С. Мульдон. Проекция астрального тела


ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда я впервые испытал сознательную астральную проекцию, мне было девятнадцать лет. Будучи так молод, я не осознавал ее значительности. Явления происходили непроизвольно и повторялись часто, и я настолько привык к ним, что фактически перестал считать их чем-то необычным и редко упоминал о них в разговорах с семьей, не говоря уже о том, чтобы записывать, хотя меня побуждали к этому многие заинтересованные люди.
Люди, претендующие на знание, говорили мне, что в сознательной проекции астрального тела нет ничего необычного, что многие психологи могут ее производить по желанию. И я, признаюсь, завидовал тем, кто, как я слышал, способен это делать. Поэтому я стал искать того, кто мог вызвать это явление по желанию, однако мои поиски оказались безуспешными, и со временем я решил, что такого человека найти невозможно. Поэтому я стал экспериментировать сам, и в этой книге вы найдете результаты моих опытов.
Хоть мы и живем в двадцатом веке, в нас есть нетерпимость средневековья, и я не слишком верю в то, что многие без предрассудков отнесутся к тому, о чем я собираюсь рассказать в этой книге. Я написал эту работу, намереваясь передать результаты моих открытий другим людям, изучающим оккультные явления.
К сожалению, многие оккультисты считают, что феномен, называемый сознательной астральной проекцией, является не более чем сновидением.
Я хорошо понимаю, что читатель должен сам испытать сознательную астральную проекцию, а не поверить в нее, и сознаюсь, что и я не принял бы это за правду, если бы не испытал ее сам и не знал, что это действительно правда. Скептик говорит: — Я требую доказательства, объективного доказательства, только тогда я поверю!
Человек, испытавший это переживание, отвечает: — Вы не можете получить объективного доказательства, вы должны испытать это сами, и тогда у вас будет доказательство.
Говорить о том, что такой человек может доказать скептику, что это не сновидение, бесполезно. Ведь и скептик не может доказать ему, что это сновидение. Таким образом их спор бесполезен — как не имеет смысла спор о первопричине или самом последнем действии!
Я опираюсь на вполне определенные результаты. Я говорю — испытайте сами. «Чтобы узнать вкус пудинга, нужно его попробовать». Я ничего не утаивал и не старался завуалировать связанные с этим опасности, что обычно характерно для пишущих на эту тему. Я привел специальные наставления для выполнения проекции астрального тела в той мере, насколько они известны мне самому. И я бы хотел, чтобы подлинность моих заявлений проверялась только результатами, достигнутыми с использованием этих наставлений. Вы требуете доказательств, и я говорю, что они могут быть у вас, — но вы должны пережить это сами. Вы хотите знать, как можно испытать это, и я говорю вам, как. Большего я сделать не могу.
В этой книге я изложил многие опыты, однако они ни в коем случае не исчерпывают того, что я пережил. Книга такого объема едва ли могла вместить отчет обо всех проекциях. Несколько опытов, о которых я рассказываю, никогда не дали бы тех обширных сведений, которые здесь содержатся.
Обычный человек не интересуется переживаниями других — его интересуют собственные переживания. И, создавая эту книгу, я предполагал что читатель захочет узнать, как именно вызывается явление, а не просто читать об опытах. И хотя, как сказано выше, я не слишком верю в то, что многие прочтут написанное без предубеждения, я достаточно оптимистичен, чтобы верить, что любой, добросовестно и последовательно применяющий мои указания, обязательно получит результат.
Не старайтесь судить о книге только одним разумом. Судите о ней по экспериментам. Я не хочу, чтобы мои слова принимались на веру. Я говорю — попробуйте! Придерживайтесь указаний и только потом судите о верности моих положений. Именно потом, а не заранее!
Меня обвиняли в суеверии из-за моей веры в призраки живых и умерших людей. Обычно оказывается, что мои обвинители сами суеверны во многих отношениях! Недавно один верующий сказал мне, что не может понять как это я или кто-либо другой может верить, что внутри нас есть «дух». В то же время он утверждал, что верит Библии от корки до корки — даже тому, что Христос «испустил дух» при смерти.
С другой стороны, материалист считает предрассудком всякую веру в то, что разум может существовать отдельно от мозга/ Его теория такова: мозг вырабатывает мысль так же, как печень желчь. Но материалист (который не может доказать, что мозг вырабатывает мысль) забывает, что он-то не может доказать собственное утверждение! И если вы потребуете от материалиста доказательства, он скажет вам, что в результате опыта (заметьте, опыта) становится очевидным, что мозг вырабатывает мысль. Точно так же как спиритуалист скажет вам, что в результате опыта становится .очевидным то| что мозг не вырабатывает мысль. Как материалист, так и спиритуалист должен отбросить «разум» и обратиться к опыту.
Все, о чем я и прошу читателя — убедиться в верности написанного, отбросить доводы разума и обратиться к опыту. Я надеюсь, что те, кому он удастся полностью, и даже те, кто получит менее значительные результаты, дадут мне знать об этом: ибо я хочу собрать доказательства!
Я пользуюсь возможностью выразить свою благодарность за ценное сотрудничество и помощь, оказанную в напечатанной: рукописи, моей невесте, мисс Вудрин.

СМ.


ВВЕДЕНИЕ Хиеворда Каррингтона

Астральное тело можно определить как копию или эфирный двойник физического тела, которое оно напоминает и с которым в нормальном состоянии совпадает. Предполагают, что оно состоит из какого-то флюидического или .тонкого вида материи, невидимого обычным глазом. В прошлом о нем говорили как об эфирном, ментальном, духовном теле, теле воскресения, двойнике, светящемся теле, тонком теле, сияющем теле (призрака) и т.д. В современной теософской литературе проводились различия между этими различными телами. Однако для нашей цели мы можем игнорировать эти различия и говорить об «астральном теле» как о более тонком виде материи,— в отличие от органической структуры, известной западной науке и изучаемой физиологами.
Общие представления заключаются в том, что каждый человек обладает астральным телом точно так же, как обладает сердцем, мозгом и печенью. В действительности астральное тело гораздо более реально, чем физическое, ибо последнее — не более чем машина, предназначенная для работы в физическом плане. Однако не следует полагать, что астральное тело является также и умом человека. Подобная ошибка делается часто. Оно является носителем души в той же мере, в какой и физическое тело, и составляет одно из основных связующих звеньев между умом и материей. Конечно, материалисту, который рассматривает ум как продукт определенного действия мозга, такая теория показалась бы ненужной и бессмысленной. Но данная книга не предназначена для материалистов. Она предназначена для всех тех, кто верит в реальность определенных сверхнормальных (психических) явлений или, по крайней мере, в теоретическую возможность существования астрального тела. Для таких людей, я уверен, эта книга окажется подлинным источником ценных и уникальных сведений,

Учение

Таким образом, астральное тело совпадает с физическим в часы полного бодрствующего сознания, однако во время сна оно в большей или меньшей степени выходит из него, обычно паря над физическим телом. В трансе, обмороке или под влиянием анестезии и т.д. астральное тело точно так же отделяется от физического. Подобные случаи отделения являются примерами автоматической или непроизвольной проекции. Таким примерам мы противопоставляем сознательную или произвольную проекцию, при которой субъект стремится оставить свое физическое тело и действительно делает это. Тогда он находится в астральном теле в состоянии полного сознания и бдительности и способен смотреть на свой собственный физический механизм и присутствовать где пожелает,— возможно, наблюдая сцены и посещая места, которых он никогда не видел. Впоследствии он может удостовериться в подлинности своих впечатлений, посетив эти места. В астральном теле при полном сознании ему кажется, что он испытывает влияние необычных, сверхнормальных сил. Он может по желанию вернуться в физическое тело или же быть втянутым в него в результате какого-либо потрясения, испуга или сильных эмоций.
Астральное и физическое тела постоянно связаны между собой чем-то напоминающим шнур или кабель, через который проходят жизненные токи. Если шнур перерезать, немедленно наступит смерть. Единственная разница между проекцией и смертью заключается в том, что шнур в последнем случае разорван. Этот шнур — «серебряный шнур», как он называется в «Ек-клезиасте» — эластичен, способен сильно растягиваться. Он составляет основное связующее звено между двумя телами. Вышесказанное является общим и очень кратким изложением учения об астральном теле и его проекции.*

------------------------
* См. краткую статью «Серебряный шнур» Макса Хейделя в «Оккультном сборнике», май 1938 г,- прим. авт.

