Глава 13 ГЕРБЕРТ РЕЙХШТАЙН И АРИОСОФИЯ Когда Ланц фон Либенфельс впервые изобрел термин "ариософия" в 1915, он уже был хорошо знаком с сов ременным оккультизмом. Астрология, как она развива лась до Первой Мировой войны и во время нее, репринты пророчеств Нострадамуса, работы, посвященные пред чувствию, телепатии, психические исследования, - все это обеспечило Ланца компендиумом современных оккультных наук. После войны Ланц погрузился в изу чение астрологии, что нашло выход в его Praktisch empirisches Handbuch der arrosophischen Astrologie за вершенных в августе 1923. Найдя нового издателя в октябре 1925, Ланц написал формальное изложение своей доктрины. Он подчеркнул такие основные положения ариософии как вера в квазимонистическую "панпсихиче скую" энергию, совпадающую в своем существе с Богом; эта энергия одушевляет весь универсум, но наиболее совершенное выражение находит в светловолосых и го лубоглазых арийцах. Он несколько раз повторил уже известный тезис о том, что все культурные достижения мира состоялись благодаря арийской природе. Основным делом ариософии Ланц называл изучение различий между "белыми" и "черными", одновременно настаивая на важ ности таких основных наук как хиромантия, астрология, геральдика, науки о временных периодах, изучения имен и некоторых форм каббализма. Он утверждал, что ге ральдические знаки и имена служили видимыми и слышимыми иероглифами, в которых основатели арийско го рода записывали историю и судьбу своих фамилий. Хиромантия и астрология выступали также наиболее адекватными средствами познания арийской души. Поддержка Ланцем оккультных наук, особенно хиромантии и каббализма имен, была значима по двум причинам. Во-первых, она указывала на его дружеское сотрудничество с кругом расистских характерологов, группировавшихся вокруг издателя Герберта Рейхштайна с 1925 по 1929, когда он уже не посвящал все свое время Ordo Novi Templi; во-вторых Ланцу был полезен этот контакт, поскольку он собрал новые материалы для своей доктрины благодаря расцветающему после войны оккуль тному движению; появлялись новые специальные иссле дования по астрологии, графологии, хиромантии и йоге, толкованию снов и различным формам духовного режима, способствующего здоровью и личному счастью. Значимыми фигурами в этой среде были Густав Мейринк, Франц Спунда, Пери Шу - они писали романы на оккультные темы; более широкий круг авторов занимался специальными исследованиями на оккультные темы. Из дательство Иоханнеса Баума в Пфуллингене в рамках своей серии "Новая мысль" отвело особое место таким исследованиям: между 1920 и 1925 годами Баум начал выпускать, по меньшей мере, четыре книжных серии, популяризирующих такие предметы как гомеопатия, медитация, дыхательная гимнастика, йога, эзотерическое христианство и восточные религии; авторами этих работ были Карл Отто Шмидт, Георг Ломер, Вилли Адельман Хуттула, Ганс Ганиг, Генрих Юргенс и другие. Таким образом, если количество, вес и влияние выходящих в это время теософских журналов и книг объединить с продукцией Баума, будет ясно, что в первые годы во енного поражения и внутреннего кризиса урожай немец кой оккультной литературы был чрезвычайно богат. Среди разнообразных идеологических субкультур ариософия занимала особое место, поскольку была тесно связана с тревогами и внутренней разорванностью людей этой эпохи. Особый вклад Герберта Рейхштайна в эту субкультуру лучше всего можно понять, рассказав о его коллегах. Исторические корни его движения уходят к берлинской группе оккультистов, возникшей около 1920 года. Основ ными фигурами этой группы были: Эрнст Иссбернер Халдан, хиромант; Фроди Инголфсон Верман, астролог; Роберт X. Бротц, графолог, и Вильгельм Вульф, астролог, к которому в последние недели войны Генрих Гиммлер приходил для