Западная демонология
Абракакс — ABRACAX Имя этого демона, возможно, искаженное
Абрасакс, также известного как Абраксас, божества гностиков с головой
или петуха, или льва, телом человека и змеями вместо ног. Обратите внимание,
что ноги Абракакса изображаются в виде змей.
Е. A. Wallis Budge писал об этом
гностическом божестве: «Абрасакс представляет 365 эонов или эманации
Первопричины, и как Pantheus, т.е. Всебо-жество, он появляется на амулетах
с головой петуха (Феб) или льва (Ра или Митра), телом человека и ногами
в виде змей, оканчивающихся скорпионами, подобно Агатодаймону. В правой
руке он сжимает дубинку или цеп, а в левой держит круглый или овальный
щит*».
Агалиарепт — AQALIAREPT Согласно «Красному дракону», Агалиарепт
имеет в аду чин генерала и изображается как взрослый человек с обвислыми
усами. Однако Монтегю Саммерс приписывает ему авторство некоего зловещего
гримуара: «Еще более мерзкая книга и, к счастью, очень, чрезвычайно
редкая, — это книга «Настоящий и единственный ключ царя Соломона», переведенная
с древнееврейского. Она является полным собранием всех оккультных наук,
к которой добавлено большое количество редких и необычных секретов,
особенно «Знаменитый секрет великой каббалы», известный под символом
Зеленой бабочки. Она старательно исправлена Агалиарептом. Издана она
была в Мемфисе, в доме Али-бека Египтянина. Она имела формат в 1/18
листа и не имела даты издания, хотя известно, что была напечатана примерно
в 1830 г. Перевод, как говорили, был сделан оккультистом по имени де
Плэйньер.
В этом издании имеется большое количество цветных изображений злых талисманов, мрачно выглядящих знаков демонов, которые прибавляются к контрактам с дьяволом. Приводится полное описание церемоний и заклинаний для вызова Люцифера. Этот трактат, который на самом деле является практическим руководством по настоящему демонизму, состоит из девяноста девяти страниц и имеет на титульном листе знак в виде бабочки. Поистине это самое опасное и зловещее собрание». Алоцер — ALOCER Демон Алоцер (или иначе Аллоцер,
Аллоцес, Алокас) — пятьдесят второй демон, которого описывали Макгрегор
Матерс и Алистер Кроули в своем издании «Goetia».
Амдусиас — AMDUSIAS Амдусиас (также Амдусциас и Амдукиас)
— один из демонов ада, описываемых в «Goetia», одном из рукописных гримуаров,
известных также под названием «Lemegeton» или «Lesser Key of Solomon».
Его можно считать покровителем современной рок-музыки в стиле «хэви-метал» ибо он обладает способностью производить ужасную лязгающую музыку, и если это так, то надо признать, что он и по сей день хорошо справляется со своими обязанностями. Аммит — АММГГ Одним из наиболее ужасных египетских
демонов является Аммит — чудовище с крупом бегемота, передней частью
льва и головой крокодила. Египтяне очень боялись всех этих животных,
потому что они поедали людей. Аммит — демон женского пола, известная
как пожирательница мертвых и обитательница Аменты, места, где заходит
солнце. Аментой египтяне называли свои кладбища на западном берегу Нила.
Назначением Аммиты было дожидаться во Дворце справедливости, пока на Великих весах на одну чашу клали сердце недавно умершего человека, а на другую — перо Маат (Maat). Бог Тот записывал результат. Необходимо было, чтобы весы показали одинаковый вес, а стрелка весов легла горизонтально (см. Бадж (Budge), The Book of the Dead («Книга мертвых), стр. 238). Душе, чье сердце прошло испытание, давали приют на Поле подношений... Авдрас — ATTORAS В «Goetia» о демоне Андрасе говорится
следующее:
Чтобы понять это описание, небесполезными
окажутся некоторые объяснения. Под ночным вороном подразумевается сова.
Черные волки когда-то были достаточно распространены в Европе. И волк,
и сова считаются животными, представляющими Зло. Антихрист — THE ANTICHRIST Антихрист (от греческого antichristos:
«противник Христа») упоминается в Библии в Первом и Втором послании
Иоанна, где термин применяется к любому, кто «в последнее время» (см.
1 Ин 2:18) отрицает, что Иисус есть Спаситель, то есть Помазанник Божий.
У второго Зверя было два рога,
«подобные агнчим», и говорит как дракон. Он способен использовать силу
первого Зверя низводить огонь с неба и творить чудеса, так что «земля
и живущие на ней» поклоняются первому Зверю и воздвигают образ первого
Зверя. Посредством второго Зверя образ первого Зверя обретает жизнь
и убивает всякого, кто не будет поклоняться ему. Он наносит таинственное
начертание на правую руку или чело всякого человека. Это начертание
обычно понимается как число 666. Однако в Откровении первого Зверя опознают
по трем признакам: по начертанию, по имени и числу имени Зверя (см.
