббализма. Он был убежден, что философия Платона берет начало в еврейских мистических книгах Каббалы. Эти идеи были развиты в его трактатах De verbo mirifico (1494) и De arte cabbalistica (1517). Кроме своих занятий еврейским мистицизмом, Рейхлин написал оригинальную работу об иврите, которая открыла путь библейской учености, осно ванной на древних текстах, что подтвердило его репу тацию гуманиста, внесшего серьезный вклад в различные религиозные традиции, за исключением христианской. Около 1510 года Иоханн Пфефферкорн потребовал, чтобы евреям Германии вернули их священные книги, конфискованные церковью во время кампании по насильственному обращению в христанство. Его требо вания встретили отпор антисемитской духовной партии Кельна. Рейхлин презирал этот тип религиозной не терпимости и обрушился на аргументы антисемитов с ядовитыми насмешками, за что и был обвинен в ереси доминиканцами Кельна. Мучительная тяжба продолжа лась до 1520 года, когда Рейхлин все же был освобожден от обвинение. Но именно эта защита еврейских текстов привела Листа к убеждению, что Рейхлин был посвящен в тайны арманизма. Лист полагал, что первоначальные короли-священники устно передали свое знание рабби Кельна в восьмом веке для того, чтобы уберечь его от новой волны христианских преследований. Рабби скрыли эти тайны в каббалистических книгах, которые ошибочно были использованы как представляющие еврейскую мистическую традицию. Кельнская тяжба, таким обра зом, представила Рейхлина как человека, пытающегося спасти сокровенные книги от антиарманистской церкви. Лист отдал Рейхлину роль великого арманистского рефор матора, борющегося против католического заговора. Пок лонение Листа перед Рейхлиным зашло так далеко, что он и себя считал реинкарнацией этого гуманиста XVI ве ка. Тамплиеры, ренессансные гуманисты, каббалисты и розенкрейцеры оказались зачислены в воображаемый ряд, протягивающийся от современных арманистов, подобных Листу и его друзьям, до преследуемых королей-свя щенников, чье политическое господство потерпело крах во времена христианизации ранней средневековой Гер мании. Эта тайная традиция закрывала собой зияние, образованное христианской эпохой между благословен ными древними временами и их будущим возрождением. Утверждая, что Annanenschaft никогда не умирало, но существовало в тайных сектах, Лист мог допустить, что его собственный культ еще живой след иерофантической политической традиции, которая должна быть восстанов лена в ордене, чтобы слава пангерманизма воцарилась над Европой. Проекты новой пангерманской империи были разра ботаны Листом подробно и недвусмысленно. Они пред полагали безжалостное подчинение неарийцев арийским мастерам в жестко организованном иерархическом госу дарстве. Определение кандидата на образование или дол жность в общественных службах, в профессиональной и коммерческой сферах опиралось исключительно на признак расовой чистоты. Героическая ариогерманская раса освобождалась от всякого наемного труда и прочих унизительных занятий для того, чтобы управлять в ка честве просвещенной элиты рабскими кастами не арийских народов. Лист сформулировал систему политических принципов нового ордена: должны были строго соблюдаться расовые и брачные законы; культивировалось патриархальное общество; только мужчина, глава дома, обладал правами и только ариогер манцы пользовались свободой и гражданством; каждая семья должна была иметь генеалогическую запись, под тверждающую ее расовую чистоту; новый феодализм должен был формироваться через создание крупных сос ловий, которые были наследственны, но правом насле дования обладал только перворожденный мальчик. Эти принципы, опубликованные еще в 1911 году, невероятно похожи на Нюрнбергские расовые законы 1930-х и нацистский образ будущего. Но Лист пошел еще дальше, предвосхитив и мистический элитаризм СС в нацистской Германии. Иерархическая структура ариогерманского общества опиралась на каббалистическое Древо Жизни. Эта оккультная система из десяти последовательных ступеней посвящения в гностические тайны