консультации. По предложению Иссбер нер-Халдан компания носила название "Круг свастики". Верман был горячим поклонником размышлений Листа о древних немецких королях-священниках. Он родился 6 февраля 1889 года. Войну прошел артиллерийским капитаном. Считался экспертом по древней нордической истории и рунологии, также занимался астрологией, ну мерологией и кармическим учением. Другие сообщения говорят о его страстной приверженности делу народа и желании спасти героических арийцев через искоренение низших рас. Впервые познакомившись с теориями Ланца после войны, он и в 20-е гг. прилежно занимаются изу чением мистических и оккультных текстов. Вместе с тем, имеется несимпатичная запись о его ранних оккультных штудиях. Его первая публикация, "Влияние Солнца в двенадцати домах Зодиака", (1923) представляла собой плагиат неизвестного английского текста, который Исс бернер-Халдан перевел для него. С Рейхштайном Верман впервые сотрудничал в конце 1925 года, и написал два выпуска его книжной серии Ariosophische Bibliothek в 1926 году. История жизни Иссбернер-Халдана более доступна, чем история Верман, поскольку первый оставил ав тобиографию. В соответствии с ней Иссбернер-Халдан родился II июня 1886 в Кольберге на Балтийском море. Интерес к хиромантии возник у него еще в детстве, когда старший брат подарил ему книгу на эту тему. В 1900 году он поступил учеником в одну из фирм Коль берга, где оставался до восемнадцати лет. После краткого периода военной службы работал у своего дядюшки в Берлине на табачном производстве, впоследствии руко водил целой отраслью фирмы в Тюрингии. Летом 1910 Иссбернер-Халдан осуществил свою заветную мечту: эмигрировать в Австралию. Ему хотелось покинуть пре делы Германии, он презирал ее культуру за ограничен ность, филистерство и милитаризм. Повествование о его путешествии из Бремерхэвена через Суэц и Коломбо выполнено в стиле Bildungsroman: молодой эмигрант встречает несколько интересных собеседников, исповеду ющих антисемитские и расистские идеи. Парагини, скуль птор из Генуи, говорил ему о важности расовых черт для искусства и отрицал саму возможность творческой способности у евреев. Д-р Джэфферсен, шотландец, был представлен как астролог, увлекающийся творчеством Ланца: М-р Хевальту другой бритт, также был хорошо знаком с неоманихейским расизмом Ланца и обнаружил подробное знание сексологии и различных направлений оккультизма. На Цейлоне Иссбернер-Халдан имел воз можность беседовать с индийскими предсказателями судь бы и наблюдать подвиги старого факира. Благодаря всем этим встречам и приключениям Иссбернер-Халдан пос тепенно пришел к осознанию значимости расизма и оккультизма и возобновил свои занятия хиромантией. С осени 1910 вплоть до начала 1912 Иссбернер-Халдан работал на различных фермах в малонаселенных уголках Нового Южного Уэльса и Южной Австралии, а затем отправился в Южную Америку. В Рио-де-Жанейро он обратил внимание на бордели, в которых работало мно жество девушек с явными арийскими чертами, это пос лужило ему доказательством мирового заговора евреев, стремящихся испортить юных девушек высшей расы. Поднимаясь по Амазонке в Манаос, Иссбернер-Халдан написал диссертацию по хиромантии, за которую получил звание профессора honoris causa от никому не известного и возможно вымышленного университета. Во время поездки в Перу, он странствовал по Андам и испытал там мистический транс, причастившись таинствам и более высшему смыслу человеческого существования: он также получил эзотерические наставления от Девасвара Ламы, странствующего персидского святого. Вернувшись в Австралию, он вновь приступил к работе на фермах Квинсленда до весны 1914, когда решил отправиться через Германию в Соединенные Штаты. Он прервал свое путешествие в Коломбо для того, чтобы посетить