Откровение 13:17).
Из некоторых библейских намеков в прошлые века широко распространилось мнение, что Антихристом будет еврей племени Дан — предрассудок, который, несомненно, способствовал разжиганию антисемитских настроений в Европе. Эта вера была основана на словах Иакова, обращенных к своим сыновьям на предсмертном одре: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Бытие 49:17). Как дополнительное свидетельство этому использовалось исключение в Откровении 7:5-8 племени Дан из списка племен, у которых на лбу была печать Бога. Аполлион — Apollyon Корнелий Агриппа приравнивал этого
демона к Абаддону и считал его правителем нижней тени сферы планеты
Венера, которая является сефирой Нецах на каббалистическом древе. «Седьмым
домом владеют фурии, являющиеся силами зла, разногласий, войн и опустошений,
чей князь в Откровениях называется по-гречески Аполлионом, на иврите
— Аваддоном, то есть уничтожающим и опустошающим» («Оккультная философия»,
кн. 3, гл. 18). Агриппа цитирует библейские стихи — Откровение 9:11,
которые гласят: «Царем над собою они имела ангела бездны; имя ему по-еврейски
Аваддон, а по-гречески Аполлион». В Ветхом завете название Абаддон употребляется
для места, где помещаются мертвые. Дословно оно обозначает уничтожение
или погибель. Аполлион — греческий эквивалент этого слова.
Демоны, которыми Абаддон предводительствует, появляются при звуках очередной (пятой) судной трубы в пору Страшного суда. Демоны являются в виде саранчи, которая «подобна коням, приготовленным на войну: и на голова-ху ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица че ловечес-кие; и волосы у нее — как волосы у женщин, а зубы у нее, как у львов; на ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну...» Асмодей — ASMODAI В отношении этого демона, чье имя
также пишется Асмодей, «Goetia» пишет следующее: «Он Великий король,
сильный и могущественный. Он является с тремя головами, из которых первая
принадлежит быку, вторая человеку, а третья — как у барана. У него также
хвост змеи, а изо рта исходят языки пламени. Его ступни перепончатые,
как у гуся. Он сидит на адском драконе и держит в руке копье со стягом.
Асмодей первый среди избранных, находящихся под властью Амаймона, он
идет впереди всех».
«Если его хочет вызвать маг, то
лучше делать это вне дома, и пусть он все время стоит на ногах без головного
убора, так как в противном случае, если он его наденет, Амаймон обманет
его и отзовет обратно все его действия. Но если вызывающий видит Асмодея
в вышеназванном обличье, он должен спросит его имя, сказав: «Ты Асмодей?»
— и он не станет этого отрицать и мало-помалу поклонится до земли».
Коллен де Планси и другие отождествляли этого демона с более известным, по имени Асмодеус, который появляется в апокрифической книге Товита как демон-любовник Сарры, задушивший в первую брачную ночь поочередно семерых ее мужей, прежде чем они смогли лишить Сарру девственности (То-вит 3:8). Хотя имена этих демонов похожи, в «Goetia» нет никакого указания, что Асмодей и Асмодеус — один и тот же демон. Почти определенно можно сказать, что имя Асмодеус — производное от Асмодея, но их характерные качества стали разными, и Асмодей остался отдельной и отличной от Асмодеуса сущностью. Это отделение одного демона от уже существующего демона или бога — обычный случай в демоническом фольклоре. Астарот — ASTAROT Имя этого демона — производное
от Аштарот. В «Красном драконе» говорится, что он великий князь ада
и изображается с высунутым языком, как будто передразнивая всех и вся.
Вероятно, его можно отождествить с Астаром — древнесемитским астральным
божеством, почитавшимся наравне с богиней Астартой, как ее грозный супруг.
В угаритских мифах он один из претендентов на власть над миром. Будучи
противопоставлен богу Балу, Астарот является в Угарите воплощением злого
начала; его обычный эпитет: «ужасный».
Известны изображения Астарты в
виде нагой всадницы, стреляющей из лука (см. подробнее следующий раздел
«Аштароф»).
Аштароф — ASTAROTH Имя Аштароф, вероятно, происходит
от имени ханаанской богини плодородия Астарты (Астарты), почитаемой
филистимлянами, а также в Сидоне. Для древних евреев она была супругой
Ваала и отождествлялась с планетой Венерой, когда она сияла вечерней
звездой на западном небосклоне. Она была одной из трех ханаанских богинь:
Анат, Аштарта и Ашера. К Аштарте, возможно, взывали еврейские женщины
во время родов. Как это часто случается, нет ничего похожего в характере
богини Астарты и демона Аштарофа, который следующим образом описывается
в «Goetia»: Магическое кольцо было стандартным
инструментом мага со времен средневековья и Возрождения. Его описывает
и иллюстрирует самый известный из всех гримуаров, «Goetia». Царь Соломон
использовал свое собственное кольцо, чтобы запечатать бронзовый сосуд,
куда он посадил всех демонов, участвовавших в постройке Храма. Поэтому
кольцо имеет очень большое значение . в магии, берущей свое начало от
Соломона. По какой-то странной причине кольцо вызывающего не проиллюстрировано
на вкладках в издании «Goetia» Матерса и Кроули. Здесь изображение кольца
Аштарофа приводится по рукописной версии этой книги.