Хотя литература по данному вопросу достаточно обширна, я почти не обнаружил в ней материала научного характера, и, кроме того, там почти отсутствуют практические наставления о том, как выходить из физического тела. Если такое тело действительно существует и может произвольно проецироваться (как утверждают многие),— почему же тогда опубликовано так мало практических руководств по этому вопросу? Понятно, что необходимо обратить внимание на опасности, таящиеся в таких опытах. Каждый здравомыслящий человек отдает себе отчет в возможности их существования. И, тем не менее, ему хотелось бы испытать все это самому. Однако почти невозможно получить точные и практические указания у тех, кто заявляет о своей способности к сознательной проекции, и я уверен, что в этом со мной согласится каждый, кто практикует подобные опыты. Почему это так? Я абсолютно согласен с м-ром Мульдоном в том, что подобная неизвестность проистекает не из-за теоретических «опасностей», а просто потому, что эти самозваные учителя не знают. Они узнают, что астральная проекция существует, возможно они сами это испытали, однако истинных деталей явления — как оно происходит — они не знают и поэтому не могут рассказать другим.
Огромная ценность этой книги заключается в том, что информация этого рода читателю дается впервые, и я верю в то', что здесь у нас есть документы великой важности — сведения, которых долго ждали все интересующиеся психическими явлениями, и которые, возможно, никогда не были бы опубликованы, если бы не счастливое стечение обстоятельств. Поэтому читателю, наверное, будет интересно узнать, как оказалась написанной эта книга, а также кое-что о ее авторе.

Как была написана эта книга.

В своей книге «Современные психические явления» я, характеризуя работу м-ра Шарля Ланселена (далее о ней будет говориться более подробно), посвятил главу экспериментальной проекции астрального тела. Этот материал я значительно дополнил в следующей книге,— «Высшее психическое развитие». Она была основана почти исключительно на работах других авторов, и я всегда чувствовал, что этого недостаточно. В сжатом виде в ней было представлено все, что мне удалось раскопать по этому важному вопросу. В ноябре 1937 г. я получил письмо от М-ра Сильвана Мульдона, в котором он писал: «Недавно я закончил чтение Вашей работы «Оккультные и психические науки». Меня очень заинтересовала глава «Астральная проекция», так как я сам был «проектором» в течении пятнадцати лет — задолго до того, как узнал, что этим занимались и другие... Меня больше всего поразило Ваше замечание о том, что м-р Ланселен сказал практически все, что известно по этому вопросу. Конечно, м-р Каррингтон, я никогда не читал книги Ланселена, но если в своей книге Вы передали ее суть, то в таком случае я мог бы написать целую книгу о том, чего Ланселен не знает... Я сомневаюсь, действительно ли Ланселен сознательный проектор. Из того, что вы писали, я заключил, что либо Ланселен не проецировал свое астральное тело, либо его субъекты не находились в состоянии ясного сознания, когда экстериори-зировались. Разве не так? Если бы м-р Ланселен Или его субъекты находились в полном сознании, разве они не могли бы привести подробные детали этого переживания? Конечно, могли. Однако их нет! Я испытал все это, все ощущения, движения и явления, которые появляются, начиная от полного сознания в физическом теле, до перехода его в астральное тело и затем опять в состояние «совпадения»... Меня очень поразило также то, что так мало сказано об астральном шнуре — самой основе всего явления. Возможно ли, что никто из субъектов Ланселена не исследовал и даже не видел этот шнур... Ничего не было сказано о том, как шнур действует, как он стабилизирует «призрак» или приводит его в состояние неустойчивости. Каков его размер, когда тела почти совпадают. Как он уменьшается в объеме, и о силе сопротивления до определенного расстояния (это я измерил в точности) и т.д. Ланселен говорит, что «призрак» появляется, как бы дрожа от ветра, но не говорит, чем это вызвано. Ланселен не сообщает, как управлять астральным шнуром, тем механизмом, который является жизненным фактором. Он говорит, что астральное тело выходит из солнечного ; сплетения — это совершенно неверно. Тело отделяется во всех точках одновременно. Шнур сосредоточивается в определенном сплетении, и идеальным местом является продолговатый мозг, который имеет непосредственный контроль над органами дыхания в спящем физическом теле. Ланселен ничего не говорит о подавленных желаниях и состоянии сердцебиения, ни о том, как стабилизировать «призрак» после того, как завершена экс-териоризация. Он ничего не: говорит о том, какую форму «призрак» принимает, как он движется в момент выхода, как
возникает каталептическое состояние в то время, как попадает в состояние, в котором он беспомощен и не может путешествовать...
Роль силы воли во всех таких явлениях значительно преувеличена. Помимо силы воли существуют и другие пути достижения результатов,— фактически, семь других способов. А идея хорошего здоровья является ничем иным как ошибкой. Я говорю и могу это доказать, что чем ближе человек к смерти, тем легче ему проецировать свое астральное тело... Я МОГ бы еще многое рассказать об астральной проекции, но предполагаю, что вы скажете: «Докажите это»,.. Но доказать это непросто. На ЭТО понадобился бы целый трактат. Когда-то я хотел написать книгу, но затем отказался от этой мысли, поскольку все называли меня ненормальным, и я понял, что никто на такую книгу не обратит внимания... Но я достаточно много экспериментировал/ чтобы понимать, что если вы полностью изложили суть известного по этому вопросу, то, действительно, он еще во многом не изучен... Могу добавить, что я работал над этим не менее пяти лет, и если вы прочитаете мое письмо и отнесетесь к нему серьезно, это окажет мне большую честь...»
Едва ли нужно говорить о том, что я нашел человека, обладающего огромным запасом ценнейшей информации, и я, не откладывая в долгий ящик, ответил подробным письмом, убеждая м-ра Мульдона тотчас же начать свою книгу, которую я Обещал отредактировать, написать к ней предисловие и издать.
В результате получилась вот эта книга. Я могу сказать, что м-р Мульдон и я работали над ней очень дружно, он ответил на многие вопросы, провел большинство из предложенных мною экспериментов, и во всех вопросах выказал полнейшую искренность и щепетильную приверженность истине. Он не декларирует того, чего не может объяснить или подтвердить.'Он не выдвигает теорий, которые не основаны на подлинном опыте: если он чего-либо не знает, он говорит об этом открыто. Дополнительные отрывки из его писем дадут этому доказательство, а также будут служить ценным материалом, не* включенным в книгу.
Я могу добавить, что' основная часть этой работы была написана, когда м-р Мульдон был настолько болен, что не вставал с постели, и никто не был уверен, что следующий день не окажется его последним. Если человек бывает когда-либо правдив и искренен, так именно в такой ситуации. Однако Правдивость и искренность автора очевидны в каждой строке книги.
Я бы хотел обратить внимание читателя на то, что в этой книге нет нелепых или абсурдных претензий на то, что произошло во время этих «астральных путешествий». М-р Мульдон не претендует на то, что посетил отдельные планеты, — чтобы вернуться и рассказать нам в подробностях, какая там существует жизнь, он не претендует на исследование обширного и прекрасного «мира духов», он не заявляет, что проник в прошлое или в будущее или что пережил какое-нибудь из своих прошлых «воплощений», что читал «хронику Акаши», что путешествовал назад во времени и обозревал историю человечества или геологические эпохи истории нашей планеты. Он лишь утверждает, что мог по желанию покидать свое физическое тело и путешествовать на некоторое расстояние от него тем или иным способом, обладая при э.том полным сознанием.
Если предположить, что существование астрального тела — это реальность, что оно может произвольно отделяться от физического тела,— все остальное естественно становится на свои места и является именно тем, чем и должно быть при Подобных обстоятельствах.