свя щенный город Бенарес. Здесь он встретил йога, назы вавшего себя Рамаширо, объяснившего ему теорию че ловеческой ауры; кроме того йог заклинаниями вызвал серию видений, показавших сцены из прежних жизней Иссбернера-Халдана, во время античности и в Средне вековье. По приезде в Германию в июле 1914 Иссбернер-Хал дан намеревался посетить родственников и отправиться в Соединенные Штаты. Но началась война и он был интернирован как австралийский гражданин; следующие четыре года он провел в заключении в лагерях Хассен берга, Хольсминдена и Рухлебена. Освободившись в но ябре 1918, он обосновался в Берлине и открыл хиромантическую практику. Здесь он встретил своих но вых коллег. Хотя он все еще мечтал о создании расистской утопии в Квинслэнде или в Калифорнии, оставался все же в Берлине и в 1921 году опубликовал свой первый текст по хиромантии. В 1926 году он начал издавать журнал "Хиромантия", рекламируемый как официальный орган Ассоциация Хиромантов Германии. С Рейхштайном он впервые познакомился в конце 1925, в конце 1929 его журнал был поглощен журналом Рейхштайна. В на чале 1927 после встреч с Ланцем в Вене или в Будапеште, Иссбернер-Халдан вступает в ONT; затем открывает расистскую коммуну, Swastika-Heim, около Арконы, на острове Руген - коммуна имела статус дома ONT. Герберт Рейхштайн, ответственный за соединение этих и других персонажей в своем журнале и характе рологическом институте, родился 25 января 1892 года в Наупап в Силезии; о его юности почти ничего не изве стно. В октябре 1925 его приблизил к себе Ланц и предложил стать его издателем. Рейхштайн согласился и одновременно объявил себя директором Deutsche Arbeitsgemeinschaft hir Menschenkenntnis und Menschenschicksal, основанного в Oestrich im Rheingau. Он замысливал эту ассоциацию как возможность взаимо помощи и сотрудничества для всех оккультистов, занима ющихся характерологическими и предсказательными на уками в расистском контексте, сюда входили астрология, графология, френология, "психо-физиогномия", хиромантия. Органом этой ассоциации был его же Zeitschrift fьr Menschenkenntnis und Menschenschicksal, публиковавший различные статьи и вместе с тем объяв ления о частных практиках оккультистов. Во вступительной статье Рейхштайн объяснял цели его ассоциации. Указывая на хаос, вызванный войной и политическими переворотами, он говорил о необ ходимости хорошо обоснованной науки о человеческом характере, чтобы индивиды могли лучше подготовиться к своей судьбе и научиться улучшать свою участь. Рей хштайн отвергал незначительные формы предсказаний и отстаивал важность тех наук, которые работают над определением собственного характера индивида и харак тера других, поскольку это единственный способ полу чения информации о возможном исходе человеческих поступков в крайне сложном современном мире, требу ющем от индивида все больше и больше значимых решений. Весь проект опирался на расистское мировоз зрение, члены ассоциации считали себя арийцами и свя зывали себя обещанием блюсти арийскую чистоту. Рей хштайн, таким образом, был весьма привлекателен для тех, кого неопределенность и хаос заставляли искать оккультный путь к решению собственных проблем и к достижению успеха как в личном, так и в деловом смысле. В лице Рейхштайна ариософия получила прививку расистского канона к корпусу мантических знаний, а потребность в этой прививке в послевоенные годы была весьма велика. В первом выпуске журнала, датируемого октябрем 1925, Рейхштайн объявил о том, что в его журнале будут сотрудничать такие выдающиеся оккультисты как Исс бернер-Халдан, Ланц фон Либенфельс, Вильгельм Вулф и G. W. Suria. В декабре 1925 он начал издавать книжную серию, Ariosophische Bibliothek, здесь публиковались работы Ланца в очень широком диапазоне от астрологии до