Уоллис Бадж Амулеты и суеверия
Глава XXIX
Прорицание с помощью печени животного
Среди римских Aruspices или Haruspices, т.е. прорицателей, с помощью своего искусства сообщавших людям волю богов, существовал класс предсказателей, чье ремесло основывалось на внешнем виде внутренностей жертвенных животных. Предсказателей такого рода называли Extispices, а искусство прорицания, основанное на внутренностях животных было известно как extispicium. (Цицерон, De Divinatione, II, 11.) Такой способ предсказания, согласно Цицерону, (De Div, II, 23) был изобретен этрусским Тагетом. Рим узнал о нем от посланцев, приезжавших в этот город по делам из Этрурии. Для толкования жертвоприношений и выявления воли богов этрусских прорицателей приглашали во многие отдаленные места. (Ливии' V,' 1, 6; XXVII, 37,6) Однако сейчас имеются основания полагать, что гадание по внутренностям животных зародилось не в Этрурии и его распространение в этом государстве — результат хорошо известных связей Этрурии с Востоком, существовавших в доисторические времена.
В Книге пророка Иезекииля (XXI, 21) рассказывается об обращении царя Вавилонии к своим прорицателям по поводу вероятности успеха военной кампаниии против Иерусалима. Пророк говорит: "Потому что царь Вавилонский остановился на распутьи, при начале двух дорог, для гадания: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень". Терафимы мы уже обсуждали (см. с. 175). Стрелы для прорицания хранились в специальном колчане либо у самого царя, либо у его жреца. Как правило, стрел было две, но иногда добавлялась третья. Если использовались две стрелы, то на одной из них ставилась метка, означающая "Да", а на другой — "Нет".
Бронзовый муляж печени животного из Пьяченцы
Третья стрела была чистой и указывала на то, что вопрошающий должен поступать по своему усмотрению, ибо оракул в отношении заданного вопроса не содержит в себе ни одобрения, ни возражения. Вопрошание с использованием стрел было известно как "тело-мантия". Слова пророка "рассматривает печень", по-видимому, указывают на то, что царь был сведущ в гадании по внутренним органам. Во всяком случае они свидетельствуют о том, что прорицание по печени жертвенного животного практиковалось в Вавилонии еще в VI веке до Р.Х. Тот факт, что оно практиковалось в Ниневии еще за столетие до этого, доказывает глиняный муляж печени с начертанными на нем предсказательными знаками, обнаруженный при раскопках Куюнджика. Сейчас он хранится в Британском музее (каб. No 620, см. Guide, p. 211).
В ходе раскопок, проводившихся в Богазкёй, также было найдено большое количество глиняных муляжей печени животных с клинописными надписями и текстом на вавилонском и хеттском языках. Именно из этого района искусство прорицания по печени животных распространилось на Запад: в Восточную Европу и Этрурию. Знаменитая этрусская бронзовая печень, которая сейчас хранится в Пьяченце, описана в Mitteilungen Немецкого археологического института в Риме (Раздел XX). (См. также примечания к работе Boissier, Note sur un document babylonien se rapportant a I'exstispicine, 1899.)
Представленное ниже схематическое изображение достаточно хорошо передает ее форму и внешний вид. Однако настоящей родиной искусства гадания по печени является Вавилония. Вавилоняне утверждали, что начало ему положили не они, а сами боги. Считалось, что Бог солнца расположил внутренности
жертвенного ягненка таким образом, чтобы они указывали людям волю богов. Кроме того, он оставил на них знаки, которые мог бы безошибочно прочитать опытный прорицатель по внутренним органам. Таблички со знаками-предзнаменованиями свидетельствуют о том, что к гаданию по печени овец прибегал Саргон Аккадский (Шаррумкен), первый царь из Аккадской династии (2637-2582 гг. до н.э.) и Нарам-Син, сын Маништусу (2557-2520 гг. до н.э.). Вероятно, не существовало такого периода, когда в Южной Вавилонии не было бы прорицателя по внутренним органам. Каждое поколение прорицателей добавляло к унаследованному от своих предшественников перечню предзнаменований новые. Еще во втором тысячелетии до н.э. такие перечни составляли очень большой раздел вавилонской литературы.
|
|
Лицевая сторона Муляж печени овцы из обожженной глины в Британском музее |
Обратная сторона Муляж печени овцы из обожженной глины в Британском музее |
Для Ашшурбанипала, царя Ассирии (668-626 гг. до н.э.) были подготовлены десятки, возможно даже сотни списков предзнаменований, которые хранились в царской библиотеке. Без составленных самим царем каталогов ими невозможно было пользоваться. Огромное количество перечней предзнаменований находилось и в библиотеке Набу в Ниневии.