Проблема доказательства

Конечно, можно ответить так: «Очень хорошо, если реальность астрального тела однажды будет установлена. Проглотив верблюда, ничего не стоит проглотить и комара». И доказательства существования астрального или эфирного тела постоянно накапливаются — совершенно независимо от случаев сознательной, или произвольной проекции. Первое, что поразило начинающих исследователей Общества психических исследований, было огромное число появлений привидения при смерти человека, которого представляет это привидение. Результаты первого опроса, опубликованного в книге «Призрак живых», и второго, более обширного, подтвердили мнение, что такое совпадение не случайно. Ибо между смертью человека и привидением, «двойником», существовала определенная причинная связь, Совершенно естественно, что была сделана попытка объяснить большинство таких случаев, как «телепатические галлюцинации». Однако все их невозможно было объяснить так же просто, и даже в результате первого опроса м-р Майерс испытывал сомнения в достаточности подобных объяснений, как это ясно доказывает его книга «Заметки о некоторых типах психического взаимодействия».
Доказательства объективности некоторых призраков оказались настолько убедительными, что м-р Эндрю Лэнг был вынужден написать в книге «Улица Кок-Лейн и здравый смысл»: «Некоторые привидения —это «призраки» — реальные объективные сущности, заполняющие пространство». И можно сказать, что количество таких доказательств за последние годы значительно пополнилось — совершенно независимо от «материализации» и подобных проявлений. К сожалению, сейчас у нас нет времени углубляться в этот вопрос.
Поэтому можно с достаточной уверенностью утверждать, что доказательства существования какого-то «астрального тела» постоянно накапливались в результате наших психических исследований и что теперь эти доказательства очень сильны. Едва ли следует говорить, что если бы они были окончательно приняты, это помогло бы нам легко объяснить множество других ставящих в тупик явлений — привидения, которых увидели несколько человек одновременно, психические фотографии, ясновидение и т.д., и, предполагая, что такое тело изредка способно передвигать материальные предметы или влиять на них,— постукивания, телекинез, домовых и другие физические явления. На самом деле, как только объективное существование астрального тела будет принято в качестве аксиомы, свет будет пролит как на физические, так и на психические проявления ума.
Абсолютно независимо от подобных второстепенных доказательств всегда существовали отдельные люди, которые утверждали, что могут по желанию оставлять свое физическое тело -и путешествовать в так называемом «астральном теле» в течение определенного времени — сохраняя при этом состояние сознания. Трудность всегда состояла в том, чтобы найти доказательства подобным утверждениями. Действительно, это и является самым трудным, принимая во внимание то, что опыт непременно является субъективным. Подлежит сомнению даже то, являются ли доказательства, приведенные в этой книге, достаточно Убедительными. Тем не менее, была сделана попытка найти таковые, и эти указания, возможно, помогут и вам проецировать свое астральное тело, что послужит наилучшим способом доказательства подлинности сказанного.
Если ряд людей (здравомыслящих во всех других отношениях) выступят с утверждением, что им также удалась произвольная проекция астрального тела, эта тема сразу перестанет казаться чем-то сомнительным.
В настоящей книге м-р Мульдон рассмотрел как «сны падения», так и «сны летания», и предложил оригинальную гипотезу их происхождения. Он считает, что многие из низ^ фактически являются результатом движений астрального тела. Конечно, м-р Мульдон в числе первых готов признать, что большинство подобных сновидений имеют психологически — даже физиологически — обоснованные причины. В качестве примера «иллюзии левитации», подчас вызываемой часто чисто физиологическими механизмами, я не могу не рассмотреть интересные статьи м-ра Лидьярда Х.Хортона, которые появились в журнале «Парапсихология» (апрель 1916, июнь 1918, август 1919). В них он попытался доказать, что подобные иллюзии левитации возможно вызвать даже без состояния сна! Он предложил нескольким испытуемым лечь на кровать или кушетку и полностью расслабиться. Успех эксперимента полностью зависит от степени достигнутого расслабления. Если пациент может достичь полного расслабления мышечной системы, не впадая при этом в сон, он нередко может испытать «иллюзию левитации».
Вот типичный пример такого рода. «Один из них вскочил со стула и отказался продолжать эксперимент, настолько реальным и пугающим было его ощущение парения. Одна женщина ухватилась за стул в мгновенном ощущении, что она улетает, двое других рассказывали, что они чувствовали себя будто бы подхваченными волной, но разум заверил их в том, что это иллюзия. Один из них получил такое удовольствие от подобного ощущения, что принимал его как само собой разумеющееся и считал его частью своего «лечения». А другой сказал, что если бы его голова была такой же легкой, как тело, он бы наверняка улетел. Он описывал свое состояние как «полет», настолько ошеломляющим было это чувство...».
М-р Хортон пытается объяснить все эти явления следующим образом: «Механизм снов летания и иллюзии левитации приписывается главным образом функционированию гормональной и симпатической нервной систем... Происхождение иллюзии левитации является результатом ослабления осязательных ощущений. Вызвано ли это торможением путей передачи ощущения давления (я имею в виду глубокую чувствительность) или просто уменьшением фактического давления мышц — остается вопросом. Я думаю, что последнее является важным фактором, однако и сенсорное «торможение» настолько же реально... Само по себе это не становится достаточным или эффективным основанием для иллюзии левитации, пока не произойдет сосудисто-двигательное расслабление. При их комбинации возникает физический «возбудитель» (в этом случае отрицательный), который дает иллюзию парения...»
Следует заметить, что эта попытка объяснения сильно отличается от объяснения, предложенного Горасом Г. Хатчинсоном (в его книге «Сновидения и их смысл»), а также у X. Эллиса (в его «Мире сновидений»), которое сводится к тому, что сны летания лучше всего объяснять сочетанием дыхательных ощущений с кожной нечувствительностью. Вполне возможно, что, наконец, будет предложено достаточно убедительное объяснение, и его будет достаточно для большинства обычных снов летания. Однако следует особо подчеркнуть, что подобные сновидения сильно отличаются от вполне определенных случаев «проецирования», и'что любое объяснение последних с точки зрения этих принципов было бы некорректно — так же, как, например, объяснять сверхъестественные знащ!Я, продемонстрированные мисс Пайпер во время транса, на .основании физической причины этого транса. Основная проблема осталась открытой. Во всех случаях астральной проекции следует подчеркнуть, что субъект сохраняет ясное сознание своего «Я», когда находится вне физического тела. Он может осмотреться по сторонам и увидеть свое физическое тело, он может рассмотреть свое окружение, он может наблюдать за людьми и видеть отдельные сцены и события, которые он никогда не смог бы увидеть в обычном состоянии, но достоверность которых впоследствии можно проверить. -Суть этого факта является отчетливо сверхъестественной, и для него не подходит ни одно чисто физиологическое объяснение. В своих экспериментах мистеру Хортону удалось создать просто иллюзию левитапии, Которая даже не является сном летания, а собственно сны ле-Тания, по утверждению м-ра Мульдона, — это явления, совершенно отличные от сознательной проекции.