геральдики; тот же тип "практической саморе ализации" предлагался и читателям" В указателе первого номера можно было найти имена Фроди Инголфсона Вермана, Герберта Герстнера и Рейнгольда Эбертина, астролога, вступившего в ассоциацию. Второй номер жур нала вышел в феврале 1926 как Zeitschrift fьr Menschenkenntnis und Schicksalsforschung, тогда как мно гословное название института было сменено на Ариософ ское Общество, для того, чтобы подчеркнуть заботу арийских оккультных наук о конкретной выгоде арийцев. Тем временем Общество переместилось в Дюссельдорф Unterrafti. В 1926 году в журнале появились другие сотрудники: Роберт Т. Бротц, Карл Керн, Вальтер Хорст, Теодор Цепль, Детлеф Шмуде, Г. Энгельгардит, Фрайхер Штромер фон Рейхенбах, величина в оккультных кругах, человек, изобретший собственную науку историономию, Принц Макс фон Ловенштайн, Эдмунд фон Векус и Эрнст Тьеде. К концу 1927 к ним присоединились вен герские знакомые Ланца - Пауль Хорн и Вильгельм Torday von Szьgy. В 1928 году Рейхштайн заручился согласием двух других ученых, оба заслуживают подробного представ ления. Грегор Шварц-Бостунич - русский эмигрант, лично участвовал в революции, что привело его к радикальным антибольшевистским убеждениям и неко лебимой вере в мировой заговор евреев. Родившись 1 декабря 1883 в Киеве, Григорий Бостунич имел смешан ное происхождение: отец происходил из аристократиче ской рижской семьи, родители матери были родом из Сербии и Баварии. Благодаря родственникам матери, юный Бостунич регулярно бывал в Германии. В 1908 в Киеве он получил образование юриста, после чего обратился к литературе, интерес к которой он обнаружил в студенчестве. В 1910 он выпустил собственную газету, Der Sьd kopeken, выходившую ежедневно тиражом в 100 000 экземпляров вплоть до 1914 года. В том же году он стал профессором истории литературы и театра в институте Лысенко, впоследствии возглавлял Железно дорожный Театр в Киеве. Военный кризис России и революция обозначили конец его академической и лите ратурной карьеры. Яростный противник красных, Бос тунич вел активную антибольшевистскую агитацию в городах, захваченных генералами Деникиным и Вранге лем. В результате этой деятельности он усвоил идею заговора евреев, масонов и большевиков и его программы, записанной в Протоколах сионских мудрецов. В 1920 Бостунич был заочно приговорен большевиками к смерти, но ему удалось бежать в Болгарию. Покинув родную страну, Бостунич утратил почву под ногами и искал новых ценностей, которые могли бы поддержать его. Этот поиск привел его к оккультизму. Он рассказывал о встрече со своим первым учителем по трансцендентальным предметам на Кавказе 1917/1918, а также о своем общении с болгарскими теософами в 1920. Джеймс Вебб утверждает, что кавказским учителем по всей вероятности был Гурджиев, а болгарские теософы в то время сосредотачивались вокруг Мастера Петра Дейнова, соединявшего эзотерический расизм Блаватской с образами славянского мессианизма. После неудачной попытки вернуться в Россию в октябре 1920 Бостунич поселился в Белграде. Следующие два года он путеше ствовал по Югославии, читал лекции о заговоре евреев и масонов раздраженным немецким националистам в бывших австрийских провинциях нового государства. Его первая книга, "Франкмасонство и русская революция", была опубликована в 1922 году в русском издательстве Новый Сад, между 1923 и 1926 годами выдержки из нее появлялись в немецких националистических и правых журналах. В августе 1922 Бостунич эмигрировал в Гер манию, где снова занялся чтением лекций о теории заговора. В соответствии с его оценкой послевоенного мира, все нежелательные изменения в нем и царивший хаос, нужно было связать со злобными происками евреев, масонов и большевиков. Но его интерес к оккультизму при этом не