Азазеяь — AZAZEL Азазель —знаменитый демон пустыни,
удостоенный упоминания в Ветхом завете (см. Левит 16:8). В каббалистическом
тексте «Зохар» (The Zohar) и в книге Еноха Азазель — один из ангелов,
сброшенных с небес за связь со смертными женщинами.
Азиэпь — AZIEL Азиэль — хранитель спрятанных сокровищ.
Его три головы и змееподобные пальцы указывают на связь с трехликой
богиней Гекатой, греческим божеством чародейства и подземного мира.
Демон изображается с бородой, но имеет женский торс с грудями, узкую
талию и широкие бедра. Это указывает на то, что Азиэль — двуполое существо.
Его змееподобные ноги, оканчивающиеся рыбьим хвостом, связывают его
со змеями-чудовищами глубин, например, Левиафаном.
Баэпь — ВАEL Баэль или Баэлл примечателен тем>
что в «Goetia» поставлен первым из семидесяти двух демонов. Коллен де
Планси отождествлял его с библейским божеством Ваалом, изменив орфографию
имени демона, чтобы та совпадала с именем божества, но как уже отмечалось,
схожесть имен не всегда говорит о тождественности.
Бафомет — BAFHOMET
Бафометом назывался идол, которого предположительно почитали рыцари ордена тамплиеров. Первоначальной задачей ордена являлась защита жизни и собственности христианских пилигримов, путешествующих в Святую землю и обратно. Существование демонопоклон-ничества обнаружилось в 1307 г. во время допросов рыцарей, когда они были обвинены королем Франции Филиппом IV в ереси. Двенадцать из 231 допрошенного рыцаря признались в существовании идола, которого описывали по-разному и противоречиво. Говорили, что это была голова из бронзы с длинной бородой и сверкающими глазами, или человеческий череп, или раскрашенное изображение человека, или позолоченная фигурка из дерева либо металла, или голова с тремя лицами, или голова, покрашенная с одной стороны черным, с другой — белым, или бородатый серебряноголовый идол с четырьмя ногами: две впереди и две сзади. Вельзевул — BEELZEBUB Вельзевул — князь ада, чье имя
обычно переводится как «Повелитель мух» (beelzeboub), но которое, вероятно,
должно переводиться как «Повелитель земли» (beelzeboul). Он одна из
старейших и самых знаменитых демонических фигур, восходящая к местному
божеству города филистимлян, Аккаро-ну, который упоминается в Ветхом
завете. «Охоэия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии,
и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула,
божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» (4 Цар 1:2).
здоровеет ли человек (Вторая книга
царств 1:2). Имеются археологические находки с изображением мух, очевидно,
посвященные этому божеству. По мнению некоторых, в этом оказалось желание
унизить сатану низведением его на степень жалкого «бога мух». Эта тенденция
проявляется еще яснее при другом филологическом толковании рассматриваемого
слова — толковании, по которому Вельзевул означает «бога навоза» или
всякой нечистоты и грязи. Он считался главным виновником мучительной
болезни бесноватых, обыкновенно удалявшихся от общества людей в нечистые
места (кладбища и проч.). Бегемот — BEHEMOTH Этот демон основан на описании
животного статочно очевидно, что описывается либо слон, кто именно.
Белиал — BELIAL О немногих демонах пишут книги
и слагаются легенды, однако Белиал удостоился болшего внимания, чем
какой-либо другой обитатель ада, не считая самого Люцифера. В «Goetia»
утверждается, что Белиал — один из четырех демонов, запертых в медном
сосуде магической печатью царя Соломана (говорят, что остальные три
— это Билет, Асмодей и Гаап).
Белфегор — BELPHEQOR Белфегор — демон остроумных открытий
и изобретений. Его имя кажется производным от искаженного библейского
Ваал-Фегор, идола, которому поклонялись израильтяне в Шитгиме (Числа
25:3).