Исторический обзор

Едва ли стоит напоминать читателю, что египтяне безотчетно верили в Ка — что, по сути дела, соответствует нашей концепции «астрального тела». Это Ка, как надо понимать, не душа человека, а ее носитель — так же, как и сегодня полагают, что астральное тело является носителем ума и души. Ка иногда посещало мумифицированное тело, и обычно описывалось как подобный птице двойник умершего. Это изображено на многих древнеегипетских рисунках. Странствования и испытания умерших в Подземном Мире подробно описаны в египетской «Книге Мертвых» и других древних текстах. Еще более удивительной и важной с нашей точки зрения является недавно переведенная тибетская «Книга Мертвых» под редакцией д-ра Эванс-Вентса, выпущенная издательством Оксфордского Университета в 1927 г. Эта книга — Бардо Тходол — вероятно, впервые записана в VIII веке до н.э. Специалисты считают, что рукописи с которой сделан настоящий перевод, примерно сто пятьдесят или двести лет. В ней речь идет о том же, что и в более ранней египетской книге, но с иной точки зрения. Она гораздо более «рациональна», многие из ее учений замечательно соответствуют учениям оккультных и психологических наук. Несомненно, стоит привести очень краткое изложение тех разделов книги, которые соответствуют нашей теме.
Когда человек находится при смерти, зовут ламу, долгом которого является ухаживать за умирающим и должным образ'ом проводить его в следующий мир. Зажимаются артерии по обе стороны шеи. Это делается для того, чтобы поддержать умирающего в сознании и правильным образом направить его, так как сознание во время смерти определяет будущее состояние «комплекса души», причем считается, что существование — это непрерывный переход от одного состояния сознания к другому. Нажатие на артерии определяет путь, по которому будет следовать выходящий жизненный ток (прана). Истинный путь — это тот, который проходит через Врата Брамы.
«Когда приближается смерть, поверните умирающего. Эта поза называется -позой лежащего льва». Пульсация артерий (на правой и левой стороне) горла должна быть сжата. Если умирающий расположен ко сну или если наступает сонное состояние, этому следует препятствовать, и артерии сжимаются сторожно, но сильно. Вследствие этого жизненная сила не сможет уклониться от среднего нерва и несомненно выйдет через 'Врата Браминов. Затем нужно сесть к нему лицом к лицу. В этот момент все чувствующие существа испытывают первое видение Бардо, Ясный Свет Реальности».
В течении всего времени, пока человек умирает, лама побуждает его к спокойному и уравновешенному состоянию ума так, чтобы он мог увидеть и войти в Ясный Свет Реальности и чтобы его не беспокоили галлюцинации или «мыслеформы», которые не имеют объективного существования, кроме как в его собственном уме. Лама руководит всем процессом выхода астрального тела из физического при смерти.
«Обычно считается, что процесс «отделения» занимает от трех с половиной до четырех дней без помощи священника, которого называют фо-бо или «извлекатель принципа сознания», и что даже если священнику удается это извлечение, умирающий обычно не пробуждается к состоянию отдельности от тела, пока не пройдет указанное время».
Если ум умирающего должным образом не концентрируется на Ясном Свете, он может увидеть самых различных демонов. Однако в книге постоянно подчеркивается, что t эти демоны не обладают объективным существованием: это только галлюцинации или «мыслеформы», проходящие только в уме видящего. Они исключительно символичны. Ум способен создавать их и в сновидении. Через них он должен проложить свой путь в Черный Свет небытия. Чем скорее он это сделает, тем скорее будет достигнуто «освобождение».
Положения относительно астрального тела, очень ясны и точны: «Когда ты очнулся от обморока (смерти), то твой Знающий должен восстать в первоначальном состоянии, и прежде должно выйти светящееся тело... Оно называется телом желания... О теле Бардо говоря1'* что оно обладает всеми чувствами. Беспрепятственное движение показывает, что твое нынешнее тело, будучи только телом желания, не является телом из грубой материи... Ты действительно одарен силой чудесного движения... Бесконечно и непроизвольно ты будешь странствовать. Всем тем, кто плачет, ты скажешь: «Я здесь, не плачьте.» Но поскольку они не услышат тебя, ты подумаешь: «Я умер.» И снова в этот момент ты будешь ощущать себя очень несчастным. Но не будь им... Будет серый сумеречный свет и ночью, и днем, и всегда... Даже если ты ищешь свое тело, ты не добьешься ничего, кроме беспокойства. Подави желание обладать телом и позволь своему уму пребывать в состоянии смирения, действуй так, чтобы пребывать в этом состоянии. Это есть проявление странствования ментального тела в Сидпа Бардо. В то же время счастье и несчастье будут зависеть от Кармы...»

Библиография

Относительно астрального тела было написано много — главным образом в книгах, посвященных магии и оккультизму. Я тщательно проштудировал указания в большинстве работ, пытаясь найти какое-нибудь практическое руководство по этому вопросу, однако, это почти не дало результатов. Так, например, в различных трудах Парацельса существуют многочисленные ссылки на астральное тело. В более ранних трудах о колдовстве и чародействе, конечно, встречаются частые ссылки и на астральную проекцию. Теософская литература полна сведений по данному вопросу, но даже здесь я не мог найти конкретную информацию — какое-либо практическое руководство, как добиться проекции астрального тела. Во всех этих книгах изложено очень много теоретического материала (конечно, строго с точки зрения теософии), но мало применимого.
Вот и вся литература, которую я мог найти и в которой не нашел ничего практического. Данный вопрос из-за недостатка - знаний и опыта тщательно замалчивается.,
М-р Мульдон высказывается наиболее определенно. Он объясняет самым подробным образом, как осуществить проекцию астрального тела, и точно описывает, что происходит с умом и телом субъекта во время такой проекции — вместе с другими многочисленными деталями, связанными с этим.
Любой беспристрастный читатель согласится, я думаю, с выводом, что м-р Мульдон не смог бы написать ничего подобного — приобрести подобные знания, некоторым способом не испытав того, о чем он сообщает. Его эрудиция в этой области была очень поверхностной. Его общение с кем-нибудь, обладающим даже десятой частью подобной информации, почти невозможно г— если мы примем во внимание тот факт, что он живет в маленькой деревушке на Среднем Западе. Его знание получено из первых рук в результате самих опытов,— это совершенно очевидно. Как такая информация могла быть получена, действительно ли он проводил подобные опыты — решать это я оставляю читателям.

Самопроизвольные случаи

Как было уже сказано, существует два типа астральной проекции: самопроизвольная и экспериментальная. В первой из них субъект просто обнаруживает, что он «проецировался», не зная, как и почему. Он находит себя вне физического тела, которое может отчетливо видеть. Однако он не знает, как это получилось. Во втором случае экспериментирующий делает решительное и произвольное усилие «проецироваться» — обыч-но в каком-либо определенном месте — и пробуждается там или на пути в это место... Конечно, значительное большинство такий, попыток заканчивается неудачей: успех достигается очень редко. Иногда кто-то может увидеть' субъекта в этом самом месте, однако он остается в неведении о своем очевидном успехе. В этой книге можно найти примеры всех типов или разновидностей проекций вместе с анализом способа действия и объяснением успеха или неудачи, если таковые имели место.
Давайте прежде всего рассмотрим несколько характерных случаев «самопроизвольной» проекции. Как уже было сказано, теоретически она может произойти во время сна, в трансе, под влиянием обезболивающего препарата и т.д. Или же это может произойти, когда субъект бодрствует и находится в сознании, но просто расслабился — по крайней мере, в начале эксперимента. Хорошую иллюстрацию к этому можно найти в книге под названием «Мои путешествия в духовном мире» Каролины Д.Лар-сон, где мы читаем: «...внезапно я подверглась очень странному явлению. Мной овладело чувство глубокого угнетения и мрачного предчувствия, совсем не похожее на то, которое приписывают обмороку. Я боролась против него, но безуспешно. Непреодолимая угнетенность не проходила и вскоре меня охватило оцепенение, до тех пор, пока .каждый мускул не оказался ПарализованнымЛ оставалась некоторое время в этом состоянии. Мой ум, однако, продолжал работать так же ясно, как обычно. Сначала я отчетливо слышала музыку снизу, однако звуки постепенно стали удаляться, наконец все превратилось в Пустоту и мое сознание отключилось. Как долго это состояние Продолжалось, я не знаю. Что произошло за это время, я также не могу рассказать. Затем я осознала себя стоящей на полу около кровати и наблюдающей свое собственное тело, лежащее на ней... Я узнала каждую черточку этого знакомого лица, бледного и неподвижного, словно при смерти, с плотно закрытыми глазами и полуоткрытым ртом. Руки безжизненно лежали вдоль» тела... Я повернулась и медленно пошла к двери, прошла через1 нее в коридор, который вел в ванную... По привычке я сделала движение чтобы зажечь свет, хотя, конечно, не включила его на самом деле, ибо нужды в освещении не было, так как мое тело и лицо испускали сильный беловатый свет, который ярко освещал комнату...».
В случае, опубликованном д-ром И.К.Фанком в его книге «Психическая загадка», автор описывает, как он терял контроль над собственным телом по причине холодного оцепенения, охватывающего его в ряде случаев перед первой сознательной проекцией. В описанном случае после этих предварительных симптомов он потерял сознание: «...Глаза мои ослепил свет, в ушах зазвенело и на мгновение, казалось, я потерял сознание. Когда я вышел из этого состояния, у меня появилось ощущение, что я хожу по воздуху. Невозможно описать словами состояние радости и свободы, ксторое я испытывал. Никогда в жизни мой ум не был столь ясен и свободен... Я понял, что нахожусь в комнате и смотрю сверху вниз на тело на кровати, в котором узнал свое собственное.Невозможно рассказать, какие странные чувства овладели мной. Это тело действительно казалось мертвым. В нем не было признаков жизни, и тем не менее я находился здесь вне тела, а мой ум был исключительно ясен и жив, и я сознавал другое тело, которому материя любого рода не оказывала сопротивления. Посмотрев на тело минуту или две, я начал испытывать его и очень скоро все чувства отделились от физического тела. Я стал создавать направленное усилие, чтобы им воспользоваться. Спустя, казалось,1 долгое время, я смог двигаться, встал с кровати, оделся и отправился завтракать...».
Что касается неизменно выдвигаемого аргумента — что это был просто «яркий сон» — автор говорит: «Я знаю, что многие люди склонны думать, что эти случаи являются плодом активного воображения или, возможно, просто сном. Однако они — не то, и не другое... Если бы весь мир перевернулся вверх дном, это нисколько бы меня не тронуло, так как я абсолютно уверен, что я как был, так всегда и буду свободен от своего физического тела и что моя жизнь вне его была несравненно прекраснее, чем в нем...»,
Очень хорошо известен случай д-ра Уилтса. Он часто публиковался. В связи с этим здесь будут приведены только несколько кратких отрывков. После нескольких предварительных замечаний и описаний д-р Уилтс пишет:
«... С интересом, присущим врачу, я взирал на чудеса своей анатомии, с которой тесно был связан я, живая душа этого мертвого тела... Я наблюдал интересный процесс отделения души от тела. В результате действия какой-то силы, по-видимому, не моей, мое «Я» раскачивалось из стороны в сторону, в результате чего его связь с тканями тела прервалась. Спустя некоторое время это движение прекратилось, и вдоль подошв ног, начиная от пальцев и быстро двигаясь к пяткам, я чувствовал и слышал как бы треск бесчисленных маленьких шнуров. Когда это прекратилось, я начал медленно отступать от ног к голове, как сокращается, резиновый шнур... Выделившись из головы, я стал летать то вверх, то вниз, как мыльный пузырь, выходящий из чубука трубки, пока наконец не оторвался от тела и легко упал на пол, где медленно поднялся и увеличился до обычных размеров. Я казался прозрачным, голубоватого оттенка и абсолютно обнаженным... Я направил взгляд на постель и увидел свое собственное мертвое тело. Оно лежало точно так, как я старался положить его, а именно, на правом боку, с плотно сжатыми ногами, и руками, скрещенными на груди. Я был удивлен бледностью этого лица... Я повернулся и вышел через открытую дверь...»
Затем д-р Уилтс рассказывает о некоторых ментальных экспериментах, которые происходили во время его предварительных «путешествий» — в том числе восприятие определенных предметов, о которых он прежде не знал, но существование которых впоследствии подтвердилось, — ив заключение своего астрального путешествия его внезапно остановило то, что выглядело плотным черным облаком: «Маленькое густо-черное облако появилось впереди меня и приблизилось к моему лицу. Я знал, что меня остановили. Я чувствовал, как способность двигаться и думать оставляет меня. Мои руки бессильно упали по сторонам, плечи и голова поникли, облако коснулось моего лица, и больше я ничего не помнил...».
Когда к нему вернулось сознание, он находился в своем физическом теле.
Д-ром Майерсоном был кратко описан случай достопочтенного Д. Бертрана: «Во время опасного восхождения на Титлис М-р Бертран, отделившись от своих спутников, присел отдохнуть И был парализован холодом. Его голова однако, оставалась ясной и он испытал чувство, описанное м-ром Уилтсом — чувство высвобождения из своего тела. Он оставался привязанным к нему «чем-то наподобие эластичного шнура». Находясь в таком состоянии, он имел опыт ясновидения по отношению к своим отсутствующим спутникам и очень удивил их по возвращении своим рассказом..»