уменьшался. В 1923 он стал страстным антропософом, в 1929 обвинял движение Рудольфа Штай нера за пособничество силам заговора. Такое полное изменение взглядов, возможно, было связано с его манихейским и оккультным видением истории. Поскольку в 1924 году он натурализовался как немецкий гражданин, он изменил имя на Шварц-Бостунич. С Рейхштайном впервые встретился в Дюссельдорфе зимой 1926. Рейх штайн быстро оценил переполнявшее того чувство миссии и пригласил его сотрудничать с Ариософским Обществом. В феврале 1928 на него ссылались как на специалиста по взаимоотношениям русской и немецкой души и высоко ценили как эксперта по проблемам тайных, сверх национальных организаций. Помимо участия в ариософском движении, Шварц Бостунич был очень активен в нацистских политических кругах. В 1920-х гг. он работал на новое агентство Weltdienst Альфреда Розенберга, а после этого выразил чувства преданности возникающей организации СС. Не смотря на возраст, болезни и сердечную слабость, Шварц Бостунич был определен к службе на новую Германию в рамках, дозволенных ему здоровьем. Он много путе шествовал по Германии (а позже - и по оккупированным странам) с лекциями о франкмасонах, еврействе и прочих врагах нацизма; он хотел также передать предполагае мому институту по теории заговора свою библиотеку, насчитывающую до 40 000 томов на этот предмет. В его письмах Гиммлеру в 30-е гг. - фанатическая преданность германской расовой миссии и лично патрону СС. По причине своих не вполне ортодоксальных идей, он всегда воздерживался от чтения лекций в форме, но зато в 1942 году подписывался как почетный профессор СС. В начале 1944 он и его жена были эвакуированы из Берлина в Шлосс Гнейзенау в Ризенгебирге в Силезии в целях обеспечения их безопасности. Годом позже Шварц-Бос тунич получил звание штандартенфюрера СС (пол ковник) по личной рекомендации Гиммлера. Таким обра зом, его политическая карьера представляет собой слож ный путь от антисемитизма в предреволюционной России до искреннего отождествления себя с нацистской Гер манией. Другим сотрудником, которого Рейхштайн завербовал для Ариософского Общества в 1928 году, был Рудольф Джон Горслебен. С января 1927 журнал Горслебена носил название Arische Freiheit; в январе 1928 он объединился с журналом Рейхштайна по характерологии и начал называться Zeitschrift fьr Geistes und Wissenschiftsreform. Об особом направлении оккультизма, отыскивающем арийские символы в мире природы и культуры, свиде тельствуют названия его статей этого года: "Arische Schan ist Urschau", "Der radioactive Mensch", "Beitrag zur Christomythe, Hag-All-Rune und Cheopspyramide, "Runen Raunen-Rechten-Rat". В этом отношении Горслебен был ближе- листовской традиции, чем сам Рейхштайн. Но сотрудничество между ними оказалось кратковременным и Горслебен предпочел независимое издание собственного журнала в 1929. Свои оккультные занятия он завершил шедевром Hoch-Zeit der Mensch-heit (1930) и умер сравнительно, молодым 23 августа 1930. В конце 1920-х он, в качестве брата Риг вступил в ONT, общину Шта уфена. Как утверждал, Рейхштайн в начале 1926 года, Ариософское Общество было создано для того, чтобы предоставить данные характерологических и мантических наук в распоряжение целиком заслуживающих этого арийцев и тем самым внести начала определенности и устойчивости в послевоенный мир Германии. В августе 1928 был опубликован документ, подчеркивающий осо бый статус ариософских характерологов - они выступали в качестве наследников иерофантической традиции Armanenschaft. В Пфорцхайме, где Рейхштайн находился в то время, был провозглашен Neue Kalandsgesellschaft (NKG). Новое название ассоциации позволило ее членам ощутить приближение к листовской интонации. Задачей этой организации, в соответствии с Верманом и Рейхш