Это поклонение могло сопровождаться
сексуальными ритуалами с «дочерями Моава», а это предполагает, что Ваал-Фегор
был богом плодородия. Как обычно, не существует никакой связи между
характерами демона Белфегора и божеством Ваал-Фегором, хотя имя демона
произошло от имени бога. Бельзебут — BELZEBUT Одним из многих младших демонов является Бельэебут. Существует бесчисленное количество таких малоизвестных демонических существ. Имя этого демона, без сомнения, происходит от Вельзевула, но это не означает, что у них одинаковый характер. В гримуаре, известном как «Le veritable dragon rouge», Бельзебут описывается как князь ада. Его профиль ястребиный, вероятно, чтобы показать, что он князь воздуха.
А. Е. Уайт ассоциировал приведенный выше портрет Бельзебута с Бетором, олимпийским духом четверга и планетой Юпитер (см. The Book of Ceremonial Magic, вкл. 2, стр. 37). Буэр — BUER Описание Буэра, данное в «Goetia»
может быть неполным. «Он появляется в Стрельце, и это его вид, когда
солнце находится в этом созвездии. Он учит философии, как духовной,
так и естественной, логике, а также достоинствам всех трав и растений.
Он лечит у человека все душевные расстройства и дает хороших «знакомцев».
Он управляет 50 легионами духов». Коллен де Планси представлял Буэра
в виде львиной головы, окруженной, подобно спицам колеса, пятью ногами
с копытами, чтобы он мог катиться по земле. Но, вероятно, описание этого
демона в «Goetia» означает, что Буэр напоминает символ зодиакального
знака Стрелец, то есть кентавра с луком в руках.
Кассиэяь — CASSIEL Кассиэль, правящий дух субботы,
в книге Барретта «Magus» имеет явно демонический вид. Строго говоря,
Кассиэль не является демоном ада, но правящим духом субботы. Магические
действия, подпадающие под его власть, выполняются именно в субботу,
при этом, чтобы обеспечить их успешное завершение, вызывается его дух.
В Западной магии черта, разделяющая духов и демонов, всегда очень тонка,
как показывает иллюстрация Кассиэля из «Magus» Фрэнсиса Барретта. Физически
ничто не отличает Кассиэля от десятков демонов ада, описанных в «Goetia».
Он изображен в виде бородатого короля с крыльями и чешуйчатой кожей,
верхом на крылатом драконе, со стрелой в правой руке. В «Fourth Book
of Occult Philosophy» («Четвертая книга оккультной философии») — гримуаре,
ложно приписываемому Корнелию Агриппе — Кассиэль описывается как «бородатый
король, едущий на драконе».
Фрэнсис Барретт в отношении духов субботы утверждал, что «их естество — сеять раздоры, ненависть, злые мысли и замыслы, давать разрешения убивать и калечить каждые члены». Это достаточно демоническое поведение, чтобы во всех практических целях безошибочно приписать Кассиэля к демонам. Барретт добавляет интересную сноску о королевской внешности этого демона. «У тех духов, которые появляются в виде королей, гораздо больше достоинства, чем у принимающих более низкий вид, а те, кто появляется в обличье человека, по власти и могуществу превосходят принимающих вид животных. Последние, в свою очередь, превосходят появляющихся в виде деревьев, инструментов и пр. Поэтому о могуществе и власти духа можно судить по благородному и достойному обличью». Кербер (Цербер) — CERBERUS Не все демоны внешностью похожи
на человека. Цербер — греческий пес-демон, который преданно охраняет
несокрушимые ворота в подземный мир, чтобы души мертвых не сбежали обратно
на залитую солнцем поверхность земли, а также чтобы живые не смогли
свободно входить и выходить из Тартара.
У него три головы и грива из змей. В самой ранней своей форме у Цербера было пятьдесят голов, но позднее осталось лишь три, что явно не пошло на пользу, поскольку Орфей, Геракл, Одиссей и позднее Данте миновали его весьма успешно. Дагон — DAQOW Дагон — божество филистимлян, которое
упоминается в Ветхом завете в связи с Ковчегом согласия. Филистимляне
поместили захваченный ковчег в
Его культ был популярен у ассирийцев.
Возможно, что он родился как бог растительности и постепенно эволюционировал
в бога грозы. Древнееврейское имя Дагон означает «Большая рыба». Этого
бога по-разному описывали в рыбном обличье и потому иногда отождествляли
с Посейдоном. Дагон — главный пекарь принцев ада, и об их кулинарных пристрастиях нам остается только догадываться. Эврином — EURYNOME В пеласгианской версии греческого мифа о сотворении мира Эвринома — имя изначальной матери богов и танцующей создательницы вселенной, которая правила на Олимпе вместе со своим сыном и мужем, титаном Офисном, имевшим форму великого змея. Имя Эвринома означает «далеко блуждающая». В виде голубки она отложила яйцо, содержащее все во вселенной. Когда Офион семь раз закрутился вокруг яйца, оно распалось надвое и освободило солнце, луну, планеты, звезды, горы, реки и живых существ. См. Роберт Грейвс «Греческие мифы», т.1, гл.1.