Экспериментальные случаи

Теперь мы подошли к случаям произвольной экспериментальной проекции. Они, как я уже сказал, гораздо более редки и, за исключением нескольких не связанных между собой случаев, более или менее ограничены сообщениями м-ра Фокса, о которых будет рассказано сейчас, — и несколькими сомнительными историческими случаями, весьма древними. Однако на французском языке были опубликованы две книги по этому вопросу: одна из них м-ра ШЛанселена, другая — м-ра Эктора Дюрвиля. Обе работы рассматривают попытку «извлечения» астрального тела из «магнетизированного» субъекта в состоянии транса. Ни в одной Из них не рассматривается случай проекции.
Субъект был введен в глубокий магнетический мес-мерический (отличный от гипнотического) транс и затем ему было предложено, чтобы он, если это возможно, покинул свое тело и отдалился от него на какое-нибудь заметное расстояние. Предлагался ряд простых тестов, чтобы подтвердить, насколько это возможно, что и было успешно выполнено. Я не стану сейчас рассматривать книгу м-ра Ланселена, так как я довольно исчерпывающе охарактеризовал ее в моих ранних работах, а мистер Мульдон ссылается на нее в настоящей книге. Однако, я могу привести краткое изложение данных м-ра Дюрвиля, использованных в его книге. Книга состоит из двух частей: первая—, историческая, теоретическая, освещающая общую теорию «двойника» и приводящая ряд древних и более современных | случаев, которые могли бы считаться примерами его проявления. Вторая часть — экспериментальная, касающаяся случаев,: когда астральное тело проецируется намеренно, в то время как субъект находится в глубоком магнетическом трансе. Некоторая часть этого материала представляет значительный интерес , и замечательным образом совпадает с опытами, описанными д- ром Мульдоном.
«Субъект, подвергающийся эксперименту, находится в постоянном взаимодействии с «двойником» посредством флюидического шнура, способного вытягиваться... Обычно он имеет форму цилиндра, но иногда также может появится в виде ленты... Что касается внешнего облачения призрака, то оно представляется в виде флюидического газа.« Различные впечатления чувств передаются телу посредством астрального шнура. Важен вопрос и о температуре. Обилие света неблагоприятным образом сказывается на астральном теле. Опыты с силомером показали, что мускульная энергия субъекта после проекции всегда больше, чем до нее. И, наоборот, температура руки, особенно правой, в результате подобного эксперимента почти неизменно падает. Одна глава книги посвящена влиянию призрака на (а) двойника другого субъекта — оба находились в «проекции» в одно время — и (б) на физическое тело другого лица. В обоих случаях достигнуты некоторые положительные результаты. Затем на некотором расстоянии от субъекта были поставлены экраны из сернистого кальция, и ему было предложено приблизится к одному или другому экрану. Когда он это сделал, экран осветился. Степень свечения зависела от близости расположения астрального тела. Некоторый успех также наблюдался в физических передвижениях предметов и в стуках и в движении стрелки прибора на некотором расстоянии от субъекта, находящегося в трансе — проецированным астральным телом. Последняя глава рассматривает ряд попыток сфотографировать астральное тело и различные жизненные излучения, испускаемые им или физическим телом. М-р Дюрвиль резюмировал свою книгу следующим образом:
1. Проекция астрального тела есть факт, который можно продемонстрировать с помощью прямого эксперимента. Это демонстрирует и то, что живая сила независима от материи и что наша индивидуальность состоит из физического тела и разумной души, а также жизненной связи, астрального тела.
2. Так как призрак может существовать и действовать отдельно от физического тела, он может также существовать и после смерти. То есть бессмертие — это факт, который таким образом доказывается наукой.
Эта, по-видимому, мало известная работа м-ра Дюрвиля изобилует интересным материалом, и если бы можно было быть уверенным, что все полученные результаты научно точны, она бы представляла собой труд первостепенного значения. Следует отметить, что многие из открытий удивительно совпадают с открытиями м-ра Мульдона. Некоторые критические материалы-комментарии относительно них находятся в данной книге.