служила основой но вого ордена. По схеме Листа две самые низкие ступени означали индивида и его семью, целиком подчиняющихся пяти уровням власти. Над ними существовали три высшие ступени, чья абсолютная власть соответствовала ана логичному расположению трех высших sefiroth (сферы) на Древе Жизни - "за покровом тайны". По Листу, вось мая ступень включала в себя верховную знать, девятую занимали только король и его ближайшее окружение. Десятая ступень символизировала Бога. Лист подчеркивал мистическое совпадение восходящих и нисходящих сту пеней и истолковывал традиционную каббалистическую формулу "насколько выше, настолько ниже" в том смыс ле, что ариец есть богочеловек. Это использование Древа в целях политической иерархии превращало место власти в священную территорию. Поскольку древнее немецкое общество было теократическим государством, то и новый орден предполагал особую элиту, чья власть должна быть священной, абсолютной и таинственной. Идеальное го сударство Листа выглядело как мужской орден с оккульт ным собором. Аналогии с гиммлеровским планом орде на-государства - поразительны. Документы свидетельствуют о том, что Лист и члены его НАО находили большое удовольствие в том, чтобы быть членами тайной элиты. Лист стилизовал себя под Великого Мастера ордена и к нему так и обращались его последователи, тогда как и он наделял титулами сотоварищей в соответствии с иерархическими ступенями древних посвященных. Вернер Кернер был известен как Arz-Femo-Aithari и Лист тоже использовал титул Arz Wiho-Aithari. Оба эти титула означали статус советника в девятой ступени каббалистической иерархии. Подчине нные только Богу и королю, эти советники составляли верховное собрание ордена. На погребальных монументах статус посвященного также отмечался эзотерическими знаками: в 1911 году Генрих Винтер был похоронен в Гамбурге под грубообтесанным камнем, с выразанной на нем свастикой; целый холм с колонной, покрытой орна ментом из знаков, воздвигли для Фридриха Оскара Ва нека в 1914; в том же году Георг Хауэрштайн, похоронив свою первую жену, тоже положил в изголовье ее могилы камень со свастикой. НАО предназначалась для мужчин, входящих в состав верхнего или среднего класса; они должны были быть немецкими патриотами и проживать на исторических землях Германии в Центральной и Восточной Европе. Лист настойчиво заботился о современной аристократии, которая могла бы сопротивляться прославянским инте ресам и демократическим тенденциям Австрийского го сударства; он рассматривал современную аристократию как законного наследника старых королей-священников. Лист был горячим сторонником габсбургской монархии и имперской династии, которую он хотел видеть во главе новой арманистской империи. Все эти порывы отчетливо свидетельствуют о его отношении к пробуждению не мецкого националистического духа среди знати и других групп, чье традиционное положение было поставлено под угрозу ростом негерманских политических влияний в Австрии. Миф о тайной элите не нов для европейской идео логии. Он служил вечной темой для эпохи пост-просве щения, пытавшейся перенести достоинство и власть религиозной ортодоксии в более узкий контекст секты. Барон фон Хунд молился за "неизвестных настоятелей" своего Ордена Строгого Повиновения, Весткотт создал третий орден "Тайных Глав" внутри своего "Золотого Дна", Блаватская говорила о тайных мастерах "Великой Белой Ложи": все эти авторитеты принадлежали одной традиции. Тайная элита обладала непререкаемой властью над видимыми служителями культа. Воображаемое сос ловие королей-священников прошлого подтверждало и оправдывало претензии Листа на скрытое значение и особую власть. В то же время предполагаемое сущест вование современного Armanenschaft помогало вере в то, что золотой век еще может наступить и что Германия и Австрия соединятся в теократическом пангерманском государстве, где интересы не-арийцев не будут играть никакой роли. В ближайшие тридцать пять лет такое видение мира приобрело законные формы в качестве иностранной политики Третьего Рейха. |