Нет никакой явной связи между верховной богиней создания и гротескным демоном мужского пола, иллюстрация которого приведена в «Dictionnaire Infernal» Кошена де Плане и, 1863. Infernal» Планси. Часто только имя языческого бога служило основанием для демона в гримуарах, и в большинстве случаев это имя было искаженным. Здесь греческое имя осталось нетронутым, но все значение богини было утеряно. Флорос — FLAUROS Адский демон Флорос (также известный как Хорее, Хорас, Хаврес) — шестьдесят четвертый демон, описанный в «Goetia». «Он великий князь и появляется сначала как могущественный, ужасный и сильный леопард, но через некоторое время по приказу вызывающего он принимает обличье человека с горящими, огненными глазами и ужаснейшим выражением лица. Он дает правдивые ответы на все вопросы о прошлом, настоящем и будущем. Но если он не будет находиться в магическом треугольнике, он солжет обо всех этих вещах и обманет вызывающего во всем, что касается такого-то и такого-то дела. В конце концов он заговорит о сотворении мира и о божественной сущности, и о том, как пал он и другие духи. Он уничтожит и сожжет врагов вызывающего, буде тот возжелает это.
Флерети — FLOURETY Этот демон может восходить к имени
Флороса, демона, описываемого в «Goetia» как великий князь, который
является сначала в виде леопарда, а позже — в виде человека с горящими
глазами и ужасным выражением лица. Однако Флерети, судя по его портрету,
не внушает особого ужаса. Его символ, указанный в «Красном драконе»
рядом с портретом, — конское копыто. В этой книге говорится, что Флерети
— помошник одного из князей ада
Форкас— FORCAS Демон Форкас или Фуркас описывается
в «Goetia» следующим образом: «Он рыцарь и является в виде жестокого
старика с длинной бородой и убеленной сединами головой, верхом на светлом
коне и с острым оружием в руке. Его служба заключается в учебе искусству
философии, астрологии, риторики, хиромантии и пиромантии во всех их
подробностях и в полной мере. Под его властью находятся 20 легионов
духов».
Хакельдама — HAKELDAMA Это демон, который несет зажженный факел с головами человека, кота и гадюки. Его имя может брать свое начало от места, где, по преданию, был похоронен Иуда — предатель Иисуса.
Гарпия — HARPY Гарпии (от harpyiae: похитительницы,
грабительницы или нарушительницы) были, согласно Гссиоду, дочерьми Тавманта
и океаниды Электры. Их звали Окипета и Аэлла. Гесиод описывает их в
своей «Теогонии» (Theogony): «Аэлла и Окипета с красивыми волосами,
которые летают на своих быстрых крыльях, как птицы или дыхание ветра;
высоко они взбрасывают себя».
Инкубусы, суккубусы — INCUBUS,
SUCCUBUS Инкубус — один из демонов, который
воплощает в себе целый класс существ — мужских духов похоти. Имя происходит
от латинского incubare (лежать на чем-либо, лежать грузом, тяготить).
Согласно поверьям, когда Инкубус приходил к спящей женщине и сово-куплялся
с ней, ей снились кошмары и было трудно дышать. Считалось, что Инкубус
сидит у нее на груди или, в некоторых случаях, на лице.
Усилием воли можно отогнать демона,
и тогда давление ослабевает. Иногда демон не желает оставлять свое место
на груди, животе, паху и бедрах. В этом случае это ощущение продолжается
примерно до тридцати секунд после пробуждения, когда сознание давно
вернулось. Вес снимается неожиданно и ощутимо. Чувство при этом точно
такое же, когда с тела поднимают мягкий груз. Можно в действительности
почувствовать ощущение чего-то поднимающегося и удаляющегося. Люцифер — LUCIFER Имя Люцифер означает «светоносец»,
«несущий свет». Таково название утренней звезды, т.е. Венеры; у отцов
церкви этот демон, «сын зари», является обозначением диавола. Этот демон
первоначально был благородным и могущественным ангелом, но поднял на
небе восстание против власти Бога. За грех неподчинения Люцифер был
сброшен в преисподнюю вместе с другими ангелами, которые поддержали
его в войне на небесах. «Как упал ты с неба Денница, сын зари! Разбился
о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо,
выше звезд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов,
на краю севера, взойду на высоты облачные...» (Ис., XIV, 12). В падшем
состоянии его имя стало Сатана.
Люцифуг Рофокапь — LUCIFUQE
ROFOCALE Несмотря на сходство имен, Люцифуг
имеет явно меньший ранг, чем Люцифер, властитель ада. Макгрегор Матерс
ставил Люцифуга как архидемона сефиры Бинот, третьей сферы на сефи-роте
каббалистического Древа жизни (см. «The Kabbalah Unveiled», вкл. IV).
Это, очевидно, более высокое положение, чем заслуживает этот демон.