Личный опыт Оливера Факса

Единственный подробный, научный и исходящий из первых' рук отчет о серии сознательных и произвольно контролируемых астральных проекций, с которым я когда-либо встречался, находится в статьях О.Фокса, опубликованных в 1920 году. Эти статьи были названы соответственно, «Путь через шишковидную железу» и «За входом через шишковидную железу», и описывают личные переживания автора. Я постараюсь очень кратко их суммировать, процитировав несколько особо интересных абзацев дословно.
М-р Фокс весьма логично начинает с того, что непосредственно представляет читателю две альтернативные теории, которые можно выдвинуть для объяснения его опыта. Это: (а) ; исключительно яркие сновидения и (б) реальные проекции. Которая из двух предполагает истинное объяснение? М-р Фокс ' согласен, что объективно последнюю теорию обосновать исключительно трудно, и поэтому считает, что разумнее ограничиться\ описанием собственных переживаний и изложением своих собственных методов развития, в надежде, что другие, следуя его советам, возможно, достигнут таких же результатов, доказав для , себя тем самым реальность астральной проекции. Первый шаг • (говорит м-р Фоке) состоит в том, чтобы приобрести определенный контроль над сновидениями — но это иной вид контроля, чем тот, о котором говорится в данной книге. Он состоит в том, чтобы, наблюдая определенное несоответствие или анахронизм, получить уверенность, что вы видите сон.
Я цитирую м-ра Фокса: «Восемнадцать лет назад, когда я был студентом технического колледжа, один сон заставил меня начать исследования. Мне просто приснилось, что я стою снаружи своего дома. Посмотрев вниз, я обнаружил, что камни мостовой таинственным образом изменили свое расположение — длинные стороны были теперь параллельны обочине, а не перпендикулярны к ней. Затем меня осенило решение загадки:
Хотя великолепное летнее утро казалось таким реальным, я видел сон. Внезапно яркость происходящего увеличилась в сотни раз. Никогда море, небо и деревья не сияли такой ослепительной красотой, даже заурядные дома казались живыми и таинственно прекрасными. Никогда я не ощущал себя так хорошо, с такой ясной головой и таким божественно могущественным. Действительно, мир стал моей раковиной. Это ощущение невозможно было описать словам, но оно длилось только несколько мгновений и я проснулся. Как я впоследствии понял, контроль моего ума был ослаблен эмоциями, поэтому усталое тело вошло в свои права и оттолкнуло меня. И тогда мною овладела новая чудесная идея. Возможно ли по желанию восстановить великолепие сна? Могу ли я сделать свой сон более продолжительным? Это звучит просто, но на практике я выяснил, что это одна из самых трудных задач на свете. Бесчисленное число раз я сталкивался с самыми грубыми несоответствиями, и затем какая-то несовместимость убеждала меня, что я видел сон. И всегда это понимание влекло за собой описанную выше перемену. Я обнаружил, что могу по желанию проделывать небольшие фокусы — подниматься, проходить сквозь кажущиеся толстыми стены, придавать материи новые формы. Однако во время этих ранних опытов я мог находиться вне тела только очень короткое время, и это сознание сна можно было приобрести только по истечении нескольких недель. Сначала я продвигался вперед очень медленно, однако затем я сделал еще два открытия:
1) Эффектом продолженного сна была боль в области шишковидной железы — сначала тупая, но быстро растущая в своей интенсивности, — и я инстинктивно понял, что это было для меня предупреждением прекратить сопротивление телу.
2) В последние мгновения продолженного сна, в то время, когда я подвергался описанной боли, я испытывал чувство двойного сознания. Я мог ощущать себя стоящим во сне и видящим пейзаж и в то же время чувствовать себя лежащим в постели и видящим свою спальню. По мере того, как призыв тела становился сильнее, пейзаж сновидения бледнел но, напрягая свою волю, чтобы остаться во сне, я мог заставить поблекнуть спальню и возвратить пейзажу сна его целостность.»
Затем м-ру Фоксу пришла в голову мысль: что случится, если он не будет обращать внимание на боль и заставит действовать свое сознание «сна» дальше? Не без трепета он решился на это. В его мозге произошло что-то вроде щелчка, и он обнаружил себя «запертым» во сне. Казалось, off уже не был более связан со своим физическим телом, чувство двойственности сознания Исчезло. Обычное сознание времени тоже исчезло, и он.обнаружил себя свободным в новом мире. Это была его первая сознательная проекция.
Только она продолжалась недолго. Отчасти благодаря полнейшему одиночеству, он испытал чувство паники. В то же мгновение послышался знакомый странный щелчок в мозгу, и м-р Фоке опять оказался в своем теле, находящемся в каталептическом состоянии. Очень медленно он опять приобрел контроль над телом, двигая то одним мускулом, то другим. «Внезапно транс прошел, глаза открылись и я был свободен. С большой радостью я выпрыгнул из постели и немедленно свалился на пол от непреодолимого головокружения. После этого я болел два-три дня..».
И здесь м-р Фоке перечисляет, что, по его мнению, является возможной опасностью в этих опытах. Это:
1) паралич сердца или безумие, являющиеся результатом шока,
2) преждевременные похороны,
3) одержимость,
4) разрыв шнура,
5) возможное влияние на физический организм.
Конечно, как верно замечает м-р фоке, ортодоксальный ученый отнесется с презрением к последним трем пунктам. Тут можно добавить, что все эти опасности скорее воображаемы, чем реальны, и в настоящей книге они будут подробно рассмотрены.
М-р Фоке подводит итог главным свойствам этих астральных проекций следующим образом:
1) Тело кажется находящемся в полузастывшем состоянии, которое по своей интенсивности может приближаться к вышеописанному каталептическому состоянию.
2) Хотя глаза закрыты, комната видна отчетливо, так же, как воздух, который имеет вид пылинок, освещенных солнцем г-или золотистым светом, весьма разнообразным по своей интенсивности. За ним, как раз на границе видимости, что-то напоминающее множество лягушек, серовато-голубых по цвету и вибрирующих.
3) Физические звуки слышны отчетливо.
4) В этом состоянии субъект склонен к галлюцинациям зрения и слуха, что, по мнению других, является ясновидением и яснослышанием.
5) В этом состоянии, особенно когда оно ошибочно принимается за состояние бодрствования, человек легко подвергается сильному беспричинному страху.
6) Ощущаются странные атмосферные явления — как ощущение перед штормом, но в гораздо большей степени.
Таким образом, м-ру Фоксу никогда не удавалось осуществить настоящую проекцию без всякого разрыва в сознании. Он всегда ощущал, что кто-то или что-то удерживает его. Это было все равно, что пройти мимо «Пребывающего на пороге». Затем его внезапно осенило: «Мне нужно заставить свое бестелесное «я» пройти через дверь шишковидной железы, чтобы она защелкнулась за мной... Это было сделано в состоянии транса просто путем концентрации на шишковидной железе и желания подняться над ней. Ощущение было следующее: мое бестелесное «я» устремилось к вершине шишковидной железы и бросилось на воображаемый люк, в то время как золотой свет увеличился в своей яркости, так что казалось, что всю комнату охватило пламенем. Если натиск был недостаточен, чтобы прорваться, тогда ощущение изменялосымое бестелесное «я» утихало и сливалось с телом, в то время как астральный свет уменьшался до нормального. Часто требовались две или три попытки перед тем, как я мог вызвать достаточную силу воли, чтобы миновать препятствия. Казалось, я- стремился к безумию и смерти, но однажды маленькая дверь щелкнула позади меня, и я испытал ту ясность ума, которая во многом превосходит нашу земную. А страх исчез... Поднять тело было легче, чем встать с постели (м-р Фоке с необычайной осторожностью ученого предупреждает читателя, что все сказанное о шишковидной железе не стоит принимать слишком буквально. Но он утверждает, что это подлинное переживание, и считает, что сказанное им недалеко от истины).
В подавляющем большинстве экспериментов м-р Фоке утверждает, что наблюдался разрыв в сознании (видимо, только на несколько мгновений) между его попыткой войти в «дверь» шишковидной железы и полностью сознательным состоянием вне физического тела. Однако в конечном счете ему удалось достигнуть ряда проекций с полным сознанием, в отличие от начальных. Как сообщает он сам:
«Это было кульминацией моих исследований. Я мог переходить от обычного бодрствования в это новое сознательное состояние (или от жизни к «смерти») и возвращаться без всякой Паузы в сознании. Это легко написать, но на это потребовалось четырнадцать лет».
М-р Фоке упоминает три способа передвижения в астраль-" ном теле. Первый из них — горизонтальное скольжение — «выполняется исключительно усилием ума». Обычно эт,о легко, Однако, когда чувствуется натяжение шнура, для этого требует--ся значительное усилие, «как будто держишь веревку из очень упругой резины». М-р Фоке также замечал, что он втягивается в тело спиной. (Причина, почему ему так казалось, полностью объяснена в данной книге).
Вторым методом передвижения является разновидность «поднятия», очень сходная с типичным «сном летания». Он описывается, как «легкий и безвредный».
Третий способ м-р Фоке называет: «субъект при этом взлетает вверх, как ракета с большой скоростью». Он характеризуется как трудный и опасный.
Что касается людей, встречаемых во время этих астральных путешествий, м-р Фокс отмечает:
1) Полное отсутствие «духов стихий» или других пугающих существ, о которых часто говорится, что они населяют Астральный план.
2) Факт, что он почти никогда не видел их, хотя и мог ощущать их присутствие.
Что касается пейзажа, то он почти земной — хотя, конечно, часто встречаются и незнакомые сцены. Одним очень любопыт-. ным и необычным фактором является то, что м-р Фоке никогда не мог увидеть свое собственное физическое тело, хотя он очень отчетливо видел тело своей жены И других людей. Насколько я знаю, им записан только один случай. В этом отношении его опыт уникален. Обычно физическое тело «проектора» является первым, что он видит. В целом, однако, его впечатления и переживания совершенно типичны и совпадают с исследованиями в этой области других людей, как будет показано ниже. Недостаток места не позволяет нам рассказать о драматическом и необыкновенном эпизоде, в котором м-р Фоке потерял свою способность, приобретя ее с таким усилием и упорством. Это можно найти в его статьях, краткое изложение которых здесь приведено.