тайном, было "осмысление воли древних германских пос вященных, королей-священников или Armenen - в наше время". Длинный лист предполагаемых сотрудников включал в себя новые имена: Франц Фридрих фон Хох берг, профессор Мораве, певец Шварц, Конрад Дуензинг, Герман Виланд, Vцlkisch историк Атлантиды. Были объяв лены лекционные курсы NKG на предстоящую зиму: Верман предполагал читать по кармической астрологии и ариософии; Грегор Шварц-Бостунич - по проблемам франкмасонства и большевизма; Иссбернер-Халдан - по хиромантии и йоге (в июне 1928 он опубликовал спра вочник); Роберт Бротц - по графологии; Герберт Рейх штайн - по ариософии, астрологии и каббализму имен. Последняя дисциплина опиралась на иудейское представ ление о соответствиях между буквами и числами, хотя и имела очень простую, популярную форму: сумма ну мерических эквивалентов букв в личном имени предпо ложительно содержала в себе информацию о природе и судьбе этого человека. Интеллектуальное лидерство в NKG продолжало принадлежать Ланцу фон Либенфельсу, а он поддерживал и "ариомантические" исследования Гвидо фон Листа, и Эрнста Иссбернера-Халдана, и Бенито Муссолини. В годы с 1929 по 1931 NKG занималась распростра нением ариософских идей во многих немецких городах посредством лекций и митингов. С большим энтузиазмом сообщалось о праздновании Рождества группой в Гей дельберге 29 декабря 1928, а в январе 1929 в Штутгарте возникла новая секция NKG, ее учреждение сопровож далось лекцией Рейхштайна, очень тепло встреченной. В марте 1929 было объявлено о новой программе лекционных туров с визитами в Карлсруэ, Дрезден, Эрфурт, Магдебург, Вену и Будапешт. Летом Рейхштайн свел знакомство с Гретой Штайнхофф, которая могла "читать" характер человека по его имени, "медиумическим" способом в противоположность каб балистическим процедурам Рейхштайна. После этой встречи Грета Штайнхофф также была зачислена в штат лекторов NKG. В ноябре она и Рейхштайн планировали совместный лекционный тур по городам Кельн, Кассель, Маннгейм, Майнц, Нюрнберг, Ансбах, Мюнхен, Вена. Другая группа характерологов Дрездена, Zirkel fьr praktische Menschenkenntnis, под руководством Георга Рихтера, оккультного автора, занимающегося лечением магнетизмом и телепатией, объявила о своем соединении с NKG в ноябре 1929. Эта группа регулярно собиралась на протяжении всей зимы и в течение всего 1930 года: среди окружавших ее людей были Альфред Рихтер, специалист по травам и Курт Гартман, торговец книгами, занимавшийся распространением журнала Рейхштайна в Северной и Восточной Германии. К концу 1929 года внутренние напряжения в группе Рейхштайна взорвались отставкой Фроди Инголфсона Вермана. Знаки близящегося разрыва нарастали с января 1929, когда Верман переехав в Пфорцхайм из Берлина, возглавил руководство журналом. Затем, когда в феврале он вошел в руководство NKG, появились жалобы на его непрактичность и властный стиль управления, - все это указывало на напряженность в его отношениях с Рейх штайном и возможно повело к его удалению из изда тельства в августе 1929 года. Возможно также, что Верман был излишне воодушевлен популярностью своего бест селлера-справочника Dein Schicksal (1929), для того, что бы серьезно заниматься частной практикой. Неприязнь между Рейхштайном и Верманом сопровождалась обвинениями со стороны Иссбернера-Халдана, что ус корило быстрое отчуждение Вермана от своих бывших друзей в 1930-е гг. Вермац целиком ушел в правую революционную де ятельность, снова оказавшись на военной службе как "солдат передовой" и организовал в Пфорцхайме отде ление национал-социалистического Sturmabteilung (SA). Несмотря на то, что между 1918и 1923 и затем вновь после экономического краха 1929 всех охватил боевой дух военного пиратства, Верман продолжал заниматься оккультизмом. Эту