Заключительное заявление демона магу ясно дает понять характер сделки. «Я также одобряю твою книгу и даю тебе свою настоящую подпись на пергаменте, которую ты приложишь к ее концу, чтобы использовать ее по необходимости. Далее я отдаю себя в твое распоряжение...» Маммона — МАММЮИ В Талмуде и Новом завете слово «mammon» означает «собственность», как денежную, так и имущество, но иногда его персонифицируют в бога или демона. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и Маммоне» (Мф. 6:24). Для каббалистических и христианских магов было обычным выводить имена ангелов из функций и обязанностей, описанных в Священном писании, поэтому нет ничего удивительного в создании демона Маммоны из библейского контекста. Маммона как демон богатства и алчности свое лицо обрел лишь в средние века. Монахиня Св. Франциска (1384—1440), у которой были видения, ставила Маммону в ряду трех князей ада, подчиняющегося только Люциферу. «Первый из них — Асмодей, в свое время бывший херувимом, но теперь ведающий плотскими грехами.
Следующий — Маммона, демон алчности, который «сидит на троне» этого мира. Третий — Вельзевул, управляющий идолопоклонниками. Эти три силы и Люцифер никогда не покидают место своего заточения, иначе как по особому разрешению Бога, однако у них легионы и легионы подчиненных духов на земле, которые ответственны перед ними». Судя по тому насколько Маммона преуспевает в наши дни можно не сомневаться, что святая монахиня несколько ошиблась в отношении его местопребывания, и демон этот и не думал покидать землю. Мархоциас — MARCHOCIAS «Goetia» описывает демона Мархоциаса (или Мархосиаса) следующим образом: «Он великий и могучий маркиз, являющийся вначале в виде волка с крыльями грифона и хвостом змеи, изрыгающего из пасти огонь. Но через некоторое время по команде вызывающего он принимает облик человека. И он сильный боец. Он из ордена Владычества. Ему подчиняются 30 легионов духов. Он сказал своему хозяину, которым был Соломон, что через 1 200 лет собирается вернуться на Седьмое небо».
Макгрегор Матерс, лидер «Золотого рассвета», приготовил к изданию «Goetia» и добавил к описанию этого демона интересную ссылку. «В одной из древних рукописей XVII века, очень плохо написанной, можно вместо «волка» прочитать «вол». Рукопись Матерса была издана Алистером Кроули, который сделал приписку к этой сноске: «Ко мне он всегда является в виде вола и при этом очень оцепенелого». Очевидно Кроули имел в виду самого Матерса, своего бывшего учителя (такой юмор типичен для Кроули, который не мог устоять перед плоской шуткой или каламбуром), но не исключено, что в юношеские годы, во время обучения в «золотом рассвете», Кроули экспериментировал с вызовом большинства, если не всех, демонов, описанных в «Goetia». Его наставник в «Золотом рассвете», Аллан Беннетт, как-то обвинил его в том, что тот «занимается с "Goetia" непрофессионально». Мефистофель — MEFHISTOFHELES Самый известный, хотя не самый почитаемый и далеко не самый могущественный демон, в значительной степени обязанный своей славой таланту поэта Иоганна Вольфганга Гете и композитора Шарля Гуно, Мефистофель (Мефисто, нем. Mephistopheles), согласно преданию, служил «зна- i комцем» немецкому бродячему ученому и магу, Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту (1480— 1540?). Имя этого демона пишут по-разному, в том числе Mephistopheles, Miphostophiles, Mephisto, Mephostophiles and Mephistophilis. Возможно, греч. происхождения — "ненавидящий свет", от ме — не, phos — свет и рholos— любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения — от мефиц - разрушитель и тофель - лжец.
Фольклор и художественная литература
разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между
демоном - духом зла и человеком. Впервые этот литературный персонаж
появился в немецкой народной книге «Повесть о докторе Фаусте...» (опубликована
в 1587), затем он стал героем философской драмы «Фауст» И. В. Гете и
др. произведений (в XX веке вдохновлял Пушкина и Достоевского («Братья
Карамазовы»), в XX
Молох — MOLOCH Молох — еще одно божество, упоминавшееся в Ветхом завете. «Молох» на иврите означает «царь». Вавилоняне почитали это божество, заставляя своих детей — и девочек, и мальчиков — ритуально проходить через огонь (Вторая книга царств 23:10). Это была обычная форма очищения и инициации, использовавшаяся в языческие времена в честь многих богов. По всей видимости, этот бог был популярным: израильтянам недвусмысленно запрещалось «идолопоклонничество с Молохом», т.е. отдавать свое семя Молоху или предлагать ему своих детей (Левит 20:2—5). Всякого, кто нарушал этот приказ, должны были убить его соседи.