Вавилоняне считали, что все страсти и эмоции расположены не в сердце, а в печени и что каждая страсть, эмоция и чувство занимают в ней свой особый участок. Предсказатель основывал свои пророчества, исходя из внешнего вида этих участков. Очевидно, разные прорицатели могли по-своему толковать внешние особенности печени, поэтому жрецы всех больших храмов заботились о подготовке опытных extispices. С этой целью изготавливались глиняные муляжи печени, на которых выделились и подписывались отдельные участки. С помощью этих муляжей юношей учили искусству прорицания по печени, однако вполне вероятно, что иногда на занятиях опытные мастера для иллюстрации тонкостей своего ремесла использовали настоящую печень.
Самый древний из известных муляж печени, использовавшийся для изучения, а, возможно, и в магических церемониях, хранится в Британском музее (No 92668, Guide, p. 120). Я купил его в 1888 г. в Багдаде у уроженца Мосула Давуда Халафа, который утверждал, что этот муляж бьш найден в Абу-Хабба, где в это время попечители Британского музея проводили раскопки под руководством покойного Хормузда Рассама. На протяжении некоторого времени мнения специалистов относительно того, что собой представляет данный предмет, расходились, но в конце концов вопрос бьш разрешен покойным каноником Айзеком Тейлором, ректором Сеттрингтона. Он, не колеблясь, обьявил его муляжом человеческой печени, так как общие характеристики этого предмета напомнили ему черты этрусской бронзовой печени, которую он видел и изучал в Пьяченце во время недавней поездки в Италию. Фотография данного муляжа приводится в книге "Клинописные тексты вавилонских табличек в Британском музее" (часть VI, Лондон, 1898), вместе с расшифровкой надписей с двух его сторон, выполненной Т.Дж. Пинчесом. В предисловии говорится, что начертанный текст на этом уникальном, предположительно представляющем человеческую печень, предмете (Ви. 98-4-26, 238), вероятно, имеет отношение к вавилонской магии. Первая публикация результатов изучения муляжа печени принадлежит Boissier, Note sur un document baby-lonien se rapportant a I'extispicine, 1899. Другое его описание представил М. Jastrow в Religion Babyloniens und Assyriens, (Bd II, pp. 218, 221), опубликовавший также репродукцию муляжа в дополнявшей эту работу Bildermappe (No S. 102,103). Еще одна репродукция данного предмета старины позднее была представлена в Klauber, Politische-religiose Texte (XXXI. f). См. также Ebeling, Keilschrifttexte ausAssurreligiosenlnhalts, No 444.
Сейчас нет никакого сомнения в том, что этот муляж представляет вид печени небольшого жвачного животного, возможно, овцы. На нем видны четыре доли, на которые разделена печень, и наиболее характерные ее черты, а именно, processus pyramidalis (т.е. остроконечный вырост), желчный пузырь и небольшой нарост, называющийся processus papielaris. Поверхность муляжа разделена Примерно на 50 секторов с обозначениями, указывающими на предполагаемые последствия появления на выделенных участках органа определенных отметин, однако ничто не говорит о том, что это могли быть за отметины. Возможно данный муляж использовался для объяснения роли только одной, известной владельцу муляжа конкретной отметины, в зависимости от места ее появления, однако сейчас выяснить ее характер не представляется возможным. На обратной стороне муляжа надписей мало. Очевидно, такие отметины встречались здесь реже.
В последние годы г-н К. Дж. Гадд из Британского музея в связи со своей работой над предзнаменованиями, провел тщательное изучение подобного рода муляжей и выявил ряд важных фактов относительно структуры описываемого муляжа, которые, как правило, упускались из виду. Он обнаружил, что в толще глины просверлены три канала, сходящиеся в полости, расположенной глубоко у основания. Один из них выходит на поверхность в центре большой левой доли и поэтому, вероятно, представляет ductus hepaticus. Второй проходит через весь муляж и открывается непосредственно над наростом, представляющим processus papielaris, тогда как третий выходит немного левее остроконечного выроста и, несомненно, представляет venaportae.
Исходя из характера письма, данный предмет древности можно отнести к периоду I Династии Вавилона, охватывающему примерно 2050 -1750 гг. до н.э.
|