необычную идеологическую смесь обнаружил его собственный журнал Der Wehrmann, (1930-1933), в котором такие вещи как духовная жизнь готов, немецкий мистицизм и евгеника рассматривались в терминах фронтовой борьбы. Поскольку раннее твор чество Вермана включало в себя доктрину о золотом веке и призывало к уничтожению всех расовых меньшинств и установлению Великой Германской Им перии, он может быть рассмотрен как один из расовых оккультистов, от литературной апокалиптики пере шедших к военной деятельности. Верман оставался в Пфорцхайме и во время воздушных налетов в феврале 1945, потерял там все. Сам подхватил пневмонию и умер от нее в Кальве 19 апреля 1945 года. В апреле 1931 Рейхштайн перевел свое издательство из Пфорцхайма в Прессбаум в Винервальде. В это время он опубликовал новое обращение, в котором предлагалось всем ариософским настроенным группировкам и отдель ным лицам объединиться в Ariosophische Kulturzeutrale (AKZ), фактически - другое название его собственной группы. Он утверждал, что в этот союз уже входят берлинская группа под руководством Карла Керна; мюн хенская под руководством Вильгельма фон Арбтера; дрез денская - под руководством Георга Рихтера; лейпцигекая - под руководством Людвига Готца; вен ская - под его собственным руководством. Из Прессбаума Рейхштайн установил личные контакты с австрийскими представителями ONT в Вене. В июне 1931 в AKZ была открыта Ариософская школа (теперь Пфальцауэрштрассе, 97). Она рекламировалась как уютный пансион, постро енный в здоровых и красивых окрестностях Винервальда с утренними духовными и физическими упражнениями по ариософским принципам. Рейхштайн читал лекции о каббалистике имен, тогда как гости от Карла Керна, Иссбернер-Халдан и Альфред Джудт, специалист по биоритмам, ожидались к концу лета. Сам Керн незадолго до этого отличился тем, что опубликовал Handbuch der Ariosophie (1932) и репринт классического труда по ха рактерологии Иоханна Преториуса "Человек и характер" (1703). После этого первого успешного сезона, Ариософ ская школа вновь открылась в мае 1932. После торже ственной встречи шестидесятилетнего юбилея Ланца фон Либенфельса, 8 мая 1932, с музыкой, торжественными чтениями и ариософскими псалмами, начались курсы по каббалистике имен, руническому оккультизму, йоге, ды хательной гимнастике и руническим упражнениям. Пос ледней специальностью школа была обязана писателю и публицисту Фридриху Бернарду Марби, который с 1924 года издавал свой астролого-ариософский журнал Der eigene Weg. Марби полагал, что индивид может распо ложить к себе благоприятные космические силы, систе матически принимая позы, соответствующие форме рунических знаков. Журнал Рейхштайна отражал широкий интерес многих слоев немецкого и австрийского общества ко всем видам лечебной помощи, расслаблению, восстановлению, техникам самореализации. Существовала также заметная тенденция актуализации некоторых современных пог раничных наук и соединения их с оккультными формами знания, если такой эклектизм мог помочь удержать какие-то элементы доктрины: так, Рейхштайн неизменно защищал теорию "пространственных энергий" Карла Шаппелера, открытия Френцольфа Шмида, касающиеся лечебных свойств некоторых неопознанных лучей и ле чебные методы нетрадиционной медицины. Эксцентрические космологические теории также на ходили себе применение, доказательством может пос лужить номер, посвященный Теории Мирового Холода Ганса Хорбигера и восторженный отчет Ланца о работе Карла Ньюперта Die Umwдlzung, die.Erde-des All (1930), в которой излагалась Теория Полой Земли; она предпо лагала, что поверхность земли является вогнутой, а на блюдаемое пространство внутри этой полой сферы обра зует собой весь универсум. Эта готовность принимать на веру любые глубокомысленные и причудливые