Историческая точка зрения состояла в том, что детей сжигали заживо в качестве жертвоприношения Молоху. Это абсолютная чепуха, и трудно понять, как эта нелепая идея смогла в неизменном виде пережить столько веков. Обычная традиция прохождения огня заключалась в прыжке через костер. Этого демона изображают уродливым созданием, с лицом вымазанным кровью, его главное наслаждение — пить слезы матерей. Нибрас- NYBRAS Низший демон, отвечавший за развлечения демонов в аду — ему можно посочувствовать. В отношении характера этих развлечений мы можем только догадываться, но полагаем, что никакие человеческие пороки этим созданиям не чужды и даже сверх того. Небирос — HEBIROS Небирос — это один из нижестоящих демонов ада. Его портрет в «Красном драконе» соединяет тело гусеницы с головой ребенка. Его сопровождает изображение листа. Это предполагает, что Небирос мог иметь некоторую власть над болезнями, переносимыми насекомыми, или влиять на порчу посевов насекомыми.
Офис — OPHIS Офис по-гречески «змея». Имя этого
демона — искаженное имя греческого титана Офиона, сына и мужа изначальной
богини Эвриномы. Офион имел форму огромного змея. Согласно одной из
версий греческих ми-•фов, задолго до прихода Зевса и воцарения на Олимпе
богов, там правили в качестве короля и королевы Офион и Эвринома. Его
сверг и правил на Олимпе титан Хронос, которого сменил Зевс.
Пан — РАИ Пан был древним аркадским пастушьим
богом, защищавшим стада, стаи домашних птиц и ульи. Он также направлял
охотников к добыче. По преданию, у него было тело человека-с бородой,
волосатыми ногами, рогами и ушами козла. Иногда его изображали с коротким
пушистым хвостом. На его грубом лице постоянно отражался похотливый,
плотоядный взгляд.
Пазузу — PAZUZU Пазузу — относительно незаметный шумерский демон чумы, в особенности жарких юго-восточных ветров, которые несли с собой эту болезнь. В наше время он оставался бы поч- ' ти неизвестным, если бы не ирония судьбы. Этого демона выбрали на роль звезды в нашумевшем фильме «Экзорсист». Именно Пазузу вселился в маленькую девочку и заставлял ее голову вращаться на 360 градусов, он был причиной всех неприятностей, которые ей пришлось пережить во время фильма. Я понимаю так, что Пазузу получил процент от прибылей «Экзорсиста» и с тех пор переселился в тропические районы ада, чтобы избежать налогов, которые наложил на него его старый приятель Маммон. Но это только слухи.
Пазузу характеризуется четырьмя крыльями, львиной головой и лапами и телом человека. На иллюстрации не показан хвост скорпиона. Он имеет силу над переносимой ветрами чумой, может приносить ее или отводить. Маленькая статуэтка, показанная на иллюстрации, была найдена в шумерских развалинах лицом на юго-восток, предположительно чтобы отвести злые юго-восточные ветры. Феникс — РНОЕИ1Х Обычно мы не ассоциируем феникса
с демонами. Феникс — это мифическая птица, известная в древние времена
за свое бессмертие. Согласно легендам, она напоминала орла с красными
и золотыми перьями и звездой на лбу.
Существует несколько версий в отношении
того, как возрождался феникс. Римский поэт Овидий утверждает, что, прожив
500 лет, птица строит себе гнездо из редких специй на вершине пальмового
дерева или каменного дуба, ложится в него и умирает. Из ее тела поднимается
птенец феникса, который проживет еще 500 лет, прежде чем опять возродиться
к жизни. Затем молодая птица относила гнездо и труп старой птицы в город
Гелиополис в Египте и оставляла их у дверей храма бога Солнца, Гелиоса. Ронве — RONWE Ронве — один из младших демонов,
который предоставляет знания в иностранных языках. Палка, которую от
носит под мышкой, вероятно, предназначена для битья ленивых учеников.
У него вид настоящего педагога, и он напоминает автору некоторых его
старых учителей.
Саргатанас — SARGATAMAS
В «Красном драконе» Саргатанасу присвоено звание бригадира армии ада. Его портрет напоминает мотылька или другое летающее насекомое, что указывает на относительно низкое положение этого демона. А. Е. Waite связывал данный здесь образ Саргатанаса с Офиэ-лем, олимпийским духом среды, и с планетой Меркурий (см. «The Book of Ceremonial Magic», вкл. 2, стр. Л). Сатана — SАТАN В современной Западной культуре,
как правило, не делают отличий диавола от Сатаны и Люцифера. Эти имена
рассматривают ся как разные аспекты одного и того же существа, дьявола.
Но даже в этом случае будет полезным провести между ними разграничения,
поскольку это поможет полностью определить характер правителя ада, как
его понимают в фольклоре европейских христиан вот уже на протяжении
более тысячи лет.