Некоторые личные опыты

Я думаю что могу закончить этот раздел кратким отчетом о нескольких собственных опытах с использованием «астральной проекции», проведенных несколько лет назад. Они были сделаны, когда я путешествовал по морю. Много раз я желал появиться перед одной молодой дамой — естественно, только психически — именно в то время, когда засыпал. Большинство этих попыток были определенно неудачными, но три раза она внезапно просыпалась и видела меня стоящим в комнате или сидящим на ее постели. Я оставался видимым несколько секунд, затем «рассеивался». Я совершенно не сознавал своего успеха. Утром я просто просыпался как обычно, не зная, произошло что-то или нет. Подобные эксперименты продолжались несколько недель, и едва ли стоит говорить, что я никогда не делал ей ни малейшего намека на время, выбранное для таких «проекций». Конечно, они могли быть как действительно бессознательными проекциями, так и чисто субъективным переживанием, принятым телепатически. Но один опыт был совершенно необычен, и, возможно, на нем стоит остановиться.
Я могу сообщить что молодая дама, о которой идет речь,— превосходная пианистка и обладает феноменальной музыкальной памятью. Если она когда-то слышала или играла какую-либо мелодию, то уже никогда ее не забывала. Это важно по причине, которая станет ясной в дальнейшем. Однажды я спросил ее, слышала ли оно когда-нибудь о старинной песне «Когда вьют гнезда воробьи», которая много лет назад стала знаменитой благодаря Дженни Линд, кумиру моего детства. Она заявила, что нет. Тогда я сказал, что когда-нибудь «пошлю» ей копию, так как был уверен, что песня ей понравится. Тогда мы не придали особого значения этому разговору. Примерно через двое суток я попытался «явиться» перед ней и, как обычно, проснулся утром, не зная, удался ли мой эксперимент. Немного позднее она позвонила мне и сообщила, что я «появился» перед ней прошлой ночью — гораздо яснее, чем обычно — и после этого ее охватило стремление автоматически писать, результатом чего было стихотворение. В тот же день я зашел к ней, услышал рассказ о случившемся и увидел стихотворение. Признаюсь, на минуту я испытал нервную дрожь. Стихотворение представляло собой первые строчки песни «Когда вьют гнезда воробьи», абсолютно точные, за исключением одного слова!
Я просто рассказал эту историю как случай, поскольку не могу представить доказательства, и все это могло быть просто примером удивительного совпадения. Лично я в этом сомневаюсь. Однако я не буду навязывать свое мнение и ограничиваюсь пересказом этого случая как иллюстрирующего любопытные результаты, которые можно получить, экспериментируя в этой загадочной области. Как мы уже увидели, опыты других имели гораздо более удивительные и убедительные результаты.
Теперь я должен закончить это предисловие. Для меня было исключительным удовольствием работать с м-ром Мульдоном во время написания и подготовки этой книги к печати. Я добавил несколько примечаний и предложил некоторые опыты, которые можно было поставить, или определенные моменты, которые должны быть освещены. За этим исключением труд написания этой книги полностью принадлежит ему, и я думаю, что мир исследователей психики глубоко признателен ему за самопожертвование и решимость, проявленные в данной работе, в то время, когда он был тяжело болен и находился в постели. Я хочу засвидетельствовать здесь мое абсолютное убеждение в его искренности, правдивости и удивительно беспристрастном и научном отношении к своим опытам. Все это, я уверен, будут очевидно из самой книга. Это работа имеет величайшую важность, и именно ее уже давно ждали исследователи психических явлений во всем мире.
Хиеворд Каррингтон.

Отрывки из писем мистера Мульдона

Настоящие отрывки из писем, написанные мне м-ром Мульдоном, содержат много интересного материала, которого нет в тексте самой книга. Они помогают пролить свет на психологию автора, и поскольку в данном случае это исключительно важно, я уверен, что их включение оправдано. Едва ли стоит говорить, что эти отрывки были отобраны с разрешения м-ра Мульдона.
Язык автора — в этих письмах, а также в самой книге — представляет значительный интерес и служит дальнейшему раскрытию его внутреннего «Я». Эти письма были написаны мне во время работы над данной книгой.

Х.К.