постро ения говорит прежде всего о стремлении к идеологиче скому союзу среди различных направлений оккультной и иррационалистической мысли. После экономического краха 1929 Рейхштайн и его круг начали присматриваться к удачам нацистской партии. Ланц первым выразил уважение фашистскому движению, установившему правые режимы в Испании, Италии и Венгрии, начиная с 1925. В начале 1930 Рей хштайн опубликовал каббалистические гороскопы для Германской Республики, Адольфа Гитлера и национал социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Республика оказалась во власти "сатурнианских влияний" и "черных магических сил", а предстоящий год должен был принести огромный успех Гитлеру и его партии. В апреле 1931 он опубликовал апокалиптический номер "Das Dritter Reich!", в котором в соответствии с оккуль тным разделением на тело, дух и душу национал социалистическая партия отождествлялась с телом, спо собным стать движущим началом для духа и души ариософской культуры. Глубокомысленное разделение ролей опиралось на Bibliomystikon Ланца, "Attalantic" тексты, датируемые приблизительно 85 000 до н. э., открытые Френцольфом Шмидом и Георгом Ломером. Весной 1932 Рейхштайн приветствовал Гитлера как "бо жественное орудие". Настроение апокалиптического ожидания дало толчок для целой серии статей Эрнста Лахмана, пытавшегося предсказать будущее Германии в период от 1930 до 1932 на основе "историономии" Штро мера фон Рейхенбаха. После захвата нацистами власти в Германии, Рейхштайн в апреле 1933 перебрался в Берлин для того, чтобы "быть в центре национального возрождения Германии". В столице он и Карл Керн начали публиковать Arische Rundschey, еженедельную газету, ведущую непримиримую борьбу против евреев, Рима и франкмасонов средствами ариософского расизма и оккультных предсказаний. Затем Рейхштайн издал книжную серию "Мудрость народа" (1934-1935), заклю чавшую в себе изложение "религии чистой крови". В 1944 Рейхштайн умер, практически незаметно, во Фрей бурге. Основная роль характерологической группы Рейх штайна и его журнала в результате сводится к распро странению ариософских идей среди маленьких кружков в немецких городах. Деятельность эта не прекращалась даже в так называемые годы стабильности с 1924 по 1929, а достигла пика между 1929 и 1933, когда эко номическое положение резко ухудшилось, политическая ситуация поляризовалась. Ариософские лекции сущест вовали в это время на фоне резкого подъема самой разношерстной среды: ревивалистов, шарлатанов, одержимых верующих. Рудольф Оден, журналист того времени, описывал всех этих фиглярствующих сектантов, изобретателей и даже алхимиков, составлявших армию странствующих проповедников. Они находили себе новых обращенных не только среди бедных и невежественных, но и среди промышленников, генералов, бывших членов королевской семьи. Сефтон Делмер писал о том, что военное поражение Германии, инфляция, экономическая лихорадка, затем стабилизация, поток иностранных денег в страну и, наконец, экономический крах, - все это в результате создавало атмосферу нереальности, которая всячески способствовала появлению касты "людей чуда". Рейхштайновские рекламы сокровенные книг, гороскопов и другие таинственные консультации специальные медицинские препараты, мыло, успокоительные мази, зубная паста, а также его предупреждения против "шар латанов" доказывали его принадлежность к такой касте. Кроме того, круг Рейхштайна постоянно выражал свою признательность Ланца фон Либенфельсу за то, что бла годаря ему, удалось избежать бессмысленной жизни и депрессии. Ариософия, несомненно, была существенным элементом, способствующим облегчению стресса и разо чарования среди людей; переживших обман всех ожиданий и девальвацию культурных ценностей в пос ледние годы Германской Республики. |