Слово «дьявол» происходит от греческого
diaballein — «клеветать, порочить». Отсюда дьявол — великий обманщик,
ставящий препятствия на пути человечества. Имя же Люцифер происходит
от латинского «приносящий свет, несущий свет» (см. выше). Так звали
ан- гела- который возглавил восстание против Бога и был низвергнут в
преисподнюю в наказание за то что хотел стать независимым. Люцифер было
именем Дьявола, когда он еще оставался ангелом... Однако, возглавив
преисподнюю, он принял имя (или титул?) Сатаны. Сатанахия — SATATiACHIA В «Красном драконе» Сатанахия (Put Satanachia) представлен как великий генерал ада. Его образ — самый удивительный среди всех демонов. Он сидит внутри полумесяца, тело его покрыто оболочкой, другой полумесяц находится за его головой. Он может быть либо каким-нибудь цветком, либо неким невиданным насекомым. Трудно определить чем. Необходимо помнить приведенное выше замечание Фрэнсиса Барретта: если демон обладает большим могуществом, он появляется в облике человека. Демоны, являющиеся в виде животных, обладают меньшей властью. Еще ниже демоны, являющиеся в виде насекомых или растений. Самые неэначительные — демоны в форме предметов.
Сатанахию титулуют как генерала-аншефа, полагают, что он обладал глубоким знанием всех планет и повелевал всеми земными материями, он также помогал бесам устанавливать тесную связь с людьми, живущими на земле. Трехголовый Серапис — THREE-HEADED
SERAPIS Серапис был искусственным богом, созданным Птолемеем Сотором, греческим правителем Египта, которому нужно было божество, устраивающее и его греческих, и египетских подданных. Имя Серапис — сочетание имен Озириса и Аписа. Озирис был египетским богом мертвых, и греки ассоциировали его со своим правителем царства теней, Аидом.
Согласно легенде, пересказанной
Плутархом, Птолемею приснился сон об идоле, которого он никогда не видел
и который находился в греческом городе Синопе. Статуя ожила и приказала
Птолемею перевезти ее в Александрию. Несмотря на нежелание горожан расставаться
со своим богом, это было сделано три года спустя. В легенде говорится,
что статуя двигалась сама, но мы можем подозревать, что к перевозке
идола приложил руку Птолемей.
Из этих слов можно предположить, что приведенный выше образ — это не сам Серапис, а «Цербер и дракон, которые его сопровождали». Из трех голов бога центральная принадлежит льву, левая — волку, а правая — собаке. Эти три головы иногда приписывали Церберу, демону, охранявшему врата мира мертвых, (см. Карус, «История дьявола», стр. 475, сноска). Две большие змеи, обвивающие образ, легко можно охарактеризовать как дракона — в древние времена питона звали драконом, и термин прижился как название любой крупной змеи. Тевтус — THEUTOS Маг эпохи Возрождения Корнелий Агриппа описывает Тевтуса как принадлежащего к ордену демонов, известному под названием Сосуд несправедливости или Сосуд гнева. «Это изобретатели всего, что есть зло и всех безнравственных искусств, как говорится у Платона» («Occult Philosophy», кн. 3, гл. 18). Ссылка Агриппы на «Федру» Платона, где описывается египетский бог магии и знаний Тот: «Говорят, что в районе Наукратиса в Египте обитал один из древних богов страны, бог, для которого священной являлась птица под названием ибис, а самого его звали Тот.
Именно он изобрел числа и вычисления, геометрию и астрономию, не говоря уж о кузнечных мехах и игральных костях и прежде всего письменности». Тевтус — искаженный вариант имени великого египетского бога Тота. Тифон — TYPHOID Греческое божество Тифон произошло от союза Тартароса и Гайи. Его описывают как монстра со ста драконоподобными головами и змеями вместо ног. Греки Египта отождествляли тифона с египетским богом тьмы и зла, Сетом, братом и смертельным врагом Озириса. У египетского Тифона было 72 демона-помощника, помогавшие ему заточить Озириса в деревянный сундук, который пустили по течению Нила и дальше в море. (Budge (Бадж), Gods of the Egyptians (Боги египтян), т. 2, стр. 124). Число 72 имеет значение, потому что столько же демонов заточил царь Соломон в бронзовый сосуд.
Обратите внимание на сильное сходство иллюстрации Тифона у Кирхера и образом падшего ангела Азиэля. У обоих чешуйчатые змеиные ноги, женские бедра. Уробах — UROBACH Коллен де Планси иллюстрирует Уроба-ха с ночным горшком, наполненным горячими углями, предположительно для того, чтобы поджаривать грешные души в аду. Он весь — уши, нос, глаза и рот, что указывает на остроту чувств, чтобы смаковать мучения своих жертв.
Это существо может быть тем же
самым, что и демон Оробас, упомянутый в «Goetia» и «Discoverie of Witchcraft»
Реджинальда Скотта. Последний так говорит об этом демоне: |