...Вы спрашиваете меня, трогал ли я когда-нибудь свое физическое тело, находясь в астральном. Нет! Это сделать трудно... Я пытался и считаю, что 'в таком случае возврат в тело неизбежен из-за очень близкого расстояния. Присутствовали ли вы когда-нибудь на сеансе материализации, где вы пытались бы удержать «дух» от возвращения в помещение для медиума. Тогда, если вы когда-либо сталкивались с этим странным магнетическим толчком, вы поймете, как трудно удержаться от возвращения в тело, когда приближаешься к нему слишком близко. Вы также спрашивали меня, видел ли я, будучи в астральном теле, что-нибудь такое, о чем раньше не знал и. что проверил впоследствии, находясь в физическом теле. Несомненно! В этом нет ничего необычного, если осуществить сознательную проекцию. Я часто посещал дома и замечал определенные вещи, а потом шел туда в физическом теле и видел все точно таким же, как в астральном... Но, находясь в физическом теле, я никогда не обнаруживал в себе дара ясновидения — ни единого раза. Единственным способом астрального зрения для меня всегда было нахождение в астральном теле. В физическом же я не мог бы увидеть духов, даже если бы в комнате их был миллион.
Посмотреть вовнутрь закрытого ящика было бы нетрудно, но я никогда не пытался этого сделать в состоянии экс-териоризации. Это просто никогда не приходило мне в голову: но я видел внутренность домов и людей в них, никогда не заходя туда. На столе в гостиной моего дома стоит маленькое приспособление, которое используется, чтобы показать темп ученику, обучаемому музыке — метроном. Чтобы заставить его работать, нужно только пустить в ход маятник, и он будет очень громко щелкать, пока пружина полностью не раскрутится. Я сплю в комнате, смежной с гостиной. Однажды ночью мне приснилось, что я стою очень близко от этого механизма. Во сне я как-будто хотел привести его в действие. Как только мне это приснилось, я сразу же проснулся в своем физическом теле, в постели. Через секунду за стеной стал щелкать метроном. Он не мог заработать сам. Кроме того, он стоял на столе уже много месяцев и им никто не пользовался. Казалось, как только я тронул его во сне, я проснулся и услышал как он стал щелкать в смежной комнате. Если бы не вопрос времени, я был бы склонен думать, что привел его в действие в теле сновидения — которое, конечно, является астральным телом в состоянии частичного сознания. Однако он не работал, пока я не проснулся в физическом теле — хотя я и завел его, во сне секунду назад. Могло ли быть, чтобы желание следовало к цели — пока это мне снилось — и оставалось там, пока я не проецировался в астральном теле. Разве механизм не стал бы работать до того, как я возвратился в физическое? Хотелось бы знать, можно ли сделать что-либо подобное: попробовать сдвинуть что-либо в астральном теле и позволить ему двигаться лишь через некоторое время после того, как астральное тело покинуло его?
То,.что я вам только что рассказал, было записано "несколько дней назад.
Прошлой ночью я опять привел в действие метроном, так же, как и в первый раз. Теперь я старался двигать вещи в сознательной проекции, но это никогда не получалось. И странно, что мне раньше никогда не приходила в голову такая мысль — оба раза это был неожиданный сон. Если бы я мог это делать намеренно! Я не могу понять, почему же механизм заработал только спустя некоторое время после того, как мне это приснилось? Метроном находился примерно в пятнадцати футах от места, где я сплю. Конечно, между нами стена, но это не имеет значения, если действовало тело сновидения. Возможно, потому, что у нас не хватает веры, убежденности в сознательном состоянии, наша двигательная сила недостаточна (через сознательное внушение), чтобы привести что-либо в движение. Разве то, что я только что сказал о моем опыте, не соответствует в значительной степени тому, что там сказано? Единственное, что приводит меня в тупик, это вопрос о времени. Почему этот метроном не начинает работать до того, как я опять не окажусь в физическом теле и в ясном сознании? Определенно, интериоризацйя призрака не занимает времени, если он не находится в сознании. И все же, это не проясняет вопроса о времени! Если бы во сне я хотел привести его в действие, затем пробудился и услышал бы его, это было бы легко объяснимо. Однако он не начинает работать, пока я не проснусь.
(Более позднее письмо). Тот случай с метрономом! Нет, это не была слуховая галлюцинация. Мне пришлось встать и выключить его. Второй раз я завел его, чтобы проверить, услышат ли его наверху. Услышал мой брат и спустя некоторое время спустился и выключил его. Первый раз он работал пять-шесть минут, а во второй — около двадцати. Это нельзя назвать галлюцинацией, не правда ли?
Думаете ли вы, что было бы хорошо упомянуть этот случай как возможное доказательство того, что предметы можно двигать во сне — хотя я и не могу это доказать? Конечно, я не мог бы доказать, что сон действительно сыграл определенную роль. Однако, если это не так, то как же мог начать работать механизм — немедленно после того, как я во сне подумал завести его, если бы я был тут ни при чем?
Мне велели оставаться в постели четыре недели, но, возможно, я смогу продолжать .писать — хотя и не так быстро. Моя спина очень устает, поэтому мне придется ненадолго лечь и на сегодня закончить. Через несколько дней я пошлю вам очередную порцию записей.
Сегодня утром я случайно проецировался, лежа на животе и при полном свете (если этот факт не противоречит законам проецирования, то тогда уже ничего не противоречит!). И вот что я обнаружил. Если вы движетесь вверх, вы думаете, что движетесь вниз, и наоборот. Единственный способ угадать подлинное направление,— это чувство света. Я бы поклялся, что двигаюсь вниз, но сориентировавшись, увидел, что двигался вверх.
Несколько дней назад я проснулся около шести часов и лежал еще около двадцати минут. Затем я опять задремал и мне приснилось, будто я стою на том же самом месте, которое я занимал в своих снах с метрономом — в случаях, о которых я вам раньше рассказывал. Мне снилось, что моя мать сидит в кресле-качалке и она мне говорит: «Ты знаешь, что ты спишь?» Я ответил: « Черт возьми, ведь и правда.» И на этом сон прекратился и, казалось, как только прозвучал мой ответ, я проснулся в физическом теле в постели. Я был в сознании, но двигаться не мог, не мог вымолвить слова, не мог пошевелить веками. Это состояние продолжалось около трех минут. И все это время мое тело дергалось, особенно конечности. Затем я внезапно пришел в нормальное состояние. Спустя примерно две секунды послышался громкий стук -г как будто кто-то стучал по железной кровати деревянным молоточком. Звук был таким громким, что несколько напугал меня... Вспомните, что я был в полном сознании уже две секунды. Перед тем, как прозвучал звук, поблизости никого не было, и это произошло при полном освещении. Такое физическое проявление определенно интересно для меня,— по крайней мере, — так как подобного я никогда не испытывал. Однако я никогда и не пробовал, это произошло само собой.
Вы знаете, есть мнение, что материализация не может произойти, если отсутствует круг. Да, однако я видел, как материализовались три духа. Моя мать была больна, она несколько недель была прикована к постели. Однажды вечером мы были в комнате — она в постели, под действием морфия, разговаривала, как обычно разговаривают после его приема. Одну минуту она говорила совершенно разумно, а в следующую — нет. Я сидел в соседней комнате и читал — лицом к двери ее комнаты. Я почти не обращал внимания на ее речи, так как уже привык к этому. Я читал, когда внезапно услышал гул голосов. В одном из них я узнал голос моей бабушки. Это были три материализованных духа, которые стояли или двигались в комнате, где находилась моя мать. Сначала я подумал, что она поднялась с'постели, затем увидел, что их было три. Я сразу же узнал свою бабушку, а других — нет. На секунду я усомнился в том, что это происходило на самом деле. Затем моя мать позвала: «Сильван, иди быстрее сюда, здесь твоя бабушка, дедушка и Льюис.» (Я никогда не видел двух последних, однако знал бабушку до ее смерти). Моя бабушка была немкой и говорила по-немецки. Я слышал, как она сказала что-то вроде: «Что случилось с тобой?» Я вскочил и пошел в комнату, боясь, что они исчезнут. Моя бабушка стояла у двери ко мне лицом и сказала: «Сольбун,— она не могла сказать «Сильван» и всегда меня так называла, когда я был маленьким. Я приблизился к двери и заговорил. Одна из фигур, казалось, провалилась сквозь пол. Другая, тоже исчезла, но моя бабушка еще стояла там, и по выражению ее лица а мог видеть, что она хотела, чтобы я отошёл. Моя мать была совершенно в здравом уме и сказала: «Почему же ты не вошел быстрее — они все трое материализовались!» Я уверил ее, что наблюдал всю сцену через открытую дверь. В спальне было достаточно светло, так же, как и в комнате, где я читал. Я спросил свою маты «Что она сказала?» Это звучало как «Вот фейл де йонг». Моя мать сказала что-то по-немецки, что я не могу повторить, но что звучало примерно как то, что я слышал. Это значит: «В чем дело, дорогая.» Моя мать наполовину англичанка, а наполовину немка, и понимает и говорит по-немецки. Во всяком случае, все это произошло именно так!
Всякий раз, когда вы видите эти признаки остановки процесса писания, это значит, что я вынужден остановиться и отдохнуть, ибо сидение меня очень утомляет. Но я надеюсь, что вскоре смогу писать дальше. Последние дни я был очень слаб и думал что «отдам концы» в прошлый понедельник.
...Думаю, что пройдет некоторое время перед тем, как я смогу послать вам новую пачку писем, но я сделаю это как можно быстрее. Надеюсь, что вы сможете это прочитать, потому что в постели писать тяжело.
Когда я начинаю об этом думать, становится трудно поверить, что сознательная проекция еще не известна во всем мире. Я почти не могу себе представить, что можно сомневаться в таком реальном явлении, что оно не принимается так же, как физическая жизнь. Однако я сам не был бы так уверен в этом, если бы не испытал много р'аз. Когда человек сознательно проецирует себя, вопрос, истинно ли это, не существует. Человек просто знает это. Я знаю это так же, как знаю, что сижу здесь и пишу это письмо.
Но как мне это доказать кому-нибудь еще? Мне могут сказать, что я вижу сон, в то время как нахожусь в сознании И не Могу доказать обратное. Это самоочевидно...
Я опять встал с постели и сел за работу. Как мне хотелось бы чувствовать себя лучше, когда я пишу эту книгу, потому что все можно было бы сделать гораздо лучше. А пока каждое слово пишется с усилием!
Я никогда не испытывал сознательной проекции не на земном плане. Я знал бы, как это сделать! Действительно интересно, Что многие проекторы могут достичь этих планов, в то время Как многие духи на низших планах утверждают, что они не могут этого сделать. Большинство тех, кто провозглашает за собой такую способность, настолько эгоцентричны, что воображают, что после смерти они сразу же пробудятся на каком-нибудь высшем плане. Я знаю такую женщину, всегда рассказывающую о своих путешествиях в мире духов, однако это всет'да можно объяснить простым сном ясновидения. Она упорно утверждает, что секрет проекции — опасный инструмент в руках невежд и т.д., чтобы ей не докучали просьбами рассказать, как она это делает! Я считаю, что именно здесь она не права. Мне кажется, что если человек знает, как это сделать, он должен точно объяснить, чтобы другие могли попробовать на себе. У меня бы не хватило наглости заявить, что для них это слишком опасно, но не так опасно для меня. Не думаю, что я чем-то лучше других.
Сегодня я посылаю последнюю партию писем. Хорошо бы попросить читателей написать об Их результатах. Возможно, таким образом удастся собрать много ценного материала. Эту просьбу можно было бы вставить где-нибудь в книге.

Используются технологии uCoz